Автор: Зайнагабдинова Венера Фаритовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "Кидышевская ДШИ № 3"
Населённый пункт: с. Кидыш
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подготовка учащихся к концертному выступлению (рекомендации учащимся, преподавателям и родителям)"
Раздел: дополнительное образование
МКУДО «Кидышевская ДШИ № 3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К
КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
(рекомендации учащимся, преподавателям и
родителям)»
Выполнила: преподаватель
Зайнагабдинова В.Ф.
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.
ПРИЧИНЫ СТРАХА ПЕРЕД СЦЕНОЙ 4
2. ОСНОВНЫЕ ТЕМПЕРАМЕНТЫ УЧАЩИХСЯ 6
3. УСТАНОВКА НА УСПЕХ 8
4.
КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ 9
5.
ПЯТЬ ФАЗ ПРЕДКОНЦЕРТНОГО И КОНЦЕРТНОГО
СОСТОЯНИЯ 10
6.
РЕКОМЕДАЦИИ УЧАЩИМСЯ 13
7.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ 19
8.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение
2
Участие в концертах – важная составляющая обучения юных музыкантов в
ДШИ. Согласно реализуемым в нашей школе образовательным программам,
контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачётах,
экзаменах,
но
также
учитываются
выступления
в
концертах,
тематических
вечерах,
конкурсах
и
т.д.
Публичные
выступления
–
это
особая
форма
музыкальной деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные
способности,
динамику
развития
ученика,
в
то
же
время
пробуждает
исполнительскую
смелость
и
волю,
воспитывает
эстрадную
выдержку,
творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, артистизм. Обучение
не
ограничивается
рамками
занятий,
оживляется
внеклассная
деятельность
детей, их активное участие в творческой жизни школы, развивается вкус к
исполнительству.
Для преподавателя—это возможность показать свой профессионализм: насколько
хорошо он сумел научить ученика навыкам владения инструментом, как раз вил его
творческое воображение, раскрыл его природные возможности. Это момент истины--ра
достный и тревожный, вершина той пирамиды, которую он складывает из урока в
урок, из года в год, раскрывая ребенку волшебный мир музыки.
А что же испытывают наши дети, оставаясь один на один с инструментом? Со-
бранность, свободу, радость? УВЫ! Прежде всего, это волнение, страх, то есть состоя-
ние стресса, и, как следствие показывают порой тусклую, неинтересную игру, допус-
кают текстовые ошибки, иногда приводящие к полному провалу. Сценическому волне-
нию подвержены все без исключения: и малыши, для которых выступление скорее за-
нимательное, чем волнующее событие, и имеющие опыт публичных выступлений,
ученики средних и старших классов.
Как психологически настроиться перед выступлением и донести до
слушателя
лучшее,
на
что
способен,
какие
механизмы
включить
для
достижения
успеха
на
сцене?
Эти
вопросы
волнуют
множество
музыкантов,
будь
то
учащийся
делающий
первые
шаги
в
концертной
3
деятельности
или
же
артист
имеющий
большой
сценический
опыт
выступлений перед публикой.
Изучение данного материала поможет более успешному исполнению
программы; окажет помощь в преодолении страха молодого исполнителя
перед сценой.
Причины страха перед сценой
Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми
музыкантами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в
организме,
типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают
психологи, в подобные моменты времени процессы в коре головного
мозга
не
могут
сдерживать
возбуждение; поведение
становится
суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости
и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение
быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.
Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научится
владеть собой перед публикой, надо начинать с того, чтобы следить за
собой
дома,
где можно тренировать внимание и
сосредоточенность
ежедневно и ежечасно. Также вредные житейские привычки человека
негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно
откладывая
на
завтра то, что необходимо сделать сегодня, музыкант может расстроить
функции
памяти,
так как
нерешительность
ослабляет
характер.
Музыкант-исполнитель не может, подобно поэту или художнику выбирать
для работы
самые
удачные
минуты;
он вынужден играть в заранее
назначенный день, независимо
от
настроения.
Это требует гибкости,
способности сосредоточения внимания на том,
что
важно
в данный
момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.
4
Одной из самых распространенных причин
волнения
является
внушенная
извне
мысль
о
возможном
провале.
Попав
на
благоприятную
почву
недостаточно бдительного сознания, она может
развиться в опасное самовнушение. Если исполнитель играет с душой,
публика и критика всегда простят ему несколько фальшивых нот и
небольшую осечку памяти. Примеров такого снисхождения публики
немало;
взять
хотя
бы
концертные
исполнения
программы
А.Г.
Рубинштейном: порой его игра была не лишена некоторых «туманных
пятен»
и
шероховатостей
(особенно
в
поздние
годы
концертной
деятельности).
Но
эти шероховатости не оставляли заметного следа в
восприятии слушателей–из-за силы художественного воздействия великого
артиста.
Музыкант должен игнорировать любой промах, допущенный на
эстраде,
иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно
загубить всю программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то
хуже; нужно учиться слушать себя спокойно и надеяться на лучшее.
Хотя волнение может иметь физические причины
(например,
холодные
руки)
и физические следствия (опять же, включая холодные
руки) – в основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже
самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он
не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не
только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до
начала
исполнения,
как
он
реагирует
на сценическую
ситуацию,
которая
всегда
остается
повышенным
стрессогенным фактором.
Многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного
сценического поведения. Такие
симптомы,
как
тряска
рук,
дрожь
коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на
исполнении произведения, просто боязнь выходит на сцену, – являются
основными проявлениями синдрома сценического волнения.
5
Частой причиной синдрома сценического
волнения
является
отсутствие
общей
сценической
культуры,
четкой
и
ясной
методики
подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление
артистом
характера
деятельности,
и как результат - растерянность.
Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам,
которые характерны для исполнительской деятельности.
Особенности того или иного сценического состояния объясняются не
столько
свойствами
нервной
системы,
сколько
интеллектуально-
творческими
качествами
личности.
Нет
двух
артистов,
которые
испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода
на
концертную
площадку.
Один
исполнитель
смертельно
боится
ошибиться, забыть текст; другой смущён обстановкой концертного
зала. Ему не по себе от сотен устремлённых на него глаз; кто-то хочет
больше того, на что способен, и мучается, чувствуя свою беспомощность;
кому-то всё надоело и он мечтает поскорее уйти домой. А некоторые
музыканты испытывают состояние творческого подъёма и с радостью, с
нетерпением ждут общения с публикой.
