Напоминание

Детско-родительский проект в подготовительной к школе группе Творческое рассказывание по сказке Ганса-Христиана Андерсена "Дюймовочка"


Автор: Осипова Раиса Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад №4 "Гармония"
Населённый пункт: пгт.Забайкальск, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детско-родительский проект в подготовительной к школе группе Творческое рассказывание по сказке Ганса-Христиана Андерсена "Дюймовочка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Гармония» пгт Забайкальск, Забайкальский район УТВЕРЖДЕНО Заведующей МДОУ д/с №4 «Гармония» ________Э.А.Гаджиевой
Детско-родительский проект

в подготовительной к школе группе

Творческое рассказывание по сказке

Ганса-Христиана Андерсена «Дюймовочка»

Тема: Путешествие в сказку.
Разработал: учитель-логопед Осипова Раиса Анатольевна. пгт.Забайкальск, 2015г.
Краткая аннотация проекта.


Актуальность:
Современный детский сад – место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Эмоциональная отзывчивость дошкольника формируется через обращение к искусству, музыке, литературе. Игра – основная деятельность ребёнка. Игровая деятельность ребёнка. Игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие для развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Игры и игровые упражнения повышают умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки. И, как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий в жизни людей, животных, растений. Проект будет реализовываться через вовлечение учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и родителей в подбор и систематизацию игр и упражнений по всем разделам речевого развития старших дошкольников, в изготовление костюмов и декораций для театрализованной игры.
Состав

участников:
воспитатель группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители, дети. Всего в проект будет вовлечено более 3 педагогов, 10 родителей и более 28 детей, воспитанников группы «Звёздочки».
Вид проекта:

по целевой установке – ролево-игровой
(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли литературных героев, обусловленные характером и содержанием. Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на
шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения; 
по количеству участников – комплексный;

по срокам реализации – средней продолжительности
(с декабря 2015г. по апрель 2016г.) Общая стоимость проекта – приблизительно 60 000 рублей.
Цель

проекта:
Оптимизация коррекционно-образовательного процесса с вовлечением родителей (законных представителей) через создание условий и проведение театрализованных игр. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей, развитие личности каждого ребёнка через формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи и обучение детей творческому рассказу.
Задачи проекта:
1. Повысить уровень компетентности родителей в коррекционно- образовательном процессе. 2. Повысить эффективность работы по развитию и коррекции речи воспитанников подготовительной к школе группы через знакомство с книжной культурой и детской литературой и с использованием театрализованных игр.  закреплять знания о творчестве Г.-Х. Андерсена;  формировать у детей с нарушением речи звукопроизношение и фонематический анализ и синтез;  развивать связную речь, умение высказываться полными, развернутыми предложениями;  обогащать речь словами-признаками, словами-действиями, пословицами;  продолжать учить составлять творческие рассказы;  учить целостно и эмоционально воспринимать художественное произведение;
 воспитывать умение творчески и эмоционально передавать характер героев сказок;  развивать память, воображение, внимание и общую моторику.
Стратегия достижения поставленных целей.

1 этап – этап подготовки проекта, т.е. поисково-аналитический.
 определить задачи, которые будут решаться с детьми, родителями;  разработать модель взаимодействия всех участников проекта;  определить прогнозируемый результат;  обсудить проект с родителями;  выяснить возможности и средства, необходимые для реализации проекта;  определить содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.

