Автор: Осипова Юлия Владимировна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МАОУ сош №25 Населённый пункт: г. Уссурийск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Кодирование информации" Раздел: полное образование
МАОУ сош №25 с углубленным изучением отдельных предметов г.
Уссурийска, Уссурийского городского округа
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
по теме: «Кодирование информации»
выполнил: Осипова Ю. В. учитель информатике
г. Уссурийск
2016
Оглавление
Введение....................................................................................................................... 3
1. Общее описание мероприятия............................................................................... 4
1.1 Цели и задачи мероприятия..............................................................................4
1.2 Материально-техническое обеспечение мероприятия...................................4
1.3 Затрагиваемые предметные области................................................................5
2. Описание содержания мероприятия......................................................................6
2.1 Ход мероприятия................................................................................................6
2.2 Содержание заданий в рамках мероприятия...................................................7
Заключение...................................................................................................................9
Список литературы....................................................................................................13
2
Введение
Внеклассная работа является одним из важных средств развития личности
школьника. Являясь составной частью воспитательной работы в школе, она
направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения
ребенком
необходимого
для
жизни
в
обществе
социального
опыта
и
формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Разнообразная
внеклассная
деятельность
способствует
раскрытию
индивидуальных
способностей
ребенка,
которые
не
всегда
проявляются
на
уроке.
Различные
формы
внеклассной
деятельности
способствуют
самореализации
ребенка,
повышению
его
самооценки,
т.е.
положительному
восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной
работы
обогащает
их
личный
опыт,
знания
о
разнообразии
человеческой
деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.
Во
внеклассной
деятельности
широко
используются
такие
формы
массовой
работы,
как
соревнование,
конкурсы,
олимпиады,
игры.
Они
стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Следует
выделить такой вид мероприятия как игра. А.М. Горький писал: «Игра – путь
детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В
процессе игры, увлекаясь, ребёнок и не замечает, что учится – он познаёт,
запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Цель данной работы – разработать междисциплинарное внеклассное
мероприятие, основанное на предметной области «Информатика».
Данная цель реализуется через следующий перечень задач :
1.
Продумать цель, задачи, образовательные результаты и требования к
материально-техническому обеспечению мероприятия.
2.
Изложить примерный ход мероприятия.
3.
Рассмотреть содержание заданий, которые будут использоваться для
организации соревнования в рамках мероприятия.
3
1. Общее описание мероприятия
1.1 Цели и задачи мероприятия
Мероприятие рассчитано на учеников 8-9 классов.
Цель
мероприятия
–
организовать
повторение
обучающимися
темы
«Кодирование информации» в увлекательной форме.
Задачи мероприятия:
1.
Создание условий для развития информационной культуры, уважения
к общекультурным ценностям, патриотического отношения к малой Родине.
2.
Создание условий для формирования таких личностных качеств, как
умение работать в команде, уважение к сопернику, чувство ответственности.
3.
Организация деятельности обучающихся, способствующей не только
повторению изученного материала, но и усвоению нового.
1.2 Материально-техническое обеспечение мероприятия
Аппаратное обеспечение мероприятия включает в себя три персональных
компьютера
с
подключёнными
наушниками,
интерактивную
доску
для
демонстрации участникам важной информации (например, правил).
Программное
обеспечение
мероприятия
включает
в
себя,
помимо
операционной
системы
и
офисного
пакета,
программу
для
построения
изображения по координатам, программу для сборки музыкальной композиции
из
отдельных
звуковых
фрагментов
(например, Image-Line
FL
Studio),
геоинформационную
систему
с
картой
Приморского
края
для
построения
туристического маршрута.
Раздаточный
материал
включает
в
себя
несколько
листов
ватмана,
цветные фломастеры, карточки с заданиями, карточки с описанием технологии
работы
в
незнакомых
ученикам
программных
средствах,
набор
звуковых
файлов
для
сборки,
репродукции
картин
и
икон,
грамоты
и
призы
для
участников мероприятия.
4
1.3 Затрагиваемые предметные области
Основная
предметная
область,
которой
посвящено
мероприятие
–
« Информатика ». Участникам предстоит решать задачи по теме «Кодирование
информации», а также выполнять творческие задания на компьютере, используя
знания по теме «Информационные технологии».
Связь мероприятия с такой предметной областью как « Музыка » состоит
в использовании задания, заключающегося в сборке простейшей музыкальной
композиции из отдельных звуковых фрагментов. Предполагается, что с такого
рода деятельностью ученики прежде не сталкивались, и им предстоит впервые
познакомиться с данным процессом в ходе мероприятия, причём в большей
степени самостоятельно, что будет способствовать развитию умения находить
выход из незнакомой ситуации.