Основные темпераменты учащихся
Сангвиник. Хорошо включается в новую работу. Работоспособен, но бы-
стро остывает, если встречается с трудностями или необходимостью детальной
проработки,
длительными
однонаправленными
упражнениями.
Музыкальное
произведение учит быстро, но «дорабатывает», «доводит» с трудом, так как его
эмоциональная сторона и привлекательность быстро тускнеют. Любит высту-
пать в концертах, легко может соригинальничать в темпах; волнуются сильнее
или слабее в зависимости от обстоятельств, значимости выступления, конкрет-
ных слушателей. На эстраде играет скорее ярко, чем глубоко. Возможны темпо-
вые и технические погрешности и срывы. При удачном выступлении со всеми
делится, склонен к хвастовству, при неудачном - старается принизить значение
6
выступления. Замечание воспринимает спокойно, не обижается, но не всегда
учитывает их.
Холерик.
Обычно с увлечением играет новую пьесу, если она нравится, и
игнорирует, играет «из-под палки», если она ему не нравится. Волнуется очень
сильно, но, как и сангвиник, играет лучше, эмоциональнее и выразительнее на
концерте, чем на репетициях и в классе. Иногда играет очень ярко, чем поража-
ет даже хорошо знающих его педагогов. Срывы, если они происходят, «ката-
строфичнее», чем у сангвиника. Склонен к ускорению темпов, форсированию
звучности. Удачное выступление переживает бурно, внутренний подъем испы-
тывает долго. Если выступление было неудачным, ищет причину во вне : в зале
было жарко (холодно), инструмент постоянно расстраивался. Замечание вызы-
вает обиду, иногда грубость, поэтому их нужно делать возможно мягче, на фоне
положительных сторон.
Флегматик. Уравновешен, держится солидно. Тугодум. Может быть актив-
ным, но «раскачивается» с трудом. Когда войдет в работу- настойчив и работо-
способен. Обладает выдержкой и самообладанием. Мало эмоционален. Педаго-
гу трудно расширить его динамическую шкалу, добиться выразительного испол-
нения, игры в быстром темпе. С трудом переключает внимание и приспосабли-
вается к новому расписанию, новой обстановке. Не находчив. Волнуется, порой
сильно, но играет стабильно, без срывов: то, что выучено, так же исполняет в
классе, и на концерте. Выступления на концерте очень полезны ему, так как по-
вышают эмоциональную восприимчивость. Замечания воспринимает спокойно
и деловито, не обижается.
Меланхолик. Любые изменения обстановки тревожат, даже непривычное
отношение к нему со стороны преподавателя переживает болезненно. Быстро
утомляется, поэтому мало работоспособен. Весьма впечатлителен, глубоко эмо-
ционален. Часто волнуется на уроке, играет лучше в классе, чем на репетиции и
на концерте. От сильного волнения сковывается, теряется. Требует постоянной
поддержки со стороны педагога и сверстников. Свои неудачи преувеличивает,
7
переживает их долго и болезненно. Поэтому замечания педагога должны носить
оптимистический характер и делаться чутко и осторожно. Такому учащемуся
нужна постоянная тренировка и частые выступления в концертах с репертуаром
меньшей трудности, чем приходится. Желательно повторять исполнение одних
и тех же пьес. В целом замечено, что учащихся сильного типа отрицательная
оценка стимулирует, слабого - угнетает, приводит к неверию в свои силы.
Очень важно научить самостоятельно, оценивать свои силы и возможности.
Неадекватная самооценка, когда ученик неверно оценивает свои способности.
Она может характеризоваться, как завышенной, так и заниженной. В конечном
итоге и то и другое является помехой для успешного выступления. Часто прихо-
диться слышать, что только сегодня не получается, а там я всё сыграю. Ученик
не уделяет должного внимания, ошибки кажутся случайными.
Наряду с этими особенностями следует не забывать и об возрастных измене-
ниях. Для учащихся младших классов не характерны явно выраженные при-
знаки
волнения
перед
выступлением.
Это
связано
с
мало-сформированным
самосознанием, а так же с недостаточным опытом. В силу этого они ведут себя
на сцене относительно спокойно и уверенно.
Установка на успех
Состояние готовности,
или
установка,
имеет
очень
важное
функциональное значение.
Прежде
всего,
что
такое
установка.
По
определению,
это–готовность
организма
или
субъекта
к
совершению
определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную
настройку
организма
к
действию,
чрезвычайно
много,
и
они
очень
разнообразны.
Например,
ребенок
задолго
до
годовалого
возраста,
пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если
это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это
8
круглый предмет, он округляет и разводит
пальцы и т. д. Подобные
преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку. Спринтер
на старте находится в состоянии
готовности
к
рывку
–
это
тоже
моторная
установка.
Быть
готовым
к
выходу
на
сцену
с
чувством
уверенности, верой в удачу – вот что такое сценическая установка.
Исполнителю, который с нетерпением ждёт выступления, легче
обрести сценическое состояние, способствующее успеху. Чем больше
исполнительский
опыт,
чем
чаще
музыкант
выходит
на
концертную
эстраду, тем реже страдает он от недугов сценического волнения. Однако
опыт
нельзя путать с привычкой. Чем шире жизненный и
творческий
кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем
ярче и глубже способен он художественно истолковывать сочинение и,
следовательно,
тем
легче
ему направить
своё
волнение
в
русло
творческих задач. «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет
места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё - не только
зрителей, зал, но и самого себя» (С. Т. Рихтер).
Контакт с аудиторией
Широко
распространен
взгляд,
согласно
которому
концертное
исполнение
всегда
будто
бы
хуже
репетиционного.
Наблюдения
показывают, что многие артисты лучше играют при слушателях: контакт
с аудиторией стимулирует у них большую содержательность исполнения.
Публика пришла в концертный зал ради той музыки, которую ты
будешь исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего
выступления. Поблагодари слушателей за то, что они
пришли на твой
концерт. Не бойся зрителя: он твой друг и помощник. Иначе
говоря,
можно по-разному подойти к присутствию многочисленной публики в
зале. Можно направить свою любовь к зрителю (и это наверняка будет
9
взаимно),
а
можно,
игнорировав
незримую
помощь
публики,
остаться
один
на
один
со
своими
страхами.
