Автор: Иванова Людмила Борисовна
Должность: преподаватель по классу домра
Учебное заведение: МБУ ДО "Жостовская СДШИ"
Населённый пункт: Московская область, п. Клязьминское водохранилище
Наименование материала: статья
Тема: Организация эффективного сотрудничества преподавателя ДШИ с родителями
Раздел: дополнительное образование
Организация эффективного сотрудничества преподавателя ДШИ с
родителями
Иванова Людмила Борисовна
преподаватель по классу домра
МБУ ДО «Жостовская СДШИ»
В
условиях
современного
образования
только
в
проце сс е
взаимодействия преподавателей и родителей можно успешно решать проблему
всестороннего развития личности ребенка. Если общеобразовательная школа
является обязательной для ребенка и родители в силу своей загруженности
редко появляются в ней, то в процессе обучения ребенка в школе искусств они
проявляют самый непосредственный интерес.
Родители вовлекаются в творческую жизнь детей через выбор и покупку
особых инструментов и материалов (в частности: нот, медиаторов, подставок,
пюпитров
и
т.д.),
нужных
детям
для
занятий,
а
также
через
интерес
к
творческим
успехам
своего
ребенка,
посещение
концертов
на
которых
выступает ребенок и других мероприятий.
Детские школы искусств решают важные внутрисемейные проблемы.
Чем
старше
ребенок,
тем
больше
заботит
родителей
проблема
грамотного
заполнения
свободного
времени
подростка,
его
духовное,
нравственное
и
творческое развитие.
В
учреждениях
дополнительного
образования
детей
часто
обнаруживается,
что
именно
здесь
ребенок
может
найти
себе
настоящих
товарищей, чему бывают рады и родители, и сами дети.
Преподавателей
системы
дополнительного
образования
детей
и
родителей их учащихся объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о
создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Укрепление
и
развитие
тесной
взаимосвязи
родителей
и
преподавателей
обеспечивает
благоприятные
условия
жизни
и
воспитания
ребенка,
формирование основ полноценной, гармонической личности.
Содержание сотрудничества преподавателя с родителями включает три
основных
направления:
вовлечение
родителей
в
учебно-воспитательный
процесс,
их
участие
в
управлении
детской
школы
искусств
и
психолого-
педагогическое просвещение родителей. В этой связи в МБУ ДО «Жостовская
СДШИ»
определены
условия
работы
с
родителями,
формы
и
методы
сотрудничества школы искусств и родителей в воспитании детей с учетом
изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов
семей.
Преподаватель
МБУ
ДО
«Жостовская
СДШИ»
является
партнером
родителей в воспитании и развитии учащихся.
Формирование сотрудничества учащихся, родителей и преподавателей
МБУ
ДО
«Жостовская
СДШИ»
зависит
от
того,
как
складываются
взаимодействия взрослых в этом процессе. Результат этого взаимодействия
может быть успешным только при условии, если преподаватели и родители
станут равноправными партнерами, так как они воспитывают и обучают одних
и
тех
же
детей.
В
основу
этого
союза
положено
единство
взглядов
на
образовательный процесс.
Как преподаватели, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми
и
счастливыми.
Родители
готовы
поддержать
начинания
преподавателей,
направленные
на
удовлетворение
и
развитие
интересов,
потребностей
учащихся.
Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать
учащегося, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в разных ситуациях, а,
следовательно,
помочь
развитии
способностей
ребенка,
в
понимании
его
индивидуальных
особенностей,
формировании
ценностных
жизненных
ориентаций.
В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных
знаний
в
сфере
образования
и
воспитания
детей,
нередко
испытывают
трудности
в
установлении
контактов
с
детьми.
Преподаватели
и
родители
вместе ищут наиболее эффективные способы решения этой проблемы.
Определяющая
роль
в
установлении
такого
взаимодействия
принадлежит
преподавателям.
Союз,
взаимопонимание
преподавателей
и.
родителей,
их
взаимное
доверие
возможны
лишь
в
том
случае,
если
преподаватель
не
поучает,
а
советует,
размышляет
вместе
с
ними,
договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию
необходимости
педагогических
знаний.
Вся
атмосфера
взаимодействия,
общения преподавателя с родителями должна свидетельствовать о том, что
преподаватель нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители —
его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи, ведь у каждого
ребенка свои психологические и физические особенности. То, что подходит в
обучении одному ребенку, может совсем не подходить другому.
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми
родителями в МБУ ДО «Жостовская СДШИ» является родительское собрание,
на
котором
Здесь
встречаются
преподаватели
и
родители
для
того,
чтобы
выслушать друг друга и обсудить основные проблемы учащихся.
Поскольку родители являются социальными заказчиками, они должны
активно участвовать в учебно-воспитательном процессе школы искусств. Одной
из
форм
этого
участия
является
деятельность
родительского
комитета.
В
родительский
комитет
МБУ
ДО
«Жостовская
СДШИ»
входят
самые
инициативные,
интересующиеся
и
опытные
родители.
В
поле
зрения
родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний,
установления контактов с родителями, организации мероприятий.
Родителей
часто
привлекаем
к
проведению
мероприятий.
Родители
могут помочь в проведении концертов, поездках детей на конкурсы, в музеи и
концертные залы. Такие поездки помогают сближению родителей с учащимися,
развитию их совместных увлечений. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой в своих
трудах говорили о необходимости приобретения родителями педагогических
знаний,
о
важности
и
целенаправленности
семейного
воспитания,
о
необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям
могут оказать помощь преподаватели школы искусств. Можно рекомендовать
для
самообразования
родителей
периодические
издания,
Интернет
и
многочисленную популярную литературу для родителей.
Таким образом, только в содружестве с родителями учащихся можно
добиться хороших результатов. Необходимо помнить, что дети – самое дорогое
в жизни. Каждая встреча преподавателя, учащегося и родителя должна стать
полезной и результативной.
Список литературы
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года
2.
Г.А. Леликова, Г.П. Попова. Система работы с родителями. – Волгоград:
Учитель, 2010.
3.
Гиппенрейтер,
Ю.
Б.
Счастливый
ребенок:
новые
вопросы
и
новые
ответы. – Москва: Издательство АСТ, 2017.
4.
Литвак, М. 5 методов воспитания детей. – Москва, 2015.
5.
Маховская,
О.
100
ошибок
воспитания,
которых
легко
избежать/
О.
Маховская. – Москва: Издательство «Э», 2015.
6.
Сергеева В.П. Основы семейного воспитания – М.: Academia
7.
Сигел,
Д.
Вне
зоны
доступа:
как
не
потерять
контакт
с
ребенком
в
переходном возрасте. – Москва: Издательство «Э», 2016.
8.
Фабер, А. Как говорить с детьми, чтобы они учились/ А. Фабер, Э.
Мазлиш. – Москва: Эксмо, 2014.
9.
Шереметева
Г.
Качая
колыбель,
или
Профессия
"родитель".
Любовь,
воспитание,
этапы
развития/
Г.
Шереметева.
–
М.:
ЗАО
Издательство
Центрполиграф, 2012.