Детско-родительский проект в подготовительной к школе группе Творческое рассказывание по сказке Ганса-Христиана Андерсена "Дюймовочка"
Автор: Осипова Раиса Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ детский сад №4 "Гармония" Населённый пункт: пгт.Забайкальск, Забайкальский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Детско-родительский проект в подготовительной к школе группе Творческое рассказывание по сказке Ганса-Христиана Андерсена "Дюймовочка" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Гармония» пгт Забайкальск, Забайкальский район
УТВЕРЖДЕНО
Заведующей МДОУ
д/с №4 «Гармония»
________Э.А.Гаджиевой
Детско-родительский проект
Актуальность: Современный детский сад – место, где ребёнок получает
опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и
сверстниками
в
наиболее
значимых
для
его
развития
сферах
жизни.
Эмоциональная отзывчивость дошкольника формируется через обращение к
искусству,
музыке,
литературе.
Игра
–
основная
деятельность
ребёнка.
Игровая
деятельность
ребёнка.
Игровая
деятельность
сохраняет
своё
значение как необходимое условие для развития интеллекта, психических
процессов,
личности
в
целом.
Игры
и
игровые
упражнения
повышают
умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки.
И,
как
показывает
практика,
особая
роль
в
этом
принадлежит
театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир,
становятся участниками событий в жизни людей, животных, растений.
Проект будет реализовываться через вовлечение учителя-логопеда,
воспитателя,
музыкального
руководителя
и
родителей
в
подбор
и
систематизацию
игр
и
упражнений
по
всем
разделам
речевого
развития
старших
дошкольников,
в
изготовление
костюмов
и
декораций
для
театрализованной игры.
Состав
участников:
воспитатель
группы,
учитель-логопед,
музыкальный
руководитель,
родители, дети. Всего в проект будет вовлечено более 3
педагогов,
10
родителей
и
более
28
детей,
воспитанников
группы
«Звёздочки».
Вид проекта:
по целевой установке – ролево-игровой (с элементами творческих
игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему
поставленные проблемы);
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на
себя определенные роли литературных героев, обусловленные характером и
содержанием.
Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития
ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на
шутливо-доброе
обыгрывание
различных
реальных
ситуаций,
они
выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу.
Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и
способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения;
по количеству участников – комплексный;
по срокам реализации – средней продолжительности
(с
декабря
2015г. по апрель 2016г.)
Общая стоимость проекта – приблизительно 60 000 рублей.
Цель
проекта:
Оптимизация
коррекционно-образовательного
процесса
с
вовлечением родителей (законных представителей) через создание условий и
проведение театрализованных игр. Реализация самостоятельной творческой
деятельности
детей,
развитие
личности
каждого
ребёнка
через
формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи и обучение
детей творческому рассказу.
Задачи проекта:
1.
Повысить
уровень
компетентности
родителей
в
коррекционно-
образовательном процессе.
2.
Повысить
эффективность
работы
по
развитию
и
коррекции
речи
воспитанников подготовительной к школе группы через знакомство с
книжной
культурой
и
детской
литературой
и
с
использованием
театрализованных игр.
закреплять знания о творчестве Г.-Х. Андерсена;
формировать у детей с нарушением речи звукопроизношение и
фонематический анализ и синтез;
развивать
связную
речь,
умение
высказываться
полными,
развернутыми предложениями;
обогащать
речь
словами-признаками,
словами-действиями,
пословицами;
продолжать учить составлять творческие рассказы;
учить целостно и эмоционально воспринимать художественное
произведение;
воспитывать
умение
творчески
и
эмоционально
передавать
характер героев сказок;
развивать память, воображение, внимание и общую моторику.
Стратегия достижения поставленных целей.
1 этап – этап подготовки проекта, т.е. поисково-аналитический.