Нужно
ли
объяснять
какой
из
упомянутых подходов принесет благодатные плоды?
Кто боится аудитории, тот редко находит с ней контакт. И тогда при
самом хорошем
исполнении
обычно
не
достает
той
взаимной
симпатии, которая необходима артисту, чувствующему публику так же,
как он чувствует музыку. Каждый исполнитель в такой момент
имеет право рассчитывать на дополнительную поддержку. Разве
природа не предусмотрела адреналин – стимулирующее средство для
случаев,
требующих
особенной
собранности
и
энергии?
Если
исполнитель не скован страхом, а находится в состоянии творческого
возбуждения, привычки и память отвечают на его замыслы
с
такой
четкостью
и
быстротой,
на
которые
они
были
неспособны
во
время
репетиции.
Пять фаз предконцертного и концертного состояния
Предконцертное и концертное состояние имеет довольно четкую
периодичность
со
своими
психологическими
о собенно стями,
позволяющими выделить в них пять фаз.
Первая фаза - длительное Предконцертное состояние. Она не имеет
четких
временных
границ,
так
как
наступает,
как
только
учащемуся
становится
изве стна
дата
выступления.
В
зависимо сти
о т
подготовленности
к
нему
или
от
собственных
расчетов
волнения
периодически
возникает
с
той
или
иной
силой.
Однако
по
мере
приближения выступления появляется раздражительность, частая смена
настроений.
Все
это
усиливается
и
в
день
концерта
или
накануне
становиться
болезненно
острым.
В
Предконцертные
дни,
чем
меньше
занимается музыкант, тем лучше; он должен, не напрягая внимания, просто
10
просматривать
программу.
Опытные
музыканты
советуют:
накануне
концерта
(предпочтительно
утром)
нужно
проиграть
программу
только
один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно. На этой
стадии не рекомендуется разрывать единство музыкальной ткани. Если
музыкант чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничить
себя упражнениями или проигрыванием других произведений (желательно
хорошо знакомыми), не входящими в программу концерта. В конце концов,
если программа не готова – учить ее уже слишком поздно…
Вторая фаза - непосредственно Предконцертное состояние. У некоторых
изменяется
давление,
повышается
температура,
ощущается
сильное
недомогание, ученик жалуется, что заболел и выступать не может либо
выявляется
волнение
-
подъем,
сопровождающийся
легкой
эйфорией,
нетерпеливым
желанием
скорее
выйти
на
сцену,
мысленным
планированием
своего
исполнения.
Это
оптимальное
и
наиболее
желательное
Предконцертное
состояние.
Но
бывают
и
другие.
Это
волнение
-
паника,
связанная
с
сильным
перевозбуждением,
которое
внешне
проявляет ся
в
суетливо сти
движений,
о т с у т с т в и и
сосредоточенности,
когда
мысли
перескакивают
с
одного
предмета
на
другой, руки потеют и тревожность вырастает до страха. Такое состояние
приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым.
Преодолеть его можно, если с помощью волевого усилия переключить
внимание на музыкальное произведение, продумывание исполнительского
плана. В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о
такой психологической особенности учащегося, как темпы проигрывания:
игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к
усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной
энергии.
Полезнее
будет
играть
гаммы
и
упражнения
или
медленно
проигрывать небольшие куски. Хотя, необходимо отметить, что разным
исполнителям необходимы различные приемы самонастроя.
11
Но вот наступает время выхода на сцену. Это самая короткая и самая
острая, Третья фаза эстрадного волнения. Эта фаза проходит как в тумане и
редко остается в памяти выступающего. Возможность такого состояния
педагогу
необходимо
предусмотреть.
Для
этого
же лате льн о
прорепетировать с учеником выход к инструменту, расположение стула и
т.д.
эти
внешние
атрибуты,
помимо:
создание
в н у т р е н н е й
подготовленности к исполнению помогает возникновению спокойного и
делового состояния у выступающего.
Четвертая фаза - начало исполнения. Здесь важно внутренне
подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп,
динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Многое здесь будет
зависеть от воспитания внутреннего слуха, которые вдумчивые педагоги
придают большое значение. Именно темп и звучность - наиболее уязвимые
стороны для учащегося и начинающего музыканта.
Очень большое значение имеет послеконцертное состояние, которое мы
выделили бы как Пятую фазу. К сожалению, она недооценивается или даже
игнорируется
многими
педагогами.
Между
тем,
переживание
продолжается ещё довольно долго. Это радостный подъем после удачного
выступления,
чувство
усталости
вплоть
до
полного
изнеможения,
недовольство собой и запоздалое желание - «вот теперь бы я сыграл по-
настоящему!». Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога,
поддержка
друзей,
сверстников.
Большая
неустойчивость
и
ранимость
детской
психики
требует
особенно
бережного
отношения
к
послеконцертным переживаниям.
Рекомендации учащимся
12
Почти все музыканты боятся в какой-то момент. Страх может быть
разной степени – от легкого волнения и ощущения, которое описывают
словами «бабочки в животе», до очень сильного страха с физическими
симптомами, такими, как сильная дрожь и потливость. Но страх перед
сценой
можно
преодолеть! Можно научиться играть в любое время в
любом месте, не боясь ничего!
Если у вас перехватывает дыхание, руки трясутся, а лоб весь в поту – то,
можно
сказать,
что
приближается
катастрофа.
Но
когда
это
случается
каждый раз, то страх перед сценой может быть все сильнее и сильнее, и, в
конце концов, вы можете решить, что выступления – это не для вас. Это
что-то вроде замкнутого круга. НО есть надежда!
Страх перед сценой
можно преодолеть. Во-первых, выясним, почему это происходит.
Почему, почему я боюсь?
Хороший вопрос. Вы репетировали, готовились, вы знаете, что можете
играть
это
красиво.
Но
в
присутствии
других
людей
все
ваши
труды
оказываются напрасными. Почему? А давайте попробуем взглянуть на этот
вопрос с другой стороны. А почему, собственно, вам не должно быть
страшно? В конце концов, не так часто вы выступаете, и по большей части
вашу игру никто не слышит. Есть несколько стойких мифов о страхе перед
сценой. Вот они:
Если я выступлю хорошо, я перестану бояться!
