Напоминание

"Танцующие краски"


Автор: Окульская Людмила Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: станица Стародеревянковская, Каневской район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Танцующие краски"
Раздел: среднее образование





Назад





ТАНЦУЮЩИЕ КРАСКИ
Окульская Л.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 ст.Стародеревянковская Каневского района Краснодарского края Эбру - это древнее искусство рисования на воде. Где и когда зародилось искусство эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной эбру принято считать Турцию, хотя здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же эбру, по некоторым предположениям, в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно – эбру появилось на Востоке. Самая древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что это искусство появилось значительно раньше. Этимология слова эбру также доподлинно неизвестна. Есть несколько версий. Одна из них: эбру произошло от арабского «ab-ru», что в переводе «вода для лица». Другая: слово произошло от чагатайского языка «ebre» - «волнообразный». Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной следующую версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако». «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по- разному называют искусство эбру в странах Востока. На первый взгляд кажется непонятным, почему такие разные по значению слова могут определять этот вид искусства, но, при изучении техники изготовления эбру, всё становится на свои места. Действительно, причудливый фон эбру имеет схожесть с облаками, которые, словно опускаясь с небес, оставляют свой неповторимый отпечаток на бумаге. Также можно сказать и о волнообразности, которая поражает причудливыми переходами из одного цвета в другой. Не лишено смысла и предположение, что эбру происходит от слова, имеющего значение «вода для лица», ведь процесс изготовления эбру имеет непосредственное соприкосновение с водой. Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки, проволоки, шила, или расчески, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.

