Автор: Колесняк Мария Валерьевна Должность: педагог по классу "вокал" Учебное заведение: Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Постановка голоса и методика обучения пению Раздел: среднее профессиональное
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА И МЕТОДИКА
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.
Кантилена и дикция …………………………………………. 8-9
3.2.
Основные педагогические задачи …………………………. 9-15
3.3.
Вокальные упражнения …………………………………….. 15-19
3.4.
О работе над художественным образом ………………….. 19-20
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. 20-22
4.1.
Практическая реализация работы …………………………. 22-26
5.
Примерный репертуарный список вокальных произведений.. 26-33
6.
Сборники вокализов и упражнений …………………………... 33-34
7.
Список литературы …………………………………………….. 35-36
8.
Приложения ……………………………………………………. 37-40
1
1.
ВВЕДЕНИЕ
Вокальный класс является одной из главных профилирующих дисциплин
в системе воспитания и развития будущих профессиональных исполнителей,
музыкальных
руководителей,
педагогов
дополнительного
образования.
Необходимым условием профессионального мастерства учителя музыки и
пения является наличие певческих навыков и владение методикой обучения
пению. Этим определяется значение дисциплины «Вокальный класс».
Главной
целью
работы является:
обобщение
передового
педагогического опыта, накопленного вокальной педагогикой, своего личного
опыта, в развитии интеллектуальных способностей студента и формировании
исполнительских навыков вокальной культуры.
Основные задачи:
1) изучить методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть индивидуальные особенности строения и работы голосового
аппарата;
3) изучить основные методы развития вокального слуха;
4) разработать вокально-интонационные упражнения;
5)
овладеть
художественными
навыками
культуры
вока льного
исполнительства.
Одним из важных факторов для студентов является умение петь без
сопровождения и под собственный аккомпанемент.
Обучение этим навыкам начинается с первого курса. В результате
полного курса обучения студенты должны освоить певческую установку,
овладеть
правильным
певческим
дыханием
и
высокой
позицией
звука,
сформировать
вокально-технические,
художественно-исполнительские
и
педагогические навыки, приобрести устойчивые вокальные представления о
2
категориях качества певческого голоса, развить вокальный слух, расширить
певческий диапазон. Кроме этого студентам необходимо изучить вокальную
литературу
различных
жанров
и
стилей,
расширить
объём
вокального
репертуара, овладеть умениями самостоятельной творческой работы.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Дыхание, атака, резонаторы
Дыхание – один из основных факторов голосообразования, источник
звуковой
энергии.
В
повседневной
жизни
дыхание
осуществляется
непроизвольно, в пении оно подвластно волевому управлению. По типу вдоха
– в практике различают следующие разновидности дыхания: чисто грудной
(реберный) тип дыхания, грудобрюшной (реберно-диафрагматический) тип
дыхания и чисто брюшной (диафрагматический) тип дыхания.
Наилучшим для пения является нижнереберно-диафрагматическое
дыхание, когда при входе верхний отдел грудной клетки остается почти
неподвижным, ощущается движение нижних ребер в стороны и натяжение
мышц спины, диафрагма опускается, и живот немного выдвигается вперед.
Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, одновременно через
нос
и
через
приоткрытый
рот
(с
преобладанием
носового
дыхания)
с
ощущением полузевка. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает
положительное влияние на певческое звукообразование, а также является
методическим
приемом
произвольного
опускания
гортани.
В
вокальной
практике
принято
говорить
о
полузевке,
т.к.
певческий
зевок
меньше
обычного.
Певческий
вдох
и
выдох
разделяются
мгновенной
паузой
–
остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка
3
дыхания перед пением является моментом фиксации положения вдоха или,
иначе вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией, установкой,
1
следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку,
но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного
в
положении
полузевка.
Для
певческого
вдоха
характерно
особое
взаимодействие мышц-вдыхателей и выдыхателей. При обычном дыхании
работа
вдыхателей
ограничивается
фазой
вдоха.
При
певческом
дыхании
сокращение вдыхателей сохраняется и во время выдоха, постепенно уступая
напору вдыхателей.
Сокращение вдыхателей во время выдоха тормозит
выдох:
удлиняет
его
во
времени,
сдерживает
и
регулирует
напор
выдыхателей.
Атака – начальный момент работы голосовых связок и дыхания или
способ
взятия
звука.
Различают
три
вида
атаки.
Твердая
атака
характеризуется плотным смыканием голосовых связок до начала звука и их
быстрым
размыканием
под
влиянием
поднятого
подсвязочного
давления.
Звук
при
этом
точный
по
высоте,
яркий,
энергичный,
при
утрировке
–
жесткий.
Мягкая
атака,
которой
стремятся
пользоваться
певцы,
характеризуется одновременностью смыкания голосовых связок и посыла
дыхания.
Она
обеспечивает
чистоту
интонации
и
наилучшие
звуковые
возможности работающим голосовым связкам. При придыхательной атаке
смыкание голосовых связок значительно отстает от начала выдоха. Пение при
такой
атаке
часто
сопровождается
сиплым
призвуком,
так
как
смыкание
голосовых связок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит
утечка воздуха. Твердая атака способствует образованию грудного регистра, а
мягкая
атака
создает
условия
для
образования
головного
и
смешанного
регистров. Атака является выразительным средством в пении. Лирические
4
настроения связаны с более мягкой атакой звука, а драматические эмоции
выражаются при помощи более твердой атаки звука.
Резонаторы – в голосовом аппарате – полости, резонирующие на
возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр.
1
У певцов различают верхний (головной) и нижний (грудной) резонаторы.
Головное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи) в
ответ на низкие обертоны голоса. Правильное звукообразование
характеризуется ощущением одновременных вибраций в головном и грудном
резонаторах (у сопрано с преобладанием головного резонирования). Среди
резонаторных полостей, входящих в состав голосового аппарата, есть такие,
которые меняют свой размер и, следовательно, резонанс (полость гортани,
глотка, ротовая полость) и неизменные (носовая и придаточные полости,
трахея и бронхи), имеющие постоянные резонаторные свойства. Изменяемые
резонаторы (рот и глотка) – место образования формант гласных.
2.2. Выравнивание гласных
Гласные
в
пении – звуки, на которых осуществляется пение,
и
раскрываются
все
певческие
возможности
голоса:
красота
тембра,
длительность
звучания,
силовые
ресурсы,
диапазон.
Гласные
звуки
зарождаются в гортани (звуки образуются на уровне голосовых связок и не
имеют
признаков
определенного
гласного
–
писк)
при
взаимодействии
голосовых
связок
и
дыхания.
Полость
глотки
берет
на
себя
функцию
создания
вокальных
качеств
гласных,
их
округлости,
а
ротовая
полость
выполняет
функцию
четкого
произношения
гласных
при
пении.
Губы
принимают участие в окончательном образовании гласных звуков.
5
Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук.
Поэтому
обучение
пению
начинается
с
работы
над
формированием
вокальных гласных.
В русском языке шесть чистых гласных: А, О, У, Э, И, Ы. При
добавлении звука Й формируется ряд йотированных звуков: Я, Е, Ё, Й, И.
Верхние форманты гласных И и Э самые высокие из всех формант
1
гласных, поэтому эти гласные отличаются наибольшей звонкостью – звонкие
гласные.
Гласный
А
занимает среднее положение, а гласные
О
и
У
относятся к глухим гласным.
Гласные в академической манере пения звучат более округло
по
сравнению
с
речью,
обладая
при
этом
необходимой
звонкостью,
металличностью
и
придавая
пению
льющийся
характер.
Ровное
в
тембральном
отношении
звучание
гласных
в
пении
зависит
от
умения
сохранять
эти качества при переходе от одного гласного к другому, что
практически достигается при сохранении единого места звучания второго
голоса (единых резонаторных ощущений).
Формирование гласных – выравнивание (нейтрализация) в процессе
обучения пению певческих гласных по звучанию, т.е. округлению звонких
гласных
и
приближение,
по
звучанию
верхних
формант,
глухих
гласных
к звонким.