Вид деятельности

Исполнители

Место

проведения

Срок

проведения
Разработка сценария проведения сказки «Дюймовочка» учитель- логопед и воспитатель логопедически й кабинет 01.12.- 10.12.2015г. Моделирование и изготовление цветка – лотоса, костюмов для постановки спектакля. родители в домашних условиях воспитанника с 01.01. по 01.04.2016г. Моделирование и изготовление декораций для постановки сказки педагоги и родители групповая комната и логопедически й кабинет с 11.01.по 01.04.2016г Проведение логопедических занятий и игр с детьми, имеющими нарушения речи учитель- логопед, дети и родители логопедически й кабинет в течение учебного года Подбор музыкального музыкальный методический 11.01 – 30.01
репертуара к постановке руководитель кабинет и муз. зал 2016г. Чтение сказок Г.- Х. Андерсена воспитатель, дети групповая комната в течение учебного года Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». Составление окончания сказки. Беседа по прочитанной сказке. воспитатель, дети групповая комната декабрь 2015г. Ролево-игровая деятельность детей воспитатель, учитель- логопед, дети групповая комната, логопедически й кабинет январь- апрель 2016г. Занятия познавательного цикла по лексическим темам «Водоёмы и их обитатели», «Насекомые», «Перелётные птицы» воспитатель, учитель- логопед, дети групповая комната, логопедически й кабинет декабрь- февраль 2015-2016 уч.г. Просмотр мультфильма по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». родители и дети в домашних условиях воспитанника январь 2016г. Рисование, аппликация и лепка героев, сюжетов сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». воспитатель, дети групповая комната январь –март 2016г. Прослушивание аудиозаписи музыкального сопровождения сказки. музыкальный руководитель музыкальный зал февраль 2016г. Разучивание танцев и песен, необходимых для постановки музыкальный руководитель музыкальный зал февраль - март 2016г. Инсценировка сказки на воспитатель, групповая январь
фланелеграфе. дети комната 2016г. Разучивание сценария детьми и взрослыми. воспитатель, учитель- логопед, дети групповая комната январь-март 2016г. Открытый просмотр спектакля по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». все участники проекта музыкальный зал апрель 2016г.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

Вид деятельности

Исполнители

Место

проведения

Срок

проведения
Детское интервью дети, воспитатель музыкальный зал апрель 2016г. Обсуждение и подведение итогов проделанной работы по проекту все участники проекта музыкальный зал апрель 2016г. Определение эффективности использования проектов по театральной деятельности. воспитатель, учитель- логопед, дети групповая комната май 2016г Определение следующего проекта воспитатель, учитель- логопед, дети, музыкальный руководитель групповая комната май 2016г Создание картотеки ролевых и театрализованных игр воспитатель групповая комната в течение учебного года Систематическое использование декораций при проведении воспитатель, учитель- логопед, групповая комната, музыкальный в течение пяти лет
мероприятий и театрализованных игр. дети, музыкальный руководитель зал
4 этап – презентация и защита проектов

Вид деятельности

Исполнители

Место

проведения

Срок

проведения
Выпуск вестника для родителей воспитатель, учитель- логопед, дети приёмная и групповая комната, логопедически й кабинет май 2016г Семинар для педагогов дошкольных учреждений муниципального Забайкальского района воспитатель, учитель- логопед, дети музыкальный зал май 2016г Отправка материала проекта для публикации вСМИ воспитатель, учитель- логопед, Журнал «Дошкольная педагогика» СПб май-июнь 2016г. Участие в конкурсе на портале «Алые паруса» или на другом портале. воспитатель, учитель- логопед, Интернет- ресурсы 2016 год
Ожидаемые результаты
При реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты. 1. Благодаря использованию в воспитании и обучении детей ролевых и театрализованных игр речь воспитанников даст положительную динамику в овладении возрастными речевыми навыками, а значит, в гармоничном развитии личности в целом.
2. Повысится уровень компетентности в образовательном процессе у родителей. 3. Установятся тесный контакт и взаимопонимание педагогов и родителей, что позволит значительно улучшить речевое развитие каждого ребёнка, осуществляя индивидуальный подход. 4. Будут разработаны и изготовлены декорации и костюмы для дальнейшей работы с дошкольниками.
Оценка результатов эффективности проекта будет проводиться по трём

направлениям – педагоги, дети и их родители.
Оценка качества овладения умениями и навыками воспитанников (проводится с помощью речевого развития на начало и конец года, т.е. до и после реализации проекта, отслеживается через беседы с детьми, н а б л ю д е н и я з а н и м и в о в р е м я з а н я т и й , ч е р е з б е с е д ы с родителями._______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оценка качества практической деятельности при реализации проекта (оценивается как самими руководителями проекта, так и Администрацией ДОУ при посещении занятий, игр, открытого мероприятия, при помощи анкет для участников, отзывов коллег) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оценка заинтересованности родителей (отслеживается по их включенности, активности, удовлетворённости от участия в проекте, а также через беседы и интервью) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Бюджет

Проект включает моделирование и изготовление декораций, костюмов предварительную работу с детьми подготовительной к школе групп.
Наименование

Всего (руб.)

Имеется

(руб.)

Требуется

(руб.)