Связь
мероприятия
с мировой художественной культурой состоит в
использовании
заданий,
связанных
с
систематизацией
произведений
изобразительного
искусства,
определением
их
видовой
принадлежности.
Данные
задания
направлены
на
развитие
уважения
к
мировым
ценностям,
расширение и укрепление знаний в сфере как мировой культуры, так и культуры
своего родного края. Составной частью мировой художественной культуры
является литература , связь с которой осуществляется на базе использования
таких заданий как расшифрование литературного отрывка, определение его
автора и выразительное чтение.
В основе одного из заданий лежит построение туристического маршрута
в своём родном городе. Это предполагает наличие базовых знаний в области
географии , а также культуры и достопримечательностей малой Родины. Этих
же знаний требует выполнение практического задания, составленного на базе
геоинформационной системы, использующей географическую терминологию.
5
2. Описание содержания мероприятия
2.1 Ход мероприятия
Мероприятие организовано в виде игры путешествия нескольких команд.
В ходе игры участники команд открывают и осваивают неведомую территорию
для этого необходимо выполнить задания из различных предметных областей
(география, МХК, литература, музыка). Все предметные области связаны между
собой вопросами и заданиями из информатики, в качестве основной взята тема
«Кодирование информации». Каждая предметная область — это остров который
необходимо открыть, освоить и нанести его на карту.
Для того чтобы остров открыть необходимо до него добраться, а для этого
надо
выполнить
различные
задания
по
информатике. Каждая
команда
передвигается на своём транспортном средстве, которое необходимо построить,
выполнив задание по теме «Кодирование информации». Чтобы освоить остров
участники команд выполняют задания той предметной области, которой этот
остров
посвящён,
выполнив
их
определяют
предметную
принадлежность
острова, дают ему название и получают его очертания, которое наносят на свою
карту.
Побеждает
та
команда,
которая
быстрее
всех
открыла
и
освоила
«Неведомые дали». Итогом путешествия является готовая карта, на которой
нанесены все открытые острова с их названиями, очертаниями и координатами.
Свою карту надо представить на суд других команд.
В
ходе
игры
предусмотрены
индивидуальные,
парные
и
групповые
задания, поэтому учащимся необходимо правильно и продуктивно распределить
обязанности внутри команды, определить план действий, оформить результаты
своего путешествия.
Примерный ход мероприятия:
1.
Объяснение правил игры.
6
2.
Формирование команд (при входе в класс дети получают одноцветные
жетоны с символами трёх видов, по ним и делятся на команды, каждая команда
располагается за своим столом, выбирает капитана, название своей команды).
3.
Представление жюри.
4.
Отправляемся
в
путешествие
(строим
средство
передвижения,
выполняя задание с использованием компьютерной программы)
5.
Открываем
остров
(решаем
задания
или
отвечаем
на
вопросы
по
информатике.
6.
Освоение острова (выполнение заданий предусмотренных предметной
областью
этого
острова).
Когда
задания
все
выполнены
команда
получает
контур
острова
дает
ему
название
наносит
на
свою
карту
и
отправляется
открывать и осваивать следующий остров.
7.
Правильность выполнения заданий проверяет жюри, помогают ему
консультанты- «бывалые путешественники» (ученики этого класса или другой
параллели).
8.
Представление результатов путешествия. Готовую карту с островами
их названиями команды представляют на суд своих одноклассников, отвечают
на вопросы, других команд.
9.
Подведение итогов, награждение победителей.
2.2 Содержание заданий в рамках мероприятия
Задания предметной области «Музыка»
Так как данная предметная область связана со звуковой информацией, то
школьникам
предстоит
решить
несколько
задач,
связанных
с
кодированием
именно этого вида информации. Ниже приведены примеры задач.
1.
Определить
информационный
объём
стерео
аудио
файла
длительностью звучания 1 с при высоком качестве звука (16 бит, 48 кГц).
Ответ: 187,5 Кбайт.
7
2.
Определить
объём
памяти
для
хранения
цифрового
квадро
аудио
файла,
время
звучания
которого
составляет
две
минуты
при
частоте
дискретизации 44,1 кГц и разрядности 16 бит. Ответ: 40,37 Мбайт.
3.
6 минут записи цифрового моно аудиофайла занимают на диске 15,3
Мб.
Частота
дискретизации
равна
22050
Гц.
Какова
разрядность
звука?
Ответ: 16 бит.
4.