Мне нравится играть, но я никогда не стану исполнителем!
Утверждение, что хорошее выступление «вылечивает» страх сцены
ошибочно.
Повышение
уровня
игры,
безусловно,
повысит
вашу
уверенность. Но скорее всего, большую часть времени вы по-прежнему
будете играть наедине с собой, лишь изредка выступая перед другими. Так
что опыт выступлений накапливается гораздо медленнее, чем опыт игры.
Как правило, академконцерты и другие «принудительные» выступления не
13
помогают бороться со страхом, они лишь усугубляют его. Но я занимаюсь!
Разве это не поможет?
Поможет. Узнать свой инструмент и музыку, которую вы исполняете.
Вы
же
не
можете
выступать
с
произведением,
которое
не
учили.
Но
заниматься
дома,
когда
вы
сами
–
единственный
слушатель,
когда
вы
можете в любой момент остановиться и начать снова – это совсем не то же
самое, что выступать на сцене.
Вы хорошо подготовились для того, чтобы играть. Но совсем не
готовились выступать на сцене. Подумайте вот о чем: выступление – это
совершенно
другой
набор
обстоятельств.
Другой
инструмент,
другое
помещение, другой цвет стен, другие звуки и запахи, и самое главное –
другие люди!
В отличие от занятия, вы не можете прерваться и начать заново, вы
должны играть от начала до конца. Плюс ко всему, большинство людей
ожидают от себя совершенства, когда выступают. Кроме самой музыки,
которую
вы
играете,
нет
ничего
абсолютно
такого
же,
как
на
ваших
занятиях дома. Не удивительно, что ваши разум и тело реагируют страхом
на такую ситуацию – это вполне естественно.
Что же делать? Учитесь выступать перед людьми! Как? Просто
начните это делать. Пригласите друзей и их семьи и играйте для них.
Играйте для любого, кто готов слушать, в любое время, когда вы можете.
Если
есть
возможность
выступить
перед
другими
–
сделайте
это.
Например, можно попробовать: 1) Сыграть небольшую песенку в магазине
музыкальных инструментов (если это разрешено, конечно. Но чаще всего –
разрешено; 2) Спеть вашу любимую песню в караоке-клубе; 3) Хотя бы
просто открывать окна, когда вы занимаетесь.
Сначала страх перед сценой будет с вами – это точно. Но вы удивитесь,
как быстро он начнет исчезать! Вы удивите сами себя! Реальность такова,
14
что многие хотели бы научиться играть на музыкальном инструменте, но
это остается лишь мечтой. Поэтому когда они видят, как играете вы, они
думают: «Ничего себе, хотел бы я уметь так играть».
Помните – вы можете это сделать! Вы наверняка слышали фразу
"знание - сила", но это не всегда так. Если знание, которое вы получили -
ложное,
тогда,
применяя
его
на
практике,
вы
только
ухудшите
своё
положение. Оно может сбить вас с правильного пути к достижению ваших
целей.
Вы
можете
серьёзно
испортить
или
даже
уничтожить
свою
репутацию. Например, неправильные сведения о занятиях вокалом и уходу
за своим горлом могут повредить ваш голос, пошатнуть вашу уверенность
в себе и, в худшем случае, вы вообще бросите занятия. С другой стороны,
даже если знания, которые вы получили - правильные, их сила ничего не
означает, пока вы не начнёте использовать полученные знания на практике.
Только так вы увидите результаты и почувствуете разницу. Уверенность
начнёт расти как снежный ком. Чем больше положительных результатов вы
видите, тем сильнее вам хочется продолжать, и тем самым вы становитесь
всё лучше.
Одно из самых больших испытаний для музыкантов - это недостаток
уверенности в себе, что выражается в нервозности на сцене. Часто страх
достигает уровня, когда человек практически не может с ним бороться.
Такая неуверенность в себе откладывает возможные концерты на потом,
даже
если
вы
себе
в
этом
не
хотите
признаваться.
Вы
не
идёте
к
преподавателю заниматься вокалом, потому что знаете, как плохо у вас
получается, то же самое - с другими инструментами. В результате вы
заведомо исключаете из своей жизни источник огромного удовольствия,
самореализации, радости, счастья и, возможно, убиваете в себе настоящего
музыканта.
Настоящая уверенность начнёт расти только с опытом реальных
выступлений перед публикой, даже если это круг ваших друзей, песни у
15
костра или караоке. Даже занятия с преподавателем и видеошколы не дадут
вам
такого
роста,
как
исполнение
музыки
перед
живой
аудиторией.
Уверенность появляется в результате “делания”. Поэтому важно, чтобы вы
были готовы к выступлениям. У вас нет времени на посредственность.
Репетируйте
каждый
день
и
используйте
любую
возможность
для
выступления перед публикой.
Люди постоянно обмениваются между собой энергией, так что вы либо
получаете позитивную энергию, либо ее отдаёте. Как правило, 90% круга
вашего общения - это люди-минусы, или люди-пиявки. Они ничего вам не
дают в плане развития, только забирая ваши силы и делясь с вами своим
негативом. Это как кариес. Хотите иметь здоровые зубы - избавляйтесь от
кариеса
и
по
возможности
не
допускайте
его
появления
в
будущем.
Хорошая пословица - "свято место пусто не бывает", точно так же вакуум в
жизни
каждого
человека
чем-то
наполняется.
Если
вы
избавитесь
от
ненужного в вашей жизни, вы освободите место для новых людей, вещей,
эмоций
и
т.д.
Занимаясь
с
хорошим
преподавателем
вы
не
только
перенимаете технику игры, но и сам подход к жизни и мировоззрение
вашего учителя. Вы изменитесь и станете лучше во многих сферах жизни.
Очень важный момент в обучении и в общении с новыми людьми: если вам
комфортно
-
значит
вы
ничему
не
учитесь.
Любой
прогресс
идёт
в
состоянии дискомфорта и ломку самого себя и своих старых привычек.
Если нервы и страх - ваши главные препятствия, через которые вы
никак не можете переступить, начните с малого. Делайте маленькие шаги.