Округление гласных - более округлое, «затемненное» звучание гласных
при академической манере пения.
А звучит с элементом – О, Е, а Э, И -
с элементом Ы.
2.3. Сглаживание регистров
У сопрано и меццо-сопрано существуют три регистра – грудной,
центральный (микст) и головной. При переходе от центрального к головному
регистру в голосе появляются, так называемые, переходные звуки, которые
6
можно
определить
по
некоторому
изменению
тембра
и
неудобству,
возникающему при пении их учениками. У сопрано этот период обычно
бывает при звуках ми, фа, фа-диез второй октавы. Для того чтобы сгладить
головной и центральный регистры и сделать переходные ноты удобными для
ученика и незаметными для слушателей, их надо округлить или прикрыть.
Достигается это следующим образом. Подходя к этим звукам, певец должен
вообразить, что он вместо А , не меняя формы рта и не подтягивая гортани,
1
произносит О , а
фа и фа-диез , на последней переходной ноте можно даже
вообразить, что произносится У без изменений формы рта. Для сглаживания
переходных звуков существует много приемов и различных упражнений.
Вначале можно дать упражнение без пения: чередуя А и
О , произнести их
несколько раз, не изменяя формы губ и не двигая челюстью. Так ученики
легче понимают, что происходит в резонаторной полости при закруглении
звука.
Потом
следует
перенести
это
упражнение
на
пение.
Глинка
М.И.
считал, что на всем диапазоне голоса звучание бывает и головным и грудным.
Только на высоких звуках звучание должно быть минимальное грудное и
максимальное головное, а на самих низких наоборот – максимальное грудное
и минимальное головное. Поэтому для того, чтобы сгладить переходные ноты
от микста к грудному регистру, надо суметь сохранить на этих нотах головное
звучание,
т.е.
высокую
позицию.
Переход
от
микста
к
головному
сглаживается, так же как и у сопрано, путем округления переходных нот.
2.4. Развитие диапазона
Развитие диапазона для всех голосов – очень важный этап в обучении.
Диапазон – звуковой объём голоса или инструмента от самого нижнего
до самого верхнего звука. Диапазон голоса профессионального певца должен
7
быть не менее двух октав. Диапазон в значительной мере природное качество,
однако, при правильной методике развития голоса естественный диапазон
может
быть
увеличен
как
вверх,
так
и
вниз.
Для
мужских
голосов
расширение диапазона связано с овладением приемов прикрытия звука. Для
женских
голосов
при
расширении
диапазона
(медиум)
присутствует
от
природы смешанное голосообразование (трудное и головное резонирование).
Развитие диапазона может провоцировать ученицу на формирование звука,
которого ни она, ни даже опытный педагог может не заметить. Проверить
1
себя в этом можно таким способом: после высоких по диапазону упражнений
дать спеть спокойно до – мажорную гамму, нисходящую или восходящую, и
проверить звучание голоса. Если голос звучит полноценно, педагог может
быть спокойным – урок прошел с пользой для ученицы.
Если голос звучит тускловато, устало, нужно дать голосу отдохнуть, а
педагогу
учесть,
что
при
развитии
диапазона
в
этом
случае
надо
быть
осторожнее, так как систематическое уставание на уроках стирает тембр
голоса, может появиться тремоляция – один из самых тяжелых недостатков
голоса.
2.5. Воспитание артистизма
Постановка голоса, развитие музыкальности, раскрытие содержания
произведения его интерпретации, поиски средств выразительного пения – вся
эта
большая
многогранная
работа
педагога
с
учеником
в
классе
должна
завершаться главным – появления артиста на сцене. Когда начинающий певец
выходит
на
сцену,
он
связан
волнением,
отсутствием
самоконтроля,
неумением посмотреть на себя со стороны. Часто он выходит неуверенной
походкой, сутулится, неуклюже размахивает руками, делает ненужные жесты,
поправляет волосы. Вот начинает вступление пианист, но певец не
8
оказывает никакого внимания к музыке. Стремясь показать свою свободу на
сцене, он небрежно разглядывает публику или смотрит в потолок, начинает
поправлять
галстук,
прическу.
Развязность
на
сцене
особенно
заметна,
нередко она воспринимается зрителями даже как вульгарность, мешающая
певцу раскрыться, выразить свои чувства. Часто неумелый певец, пристально
слушает себя, заранее готовится к трудной ноте – и зрители это видят по
напряженному лицу.
Волнение на сцене необходимо, оно не только не мешает, но и
способствует творчеству, помогает певцу. Однако в начале артистической
1
деятельности, а тем более в период обучения не всегда удается справиться с
волнением. Волнение должно быть только творческим. Как этого добиться?
Во-первых, студентам надо почаще выступать на академических
концертах, вечерах, используя для этого каждую возможность. Воспитание
певца – подлинного артиста – это сложный комплекс задач, все стороны
которого необходимы, все взаимосвязаны.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Кантилена и дикция
Кантилена – певучее, связанное исполнение мелодии, основной вид
голосоведения, построенный на технике.
Певучесть, кантилена в исполнении вокального исполнения - результат
правильной техники голосообразования.
Достигается выравниванием гласных и умением быстро и четко
произносить согласные.
Развитие кантилены требует хорошего дыхания, высокой позиции и
опоры звука, четкой дикции.
9
Всех этих компонентов педагог должен добиваться от ученика, с самого
начала ставя перед ним сложную задачу развития кантилены.
Хорошо выработанное дыхание дает возможность петь большие,
широкие музыкальные фразы, а легкая четкая дикция не будет прерывать
мелодии неуклюжестью, тяжестью произнесения слова.
Пение – это музыка, обогащенная словом, она воздействует на слушателя
и средствами музыки, и средствами поэзии.
Поэтому я ставлю в один раздел - кантилену и дикцию, считая их
неразрывно связанными между собой.
Начиная с самых несложных произведений, я предлагаю ученице раздвоить
свое
внимание:
одновременно
следить
за
мелодией
и
за
четким
произношением слова.
Как только я слышу, что у ученицы вместо пения начинается разговор, я
напоминаю
ей,
что
она
упустила
из
внимания
мелодию
и
предлагаю
вокализировать её, спеть на звук А. Затем предлагаю подставлятьсогласные
звуки, не нарушая течения мелодии (ля, ля, ма, ма ма и т.п.).
Когда правильное пение с хорошей дикцией войдёт в привычку, можно
переходить
к
сложным
вокальным
произведениям
с
высокими
верхними
звуками.
Сохранить четкость дикции при пении на высокой тесситуре не просто.
Не владея технически подготовленным, гибким артикуляционным аппаратом,
ученику не справиться с этой трудной задачей.
Многие певцы считают, что самое главное в пении – вокальное
мастерство, не уделяя достаточного внимания слову. Эти певцы, даже обладая
прекрасным, насыщенным эмоциями голосом, могут передать лишь общее
настроение
музыки.
Пение
их
будет
лишено
образности
и
по
настоящему слушателя не заинтересует.
10
3.2. Основные педагогические задачи
Курс «Постановка голоса и методика обучения пению» включает два вида
занятий: индивидуальные теоретического характера и практические по
постановке голоса. Индивидуальные занятия теоретического характера
помогают теоретически глубже осмыслить план занятий по постановке
голоса в классах пения, поскольку он сочетается с методикой
индивидуальной работы с учениками и их исполнительской практикой.
Проводятся индивидуальные беседы с учеником, которые охватывают ряд
очень важных и нужных методических тем, таких как: «Общие понятия о
1
строении и работе голосового аппарата», «Дыхание в пение», «Резонаторы»,
«Гортань в пении», «Регистры», «Атака звука», «Артикуляционный аппарат и
дикция
в
пении»,
«Голосовые
дефекты
и
способы
их
исправления»,
«Классификация
голосов»,
«Особенности
занятий
с
начинающими
учениками»,
«Способы
педагогического
воздействия
на
голо с»,
«Особенности вокальной работы с певцами хоров и ансамблей», «Принципы
подбора
репертуара»,
«Гигиена
певца»,
«Профилактика
заболеваний
голосового аппарата».
