Автор: Бобошина Эльвира Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО
Населённый пункт: киров кировская область
Наименование материала: Общеобразовательная программа ОАСТ "Ритм"
Тема: Программа рассчитанная на 8 лет
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» города Кирова
Утверждено на
педагогическом совете
«_____»___________20___г.
Протокол № ___
Директор МОАУ ДО «ЦРТДЮ
«Радуга»
_____________ С.В.Бусоргина
Дополнительная общеобразовательная программа
ансамбля современного танца «Ритм»
Направленность программы: художественная
Возраст детей: 7-16 лет
Срок реализации программы: 8 лет
Составитель:
Бобошина Эльвира Андреевна,
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной
категории
Киров, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей
учащихся, приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие
компетентности в области хореографии; на формирование навыков на уровне
практического применения.
Дополнительное образование изначально ориентировано на свободный выбор
учащимися
видов
и
форм
деятельности,
формирование
его
собственных
представлений о мире, развитие способностей.
Данная
программа
предназначена
для
занятий
в
ансамбле
современного
танца
с
детьми
школьного
возраста,
не
имеющих
ярко
выраженных
танцевальных способностей, но проявляющих живой интерес к искусству
танца.
Участником
танцевального
коллектива
может
стать
любой
учащийся,
пожелавший
заниматься
хореографией,
подходящий
по
возрасту.
Современная
школа
танца
включает
в
себя
элементы
эстрадного,
джаз,
модерн, клубного и уличных танцев. По мере приобретения танцевальных
навыков участниками танцевального коллектива, усложняются танцевальные
композиции,
уделяется
больше
внимания
технике
исполнения,
эмоциональной выразительности.
Занятия в танцевальном коллективе помогают каждому учащемуся научится
видеть красоту, существующую в мире, у учащегося появляется потребность
самому
участвовать
в
создании
этой
красоты.
Учащийся,
занимаясь
в
ансамбле, становится более аккуратным и трудолюбивым.
Особенность программы состоит в том, что в отличие от типовых, данная
программа
направлена
не
только
на
разучивание
хореографических
композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства,
для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела,
основам
обучения
дыханию
в
хореографии,
развитию
способностей
к
импровизации
и
сочинению
танцевальных
движений,
комбинаций,
используемых в танце.
НАПРАВЛЕННОСТЬ : художественная
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: программа рассчитана на 8 лет обучения
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ:
Создание
условий
для
развития
личности
ребёнка
средствами
хореографического искусства.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:
ОБУЧАЮЩИЕ
Научить в совершенстве владеть искусством современной хореографии.
Научить самостоятельно составлять танцевальные комбинации.
Научить
воспитанников
особенностям
коллективного
исполнения
танца.
2
РАЗВИВАЮЩИЕ
Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса у
учащихся.
Способствовать развитию образного мышления.
Способствовать
развитию
физических
данных:
гибкости,
выворотности,
подъёму
стопы,
танцевальному
шагу,
прыжку,
ритмичности, эластичности мышц.
Способствовать
развитию
музыкальности,
сообразительности,
координации.
Способствовать развитию техники исполнительского мастерства.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
Способствовать
воспитанию
культуры
поведения
и
чувства
прекрасного.
Способствовать воспитанию чувства такта, уважения друг к другу, а
т акже
во спит ание
т рудолюбия ,
д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т и ,
обязательности, аккуратности.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В структуре программы содержится 2 раздела:
1.
Классический танец
2.
Современный танец
Раздел 1. Классический танец
Раздел 1 содержит изложение программных упражнений и их разновидностей
в определённой последовательности. Этот раздел включает экзерсис у станка,
на середине зала, аллегро. Особенность изложения практического материала
заключается в разработке примерных комплексов упражнений с указанием
метроритмических раскладок исполнения для каждого года обучения.
Раздел 2. Современный танец
Раздел 2 содержит изложение программных упражнений и их разновидностей
в
определённой
последовательности.
Этот
раздел
включает
разогрев,
изоляцию,
упражнения
для
развития
подвижности
позвоночника,
кросс,
партер, растяжку и импровизацию, постановка и разучивание акробатических
элементов, танцевальных композиций.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
материально – техническое обеспечение: аудио- и видеоаппаратура,
танцевальный зал, фортепиано, хореографические станки и зеркала,
сценические костюмы, гимнастические коврики и маты ; методическая
литература и Интернет-ресурсы для педагога:
методическое обеспечение:
1)
Формы обучения
Основными
формами
обучения
являются:
групповые
занятия.
Занятия
3
строятся
с
учетом
целей
и
задач
данного
курса
и
с
учетом
возрастных
особенностей
учащихся
каждого
года
обучения.
Также
возможно
использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, зачётные занятия в
конце
учебного
года,
концерт
перед
родителями,
участие
в
фестивалях,
смотрах.
Работа в ансамбле современного танца «Ритм» планируется по следующим
направлениям:
- занятия в танцевальном классе
- постановочная работа
- репетиционная работа
- концертная деятельность
- индивидуальные занятия
2) Формы контроля:
контрольные
занятия,
отчетные
концерты,
участие
в
концертной
деятельности
дома
детского
творчества,
выступления
на
конкурсах
и
фестивалях.
Проведение
показательных
занятий
перед
родителями
с
целью
повышения
интереса,
проведение
зачетов,
контрольных
занятий,
их
периодичность устанавливает педагог.
Итогом каждого учебного года является организация и проведение отчётного
концерта ансамбля «Ритм».
3)
Используемые
на
занятиях
методы
обучения:
основными
методами
являются показ
движений
и словесное
объяснение.
Они
–
главные
проводники требований преподавателя к учащимся. В разных годах обучения
показу и объяснению отводится различная роль, изменяются функции показа
и объяснения на разных этапах обучения.
На начальном этапе обучения (1 -3 год обучения) показу придаётся
исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное представление
о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и
технически совершенным.
Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные
моменты,
а
также
служит
для
формирования
основных
понятий,
необходимых на начальном этапе (французская и английская терминология,
правила исполнения).
На следующем этапе обучения (4 – 6 год обучения) показ приобретает
иной характер. Он становится более обобщённым, акцентирующим наиболее
важные моменты, особенно мышечную работу тела.
4
Словесный
метод
приобретает
очень
большое
значение
в
связи
с
происходящим процессом осмысления исполнения. На этом этапе СЛОВО
несёт самую большую нагрузку.
На конечном этапе обучения (7 – 8 год обучения) показ и объяснение
занимают меньше времени. Методы показа и объяснения варьируются в
самых широких пределах, учитывая многообразие задач выпускного класса.
Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с
одним
из
центральных
моментов
обучения:
активизацией
мышления
и
развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы
по овладению танцевальными навыками.
Также используются метод создания ситуации успеха.