Звуковой моно аудиофайл длительностью 10 секунд занимает 157
Кбайт. Разрядность звука равна 16 бит. Чему равна частота дискретизации?
Ответ: 8 кГц.
5.
Аналоговый
звуковой
сигнал
был
дискретизирован
сначала
с
использованием
256
уровней
интенсивности
сигнала
(качество
звучания
радиотрансляции), а затем с использованием 65536 уровней интенсивности
сигнала
(качество
звучания Audio-CD).
Во
сколько
раз
различаются
информационные объёмы оцифрованного звука? Ответ: в 2 раза.
При успешном решении задач на кодирование звука школьникам, для
полного
освоения
острова,
необходимо
выполнить
следующее
задание.
Им
предоставляется набор отдельных звуков (сэмплов), из которых следует собрать
простейшую музыкальную композицию в программе FL Studio. Так как данная
программа является незнакомой для учащихся, им предоставляется видео-урок,
в котором преподаватель подробно описывает создание простейшего продукта в
данном приложении. Результат работы оценивается жюри, которое выносит
вердикт,
касающийся
освоения
данного
острова.
Композиция
должна
быть
продолжительностью
не
менее
одной
минуты
и
использовать
все
предоставленные ученикам звуки.
Задания предметной области «География»
В
данной
предметной
области
большую
роль
играют
различные
координаты,
являющиеся
числами,
следовательно,
задания
данного
острова
посвящены кодированию числовой информации, а именно переводу чисел из
одной системы счисления в другую. Ниже приведены примеры заданий.
8
1.
Даны
восьмеричное
число
731
и
шестнадцатеричное
число A1.
Найдите их сумму и представьте результат в десятичной системе счисления.
Ответ: 634.
2.
Переведите число 835 из десятичной системы счисления в двоичную.
Ответ: 1101000011.
3.
Сравните
десятичное
число
154
и
восьмеричное
число
233.
Ответ: восьмеричное число больше десятичного.
4.
Найдите
сумму
двоичных
чисел
11011011
и
10010011.
Результат
представьте в шестнадцатеричной системе счисления. Ответ: 16E.
5.
Переведите
число
1994
в
римскую
систему
сч и с л е н и я .
Ответ: MCMXCIV.
Практическое
задание
заключается
в
построении
школьниками
туристического
маршрута
по
своему
родному
городу
и
определении
его
протяжённости. Для этого предназначена геоинформационная система с картой
Приморского края. Перед выполнением задания ученикам выдаётся карточка, в
которой описаны три основных технологических приёма работы с программой:
для
увеличения
или
уменьшения
карты
используется
инструмент
«Навигация: ближе / дальше» – при этом щелчок левой кнопкой мыши по
области карты увеличивает её, а щелчок правой – уменьшает;
для поиска какого-либо географического объекта используется опция
главного
управляющего
меню
«Поиск»
-
выбор
определённого
пункта
открывает диалоговое окно ввода параметров поиска;
для
подсчёта
расстояния
между
объектами
используется
пункт
главного управляющего меню Геодезия – Измерения.
Маршрут
должен,
во-первых,
состоять
как
минимум
из
пяти
достопримечательностей (ученики должны предоставить жюри их перечень) и
иметь протяжённость не менее пяти километров.
Задания предметной области «Литература»
9
Эта предметная область связана с текстами, поэтому задания посвящены
кодированию текстовой информации. Ниже приведены примеры заданий.
1.
Дана
кодировка КОИ-8.
Определите
количество
символов
в
сообщении,
если
информационный
объем
сообщения
в
этой
кодировке
равен 160 бит. Ответ: 20 символов.
2.
При составлении сообщения использовали 128-символьный алфавит.
Каким
будет
информационный
объём
такого
сообщения,
если
оно
содержит 2048 символов? Ответ: 1,75 Кбайт.
3.
Информационное
сообщение
объёмом
3
Кбайта
содержит
3072
символов.
Какова
мощность
алфавита,
с
помощью
которого
оно
было
составлено? Ответ: 256 символов.
4.
Сообщение
занимает
4
страницы
по
40
строк
и
содержит
7200
байтов информации. Сколько символов в строке, если при составлении этого
сообщения использовали 64-символьный алфавит? Ответ: 60 символов.
5.
Определите объем сообщения в кодировке Unicode: Знание – сила!
Ответ: 28 байт.
6.
Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст
записан на русском языке, а второй на языке племени нагури, алфавит которого
состоит из 16 символов. Чей текст несет большее количество информации?
Ответ: русский текст содержит больше информации.
