Автор: Бигвава Элеонора Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №88
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: «Приёмы обучения детей рассказыванию»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Приёмы обучения детей рассказыванию».
План.
1.
Рассказывание как средство обучения связной речи.
2.
Приёмы:
а) совместное рассказывание;
б) образец рассказа;
в) анализ образца рассказа;
г) план рассказа;
д) коллективное составление рассказа ( подгруппами, по частям);
е) моделирование ( виды моделей);
ж) оценка детских монологов.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах
Е.И.Тихеевой,
Е.А.
Флериной,
М.М.
Кониной
и
др.
показана
роль
рассказывания
в
развитии
связной
речи
детей,
раскрыто
своеобразие
использования
приёмов
обучения
разным
видам
монологической
речи.
В
многолетней практике выделены следующие приёмы:
Совместное
рассказывание
–
это
совместное
построение
коротких
высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. В
младше группе – в индивидуальной форме, а в средней и старшей группе – со
всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задаёт его схему, называя
начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи ( жила
– была, однажды и т.д.). Совместное рассказывание с драматизацией разных
сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение
какого- либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
Широко применяется на начальных этапах обучения.
О б р а з е ц
п од с к а з ы в а е т
р е б ё н к у
п р и м е р н о е
с о д е р ж а н и е ,
последовательность
и
структуру
монолога,
его
объем,
облегчает
подбор
словаря, грамматических форм, способов внутри текстовой связи.
Образец показывает примерный результата, которого должны достичь
дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и
форме,
живым
и
выразительным.
Образец
следует
произносить
чётко,
в
умеренном темпе, достаточно громко.
Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец
используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.
А н а л и з
о б р а з ц а
р а с с к а з а привлекает
внимание
д е т е й
последовательности
и
структуре
рассказа.
Этот
приём
направлен
на
ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает
им план будущих рассказов.
План
рассказа
- это
2-3
вопроса,
определяющие
его
содержание
и
последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания.
При
описании
игрушек,
предметов
он
помогает
последовательному
выполнению
деталей,
признаков
и
качеств,
а
в
повествовании
–
отбору
фруктов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В
рассказывании
из
опыта
вопросы
в
виде
плана
помогают
вспомнить
и
воспроизвести события в определённом порядке В творческом рассказывании
план
облегчает
решение
творческой
задачи,
активизирует
воображение
и
направляет
мысль
ребёнка.
В
старшей
группе
дети
могут
допускать
отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определённой
последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики,
неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить
план и контролировать следование ему рассказчикам. План рассказа может
сопровождаться его коллективным обсуждением.
Коллективное составление рассказа используется в основном на первых
этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети
продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с
воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их
в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и
свои фразы, затем рассказ повторяют дети.
Другой
разновидностью
этого
приема
является
составление
подгруппами
(серии
сюжетных
картинок
в
рассказывании
на
свободную
тему).
Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает
часть
текста
(серия
сюжетных
картинок).
Этот
прием
используется
при
описании
много
эпизодных
картинок,
в
рассказывании
из
коллективного
опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
Моделирование используется
в
старшей
подготовительной
к
школе
группах. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и
связи, наиболее существенные стороны и свойства обьекта. Используются
разные виды моделей (круг, разделенный на 3 неравные подвижные части,
каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа).
Сначала
модель
выступает
как
изображение
структуры
воспринимаемого
текста,
а
затем
как
ориентир
для
самостоятельного
составления
рассказа
( исследования
Н.Г. Смольниковой), ориентиром для последовательного,
логического
описания
игрушек,
предметов,
времён
года
могут
выступать
также схемы, отражающие посредством определённой символики основные
микротемы
описания
(
Т.Ткаченко).
Можно
использовать
абстрактные
символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой
части
повествования или рассуждения ( геометрические формы; кружок –
начало
рассказа,
прямоугольник
–
основная
часть,
треугольник
–
концовка ).Функции заместителей детям объясняются.
Для
обучения
связной
речи
используются
схематические
изображения
персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно –
схематический
план
смысловой
последовательности
частей
прослушанных
текстов
художественных
произведений.
Затем
осуществляется
обучение
умениям
строить
модель
из
готовых
элементов
в
виде
карточек
с
нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой
стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной
модели. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о
логической
последовательности
текста,
на
которые
он
ориентируется
в
самостоятельной речевой деятельности.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребёнком
темы рассказа, его последовательности, связности. Оценка носит обучающий
характер.
В
младшей
и
средней
группах
оценка
носит
поощрительный
характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали,
чему
им
ещё
предстоит
научиться.
К
анализу
рассказов
в
старшей
и
подготовительной
группах
привлекаются
дети.
Таким
образом
приёмы
обучения
дошкольников
рассказыванию
многообразны.
Методика
их
использования
изменяется
на
разных
этапах
обучения
и
зависит
от
вида
рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности,
самостоятельности.