Напоминание

" Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии"


Автор: Суворова Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель хореографии
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: п.Пристень
Наименование материала: Из опыта работы.
Тема: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Модернизация образования предполагает обязательное внедрение

здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. В системе общего

образования вопрос о сохранении здоровья школьников разработан

достаточно полно и носит систематический характер. Возможности

дополнительного образования в этой сфере изучены в меньшей степени, хотя

школы искусств могут быть отнесены к здоровьесберегающим

педагогическим системам. Дополнительное образование дает

возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные

познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию

психологического барьера, формированию культуры здоровья.

Этого желают родители, понимая, что обучение в детской школе искусств

поможет привить ребенку навыки, необходимые в жизни. Сейчас многие

родители вынуждены интенсивно работать, в то время как дети не получают

должного внимания с их стороны.

В основе благополучия любого человека лежит здоровье, ведь только

здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом

в окружающем мире. К человеку и его здоровью уровень современной жизни

предъявляет высокие требования. В связи с этим возросло внимание и к

здоровью детей, потому что состояние здоровья подрастающего поколения

является

показателем

благополучия

общества,

отражающим

не

только

истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу поэтому проблема

здоровья детей встает особенно остро.

Главным

направлением

в

моей

работе

являются

реабилитация

и

сохранение здоровья

всех

детей,

поскольку здоровье-

это

не

только

отсутствие

болезней

и

физических

дефектов,

а

состояние

полного

физического, душевного и социального благополучия.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих

технологий можно выделить:

1.Cоздание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессовых

факторов учебно-воспитательного процесса

2.Творческий характер образовательного процесса

3.Обеспечение мотивации

4.Принцип целостности

5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности

6.Рациональная организация двигательной активности.

О д и н

и з

в а ж н е й ш и х

в и д о в

д е я т е л ь н о с т и

- с о з д а н и е

здоровьесберегающей среды при работе с детьми. Я направляю свою работу

на сочетание эффективного обучения учащихся хореографии с действиями по

сохранению здоровья своих учеников, т. к. ребята, обучающиеся в двух

школах, несут двойную нагрузку.

Составляю план конкретных действий по линии сохранения и укрепления

здоровья

учащихся

на

уроках

хореографии

в

рамках

реализации

государственных

программ

и

ФГОС,

адаптированный

к

деятельности

учреждения

дополнительного

образования.

Я

обеспечиваю

не

только

учебный

процесс,

но

и

содействую

нормальному

развитию

учащихся

и

охране их здоровья. Создаю условия для успешного

обучения, поэтому знания по сохранению здоровья детей являются важным

элементом профессиональной компетентности в моей деятельности.

Успешность обучения определяется состоянием здоровья, с которым ребенок

поступил ко мне в класс. Сохранение и укрепление здоровья

зависит от

правильной

организации

мной

учебного

процесса.

Вот

почему

нужно

постоянно

обучаться

здоровьесберегающим

технологиям,

позволяющим

работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в

том

числе.

Считаю,

что

педагогические

приемы,

методы

и

технологии,

которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им

безопасные

условия

пребывания,

обучения

и

работы

в

образовательном

проце ссе

отно сятся

к

здоровье сберегающим.

О с о бе н н о с т и

здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной

организации деятельности учителя и учащихся, без которых невозможно

достичь

эффективности

обучения.

Это

дает

мне

возможность

решать

проблемы

обучения

успешнее,

а

учащимся

облегчает

напряженность

учебного

процесса.

Так

я

создаю

образовательную

среду,

которая

обеспечивает

снятие

многих

отрицательных

факторов.

В

модели

здоровьесберегающего

обучения

две

составляющих:

«обучающая»

и

«сохраняющая»

здоровье

ребенка

среда.

«Обучающая

среда»

связана

с

развитием

интеллектуальных

и

творческих

способностей

ребенка,

базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и

методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание

психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей

среде»

относятся

санитарно-гигиенические

требования.

Гигиенические

условия

в

классе должны

соответствовать

санитарным

нормам.

Следует

поддерживать

чистоту,

определенную

температуру

и

свежесть

воздуха,

уровень

освещенности.

Утомляемость

детей

и

риск

аллергических

расстройств

во

многом

зависят

от

соблюдения

этих

условий.

