Автор: Зайнагабдинова Венера Фаритовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "Кидышевская ДШИ № 3"
Населённый пункт: с. Кидыш
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация самостоятельных занятий в процессе обучения игре на аккордеоне (баяне)"
Раздел: дополнительное образование
МКУДО «Кидышевская ДШИ № 3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Организация самостоятельных занятий в процессе
обучения игре на аккордеоне (баяне)»
Выполнила: преподаватель
Зайнагабдинова В.Ф.
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.
Основные проблемы воспитания самостоятельности музыканта 4
2.
Индивидуальность ученика и его самостоятельность 6
3. Основы развития самостоятельности 7
4. Чтение с листа 9
5. Формирование отношения к тексту 10
6. Организация домашних занятий (советы ученику) 14
7. Участие родителей в подготовке домашнего задания 18
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
2
Одним из необходимых качеств учащегося является умение работать
самостоятельно. Можно с полным основанием утверждать, что это определяет
рост
молодого
музыканта
и
служит
гарантией
его
успешной
работы
в
дальнейшем. Задача педагога – научить самостоятельно работать ученика над
произведением,
развить
самостоятельную
мотивированную
деятельность,
привить любовь к самому процессу работы на инструменте.
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и
одновременно
более
сложной,
чем
организация
самостоятельной
работы
учащихся
ДШИ.
Самостоятельная
работа
ученика
наряду
с
совместной
деятельностью
педагога
и
ученика
представляет
одну
из
форм
учебного
процесса
и
является
существенной
его
частью.
Н.Н.
Крафт
рассматривает
самостоятельную
работу
«как
средство
организации
и
управления
самостоятельной деятельностью учащихся и в качестве ее основного признака
выделяет опосредованное управление этой деятельностью» [7]. Следовательно,
для
ее
успешного
выполнения
необходимы
планирование
и
контроль
со
стороны преподавателя. Если ученик проявляет свои умения без посторонней
помощи, понимает, как нужно ориентироваться в незнакомом музыкальном
материале и правильно расшифровывает авторский текст, значит, поставленная
задача по воспитанию самостоятельности ученика решена правильно.
Традиции воспитания в ученике самостоятельно мыслящего и гармонично
развитого художника сложились в русской фортепианной педагогике ещё в XIX
столетии. Видный русский педагог-пианист Л.В. Николаев, из класса которого
вышли М.В. Юдина, В.В. Софроницкий, Д.Д. Шостакович, П.А. Серебряков,
видел свою цель не в «снабжении» ученика знаниями на всю жизнь, а в том,
чтобы «поставить человека на рельсы», по которым он должен двигаться сам.
Сходных педагогических принципов придерживался и К.Н. Игумнов, который
постоянно учил своих питомцев находить в общении с ним «лишь отправные
точки
для
собственных
исканий».
Тем
же
путём
шел
и
Я.И.
Мильштейн,
который «направлял своих учеников - студентов к самостоятельным исканиям, к
3
хождению «по нехоженым тропам», старался помочь каждому обрести веру в
собственные
силы
и
возможности,
сделать
так,
чтобы
тот
самостоятельно
нашел нужный вариант решения исполнительской задачи. Отсюда особенно
виден
вред
«натаскивания»,
мелочной
опеки,
авторитарной
активности
педагога» [12].
Следовательно,
самостоятельная
работа
за
инструментом
является
необходимым условием успешности обучения в классе основного музыкального
инструмента, в свою очередь эффективность процесса самоподготовки зависит
от
устойчивого
закрепления
музыкального
материала.
Большой
объем
информации трудно переработать и закрепить только за счет занятий в классе с
педагогом,
продолжительность
которых
ограничена
1-2
часами
в
неделю.
Необходима
каждодневная
активная
самостоятельная
познавательная
деятельность, направленная на осознанное повторение материала, пройденного
на занятиях с преподавателем.
Основные проблемы воспитания самостоятельности музыканта
Воспитать своего ученика хорошим музыкантом и тем самым подготовить
его к самостоятельной практической работе – вот та основная задача, та цель
к которой, в конечном счете, стремится любой педагог. Не каждому, однако,
удается достигнуть ее. При наличии достаточных музыкальных способностей,
причины несамостоятельности учащегося чаще всего кроются в недостатках
работы учителя. Ведь далеко не всегда из всей массы навыков, которые должен
приобрести учащийся, педагог умеет отобрать и постоянно акцентировать в
работе самые необходимые, первостепенно важные. А преподать их в наиболее
эффективной форме, оставляя простор для самостоятельности ученика, чтобы
приобретение
знаний
было
творчеством,
а
не
старательным
заучиванием,
удается немногим. Вместе с тем уровень подготовки ученика зависит от всего
комплекса
его
способностей,
знаний,
умений.
Чему
же
в
первую
очередь
4
должен учить педагог своего ученика, чтобы этот комплекс был более гибким и
плодотворным?