4)
Принципы обучения
-
вариативность
(преподаватель
имеет
право
перенести
изучение
какого-либо
движения
в
нужный
период,
не
нарушая
логики
и
последовательности
обучения
в
зависимости
от
подготовленности
учащихся);
-
содержание
программы
доступно
для
изучения,
т.к.
главным
принципом её является принцип «от простого к сложному»;
- принцип научности;
- принцип наглядности;
- принцип природосообразности, культуросообразности;
- принцип сотрудничества и сотворчества.
5)
Музыкальное оформление занятий
Танец
органически
связан
с
музыкой.
Без
музыки
немыслимы
как
танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы
необходимо
прививать
учащимся
умение
слышать
и
понимать
музыку.
Правильно
подобранный
материал
должен
помогать
о сваивать
хореографический материал, соответствуя его характеру, рисунку, темпу. Для
тренажных
упражнений
желательно
использовать
музыкальный
материал
квадратного
построения,
чтобы
основное
внимание
учащихся
было
бы
направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо
использовать
музыкальное
сопровождение
с
простым
ритмическим
рисунком, позднее его можно разнообразить.
В зависимости от возраста воспитанников, года обучения и подготовленности
группы
музыкальное
сопровождение
занятия
различно:
по
темпу,
ритмическому рисунку, динамической окраске.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Количественный состав хореографической группы - 15-20 воспитанников,
возраст 7-18 лет.
5
Групповое занятие по классическому танцу в группах всех годов обучения
длительностью 2 часа проводится 1 раз в неделю.
Режим групповых занятий по современному танцу:
Год обучения
В месяц (час)
В год (час)
1 год обучения 1 раз в неделю по 2 часа
8
72
2 год обучения 1 раз в неделю по 2 часа
8
72
3 год обучения 3 раз в неделю по 2 часа
24
216
4 год обучения 3 раз в неделю по 2 часа
24
216
5 год обучения 3 раз в неделю по 2 часа
24
216
6 год обучения 3 раз в неделю по 2 часа
24
216
7 год обучения 3 раз в неделю по 2 часа
24
216
8 год обучения 4 раз в неделю по 2 часа
32
288
Режим репетиционных групповых занятий:
Год обучения
В месяц (час)
В год (час)
5 год обучения 1 раз в неделю по 2 часа
8
72
6 год обучения 1 раз в неделю по 2 часа
8
72
7 год обучения 1 раз в неделю по 2 часа
8
72
8 год обучения 1 раз в неделю по 2 часа
8
72
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ожидаемый
результат
предполагает
развитие
способностей
воспитанников,
совершенствование
исполнительского
мастерства,
выступление
в
концертах,
фестивалях,
смотрах,
успешное
участие
в
конкурсах.
РАЗДЕЛ 1. Классический танец.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи первого года обучения: постановка ног, корпуса, рук, головы в
процессе освоения основных движений классического экзерсиса у станка и
на середине, развитие координации движений.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Классический танец
(Постановка корпуса;
основные позиции ног в
классике(1,2,3,4,5);
Позиции рук
(подготовительная,1,2,3);
Основные вижения у станка;
Экзерсис на середине (только
58
8
50
6
по 1 позиции);
прыжки
3.
Постановочная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.
Вводное занятие. Игровая программа «В осеннем танце»
2.
Классический танец
6)
Постановка корпуса.
7)
Позиции ног: I позиция, II позиция, III позиция, V позиция, IV
позиция (как наиболее трудная изучается последней).
8)
Позиции рук: подготовительное положение, 1 позиция, 3 позиция, 2
позиция
(как
наиболее
трудная
изучается
п о с л ед н е й )
Позиции
рук
вначале
изучаются
на
середине
зала
без
точного
соблюдения позиций ног.
9)
Demi plie в I, II, III, V позициях.
10)
Battement tendu
11)Passe parterre в I позиции вперед и назад.
12)
Demi rond de jambe par terre
13)
Battement tendu из V позиции в сторону, вперед и назад.
14)
Rond de jambe par terre en dehors u en dedans (в начале изучения
объясняются понятия «en dehors”, “en dedans”).
15)
Battement tendu jete с 1 позиции, с V позиции в сторону, вперед и
назад.
16)
Battement tendu jete pique с
1
и позиций в сторону, вперед и
назад.
17)
Положение ноги sur le cou de pied спереди, сзади и условное cou
de pied (вначале изучается из положения открытой ноги в сторону,
по мере усвоения — из положения ноги «вперед» и «назад»).
18)
Battement frappe в сторону, вперед и назад
19)
Releve на полупальцах
20)
Battement
fondu в сторону, вперед и назад (вначале изучается
носком в пол, к концу 1-го полугодия — на 45 градусов).
21)
Battement
retire (поднимание
и
опускание
работающей
ноги,
согнутой в колене, до колена опорой ноги; служит подготовкой к
battement developpes).
22)
Battement releve lent на 90 градусов в сторону, вперед и назад (в
сторону и назад первоначально изучается лицом к станку; вперед —
держась за станок одной рукой).
23)
Grand plie по I, II, IV, V позициям.
7
24)
Temps releve par terre (preparation) для rond de jambe par terre en
dehors en dedans
25)
Grand battement jete из I и V позиций в сторону, вперед и назад.
26)
Наклоны
вперед
и
перегибы
корпуса
назад
и
в
сторону
исполняется в конце экзерсиса. Вперед исполняется по 1 позиции
спиной к станку, перегибы корпуса исполняются лицом к палке.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Упражнения те же, что у станка en face.
Demi plie en face в I, II, V позициях.
Battement tendu из I позиций во все направления.
Battement tendu c demi plie из I позиций во все направления.
Battement tendu jete из I позиций во все направления.
Battement tendu jete pique из I позиций во все направления.
ALLEGRO (прыжки)
Первоначально прыжки изучаются лицом к станку. Как только
усвоена элементарная правильность исполнения, изучение переносится на
середину зала.
Temps leve по I, II, V позициям.
Changement de pieds .
3.
Постановочная работа.
Когда все элементы классического танца проучены, педагог ставит детям
танцевальную композицию, используя все эти движения в танце.
4.
Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5.
Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят на концерты других танцевальных коллективов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны знать:
основные требования классического танца;
названия движений на французском языке, их перевод и значение;
уметь:
правильно поставить корпус, рук, ног, головы;
элементарной координацией движений.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи
второго
года
обучения:
продолжить
работу
над
постановкой
ног,
корпуса,
рук,
головы
в
процессе
усложнения
основных
движений
8
классического
экзерсиса
у
станка
и
на
середине,
развитие
навыков
координации движений.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Классический танец
(Постановка корпуса;
основные позиции ног в
классике(1,2,3,4,5);
Позиции рук
(подготовительная,1,2,3);
Основные движения у станка;
Экзерсис на середине ;
прыжки
58
8
50
3.
Постановочная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.Вводное занятие. Игровая программа «В осеннем танце»
2.Классический танец
27)
Постановка корпуса.