Вы заметите, что по мере роста уверенности в себе шаги будут становиться
всё больше, а вещи, перед которыми вас раньше трясло, вы будете делать
не задумываясь. Начните с того, что вы будете искать любую возможность
для выступления. Сначала спойте или сыграйте вашему другу или члену
семьи, затем добавьте еще несколько человек в слушатели из круга ваших
знакомых,
почувствуйте,
как
вам
становится
всё
более
комфортно
16
выступать перед людьми. Расширяйте вашу аудиторию, выступайте как
можно чаще, вписывайтесь на любые концерты, которые проходят в вашем
городе. Здесь работает закон больших чисел. Вы теряете чувствительность
к окружающей обстановке, получая взамен то, к чему вы стремились
изначально - петь и играть так же хорошо и выразительно, как вы это
делаете наедине с самим собой душе. Как будто в этот момент существует
только
музыка,
и
вы
целиком
ей
отдаётесь.
Знайте,
что
с
каждым
маленьким
шагом
вы
становитесь
всё
ближе
к
цели.
Очень
важно
постоянно быть в движении и не останавливаться, чтобы не скатиться к
первоначальным страхам.
Ставьте перед собой глобальные цели, которые будет непросто
достигать.
Разбивайте
их
на
этапы.
Каждый
шаг
ведет
вас
к
ним,
мотивирует к достижению все новых вершин. Ищите любые возможности
научиться
чему-нибудь
новому.
Разбивая
большую
цель
на
маленькие
части, вы делаете возможным ее постепенное достижение. Каждый шаг
закрывает еще один маленький участок, еще один пункт в вашей тетради
вы сможете вычеркнуть, еще одну галочку поставить. Важно избегать
длительных перерывов между выступлениями. Так ваша уверенность в
себе
будет
сама
себя
стимулировать.
Достижение
будет
цепляться
за
достижение. Даже если у вас что-то не получится по пути, запишите в
дневник, что именно и чему вы благодаря этому смогли научиться, так вы
продолжите движение вперед еще более уверенными шагами. Обязательно
заведите
себе
дневник.
Это
очень
полезная
вещь.
Человек
может
не
замечать, как он развивается, ведь он полностью погружён в процесс.
Записи помогут вам сравнить ваше нынешнее положение с прошлым. Видя
конкретный
сегодняшний
результат,
описанный
вами
же
на
бумаге
и
соотнеся его с прошлым, вы чётко сможете сказать себе - да, я и вправду
молодец. И у вас будет этому неопровержимое доказательство!
17
Ваша уверенность в себе как музыканта и исполнителя не замедлит
сказаться и на других сферах вашей жизни. Ощущение от преодоления
серьёзного страха или сомнения будет делать вас сильнее. Мозг человека -
очень интересная штука. Ему нужны доказательства того, что вы человек
слова. Если они у него есть, вы сможете браться за новые вершины и
достигать их. Если же нет, мозг подсознательно вам внушает: "да ты
слабак, ты даже с этим справиться не смог, куда тебе выше?" Надо это
понимать и играть со своим подсознанием по его правилам. Никакого
обмана не выйдет. Только конкретные результаты. Ставьте перед собой
цели каждый день. Хорошая цель - та, ради достижения которой надо
серьёзно напрячься. Записывая свои достижения в дневник, вы делаете
себя сильнее, прокачиваете свой уровень. Ведя дневник, вы научитесь
осознанно управлять своим временем, отключите автопилот и возьмете
жизнь в свои руки, направляя ее туда, куда вы хотите попасть, а не туда,
куда вас несёт бурная река обстоятельств. Зная что вы ведёте, вы будете
чувствовать себя лучше и это даст вам еще больше сил и энергии, поможет
вам еще больше сосредоточиться на самом важном для вас. В какой-то
момент понятие "судьба" перестанет быть для вас чем-то пассивным, и вы
поймёте,
как
многое
вы
можете
сделать
и
на
что
вы
способны.
Возможности человека воистину безграничны!
Может быть, вы не хотите быть известным артистом и выступать на
Красной площади. Возможно, у вас в жизни другая цель, например, стать
хорошим бизнесменом. А музыкой вы занимаетесь просто для души и вам
просто немного неуютно выступать перед друзьями. А может быть, вы
просто
хотите
красиво
петь
колыбельные
для
ваших
детей.
В
любом
случае, вера в свои силы и преданность своему делу - вот ключи к вашему
успеху.
Даже сложившиеся известные артисты в чём-то сомневаются и думают
о своих ограничениях. Вообще-то, некоторые очень известные артисты
18
буквально страдают от сомнений и страхов, но любовь к тому, что они
делают,
а
также
нужда
в
признании
и
народной
любви
или
желание
перебороть себя заставляют их двигаться вперёд. Думая о чем-то более
важном,
чем
собственная
сиюминутная
слабость,
эти
люди
вершат
историю здесь и сейчас.
Уверенность придёт к вам, если вы будете последовательны и
настойчивы.
Вы
будете
рисковать
всё
больше,
ошибаться
всё
чаще
и
учиться на своих ошибках, становясь всё сильнее. Уверенность появляется
только с опытом выступления перед людьми, получением обратной связи,
ее переосмыслением.
Рекомендации преподавателям
Первый концерт – особое событие в жизни маленького музыканта. Он дол-
жен пройти удачно, чтобы оставить в памяти малыша положительные эмоции.
Это замечательный день и для ребёнка, и для его родителей и, конечно, для пе-
дагога. Выступление проходит, обычно, на небольшом классном мероприятии.
Перед началом надо представить детей, которые будут впервые выступать, по-
здравить их, пожелать успехов. Сделать фотографии на память. Можно попро-
сить родителей и дома отметить это событие. Всё это создаёт приподнятое на-
строение и повышает желание ученика играть перед публикой.
Если ученику предстоит выступать в зале, то полезно сводить его туда на
экскурсию, посмотреть, как там красиво. После этого он старается лучше зани-
маться, чтобы подготовиться к предстоящему концерту. Как правило, малыши
хотят играть на сцене. Но есть робкие, закрытые дети, и в них приходится воз-
буждать и подогревать это желание. Для первых выступлений лучше выбирать
более лёгкие произведения, чем те, которые изучаются в классе. В этом случае
«запас прочности» будет способствовать большей уверенности исполнения. Без-
19
условно, пьеса должна быть своевременно, примерно за месяц до концерта, вы-
учена, доведена до эстрадной готовности, затем тщательно отрепетирована.