Исторически

существовало

и

существует

несколько

техник

эбру.
Техника «Баттал эбру» Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя. (Одно из значений слова battal – «крупный, размашистый». И действительно, когда художник распыляет краску, движения получаются размашистые). На рисунках эбру, выполненных в этой технике, каким бы высоким ни был уровень мастерства и умений исполнителя, узор формируется исключительно «сам по себе». Некоторые считают т акую «самопроизвольность» недостатком, но это характерная особенность battal ebru. Здесь художник – всего лишь одна из составляющих, наравне с водой и краской. Техника «Осветленное эбру»
Рисунок, выполненный в этой технике, выглядит так, как будто его наносили легкими штрихами. Этот вид эбру еще называют «осветленным», потому что цвета на рисунке получаются очень светлыми. Такой эффект достигается за счет того, что краску разводят большим количеством воды и добавляют больше желчи. В основном осветленные эбру в основном применяют в каллиграфии в качестве фона. Техника «Эбру шаль» Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» - проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «эбру шаль». Техника «Соловьиное гнездо»
Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем – окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки». Техника «Эбру с надписью» Другое название – «вписанное эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства. Вначале делается сама картинка (как фон) в технике эбру, а затем с помощью трафарета наносится надпись. Техника «Хатип эбру» Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. По сути, эта техника была переходным этапом от абстрактных текстур к эбру с изображениями цветов. Состоит в
том, что на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски так, чтобы центры каждой из них совпадали (как у концентрических окружностей). Затем с помощью шила придают этим кругам разнообразную форму, чтобы получился цветочный орнамент. Техника «Фантазийное эбру» Фантазийное эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное эбру – одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник. На протяжении долгого времени люди использовали бумагу, разрисованную в технике эбру, для оформления книжных обложек и форзацев в переплетных мастерских. Замысловатые узоры бумаги хорошо скрывали сгибы, неровности и пятна клея на книге. Такая бумага служила хорошим переходом между темным цветом обложки книги и белыми страницами. Также бумага эбру широко использовалась для каллиграфии — искусства красивого письма, которым по праву славились мастера Востока. Из Турции искусство эбру проникло в Европу и в XVII веке в Англии, Франции, Германии, Голландии и Италии начали производить, так называемую, «мраморную» бумагу. Эбру в Европе называли «турецким марморированием», так как рисунок на бумаге напоминал мрамор (лат. – marmor; покрывать мрамором – marmorare). Мраморная бумага приобрела популярность и в основном ею пользовались для переплетения дорогих книг для частных коллекций. Тем не менее, технология изготовления мраморной бумаги
хранилась в большом секрете, и лишь несколько сот людей обладали этим знанием. Различные формулы и технологии марморирования передавались из поколения в поколение и преданным ученикам. Долгое время английские переплетчики не были знакомы с техникой создания мраморной бумаги и импортировали ее из Германии и Голландии. Но англичане не хотели платить налог за бумагу, и умные голландцы придумали упаковывать в нее экспортируемые игрушки. После прибытия в Англию скомканную голландскую мраморную бумагу переплетчики распрямляли под прессом и использовали в качестве форзаца в книгах. В Италии известными мастерами мраморной бумаги были венецианцы. Как и везде, мраморную бумагу использовали для изготовления форзацев дорогих книг. Также на ней писали дипломатические письма, так как ее практически невозможно было подделать. Венецианская техника создания мраморной бумаги называлась carta varese. К сожалению, эпоха ручного переплета подходила к концу, руки заменили машины и искусство создания мраморной бумаги потеряло свою былую привлекательность.
Мастера искусства эбру
Турция – родина многих мастеров эбру. Каждый из них внес свой вклад в развитие этого уникального искусства. Так, первым, кому удалось получить фигурный орнамент на поверхности воды (до него получались только абстрактные текстуры), был Хатиб Мехмет Эфенди, живший в Стамбуле в 1700-е годы. Его имя дало начало новой технике – Hatip ebrusu - с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. Одним из известных мастеров рисования на воде, сыгравшим значимую роль в развитии эбру в Турции, является Хезарфен Эдхем Эфенди (1829-1904). Он был не только мастером эбру, но также был силен в каллиграфии, гравировке, изготовлении печатей, литейном, токарном деле, ковке, изготовлении фурнитуры, механике, печати, ткацком деле и архитектуре. Эдхем эфенди воспитал множество мастеров эбру. Наиболее выдающимся из учеников Хезарфена Эфенди стал Неджмеддин Окъяй (1883-1976 гг). Он обучался эбру в Академии изящных искусств. До Неджмеддина Окъяйа рисунки в технике эбру были несколько примитивны. Он начал новый стиль в эбру, изобрел новую технику (Necmeddin ebrusu) в создании цветочных дизайнов, которые вызвали восхищение в мире. Первые образцы эбру с цветами, среди которых тюльпан, гвоздика, полевой мак, фиалка, гиацинт, бутон розы и хризантема принадлежат именно Неджмеддину Окъяю.
Сегодня традиции эбру бережно сохраняются, оберегаются и популяризируются в Турции современными мастерами этого искусства. Мастеров достаточно много. Один из них - Хикмет Барутчугиль — знаменитый турецкий мастер эбру, которому было присвоено звание «Best of the Best» на фестивале искусств в Лондоне «Art in Action». Он является создателем новой техники, известной как «Барут эбру», автор 16 книг об искусстве эбру. В своих произведениях использует разные техники и материалы. Его работы — это синтез эбру и каллиграфии, миниатюры и других видов традиционного турецкого искусства. Гарип Ай - знаменитый мастер живописи на воде и декоратор. Заниматься творчеством художник начал в 16 лет, обучался в Высшей школе изобразительных искусств и получил степень в области Турецкого традиционного прикладного искусства в университете Стамбула, к настоящему времени считается одним из самых известных европейских художников и дизайнеров. Его работы известны во многих странах мира. Бурхан Эрсан занимается живописью, основанной на технике эбру, уже на протяжении более 20-ти лет. Он обладает не только доскональными познаниями истории и традиций Эбру, но и своей собственной фило софией и техникой эбру под названием
«
Ренг-и Су
»
. Освоив уникальные свойства и мудрость воды, Бурхан Эрсан стал настоящим гением абстрактной живописи - рисования на воде Эбру. В его картинах
отражаются не конкретные предметы или люди, а сама жизнь как таковая – яркая, завораживающая и загадочная. Фатих Ешиль родился в 1973 году в Стамбуле. Он является одним из известных мастеров эбру в Турции. Учредил школу Dokusu sanat, где обучает учеников из Турции, России, Франции, Литвы, Украины и других стран. Татьяна Кириллова - представитель турецкого искусства эбру в России. Татьяна – один из немногих людей, которые обучались эбру непосредственно в Турции. Личное знакомство с большими мастерами эбру Хикметом Барутчугилем, Бурханом Эрсаном и другими постепенно сформировало понимание философии, законов и традиции эбру. Татьяна уверена, что суть эбру заключается не в ловкости рук и не в знании приёмов, а во внутреннем состоянии художника, его способности устанавливать контакт с реальностью и позволить воде стать зеркалом его чувств. И у каждого человека есть способность отрыть себя посредством этого нехитрого чуда природы.
Краски и материалы, используемые в технике эбру
Технология традиционного эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
В качестве загустителя воды используется экстракт растения гевен (Astragalus membranaceus) из рода астрагал. Это многолетнее, травянистое, колючее растение произрастает в Южной и Юго-Восточной Анатолии. Из стебля этого растения при надрезе стекает сок – своеобразная молочнообразная жидкость. Вытекая из стебля, она постепенно застывает, высушивается и превращается в сухие хлопья. Этот продукт называется китре. Сбором китре занимаются целыми семьями. Летом, в сезон, это происходит 4-5 раз. Для получения нужного водного раствора для эбру китре нужно настаивать 2 недели. Но можно купить готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки. Вместо экстракта гевен можно использовать загустители из морской красной водоросли, которые используются в пищевой промышленности, в производстве косметики и в других отраслях. Чтобы раствор был однородным, перед началом работы его желательно процедить и убрать все пузырьки воздуха. Краски для эбру изготавливаются на основе трех основных составляющих: натурального пигмента, воды и бычьей желчи. Бычья желчь – один из самых необходимых компонентов в приготовлении красок для эбру. . Основным отличием от любых других красок является то, что они не растворяются в воде (растворе), прекрасно держат свою форму, не смешиваются между собой, однако легко поддаются воздействию художника для образования и сохранения определенных форм. Процесс изготовления красок для эбру весьма трудоемок, ведь необходимо не только тщательно и надлежащим образом измельчить натуральные красители, но и в нужных пропорциях смешать их с водой и желчью. Для изготовления красок эбру используются следующие пигменты: Желтый: сера. Синий: лахорская синька. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор. Зеленый: соединение синего и желтого. Если больше серы, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки – ближе к изумрудному. Черный: сажа. В приготовлении это самая сложная краска. Сажа постоянно поднимается на поверхность воды, поэтому краску нужно очень долго перемешивать. Белый: свинцовые белила. Красный: оксид железа. Рисование эбру осуществляется непосредственно в специальной емкости – ванночке
,
поддоне прямоугольной формы. Размеры емкости для эбру разные.
Кисти. Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы, но это не обязательно. Шило. Для выполнения самого рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Вместо шила вполне подходят спицы, иголки, проволочки, зубочистки и т.п. Гребень. Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для создания фона.


В раздел образования