Напоминание

"Влияние учебно-тренировочных занятий плаванием на общее развитие школьников"


Автор: Константинова Светлана Вячеславовна
Должность: Инструктор-методист ФГКОУ МКК
Учебное заведение: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние учебно-тренировочных занятий плаванием на общее развитие школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья. Методическая разработка на тему

«Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста и

особенности гендерного обучения в плавании»

инструктора-методиста ФГКОУ МКК

«Пансион воспитанниц МО РФ»

Мастера Спорта России по плаванию,

Ветерана Труда, Ветерана спорта ЦСКА

Константиновой Светланы Вячеславовны.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ .

1.1. Физиологическая характеристика плавания.

1.2. Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего,

среднего и старшего школьного возраста.

1.3. Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста. Значение плавания.

1.4. Гендерная социализация.

1.5. Возрастные группы школьников.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Структура тренировочных циклов.

2.2. Плавание как средство коррекции нарушения осанки.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Что такое гендер.

Современная

социальная

наука

различает

понятия

пол

и

гендер

(gender).

Традиционно

первое

из

них

использовалось

для

обозначения

тех

анатомо-

физиологических

особенностей

людей,

на

основе

которых

человеческие

существа

определяются

как

мужчины

или

женщины.

Пол

(т.

е.

биологические

особенности)

человека

считался

фундаментом

и

первопричиной

психологических

и

социальных

различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований

стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо

больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное

четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается

в

их

роли

в

воспроизводстве

потомства.

Сегодня

очевидно,

что

такие

«типичные»

различия

полов,

как,

например,

высокий

рост,

больший

вес,

мускульная

масса

и

физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем

было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше

ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую

силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под

влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо

давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы

для

тех

или

других.

Помимо

биологических

отличий

между

людьми

существуют

разделение

их

социальных

ролей,

форм

деятельности,

различия

в

поведении

и

эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили

относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в

одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом

может

определяться

как

женское.

Отмечающееся

в

мире

разнообразие

социальных

характеристик

женщин

и

мужчин

и

принципиальное

тождество

биологических

характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может

быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

Таким

образом

возникло

понятие

гендер,

означающее

совокупность

социальных

и

культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их

биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в

конечном

счете,

психологические

качества,

модели

поведения,

виды

деятельности,

профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной

означает не

просто обладать теми или иными анатомическими особенностями это означает выполнять

те или иные предписанные нам гендерные роли.

Плавание возникло в глубокой древности. Находки археологов свидетельствуют о

том,

что

умение

плавать

воспринималось

как

жизненно

важное

в

Древнем

Египте,

Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось как средство

активного отдыха, и как гигиеническая процедура. Также плавание использовали и в

разных прикладных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление

всевозможных водных преград, как в мирное время, так и в ходе военных действий.

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время умение плавать

относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно

из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание

программ физического воспитания общеобразовательных школ, Пансиона воспитанниц

МО РФ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные

свидетельствуют

о

низком

проценте

детей,

умеющих

плавать.

Специфичность

плавания

как

вида

спорта

заключается

в

том,

что

движения

выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в

плавании

в

значительной

степени

уравновешена

выталкивающей

силой

воды.

Тело

человека в воде весит всего 2-3 кг. Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу

человека.

Занятия

детей

плаванием

с

раннего

возраста

благотворно

влияют

не

только

на

закаливание и укрепление организма, профилактике респираторных заболеваний, но и

способствует совершенствованию всестороннего физического развития.

1.4. Гендерная социализация

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья

подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни,

здоровом досуге.

Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования

психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и

лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.),— одна из важнейших и

актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы

дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ

таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного

выполнения в будущем своих функций.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

-когнитивный - когда ребенок начинает относить себя к определенному полу,

приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения;

-эмоциональный –– поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации,

реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности

(мужественности) и феминности (женственности);

-поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения.

