Автор: Филипович Ирина Вячеславовна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Теоретический анализ значения хореографии и его воспитательный аспект в формировании и развитии гармоничной личности с учетом возрастных особенностей
Раздел: дополнительное образование
Работа на тему:
Теоретический анализ значения хореографии и его
воспитательный аспект в формировании и развитии
гармоничной личности с учетом возрастных особенностей
Работу выполнила
Концертмейстер МБОУДО «ДШИ №1»
г.о. Самара
Филипович Ирина
Самара 2019
Содержание
Введение
Цели и задачи работы
1
Возрастные
и
психолого-педагогические
особенности
развития
детей подросткового возраста.
2
Значение
хореографии
в
формировании
эстетического,
духовно-нравственного
развития
личности
в
контексте
ее
возможностей
профессионального
самоопределения
учащихся
подросткового возраста класса ранней профессиональной ориентации.
Заключение
Список литературы
Цели и задачи
Цели:
Охарактеризовать
образовательную
среду
хореографического
отделения
ДШИ
в
контексте
ее
возможностей
в
активизации
профессионального
самоопределения
учащихся
подросткового
возраста
класса
ранней
профессиональной
ориентации
и
в
зависимости от психологических особенностей учащихся.
Задачи:
1.Определить
педагогические
условия
активизации
процесса
профессионального
самоопределения
учащихся
старшего
подросткового возраста на хореографическом отделении ДШИ.
2.Выявить
критерии
и
показатели
профессионального
самоопределения обучащихся хореографией старшего подросткового
возраста в зависимости от их психологических особенностей.
3.Проверить
эффективность
выделенных
педагогических
условий
активизации
профессионального
самоопределения
учащихся
старшего
подросткового
возраста
хореографического
отделения
ДШИ.
1.
Возрастные,
психолого-педагогические
и
физиологические
особенности
развития
детей
младшего
школьного,
среднего
и
подросткового возрастов
Основной
целью
воспитания
является
освоение
социального
опыта формирующейся личностью, ее всестороннее гармоническое
развитие, которое в свою очередь несет на себе печать возрастных и
индивидуальных
особенностей.
Их
необходимо
учитывать
в
педагогическом процессе и использовать соответствующие формы,
методы и средства воспитания.
Возрасту присущи характер деятельности человека, особенности
его
мышления,
круг
его
запросов
и
интересов,
социальные
проявления,
а
вместе
с
тем
свои
возможности
и
ограничения
в
развитии.
Так,
например,
развитие
мыслительных
способностей и
памяти наиболее интенсивно проходит в детские и юношеские годы.
Развитие
идей
о
факторах
формирования
личности с
учетом
возрастных особенностей в процессе воспитания, нашло отражение в
психолого-педагогической
мысли
последующих
эпох.
(Э.Роттердамский,
Я.А.Коменский,
К.А.
Гельвеций,
Д.Дидро,
А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, З.Фрейд, Д.Дьюи,
П.П.Блонский,
А.С.Макаренко,
Л.С.Выготский,
Э.И.Моносзон,
Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов и др.)
В
истории
возрастной
психологии
было
много
попыток
построить периодизацию психологического развития человека.
Первое
обоснование
онтогенеза
на
отдельные
возрасты
дал
П.П.Блонский, отметив наличие особых, так называемых "переходных
возрастов",
представляющих
в
педагогическом
отношении
значительные трудности (например, подростковый возраст).
Сравнивая
определение
возраста,
данное
в
культурно-исторической теории и теории деятельности, заметим, что
в
первом
случае
возраст
определяется
отношением
социальной
ситуации развития и новообразованиями, а во втором – отношением
места
ребенка
в
системе
общественных
отношений
и
ведущей
деятельности.
Подростковый
возраст
и
его
особенности.
По
многим
сторонам развития и поведения подростка педагогическая практика
считает этот возраст трудным. Не стоит зацикливаться только на
трудностях и проблемах.
В
подростковом
возрасте
происходит
дальнейшее
развитие
психических познавательных процессов и формирование личности.
Наиболее
существенные
изменения
в
структуре
психических
познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста,
наблюдается в интеллектуальной сфере.
В этот период происходит формирование навыков логического
мышления,
развивается
логическая
память.