Основа индивидуальных занятий по постановке голоса должна
охватывать следующие виды работы:
изучение и определение типа и диапазона певческого голоса;
развитие вокального слуха;
освобождение от певческих недостатков;
овладение
приемами
правильного
звукообразования
–
овладение
певческой установкой корпуса и певческим дыханием;
овладение исполнительской культурой.
Одной из главных моих задач с учениками, является определение
вокальных дефектов и их преодоление. Очень часто можно наблюдать
11
студентов,
имеющих
целый
рад
недостатков,
которые
требуют
упорного
труда и терпения, чтобы добиться хорошего результата. К этим серьезным
недостаткам чаще всего относятся: шумный вдох, зажатость гортани или
форсированный звук, пение на горле и заглоте с носовым оттенком, сипота,
неточность
интонации,
тремоляция
голоса.
Самая
непростая
задача
для
педагога – отсутствие вокальных данных у студента, слабая музыкальная
подготовка, неумение владеть правильным певческим дыханием, неразвитый
вокальный
слух,
нежелание
преодолевать
свои
вокальные
трудности,
и
наконец, нужно принять во внимание и сам возраст студентов (15-17 лет).
Вполне логично, что в этом возрасте надо очень тщательно ознакомиться с
индивидуальными особенностями ученика, его характером, отношением к
занятиям, и, самое главное, особенностями его голосового аппарата. Вообще
к каждому ученику нужно подходить индивидуально. Ведь любой ученик,
несмотря на свой юный возраст, прежде всего личность, еще не совсем
сложившаяся,
и
главная
цель
педагога
в
том,
чтобы
дать
правильное
направление
этой
личности,
быть
хорошим
наставником.
Однако
нужно
ставить во внимание период перехода (мутации) голоса ребенка в голос
юноши и девушки. В этот период происходят изменения в голосовом органе,
которые требуют полного отказа от каких-бы то не-было попыток петь. Лишь
по
окончании
этого
периода,
учитывая
индивидуальные
способности
студентов можно приступать к более объемному обучению пения. В этом
возрасте общий результат вокального развития, конечно, не может дать того
эффекта, какой получается при накопившихся навыках, приобретенных с
ранних лет. Несмотря на то, что голосовая природа человека, как и весь его
организм,
подчиняются общим законам развития, её черты выявляются в
каждом случае индивидуально. И с их особенностями нельзя не считаться.
Необходимо, чтобы все индивидуальные
черты и особенности ученика,
выявившиеся в ряде лет, были глубоко проанализированы педагогом для
дальнейшей, верной работы с учеником. Слабые стороны должны быть взяты
12
на учет. Работа с учеником должна строиться разумно, без насилия, так как у
одних
преодоление
трудностей
происходит
с
меньшим
напряжением,
у других с большим напряжением. Поэтому при исправлении недостатков
педагог
должен
обладать
прозорливостью,
терпением
и
настойчивостью,
а ученик вниманием, желанием, и также настойчивостью.
Важнее для меня заинтересованность своих учеников, вызвать у них
желание
работать,
привить
живой
интерес
к
музыке,
искусству,
своим
обязанностям, создать дружескую атмосферу взаимопонимания и взаимного
уважения.
Ведь
это
самое главное в работе, без чего не может быть
хороших
результатов.
Только
вместе,
педагог
и
ученик,
при
взаимном
желании и должном старании, взаимопонимании, могут добиться отличных
результатов. Это очень сложная задача, которая стоит перед педагогом. Порой
не
всегда
хватает
выдержки,
сил
и
терпения
находить
компромиссные
решения с учеником, в особенности, когда он не реагирует на требования
педагога,
постоянно
болеет,
месяцами
пропускает
занятия
и
самое
неприятное, не ценит труд педагога, не понимая того, что делает это только в
ущерб себе. Например: студентка I курса Чиркина Д., сопрано с очень
слабыми вокальными данными поет в хоровом классе во вторых альтах. В
первом полугодии я просила её перейти во вторые сопрано, поскольку такому
голосу
как
у
неё
с
отсутствием
середины
и
верхних
нот,
вообще
противопоказано петь в альтах, да еще во вторых, учитывая, что голос еще
находится в стадии формирования. Студентка пообещала перейти во вторые
сопрано. Работали мы с ней долго и упорно над ровностью звучания голоса, в
основном над средним регистром до крайней ноты соль
II октавы, которую
она уже пела свободно и легко. И что же в результате? Студентка в среднем
регистре стала петь в народной манере, потеряла ровность звучания, верхние
ноты
«МИ»
и
«ФА» II октавы стали для нее сложной задачей. Причина
оказалась очевидной, ученица до сих пор так и продолжает петь в альтах. На
13
мой вопрос и замечания, почему не перешла в сопрано, ответила: «Мало в
хоре альтов, некому петь». То же самое сказали: Медова Е, Хроменкова Е. и
другие.
Я
отлично
понимаю
педагогов-хормейстеров,
которые
тоже
заинтересованы в своей работе, хорошем звучании хора. Конечно, не все
могут
петь
сопрано,
если
нет
альтов.
Но
при
этом
нужно
учитывать
вокальные
данные
студента,
его
возможности,
возраст,
музыкальную
подготовку. Я думаю, что это не самый верный выход из сложившегося
положения,
поскольку
все
отражается
в
первую
очередь
на
состоянии
голосового аппарата студента, психологическом настрое к работе, а потом
уже на работе и настроении педагога. Ведь вся проделанная работа педагога
со студентом оказалась впустую. С этого момента и начинаются все
неурядицы и шероховатости в работе с учеником.
Такая работа не может
принести успешных результатов и не принесет удовлетворения ни студенту,
ни педагогу. Думаю с этим нельзя не считаться. Тем более петь студенту
довольно сложные хоровые произведения, посещать 2 раза в неделю хоровой
класс,
не
имея
специальной
музыкальной
подготовки
и
основных
профессиональных навыков вокальной культуры, это конечно очень сложно,
в
первую
очередь
для
самих
студентов.
Ведь
самую
главную
основу
методики обучения пению он должен получить, прежде всего, на
уроках по постановке голоса в вокальном классе, я так считаю. Да,
перед нами педагогами поставлена нелегкая задача, и разрешить её можно
только вместе, общими усилиями, поддерживая друг друга в согласии и
взаимопонимании. Только тогда мы сможем добиться хороших результатов со
своими учениками.
Возьмем другой пример: студентка
II курса Залалова Р., очень трудная
ученица
не
только
в
работе,
но
и
в
психологическом
направлении
и
настроении к занятиям. Не стану перечислять все её недостатки, достаточно
14
указать одно: когда она пришла ко мне в класс, не смогла спеть двух нот
подряд, не говоря уже о её вокальных данных и музыкальной подготовке.
Начинали мы с ней работать
над упражнениями из 2-х нот, постепенно
прибавляя, и так постепенно дошли до «фа II октавы». Появилась надежда на
преодоление недостатков ученицы и её психологического настроя к работе.
Ученица
сделала
свои
первые
верные
шаги,
появилась
надежда
на
дальнейшее её развитие в работе. Но студентка, к сожалению, не восприняла
всех
моих
замечаний
и
пожеланий
со
всей
серьезностью
отнестись
к
занятиям и своим обязанностям. Часто стала пропускать уроки по постановке
голоса, месяцами не появлялась на занятиях. Потом предъявила больничный
лист о своей нетрудоспособности, заявила, что ей вообще нельзя заниматься
вокалом, поскольку она давно болеет гайморитом. Вполне реально, что я
сразу же потребовала медицинскую справку и заключение диагноза врача-
фониатора о её болезни, и о том, что ей нельзя петь.
Студентка
пообещала
все
сделать,
но
видимо
так
и
не
поняла
всей
серьёзности ситуации. На урок не пришла.