Предполагается,
что
ученик
–
музыкант
равно
должен
чувствовать
и
понимать музыку. «Холодный ум и горячее сердце, крепкая воля и живое
воображение
–
этими
координатами
издавна
определяется
положение
художника
в
искусстве»,
-
писал
Г.
Нейгауз
[12].
Эти
слова
очень
точно
характеризуют ту двухсторонность отношения к музыке, которая свойственна
каждому,
кто
ею
серьезно
занимается
на
любом
уровне.
Чувство
и
разум
неприменные и главные движущие силы в работе музыканта. Сила чувства и
глубина
понимания
музыки
вместе
с
живостью
(остротой)
воображения
определяет
художественный
уровень
воплощения
любой
музыкально
–
исполнительской
задачи.
Поэтому
эмоциональность
и
интеллект
учащегося
представляются нам важнейшими качествами, которые нужно воспитывать в
первую очередь.
Какими же путями идет воспитание этих качеств? Создается впечатление,
что развитие эмоциональности происходит, прежде всего через воспитание
умение слышать себя: именно слышание музыки и рождает в первую очередь
эмоциональный
отклик
исполнителя.
А
становление
интеллекта
учащегося
происходит
наилучшим
образом,
если
педагог
путем
обобщений
подводит
ученика к познанию закономерностей музыки.
Умение
исполнителя
слушать
себя
и
его
понимание
общих
проблем
музыкального искусства проявляются всегда и во всем – в решении любой
музыкальной задачи, в поисках каждого оттенка, в преодолении технических
трудностей, и выполняют, таким образом, ведущую роль в его повседневной
работе. Поэтому такие педагогические проблемы,
как воспитание умения
слушать
себя
и
использование
анализа
и
обобщений
с
целью
воспитания
интеллекта учащегося можно считать наиболее общими.
Индивидуальность ученика и его самостоятельность
5
Педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и
стремиться развивать все лучшие его дарования, выявляя его творческий облик.
Успех
работы
педагога
зависит
от
того,
насколько
глубоко
проник
он
в
сокровенные человеческие и музыкальные склонности и особенности ученика.
Ученики стремятся подражать педагогу и наилучшим образом выполнять все
его указания, так как, например, за много лет работы с одним учеником педагог
не
может
не
влиять
на
него.
В
этом
вопросе
должна
быть
проявлена
осторожность, где педагог не должен ущемить индивидуальность ученика и в
то же время не «давить» на него, стараясь во всем перекроить его на свой
манер.
В течении многих лет педагог проходит с учеником множество
произведений,
и
в
ходе
этих
занятий
ребенок
приобретает
необходимую
музыкальную культуру, он учится работать.
Важнейшими компонентами работы исполнителя являются: стремление
понять
произведение,
прийти
к
осознанному
к
нему
отношению,
умение
воплотить свой замысел в конкретном звучании, справляться с техническими
задачами, уметь мыслить, анализировать свои ошибки.
В сложном процессе обучения должно проявляться индивидуальное
отношение педагога к ученику. Правильно выбранный репертуар, правильное
построение урока, правильное выбранное направление в работе и даже форма
указаний – все это влияет на специфику развития учащегося и его дарования.
При этом неуклонность профессиональных требований педагога не должна
исключать
возможности
дать
учащемуся
известную
свободу,
особенно
в
вопросах толкования произведения. Если ученик имеет личное отношение к
изучаемой музыке, то педагог должен бережно сохранять, развивать, помогая
выявить целое и довести замысел до логического завершения. Еще больше
такта требуется на последнем этапе работы. Проявление индивидуальности не
должно
соседствовать
с
безвкусицей
и
отсутствием
музыкальной
логики.
6
Поддерживая исполнительскую инициативу учащегося, педагог должен вместе
с тем воспитывать именно логику художественного мышления своего ученика.
На каждом этапе обучения следует заниматься с учеником тем, что нужнее
всего, что лучше всего будет способствовать росту его мастерства, развивать его
яркость, а самое главное укреплять интерес, возможно, к будущей профессии.
Основы развития самостоятельности
Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть
задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно,
пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться:
трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников.
Пьесы эти должны быть выучены в определенный и возможно короткий срок.
Прослушивание
самостоятельно
приготовленной
программы
может
производиться в обстановке зачета: все ученики слушают друг друга, затем
проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители – слушатели и их
педагог. Польза такого рода работы несомненна: подготовка к выступлению
заставляет учащегося напрячь все свои творческие силы при самостоятельных
занятиях, а оживленная дискуссия после выступления учит его переоценивать,
переосмысливать многое в работе, помогает лучше осознать и учесть свои
ошибки, заставляет критически относиться к своему исполнению и исполнению
других участников зачета.
Большую роль в общем музыкальном
развитии ученика играет и
количество пройденных произведений. Каждый педагог, составляя
учебный
план для ученика на четверть, (полугодие, год), должен стараться, чтобы этот
план
был
максимальным
во
всех
отношениях.