Активно
развиваются
творческие
способности,
и
формируется
индивидуальный
стиль
деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Следует
отметить,
что
в
старших
классах
развитие
познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они
оказываются
практически
готовыми
к
выполнению
всех
видов
умственной
работы
взрослого
человека,
включая
самые
сложные.
Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими,
причем развитие средств познания очень часто опережает собственно
личностное развитие детей.
Развитие
эмоциональной
сферы
протекает
бурно.
Для
подросткового
возраста
характерны
резкая
смена
настроений
и
переживаний,
повышенная
возбудимость,
импульсивность,
чрезвычайно
велик
диапазон
полярных
чувств.
В
этом
возрасте
наблюдается
наличие
"подросткового
комплекса",
который
демонстрирует
перепады
настроения
подростков
–
порой
от
безудержного
веселья
к
унынию
и
обратно,
а
также
ряд
других
полярных качеств, выступающих попеременно.
Общий
рост
личности
подростка,
расширение
круга
его
интересов,
развитие
самосознания,
новый
опыт
общения
со
сверстниками
–
все
это
ведет
к
интенсивному
росту
социально
ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому
горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.
В
старших
классах
самопознание
теряет
эмоциональную
напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.
Для
эмоциональной
жизни
в
данный
период
характерно
не
только
переживание
предметных
чувств
(направленных
на
определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых
людей
чувств
обобщенных
(чувства
прекрасного,
чувства
трагического,
чувства
юмора
и
т.д.).
Эти
чувства
выражают
уже
общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки
личности.
Коренные
преобразования
происходят
в
строении
мотивационной
сферы подростка. Она приобретает
иерархический
характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а
возникающими на основе сознательно принятого решения, многие
интересы принимают характер стойкого увлечения.
В
мотивационной
структуре
процесса
общения
происходят
значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями,
учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со
сверстниками,
ярко
проявляется
потребность в
принадлежности
к
какой-нибудь группе.
Существенные
преобразования
происходят
и
в
характере
мотивации учебно-познавательной деятельности подростков.
В
старших
классах
учебно-познавательная
деятельность
подростков
начинает
определяться
мотивами,
направленными
на
реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и
профессиональных намерений.
Одной
из
важнейших
особенностей
этого
периода
является
повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной
сфере. Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности
мотивов сексуальной активности подростков.
Другой
особенностью
мотивационной
сферы
подростков
является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих
различные
поведенческие
отклонения:
наркоманию,
алкоголизм,
курение, преступное поведение.
Подростковый период очень важен в развитии в формировании
самооценки
как
основного
регулятора
поведения
и
деятельности,
оказывающей
непосредственное
влияние
на
процесс
дальнейшего
самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
В
этот
период
у
молодых
людей
активно
формируются
самосознание,
вырабатывается
собственная
независимая
система
эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются
способности проникновения в свой внутренний мир.
Подросток
начинает
осознавать
свою
особенность
и
неповторимость,
в
его
сознании
происходит
постепенная
переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских)
на внутренние.
Поведение
молодого
человека
в
подростковый
период
определяется
несколькими
факторами:
половым
созреванием
подростка
и
соответствующими
быстрыми
изменениями,
происходящими
в
его
организме,
маргинальным
социальным
положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому
времени индивидуальными особенностями.
Актуализируется
стремление
подростка
к
освобождению
от
опеки
со
стороны
взрослых
(реакция
эмансипации),
что
в
ряде
случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними.
Однако
полной
свободы
подростки
в
действительности
не
хотят,
поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на
собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.
В связи с половым созреванием у молодых людей появляется
влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек
проявляется качественно по-разному.
Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом
возрасте
становятся
общение
со
сверстниками
и
проявление
индивидуальных особенностей личности.
2.1
Значение
хореографии
в
формировании
эстетического,
духовно-нравственного
развития
личности
в
контексте
ее
возможностей
профессионального
самоопределения
учащихся
подросткового возраста класса ранней профессиональной ориентации.
Один из видов воспитания – эстетическое, имеет универсальный
характер, т.е. касается всех видов искусства, всех форм человеческой
деятельности, отношения к природе, общественным явлениям и к
человеку.