Каждый педагог любит свою работу и хочет видеть её результаты.
У меня в классе 25 учеников. За каждого студента я несу ответственность.
Стараюсь работать с каждым ответственно и добросовестно не жалея своих
физических сил,
голоса и времени. Я строго требую от своих учеников
аккуратности
в
посещении
вокальных
занятий,
серьезного
отношения
к
работе с полной отдачей. Мне нужны студенты, чтобы не просто числились в
моем классе, а нужны такие, которые бы работали. Ведь только при упорном
труде,
серьезном
отношении
к
своим
обязанностям,
систематических
занятиях
студенты
смогут
добиться
хороших
результатов.
Это
можно
подтвердить на примере моей другой студентки
I курса Плетнёвой Д.,
которая правильно восприняла все мои наставления для дальнейшего своего
творческого развития. Перед ней был поставлен ряд труднейших задач.
15
Освобождение от пения на горле и заглота, овладение правильным певческим
дыханием,
опорой
звука,
четкой
артикуляцией
гласных,
потребовалась
работа над ровностью
звучания
во
всех
регистрах
певческого
диапазона.
Работа
над
«легато»,
«стаккато»,
интонацией,
дикцией,
фразировкой и, наконец, художественным образом.
Студентка с первых уроков прямо ловила каждое мое слово, ни одного раза
не пропустила занятия, наоборот, желала дополнительных уроков. Хорошее
ее
качество
–
целеустремленность,
желание
преодолеть
свои
вокальные
трудности.
На
открытом
уроке,
для
преподавателей
колледжа,
студентка
исполнила
произведение
А.
Скарлатти
«Ах,
нет
сил,
сносить
терзанья»,
Неаполитанскую
песню
«Санта
Лючия».
Студентка
выразительно
и
музыкально исполнила вокальные произведения и получила высокую оценку
у администрации и преподавателей колледжа. Надеюсь, что при очень
большой работе над развитием своих творческих способностей студентка
сможет добиться отличных результатов.
Работа моя со студентами в вокальном классе строится поэтапно, начиная
с
самого
главного:
знакомство
с
учеником,
его
вокальными
данными,
музыкальной
подготовкой,
особенностями
развития
и
строения
его
голосового аппарата и его возможностями. Выявление основных дефектов
ученика, врождённых или приобретенных и работа над ними. Прежде чем
приступить к занятиям по постановке голоса студент должен иметь хотя бы
малейшее представление о трезвучиях, мажорных и минорных, основных
ступенях Т – S – Д, интервалах, петь и определять их на слух. С первых
уроков
студент
должен
развивать
в
себе
слуховое
направление
верной
интонации,
слуховой
контроль,
следить
за
дикцией,
четкой
певческой
артикуляцией
гласных,
в
особенности
не
совсем
удобных
для
хорошего
звукообразования И – Е – У, где чаще всего ученики, а иногда и певцы-
исполнители заменяют неудобную гласную в произведении, на более им
доступную. Например: И на О , Е на А и т.д. Следить за опорой звука,
16
не забывая о работе мышц живота, за дикцией четко артикулируя, учитывая
при
этом
основные
моменты
работы
процесса
(вдох,
задержка,
выдох).
Добиваться ровности звучания на всем протяжении певческого диапазона и
правильного звукоизвлечения. Дыхание в старшем возрасте включает целый
ряд мышц, имеющих
непосредственную связь с гортанными мышцами,
влияющих на подсвязочное давление.
Большую роль в певческом дыхании играет брюшной пресс. При его
активности струя дыхания вытекает из легких бронхов, трахей, медленно без
толчков. Все ощущения вокального дыхания студенты должны нарабатывать
постепенно на упражнениях в песнях. От характера дыхания нередко зависит
чистота интонации. Контролем этого явления должен быть развитый слух
педагога и правильное направление, а также внимание самого ученика.
3.3. Вокальные упражнения
Одним из главных условий в воспитании и развитии певческого голоса
являются вокальные упражнения.
Каждое упражнение имеет свою направленность, служит какой-то
определенной
цели:
одно
способствует
развитию
кантилены,
другое
–
выработке подвижности голоса, третье – укреплению дыхания и т.д.
Упражнения первого периода занятий являются основными, они
применимы
на
всех
этапах
обучения
пению.
Необходимо
выбирать
упражнения
разнохарактерные,
то
есть
протяжные,
плавные,
подвижные
(в соответствии с возможностями данного ученика). По мере их освоения
составить
новую
группу,
и
так
далее,
постепенно
охватывая
все
виды
упражнений.
17
Упражнения второго периода занятий даются более подвинутым ученикам
после того, как они постигнут основы звукообразования. Эти упражнения
предназначены для дальнейшего улучшения кантилены, укрепления дыхания
и развития подвижности голоса. Прилагаемые упражнения я применяю в
своей
работе
с
женскими
голосами
(меццо-сопрано
и
сопрано).
Но
эти
упражнения могут петь все голоса, изменяя тональность, так как развитие
техники, владение певческим голосом обязательны для всех типов голосов.
Упражнения расположены по степени трудности и связаны с последующим
развитием вокальной техники.
Основная цель упражнения – разогревание голоса, развитие эластичности
певческого аппарата: мягкого нёба, свободной подвижности гортани, языка,
губ, мышц лица, и, конечно, развитие дыхания.
Вокальные упражнения – основа развития певческого голоса и требуют
от начинающих студентов самого серьёзного отношения к ним. Прежде всего,
упражнение
должно
быть
всесторонне
осмыслено,
точно
должны
выполняться все динамические указания, в отношении выразительного
исполнения и культуры голосоведения. Такие требования заинтересовывают
студента, приучают его к достижению выразительности только средствами
тембровой окраски, без помощи слов. Упражнения в арпеджио помогают
развивать слух и голос к точному и вокально-правильному интонированию
септаккордов с их обращениями, сохраняя при этом однородность тембра
голоса на всем протяжении певческого диапазона. Упражнения на
сглаживание регистров. Упражнения для развития подвижности голоса и
умения распределять дыхание. Упражнения для развития объёма дыхания и
его
равномерного
распределения.
Упражнения
в
соединении
"легато"
и
"стакатто". Упражнения в соединении легато с различными динамическими
оттенками. Упражнения на различные гласные и согласные. Упражнения для
выработки навыков сопоставления различной силы звучания. К упражнениям
18
по выработке беглости студент может приступить тогда, когда он достигнет
ровности звучания своего голоса на всём протяжении его диапазона. Техника
беглости подразумевает навыки исполнения, главным образом, оживленного
быстрого мелодического движения не только постепенного, но и скачкового,
к которому относится и арпеджио.
Виды самостоятельной работы:
Сохранять вокальную установку по рекомендации педагога. В повседневной
работе
учитывать
связь
и
зависимость
отдельных
моментов
певческого
исполнительного
процесса:
дыхания
(вдох,
задержка,
выдох) ,
звукоизвлечения
(атака,
резонирование,
ровность
звучания,
однородность
тембра), слуховое представление интонации, слуховой контроль и дикции
(вокализации гласных и согласных).
Цель моих упражнений в гаммах дать правильное направление ученику
для
его
дальнейшего
развития,
для
выработки
ровности
звучания
и
для
точного определения и представления интервалов, малой и большой
2 секунды, малой и большой терции 3, чистой карты, квинты, септимы и
октавы, а также для выработки слухового контроля.
В восходящем движении:
В нисходящем движении:
19
Петь, четко артикулируя интервал, отталкиваясь от основного
тона на
задержанном
дыхании.
Такое
упражнение
рекомендую
петь
всем
своим
студентам желательно каждый день, или хотя бы два раза в неделю. Кроме
того, стремлюсь у них развить слуховой контроль, в особенности при выучке
своей программы. Ученик должен не просто механически играть мелодию и
петь,
а
должен
слушать
высоту
звучания
инструмента,
петь
без
сопровождения и проверять себя игрой на инструменте, для ясного и четкого
представления высокой позиции звука, и как лучше и правильнее этот звук
воспроизвести.