После
выполнения
задания
ученик
получают
текст
литературного
отрывка,
зашифрованный
с
помощью
шифра
Цезаря,
и
ключ
к
нему.
Для
полного освоения острова необходимо расшифровать отрывок, назвать автора, а
также продекламировать отрывок и его продолжение.
Задания предметной области «МХК»
10
Важными
компонентами
мировой
художественной
культуры
являются
изображения,
картины,
иконы
и
другие
разновидности
изобразительного
искусства, поэтому задания связаны с кодированием графической информации.
Ниже приведены примеры заданий, которые могут быть использованы.
1.
Определить количество пикселей изображения на экране монитора с
разрешающей способностью 800x600. Ответ: 480000.
2.
Какой
объем
видеопамяти
необходим
для
хранения
двух
страниц
изображения при условии, что разрешающая способность дисплея равна 640 *
350 пикселей, а количество используемых цветов – 16? Ответ: 218,75 Кбайт.
3.
В
процессе
преобразования
растрового
графического
изображения
количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится
объем занимаемой им памяти? Ответ: в 4 раза.
При успешном решении задач команда получает два конверта. В первом
находятся различные репродукции картин и икон – необходимо разделить их на
две группы и объяснить свой выбор. Затем репродукции картин убираются и
вскрывается
второй
конверт
с
описаниями
икон.
Ученикам
необходимо
соотнести описания и образы икон. Так как мероприятие должно затрагивать
элементы истории и культуры малой Родины, одно из заданий будет состоять в
определении школьниками иконы, являющейся покровительницей Приморского
края, а также в поиске той иконы, которая первой появилась на Дальнем
Востоке.
Оценивание результатов обучения.
Главный
критерий
успешности
освоения
учебных
предметов
-
«готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач (≠
«знания»)
на
основе
системы
знаний
и
представлений
…;
обобщенных
способов
деятельности,
умений
в
учебно-познавательной
и
практической
деятельности; коммуникативных и информационных умений». Кроме этого при
проведении мероприятия естественным образом появляется система рейтинг
11
контроля результатов обучения. Выполняя задания учащиеся набирают баллы за
правильные
ответы,
которые
складываются
в
общий
рейтинг
команды.
Правильный ответ и время его получения даёт возможность быстрее других
команд пройти все этапы и стать победителями.
Заключение
Благотворное
влияние
внеклассной
работы
на
развитие
как
учебно-
познавательных,
так
и
личностных
качеств
школьников
очень
трудно
переоценить. Организация различных игр, конкурсов, соревнований и других
форм
внеклассной
д ея тельно сти
спо соб ствует
ф о рм и р о в а н и ю
коммуникативных качеств, умения работать в команде, уважения к сопернику и
т.д.
Также
не
стоит
упускать
и
междисциплинарный
характер
подобных
мероприятий, вносящих большой вклад в развитие гармоничной и всесторонне
развитой личности школьника, готовой к самостоятельному принятию решений
и образованию в течение всей жизни.
Большие перспективы в области внеклассной работы открывает такая
учебная дисциплина как информатика и ИКТ. Это обусловлено, прежде всего,
повсеместным
внедрением
компьютерных
технологий,
в
том
числе
и
в
образовательной
деятельности.
В
данной
работе
было
показано,
что
преподаватель
при
желании
может
предоставить
ученикам
интересные
компьютерные
задания
на
базе
практически
любой
школьной
дисциплины.
Использование возможностей компьютера вносит неоценимый вклад в развитие
информационной компетентности школьников.
В
рамках
данной
работы
было
продумано
содержание
мероприятия,
позволяющего в увлекательной форме повторить материал таких дисциплин как
информатика, география, МХК и литература. Таким образом, задачи данной
работы были реализованы и, соответственно, цель достигнута.
12
Список литературы
1.
Бешенков, С.А. Ракитина, Е.А. Информатика. Систематический курс.
Учебник для 10 класса: учебное пособие / Бешенков, С.А. Ракитина, Е.А. – М.:
Лаборатория базовых знаний, 2001. – 432 с.
2.
Петелин, Р.Ю. Петелин, Ю.В. FL Studio: музыкальная фабрика на
компьютере: иллюстрированный самоучитель / Петелин, Р.Ю. Петелин, Ю.В.
4-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 400 c.
3.
Лапчик, М.П. Семакин, И.Г. Хеннер, Е.К. Методика преподавания
информатики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Лапчик,
М.П. Семакин, И.Г. Хеннер, Е.К. – М.: Издательство «Академия», 2006. – 624 с.
4.
Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д.
Угринович. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 295 с.
5.
Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 220 с.
6.
Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8
класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 176 с.
13