Полезно
так
же
выучить
с
учеником
произведение,
которое
представляет
для
него
уже
пройденный
материал.
Естественно,
что
такое
произведение
для
ученика
должно
быть
доведено до высокого качества.
7
Изучение музыкального произведения для исполнителя заключается в
последовательном приближении к высокому качеству мастерства. Во время
исполнения произведения можно выстроить очень интересную цепочку: играя,
ученик слышит, затем чувствует, думает, обретает исполнительские желания.
Играя снова – он уже по-иному слышит, глубже чувствует, и самое главное –
хочет большего.
В непрерывном циклическом процессе у выступающего зреет понимание
музыки
и
конкретный
исполнительский
замысел,
исполнитель
оценивает
качество своей игры и получает таким образом стимул для дальнейшей работы.
Анализ процесса работы над пьесой позволяет говорить о двух важнейших
функциях слуха исполнителя.
Первая и главная функция – это постоянное активное желание что-то
изменить,
исходя
из
своего
слышания,
постоянно
усовершенствуя
свое
внутреннее
представление,
добиваясь
завершенного
вида
и
формы
произведения.
Каждый преподаватель желает, чтобы игра ученика отличалась
эмоциональной
наполненностью,
желанием
услышать
свое
произведение
и
каждый его элемент в определенном звучании. Ребенок, со своей стороны,
обладая
определенными
природными
данными,
добивается
в
силу
своих
возможностей осуществить свои намерения. Когда ребенок слышит реальное
звучание и доволен результатом своей работы, он ощущает подъем творческих
сил
и
конечно,
удовлетворение
от
проделанной
работы.
Кроме
этого,
чем
больше
и
лучше
учащийся
играет,
тем
больше
он
повышает
общий
музыкальный тонус и исполнения, способствует развитию эмоциональности.
Внутреннее слышание тоже становиться яснее, исполнительские намерения
приобретают большую определенность. Таким образом, слушание своей игры
углубляет понимание музыкального образа, обостряет работу ума и рождает
инициативу.
Вторая функция слуха - критическая, контролирующая, корректирующая.
Самому
маленькому,
начинающему
музыканту
необходимо
во
время
игры
8
держать
в
своем
сознании
музыкальный
образ,
обладать
багажом
средств,
которые
помогают
воплотить
этот
образ.
Но
это
еще
не
все.
Ребенок
обязательно должен наработать умение услышать, соответствует ли
реально
звучащее исполнение тому, что задумано. Это соответствие особенно важно в
самостоятельной работе, так как тут единственным контролером качества игры
является слух.
Услышав неточность, учащийся будет работать, стараясь улучшить
исполнение. Обе эти функции находятся в тесном содружестве и участвуют в
повседневных занятиях исполнителя. Но наиболее ярко их синтез проявляется
во время исполнения произведения целиком, когда музыка, оживающая под
пальцами играющего, увлекает его не только сама по себе, но и превращает
играющего
в
творца,
дающего
жизнь
задуманному
образу.
Артист
–
исполнитель, увлеченный своей игрой, погружается в образ, живет в нем, а в
это время одновременно с этим сознание заставляет исполнителя предвидеть
возникающее звучание, а так же слышать себя со стороны. Послушные пальцы,
мгновенная
реакция
на
услышанное,
обостренный
слух
создают
для
воображения особое творческое состояние. Такое состояние даже для самых
одаренных
людей
достижимо
лишь
как
результат
большой
напряженной
работы.
Чтение с листа
В целях активизации развития самостоятельной деятельности учащегося
нужно активнее внедрять в работу такие виды деятельности, как чтение нот с
листа
и
эскизное
разучивание
музыкальных
произведений.
Выдающиеся
педагоги-музыканты Г.Г. Нейгауз, М. Коган и др. считали, что «чтение с листа
должно
составлять
определенную
часть
каждодневного
«рациона»
самостоятельных занятий музыканта» [12].
Увеличение количества прорабатываемого музыкального материала ведет к
заметному численному приросту того, что познается и осваивается им в ходе
9
учебной
деятельности.
Следует
отметить,
что
увеличение
объема
используемого в обучении музыкального материала и ускорение темпов его
прохождения
стимулирует
развитие
музыканта,
открывает
широкие
возможности
для
всестороннего
ознакомления
с
музыкальной
литературой,
большей
частью
которое
должно
происходить
в
процессе
самостоятельной
работы учащегося.
Формирование отношения к тексту
Познание произведения учащимся происходит через изучение текста, и в
конечном счете отношение к музыке подтверждается тем, на сколько в ребенке
воспитано
умение
досконально
прочитывать
«графическое
изображение»
нотной записи, а так же желание быть в постоянном поиске художественного,
эмоционального и идейного смысла.