Большое значение имеет правильный выбор пьесы. Для публичного показа
следует отбирать произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его
сильные стороны, соответствующие его возможностям и способствующие его
развитию как исполнителя. Надо быть осторожными с произведениями, недо-
ступными ученику с технической и эмоциональной стороны, так как они снижа-
ют требовательность и самокритичность и ученика, и преподавателя. Интерес-
ная по содержанию и понравившаяся пьеса, как правило, выучивается гораздо
быстрее. Нельзя забывать о том, что одной из привлекательных форм музыкаль-
ной деятельности учащихся является ансамблевое исполнительство, которое
значительно разнообразит и украшает концертные программы. Для некоторых
учащихся именно ансамблевая игра может стать основой их концертных вы-
ступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное волне-
ние исполнителей, объединённых удовлетворением от совместно выполненной
творческой работы, едиными художественными задачами, общей ответственно-
стью.
Эстрадное волнение имеет возрастные особенности и сильнее проявляется
в средних и старших классах с ростом чувства ответственности и взыскательно-
сти к себе. Опытный педагог всегда знает слабые стороны подготовки ученика и
работа над исполнением концертного произведения в принципе может длиться
бесконечно. Мудрый педагог во время работы будет беспощаден к ученику, тре-
бователен и взыскателен. Но когда до концерта остались считанные дни, игра-
ющий должен приникнуть убеждением, что его исполнение убедительно. Если
это и не так, (а это почти всегда не так), то надо заставить ученика поверить, в
свои силы, отстраняя от него в указанный период все, что может подорвать уве-
ренность в себе.
Необходимо правильно спланировать работу над произведением, чтобы
оно было готово примерно за месяц до выступления и могло «отлежаться». Кро-
20
ме того, полную свободу его исполнения на эстраде можно достичь только по-
сле нескольких выступлений. Поэтому нужно организовать ученику повтор-
ные выступления перед разными аудиториями, либо давать ему возможность
несколько раз « объиграться» до ответственного выступления. Время от време-
ни ему надо давать задание повторять старые пьесы. Юный музыкант, приучен-
ный «держать в руках» произведения, выученные в разные годы, выгодно отли-
чается от тех, которые, сыграв пьесу на концерте, вскоре её забывают. Большие
перерывы между выступлениями также могут стать ещё одной причиной силь-
ного эстрадного волнения. Для сохранения «исполнительского тонуса» перерыв
между выступлениями должен быть не больше 3 месяцев. Чем чаще ученик вы-
ходит на концертную эстраду, тем больше его исполнительский опыт, тем мень-
ше он страдает от вредных форм сценического волнения.
С явлением, называемым «забалтыванием», нужно не бороться post
factum, а не допускать его. В чем коренятся причины «забалтывания»? В непра-
вильных домашних занятиях. Зачем трудиться над отделкой отдельных мест, до-
биваться лучшего? Достаточно сыграть свою программу два-три раза дома на
память целиком. И играют — как автоматы, без участия самоконтроля, или, как
говорил Г. Нейгауз, — «занимаются музыкой без музыки».
Первые тревожные симптомы таких домашних занятий появляются не за
день-два до выступления, а значительно раньше. То появилась неточность в ар-
тикуляции, то где-то вкралась случайная аппликатура, то нарушено соотноше-
ние динамики, а то и фальшивая нота появилась. Опытный педагог сразу улав-
ливает плоды бездумной домашней работы и принимает меры, не дожидаясь
того, что ошибки укоренятся в подсознании, станут привычными.
Чтобы быть уверенным в том, что ученик дома будет заниматься вниматель-
но, осмысленно, следует посвятить урок новому прочтению пьесы по нотам.
Это как бы разбор на новом, более высоком уровне, с более внимательным от-
ношением ко всему, что кроется за текстом. Над отдельными местами, требую-
21
щими шлифовки, нужно доработать так, чтобы ученик имел ясное представле-
ние, как работать над ними самому дома. Ошибки в тексте ученик должен нахо-
дить сам. Обнаружив ошибку (будь то фальшивая нота, неточность в артикуля-
ции, педализации), педагог не указывает ошибки, а, остановив игру ученика,
предлагает ему самому найти и исправить ее. Самостоятельное исправление
ошибки закрепляется в памяти значительно прочнее, чем многократные замеча-
ния педагога.
Для тренировки можно рекомендовать имитацию концертной обстановки,
например, поиграть перед своими товарищами, в соседнем классе, на домашнем
концерте, запись собственного исполнения на диктофон или видеокамеру и т.п.
Полезна игра перед воображаемой публикой. При повторных тренировочных
проигрываниях
негативное
влияние
волнения
заметно
уменьшается.
Кроме
того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми ещё до кон-
церта надо поработать в классе. Для малышей можно рекомендовать роль кого-
то (старшего ученика класса, который является идеалом для маленького музы-
канта). Удивительно, что дети, исполняющие произведение в роли кого-то, игра-
ют не только увереннее и стабильнее, но и более раскрепощённо и музыкально.
Нужно также провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию де-
тей к изменяющимся условиям, устойчивость их внимания, умение охватить
пьесу целиком, не теряя логику музыкального развития, и яркого воссоздания
музыкального образа, способствуют формированию их сценической уверенно-
сти. Зал, сцена, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесу один
раз, без исправлений и поправок педагога – всё это создаёт большую нагрузку
на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том, чтобы кон-
цертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой.
Важно проводить репетиции планомерно, вырабатывая у ученика «репети-
ционные навыки».
22
Момент первый. Уже сидя за инструментом надо по возможности отчётли-
во представить себе атмосферу и обстановку того зала, где будет проходить вы-
ступление.
Момент второй. Представив себе начало выступления и поволновавшись
"впрок", необходимо волевым усилием сосредоточиться и поставить себе вну-
треннюю задачу. У каждого ученика, в зависимости от индивидуальности, она
будет индивидуальная.
Эта задача должна быть действительно главной, конкретной и единственной.
Неверно, прослушав почти готовую пьесу, говорить ученику: "У тебя не вышло
то, и это, и ещё вот это... в третьем такте... и в Кульминации... и в коде..." Всё
это должно отрабатываться задолго до выступления. Свойство памяти таково,
что крепко в ней удерживается "дальнее", а "ближнее" забывается.