определить задачи, которые будут решаться с детьми, родителями;
разработать модель взаимодействия всех участников проекта;
определить прогнозируемый результат;
обсудить проект с родителями;
выяснить возможности и средства, необходимые для реализации
проекта;
определить содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
Вид деятельности
Исполнители
Место
проведения
Срок
проведения
Разработка сценария
проведения сказки
«Дюймовочка»
учитель-
логопед и
воспитатель
логопедически
й кабинет
01.12.-
10.12.2015г.
Моделирование и
изготовление цветка –
лотоса, костюмов для
постановки спектакля.
родители
в домашних
условиях
воспитанника
с 01.01. по
01.04.2016г.
Моделирование и
изготовление декораций для
постановки сказки
педагоги и
родители
групповая
комната и
логопедически
й кабинет
с 11.01.по
01.04.2016г
Проведение логопедических
занятий и игр с детьми,
имеющими нарушения речи
учитель-
логопед, дети
и родители
логопедически
й кабинет
в течение
учебного
года
Подбор музыкального
музыкальный
методический
11.01 – 30.01
репертуара к постановке
руководитель
кабинет и муз.
зал
2016г.
Чтение сказок Г.- Х.
Андерсена
воспитатель,
дети
групповая
комната
в течение
учебного
года
Чтение сказки Г.-Х.
Андерсена «Дюймовочка».
Составление окончания
сказки. Беседа по
прочитанной сказке.
воспитатель,
дети
групповая
комната
декабрь
2015г.
Ролево-игровая
деятельность детей
воспитатель,
учитель-
логопед, дети
групповая
комната,
логопедически
й кабинет
январь-
апрель
2016г.
Занятия познавательного
цикла по лексическим
темам «Водоёмы и их
обитатели», «Насекомые»,
«Перелётные птицы»
воспитатель,
учитель-
логопед,
дети
групповая
комната,
логопедически
й кабинет
декабрь-
февраль
2015-2016
уч.г.
Просмотр мультфильма по
сказке Г.-Х. Андерсена
«Дюймовочка».
родители и
дети
в домашних
условиях
воспитанника
январь
2016г.
Рисование, аппликация и
лепка героев, сюжетов
сказки Г.-Х. Андерсена
«Дюймовочка».
воспитатель,
дети
групповая
комната
январь –март
2016г.
Прослушивание
аудиозаписи музыкального
сопровождения сказки.
музыкальный
руководитель
музыкальный
зал
февраль
2016г.
Разучивание танцев и песен,
необходимых для
постановки
музыкальный
руководитель
музыкальный
зал
февраль -
март 2016г.
Инсценировка сказки на
воспитатель,
групповая
январь
фланелеграфе.
дети
комната
2016г.
Разучивание сценария
детьми и взрослыми.
воспитатель,
учитель-
логопед,
дети
групповая
комната
январь-март
2016г.
Открытый просмотр
спектакля по сказке Г.-Х.
Андерсена «Дюймовочка».
все участники
проекта
музыкальный
зал
апрель
2016г.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
Вид деятельности
Исполнители
Место
проведения
Срок
проведения
Детское интервью
дети,
воспитатель
музыкальный
зал
апрель
2016г.
Обсуждение и подведение
итогов проделанной работы
по проекту
все участники
проекта
музыкальный
зал
апрель
2016г.
Определение
эффективности
использования проектов по
театральной деятельности.
воспитатель,
учитель-
логопед,
дети
групповая
комната
май 2016г
Определение следующего
проекта
воспитатель,
учитель-
логопед,
дети,
музыкальный
руководитель
групповая
комната
май 2016г
Создание картотеки
ролевых и
театрализованных игр
воспитатель
групповая
комната
в течение
учебного
года
Систематическое
использование декораций
при проведении
воспитатель,
учитель-
логопед,
групповая
комната,
музыкальный
в течение
пяти лет
мероприятий и
театрализованных игр.