Правильное прочтение текста – это первоочередная задача. Однако важно
не
только
точно
перенести
запись
с
нотного
стана
на
клавиатуру,
но
и
правильно осмыслить приемы игры, мелодико-гармоническую структуру, а так
же форму данного произведения.
Например, если пьеса уже была разобрана на предыдущем уроке и
закреплена
дома,
то
педагогу
необходимо
еще
раз
исполнить
пьесу
перед
началом
работы
над
ней
для
того,
чтобы
закрепить
полученные
ранее
впечатления
о
музыкальной
сущности
пьесы,
ее
характере.
Затем
проанализировать
пьесу,
обсудить
с
ребенком
какая
форма
произведения,
сколько в ней частей, сколько фраз и предложений, какие штрихи использовал
композитор и т. д.
Во время следующего исполнения следует взять более
медленный темп и, обращая внимание на ошибки, постараться исправить их,
разделив произведение на предложения или фразы.
При воспроизведении нотного текста нужно объяснить ученику, что и как
должно
быть
выполнено.
На
примере
некоторых
отрывков
текста
путем
10
повторения и вслушивания в звучащие фразы стараться пробудить у ребенка
необходимое
слуховое
восприятие,
и
таким
способом
заставить
учащегося
добиться необходимого результата. Это необходимо для того, чтобы ему была
ясна цель работы и пути для достижения.
Задание, проверенное на уроке, задается на дом для закрепления уже с
новыми требованиями и пожеланиями.
Очень важное место в работе над произведением занимает аппликатура.
Нужно
добиться,
чтобы
аппликатура
была
так
же
точна,
как
и
воспроизведенные по нотам звуки. Правильно разъяснив смысл аппликатуры, и
проверив ее с учеником по нотному тексту, необходимо ее так же закрепить
дома самостоятельно.
Особенно тщательно работа над разучиванием текста и выбором
аппликатуры идет на начальном этапе работы над произведением. Это один из
самых важных и ответственных моментов. Удобная аппликатура способствует
техническому
и
художественному
воплощению
содержания
произведения.
Могут быть два - три варианта аппликатурных решений. Педагог должен учесть
размер
и
особенность
рук,
техническую
подготовленность
конкретного
учащегося, иногда даже в некоторых случаях синхронность движения пальцев
обеих
рук.
Удачно
найденная
аппликатура
способствует
запоминанию,
овладеванию
музыкальным
материалом,
технической
уверенности.
Я.И.
Мильштейн,
глубоко
изучивший
данную
область
в
фортепианном
исполнительстве,
считал:
«Аппликатура
воздействует
на
ритм,
динамику,
артикуляцию,
подчеркивает
выразительность
фразы,
придает
окраску
звучанию» [10].
Очень часто правильное исполнение связано с координацией, моторикой
музыкального аппарата исполнителя, а так же с игровыми навыками. Этот этап
работы предполагает заучивание текста, запоминание движений рук, а так же
точное выполнение указаний, касающихся фразировки, штрихов, артикуляции и
пр.
Отрабатывать
движения
целесообразно
сначала
отдельными
руками
в
медленном
темпе.
Затем,
играя
двумя
руками.
Следует
координировать
11
движения, добиваясь полной свободы и непринужденности. Трудные места
требуют более тщательной работы, для этого педагогу необходимо определить
специфику и подобрать соответствующие приемы игры. Преодолев трудности в
медленном темпе, необходимо проучивать произведение целиком, в подвижном
темпе. Это способствует объединению всех выученных фрагментов.
Когда
ученик
достигает
вершины
умения
апеллировать
своими
слуховыми
и
двигательными представлениями, тогда он способен легко и быстро усваивать
музыкальный
текст.
При
этом
ритмические
представления,
правильно
сформированные, при
прочтении текста
прочно связываются с знанием
двигательно – координационных движений и перестают быть препятствием в
разучивании заданного произведения.
Следующий момент работы – уточнение ритмических представлений в
данной пьесе. Эта задача является одной из самых главных. Метроритмические
задачи
неразделимо связаны
с предыдущими и
требуют одновременного
решения и осмысления.
Формирование
ритмических
представлений
достигается
за
счет
зрительного восприятия нотной записи, внутреннего ощущения метроритма и
развитым внутренним слухом. Если ребенок может со счетом
прохлопать
заданный ритм, то это не значит, что он точно может воспроизвести текст в
соответствии с замыслом композитора. Очень полезно во время работы над
произведением считать вслух. Делать это необходимо и на начальном этапе
работы, так и при исполнении уже готового произведения. В медленном темпе
следует считать, ориентируясь на мелкие доли такта, а в подвижном темпе,
соответственно, - на крупные доли. Для уверенности в правильности ровности
метра можно использовать метроном. С его помощью, проигрывая один – два
раза
готовое
произведение,
можно
проверить
умение
держать
темп
и
почувствовать отклонения от метра. Я.И. Мильштейн считал, что: «Музыка -
это прежде всего ритм, порядок» [9].
