Напоминание

«Приёмы обучения детей рассказыванию»


Автор: Бигвава Элеонора Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №88
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: «Приёмы обучения детей рассказыванию»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Приёмы обучения детей рассказыванию».

План.

1.

Рассказывание как средство обучения связной речи.

2.

Приёмы:

а) совместное рассказывание;

б) образец рассказа;

в) анализ образца рассказа;

г) план рассказа;

д) коллективное составление рассказа ( подгруппами, по частям);

е) моделирование ( виды моделей);

ж) оценка детских монологов.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах

Е.И.Тихеевой,

Е.А.

Флериной,

М.М.

Кониной

и

др.

показана

роль

рассказывания

в

развитии

связной

речи

детей,

раскрыто

своеобразие

использования

приёмов

обучения

разным

видам

монологической

речи.

В

многолетней практике выделены следующие приёмы:

Совместное

рассказывание

это

совместное

построение

коротких

высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает. В

младше группе – в индивидуальной форме, а в средней и старшей группе – со

всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задаёт его схему, называя

начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи ( жила

– была, однажды и т.д.). Совместное рассказывание с драматизацией разных

сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение

какого- либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Широко применяется на начальных этапах обучения.

О б р а з е ц

п од с к а з ы в а е т

р е б ё н к у

п р и м е р н о е

с о д е р ж а н и е ,

последовательность

и

структуру

монолога,

его

объем,

облегчает

подбор

словаря, грамматических форм, способов внутри текстовой связи.

Образец показывает примерный результата, которого должны достичь

дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и

форме,

живым

и

выразительным.

Образец

следует

произносить

чётко,

в

умеренном темпе, достаточно громко.

Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец

используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

А н а л и з

о б р а з ц а

р а с с к а з а привлекает

внимание

д е т е й

последовательности

и

структуре

рассказа.

Этот

приём

направлен

на

ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает

им план будущих рассказов.

План

рассказа

- это

2-3

вопроса,

определяющие

его

содержание

и

последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания.

При

описании

игрушек,

предметов

он

помогает

последовательному

выполнению

деталей,

признаков

и

качеств,

а

в

повествовании

отбору

фруктов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В

рассказывании

из

опыта

вопросы

в

виде

плана

помогают

вспомнить

и

воспроизвести события в определённом порядке В творческом рассказывании

план

облегчает

решение

творческой

задачи,

активизирует

воображение

и

направляет

мысль

ребёнка.

В

старшей

группе

дети

могут

допускать

отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определённой

последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики,

неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить

план и контролировать следование ему рассказчикам. План рассказа может

сопровождаться его коллективным обсуждением.

Коллективное составление рассказа используется в основном на первых

этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети

продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с

воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их

в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и

свои фразы, затем рассказ повторяют дети.

Другой

разновидностью

этого

приема

является

составление

подгруппами

(серии

сюжетных

картинок

в

рассказывании

на

свободную

тему).

Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает

часть

текста

(серия

сюжетных

картинок).

Этот

прием

используется

при

описании

много

эпизодных

картинок,

в

рассказывании

из

коллективного

опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

Моделирование используется

в

старшей

подготовительной

к

школе

группах. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и

связи, наиболее существенные стороны и свойства обьекта. Используются

разные виды моделей (круг, разделенный на 3 неравные подвижные части,

каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа).

Сначала

модель

выступает

как

изображение

структуры

воспринимаемого

текста,

а

затем

как

ориентир

для

самостоятельного

составления

рассказа

( исследования

Н.Г. Смольниковой), ориентиром для последовательного,

логического

описания

игрушек,

предметов,

времён

года

могут

выступать

также схемы, отражающие посредством определённой символики основные

микротемы

описания

(

Т.Ткаченко).

Можно

использовать

абстрактные

символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой

части

повествования или рассуждения ( геометрические формы; кружок –

начало

рассказа,

прямоугольник

основная

часть,

треугольник

концовка ).Функции заместителей детям объясняются.

Для

обучения

связной

речи

используются

схематические

изображения

персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно –

схематический

план

смысловой

последовательности

частей

прослушанных

текстов

художественных

произведений.

Затем

осуществляется

обучение

умениям

строить

модель

из

готовых

элементов

в

виде

карточек

с

нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой

стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной

модели. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о

логической

последовательности

текста,

на

которые

он

ориентируется

в

самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребёнком

темы рассказа, его последовательности, связности. Оценка носит обучающий

характер.

В

младшей

и

средней

группах

оценка

носит

поощрительный

характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали,

чему

им

ещё

предстоит

научиться.

К

анализу

рассказов

в

старшей

и

подготовительной

группах

привлекаются

дети.

Таким

образом

приёмы

обучения

дошкольников

рассказыванию

многообразны.

Методика

их

использования

изменяется

на

разных

этапах

обучения

и

зависит

от

вида

рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности,

самостоятельности.



В раздел образования