дети,
музыкальный
руководитель
зал
4 этап – презентация и защита проектов
Вид деятельности
Исполнители
Место
проведения
Срок
проведения
Выпуск вестника для
родителей
воспитатель,
учитель-
логопед,
дети
приёмная и
групповая
комната,
логопедически
й кабинет
май 2016г
Семинар для педагогов
дошкольных учреждений
муниципального
Забайкальского района
воспитатель,
учитель-
логопед,
дети
музыкальный
зал
май 2016г
Отправка материала проекта
для публикации вСМИ
воспитатель,
учитель-
логопед,
Журнал
«Дошкольная
педагогика»
СПб
май-июнь
2016г.
Участие в конкурсе на
портале «Алые паруса» или
на другом портале.
воспитатель,
учитель-
логопед,
Интернет-
ресурсы
2016 год
Ожидаемые результаты
При
реализации
данного
проекта
мы
рассчитываем
получить
следующие результаты.
1.
Благодаря использованию в воспитании и обучении детей ролевых и
театрализованных
игр
речь
воспитанников
даст
положительную
динамику в овладении возрастными речевыми навыками, а значит, в
гармоничном развитии личности в целом.
2.
Повысится уровень компетентности в образовательном процессе у
родителей.
3.
Установятся
тесный
контакт
и
взаимопонимание
педагогов
и
родителей, что позволит значительно улучшить речевое развитие
каждого ребёнка, осуществляя индивидуальный подход.
4.
Будут
разработаны
и
изготовлены
декорации
и
костюмы
для
дальнейшей работы с дошкольниками.
Оценка результатов эффективности проекта будет проводиться по трём
направлениям – педагоги, дети и их родители.
Оценка
качества
овладения
умениями
и
навыками
воспитанников
(проводится с помощью речевого развития на начало и конец года, т.е. до и
после
реализации
проекта,
отслеживается
через
беседы
с
детьми,
н а б л ю д е н и я
з а
н и м и
в о
в р е м я
з а н я т и й ,
ч е р е з
б е с е д ы
с
родителями._______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оценка качества практической деятельности при реализации проекта
(оценивается как самими руководителями проекта, так и Администрацией
ДОУ при посещении занятий, игр, открытого мероприятия, при помощи
анкет для участников, отзывов коллег)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оценка заинтересованности родителей (отслеживается по их включенности,
активности, удовлетворённости от участия в проекте, а также через
беседы и интервью)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Бюджет
Проект включает моделирование и изготовление декораций, костюмов
предварительную работу с детьми подготовительной к школе групп.
Наименование
Всего (руб.)
Имеется
(руб.)
Требуется
(руб.)
Для изготовления цветка и листа лопуха
Проволока
500
500
Ткань желтая или розовая
1200
1200
Ткань зелёная
1200
1200
Для декораций
Обои
760
760
Картон большого размера
1100
1100
Клей ПВА 2 банки
350
350
Кисти 4 шт
400
400
Акрилловая краска 2 литра
800
800
Коллер зелёного, синего, желтого
цвета – 3 шт.
345
345
Для реализации проекта
Ткань для пошива костюма на
одного ребёнка
23х2000=4600
0
46000
(родители)
Бумага, маркеры, цветной картон,
цветная бумага, ватман и др.
канцтовары – для изготовления
афиши и билетов
700
700
Призовой фонд для награждения
28х150=3400
3400
ИТОГО
56755
1860
54895
Литература:
1.
Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-
речевого развития дошкольников. – СП..: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2.
Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной
деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
3.
Шапатина Т.В. «Проектная деятельность в условиях дошкольного
учреждения» Семинар-практикум. PHILka.RU
(подготовительная к школе группа)
Роли исполнят:
Взрослые:
Педагог – Осипова Р.А.
Ведущая – Дехтяр О.В.
Колдунья – Путинцева Н.А.
Женщина – Подшивалова О.В.
Дети:
Дюймовочка – Гладких Софья
Мама Жаба – Никитина София
Сын Жаба – Стафеев Вдад
Рыбки – Дингонарбоев Вадим, Путинцева Варвара, Пунсуков Эрдэм, Аюров Эрдэм
Пчела – Роднаева Аяна
Муха – Лхасаранова Номина
Жук – Беломестнов Артём
Паук – Робагошвиль Егор
Божья коровка – Арьянова Вика
Мышь – Макушева Вероника
Крот – Подшивалов Алексей
Принц Эльфов – Хачян Алексей
Ласточка – Сараева Лиза
Бабочки, стрекозы, комары Эльфы – Чимитова Валентина, Красновский Алексей,
Шафоростов Кирилл, Бизяев Алексей, Филиппова Софья.