Освоению текста должно сопутствовать осмысление структуры
музыкального произведения. Если вначале, при первом ознакомлении с текстом,
12
понимание структуры носит характер лишь общего «силуэтного» охвата пьесы,
то по мере освоения текста приходит углубленное понимание
структуры
(частей, фраз и т.д.) - это является опорой в осмыслении формы произведения,
способствует
лучшему
освоению
нотного
текста,
и
помогает
более
точно
создать художественный образ.
Поставленные в этом случае зрительные, слуховые и двигательные связи
закрепляются и становятся основой правильного воплощения музыкального
произведения и его звучания. Таким образом,
задача осмысления структуры
произведении так же тесно вплетается в весь процесс работы над текстом.
Взаимосвязь в выполнении всех предыдущих задач – основное условие в
отборе необходимых способов для преодоления тех технических трудностей,
которыми необходимо овладеть для достижения должного качества исполнения.
Лишь проследив путь от содержания произведения и понимания его смысла
к его воплощению, исполнитель может правильно и точно выполнить стоящие
перед ним технические задачи. Но на практике часто можно наблюдать как раз
обратное.
Работая самостоятельно, ребенок может упустить какую-нибудь одну из
задач, в результате чего в исполнении появляются неправильные
игровые
навыки, фальшивые ноты, неверный ритм. Избавляться от всего этого очень
сложно, а порой невозможно. Вот почему на первоначальном же этапе работы с
новым
произведением
ученик
в
своей
самостоятельной
работе
должен
опираться на хорошо усвоенные им начальные задачи и уже отработанные
принципы
работы.
Педагог
должен
сделать
все
возможное,
чтобы
привить
учащемуся механизм правильного разбора текста любой сложности.
Одним из наиболее важных вопросов в самостоятельной работе учащихся
является
вопрос
темпа,
в
котором
должно
прорабатываться
заданное
произведение.
Всем известно, что разучивать надо в медленном темпе. Однако, такое
общее определение еще не раскрывает всей сущности вопроса. Разучивать
медленно
–
это
значит
закреплять
связь
звучания
с
соответствующим
13
движением.
Это
вместе
с
тем
способ
сознательного
оперирования
звуковысотными
и
ритмическими
представлениями,
закрепление
слухо-
двигательных связей, овладение механизма игровых движений. Медленность
движений
при
воспитании
новых
навыков
необходима,
потому
что
при
медленном
движении
получается
ясное
ощущение
от
каждого
движения,
которая делает игру свободной и ровной. Переход от медленной игры к быстрой
совершается легко, в то время, как от быстрой игры к медленной – гораздо
труднее. К медленной игре необходимо возвращаться и после окончательного
усвоения музыкального произведения.
Быстрая, ровная игра есть результат точного соотношения сменяющих друг
друга процессов возбуждения и торможения. Длительный период медленной
игры, если ее не применять без учета темпа, в котором должно исполняться
данное
произведение,
может
надолго
затормозить
правильное
исполнение,
отяжелить его в моторном отношении. Поэтому, после медленной игры надо
пробовать время от времени проигрывать ее в должном темпе, с тем, чтобы
получить представление о том, к чему, в конечном счете, надо стремиться.
Организация домашних занятий (советы ученику)
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:
Игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого предпочтительно
начинать домашнюю работу, тратится на это примерно треть времени);
Разбор новых произведений или чтение с листа
легких пьес (на 1-2
класса ниже по трудности);
Выучивание наизусть нотного текста (если это задано);
Работа
над
звуком,
штрихами,
фразировкой
и
другими
конкретными
деталями (по заданию преподавателя);
Проигрывание программы
целиком
перед концертным выступлением
или контрольным уроком (зачетом);
14
Повторение пройденных и выученных ранее пьес.
Все
рекомендации
по
домашней
работе
даёт
преподаватель
в
индивидуальном
порядке.
Задание
обязательно
записывается
в
дневнике
учащегося,
оно
четко
формулируется
преподавателем,
прочитывается
и
объясняется учащемуся.
Преподаватель всегда задаёт на дом тот материал, который был пройден в
классе (за исключением чтения с листа или самостоятельных разборов).
И главное помнить – занятия музыкой должны не только приучать ребенка
трудиться, но и доставлять ребенку радость и удовольствие.
Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к
их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен
играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается.
Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости
звукоизвлечения и правильности пианистических движений. Основная задача
при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется
тот, в котором все прослушивается и получается.
Главные критерии оценки индивидуальной самостоятельной работы за
инструментом - это систематичность и продуктивность. Придерживаясь их,
ученик экономит главное - время. И напротив, нарушение этих принципов ведет
к его пустой трате.
Когда, как и с чего начать выполнять домашнюю работу?