Считаю
это
полезным
и
необходимым
не
только
для
начинающих учеников, но и для певцов-исполнителей.
Второе упражнение для выработки широкого дыхания и выравнивания
звука на всем диапазоне.
Andantino
Основная моя работа с учеником построение на упражнениях в легато,
которое
является
основным
выразителем
пения,
связанное
исполнение
различных
звуков
мелодии
помогает
ученику
в
работе
над
ровностью
звучания голоса и работы над фразировкой. Затем упражнения на стаккато и
более подвижных (технические) в зависимости от возможностей
20
обучающихся,
их
вокальных
данных.
Основой
нашей
работы
является
средний регистр. Каким бы голосом ученик не обладал, также и певец-
исполнитель, у него должен быть хороший средний регистр звучания голоса,
главная рабочая основа, без которой не может быть отличного исполнения и
дальнейшей успешной работы.
3.4. О работе над художественным образом
Работая над художественным образом с обучающимися, пытаюсь
привить
у
них
чувство
музыкальной
выразительности,
которая
должна
осуществляться средством эмоциональной раскрепощенности, осмысленной
фразировкой
и
культурой
голосоведения.
Большое
значение
в
моей
исполнительской
практике
певицы
всегда
играло
немаловажную
роль
осмысленное
слово,
которое
очень
помогает
певцу-исполнителю.
В
педагогической практике это важное качество хочу передать своим
20 ученикам. Однако, одного только выразительного слова недостаточно,
чтобы
раскрыть
художественный
образ
произведения,
чтобы
пение
было
выразительным
с
хорошей
фразировкой
и
нюансировкой.
Прежде
всего,
должна быть ровность звучания во всех регистрах певческого диапазона и,
конечно
же,
легато
один
из
главных
выразителей
пения.
Без
легато
и
кантилены не может быть хорошей фразировки и художественного образа.
Каждое произведение – частица жизни, веселой, грустной, трагической, и
чтобы создать весь этот образ, характер произведения нужно как бы заново
пережить все это исходя из текста. Здесь уже слово приобретает совсем иной
смысл и оттенок, оно идет от души – искреннее, правдивое, и зрители ему
обязательно
поверят.
В
этом
и
заключается
вся
правда
жизни
художественного образа.
И наша прямая задача певцов-педагогов воспитывать в себе это чувство
прекрасного и передать своим ученикам.
21
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выразительное
пение
как
искусство
является
результатом
продолжительной
работы.
По
ходу
разучивания
вокальных
произведений
студенты получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной
выразительности
при
разборе
содержания
знакомятся
с
основными
терминами,
определяющими
характер
произведения,
темп,
динамику,
художественную выразительность. Исполнение упражнений или вокальных
приёмов
должно
быть
осознанным
студентом
с
точки
зрения
механизма
звукообразования и целесообразности их использования. Совершенно ясно,
что развитие певческого голоса студента может быть эффективным на основе
правильного
пения,
в
процессе
которого
должны
формироваться
профессиональные
певческие
навыки.
Выразительность
исполнения
формируется на основе осмысленности обучающимся
содержания
и
характера
исполняемого
произведения.
Подчеркивая
зависимость
выразительности
пения
от
эмоциональной
отзывчивости
на
музыку, следует заметить, что не у всех студентов эта способность одинаково
развита. Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в
первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.
Выразительность
вокального
исполнения
является
признаком
вокальной
культуры.
В
ней
проявляется
субъективное
отношение
студента
к
окружающему через исполнение и передачу определенного художественного
образа. Выразительность возникает только тогда, когда ученик проявляет
своё
отношение
к
характеру
исполняемого
произведения
вследствие
понимания того, о чем говорится в данном произведении. Непринужденное
исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на каком-то
начальном этапе разучивания произведения и связано с элементом новизны
22
восприятия.
Как
только
произведение
становится
известным,
оно
уже
наскучило
ученикам,
ощущение
новизны
утрачено,
и
непринужденность
исполнения потеряна.
Сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и
осторожно развивать у студентов навык произвольной выразительности в
результате осознанной направленности их волевых усилий.
В
воспитании
голоса
ученика
основное
место
занимает
совершенствование
слуха,
под
контролем
которого
идет
развитие
всех
вокальных
качеств.
Развитие
голоса
совершается
на
определенном
целесообразно
подобранном
музыкальном
материале.
Характер
педагогического музыкального материала сам по себе вызывает к жизни
необходимые
вокальные
качества
звука.
Большую
роль
в
воспитании
желаемых
качеств
голоса
играет
показ
нужного
звучания
звука
или
мышечного приёма и копировка показа учеником. Для этого педагог сам
должен хорошо владеть голосом, а ученик – способностью к подражанию.
Педагог обязан уметь показать и рассказать то, чего он хочет добиться
у ученика, владеть большим количеством мышечных приёмов, знать и уметь
подбирать нужный музыкальный материал для занятий.
Упражнения – это важный вид музыкального материала. Они должны
быть
индивидуально
подобраны,
и
иметь
точную
педагогическую
направленность,
ученик
должен
знать
цель
каждого
упражнения
и
в
результате своих попыток её достигнуть. Вокализы – полезный переходный
музыкальный материал от упражнений к художественным произведениям.
Художественно-педагогический материал должен подбираться педагогом,
учитывая вокальные данные ученика, тембр его голоса и музыкальную
подготовку. Методическая разработка включает в себя широкий диапазон
обучающих, развивающих, воспитательных задач, способствующих
23
развитию вокального слуха, музыкальности, формированию художественно-
исполнительских навыков, которые постоянно используются в практической
деятельности
со
студентами
по
проблеме:
«Культура
вокального
исполнительства.
Главная
задача
работы:
развитие
личностных
качеств
студентов, воспитание через творчество, активное включение обучающихся в
деятельность
творческого
характера,
развитие
интеллектуальных
способностей и повышение профессионального уровня будущего педагога.
4.1.
Практическая реализация
Методическая разработка «Постановка голоса и методика обучения
пению»
своевременна
и
актуальна.
В
анализируемой
работе
достаточно
полно представлены механизмы формирования певческих навыков.
Одним из наиболее важных вопросов профессиональных навыков
студентов
в
вокальном
классе
является
сочетание
двух
основных
видов
занятий:
индивидуально-теоретических
и
индивидуально-практических.
В
данной
работе
подробно
указаны
основные
разделы
методических
тем,
которые помогают в процессе кропотливой работы глубже осмыслить план
занятий,
вовремя
выявить
вокальные
дефекты
обучающихся
и
добиться
хорошего результата.
В разработке отражены ключевые моменты соприкосновения таких
дисциплин
как:
фортепиано,
вокала,
гармонии,
сольфеджио,
вокального
ансамбля. Тема работы глубоко изучена, проанализирована и раскрыта с
точки зрения собственной позиции, со ссылками на источники. Структура
работы логична, чёткая, и последовательная. Работа включает в себя все
необходимые разделы: теоретическую часть и практическую.
В теоретической части проанализированы этапы развития и
формирования вокальной культуры в процессе обучения: работа над
24
дыханием, интонирование, звукообразование, дикция, развитие диапазона,
особенности исполнительского искусства.
В практической части работы в качестве системы распеваний являются
упражнения
на
различные
виды
вокализации,
обосновываются
личные
наблюдения в процессе работы с обучающимися разных возрастных групп в
колледже,
указываются
основные
трудности,
с
которыми
студенты
сталкиваются в процессе обучения, и пути их преодоления.
На вопрос, с чего надо начинать занятия – с дыхания, с работы гортани, я
думаю, правильным был бы ответ: с того недостатка, который в наибольшей
степени мешает хорошему голосообразованию.
Как же нужно развивать культуру вокального исполнительства? – В таких
случаях я предлагаю студентам при
исполнении вокальных произведений
уметь
слушать
себя
и
отличать
правильное
пение
от
неправильного,
вырабатывать слуховой контроль верной интонации и высокой позиции звука.