Дети сидят на стульях.
Педагог. Здравствуйте, дорогие дети и взрослые! Сегодня у нас необычная
встреча: мы попадаем в сказку.
-А кто знает, что такое сказка?
-Какие чудеса в них происходят?
-Кто их пишет?
Дети отвечают.
Много-много лет назад в Дании в семье сапожника родился маленький
мальчик и назвали его Ганс-Христиан.
(Показывает портрет сказочника)
. В
детстве Ганс-Христиан Андерсен любил сочинять сказочные истории, но
слушал их только старый кот Карл. Когда Андерсен вырос, он стал
записывать свои сказки, и взрослые читали их своим детям. Сказки писателя
знают и любят во всём мире. Они интересные, поучительные, немного
грустные, но в них всегда добро побеждает зло.
Какие сказки Ганса-Христиана вы знаете?
(«Огниво», «Гадкий утёнок», «Дикие
лебеди», «Русалочка», «Дюймовочка» и т. д.)
Ребята, вам нравятся сказки Андерсена? Я вам предлагаю совершить
путешествие в одну из его сказок – в сказку «Дюймовочка». Слышите, уже
звучит волшебная музыка и сказка начинается.
Ведущий.
Тихий город стоит,
Греясь в тёплых лучах.
Он пока ещё спит –
Суеты нет в домах.
Лишь в окошке видна
Всё одна и одна –
Одинока, грустная женщина…
Женщина сидит и грустит у окна. Мимо проходит Колдунья.
Колдунья. Что случилось с тобой?
Ведущий. А она всё молчит…
Колдунья. Горю я помогу, побеседуй со мной!
Женщина.
Я одна словно перст,
Расхотелось мне жить,
Мне не хочется есть,
Мне не хочется пить.
Я мечтаю о том,
Чтоб одним ясным днём
Была б у меня доченька
Красива, как солнышко.
Колдунья
(даёт ей зёрнышко)
Вот даю я зерно –
Не простое оно.
Аккуратно в горшок посади
И большого сюрприза жди!
Колдунья уходит, а женщина сажает зерно. Дети исполняют танец цветов.
Ведущий. Наступило утро.
(В горшке появляется цветок с бутоном).
Женщина
(удивляется)
Был пустой ведь горшок,
А теперь здесь цветок.
(нюхает)
Как листок его нежен, какой аромат,
И цветы его нежность дарят.
(Прикасается к цветку, и он раскрывается. В центре цветка лежит маленькая девочка.)
Девочка
(просыпается)
Я в цветочке была,
Как я долго спала.
Дюймовочка выходит на середину зала и танцует.
Женщина.
Будешь дочкой моей,
А я мамой твоей!
В дюйм твой маленький рост,
Но мила ты до слёз.
Я Дюймовочкой тебя назову.
Ты поспи, а я скоро приду.
(Дюймовочка уходит в домик.)
Ведущий.
Ей в скорлупке спать полюбилось,
Лепестком от розы накрылась.
На перине спала из фиалок –
Так спокойно она засыпала.
Под музыку выходят жабы и танцуют.
Сын-жаба.
Не хочу учиться,
Хочу жениться!
Мама-жаба.
Вот те на, заладил опять.
А когда мы будем спать?
Сын-жаба.
Не хочу в болоте спать,
Комаров бы поесть, погулять.
Мама-жаба.
Так мы уже ели!
Сын-жаба.
Мамаша, вы надоели!
Мама-жаба подходит к домику и смотрит в окно.
Ведущий.
Жаба-мать по берегу шла
И к большому дому пришла.
На подоконник скакнула.
Мама-жаба.
О, славная сыну будет жена!
Вот только очень она мала.