В.Н.Шацкая определила предмет эстетического воспитания как,
"воспитание
способности
целенаправленно
воспринимать,
чувствовать
и
правильно
понимать
и
оценивать
красоту
в
окружающей действительности – в природе, в общественной жизни,
труде, в явлении искусства".(30,6)
Эстетическое
воспитание
осуществляется
при
явном
преобладании отношения и, следовательно, эмоционального фактора,
поэтому так важна его роль в формировании творческой личности.
Эстетическое
воспитание
ребенка
начинается
с
момента
его
рождения. Об эстетики поведения, или культуре поведения много
говорил В.А.Сухомлинский: "Чуткость, восприимчивость к красоте в
детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития
личности. Потребность в красивом – утверждает моральную красоту,
рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому". В культуру
поведения
он
включает
и
культуру
общения:
так
же
общение
в
детском
коллективе.
"Сила
воспитательного
воздействия
внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности
заключается в том, что опыт общения, даже если он не достаточно
осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя
среди людей", стремление занять желаемое положение среди них,
является
внутренним
стимулом
формирования
личности.
Благополучное
эмоциональное
самочувствие,
состояние
защищенности, как назвал его А.С.Макаренко, стимулирует наиболее
полное
самовыражение
личности
в
коллективе,
создает
благоприятную
атмосферу
для
развития
творческих
задатков
школьников,
обнажает
красоту
отношений
друг
к
другу.
Умение
дружить, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость,
являются основой прекрасных эстетических отношений.
Эстетическое развитие личности происходит под воздействием
воспитания и является составной частью общего психологического
развития,
обогащает
содержание
эстетических
качеств
личности.
Эстетическое
воспитание
предполагает
ориентацию
обучения
школьников
на
общечеловеческие
ценности
через
национальную
культуру, приобщение их к ценностям национальной культуры.
Хореография,
как
никакое
другое
искусство,
способна
гармоническому развитию ребенка, формирует его художественное
"я". Хореография ненавязчиво, мудро воспитывает и образовывает.
Она развивает много способностей.
Чувство ритма, координацию,
пластику,
грацию…укрепляет
волю.
Помогает
становиться
организованным,
целеустремленным
человеком,
с
сильным
характером и чувством долга. Способствует физическому развитию
организма.
Движения,
прошедшие
длительный
отбор
временем,
безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье детей.
Цель обучения хореографии – эстетическое развитие ребенка,
привитие ему эстетического вкуса. Задача педагога – помочь ребенку
ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему возможность
полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в
нем возможности.
2.2 Духовно-нравственное воспитание.
В процессе совместной деятельности и повседневного общения
дети приобретают опыт нравственного поведения, активно реализуют
в поступках свои моральные убеждения, свои нравственные чувства.
Н.А.Зотов,
рассматривая
воспитательные
возможности
школьников,
выводит
определенную
"доминанту"
нравственных
качеств, свойственных тому или иному школьному возрасту.
В
старшем
школьном
возрасте
на
основе
развивающихся
нравственных
чувств
воспитываются
чувства
собственного
достоинства,
зачатки
чувства
долга,
справедливости,
уважения
к
людям.
Нравственное воспитание проникнуто идеями дружбы, мира и
сотрудничества
между
подростками,
взаимоуважения,
гуманности.
Важным принципом нравственного воспитания является воспитание
детей
в
коллективе.
Коллектив
является
действенным
средством
воспитания
у
ребенка
чувства
товарищества,
уважения
к
окружающим, гуманности и взаимопомощи, т.е. основных принципов
взаимоотношений
между
людьми.
Коллектив
–
это
школа
формирования общественной направленности личности ребенка. В
коллективе
ребенок
получает
возможность
проявить
свои
знания,
отношение
к
окружающим,
к
деятельности:
стремление
оказать
помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить
доброту, трудолюбие.
Дружеское
общение
в
быту,
в
труде,
в
играх
являются
первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем
людям. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности со всем окружающим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное
самоопределение
как
механизм
становления
личностной
зрелости
у
обучающихся
в
системе
дополнительного
образования
по
направлению
«Хореографическое
искусство»
выражается
в
осознании
учащимся
своих
профессиональных
интересов,
самооценке
уровня
координационно-пластических,
музыкально-ритмических
и
творческих
способностей
и
социально-личностных качеств, необходимых для профессиональной
деятельности в области хореографического искусства и смежных с
ним профессиональных областях, и в умении правильно выстроить
траекторию
дальнейшего
профессионального
образования.
