Напоминание

Изучение зукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с сочетанными дефектами


Авторы: Гудкова Анна Сергеевна, Асмаловская Оксана Анатольевна
Должность: старший преподаватель кафедры специальной психологии
Учебное заведение: Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого
Населённый пункт: Тульская область, г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: Изучение зукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с сочетанными дефектами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Изучение зукопроизносительной стороны речи у детей старшего

дошкольного возраста с сочетанными дефектами.

Большая часть ученых сходятся во мнении, что в последнее время

заметно возросло количество детей с сочетанными дефектами.

Коррекция

и

развитие

дошкольников

со

сложными

нарушениями

является

малоизученной,

довольно

сложной

и

актуальной

проблемой

логопедии. Дети данной группы в среднем составляют примерно 40%

учащихся специальных дошкольных образовательных учреждений.

В нашей стране до недавнего времени многим из подобных детей

сложно было предоставить какую-то педагогическую помощь, в связи с

тем они считались необучаемыми (к примеру, умственно отсталые дети с

серьезными

дефектами

зрения

или

слуха).

Но

за

последнее

время

положение существенно изменилось.

Одним из стратегических направлений логопедии в настоящее время

является

создание

оптимальной

системы

психолого-педагогической

помощи

таким

обучающимся.

О

создании

специальных

условий

для

обучения и воспитания дошкольников с отклонениями в развитии с учетом

дифференцированного, комплексного и индивидуального подхода отмечали

в своих работах У.В. Ульенкова, Т.М. Сорокина, Е.Е. Дмитриева, Т.Н.

Князева и др.

Психологические

особенности,

обучение,

развитие

и

воспитание

детей

страдающих

комплексными

нарушениями

развития

-

довольно

малоизученная

и

сложная

проблема

специальной

психологии.

Одновременно, практическая потребность в исследовании и определении

образовательных

и

психологических

возможностей

подобных

детей

довольно велика.

Многие

ученые

внесли

свой

вклад

в

исследование

данного

нарушения:

Л.В.

Лопатина,

М.Е.

Хватцев,

Н.В.

Серебрякова,

Е.Ф.

Соботович, Э.К. Макарова, Р.Е. Левина, И.И. Панченко, К.А. Семенова,

М.Б. Эйдинова, Э.Я. Сизова. Также велись исследования таких известных

ученых

как:

Архипова

Е.Ф.,

Мастюкова

Е.Н.,

Смуглин

М.Я.

и

Р.И.

Мартынова.

Постоянное

увеличение

числа

дошкольников

со

сложными

недостатками нуждается в дальнейшей дифференциации педагогического

процесса,

вплоть

до

создания

индивидуальных

образовательных

или

оздоровительных

траекторий.

Наиболее

важную

роль

в

формировании

медико-психолого-педагогических

условий

образования

дошкольников

с

сочетанными

дефектами

развития

имеет

учет

их

индивидуальных

психофизических

особенностей,

который

определяет

во

многом

успешность процесса обучения.

Проблема коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей

данной группы развития требует, на наш взгляд, еще более глубокого

изучения.

Экспериментальное

исследование

осуществлялось

на

базе

Московская область, г.Серпухов «Школа интеллекта».

При выполнении обследования состояния звукопроизношения речи

дошкольников,

использована

была

методика

Лопатиной

Л.В.

«Обследование

речи

дошкольников

с

фонетико-фонематическим

нарушением речи», а также методика Волковой Г.А. «Методика психолого-

логопедического обследования дошкольников с дефектами речи».

Было проведено обследование 6 умственно отсталых дошкольников с

нарушением

зрения

возраста

5-6

лет. С

помощью

заданий

нами

обследовано

было

звукопроизношение

детей

со

сложными

дефектами

развития и определены имеющиеся у них нарушения звукопроизношения.

Обследование

звукопроизносительной

стороны

речи

детей

экспериментальной группы показало, что у всех детей имеются те или

иные

нарушения

звукопроизносительной

стороны

речи.

Нарушения

звукопроизносительной стороны речи проявлялись следующим образом:

искажения звуков (межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков,

боковой

сигматизм

свистящих

и

шипящих

звуков,

ламбдацизмы,

ротацизмы).

Замены

звуков

(парасигматизмы

свистящих

и

шипящих

звуков, параламбдацизмы), отсутствие звуков, дефекты озвончения глухих

парных согласных звуков.

При обследовании звукопроизносительной стороны речи отмечено,

что у всех детей нарушено произношение трех групп звуков (свистящих,

шипящих

и

сонорных).

В

речи

детей

отмечались

расхождения

между

умением

произносить

звуки

изолированно

и

в

речевом

потоке.

Изолированно звуки произносились чище, правильнее, в речевом потоке -

неясно, нечетко, так как не дифференцировались.

В заключение отметим, что у большинства детей сложная структура

дефекта

(нарушение

поведенческих

реакций,

снижение

слуха,

зрения,

дизартрические

нарушения),

сочетанные

нарушения,

что

усложняет

процесс обследования таких детей, вследствие чего некоторые компоненты

не удается определить сразу, требуется более длительное время либо не

удается совсем. Нарушения звукопроизносительной стороны речи носят

полиморфный

характер

и

требует

длительной,

кропотливой

работы,

основанной на дифференцированном индивидуальном подходе.

Список использованной литературы:

А н и ще н ко ва

Е. С .

П р а кт и ч е с ко е

п о с о б и е

п о

и с п р а в л е н и ю

звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Е. С. Анищенкова.

М. : Астрель, 2016. – 158 с.

Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. 5-е

изд., под ред. Л. С. Волковой ,перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ДОС,

2018. – 703 с.



В раздел образования