28)
Позиции ног: I позиция, II позиция, III позиция, V позиция, IV
позиция (как наиболее трудная изучается последней).
29)
Позиции рук: подготовительное положение, 1 позиция, 3 позиция,
2
позиция
(как
наиболее
трудная
изучается
по следней)
Позиции
рук
вначале
изучаются
на
середине
зала
без
точного
соблюдения позиций ног.
30)
Demi plie в I, II, III, V позициях.
31)
Battement tendu
32)
Passe parterre в I позиции вперед и назад.
33)
Demi rond de jambe par terre
34)
Battement tendu из V позиции в сторону, вперед и назад.
35)
Rond de jambe par terre en dehors u en dedans (в начале изучения
объясняются понятия «en dehors”, “en dedans”).
36)
Battement tendu jete с 1 позиции, с V позиции в сторону, вперед и
назад.
37)
Battement tendu jete pique с
1
и позиций в сторону, вперед и
назад.
38)
Положение ноги sur le cou de pied спереди, сзади и условное cou
de pied (вначале изучается из положения открытой ноги в сторону,
по мере усвоения — из положения ноги «вперед» и «назад»).
9
39)
Battement frappe в сторону, вперед и назад
40)
Releve на полупальцах
41)
Battement
fondu в сторону, вперед и назад (вначале изучается
носком в пол, к концу 1-го полугодия — на 45 градусов).
42)
Battement
retire (поднимание
и
опускание
работающей
ноги,
согнутой в колене, до колена опорой ноги; служит подготовкой к
battement developpes).
43)
Battement releve lent на 90 градусов в сторону, вперед и назад (в
сторону и назад первоначально изучается лицом к станку; вперед —
держась за станок одной рукой).
44)
Grand plie по I, II, IV, V позициям.
45)
Temps releve par terre (preparation) для rond de jambe par terre en
dehors en dedans
46)
Grand battement jete из I и V позиций в сторону, вперед и назад.
47)
Наклоны
вперед
и
перегибы
корпуса
назад
и
в
сторону
исполняется в конце экзерсиса. Вперед исполняется по 1 позиции
спиной к станку, перегибы корпуса исполняются лицом к палке.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Упражнения те же, что у станка en face.
Demi plie en face в I, II, V позициях.
Battement tendu из I и V позиций во все направления.
Battement tendu c demi plie из I и V позиций во все направления.
Battement tendu jete из I и V позиций во все направления.
Battement tendu jete pique из I и V позиций во все направления.
Rond de jambe par terre.
Battement fondu.
Battement frappe.
ALLEGRO(прыжки)
Во втором классе прыжки исполняются на середине зала
Temps leve по I, II, V позициям.
Changement de pieds .
Pas echappe из V позиции во II и со II в V.
3.Постановочная работа.
Когда все элементы классического танца проучены, педагог ставит детям
танцевальную композицию, используя все эти движения в танце.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят на концерты других танцевальных коллективов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны знать:
10
основные требования классического танца;
названия движений на французском языке, их перевод и значение;
уметь:
правильно поставить корпус, рук, ног, головы;
элементарной координацией движений.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачами третьего года обучения являются: развитие силы ног путем
увеличения
количества
упражнений,
развитие
устойчивости,
освоение
техники в более быстром темпе.
Наряду
с
этим
более
сложная
координация
движений
за
счет
использования поз в экзерсисе у станка и на середине.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Классический танец
(Постановка корпуса;
основные позиции ног в
классике(1,2,3,4,5);
Позиции рук
(подготовительная,1,2,3);
Основные движения у станка;
Экзерсис на середине ;
прыжки
58
8
50
3.
Постановочная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.Вводное занятие. Игровая программа «Выше, дальше, сильнее»
2.Классический танец
48)
Постановка корпуса.
49)
Позиции ног: I позиция, II позиция, III позиция, V позиция, IV
позиция (как наиболее трудная изучается последней).
50)
Позиции рук: подготовительное положение, 1 позиция, 3 позиция,
2
позиция
(как
наиболее
трудная
изучается
по следней)
Позиции
рук
вначале
изучаются
на
середине
зала
без
точного
соблюдения позиций ног.
51)
Demi plie в I, II, III, V позициях.
52)
Battement tendu
11
53)
Passe parterre в I позиции вперед и назад.
54)
Demi rond de jambe par terre
55)
Battement tendu из V позиции в сторону, вперед и назад.
56)
Rond de jambe par terre en dehors u en dedans (в начале изучения
объясняются понятия «en dehors”, “en dedans”).
57)
Battement tendu jete с 1 позиции, с V позиции в сторону, вперед и
назад.
58)
Battement tendu jete pique с
1
и позиций в сторону, вперед и
назад.
59)
Положение ноги sur le cou de pied спереди, сзади и условное cou
de pied (вначале изучается из положения открытой ноги в сторону,
по мере усвоения — из положения ноги «вперед» и «назад»).
60)
Battement frappe в сторону, вперед и назад
61)
Releve на полупальцах
62)
Battement
fondu в сторону, вперед и назад (вначале изучается
носком в пол, к концу 1-го полугодия — на 45 градусов).
63)
Battement
retire (поднимание
и
опускание
работающей
ноги,
согнутой в колене, до колена опорой ноги; служит подготовкой к
battement developpes).
64)
Battement releve lent на 90 градусов в сторону, вперед и назад (в
сторону и назад первоначально изучается лицом к станку; вперед —
держась за станок одной рукой).
65)
Grand plie по I, II, IV, V позициям.
66)
Temps releve par terre (preparation) для rond de jambe par terre en
dehors en dedans
67)
Grand battement jete из I и V позиций в сторону, вперед и назад.
68)
Наклоны
вперед
и
перегибы
корпуса
назад
и
в
сторону
исполняется в конце экзерсиса. Вперед исполняется по 1 позиции
спиной к станку, перегибы корпуса исполняются лицом к палке.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Упражнения те же, что у станка en face et epaulement.
Epaulement croisee u effacee в V позиции
Позы croise и effacee с руками в больших и маленьких позах вперед и
назад носком в пол.
Port de bras 1-е, 2-е, 3-е.
Temps leve parterre.
Battement tendu в маленьких и больших позах;
Battement
tendu
jete в маленьких и больших позах croisee и effacee
вперед и назад.
1-й, 2-й, 3-й, arabesque (изучаются носком в пол).
Battement releve lent на 90 градусов во всех направлениях и позах
croisee и effacee вперед и назад.
Элементарное adagio из пройденных поз.
Grand battement jete во всех направлениях в позах croisee и effacee.
12
Pas de bourree без перемены ног из стороны в сторону.
ALLEGRO (прыжки)
Pas assemble в сторону.
Pas assemble вперед и назад.
Sissonne simple
Pas jete
Pas echappe на одну ногу.
3.Постановочная работа.