Оно
проявляется
в
свободной
ориентации
в
спектре
профессий
непосредственно
и
опосредованно
связанных
с
хореографическим
искусством,
в
умении
правильно
распорядиться
собственным
потенциалом
координационно-пластических,
музыкально-ритмических
и
творческих
способностей
и
социально-личностных качеств, необходимых для профессиональной
деятельности в области хореографического искусства и смежных с
ним профессиональных областях, в осознанном подходе к будущей
профессиональной деятельности.
Изменения,
которые
происходят
в
жизни
современного
общества:
стремительное расширение информационного поля, развитие новых
форм коммуникации, оказывают существенное влияние и на развитии
традиционных
видов
искусства.
Сегодня
хореография
становится
одной
из
составляющих театра,
массовых
зрелищ,
телевизионных
программ,
спорта,
медицины,
что
предполагает
появление
новых
видов
профессий,
связанных
с
хореографическим
искусством
непосредственно и опосредованно, поэтому становится актуальной
проблема
поиска
и
научного
обоснования
способов
организации
образовательной
среды
детской
хореографической
школы
как
совокупности
локальных
сред
(учебно-воспитательной,
социо-культурной,
художественно-эстетической),
стимулирующей
профессиональное
самоопределение
учащихся
в
сфере
хореографического искусства.
Педагогическими
условиями
активизации
профессионального
самоопределения учащихся в ДШИ на хореографическом отделении
являются:
введение
учебного
плана
специальных
курсов,
обогащающих знания учащихся о многообразии спектра профессий в
области
хореографии
и
представления
о
специфике
видов
профессиональной
деятельности,
связанной
с
хореографическим
искусством;
использование
форм
организации
учебных
занятий,
позволяющих
включить
каждого
учащегося
в
различные
виды
учебно-профессиональной
деятельности
для
приобретения
первоначального профессионального опыта; применение на учебных
занятиях методов, способствующих введению учащихся в процесс
целеполагания,
планирования,
рефлексии
собственной
учебно-творческой
деятельности
для
формирования
адекватной
самооценки уровня личностных профессионально-значимых качеств и
их
соответствия
требованиям
хореографических
профессий;
построение
профориентационной
работы
на
взаимодействии
всех
субъектов
образовательного
процесса
–
педагогов,
учащихся
и
родителей.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 1998.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности
индивидуального развития. М.: Педагогика 1982.
3. Аттестация руководителей и педагогов учреждений
дополнительного образования детей. Методические рекомендации.
М.: Айрис-Дидактика 2004.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические
сочинения. М.: 1979.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
1968.
6. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в
системе эстетического и нравственного воспитания. М.:
ВНМЦНТИКПР 1986.
7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества
детей – в книге Художественное творчество и ребенок. М.: 1971.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.: 1984.
9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: 1972.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986.
11. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
12.Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. Учебное
пособие. М.: Педагогика 1990.
13.Захаров Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат 1963.
14. Захаров Р. Сочинение танца. М.: Искусство 1983.
15. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в
самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.
16. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.; Л.: 1991.
17. Козлова В.И. Физиология развития ребенка. Учебное пособие. М.:
1993.
18. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии
подростка. М.:ПРОГРЕСС, 1986.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах. Минск, 1976.
20. Кон И.С. Дружба. М.: 1987
21. Константиновский В.С. Учить прекрасному. М.: Молодая гвардия
1973.
22. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: 1984.
23. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика 1976.
24. Луцкая Е. Жизнь в танце. М.: Искусство 1968.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. М.: Академия 2000.
26. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социально педагогическая
психология. СПб.: Питер, 1999.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972 с.54.
28. Тарасов.Н. Классический танец. М.: Искусство 1971.
29. Уральская В.И. Рождение танца М.: Советская Россия 1982
30. Ушинский К.Д. Избранные произведения. М.; Л: 1946 Вып.3
118-119.
31. Хрипкова Л.Т. Возрастная физиология. Учебное пособие. М.:
Просвещение, 1998.
32. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.:
1995.
33. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М.: 1950 т.5,
с.367.
34. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999