Опыт показывает, что лучше всего сесть за инструмент как можно быстрее
после общения с учителем - так сказать, по свежим следам, а не специально
перед уроком. В выходные дни целесообразно позаниматься перед завтраком -
что-то вроде утренней гимнастики. В последнем случае количество времени не
играет решающей роли: это может быть и полчаса и 15 минут.
В начале занятия, прежде всего нужно задать себе вопрос: «Для чего я сел за
инструмент и что хочу получить в результате игры на нем?» Таким образом,
необходимо определить конкретную цель занятия. По объему материала это
15
должен
быть
разумный
минимум,
однако,
стремление
к
совершенству
исполнения – максимальным.
Никогда не гоняйте всю пьесу от начала до конца, особенно на начальном
этапе
ее
изучения,
когда
еще
не
осознаны
ни
форма,
ни
содержание
произведения. Это пустая трата времени. Нельзя играть то, что не понимаешь.
Музыкальное
произведение
нужно
собирать
как
конструкцию,
по
частям,
предварительно
оттачивая
каждую
деталь,
осознавая
ее
роль
и
способ
соединения с другими.
При таком подходе совсем не обязательно начинать учить пьесу с первого
такта: зачастую приходится отрабатывать отдельные эпизоды из середины или
заключительной части. Главное - выполнить поставленную задачу.
Советы ученику:
1. Никогда не занимайтесь «из-под палки», ради того, чтобы удовлетворить
желание родителей или угодить учителю.
2. Играйте всегда для себя и тогда доставите удовольствие другим.
3. Лучший контролер качества занятий - собственный слух, поэтому постоянно
вслушивайтесь в то, что делаете за инструментом.
4. Проявляйте выдумку при поиске различных способов отработки трудных
мест.
5. Не гнушайтесь прибегать к «зубрежке», но только после того, как материал
осознан.
6. Старайтесь не пропускать даже дня в своих занятиях, иначе потом придется
наверстывать упущенное, а для этого нужно дополнительное время.
7. Иногда полезно позаниматься не 1 раз в день, а несколько, но по «чуть-чуть».
8. Если наступило время заниматься, а вам этого очень не хочется, попробуйте
все-таки сесть за инструмент и заставьте себя позаниматься минут десять: вы
почувствуете, как начинаете втягиваться в процесс работы.
Памятка ученика (как правильно заниматься дома):
1. Открой дневник, внимательно прочитай задание .
16
2. Открой ноты первого произведения.
3. Прочитай еще раз задание для данного произведения.
4.
Сыграй
произведение
или
отдельное
место
из
него
(как
этого
требует
задание), соблюдая все замечания!
Если учитель задал задание «разобрать произведение» – это значит, что к
следующему уроку надо суметь сыграть произведение в медленном темпе по
нотам,
соблюдая
правильные
ноты,
верный
ритм,
пальцы
и
штрихи
и
не
останавливаясь на каждом шагу! Как правило, для такой работы произведение
необходимо сыграть раз 10-15, но не 1 или 2 раза!!!
Если учитель задал задание «выучить наизусть» – это значит, что
произведение надо учить следующим образом: сыграть небольшой раздел (к
примеру, предложение) несколько раз, пытаясь запомнить его наизусть; затем
таким же образом сыграть следующий раздел, повторив его столько раз, сколько
нужно для того, чтобы его запомнить; затем необходимо сыграть первый раздел
и второй подряд наизусть (если это не получается, повторить несколько раз) и
т.д. Когда весь материал будет выучен – повторить несколько раз, чтобы все
произведение получалось без ошибок.
ПОМНИ, ЧТО НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ БЕСТОЛКОВЫХ ЗАНЯТИЙ – ОНИ
НЕ ТОЛЬКО НЕ ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗЫ, НО И ИЗРЯДНО ВРЕДЯТ ДЕЛУ,
ЗАКРЕПЛЯЯ СТАРЫЕ ОШИБКИ!!!
Участие родителей в подготовке домашнего задания
Успех ученика зависит не только от его способностей, старательности во
время урока и уровня профессионализма педагога, но и большую, огромную
роль играет качество выполнения домашних занятий. Очень часто случается,
что изначально способные дети, на которых возлагаешь большие надежды в
плане их профессионального роста, впоследствии оказываются позади тех, кто
17
при
поступлении
в
школу
не
блистал
особыми
музыкальными
данными.
Бывает,
что
старательный,
обязательный
ребенок
становиться
отстающим
учеником из-за систематически невыполненных домашних заданий. Музыка
требует особой обстановки: тишины и внимания. Невозможно заниматься, если
инструмент находится в одной комнате с постоянно включенным телевизором
или
магнитофоном.
В
семье
ребенку-музыканту
обязательно
нужен
единомышленник,
который
разделит
с
ним
его
увлечение,
поможет
организовать занятия по времени, создаст нужную обстановку для выполнения
домашнего
задания
и
даже
для
домашнего
концерта,
где
можно
продемонстрировать свои достижения.
«Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь
больше
поводов
гордиться
своим
ребенком,
чем
родители,
считающие
музыкальные
занятия
праздными
и
бесперспективными.
Музыка
–
лучший
педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания;
она учит мыслить – мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему
нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью – эту
истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов» [5].
Психологи считают, что активность детей – это непременное условие их
обучения
и
развития
как
личности.
Родители
должны
сосредоточить
свои
усилия
не
только
на
самом
предмете,
сколько
на
ребенке.
Конечно,
им
необходимо вникать и в музыкальную грамоту, и в тонкости требований к
домашним занятиям. И хорошо, если родители сами этим увлечены. Когда они
садятся
рядом
с
ребенком
за
инструмент,
родители
должны
помнить,
что
основная
задача
организовать
процесс,
а
не
выполнить
задание
вместо
него. На стадии усаживания за инструмент родителям частенько приходиться
применять
авторитарный
стиль
руководства,
и
этот
метод
иногда
может
оправдать
себя.
Конечно,
при
условии,
что
авторитарность
выражается
в
требовании соблюдать заранее оговоренный план действий, режим или правила,
которые приняты в семье, а не сводятся к крику. Родители должны помогать
18
своему ребенку распределить свое время и силы, а так же помнить: «Дорогу
осилит идущий!».
Хочется обратить внимание на те важные моменты в организации
домашних занятий, зная и выполняя которые каждый из родителей сможет
серьезно помочь своему ребенку в изучении искусства музыки. Не жалейте
время и силы на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень благодарном деле
радовали и самого ребенка, и родителей, и учителей.
Советы родителям:
1. Домашние занятия должны быть подчинены определенному режиму, то есть
важнейшее
значение
для
ребенка
имеет
расписание.
Целесообразнее
всего
посвящать
занятиям
музыкой
время
перед
приготовлением
уроков
для
общеобразовательной
школы,
чем
после
них,
т.к.
переключение
внимания
отразится
благоприятно
на
обоих
занятиях.
Придя
с
общеобразовательной
школы,
пообедав,
отдохнув,
приступить
к
занятиям
на
музыкальном
инструменте. Распространенный порядок, при котором игра на инструменте
откладывается на конец дня, дает плохие результаты: ученик либо совсем не
успевает заняться музыкой, потому что затягивается приготовление школьных
уроков, либо садится за инструмент утомленный, сонный, и тогда занятия
музыкой, кроме вреда, ничего не приносят. Разумеется должны соблюдаться
условия для успешных занятий ребенка, выключен телевизор, не должно быть
шумных разговоров вокруг и т.д.
2.
Продолжительность
домашних
занятий
зависит
от
индивидуальности
ученика, а также от его возраста. Учитывая большую утомляемость детей
младшего школьного возраста, 30 минут в день достаточно для детей 1 класса,
40-50 минут для 2, 3 классов. Для более старших учащихся продолжительность
занятий
считается
нормальной
1-1,5
часа
в
день
с
перерывами
на
отдых.
Понятно, что на начальном этапе обучения родителям необходимо выполнять
домашнее задание вместе с ребенком, внимательно читая задание в дневнике.
Попытаться вместе с ребенком вспомнить основные моменты предыдущего
19
урока. Обязательно следите за записями в дневнике! Приучите ребенка к тому,
что дневник регулярно просматривается.
3. И, пожалуй, одно из главных моментов в организации домашних занятий -
они
должны
быть
систематическими,
ежедневными!
Только
регулярность
приносит пользу. Если ребенок занимается только перед уроком, такая работа
всегда
малоэффективна,
потому
что
многое
из
того,
что
достигнуто
совместными усилиями ученика и педагога на уроке теряется, сводится на нет.
Чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить волю
и усилия как ребенку, так и родителям. Всегда знайте, даже если позаниматься
20 минут – будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!
4.
Не
следует
заниматься
на
инструменте
в
случае
болезни
ребенка
(повышенная температура, недомогание).
5.
Дошкольники и первоклассники редко бывают способны к длительной
сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво, они не могут быть
долго
сконцентрированы
на
чем-то
одном.
Преподаватель
знает
об
этом
и
учитывает
их
возрастные
и
индивидуальные
особенности.
При
домашних
занятиях так же важно не заставлять ребенка подолгу заниматься чем-то одним
в
течение
долгого
времени.
Лучше
позаниматься
15-20
минут
серьезно
и
внимательно,
а
затем
сделать
небольшой
перерыв
(поиграть,
побегать
по
комнате) и снова вернуться к занятиям. Оживляет работу ребенка проявление
интереса со стороны взрослых. Вот почему дети любят, когда кто-нибудь из
старших сидит возле них и поощряет их, но при этом старается не мешать их
активности и самостоятельности, которую добивается педагог.
6.