Но для этого нужно много работать и обязательно играть мелодию и слушать
себя.
Студент
должен
ощущать
внутренним
слухом
высоту
звучания
инструмента
для
того,
чтобы
интонационно
правильно
этот
звук
воспроизвести. Кроме этого, очень важным воспитательным и
психологическим фактором в формировании вокальной
культуры студентов, является личный показ педагога. Каждое произведение
на занятиях мне приходится исполнять по несколько раз целиком, чтобы
студент имел представление, как нужно исполнять данное произведение.
Например:
уметь
правильно
распределить
дыхание
по
фразам,
иметь
представление о композиторе, грамотности музыкального текста, правильном
ритмическом рисунке, характере и стиле данного произведения и т.д.
Основная суть вокальных занятий - дать любому голосу правильное
педагогическое
направление
и
развитие
с
присущими
голо су
индивидуальными чертами тембром, диапазоном.
25
В методической разработке «Постановка голоса и методика обучения
пению», я постаралась подробно выразить разделы индивидуальной работы с
учениками
над
развитием
голоса,
культуры
мышления,
а
также
психологические
и
технологические
моменты
практической
работы
и
исполнительской практики.
В работе разработан комплекс упражнений для начинающих студентов по
постановке
голоса,
способствующих
развитию
вокального
слуха,
музыкальности,
а
также
формированию
художественно-исполнительских
навыков.
Работа над вокальным исполнением раскрывает перед студентами
возможность использования разнообразных средств выразительного пения на
занятиях. Вместе с тем, в работе наряду с профессиональным видением
проблемы, обосновывается значимость построения системы межличностных
отношений на занятиях, их эмоционально-положительные стороны.
В разработке систематизирован репертуарный список вокальных
произведений различных жанров, что помогает студентам в практической
работе над голосом.
Реализация данной работы обобщает мой теоретический, практический и
методический
опыт
работы,
этапы
развития
и
формирования
вокальной
культуры,
артистизма
и
художе ственных
навыков
во ка л ь н о го
исполнительства.
Работа была заслушана и утверждена на предметно-цикловой комиссии с
последующим
внедрением
и
реализацией
в
практическую
деятельность
преподавателя. Сроки реализации работы более 2-х лет. На протяжении этого
периода обучения программа работы реализовывалась и дополнялась с
учётом
индивидуального
плана
работы,
а
также
индивидуальных
особенностей и способностей обучающихся.
26
В целях теоретической подготовки оказывалась студентам методическая
помощь,
проводились
творческие
беседы
на
классных
часах
и
в
индивидуальном порядке с каждым студентом, где достаточно полно были
представлены механизмы формирования певческих навыков по проблеме:
«Культура вокального исполнительства». Для всех студентов я разработала
специальные комплексные упражнения на различные виды вокальных задач
для
развития
голоса
и
техники
исполнения,
рабочие
индивидуальные
программы,
с
последующим
участием
студентов
на
открытых
уроках,
концертных
мероприятиях
в
колледже,
городских,
областных,
межрегиональных и Международных конкурсах.
В целях воспитания артистизма и профессиональных навыков культуры
вокального исполнительства подготовила студентку Мартынову Маргариту
для участия в Международных конкурсах «Сияние талантов» и «Звездный
континент».
Студентка
музыкально
исполнила
конкурсную
программу
и
награждена дипломом лауреата (3-е место), дипломанта (2 место), а также
дипломом
лауреата
(I
место)
-
за
участие
в
региональном
конкурсе
«Звездный фейерверк».
Цель
проводимых
мероприятий
–
демонстрация
уровня
профессиональной культуры студентов, владение вокально-техническими и
художественными средствами вокального искусства.
В региональном конкурсе «Тебе пою, моя Россия» приняла участие моя
студентка
1-го
курса
Плетнева
Дарья,
награждена
дипломом
лауреата
2-й степени.
Выводы:
Достоинством работы является её прикладной характер, так как в ней
достаточно
широко
и
последовательно
представлены
способы
решения
вокальных задач, которые могут быть использованы студентами, как
27
инструкция для желающих обучаться эффективному пению, а также работа
может быть использована в качестве программного ориентира педагогами по
вокалу
и
исполнителями.
Особое
внимание
направлено
на
бережный
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику,
особенностям
его
голоса,
умению грамотно и целесообразно работать на уроках вокала.
Важным фактором, на мой взгляд, является то, что в работе указаны
репертуарные требования по курсам со списками вокальных произведений
русских,
современных
и
зарубежных
авторов,
соответствующие
программным требованиям студентов с
I по
IV курс. В работе обобщены
сборники вокализов и упражнений, репертуарные сборники, методическая
литература,
приложения,
что
представляет
несомненную
ценность
как
практическое пособие для студентов и преподавателей.
5. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-го-
4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Произведения советских композиторов
А. Александров – «Музыка», «Дрозд»;
В. Баснер – «Надо мной огоньки горят»;
М. Блантер – «Грустные ивы», Московский вальс»;
И. Дунаевский – «Сон приходит на порог»;
М. Иорданский – «Песенка внучки из детской оперы»
«Сказка про репку»;
Д. Кабалевский – «Не только мальчишки», «Подснежник»,
27«Отдых – это не безделье»;
В. Локтев – «За рекой, за Камышенкой»;
В. Мигуля – «Песня старой сказки»;
28
А.Александров-"Музыка", "Дрозд";
В.Баснер-"Надо мной огоньки горят";М. Блантер -"Грустные ивы", "
Московский вальс" ;
И. Дунаевский "Сон приходит на порог"; М. Иорданский "Песенка
внучки из детской оперы;
А. Островский – «Школьная полька»;
А. Петров – «Песня из к/ф «Мой добрый папа»;
А. Спадавеккиа – «Добрый жук», «Песня Золушки»;
П. Песков – «Башмачки»;
Ю. Чичков – «Лесной марш», «Поезда на рассвете»,
«Двойники», «Солнцу и дружбе – салют»;
Н. Будашкин – «Шуми, моя нива», «За дальнею околицей»,
Песенка Настеньки из оперы «Аленький цветочек»;
М. Блантер – «Солнце скрылось за горою»;
И. Дунаевский – «Доброе утро», «Летите, голуби»;
Д. Кабалевский – «Артековский вальс», «Серенада красавицы»,
«Счастье»;
З. Левина – «Вот цветочек распустился», «Мы к вам идем»;
Ю. Левитин – «Песенка мойдодыра из детской оперы «Мойдодыр»;
В. Липатов – «Ласточка моя»;
И. Лученок – «Березка»;
И. Космачев – «Про лося», «Песня о родном крае»;
К. Молчанов – «Помни»;
А. Новиков – «Дороги»;
Г. Носов – «Сибирский вальс»;
А. Островский – «Молодая комсомольская»;
Ю. Слонов – «Яблонька цветет».
29
Романсы и песни русских композиторов
А. Аренский – «Расскажи мотылек», «Спи, дитя мое, усни»;
А. Алябьев - «Я вижу образ твой», «Я вас любил», «Зимняя дорога»,
«Плачет дева гор», «Незабудочка»;
П. Булахов – «Девица – красавица», «Колокольчики мои», «Пахнет
полем воздух чистый», «Тук-тук-тук, как сердце бьется», «Степь одна
кругом глухая»;
А. Варламов – «Красный сарафан», на заре ты её не буди», «Горные
вершины», «Что это за сердце»;
М. Глинка
-
«Жаворонок», «Забуду ль я», «Песня Ильиничны из
музыки к трагедии И. Кукольника «Князь Хомский», «Ах ты ночь ли,
ноченька»;
А. Дюбюк – «Солнце горы золотило»;
А.