Когда все элементы классического танца проучены, педагог ставит детям
танцевальную композицию, используя все эти движения в танце.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят на концерты других танцевальных коллективов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны знать:
Названия всех движений на французском языке, их перевод и значение;
понятия о вращательных движениях en dehors и en dedans;
прыжки с двух ног на две;
владеть:
- координацией движений рук, ног, головы
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
На четвертом году обучения закрепляется азбука классического танца.
Основными задачами являются: выработка навыков правильности и чистоты
исполнения,
закрепления
устойчивости,
развитие
координации,
выразительности поз, дальнейшее воспитание силы и выносливости.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Классический танец
(Повороты и полуповороты
Основные движения у станка
на полупальце;
Классические позы;
Адажио;
Экзерсис на середине ;
Пордэбра;
Прыжки.
58
8
50
13
3.
Постановочная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник с другими группами,
танцевальные конкурсы
2.Классический танец
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
Полуповороты в V позиции на полупальцах 2-х ног по направлению
к станку и от станка на вытянутых ногах.
Ряд упражнений у палки исполняются с чередованием на целой
стопе и на п/п, к концу года — только на полупальцах (battement
fondu, battement frappe, petit battement)
Port de bras c rond de jambe par terre нa demi plie.
Double battement fondu.
Tombe на месте и coupe на опорную ногу на целую стопу и на п/п
Battement developpe passe на 90 градусов.
Demi
rond
de
jambe на 90 градусов из всех направлений и при
переходе из позы в позу
Battement releve lent на 90 градусов и battement developpe в croisee
u effacee
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ
Temps leve с перегибом корпуса.
II и IV arabesques носком в пол.
4-е port de bras .
Большая поза croisee и effacee вперед и назад носком в пол.
Позы croisee вперед и назад на 90 градусов.
Элементарное adagio .
Подготовительные упражнения к турам.
Тур en dehors и en dedans со П позиции.
Temps leve на 90 градусов.
Pas de bourree без перемены ног на efface .
Позы attitudes croisee и effacee .
Большая поза ecartee вперед и назад.
ALLEGRO
Pas assemble. Double assemble.
Grand changement de pieds.
Grand echappe на II позицию.
Pas glissade.
14
Sissone fermee.
Sissone ouverte.
Pas echappe во II поз. на croisse и на effacee.
Temps leve.
Pas de chat.
3.Постановочная работа.
Когда все элементы классического танца проучены, педагог ставит детям
танцевальную композицию, используя все эти движения в танце.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят на концерты других танцевальных коллективов.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
правила исполнения основных движений классического танца;
современного танца;
прыжки с двух ног на одну;
владеть:
навыками устойчивости в позах;
навыками координации движений рук и головы.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
На 5 году обучения усложняется экзерсис у станка,
продолжается освоение техники поворотов и пируэтов у станка и на
середине.
Основная задача 5 года обучения - развитие и укрепление устойчивости
в упражнениях с полуповоротами на одной ноге, умение переносить центр
тяжести, сохраняя равновесие.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Классический танец.
(Основные движения у станка
на полупальце;
Классические позы;
Адажио;
Экзерсис на середине ;
Вращения;
Пордэбра;
Прыжки.
58
8
50
15
3.
Постановочная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник с другими группами,
танцевальные конкурсы
2.Классический танец
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
В целом экзерсис у станка в 5-м году обучения повторяет и развивает
движения 4-го года обучения.
Полуповорот en dehors u en dedans с вытянутой ногой вперед, назад
и на 45 градусов.
Battement fondu на 90 градусов.
Поворот на 360 градусов.
Grand battement jete с быстрым developpe.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
5-е, 6-е port de bras.
Подготовительные упражнения к турам с IV позиции и с V позиции
Pas de bourree en tournant с переменой ног.
Grand plie c port de bras
Arabesques на 90 градусов
ALLEGRO
Grand echappe на II позицию, на IV позицию.
Pas assemble с продвижением и в позах.
Temps saute в V позиции с продвижением вперед и назад.
Pas de basque вперед и обратно.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит классическую постановку.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;
16
ракурсы исполнения движений;
владеть:
навыками точной координации движений;
профессиональным вниманием;
самоконтролем;
уметь:
исполнять движения грамотно и музыкально.
ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задача педагога на шестом году обучения продолжить работу над чистотой,
свободой и выразительностью исполнения. Большая часть времени отводится
занятиям на середине. Общий темп ускоряется.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Классический танец.
(Основные движения у станка
на полупальце;
Классические позы;
Адажио;
Экзерсис на середине ;
Вращения;
Пордэбра;
Прыжки.
58
8
50
3.
Постановочная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник с другими группами,
танцевальные конкурсы
2.Классический танец
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1.
Battement developpe plie-releve.
2.
Petit temps lie.
3.
Battement soutenu на 90 градусов.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Demi rond de jambe на 90 градусов из позы в позу.
Tours sur le cou de pied из IV позиции и из V позиции.
Tour lent в больших позах /изучение начинается с ½ поворота.
17
Позы ecartee вперед и назад и поза 4-го arabesques.
Glissade.
Battement
releve
lent на
9 0 градусов
в
позах,
кроме
ecartee и
4
arabesques.
Battement developpe в позах, кроме ecartee и 4 arabesques.
ALLEGRO
Sissonne fermee.
Sissonne ouverte в позах.
Pas assemble с продвижением вперед и назад.
Sissonne tombe во все направления.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит классическую постановку.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы, участвуют в мастер-классах.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
типы координации движений: одновременные и разновременные;
движения — связки;
закономерности переходов рук из одного положения в другое;
владеть:
ощущением позы, ракурса, пространства;
быстротой запоминания комбинаций;
развитой силой и выносливостью;
СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основная задача 7 года обучения, отработка и совершенствование своих
умений и навыков, работа над самостоятельным составлением танцевальных
комбинаций.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Классический танец.
(Основные движения у станка
на полупальце;
58
8
50
18
Классические позы;
Адажио;
Экзерсис на середине ;
Вращения;
Пордэбра;
Прыжки;
Сочинение комбинаций.
3.
Постановочная работа.
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник с другими группами,
танцевальные конкурсы
2.Классический танец
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
Flic-flac en tournant.
Battement developpe с медленным поворотом en dehors и en dedans с
вытянутой ногой вперед и назад.
Developpe balance.
Grand battement jete balance.
Pas de bourree en tournant.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Battement tendu u battement tendu jete.
Tournant en dehors u en dedans по ½ поворота.
Jete с продвижением в сторону по ½ поворота.
6-е port de bras – preparation в IV позицию для туров в больших
позах.
Pas de bourree ballotte en tournant по ¼ поворота.
Temps leve на 90 градусов /вперед и назад /.
Glissade en tournant на ½ поворота и на целый поворот.
ALLEGRO
Pas assemble с продвижением вперед и назад en face и в позах.
Sissonne tombe во все направления в позах.