Зато прелестна, красива,
Всему болоту на диво!
Мама-жаба ведёт Дюймовочку к Сыну-жабе. Дюймовочка упирается.
Дюймовочка.
Куда вы, скажите, ведёте меня?
Мама-жаба.
Ты на сынка полюбуйся сперва.
Он очень умён и очень пригож!
Ква-ква, на меня он очень похож!
Сын-жаба.
Бре-ке-ке-ке! Ква-ква!
А невеста моя не дурна!
Будем мы в тине густой жить,
Я тебя буду крепко любить!
Мама-жаба.
Ты посиди на широком листе,
А нам надо к свадьбе позвать всех гостей.
Сажают Дюймовочку на лист посередине болота и уходят.
Дюймовочка
(плачет)
Кто же поможет? Кто же спасёт?
Кто же на помощь бедняжке придёт?
Ведущий
Рыбки мимо проплывали
И тихонько напевали.
Под музыку выбегают рыбки и танцуют.
1-ая рыбка
Мы сейчас тебя спасём
И по речке уплывём.
Дюймовочка
(умоляет)
Ой, спасите вы меня,
Жаб боюсь я как огня.
2-ая рыбка
Стебелёк мы перекусим,
По теченью тебя пустим.
Под музыку вбегает бабочка и летает по залу.
Дюймовочка
Милая Бабочка, мне помоги,
Алую ленточку быстро возьми.
Ты понеси меня по реке, чтоб не нашли меня жабы нигде.
Бабочка берёт у Дюймовочки ленточку и ведёт её по залу за собой. Дюймовочка бежит за
Бабочкой, которая выводит её на полянку. На поляне бал. Букашки танцуют весёлый
танец.
Жук
Представляюсь, майский Жук!
Я ваш верный, добрый друг!
Встаёт на одно колено.
Разрешите пригласить,
В ритме польки закружить!
По окончании танца букашки окружают Дюймовочку.
Представляю вас жукам
И богатым паукам!
Обращается к жукам.
Познакомьтесь поскорей
Вы с подругою моей!
Все жуки удивляются.
Паук
У неё всего две ножки!
Как ей бегать по дорожке?
Муха
И без щупалец она –
Безобразна, не мила!
Божья коровка
Боже, как она худа!
Обращается к Дюймовочке.
Ты, случайно, не больна?
Паук
Как уродлива, сестрица,
Право, ты не паучица!
Пчела
Обойди хоть целый свет,
Некрасивей тебя нет!
Жук
(обращается к Дюймовочке)
.
Вы, сударыня, простите,
Но и вы меня поймите.
Я в общине здесь живу
И за вас ответ держу.
Извините, что расстались,
Вы красивей мне казались.
Я насмешек не стерплю.
Вам гуд бай! Я полечу!
Жуки улетают. Дюймовочка плачет.
Дюймовочка
Меня очень удивило, почему я не красива?
Ну и что – всего две ножки:
Не родня сороконожке.
Оглядывается вокруг.
Но куда же я пойду.
Птицы все летят на юг.
Вот лежит большой лопух!
Подбегает к лопуху.
Им укроюсь потеплей
И пойду я веселей.
Слышен шум дождя.
Ведущий
Впереди большое поле,
Ветер там гуляет вволю.
Хлеб с полей давно убрали,
Только стебельки торчали.
Звучит музыка, под которую вбегает Мышь.
Ведущий
В норке полевая мышь,
Там тепло – сплошная тишь!
Есть и кухня, кладовая, да богатая какая.
Дюймовочка подходит к норке Мыши.
Мышь
Ты чего по полю бродишь?
Ноги, руки отморозишь!
Дюймовочка
Я два дня уже не ела,
И усталость одолела.
Мышь
На, поешь зерна, бедняжка,
И попей воды из фляжки.
Сажает Дюймовочку у камина и накрывает платком.
Дюймовочка
Вот я и согрелась,
Вот я и наелась!
Мышь
Оставайся у меня,
Ведь зима через два дня.