Центральным направлением в учебно-тренировочных занятиях по плаванию является

личностно-ориентированный подход к каждой воспитаннице. В связи с этим на первое

место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Ни для кого

не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая «совместность»

юношей и девушек, режим дня не учитывает разные нормы подвижности. Питание

унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. У мальчиков ярче

проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание

выделится, высокая соревновательность, потребность в достижении результата,

стремление к доминированию. На наш взгляд, эти качества будут в наилучшей степени

использованы в приобщении юношей к спорту, систематическим занятиям физической

культурой. При обучении тренеру-преподавателю важно учитывать, что девочки

(девушки) нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового

восприятия ,а юноши плохо воспринимают объяснение на слух и для них

предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном

восприятии (показ).Гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты

развития юношей и девушек различаются по скорости и по содержанию.

Формы и методы работы с воспитанницами Пансиона отделения плавания опираются

прежде всего на особенности физического развития и при этом следует учитывать, что

«паспортный» возраст ребенка не всегда совпадает с уровнем его биологического

развития (акселерация).Что требует строгого дифференцированного подхода к

нормированию физических нагрузок, особенно при спортивных тренировках.

1.5. Возрастные группы школьников

Приведем

данные

несоответствия

девочек

и

мальчиков

с

учетом

анатомо-физиологических

особенностей и возрастной периодизацией.

Младшая возрастная группа (7-11 лет). Это наиболее спокойный период развития детей. Рост

тела у девочек до 11 лет и у мальчиков до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы

тела. Увеличение массы тела составляет в среднем 3-4 кг., рост тела увеличивается на 4-5 см.,

обхват грудной клетки 1,5 – 2см. в год. Четкой разницы между мальчиками и девочками в этих

показателях не отличается.

В 7 лет масса тела мальчика больше массы тела девочки на 0.2 кг., в 10 лет – на 0.4 кг.; в 7 лет рост

мальчика превышает рост девочки на 1 см.. в 11 лет наоборот меньше на 0.6 см. Сила мышц кисти

у девочек в 7-8 лет меньше. Чем у мальчиков. Примерно на 5 кг., а в 10-12 лет – уже на 10 кг.

Обхват грудной клетки у девочек в 11-12 лет меньше на 1.2 см, а ЖЕЛ – на 100-200 см² по

сравнению с мальчиками.

Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько

снижены.

Одной из важных задач физического воспитания в этом возрасте должно быть обеспечение

правильного

формирования

скелета,

укрепление

мышечной

системы

и

предупреждение

нарушений осанки т.к. скелет детей этого возраста содержит значительное количество хрящевой

ткани.

Суставы

очень

подвижны,

связочный

аппарат

растягивается.

Нарастание силы

мышц

сгибателей определяет развитие мышц разгибателей. Поэтому необходимо подбирать упражнения

специально по направлению на укрепление мышц – разгибателей.

Разницы со стороны сердечно-сосудистой системы между мальчиками и девочками нет. Хотя

сердце младших школьников довольно легко может приспосабливаться к физическим нагрузкам и

быстро

восстанавливается

при

отдыхе

до

исходного

уровня.

Деятельность

его

нередко

неустойчива; могут возникнуть различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения

артериального

давления.

Поэтому

детям

следует

давать

физическую

нагрузку

умеренной

интенсивности.

Подростковый возраст (12-15 лет) характеризуется максимальным темпом роста всего организма

и отдельных его частей, усилением окислительных процессов,

нарастанием функциональных

резервов организма и т.д. Происходит процесс полового созревания. Максимальный темп роста

мальчиков отличается в 13-14 лет – длина тела за год увеличивается на 7-9 см., а у девочек в 11-12

лет происходит увеличение роста в среднем на 7, 22 см. Девочки имеют в этом возрасте большие

размеры тела. Разница в 13 летнем возрасте составляет по массе 3,3 кг., по росту 18 см., по обхвату

грудной клетки 2 см. После14-15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их

опережать. У девочек по сравнению с мальчиками наблюдаются относительно более длинное

туловище и короткие ноги. Костная система у подростков в состоянии усиленного роста. Рост же

костей в ширину не велик. Поэтому в связи с отставанием развития мышечной ткани от роста

костного скелета при неблагоприятных условиях, особенно при гиподинамии. Могут возникнуть

различные нарушения осанки или деформации позвоночника.

Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек в11-12 лет.

К 14 – 15 годам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от мышц взрослых людей. В

этом возрасте сила мышц увеличивается меньше, чем масса тела, поэтому для

физического

воспитания важно

правильн6о

выбрать

оптимальные

исходные

положения

и

упражнения.

У

девочек

подросткового

возраста

заметно

ниже

показатели

мышечной

силы.

Поэтому

все

упражнения, связанные с проявлением силы у девочек необходимо дозировать более строго.

Процесс полового созревания у девочек наступает на 2 года раньше, чем у мальчиков. Ежегодная

прибавка объема сердца у девочек наибольшая в 12-13 лет, а у мальчиков в 13-14 лет. До 13 лет

масса сердца больше у девочек, а в 14-15 лет у мальчиков. Все это необходимо учитывать при

организации и методике проведения тренировочных занятий плаванием. Величина ЖЕЛ в этом

возрасте по прежнему у девочек значительно ниже, чем у мальчиков.

В

этом

периоде

следует

помнить,

что

рационально

построенная

спортивная

тренировка

способствует преодолению временных противоречий и затруднений подросткового возраста.

Старший школьный возраст (16-18 лет) - возраст, выпускников старших классов.

У старших школьников рост тела в длину замедляется и наступает преобладание роста в ширину.

В

эти

годы

опорно-двигательный

аппарат

уже подвержен

меньшей деформации

и

способен

выдерживать даже значительные нагрузки. Более четким становятся половые различия в размерах,

пропорциях тела, функциональных параметрах и общей работоспособности юношей и девушек.

Девушки стершей возрастной группы отстают от юношей в росте на 10-12 см , а массе тела на 5-8

кг. Большая разница отмечается в развитии мускулатуры. Масса мышц по отношению к массе тела

у

девушек

примерно

на

13

процентов

меньше

чем

у

юношей,

а

масса

жировой

ткани

по

отношению

к

массе

всего

тела

у

девушек

больше

примерно

на

10%.Туловище

у

девушек

относительно длиннее, а ноги короче; грудная клетка короче и шире хотя окружность меньше чем

у юношей, плечи у них уже, а таз шире, центр тяжести расположен ниже.

Показатели мышечной силы у девушек меньше т.к. мышцы тоньше. В них много прослоек

жировой ткани. Прирост массы тела у девушек больше чем прирост мышечной силы. Однако,

уступая юношам в силе, девушки превосходят их в точности и координации движений. Сердечная

мышца продолжает развиваться до 18-20 лет, продолжает увеличиваться и объем сердца, у 16-17

летних юношей величина объема сердца равняется в среднем 720 мл., а 18-ти летних достигает

размера сердца взрослых. У девушек усиленная дифференцировка сердечной мышц происходит

примерно 2 годами раньше. Следует подчеркнуть , что во всех возрастных группах, особенно в

старшей группе сердечный ритм у девушек чаще чем у юношей, увеличение систолического и

диастолического давления происходит у юношей и девушек неодинаково. У юношей как и у

подростков

повышение

артериального

давления

происходит

постепенно,

а

у

девушек

скачкообразно с наибольшим возрастанием в 15 лет. Поэтому в 15 летнем возрасте давление у

девушек

выше,

а

в

16-17

лет

эти

различия

сглаживаются.

В

18

летнем

возрасте

уровень

диастолического давления становится более высоким у юношей.

Качественные

градации

умственной

и

мышечной

работоспособности взаимосвязаны во

всех

возрастных группах не зависимо от пола. Высокие показатели умственной работоспособности

чаще

всего

встречаются

у

школьников

обладающих

и

высокими

показателями

мышечной

работоспособности.

Отсюда следует, что физические нагрузки в целом подчинены нашей воле: мы можем не только

выбрать то или иное упражнение, а также вид деятельности, но и повысить или снизить их

интенсивность с учетом возрастных и половых особенностей.