Учащиеся

всегда приходят в хореографический класс, который хорошо проветрен, так

как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг,

легкие;- это установка на деятельность; достаточное освещение – комфортная

работа для глаз без усилий и напряжения. На уроке я слежу чтобы мои

учащиеся

не

уставали,

если

ребенок

устает,

у

него

пропадает

заинтересованность,

внимание

становится

рассеянным,

я

стараюсь

предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления.

Использование

здоровьесберегающих

технологий

помогают

мне

обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для

развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей,

самостоятельности

и

ответственности.

Стараюсь

свести

к

минимуму

все

факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и

технологий

обучения

возрастным

особенностям

детей,

несоответствие

условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

Посещение хореографического класса - это дополнительная нагрузка:

ведь ребенок должен проводить часть свободного времени в детской школе

искусств,

в

то

время

как

его

сверстники

бегают

на

свежем

воздухе.

Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти

на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от

занятий

неизмеримо

выше

всех

забот.

У

ребенка

совершенствуется

физическое

развитие

-

развивается

чувство

ритма

и

музыкальный

слух,

тренируется координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость,

воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему

нужно

самостоятельно

заниматься,

вовремя

успевать

к

началу

занятий,

следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все

успеть. Но самое главное - общение в кругу близких по интересам друзей

снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному

наследию

прошлого,

познакомит

с

сокровищами

мировой

культуры,

что

благотворно скажется на его здоровье.

Многообразие видов деятельности позволяют мне на каждом занятии

прибегать к различным здоровьесберегающим технологиям. Огромные

возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет

музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является

интересным и перспективным направлением, которое используется во многих

странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может

успокоить, но может привести в возбужденное состояние.

Доказано, что

музыка

Моцарта

хорошо

воздействует

на

психику,

полезна

при

многих

соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и

нервное напряжение поможет «Лунная соната» Л. Бетховена, «Времена года»

П.И.Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного

средства можно использовать «Полонез».

Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными

возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,

для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия

хореографией

формирует

правильную

осанку,

тренирует

мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию

нескольких

видов

спорта.

Именно

хореография

предоставляет

огромные

возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.

Ритм,

который

диктует

музыка

головному

мозгу,

снимает

нервное

напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо

того,

что

снимают

нервно-психическое

напряжение,

помогают

ребенку

быстро

и

легко

устанавливать

дружеские

связи

с

другими

детьми

-

способствуя

его

адаптации

в

социуме, также

даёт

определённый

терапевтический эффект:

• Эмоциональную разрядку

• Снятие умственной перегрузки

• Снижение нервно-психического напряжения

• Восстановления положительного энергетического тонуса.

Меня

как

педагога

дополнительного

образования,

руководителя

хореографического коллектива не может не волновать состояние здоровья

воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического,

социального, нравственного и духовного состояния человека.

Умение

и

желание

сохранить

здоровье,

процесс

больше

информационный, нежели материальный. Поэтому в содержание программ

по

хореографическим

дисциплинам

включены

вопросы,

связанные

со

здоровым образом жизни (использование свободного времени с пользой для

здоровья,

соблюдение

режима

дня,

выработка

негативного

отношения

к

таким вредным привычкам, как курение, алкоголизм, наркомания).

В

настоящее

время

на

отделение

хореографии

принимаются

дети

с

различными

физическими

данными,

поэтому

на

уроках

возникает

необходимость заниматься как общим физическим развитием ребенка, так и

исправлением (коррекцией) физических недостатков

Здоровьесберегающие

технологии

не

только

обе спечивают

обучающемуся

возможность

сохранения

здоровья

за

период

обучения

в

школе искусств, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по

здоровому

образу

жизни,

но

и

учат

использовать

полученные

знания

в

повседневной жизни, способствуют общему оздоровлению ребенка.

В моей работе, данные технологии имеют особую значимость, так как

напрямую связаны с программными требованиями специализации - развитие

психофизического

аппарата

обучающихся, выработки

веры

в

свои

силы,

настойчивости,

организованности,

увлеченности,

активности

и

трудолюбия. Например на уроках в младших классах я опираться на

межпредметные связи:

- окружающим миром(в таких вопросах, как закаливание, требования к

одежде обучающихся, режим дня и др.)

- музыкально-ритмическим воспитанием (ритм, темп, характер музыки);

- изобразительным искусством (красота движений, поз).

Интегрированные

занятия с

элементами

импровизации

позволяют

обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности,

но и выступать в роли новатора в любом виде искусств. Конспект урока»

Кувшинка из легенды».