Заноски
Самостоятельное сочинение танцевальных комбинаций.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит классическую постановку.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
19
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы, учувствуют в мастер-классах
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
терминологию классического танца;
владеть:
правильной осанкой;
культурой движений рук и ног;
развитыми природными данными;
навыками музыкально-пластического интонирования;
хореографической памятью;
уметь:
работать в ансамбле.
ВОСЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основная задача 8 года обучения такая же, как и у 7го,- отработка и
совершенствование своих умений и навыков, работа над самостоятельным
составлением танцевальных комбинаций.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Классический танец.
(Основные движения у станка
на полупальце;
Классические позы;
Адажио;
Экзерсис на середине ;
Вращения;
Пордэбра;
Прыжки.
Составление танц.комбинац.
58
8
50
3.
Постановочная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник с другими группами,
танцевальные конкурсы
2.Классический танец
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
20
Flic-flac en tournant.
Battement developpe с медленным поворотом en dehors и en dedans с
вытянутой ногой вперед и назад.
Developpe balance.
Grand battement jete balance.
Pas de bourree en tournant.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Battement tendu u battement tendu jete.
Tournant en dehors u en dedans по ½ поворота.
Jete с продвижением в сторону по ½ поворота.
6-е port de bras – preparation в IV позицию для туров в больших
позах.
Pas de bourree ballotte en tournant по ¼ поворота.
Temps leve на 90 градусов /вперед и назад /.
Glissade en tournant на ½ поворота и на целый поворот.
ALLEGRO
Pas assemble с продвижением вперед и назад en face и в позах.
Sissonne tombe во все направления в позах.
Заноски
Самостоятельное сочинение танцевальных комбинаций.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит классическую постановку.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы, участие в мастер-классах.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
Знать:
Терминологию классического танца;
метроритмические раскладки исполнения движений;
владеть:
навыками точной координации движений;
профессиональным вниманием;
самоконтролем;
уметь:
исполнять движения грамотно и музыкально
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
21
Современный
танец,
использует
сценическое
пространство
не
только
по
вертикали,
но
и
по
горизонтали.
Движения
исполнителя
на
полу
–
существенная часть хореографии. В партере может происходить: разогрев;
упражнения на изоляцию; упражнения stretch – характера; упражнения для
развития
подвижности
позвоночника;
дополнительный
тренаж
на
координацию и ориентацию в пространстве. Современный танец отличается
от классического мягкой спиной, свободой в движениях и импровизацией а
так же кросс упражнениями. Цель данного раздела развить такие качества как
танцевальность, ощущение 14 стиля, координация своих движений. Кросс-
это самая импровизационная часть урока, каждый педагог задает те шаги,
вращения и прыжки, какие считает необходимыми. Эта часть урока сродни
allegro
урока
классического
танца,
однако,
необходимо
отметить,
что
современный
танец
очень
осторожно
относиться
к
прыжкам,
особенно
"большим".
Техника
прыжка
и
вращения
с
небольшими
изменениями
полностью
заимствована
из
классического
балета.
Поэтому
в
основном
педагоги используют комбинации шагов, вращений, и в меньшей степени
прыжков. Кросс обычно исполняется по диагоналям класса или по кругу. В
зависимости от задач урока, кросс может быть в различных манерах и стилях
современно
танца,
например,
с
использованием
шагов
примитива,
т.е.
афротанца.
Возможны
кроссовые
комбинации
с
элементами,
заимствованными из танца модерн, т.е. с использованием падений, перекатов
на полу и т.д. При всех видах кросса желательно выдерживать один стиль и
манеру движения. Виды движений используемых в кроссе:
Шаги
Прыжки
Вращения
Первый год обучения.
Задача 1го года обучения: освоить основные элементы современного танца,
запомнить терминологию на английском языке, привести в работу все мышцы
тела.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Современный танец
(разогрев, изоляция, кросс,
упражнения для
позвоночника, партер)
58
8
50
3.
Постановочная и
репетиционная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
22
Содержание программы
1.Вводное занятие. Игровая программа: «Я могу»
2.Современный танец
Разогрев
В этом разделе урока основная задача привести в "рабочее" состояние все
мышцы тела. В уроке модерн-джаз танца возможностей разогрева гораздо
больше, чем в классическом танце. Во-первых, он различается по месту
расположения
исполнителя
и
может
быть;
а),
на
середине
класса,
б),
в
партере. Во- вторых, он различается по динамике исполнения, возможно
сочетание 12 упражнений, выполняемых в быстром темпе с упражнениями в
медленном темпе. Однако, где бы не располагался исполнитель, основная
задача
педагога
последовательно
разогреть:
а),
стопы
и
ахиллесово
сухожилие. б), коленный сустав. в), тазобедренный сустав. г), позвоночник.
Можно выделить несколько групп движений: а), движения заимствованные из
классического танца. б), движения для разогрева и развития подвижности
позвоночника. в), упражнения stretch характера (растяжки). г), упражнения
свингового характера для расслабления позвоночника и суставов.
Изоляция.
Основные позиции ног в джаз танце. (1ая параллельная, 2 паралельная,
2 широкая, 6 позиция)
Основные позиции рук в джаз танце. (джаз руки, свободные руки)
Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и
назад,
наклоны
вправо
и
влево,
повороты
вправо
и
влево,
zundari
вперед, назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед –
назад).
Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча).
Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в
сторону, вперед – назад).
Изолированная
работа
бедер
(пелвис)
в
положении
стоя
(вперед
–
назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point,
prance, pas tortilla, catch step; от колена).
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Flat back в сторону.
Flat back вперед в сочетании с работой рук.
Изучение deep body bend.
Изучение hingе-позиции.
Изучение twist торса.
Body roll (волны).
Проучивание roll down и roll up.
Изучение side stretch.
Передвижения в пространстве (Cross). Шаги и бег в разных скоростях
Упражнения в партере.
23
Упражнения stretch-характера (растяжка). Поочередная работа стоп со
сменой
положения
(flex,
point):
П.Н
–
flex,
Л.Н.
–
point
и
наоборот.
Упражнения
stretch-характера
в
положении
лежа.
Упражнения
stretch-
характера в положении сидя.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит танцевальную миниатюру.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
основные требования современного танца;
названия движений на английском языке, их перевод и значение;
владеть:
постановкой корпуса, рук, ног, головы;
координацией движений.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задача 2го года обучения: освоить новые для них элементы современного
танца, запомнить терминологию на английском языке, закрепить пройденный
материал.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Современный танец
(разогрев, изоляция, кросс,
упражнения для
позвоночника, партер,
растяжка, акробатические
элементы)
58
8
50
3.
Постановочная и
репетиционная работа
4
2
2
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
6
2
4
Итого
72
13
59
Содержание программы
1.Вводное занятие. Игровая программа: «Я могу»
24
2.Современный танец
Разогрев.
А.
на
середине
класса,
Б.
в
партере.
Можно
выделить
несколько
групп
движений:
а),
движения
заимствованные
из
классического
танца.