Даргомыжский
-
«Шестнадцать
лет»,
«Расстались
гордо
мы»,
«Не судите, люди добрые»;
М. Мусоргский – «С куклой»;
А. Рубинштейн – «Певец»;
А.Титов – «Не пой, красавица, при мне», «Певец», «Талисман»,
«Звездочка»;
М. Ипполитов-Иванов – «Желтенькая птичка»;
Ц. Кюи – «Царскосельская статуя», «Майский день», «Осень»,
«Зайка», «Колыбельная», «Зима»;
П. Чайковский – «Мой садик», «Осень», «Цветок», «Колыбельная»;
А. Гурылев – «Грусть девушки», «Сарафанчик», «Отгадай моя родная»,
«Улетела пташечка»;
Н. Римский-Корсаков – «Тихо вечер догорает»;
С. Танеев – «Колыбельная»
30
В. Калинников – «Киска»;
А. Лядов – «Колыбельная».
А.Варламов -"Не отходи от меня"
Народные песни
Русские:
Обр. М. Матвеева – «Калинушка с малинушкой», «Помнишь ли меня
мой свет»;
Обр. Копосова – «Вечор, ко мне, девице»;
Обр. Ю. Слонова – «Ноченька», «Белолица-круглолица»;
Обр. Лондонова – «Травушка-муравушка»;
Обр. Г. Камалдинова – «Волга-реченька»;
Обр. Погребова – «Пряха»;
Обр. А. Александрова – «Эй ухнем», «На горе-то калина»;
Обр. Балакирева – «Уж ты поле мое», «У ворот, заиграй моя волынка»,
«Эй, ухнем», «Солнце закатилось»;
Обр. А. Варламова – «Не будите меня молоду», «Вверх по Волге»,
«За морем синичка жила»;
Обр. С. Василено – «По сенечкам
Дуняшечка
гуляла», «Отставала
лебедушка», «Луговая»;
Обр. П. Воротникова – «Среди долины ровныя»;
Обр. Н. Гурилева – «Ты поди, моя коровушка домой», «У ворот девка
стоит», «Скушно, матушка», «Во саду ли в огороде», «Возле речки»,
31
«Ах
по
мосту,
мосту»,
«Во
поле
березонька»,
«Ивушка,
ивушка»,
«Ты пойдешь ли, моя радость», «Лучинушка», «Уж как пал туман»
Обр. А. Дроздова – «Расцвела кудрявая рябина»;
Обр. А. Дюбюк – «Не брани меня, родная»;
Гурилев – «Как у нас в садочке», «Посею ль конопельку»;
Обр. Н. Ракова – «Дудочка»;
30Обр. Волкова – «Тонкая рябина»;
Обр. М. Красева – «Веселые гуси», «Пастушка»;
Обр. Полонского – «Ай, на горе дуб», «Кукушечка», «Приходит осень»;
Обр. Лукамеша – «Как у наших, у ворот»;
Обр. Римского-Корсакова – «Я на камушке сижу», «У меня ль во
садочке», «А я по лугу гуляла»;
Обр. Живцова – «Живет моя отрада»;
Обр. А Новикова – «В деревне было Ольховке», «Выхожу один я на
дорогу»;
Обр. И. Назаренко – «Лучина моя, лучинушка»;
Обр. В. Каратыгина – «Прощай радость»;
Обр. Луканана – «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки»;
Обр. Егорова – «Не летай соловей»;
Обр. Любского – «Ах, вы сени, мои сени»;
Обр. Благообразова – «Со вьюном я хожу»;
Обр. Туренкова – белорусская народная песня «Перепелочка»;
Латышская народная песня – «Вей, вей, ветерок»;
Обр. Мегрилидзе – грузинская народная песня – «Сулико».
Украинские песни:
Обр. Банковського – «Карi очi»;
Обр. И. Вилинской – «Нiч яка мiсячна»;
32
Обр. М. Глинки – «Гуде вiтер»;
Обр. А. Едличка – «Вийшли в поле косарi» , «Хусточка»;
Обр. И. Заремби - «Нi, мамо, не можна нелюба любить», «Дивлюсь я
на небо»;
Обр. И. Косенко – «Взяв би я бандуру»;
31Обр. Б. Лятошиньского - «Ой, у полi тихий вiтер», «Ой, пiду я до
млина»;
Обр. И. Лисенко – «Ой, важу, важу», «Там, де Ятрань», «Вiють вiтры»,
«Казав менi батько», «Було б не кохати», «Ой не свiти, мiсяченьку»,
«Чом, чом не прийшов», «Ой зрада карi очi»;
Обр. Овчаренко – «Ой, пряду, пряду», «Утоптала стеженьку»;
Обр. Л. Ревуцького – «На вулицi скрипка грас»;
Обр. В. Рубця – «Сонце низенько»;
Обр. М. Фоменко – «Ой, не цвiти буйним цвiтом;
Обр.
И.
Чижко
–
«Лугом iду,
коня
веду»,
«Реве
та
стогне»,
«Ой джигуне, джигуне», «Стоiть явiр над водою», «Спать менi
не
хочеться».
Произведения зарубежных композиторов
И.С. Бах – «Восторг велик», «Уходит день», «Жизнь хороша», «Сердце
молчит»,
«Победа
радость
нам
несет»,
«Не
печалься»,
«Ликуй,
веселись»;
Л.
Бетховен
–
«Сурок»,
«Тирюльская
песня»,
«Песня
о
блохе»,
«Весной», «Милее всех был Джемми»,
«Люблю тебя», «Жалоба»,
«Влюбленный», «Круг цветочный»;
Ж.
Векерлен
–
«Свирель»,
«Времена
года»,
«Пробуждение»,
«Пастушка-резвушка», «Ах, зачем я не лужайка», «Младая Флора»;
33
А. Дворжак – «Помню», «Цыганские песни»;
Ф.
Мендельсон
–
«Привет,
«Венецианская
баркаролла»,
«Зулейка»,
«Если должны расстаться», «Мы песнею крылатой», «Фиалка»;
Ж.Ж. Руссо – «День без тебя»;
32Гулак-Артемовский - «Романс Оксаны и песня Одарки» из оперы
«Запорожец за Дунаем»;
Ф. Шуберт – «Форель», «Баркарола», «Серенада», «Мальчик и роза»;
Ж. Векерлен – «Приди поскорее, весна»;
Э. Григ – «Люблю тебя», «Избушка», «Летний вечер», «В лесу»;
К. Глюк - «Ария Орфея», «Мне не страшны…» из оперы «Орфей и
Эвридика»;
Ф. Мендельсон – «Лесной замок», «Любимое место»;
С. Монюшко – «Золотая рыбка», «Пряха»;
Дж. Перголези – «Если любишь», «Канцонетта»;
Ф. Шуберт – «Ювелирный подмастерье», «В страну покоя», «Жалоба
девушки»;
Л. Бетховен – «Волшебный цветок» «Край родной», «Сурок»;
Ф. Мендельсон – «Я вижу тебя всегда во сне»;
Р. Шуман – Вечерняя звезда» «Приход весны», «Летним утром»;
И. Бах – «Весенняя песня», «Жизнь хороша», «Нам день приносит
свет зари»;
Л. Бетховен - «Песня Клерхен»;
И. Брамс – «Девичья песня», «В зеленых ивах дом стоит».
Детские песни:
А. Гречанинов – «Музыканты»;
М. Балакирев – «Заиграй моя волынка»;
Ц. Кюи – «Вечерняя зоря», «Зима»
34
Ф. Мендельсон – «Полевые цветы», «Фиалка»
Б. Савельев – «Ехал Ваня на коне»;
В. Шаинский – «Дважды два четыре», «Радионяня», «Улыбка»,
«Голубой вагон», «Весёлая карусель»;
33Ю. Чичков – «До чего же», «Мой щенок», «Песенка о жирафе»,
«Волшебный цветок», «Мальчишки»;
В. Жубинская – «Гусак», «Воскресенье в детском саду»;
А Лепин – «Снегири», «По грибы», «В бане»;
Л. Маковская – «Летняя песенка»;
А. Островский – «До, ре, ми, фа, соль», «Галоши»;
А. Журбин - «Смешной человечек», «Планета детства»;
А. Лепин - «Черемуха душистая»;
Ю. Чичков – «Наташка-первоклашка», «Из чего же, из чего же?»;
Л. Маковская – «Жеребенок рыжий»;
А. Александров – «Ласточки»;
А. Островский – «Кролик», «А у нас во дворе», «Спят усталые
игрушки»;
А. Гречанинов – «Петушок», «Ладушки», «Вставала ранёшенько»;
Б. Чайковский – «Песенка зверей и кота»;
В. Шаинский – «Вместе весело шагать», «По секрету всему свету»;
Е. Ботяков – «Два друга, два брата»;
Островский – «Дружба»;
Г. Крылов – «Песенка Карлоса».