Тебя не буду обижать,
В хозяйстве будешь помогать.
Дюймовочка берёт метлу и начинает подметать. Мышь убегает по своим делам.
Ведущий
Дюймовочке жилось не худо,
Уютно, чистенько повсюду.
Просторно здесь, в норе мышиной
И у горячего камина.
Мышь
Принесла я радостную весть,
Можешь ты на стул присесть.
Важный гость ко мне приходит,
Разговор о всём заводит.
Ой, какой же он богатый!
Там просторные палаты.
В них зерна не сосчитать!
Женой хочешь его стать?
Дюймовочка
Мне бы замуж не хотелось!
Мышь
Вот дурёха, право дело!
Ты не спорь со мной, не надо,
Жить с кротом – одна услада!
Звучит музыка, под которую важно и не торопясь, выходит Крот.
ПЕСНЯ КРОТА (на мелодию «Я леплю из пластилина»)
1. Я богатый крот и важный
Землекоп такой отважный
Я прокопал тоннель большущий
Чтоб вас в гости пригласить
2. Я копаю дни и ночи
Дом в земле мой темный очень
Мне не нужен свет и солнце
В темноте люблю я жить.
Крот и Мышь танцуют.
Мышь
(представляет Кроту Дюймовочку)
Вот Дюймовочка, знакомьтесь!
Крот
За меня не беспокойтесь.
Я б женился сей же час.
Но сколько ест она у вас?
Мышь
(обращается к Дюймовочке)
Проходи да подыши!
Я с кротом поговорю,
Всё улажу – не горюй!
Крот и Мышь шепчутся и уходят. Дюймовочка выходит и видит, как падает ласточка,
Звучит музыка. Вбегает Ласточка. Под любой вальс птица совершает движения. По
окончании музыки она опускается на колено и закрывает голову крыльями. Дюймовочка
накрывает Ласточку листом лопуха, ухаживает за ней.
Дюймовочка:
Бедная птичка замерзла совсем.
Тебя я согрею, и будешь ты снова,
Как прежде в небе порхать
Чудесные песни нам распевать.
Ласточка:
Тви-вить, тви-вить, тви-вить!
Спасибо, добрая Дюймовочка!
Спасла ты жизнь мою.
Тебе добром я отплачу.
Ласточка улетает. Дюймовочка возвращается к Мыши, садится на стул,
берет спицы, вяжет.
Мышь:
Как дела, Дюймовочка?
Дюймовочка:
(грустно)
Хорошо.
Мышь:
Ну что ж ты сидишь?
Теперь ты невеста.
Готовь с приданное,
Да вышивай получше.
(Дает ей покрывало)
Дюймовочка:
Я вас, прошу разрешить мне простится с ясным солнышком.
Мышь:
Ну что ж, иди, простись.
Дюймовочка подходит к Солнышку
Дюймовочка:
Ясно солнышко, прощай!
(Плачет)
Прилетает Ласточка
Ласточка:
Не плачь Дюймовочка,
Мы улетим с тобой
В тёплые края.
Дюймовочка и Ласточка улетают.
Под музыку вальса «вылетают» Эльфы, танцуют.
После танца остаются в стороне.
«Вылетает» Ласточка и Дюймовочка подлетают к цветку.
Ласточка:
Вот этот красивый цветок будет твоим домом, Дюймовочка.
Дюймовочка:
Спасибо, милая Ласточка.
Ласточка улетает. Дюймовочка обходит цветок. Появляется Король эльфов
Король Эльфов:
Какое чудное создание!
Предлагаю тебе руку и сердце.
Будь же моею невестой
Дюймовочка:
Я согласна!
Эльфы и Дюймовочка исполняют песню о сказке (С. Соснина). Все герои кланяются и
уходят
Педагог: Понравилась вам сказка Г.-Х. Андерсена .
(Дети отвечают).
Эту
историю рассказала мне, моя знакомая ласточка. А мы поведали ее вам.
А сейчас пора прощаться !
В Добрый путь, мои друзья!
КОНЕЦ!