Таким

образом,

учет

гендерных

различий

позволяет

тренерам-преподавателям

по

плаванию

реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Глава

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

ЧАСТЬ

1.1.

Физиологическая

характеристика

плавания

Специфичность плавания как вида спорта заключается в том, что движения выполняются

в

водной,

необычной

для

человека,

среде.

Сила

земного

притяжения

в

плавании

в

значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде

весит всего 2-3 кг. Во время вдоха удельный вес тела становится меньше удельного веса

воды,

на

выдохе

удельный

вес

тела

плавающего

немного

больше.

Уменьшение

веса

тела

в

воде

намного

облегчает

работу

плавающего

человека.

Но

сопротивление

воды,

значительно

превышающее

сопротивление

воздуха,

затрудняет

передвижение. Сопротивление воды зависит от скорости плавания: чем она больше, тем

больше

сопротивление.

Сенсорные

системы.

При каждом движении в воде происходит раздражение тактильных рецепторов кожи,

нервных окончаний в мышцах и суставах. При плавании во время движения головой

раздражаются рецепторы вестибулярной сенсорной системы. Если имеются какие-либо

нарушения со стороны вестибулярного аппарата, нужно с особой осторожностью, под

постоянным

наблюдением

тренера

заниматься

плаванием

,

в

связи

с

возможностью

несчастных случаев. Нырнув в воду, человек не ощущает ослабленного в воде действия

силы земного тяготения и вследствие этого теряет ориентировку. В процессе тренировки в

плавании систематические повторные раздражения рецепторов вестибулярной сенсорной

системы

ведут

к

повышению

ее

функциональной

устойчивости.

Степень

реакций,

возникающих при воздействиях на вестибулярный аппарат, постепенно уменьшается.

Расход

энергии.

Расход энергии во время плавания больше, чем при циклической работе в других видах

спорта. Основные причины этого:

- преодоление сопротивления воды требует дополнительных мышечных усилий (на 1 м

пути расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с той же скоростью);

-вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 мин пребывания в воде

(при температуре 27°С) человек теряет около 100 ккал тепла.

Для

детей,

которым

трудно

выполнять

интенсивную

физическую

работу,

плавание

является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме.

1.2. Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего,

среднего и старшего школьного возраста

Развитие организма детей школьного возраста связано с деятельностью нервной и

эндокринной систем. В соответствии с наследственными особенностями развития эти

системы обеспечивают управление всеми функциями растущего организма.

Центральная нервная система.

В младшем школьном возрасте нервные процессы характеризуются значительной силой и

уравновешенностью, условные рефлексы – достаточно стабильны. Все виды внутреннего

торможения проявляются вполне отчетливо. В этом возрасте отмечается недостаточность

регулирующих влияний коры головного мозга на подкорковые образования. Это

выражается в слабости активного внимания и незначительной сосредоточенности.

В среднем школьном возрасте быстро развивается речевая функция. Обучение чтению и

письму способствует совершенствованию второй сигнальной системы. Словесная

информация становится более полной, способность к отвлечению, абстрагированию

повышается. Совершенствуется способность к полному и точному словесному

выражению двигательных ощущений. Физическое воспитание обеспечивает более тонкое

взаимодействие сигнальных систем и расширяет влияние речи и мышления на

двигательную функцию.

Подростковый возраст проявляется в преобладании процессов возбуждения и в

нарушении координации движений. У подростков нередко отмечаются угловатость,

неловкость движений. Эти особенности имеют временный характер, но их следует

учитывать при дозировании физических нагрузок.

1.3. Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста

(оздоровительное значение плавания).

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее

формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже

температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на

50—80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и

теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают

сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к

простудным заболеваниям. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки,

плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого

пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У

детей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема

сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный

ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность

воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную

клетку, выдоха — из-за сопротивления воды. Дети, систематически занимающиеся

плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ

у профессиональных пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3).

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется

врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в

лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной

недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский

организм.

Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют

опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как

выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они

также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей

осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и

раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от

сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие

показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния и повыша-

ют жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием

занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений

применяется плавание.

Прикладное значение плавания.