Для изготовления цветка и листа лопуха
Проволока 500 500 Ткань желтая или розовая 1200 1200 Ткань зелёная 1200 1200
Для декораций
Обои 760 760 Картон большого размера 1100 1100 Клей ПВА 2 банки 350 350 Кисти 4 шт 400 400 Акрилловая краска 2 литра 800 800 Коллер зелёного, синего, желтого цвета – 3 шт. 345 345
Для реализации проекта
Ткань для пошива костюма на одного ребёнка 23х2000=4600 0 46000 (родители) Бумага, маркеры, цветной картон, цветная бумага, ватман и др. канцтовары – для изготовления афиши и билетов 700 700 Призовой фонд для награждения 28х150=3400 3400 ИТОГО 56755 1860 54895
Литература:
1. Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно- речевого развития дошкольников. – СП..: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 2. Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2013. 3. Шапатина Т.В. «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» Семинар-практикум. PHILka.RU

Сценарий постановки сказки Ганса-Христиана Андерсена

«Дюймовочка».

(подготовительная к школе группа)
Роли исполнят: Взрослые: Педагог – Осипова Р.А. Ведущая – Дехтяр О.В. Колдунья – Путинцева Н.А. Женщина – Подшивалова О.В. Дети: Дюймовочка – Гладких Софья Мама Жаба – Никитина София Сын Жаба – Стафеев Вдад Рыбки – Дингонарбоев Вадим, Путинцева Варвара, Пунсуков Эрдэм, Аюров Эрдэм Пчела – Роднаева Аяна Муха – Лхасаранова Номина Жук – Беломестнов Артём Паук – Робагошвиль Егор Божья коровка – Арьянова Вика Мышь – Макушева Вероника Крот – Подшивалов Алексей Принц Эльфов – Хачян Алексей Ласточка – Сараева Лиза Бабочки, стрекозы, комары Эльфы – Чимитова Валентина, Красновский Алексей, Шафоростов Кирилл, Бизяев Алексей, Филиппова Софья. Дети сидят на стульях.
Педагог.
Здравствуйте, дорогие дети и взрослые! Сегодня у нас необычная встреча: мы попадаем в сказку.
-А кто знает, что такое сказка? -Какие чудеса в них происходят? -Кто их пишет? Дети отвечают. Много-много лет назад в Дании в семье сапожника родился маленький мальчик и назвали его Ганс-Христиан. (Показывает портрет сказочника) . В детстве Ганс-Христиан Андерсен любил сочинять сказочные истории, но слушал их только старый кот Карл. Когда Андерсен вырос, он стал записывать свои сказки, и взрослые читали их своим детям. Сказки писателя знают и любят во всём мире. Они интересные, поучительные, немного грустные, но в них всегда добро побеждает зло. Какие сказки Ганса-Христиана вы знаете? («Огниво», «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Дюймовочка» и т. д.) Ребята, вам нравятся сказки Андерсена? Я вам предлагаю совершить путешествие в одну из его сказок – в сказку «Дюймовочка». Слышите, уже звучит волшебная музыка и сказка начинается.
Ведущий.
Тихий город стоит, Греясь в тёплых лучах. Он пока ещё спит – Суеты нет в домах. Лишь в окошке видна Всё одна и одна – Одинока, грустная женщина… Женщина сидит и грустит у окна. Мимо проходит Колдунья.
Колдунья.
Что случилось с тобой?
Ведущий.
А она всё молчит…
Колдунья.
Горю я помогу, побеседуй со мной!
Женщина.
Я одна словно перст,
Расхотелось мне жить, Мне не хочется есть, Мне не хочется пить. Я мечтаю о том, Чтоб одним ясным днём Была б у меня доченька Красива, как солнышко.
Колдунья
(даёт ей зёрнышко) Вот даю я зерно – Не простое оно. Аккуратно в горшок посади И большого сюрприза жди! Колдунья уходит, а женщина сажает зерно. Дети исполняют танец цветов.
Ведущий.
Наступило утро. (В горшке появляется цветок с бутоном).
Женщина
(удивляется) Был пустой ведь горшок, А теперь здесь цветок. (нюхает) Как листок его нежен, какой аромат, И цветы его нежность дарят. (Прикасается к цветку, и он раскрывается. В центре цветка лежит маленькая девочка.)
Девочка
(просыпается) Я в цветочке была, Как я долго спала. Дюймовочка выходит на середину зала и танцует.
Женщина.
Будешь дочкой моей, А я мамой твоей! В дюйм твой маленький рост, Но мила ты до слёз. Я Дюймовочкой тебя назову.
Ты поспи, а я скоро приду. (Дюймовочка уходит в домик.)
Ведущий.
Ей в скорлупке спать полюбилось, Лепестком от розы накрылась. На перине спала из фиалок – Так спокойно она засыпала. Под музыку выходят жабы и танцуют.
Сын-жаба.
Не хочу учиться, Хочу жениться!
Мама-жаба.
Вот те на, заладил опять. А когда мы будем спать?
Сын-жаба.
Не хочу в болоте спать, Комаров бы поесть, погулять.
Мама-жаба.
Так мы уже ели!
Сын-жаба.
Мамаша, вы надоели! Мама-жаба подходит к домику и смотрит в окно.
Ведущий.
Жаба-мать по берегу шла И к большому дому пришла. На подоконник скакнула.
Мама-жаба.
О, славная сыну будет жена! Вот только очень она мала. Зато прелестна, красива,
Всему болоту на диво! Мама-жаба ведёт Дюймовочку к Сыну-жабе. Дюймовочка упирается.
Дюймовочка.
Куда вы, скажите, ведёте меня?
Мама-жаба.
Ты на сынка полюбуйся сперва. Он очень умён и очень пригож! Ква-ква, на меня он очень похож!
Сын-жаба.
Бре-ке-ке-ке! Ква-ква! А невеста моя не дурна! Будем мы в тине густой жить, Я тебя буду крепко любить!
Мама-жаба.
Ты посиди на широком листе, А нам надо к свадьбе позвать всех гостей. Сажают Дюймовочку на лист посередине болота и уходят.
Дюймовочка
(плачет) Кто же поможет? Кто же спасёт? Кто же на помощь бедняжке придёт?
Ведущий
Рыбки мимо проплывали И тихонько напевали. Под музыку выбегают рыбки и танцуют.
1-ая рыбка
Мы сейчас тебя спасём И по речке уплывём.
Дюймовочка
(умоляет) Ой, спасите вы меня, Жаб боюсь я как огня.