План

-1.Разминка

на

середине

зала

-2.Классический

экзерсис

у

станка-

3.Отработка

комбинаций

классиче ского

танца

на

с е р ед и н е

-4.Прослушивание музыки-5.Минутка-рассказ-6.Заключение.

Примерный ход урока.

Урок начинается традиционно-вход в хореографический класс, поклон.

1.Разминка на середине зала.

Упражнения для шеи( повороты, наклоны головы вперед,вправо-влево).

Круговые движения плечами.

Наклоны, повороты корпуса, упражнения для ног, прыжки и т.д.

2.Классический зкзерсис у станка.

Повторить разученный комплекс упражнений ( 3-4 год обучения)

3.Отработка комбинаций классического танца на середине.

Повторить движения, разученные за третий и четвертый год обучения.

4.Прослушивание музыки.

Учащиеся неоднократно внимательно слушают музыку Е.Птичкина «

Сказки гуляют по свету». Задача детей – опираясь на музыкальный материал,

выстроить хореографический образ.

Преподаватель задает вопросы о характере музыки, ее настроении, о том,

какие

картины

дети

представили

при

прослушивании

музыки.

Детям

необходимо

рассказать

о

своих

ассоциациях.

Наиболее

романтическая

и

живописная версия может стать сюжетом танца.

Преподаватель «Согласитесь, что тема заросшего лесного озера, тихой заводи

очень созвучна с произведением. .Включите воображение. Какими образами

природы можно обогатить этот пейзаж( Камышами, птицами, кувшинками,

лилиями

и

т.д.)

Наиболее

выразительно

на

глади

темной

воды

будут

выглядеть желтые кувшинки.

Преподаватель интересуется знаниями детей о кувшинках. Демонстрируя

фотографии цветка, рассказывает .

5.Минутка-рассказ о желтой кувшинке.

Преподаватель. Желтая кувшинка-многолетнее растение из семейства

кувшинковых. Это водное растение, которое легко узнать по крупным темно-

зеленым гладким листьям, которые удерживаются на поверхности воды, и

плотным желтым бутоном. Цветет желтая кувшинка все лето- с конца мая по

август. Этот цветок недаром носит свое название-его бутон по форме очень

напоминает

миниатюрный

кувшин.

Кувшинка

часто

становились

героем

сказок и легенд, В Белоруссии есть история о бедной девушке. Которую

полюбил барский сын. Но отец приказал юноше жениться на дочери богатого

соседа, а его возлюбленную выдать замуж за деревенского дурачка. Юноша

не

посмел

пойти

против

отцовской

воли,

и

его

возлюбленная

от

горя

бросилась в пруд. Но и неверный юноша был несчастлив-куждую ночь он

приходил на берег пруда и плакал о своей утраченной любви. И вот однажды

ночью

ему

показалась,

что

его

любимая

скользит

по

круглым

листьям

кувшинки и зовет его за собой. Юноша не выдержал и бросился в воду.

В наши дни цветы желтой кувшинки по-прежнему очень популярны. Но, к

сожалению, очень часто обратной стороной популярности цветов становится

их уничтожение. Именно поэтому желтая кувшинка внесена в Красную книгу

и находится под защитой государства.

Какой образ кувшинки отражается в нашей музыке( Поэтичный,

красивый,благородный,певучий и т.д.)

6.Заключение.

Преподаватель просит детей прочитать рассказы,сказки,стихи о кувшинках

и поразмыслить над хореографическим образом кувшинки.

Одним из важнейших

аспектов является психологический комфорт обучающихся во время урока.

Доброжелательная

обстановка

на

уроке,

спокойная

беседа,

внимание

к

каждому, я позитивно реагирую на желание ребенка выразить свою точку

зрения,

тактичное

исправление

допущенных

ошибок,

поощрение

к

самостоятельной

мыслительной

деятельности,

уместный

юмор

или

небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, который

я использую для раскрытия способностей каждого ребенка.

Одним и важнейших компонентов здоровьесберегающих технологий в

своей

работе

считаю

развитие

навыков

двигательной активности.

Танцевальные

упражнения,

развивают

механизм

овладения

новыми

двигательными навыками, координацию движений. И чем большим запасом

хореографических

навыков

обладает

ребенок,

тем

богаче

будет

его

двигательный опыт и возможность реализовать себя в активном современном

мире. Позы, перемещения, вращения, прыжки, повороты, движения и их

комбинации в различных вариантах – это новые для организма физические

навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. На моих занятиях

четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении

команд,

указаний

и

рекомендаций, сочетаются

с

предоставлением

детям

определенной

свободы

и

самостоятельности

действий,

заданиями,

стимулирующими творчество и инициативность.