Момент третий: хочу играть! Послушайте, как хороша моя пьеса! Слух об-
остряется, пальцы "рвутся в бой"...Вперед!
А теперь быстро - момент четвертый: репетиция, как таковая. Но - никакой
репетиции! Действовать, играть не "впонарошку", а всерьёз. Никаких поблажек
на условность, "ненастоящесть". Запомнить накрепко: на репетиции - никакой
репетиции! Требования к себе! слуховой контроль должны быть максимальны-
ми! Играем с полной отдачей.
Момент пятый: анализ сыгранного. "Пройтись" по нотам, можно даже с ка-
рандашом, и оценить только что сыгранное. После того, как ученик много раз
побывает в такой ролевой ситуации, сам момент выступления перестаёт быть
для него чем-то непривычным, стрессовым.
На репетициях важно также отрепетировать поведение ученика на сцене.
Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инстру-
мент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда го-
раздо легче начать в нужном характере. После исполнения ещё раз поклониться,
23
поблагодарить слушателей. Став привычными на репетициях, эти размеренные
действия успокаивают ученика, помогают настроиться на эмоциональный образ
произведения.
Надо научить ребёнка правильно себя вести в дни перед концертом. Играть
в последние дни перед концертом, конечно, нужно, но меньше, чем раньше и не
с таким внутренним напряжением: необходимо беречь силы для предстоящего.
В день выступления лучше не менять привычный режим дня. Заниматься не
намного больше, чем обычно. Полезны прогулки, необходим полноценный сон.
В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репер-
туара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усиле-
нию беспокойного состояния. Концертную пьесу лучше повторять в сдержан-
ном темпе и в средней звучности, не в полную силу. Полезно просмотреть её по
нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до вы-
ступления.
Играть программу «начисто, с настроением», как говорят дети, то есть как
на концерте, не нужно. Неопытный исполнитель не может дважды за короткий
срок сыграть программу с одинаковой эмоциональной отдачей. При повторении
«градус накала» будет ниже. По этой же причине вряд ли можно признать по-
лезной практику повторять в классе всю программу перед самым выступлени-
ем. Скорее это делается для спокойствия педагога, чем для пользы ученика.
Вполне достаточно попросить сыграть начальные такты каждой пьесы, чтобы
проверить, правильны ли темпы. Попросить ученика сыграть несколько началь-
ных тактов, несколько заключительных, отрывок из середины и где-то между
небольшими частями пьесы и трудный пассаж, начав с нескольких предшеству-
ющих ему тактов, то есть так, чтобы ученик не понял, что именно это опасное
место вы хотели услышать. Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удоб-
ной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпу-
са, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких вздохов.
24
Перед выступлением нельзя загружать ученика многими замечаниями, надо
помочь ему сосредоточиться на художественном содержании пьесы, отвлечься
от излишнего волнения и переключиться на творческие задачи. Велико счастье
исполнителя, когда он чувствует, что слушатели чутко внимают исполнению. Но
вот сосредоточенность исполнителя на миг ослабела. И тотчас же кто-то из слу-
шателей кашлянул, зашуршал бумажкой. И заразительный шум пошёл гулять по
залу. Здесь должна сказаться артистическая воля исполнителя. Такие понятия,
как "исполнительская воля", "волевая игра" должны закладываться в созна-
ние ученика задолго до первого публичного выступления. Беседы о силе воли, о
необходимости участия воли в игре на рояле дают хороший эффект, и не мешает
их изредка проводить не только перед выступлением.
Главное правило успешного выступления: Во время выступления нельзя
что-то исправлять, повторять. Если вкралась случайная ошибка, даже
сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня, что важ-
нее всего целостное восприятие произведения слушателями.
После выступления ученик ждёт оценки своей игры прежде всего от педа-
гога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не
всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его
успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокой-
ной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, из-
влечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Всё это воспи-
тывает у детей умение целенаправленно работать. Ещё один очень важный мо-
мент – научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как
временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок.
Вспомним слова М. Лонг: «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жиз-
ни». Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апа-
тию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу
надо избегать фиксировать внимание ученика на неприятных мыслях о бывших
неудачах, а чаще говорить о тех выступлениях, когда ученик играл успешно.
25
В каждом классе есть ученики, настроенные непременно на высокий ре-
зультат. Это очень прилежные дети с повышенным чувством ответственности,
которое постепенно начинает их тяготить, сковывать в эмоциональном плане.
Таких детей надо отвлекать от этого состояния.
Хотелось бы заметить, что в музыкальную школу принимаются дети с раз-
личным уровнем музыкальных способностей. Задача педагога не допускать,
чтобы менее способные страдали от своей музыкальной ограниченности. Мы
обязаны поощрять их увлечённость музыкой, научить их играть осмысленно, с
пониманием характера, настроения исполняемой музыки, привить им культуру
звука, хороший исполнительского опыта учеником в благоприятной для него об-
становке.
В процессе работы над музыкальным произведением большое значение
имеет и верные установки преподавателя, цитаты высказываний великих ис-
полнителей. Так, верно подобранная фраза или цитата, сказанное в нужное вре-
мя заставит по-новому осмыслить произведение, подобрать нужный прием
исполнения, и, несомненно, поможет выступить на сцене более успешно.
Рекомендации родителям
Очень большое влияние на моральное состояние ученика и качество подго-
товки к концертам имеет семья ребенка. Заинтересованность взрослых в музы-
кальной жизни ребенка - это залог его успешного обучения и выступления. Ро-
дителям необходимо обратить внимание на организацию и соблюдение режима
дня ребёнка в ответственный день экзамена или концерта. Обеспечить ему пол-
ноценный отдых, питание, хорошее настроение, уверенность в своих силах. В
день концерта важна каждая мелочь: покушать заранее, перед выходом из дома
26
проверить взята ли сменная концертная обувь, ноты, носовой платок, на дорогу
к месту выступления нужно предусмотреть время с большим запасом, чтобы не
создать дополнительных ситуаций беспокойства.
Задача родителей состоит в психологической поддержки своего ребенка. Важ-
но здесь отметить что чем старше ребенок, тем больше он чувствует ответствен-
ность при выступлении на сцене, и тем больше он боится выступать сцене. Ре-
бенок лет 6-8 до конца не осознает серьезность и ответственность выступления
на сцене, и соответственно не столь явно ощущает боязнь и волнение.