2-ая рыбка
Стебелёк мы перекусим, По теченью тебя пустим. Под музыку вбегает бабочка и летает по залу.
Дюймовочка
Милая Бабочка, мне помоги, Алую ленточку быстро возьми. Ты понеси меня по реке, чтоб не нашли меня жабы нигде. Бабочка берёт у Дюймовочки ленточку и ведёт её по залу за собой. Дюймовочка бежит за Бабочкой, которая выводит её на полянку. На поляне бал. Букашки танцуют весёлый танец.
Жук
Представляюсь, майский Жук! Я ваш верный, добрый друг! Встаёт на одно колено. Разрешите пригласить, В ритме польки закружить! По окончании танца букашки окружают Дюймовочку. Представляю вас жукам И богатым паукам! Обращается к жукам. Познакомьтесь поскорей Вы с подругою моей! Все жуки удивляются.
Паук
У неё всего две ножки! Как ей бегать по дорожке?
Муха
И без щупалец она – Безобразна, не мила!
Божья коровка

Боже, как она худа! Обращается к Дюймовочке. Ты, случайно, не больна?
Паук
Как уродлива, сестрица, Право, ты не паучица!
Пчела
Обойди хоть целый свет, Некрасивей тебя нет!
Жук
(обращается к Дюймовочке) . Вы, сударыня, простите, Но и вы меня поймите. Я в общине здесь живу И за вас ответ держу. Извините, что расстались, Вы красивей мне казались. Я насмешек не стерплю. Вам гуд бай! Я полечу! Жуки улетают. Дюймовочка плачет.
Дюймовочка
Меня очень удивило, почему я не красива? Ну и что – всего две ножки: Не родня сороконожке. Оглядывается вокруг. Но куда же я пойду. Птицы все летят на юг. Вот лежит большой лопух! Подбегает к лопуху. Им укроюсь потеплей И пойду я веселей.
Слышен шум дождя.
Ведущий
Впереди большое поле, Ветер там гуляет вволю. Хлеб с полей давно убрали, Только стебельки торчали. Звучит музыка, под которую вбегает Мышь.
Ведущий
В норке полевая мышь, Там тепло – сплошная тишь! Есть и кухня, кладовая, да богатая какая. Дюймовочка подходит к норке Мыши.
Мышь
Ты чего по полю бродишь? Ноги, руки отморозишь!
Дюймовочка
Я два дня уже не ела, И усталость одолела.
Мышь
На, поешь зерна, бедняжка, И попей воды из фляжки. Сажает Дюймовочку у камина и накрывает платком.
Дюймовочка
Вот я и согрелась, Вот я и наелась!
Мышь
Оставайся у меня, Ведь зима через два дня. Тебя не буду обижать, В хозяйстве будешь помогать. Дюймовочка берёт метлу и начинает подметать. Мышь убегает по своим делам.