б),
движения
для
разогрева
и
развития
подвижности
позвоночника.
в),
упражнения
stretch
характера
(растяжки).
г),
упражнения
свингового
характера для расслабления позвоночника и суставов.
Изоляция.
Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и
назад,
наклоны
вправо
и
влево,
повороты
вправо
и
влево,
zundari
вперед, назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед –
назад).
Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча).
Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в
сторону, вперед – назад).
Изолированная
работа
бедер
(пелвис)
в
положении
стоя
(вперед
–
назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point,
prance, pas tortilla, catch step; от колена).
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
- Flat back в сторону.
-Flat back вперед в сочетании с работой рук.
- Изучение deep body bend.
- Изучение hingе-позиции.
- Изучение twist торса.
- Body roll (волны).
-основные движения Swing.
Передвижения в пространстве (Cross). Шаги: -tap step; - camel walk; -sugar
leg. -Grand battement на полупальцах.
Прыжки: с одной ноги на другую, с
продвижением.
Разучивание
основных
акробатических
элементов.( кувырки,
колесо,
шпагат, стойка лопатках, подготовка к перекидкам)
Упражнения
в
партере.
Комбинация
с
различными
элементами
и
связками,например: Contraction, release в положении сидя Swing в положении
лёжа на полу Различные перекаты Поза «эмбриона», «собака».
Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону
(вторая
джазовая
позиция
ног
в
партере).
Растяжки
из
положения
сидя,
включая поясничную работу мышц.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит танцевальную миниатюру.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
25
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
основные требования современного танца;
названия движений на английском языке, их перевод и значение;
владеть:
постановкой корпуса, рук, ног, головы;
координацией движений, уметь правильно показать движения.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачами третьего года обучения являются: развитие силы ног путем
увеличения
количества
упражнений,
развитие
устойчивости,
освоение
техники в более быстром темпе.
Наряду
с
этим
более
сложная
координация
движений
за
счет
использования движений в диагонали.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Современный танец
(основной тренаж, растяжка,
закачка всех групп мышц,
акробатические элементы)
172
22
150
3.
Постановочная и
репетиционная работа
(групповая, коллективная,
парная, индивидуальная)
30
10
20
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
10
4
6
Итого
216
37
179
Содержание программы
1.Вводное занятие. Игровая программа: «Я могу»
2.Современный танец
Разогрев.
а)
на
середине
класса,
б)
в
партере.
Можно
выделить
несколько
групп
движений: а) движения заимствованные из классического танца. б) движения
для разогрева и развития подвижности позвоночника. в) упражнения stretch
26
характера (растяжки). г) упражнения свингового характера для расслабления
позвоночника и суставов.
Изоляция.
Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и
назад,
наклоны
вправо
и
влево,
повороты
вправо
и
влево,
zundari
вперед, назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед –
назад).
Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча).
Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в
сторону, вперед – назад).
Изолированная
работа
бедер
(пелвис)
в
положении
стоя
(вперед
–
назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point,
prance, pas tortilla, catch step; от колена).
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Flat back в сторону.
Flat back вперед в сочетании с работой рук.
deep body bend.
hingе-позиции.
twist торса.
Body roll (волны).
roll down и roll up.
side stretch.
Кросс. (диагональ)
Шаги: Flat step в plie. Grand battement на шагах,2 вперёд, в сторону, назад.
Вращения: повороты, полуповороты по кругу, по прямой.
Упражнения в партере.
Комбинация с элементами «партера»:
-вторая позиция (ноги разведены в стороны);
-
третья
позиция
(положение
«swastika»,
но
столпы
плотно
прижаты
к
ягодицам);
-четвертая позиция или «swastika»;
- пятая позиция (ноги согнуты в коленях, щиколотки скрещены);
-колени согнуты и соединены вместе (стопы стоят на полу параллельно);
- позиция: ноги вместе, колени согнуты, голени в воздухе и параллельны
полу;
- джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);
- сидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, на ней тяжесть корпуса,
свободная нога открыта назад или в сторону);
-crossed swastika (скрещенная свастика).
Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону
(вторая
джазовая
позиция
ног
в
партере).
Растяжки
из
положения
сидя,
включая поясничную работу мышц.
27
Изучение
акробатических
элементов
(стойка
на
руках,
стойка
на
преплечьях, перекидки)
3.Постановочная работа.
Педагог ставит танцевальную миниатюру.
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
уровни в современном танце;
понятия о вращениях
прыжки в высоту, в длинну;
владеть:
- координацией движений рук, ног, головы;
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
На четвертом году обучения закрепляются основы джаз модерн-танца.
Основными задачами являются: выработка навыков правильности и чистоты
исполнения,
закрепления
устойчивости,
развитие
координации,
выразительности движений, дальнейшее воспитание силы и выносливости.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Современный танец
(основной тренаж, растяжка,
прыжки, работа в диагоналях
закачка всех групп мышц,
акробатические элементы)
172
22
150
3.
Постановочная и
репетиционная работа
(групповая, коллективная,
парная, индивидуальная)
30
10
20
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
10
4
6
Итого
216
37
179
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник. Танцевальные конкурсы.
2.Современный танец
28
Разогрев.
а)
на
середине
класса,
б)
в
партере.
Можно
выделить
несколько
групп
движений:
а),
движения
заимствованные
из
классического
танца.
б),
движения
для
разогрева
и
развития
подвижности
позвоночника.
в),
упражнения
stretch
характера
(растяжки).
г),
упражнения
свингового
характера для расслабления позвоночника и 24 суставов.
Изоляция.
Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и
назад,
наклоны
вправо
и
влево,
повороты
вправо
и
влево,
zundari
вперед, назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед –
назад).
Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча).
Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в
сторону, вперед – назад).
Изолированная
работа
бедер
(пелвис)
в
положении
стоя
(вперед
–
назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point,
prance, pas tortilla, catch step; от колена).
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Flat back в сторону.
Flat back вперед в сочетании с работой рук.
deep body bend.
hingе-позиции.
twist торса.
Body roll (волны).
roll down и roll up.
side stretch.
Кросс. (упражнения по диагонали)
-Grand battement с тремя шагами по диагонали.
-Grand rond в сочетании с pas chasse.
-Spider walk.
-Grand rond с переходом в партер.
Повороты на двух ногах: Трехшаговый поворот вправо и влево, Corkscrew –
на demi-plie аналогичен soutenu en tournant. Скрещивание ноги спереди или
сзади, Tour chaine – меняя уровень: (на полупальцах, на всей стопе, на
demiplie).
Повороты на одной ноге. В положении cou-de-pied, у колена, открыта в любое
положение (впереди, сбоку или сзади), на demi- plie, с закрытым коленом на
passé по параллельным позициям, повороты вокруг воображаемой оси.
Упражнения в партере.
Комбинация в соответствии с изученными движениями.
29
Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону
(вторая
джазовая
позиция
ног
в
партере).