На начальном этапе обучения особое внимание следует уделять рукам,
постановке игрового аппарата, посадкой за инструментом, т.к. от этого зависит
музыкальное будущее вашего ребенка. Нужно постоянно заставлять ребенка
следить за руками, как этого требует преподаватель. Сначала этот процесс будет
требовать
усилий
со
стороны
ребенка.
Позднее
он
перерастет
в
обычный
20
естественный,
и
если
ранее
было
не
все
верно
сделано,
все
упущения
в
постановке
аппарата
будут
сказываться
на
исполнении.
Ребенок
будет
чувствовать неудобства, возникнут сложности в техническом отношении.
7. Приучайте ребенка бережно относиться к своему инструменту, ухаживать за
ним. В зависимости от качества инструмента его нужно настраивать от одного
раза в 2-3 года до двух-трех раз в год.
8.
Что
необходимо
для
большей
продуктивности
занятий?
Первое:
можно
чередовать выполнения заданий. К примеру, начинать не с гамм и упражнений,
а с пьес, либо разбора нового материала. Или, например, по каким-то причинам
сегодня у ребенка не так уж много времени для занятия, лучше отработать
небольшой
отрезок
произведения,
но
качественно.
Бесполезными
будут
обычные проигрывания произведения целиком от начала до конца, если это не
этап подготовки к выступлению. Кстати, говоря о подготовке к выступлению,
будь то академический концерт, экзамен или просто публичное мероприятие,
полезно дома устраивать ребенку мини-концерт. Усаживайте в комнате всю
семью, можете пригласить друзей, знакомых, и пускай ребенок играет вам
программу. Пожалуй, это самое важное! Ребенок должен постоянно ощущать
неподдельную заинтересованность в своих успехах с вашей стороны. Просите
ребенка
время
от
времени
поиграть
вам
и
постарайтесь
обязательно
внимательно
прослушать
все,
что
он
вам
захочет
исполнить.
Не
забудьте
похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего
ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами.
9.
Никогда не говорите: «Плохо!» Говорите: «В общем-то, неплохо, но ты
можешь лучше». Музыканту, как и любому артисту, нужно только 3 вещи:
Первая – похвала;
Вторая – похвала;
Третья – похвала.
21
Итак, продуктивность домашней работы зависит, с одной стороны, от
отношения к ней ученика, его заинтересованности, активности, сознательности,
самоконтроля; с другой – от правильной его организации: регулярности,
планомерности, правильного чередования работы и отдыха и благоприятных
условий для занятий.
Заключение
Игра на инструменте, как и любая художественная деятельность – это
навыки и творчество.
Большое значение в домашней самостоятельной работе имеет правильный
режим, который требует ряд условий. Это регулярность и систематичность в
работе, целенаправленное внимание, сознательность и точность в выполнении
заданий, самоконтроль, настойчивость в преодолении трудностей.
В раскрытии ли текста, в освоение ли технических навыков – везде
необходима ежедневная работа, которая способствует осмысливанию и
углублению знаний, умению постепенному улучшению их качества.
Основное условие самостоятельной работы, в особенности домашней –
целенаправленное внимание и большое желание к самосовершенствованию.
Так же важна дисциплина, сформированный комплекс навыков,
ответственность и способность самостоятельно решать возникающие
проблемы. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность
учащегося, а познание осуществляет сам ученик. Постепенное
совершенствование и повышение уровня самостоятельной работы позволят
сформировать ценнейший опыт, который будет направлен, прежде всего, на
развитие творчества, будет тем импульсом, который поможет личности в
дальнейшем не останавливаться на достигнутом, а постоянно стремиться к
пополнению своих знаний.
22
Список литературы:
1.
Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне». М., 1980.
2.
Артоболевская
А.Д.
«Первая
встреча
с
музыкой».
М.,
Советский
композитор, 1986.
3.
Громцева
А.К.
«Формирование
у
школьников
готовности
к
самообразованию». М., Музыка, 1983.
4.
Егоров Б. «Общие основы постановки при обучении игре на баяне». М.,
1974.
5.
Кирнарская Д. К. «Музыкальные способности». М., Таланты ХХI века,
2004, с. 437 - 443.
6.
Коган Г. «Работа пианиста». М., Музыка, 1979, с. 256.
7.
Крафт
Н.Н.
«Самостоятельная
работа
как
средство
саморазвития
студентов».
Вестник
Адыгейского
государственного
университета.
Майкоп, 2006, № 4, с. 11-16.
8.
Липс Ф. «Искусство игры на баяне». М., 1985.
9.
Мильштейн Я.И. «Статьи. Воспоминания. Материалы.». М., 1990, с. 87.
10. Мильштейн Я.И. «Вопросы теории и истории исполнительства» М.,
1983, с. 224.
11. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., Музыка, 1988, с. 187.
12.
Трифонов
А.А.
«Теория
и
практика
фортепианной
педагогики».
Куйбышев, Изд-во КГУ, 1979, с. 86.
13.
Шабалина З.П. «Домашняя учебная работа школьников». М., Музыка,
1982.
23