Ведущий
Дюймовочке жилось не худо, Уютно, чистенько повсюду. Просторно здесь, в норе мышиной И у горячего камина.
Мышь
Принесла я радостную весть, Можешь ты на стул присесть. Важный гость ко мне приходит, Разговор о всём заводит. Ой, какой же он богатый! Там просторные палаты. В них зерна не сосчитать! Женой хочешь его стать?
Дюймовочка
Мне бы замуж не хотелось!
Мышь
Вот дурёха, право дело! Ты не спорь со мной, не надо, Жить с кротом – одна услада! Звучит музыка, под которую важно и не торопясь, выходит Крот. ПЕСНЯ КРОТА (на мелодию «Я леплю из пластилина») 1. Я богатый крот и важный Землекоп такой отважный Я прокопал тоннель большущий Чтоб вас в гости пригласить 2. Я копаю дни и ночи Дом в земле мой темный очень Мне не нужен свет и солнце
В темноте люблю я жить. Крот и Мышь танцуют.
Мышь
(представляет Кроту Дюймовочку) Вот Дюймовочка, знакомьтесь!
Крот
За меня не беспокойтесь. Я б женился сей же час. Но сколько ест она у вас?
Мышь
(обращается к Дюймовочке) Проходи да подыши! Я с кротом поговорю, Всё улажу – не горюй! Крот и Мышь шепчутся и уходят. Дюймовочка выходит и видит, как падает ласточка, Звучит музыка. Вбегает Ласточка. Под любой вальс птица совершает движения. По окончании музыки она опускается на колено и закрывает голову крыльями. Дюймовочка накрывает Ласточку листом лопуха, ухаживает за ней.
Дюймовочка:
Бедная птичка замерзла совсем. Тебя я согрею, и будешь ты снова, Как прежде в небе порхать Чудесные песни нам распевать.
Ласточка:
Тви-вить, тви-вить, тви-вить! Спасибо, добрая Дюймовочка! Спасла ты жизнь мою. Тебе добром я отплачу. Ласточка улетает. Дюймовочка возвращается к Мыши, садится на стул, берет спицы, вяжет.
Мышь:
Как дела, Дюймовочка?
Дюймовочка:

(грустно) Хорошо.
Мышь:
Ну что ж ты сидишь? Теперь ты невеста. Готовь с приданное, Да вышивай получше. (Дает ей покрывало)
Дюймовочка:
Я вас, прошу разрешить мне простится с ясным солнышком.
Мышь:
Ну что ж, иди, простись. Дюймовочка подходит к Солнышку
Дюймовочка:
Ясно солнышко, прощай! (Плачет) Прилетает Ласточка
Ласточка:
Не плачь Дюймовочка, Мы улетим с тобой В тёплые края. Дюймовочка и Ласточка улетают. Под музыку вальса «вылетают» Эльфы, танцуют. После танца остаются в стороне. «Вылетает» Ласточка и Дюймовочка подлетают к цветку.
Ласточка:
Вот этот красивый цветок будет твоим домом, Дюймовочка.
Дюймовочка:
Спасибо, милая Ласточка. Ласточка улетает. Дюймовочка обходит цветок. Появляется Король эльфов
Король Эльфов:
Какое чудное создание! Предлагаю тебе руку и сердце. Будь же моею невестой

Дюймовочка:
Я согласна! Эльфы и Дюймовочка исполняют песню о сказке (С. Соснина). Все герои кланяются и уходят
Педагог:
Понравилась вам сказка Г.-Х. Андерсена
.
(Дети отвечают). Эту историю рассказала мне, моя знакомая ласточка. А мы поведали ее вам. А сейчас пора прощаться ! В Добрый путь, мои друзья!
КОНЕЦ!


В раздел образования