Итак, в чем же заключается помощь родителей своему ребенку в подготовке
к выступлению на сцене (концерте)?
1.
За несколько дней перед выступлением важно поддерживать позитивный
настрой ребенка. Здесь важно настраивать ребенка на хорошее, лучшее ис-
полнение. Задача родителей поддерживать в своем ребенке чувство уверен-
ности в исполнении выученного произведения, так сказать давать своеобраз-
ную установку на хорошее исполнение: «Я верю, что ты сможешь сыграть
очень хорошо», «Это выступление будет одним из лучших твоих выступле-
ний» и т.д.
2.
Обыгрывание программы дома. Здесь стоит задача создать концертную ат-
мосферу, ребенку постараться сыграть программу без остановок и ошибок.
Здесь задача родителей поддержать концертный настрой: как ребенок должен
как на концерте выйти поклониться, удобно сесть, руки должны быть на ко-
ленях, настроится на произведение (про себя вспомнить начало произведе-
ния, на коленях проиграть начало произведения), затем взять дыхание (рука-
ми) и исполнить произведение (даже если и ошибся, продолжать играть до
конца, не останавливать и не играть заново – как он будет выступать на кон-
церте), между произведениями руки должны быть на коленях. После того,
как ребенок сыграл концертную программу, должен встать поклониться и
уйти со сцены. Здесь важно прорепетировать и выход на сцену и уход, как
ребенок должен идти (красиво, прямо).
27
3.
На кануне перед выступлением рекомендуется не заниматься долго над
теми произведениями, с которыми ребенок будет выступать, т.к. есть опас-
ность заиграть произведение (особенно если оно быстрого, виртуозного ха-
рактера). Произведения проигрываются в медленном темпе, с точными ис-
полнениям всех указаний (штрихов, динамики, выразительности исполне-
ния). Ребенок должен вспомнить рекомендации педагога при исполнении
того или иного произведения, проблемного места в произведении. Со сторо-
ны родителей необходим контроль в выполнении указанных рекомендаций,
т.к. ребенок может до конца не осознавать серьезность переигрывания про-
граммы, которая должна исполняться на концерте.
4.
Организация режима «предконцертного» и «концертного» дней. Перед кон-
цертом ребенок должен хорошо отдохнуть, выспаться, на кануне – долго не
заниматься на инструменте. В день выступления необходимо ребенку поку-
шать, желательно съесть черный или молочный шоколад или выпить сладкий
чай. Повторить исполняемую программу, сыграв начала каждого произведе-
ния в том темпе, в котором ребенок будет исполнять на сцене, проиграть в
медленном темпе проблемные места в произведении.
5.
Важно по возможности присутствие родителей на концертах, для поддерж-
ки своего ребенка. После концерта важно и необходимо похвалить ребенка,
даже если ребенок ошибся на сцене, подбодрить его фразами: «Ты сегодня
выступил очень хорошо», «Молодец, сыграл хорошо, ничего страшного, что
ты ошибся, мне очень понравилось твое выступление».
6.
После концерта стоит спросить родителей: «Как Вы себя чувствовали сидя
в зале? А если бы Вы сейчас играли на сцене, можете себя представить?».
Выслушав эмоциональную экспрессию, попросите родителей восхититься
своим ребёнком, праздником музыки в школе, который продолжится дома за
сладким столом. Дайте тайм-аут будничному быту, подарите праздник ребён-
ку и себе, и тогда внутреннее состояние духа рождает торжество, так необхо-
димое в нашей проблемной жизни. Одновременно идёт воспитание ребёнка:
28
хороший результат, получившийся от хорошего труда, награждается поощре-
нием.
Важно заметить также, что исполнение ребенком произведений дома, в кру-
гу семьи или перед гостями также является публичным выступлением, требует
подготовки и эмоциональных затрат. Подобные выступления могут стать хоро-
шей базой для накопления. Излишне говорить, что эти выступления также
должны быть подготовлены педагогом и иметь заданный исполнительский уро-
вень, а не сводиться к обычному детскому «треньконью». Ребёнок видит знако-
мые лица. Все рады его успехам, и он старается порадовать их своим хорошим
исполнением. Это ещё не настоящие концерты, но для малыша - хорошая трени-
ровка умения собраться в нужный момент, не растеряться, чтобы хорошо сы-
грать.
В заключении хочется сказать, что ваша помощь, уважаемые родители необ-
ходима и играет большую роль в развитии вашего ребенка, как в профессио-
нальном исполнительском росте юного музыканта, так и в становлении лич-
ностных качеств вашего ребенка.
Заключение
Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое
выступление – это не только испытание нервной системы на прочность,
но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и
профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше
проявляется уверенности, ибо: сцена –
лучшее лекарство от волнения.
Музыкантам,
прилежно
занимающимся
на
инструменте,
но
испытывающим страх перед сценой, я предлагаю внимательно отнестись к
словам немецкого писателя XX столетия Альбрехта Шеффера: «Лодке в
гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».
29
Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и
удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным
стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой. Детские
музыкальные школы, вовлекая учащихся в концертное исполнительство,
решают задачу их подготовки к активной музыкальной деятельности в
самых
её
различных
формах,
в
том
числе
профессиональной,
музицированию
в
кругу
родных,
друзей,
организации
содержательного
досуга, участия в самодеятельности, формируют необходимые навыки и
потребность в музыкальном общении.
Музыкант-исполнитель должен отбросить свои слабости и устремится
к
тому,
чтобы
стать
на
уровень
духовной
культуры
и
внутренней
значимости соавтора композитора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка,
2. 1971.
3.2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.,
4. Музыка, 1974.
5.3. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Л., Музыка, 1985.
6.4. Коган Г.М. Работа пианиста. 3 изд., доп. М., Музыка, 1979.
4.5. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки
п пианистической работы. М., Сов. композитор, 1961.
5. 6. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб.
ст статей. М., Сов. композитор, 1983.
6. 7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-
30
М., Музыка, 1988.
7. 8. Петрушин В.И. Музыкальная психология и психотерапия. 2009.
8. 9. Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое
п пособие; Новосибирск, 1998.
31