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо

плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда

доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение

плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой. Хорошо

плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и

водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо всем служащим и офицерам

Вооруженных сил.

Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг

для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в

результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания

на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды:

дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в

незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не

умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное

течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть.

Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь

тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Структура тренировочных циклов

Плавание является одним из естественных видов двигательной деятельности и

представляет собой уникальное средство физического воспитания. Различают плавание

оздоровительное, лечебное, спортивное.

При разработке программы можно охватить два направления, которые неразрывно

связаны между собой: спортивное и лечебное плавание.

К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не

имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение

детей всеми способами: дельфин (баттерфляй), на спине, брасс, кроль(вольный стиль), а

также стартов и поворотов, на развитие физических качеств (выносливости, быстроты,

скорости, силовых и координационных возможностей).

Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего

физического состояния.

Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды

ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к

активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах.

Необходимость создания программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня

составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки

постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Слабое

физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет

работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического

развития.

Программа по оздоровлению детей может включать в себя два курса:

2.2. Плавание как средство коррекции нарушения осанки и закаливание.

Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две проблемы:

коррекция при нарушениях (разгрузочное положение позвоночника ) и закаливание.

Закаливание особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает

нарушениями осанки.

Наилучший эффект обеспечивает вода температурой не ниже 28 - 29°С. Иначе не

достигается желаемый эффект разгрузки позвоночника. В холодной воде все тело ребенка

напряжено и все мышцы находятся в тонусе.

Продолжительная разгрузка позвоночника в воде дает возможность без ущерба

выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоением навыков различных стилей

плавания.

Заключение

Регулярные

занятия

плаванием

положительно

влияют

на

весь

организм.

Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются

движения,

укрепляется нервная

систем.

Регулярные

занятия

содействуют

росту

и

укреплению

костной

и

мышечной

ткани.

Изучив

данные

первой

главы,

можно

сделать

вывод,

что

плавание

с

оздоровительной целью можно применять в занятиях как со здоровыми детьми школьного

возраста так и с детьми, имеющими ослабленное здоровье и низкий уровень физического

развития.

В

результате

занятий

плаванием

на

организм

человека

оказывается

разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно

и

полезно

практически

всем

возрастным

группам.

Методика

обучения

плаванию

детей

школьного

возраста

должна

иметь

воспитывающий

и

развивающий

характер.

Необходимо

руководствоваться

такими

принципами, как сознательность, систематичность, наглядность, доступность. Принцип

возрастания

нагрузки

и

повторности

осуществляются

при

проведении

занятий

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

детей.

Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья,

подверженности

простудным

заболеваниям,

привычки

к

воде

и

изменениям

температурных

условий,

индивидуальных

реакций

на

физические

нагрузки

можно

находить

наиболее

верные

приемы

работы

при

обучении

плаванию

детей.

Проанализировав

данные,

можно

сделать

вывод,

что

комплексное

применение

методов

обучения

плаванию,

способствует

прохождению

учебно-тренировочного

процесса

на

высоком

уровне.

Список использованной литературы:

1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их

физиологическое обоснование. - М.: Медгиз, 1956.

2. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание./ Пособие для инструктора-общественника. - М.:

«Физкультура и спорт», 1984.

4. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов./Учебное пособие. - М., 2001.

5. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать./Учебное пособие. - М., 1977.

6. Васильева В.В. Физиология человека. - М.: «Физкультура и спорт», 1984.

7.Васильева В.С., Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию./Учебное пособие. – М.,

1973.

8. Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. – М.: «Советский спорт», 1990.

9. Епифанова В.А. Лечебная физическая культура. – М.: «Медицина», 2001.

10.Инясевский К.А., Никитинский Б.Н. Тренировка пловца./Пособие для тренеров. –

Санкт-Петербург, 2000.

11.Карпман В.Л. Спортивная медицина./Учебное пособие для институтов. - М.:

«Физкультура и спорт», 1980.

12. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: «Молодая гвардия», 1983.

Инструктор - методист _________________________ Константинова С.В.



В раздел образования