Растяжки
из
положения
сидя,
включая поясничную работу мышц.
Изучение
акробатических
элементов
(стойка
на
руках,
стойка
на
предплечьях, перекидки, стойка на руках, спичаг)
3.Постановочная работа.
Педагог ставит танцевальные миниатюры, парные, в группах и на весь
коллектив
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
правильность исполнения движений современного танца
прыжки в высоту, в длину;
владеть:
навыками устойчивости в позах, навыками хорошей растяжки;
навыками координации движений рук и головы.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задача 5 года обучения усложнить все комбинации, видоизменить и
отработать, включить импровизацию
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Современный танец
(основной тренаж, растяжка,
прыжки, работа в диагоналях
закачка всех групп мышц,
акробатические
элементы,импрвизация)
172
22
150
3.
Постановочная и
репетиционная работа
(групповая, коллективная,
парная, индивидуальная)
30
10
20
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
10
4
6
30
Итого
216
37
179
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник. Танцевальные конкурсы.
2.Современный танец
Разогрев.
а)
на
середине
класса,
б)
в
партере.
Можно
выделить
несколько
групп
движений: а) движения заимствованные из классического танца. б) движения
для разогрева и развития подвижности позвоночника. в) упражнения stretch
характера (растяжки). Г) упражнения свингового характера для расслабления
позвоночника и суставов.
Изоляция: полиритмия и полицентрия.
Движения
трех
четырех
и
более
центров
одновременно
в
различных
ритмических рисунках и оппозиционном направлении.
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Flat back в сторону.
Flat back вперед в сочетании с работой рук.
deep body bend.
hingе-позиции.
twist торса.
Body roll (волны).
roll down и roll up.
side stretch.
Кросс. (упражнения по диагонали)
Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с продвижением в
пространстве. Основные виды поворотов: на двух ногах; на одной ноге;
повороты
по
кругу
вокруг
воображаемой
оси;
повороты
на
различных
уровнях; лабильные вращения.
При
планировании
"кросса"
педагог
может
использовать
три
варианта
заданий:
1.Шаги, прыжки и вращения в определенной стилистике.
2.0трабатывать отдельно какое-либо задание, например технику вращения,
технику прыжка или высоту броска ноги с помощью канканирующих шагов
3. Использовать т.н. "кроссовые комбинации", в которых соединяются шаги,
прыжки
и
вращения,
а
иногда
и
смена
уровней,
в
единую
схему.
Упражнения в партере.
Комбинация в соответствии с изученными движениями:
1. Элементы движений из раздела разогрев, и изоляция.
2. Упражнения stretch – характера, для подвижности позвоночника.
3. Переход из разных уровней; Стоя – верхний уровень (на полупальцах);
средний уровень (на всей стопе); нижний уровень (колени согнуты).
4. На четвереньках – опора на руках и коленях; одна или две ноги вытянуты
назад при опоре на руках; одна нога открыта в сторону или назад при опоре
на руках.
31
5. На коленях – стоя на двух коленях; стоя на одном колене другая открыта в
любом направлении; сидя.
6. Frog position – с 1-2-3 позиции в положение swastiсa.
7. Pinch – позиция с переходом в джазовый шпагат.
8. Crossed swastiсa – лежа на спине; на животе; на боку.
9. Изоляция плеч, грудной клетки (стоя, на четвереньках); сидя по второй
позиции; рук; ног в 1-2 позиции лежа на полу.
10.Упражнения на смену уровней в разных ритмических рисунках.
Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону
(вторая
джазовая
позиция
ног
в
партере).
Растяжки
из
положения
сидя,
включая поясничную работу мышц.
Акробатические
элементы. (перекидки, спичаг, стойка на руках, рондат,
фляг)
Введение импровизации, задание на различные темы импровизации.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит танцевальные миниатюры, парные, в группах и на весь
коллектив
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы, участвуют в мастер-классах.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;
уровни положения тела в пространстве;
ракурсы исполнения движений;
владеть:
навыками точной координации движений;
профессиональным вниманием;
самоконтролем;
уметь:
исполнять движения грамотно и музыкально.
ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задача педагога на шестом году обучения продолжить работу над чистотой,
свободой и выразительностью исполнения. Большая часть времени отводится
занятиям на импровизацию. Общий темп ускоряется.
Учебно-тематический план
32
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Современный танец
(основной тренаж, растяжка,
прыжки, работа в диагоналях
закачка всех групп мышц,
импровизация)
172
22
150
3.
Постановочная и
репетиционная работа
(групповая, коллективная,
парная, индивидуальная)
30
10
20
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
10
4
6
Итого
216
37
179
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник. Танцевальные конкурсы.
2.Современный танец
Разогрев.
а)
на
середине
класса,
б)
в
партере.
Можно
выделить
несколько
групп
движений: а) движения заимствованные из классического танца. б) движения
для разогрева и развития подвижности позвоночника. в) упражнения stretch
характера (растяжки). Г) упражнения свингового характера для расслабления
позвоночника и суставов.
Изоляция: полиритмия и полицентрия.
Движения
трех
четырех
и
более
центров
одновременно
в
различных
ритмических рисунках и оппозиционном направлении.
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Flat back в сторону.
Flat back вперед в сочетании с работой рук.
deep body bend.
hingе-позиции.
twist торса.
Body roll (волны).
roll down и roll up.
side stretch.
Кросс. (упражнения по диагонали)
Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с продвижением в
пространстве. Основные виды поворотов: на двух ногах; на одной ноге;
повороты
по
кругу
вокруг
воображаемой
оси;
повороты
на
различных
уровнях; лабильные вращения.
При
планировании
"кросса"
педагог
может
использовать
три
варианта
заданий:
1.Шаги, прыжки и вращения в определенной стилистике.
33
2.0трабатывать отдельно какое-либо задание, например технику вращения,
технику прыжка или высоту броска ноги с помощью канканирующих шагов
3. Использовать т.н. "кроссовые комбинации", в которых соединяются шаги,
прыжки
и
вращения,
а
иногда
и
смена
уровней,
в
единую
схему.
Упражнения в партере.
Комбинация в соответствии с изученными движениями:
1. Элементы движений из раздела разогрев, и изоляция.
2. Упражнения stretch – характера, для подвижности позвоночника.
3. Переход из разных уровней; Стоя – верхний уровень (на полупальцах);
средний уровень (на всей стопе); нижний уровень (колени согнуты).
4. На четвереньках – опора на руках и коленях; одна или две ноги вытянуты
назад при опоре на руках; одна нога открыта в сторону или назад при опоре
на руках.
5. На коленях – стоя на двух коленях; стоя на одном колене другая открыта в
любом направлении; сидя.
6. Frog position – с 1-2-3 позиции в положение swastiсa.
7. Pinch – позиция с переходом в джазовый шпагат.
8. Crossed swastiсa – лежа на спине; на животе; на боку.
9. Изоляция плеч, грудной клетки (стоя, на четвереньках); сидя по второй
позиции; рук; ног в 1-2 позиции лежа на полу.
