Напоминание

Организация эффективного сотрудничества преподавателя ДШИ с родителями


Автор: Иванова Людмила Борисовна
Должность: преподаватель по классу домра
Учебное заведение: МБУ ДО "Жостовская СДШИ"
Населённый пункт: Московская область, п. Клязьминское водохранилище
Наименование материала: статья
Тема: Организация эффективного сотрудничества преподавателя ДШИ с родителями
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация эффективного сотрудничества преподавателя ДШИ с

родителями

Иванова Людмила Борисовна

преподаватель по классу домра

МБУ ДО «Жостовская СДШИ»

В

условиях

современного

образования

только

в

проце сс е

взаимодействия преподавателей и родителей можно успешно решать проблему

всестороннего развития личности ребенка. Если общеобразовательная школа

является обязательной для ребенка и родители в силу своей загруженности

редко появляются в ней, то в процессе обучения ребенка в школе искусств они

проявляют самый непосредственный интерес.

Родители вовлекаются в творческую жизнь детей через выбор и покупку

особых инструментов и материалов (в частности: нот, медиаторов, подставок,

пюпитров

и

т.д.),

нужных

детям

для

занятий,

а

также

через

интерес

к

творческим

успехам

своего

ребенка,

посещение

концертов

на

которых

выступает ребенок и других мероприятий.

Детские школы искусств решают важные внутрисемейные проблемы.

Чем

старше

ребенок,

тем

больше

заботит

родителей

проблема

грамотного

заполнения

свободного

времени

подростка,

его

духовное,

нравственное

и

творческое развитие.

В

учреждениях

дополнительного

образования

детей

часто

обнаруживается,

что

именно

здесь

ребенок

может

найти

себе

настоящих

товарищей, чему бывают рады и родители, и сами дети.

Преподавателей

системы

дополнительного

образования

детей

и

родителей их учащихся объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о

создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Укрепление

и

развитие

тесной

взаимосвязи

родителей

и

преподавателей

обеспечивает

благоприятные

условия

жизни

и

воспитания

ребенка,

формирование основ полноценной, гармонической личности.

Содержание сотрудничества преподавателя с родителями включает три

основных

направления:

вовлечение

родителей

в

учебно-воспитательный

процесс,

их

участие

в

управлении

детской

школы

искусств

и

психолого-

педагогическое просвещение родителей. В этой связи в МБУ ДО «Жостовская

СДШИ»

определены

условия

работы

с

родителями,

формы

и

методы

сотрудничества школы искусств и родителей в воспитании детей с учетом

изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов

семей.

Преподаватель

МБУ

ДО

«Жостовская

СДШИ»

является

партнером

родителей в воспитании и развитии учащихся.

Формирование сотрудничества учащихся, родителей и преподавателей

МБУ

ДО

«Жостовская

СДШИ»

зависит

от

того,

как

складываются

взаимодействия взрослых в этом процессе. Результат этого взаимодействия

может быть успешным только при условии, если преподаватели и родители

станут равноправными партнерами, так как они воспитывают и обучают одних

и

тех

же

детей.

В

основу

этого

союза

положено

единство

взглядов

на

образовательный процесс.

Как преподаватели, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми

и

счастливыми.

Родители

готовы

поддержать

начинания

преподавателей,

направленные

на

удовлетворение

и

развитие

интересов,

потребностей

учащихся.

Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать

учащегося, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в разных ситуациях, а,

следовательно,

помочь

развитии

способностей

ребенка,

в

понимании

его

индивидуальных

особенностей,

формировании

ценностных

жизненных

ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных

знаний

в

сфере

образования

и

воспитания

детей,

нередко

испытывают

трудности

в

установлении

контактов

с

детьми.

Преподаватели

и

родители

вместе ищут наиболее эффективные способы решения этой проблемы.

Определяющая

роль

в

установлении

такого

взаимодействия

принадлежит

преподавателям.

Союз,

взаимопонимание

преподавателей

и.

родителей,

их

взаимное

доверие

возможны

лишь

в

том

случае,

если

преподаватель

не

поучает,

а

советует,

размышляет

вместе

с

ними,

договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию

необходимости

педагогических

знаний.

Вся

атмосфера

взаимодействия,

общения преподавателя с родителями должна свидетельствовать о том, что

преподаватель нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители —

его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи, ведь у каждого

ребенка свои психологические и физические особенности. То, что подходит в

обучении одному ребенку, может совсем не подходить другому.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми

родителями в МБУ ДО «Жостовская СДШИ» является родительское собрание,

на

котором

Здесь

встречаются

преподаватели

и

родители

для

того,

чтобы

выслушать друг друга и обсудить основные проблемы учащихся.

Поскольку родители являются социальными заказчиками, они должны

активно участвовать в учебно-воспитательном процессе школы искусств. Одной

из

форм

этого

участия

является

деятельность

родительского

комитета.

В

родительский

комитет

МБУ

ДО

«Жостовская

СДШИ»

входят

самые

инициативные,

интересующиеся

и

опытные

родители.

В

поле

зрения

родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний,

установления контактов с родителями, организации мероприятий.

Родителей

часто

привлекаем

к

проведению

мероприятий.

Родители

могут помочь в проведении концертов, поездках детей на конкурсы, в музеи и

концертные залы. Такие поездки помогают сближению родителей с учащимися,

развитию их совместных увлечений. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой в своих

трудах говорили о необходимости приобретения родителями педагогических

знаний,

о

важности

и

целенаправленности

семейного

воспитания,

о

необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям

могут оказать помощь преподаватели школы искусств. Можно рекомендовать

для

самообразования

родителей

периодические

издания,

Интернет

и

многочисленную популярную литературу для родителей.

Таким образом, только в содружестве с родителями учащихся можно

добиться хороших результатов. Необходимо помнить, что дети – самое дорогое

в жизни. Каждая встреча преподавателя, учащегося и родителя должна стать

полезной и результативной.

Список литературы

1.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ

от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

2.

Г.А. Леликова, Г.П. Попова. Система работы с родителями. – Волгоград:

Учитель, 2010.

3.

Гиппенрейтер,

Ю.

Б.

Счастливый

ребенок:

новые

вопросы

и

новые

ответы. – Москва: Издательство АСТ, 2017.

4.

Литвак, М. 5 методов воспитания детей. – Москва, 2015.

5.

Маховская,

О.

100

ошибок

воспитания,

которых

легко

избежать/

О.

Маховская. – Москва: Издательство «Э», 2015.

6.

Сергеева В.П. Основы семейного воспитания – М.: Academia

7.

Сигел,

Д.

Вне

зоны

доступа:

как

не

потерять

контакт

с

ребенком

в

переходном возрасте. – Москва: Издательство «Э», 2016.

8.

Фабер, А. Как говорить с детьми, чтобы они учились/ А. Фабер, Э.

Мазлиш. – Москва: Эксмо, 2014.

9.

Шереметева

Г.

Качая

колыбель,

или

Профессия

"родитель".

Любовь,

воспитание,

этапы

развития/

Г.

Шереметева.

М.:

ЗАО

Издательство

Центрполиграф, 2012.



В раздел образования