5.
СБОРНИКИ ВОКАЛИЗОВ И УПРАЖНЕНИЙ
1.
Г. Зейдлер.
Искусство пения. 40 мелодий для высокого и среднего
голоса в сопровождении фортепиано. М., Музыка, 1987.
35
2.
И. Вилинская. Вокализы для начинающего певца. Киев, 1971.
3.
Ф. Абт. Школа пения. М., Музыка, 1965.
4.
И. Вилинская. Вокализы. Для начинающего певца. Киев, 1971.
5.
Ф. Абт. Школа пения. М., Музыка, 1965.
6.
Д.
Конконэ.
40
упражнений
в
сопровождении
фортепиано.
М., Музыка, 1984.
7.
34Вокализы на основе народных песен. Для низкого и среднего голоса.
Сост. О. Далецкий. М., 1973.
8.
Народные
песни
для
среднего
и
низкого
голоса.
I
– II
курсы
музыкальных училищ. Сост. К. Тихонова и К. Фортанотова. М., 1978.
9.
Песни советских композиторов для баса в сопровождении фортепиано.
Репертуар для начинающего певца. Сост. О. Далецкий. М., 1980.
10.Песни из репертуара И. Яунзем для меццо-сопрано. М., 1971.
11.Репертуар начинающего певца. Песни и романсы для меццо-сопрано.
Сост. О. Далецкий. М., 1978.
12.Романсы
и
песни
для
тенора
в
сопровождении
фортепиано.
Сост. О. Далецкий. М., 1978.
13.Романсы
и
песни
для
сопрано
в
сопровождении
фортепиано.
Сост. О. Далецкий. М., 1979.
14.Хрестоматия
для
пения.
Народные
песни
для
высокого
голоса
в
сопровождении фортепиано.Сост.К.Тихонова и К.Фортунатова М.,1979
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Арчажникова Л. Профессия – учитель музыки. М., 1987.
36
2.
Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1-7. М., 1987.
3.
Голубев П. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., 1986.
4.
Далецкий
О.
Вокальные
упражнения
в
воспитании
певца.
В кн. «Молодежная эстрада». М., 1991.
5.
Далецкий О. Работа с певцами-любителями. М., 1986.
6.
Далецкий О.
Основы вокальной педагогики. Физиология и гигиена
голоса. Справочник начинающего певца. М: МК РСФСР, 1992.
7.
Детский голос. Под ред. В. Шацкой. М., 1989.
8.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 1985.
9.
Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л., 1986.
10. Морозов В. Вокальный слух и голос. М – Л., 1985.
11. Морозов В. Тайны вокальной речи. Л., 1985.
12. Ненабени А.Г. Методика обучения сольному пению.
13. Романовский И. Хоровой словарь. Л., 1984.
14. Тронина П. Практические советы начинающим педагогам. М., 1986.
15. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1999.
16. Цыпин. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения,
мнения. М., 1994.
17. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. Под редакцией М. Львова,
М., Л., 1952.
18.
Багадуров
В.
Очерки
по
истории
вокальной
педагогики.
Вып. 1-7 М., 1962-1984.
19. Малинина Е. Работа с детскими голосами. Л., 1985.
20. Добровольский Н., Орлова Н. «Что нужно знать учителю музыки о
детском голосе». Москва, 1972.
21. Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца». Издательство
«Музыка», 1977.
22. Доливо А. «Певец и песня». Муз гиз, М., 1948.
37
23. Доливо А.
«Заметка об истоках русской классической и советской
вокальной
школы».
Сб.
«О
музыкальном
исполнительстве».
1962.Музгиз, М., 1958.
24.Назаренко И. «Искусство пения». Государственное музыкальное
издательство. Москва, 1963.
25. Егоров А. Гигиена певца и её физиологические основы. М., 1962.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«Фонопедический метод развития голоса»
1-й комплекс упражнений:
«Развитие показателей певческого голосообразования»
Артикуляционная гимнастика
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторить четыре
раза. (Далее – каждое задание выполняется четыре раза).
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик
языка, и всё более далеко отстоящие поверхности.
Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как
бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами.
То же – в противоположном направлении.
Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в
левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на
изменение
щелкающего
звука.
Попытайтесь
произвольно
издавать
более
высокие, и более низкие звуки-щелчки. (Предложите детям пощелкать всем
одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
38
Покусайте
нижнюю
губу,
верхнюю
губу,
втяните
щеки
и
закусите
коренными зубами их внутреннюю поверхность.
Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу
обиженное выражение.
Выверните наружу верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие
улыбки.
Чередуйте 8-е и 9-е движения в ускоряющемся темпе.
Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами
круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы
не тёрли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых
костей,
пройдите
по
всему
лицу
поколачивающим
массажем
кончиками
согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо
«загорелось».
Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь
приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность
мышц.
Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте
«сморщенный нос», пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать
брови.
Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос,
помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.
Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед – вниз.
Приложение 2
За последние годы в нашей стране и за рубежом был проведен ряд
исследований, уточнивших наши представления о тех или иных сторонах
деятельности гортани во время пения.
39
Современная техника позволила заглянуть в гортань человека, когда он
находится
во
власти
музыкальных
переживаний,
а
рот
его
закрыт.
Так,
например,
было
установлено,
что
у
пианистов
после
занятий
на
рояле
голосовые
связи
бывают
покрасневшими
как
после
реального
пения.
Следовательно, в момент исполнения они автоматически включали гортань.
Все певцы знают, что после хорошего вокалиста петь становится легче, а
после
дефектного
голоса
горло
оказывается
скованным.
Значит,
слушая
певцов,
включаем
гортань.
Тесная
связь
между
мысленным
пением
и
гортанью, так же как между внутренней речью и голосовым аппаратом,
известна давно и относится к так называемым идеомоторным связям. Таким
образом, было объективно установлено, что любое мысленное пение или
слушание музыки осуществляется при активной реакции гортани. Гортань
как бы слушает звуки мелодии. Важно так же понимать, что гортань только
тогда полностью отдыхает, когда в мыслях нет музыки.
Приложение 3
Интересные данные по работе с гортани и голосовых складок во время
фонации
при
их
наблюдении
со
стороны
трахеи
были
получены
К.
Салимбени
и
Е.
Алаймо
из
Флоренции.
Используя
трахеотомическое
отверстие, авторы засняли на видеомагнитофоне струбоскопическую картину
вибрации голосовых складок. Ранее, при обычном наблюдении сверху, было
установлено, что слизистая оболочка, покрывающая края голосовых складок,
играет большую роль в возникновении звуковых колебаний, смещаясь вверх,
вслед за током воздуха и затем возвращаясь назад (феномен Киракайке). При
наблюдении
со
стороны
трахеи
видно,
что
процесс
звукообразования
протекает
так:
сначала
сближаются
верхние
края
голосовых
складок
и
подскладочное
пространство
приобретает
форму
конуса
с
верхушкой
в
голосовой щели. Для вокальной педагогики эти наблюдения так же важны и
говорят о том, что голосовые складки должны быть чрезмерно плотно
40
сомкнуты и в то же время не расслаблены, чтобы дыхание, проходящее через
голосовую щель, могло свободно увлекать слизистую к краю голосовой щели,
где складки слизистой начинают вибрировать, рождая звук.
Преподаватель вокального класса
М.В. Колесняк