10.Упражнения на смену уровней в разных ритмических рисунках.
Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону
(вторая
джазовая
позиция
ног
в
партере).
Растяжки
из
положения
сидя,
включая поясничную работу мышц.
Импровизация.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит танцевальные миниатюры, парные, в группах и на весь
коллектив
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы, участвуют в мастер-классах.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
типы координации движений: одновременные и разновременные;
движения — связки;
закономерности переходов рук из одного положения в другое;
элементы художественной окраски движений;
владеть:
ощущением позы, ракурса, пространства;
34
быстротой запоминания комбинаций;
развитой силой и выносливостью.
СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
На 7-ом году обучения большая часть времени отдается импровизации.
Импровизация – это произведение искусства, которое создаётся во время
процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Поэтому
сохраняются, но сокращаются, все этапы занятия для предоставления
времени импровизации.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Современный танец
(основной тренаж, растяжка,
прыжки, , ,импрвизация)
172
22
150
3.
Постановочная и
репетиционная работа
(групповая, коллективная,
парная, индивидуальная)
30
10
20
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
10
4
6
Итого
216
37
179
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник. Танцевальные конкурсы.
2.Современный танец
Разогрев.
а) на середине класса,
б) в партере.
Изоляция: полиритмия и полицентрия.
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Flat back в сторону.
Flat back вперед в сочетании с работой рук.
deep body bend.
hingе-позиции.
twist торса.
Body roll (волны).
roll down и roll up.
side stretch.
Кросс. (упражнения по диагонали)
Вращения, как и прыжки, могут исполняться на месте и с продвижением в
п
р
о
с
т
р
а
н
с
т
в
е
.
Упражнения в партере.
35
1. Элементы движений из раздела разогрев, и изоляция.
2. Упражнения stretch – характера, для подвижности позвоночника.
3. Переход из разных уровней; Стоя – верхний уровень (на полупальцах);
средний уровень (на всей стопе); нижний уровень (колени согнуты).
4. На четвереньках – опора на руках и коленях; одна или две ноги вытянуты
назад при опоре на руках; одна нога открыта в сторону или назад при опоре
на руках.
5. На коленях – стоя на двух коленях; стоя на одном колене другая открыта в
любом направлении; сидя.
6. Frog position – с 1-2-3 позиции в положение swastiсa.
7. Pinch – позиция с переходом в джазовый шпагат.
8. Crossed swastiсa – лежа на спине; на животе; на боку.
9. Изоляция плеч, грудной клетки (стоя, на четвереньках); сидя по второй
позиции; рук; ног в 1-2 позиции лежа на полу.
10.Упражнения на смену уровней в разных ритмических рисунках.
Упражнения stretch-характера (растяжка).
Импровизация.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит танцевальные миниатюры, парные, в группах и на весь
коллектив
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы, участвуют в мастер-классах.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
терминологию современного танца;
метроритмические раскладки исполнения движений;
владеть:
правильной осанкой;
культурой движений рук и ног;
развитыми природными данными;
навыками музыкально-пластического интонирования;
хореографической памятью;
уметь:
работать в ансамбле.
ВОСЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Сохраняются все этапы урока, но большая часть отдана на самостоятельное
исполнение детей. Импровизация стает неотъемлемой частью урока. Дети
36
самостоятельно могу проводить занятие и придумывать танцевальные связки
и миниатюры.
Учебно-тематический план
№
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
теория
практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Современный танец.
(импровизация,
самостоятельное составление
хореографических миниатюр)
244
22
222
3.
Постановочная и
репетиционная работа
(групповая, коллективная,
парная, индивидуальная)
30
10
20
4.
Итоговое занятие
2
-
2
5.
Воспитательная работа
10
4
6
Итого
288
37
251
Содержание программы
1.Вводное занятие. Капустник. Танцевальные конкурсы.
2.Современный танец
Разогрев.
Изоляция.
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Кросс (упражнения по диагонали).
Упражнения в партере.
Упражнения stretch-характера.
Импровизация.
Составление своих миниатюр и комбинаций.
3.Постановочная работа.
Педагог ставит танцевальные миниатюры, парные, в группах и на весь
коллектив
4.Итоговое занятие.
В конце учебного года вся группа выполняет зачётное занятие перед
родителями и педагогам ансамбля, каждый воспитанник получает оценку.
5. Воспитательная работа.
Кроме обычных занятий, воспитанники смотрят тематические фильмы,
ходят
на
концерты
других
танцевальных
коллективов,
обсуждают
просмотренные танцевальные конкурсы, участвуют в мастер-классах.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны
знать:
Терминологию современного танца;
метроритмические раскладки исполнения движений;
владеть:
37
навыками точной координации движений;
профессиональным вниманием;
самоконтролем;
уметь:
исполнять движения грамотно и музыкально
сочинить комбинации.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ
1.
Базарова Н., Мей В.
Азбука классического танца.
- Л.: Искусство,
1983.
2.
Балет: Энциклопедия.-М.: Советская энциклопедия, 1981.
3.
Бахрушин Ю.А. История русского балета. - М.: Просвещение, 1973.
4.
Блок А.Д. Классический танец. - М.: Искусство, 1981.
5.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Искусство,1980.
6.
Жданов Л. Школа большого театра. - М.: Планета, 1984.
7.
Кремшевская Г.Д. Агриппина Ваганова. - Л .: Искусство, 1981.
8.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1972.
9.
Костровицкая
В.,
Писарев
А.
Школа
классического
танца.-
Л.:
Искусство, 1976.
10. Тарасов Н. Классический танец.- М.: Искусство, 1981.
11.
Ярмолович
Л.
Принципы
музыкального
оформления
урока
классического танца. - М.: Искусство, 1968.
ПО СОВРЕМЕННОМУ ТАНЦУ
1.
Александрова Н. А. Танец Модерн пособие для начинающих. —
СПб., М., Краснодар.: Лань, 2011.
2.
Гавликовский Н. В. Руководство для изучения танцев. — СПб., 2010.
3.
Лабинцев К. Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. —
М., 2001.
4.
Неминущий
Г. П.,
Дукальская
А. В.
Физическая
нагрузка:
ее
сущность,
структура,
общая
характеристика
и
методология
исследования. — Ростов-на-Дону, 1996.
5.
Неминущий
Г. П.,
Дукальская
А. В.
Танцевальная
нагрузка:
ее
сущность,
структура,
общая
характеристика
и
методология
исследования. — Ростов-на-Дону, 1996.
6.
Судакова М. В. Современный танец. — Хабаровск: ХГТУ, 2005.
7.
Касаткина Л. В. Танец – это жизнь. — СПб., 2006.
8.
Полятков С. С. Основы современного танца. — Ростов-на-Дону.:
Феникс, 2006.
9.
Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. — М., 1997.
38
39