Мои

занятия

базируются

на

изучении

от

простого,

к

сложному,

от

самовыражения

себя

до

участия

в

общем

танцевальном

коллективе. На

уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных

занятий

применяю

игровые

технологии,

это

укрепляет

мотивацию

на

изучение

предмета,

помогает

вызвать

положительные

эмоции,

увидеть

индивидуальность детей.

В

своей

работе

применяю

здоровьесберегающие

образовательные

технологии:

1.организационно – педагогические (ОПТ),

2.психолого - педагогические технологии (ППТ),

3.учебно-воспитательные технологии (УВТ).

Организационно

педагогические

технологии (ОПТ), определяют

структуру

учебного

процесса,

учебные

планы,

программы,

расписания

занятий,

способы

деятельности

на

уроке

и

т.д.,

способствуют

предотвращению

состояния

переутомления,

гиподинамии

и

других

дезаптационных

состояний

у

учащихся.

Состояние

здоровья

учащихся

в

современных условиях значительно зависит от условий, в которых

они

находятся

(безопасность

пребывания

в

школе,

санитарно-гигиеническое

состояние

помещений,

освещенность

и

температурный

режим

хореографического

класса

и

раздевалок,

проветривание

помещений,

нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения). Картины,

цветы,

тренировочная

форма

и

концертные

костюмы

выполняют

эстетическую задачу.

Специализированная тренировочная форма и обувь, а также концертные

костюмы

помогают

решить

вопросы

внутренней

зажатости

некоторых

учащихся, неуверенности в себе, прививает чувство стиля в одежде и манеры

общественного поведения.

Психолого

-

педагогические

технологии (ППТ),

связанны

с

непосредственной

моей

работой

на

уроке

и

воздействием,

которое

я

оказываю

на

своих

учеников.

Психологический

комфорт,

партнерские

отношения, знание индивидуальных особенностей обучающегося составляют

психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного

процесса.

Моя

задача

отслеживать

результаты,

как

по

собственным

ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки.

В своей работе я использую документы

Диагностическую

карту

ученика,

цель

которой

-

с о зд ат ь

психологические

условия,

способствующие

положительной

мотивации

учащихся к учебной деятельности, определить зону ближайшего развития

для каждого ученика.

Карту мониторинга общеучебных умений и навыков обучающихся - где

я отслеживаю уровни мышления, восприятия, памяти обучающихся и

механизмы их развития.

Провожу тестирование, анкетирование для выявления индивидуальных

психо-физиологических особенностей обучающихся.

Главная

моя

задача

-

вызвать

у

обучающихся

устойчивую

мотивацию

к

учебной деятельности.

Учебно-воспитательные

технологии (УВТ),

включают

в

учебные

программы целые разделы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и

формированию

культуры

здоровья

обучающихся,

мотивации

к

ведению

здорового

образа

жизни,

предупреждению

вредных

привычек,

а

также

проведение

организационно-воспитательной

работы

с

обучающимися,

во

время внеурочной деятельности, просвещение их родителей.

Физкультурно-оздоровительные

технологии (ФОТ),

использую

с

целью физического развития обучающихся: тренировку силы, выносливости,

быстроты,

гибкости

и

других

качеств,

отличающих

здорового

тренированного

человека,

от

физически

немощного.

Основным

условием

успешного обучения учащихся хореографического класса являются задания с

постепенно нарастающей степенью трудности. Системность предполагает

распределение упражнений таким образом, чтобы новые задания опирались

на ранее усвоенный материал. С постепенным усложнением и увеличением

двигательных умений и навыков в процессе воспитания должны нарастать

объем и интенсивность нагрузок, обеспечивающих развитие двигательных

качеств учащихся, воспитывая силу, выносливость и гибкость.

По

результатам

психологических

тестов

которые

я

провожу на

внимательность,

адаптацию,

на

психологическую

сплоченность, у

детей,

занимающихся

хореографией

в

коллективе,

выявляется

высокие

положительные результаты. Опыт переживаний, практической деятельности,

поведения и отношений из игровых ситуаций, из творческих образов ребенок

переносит

в

реальную

жизнь.

Потребность

в

активной

деятельности,

интенсивность накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром,

весь этот полученный опыт в значительной степени пределяет нравственное

здоровье личности. Какие роли проживет ребенок в танце, какие ценности,

какой

стиль

взаимоотношений

будут

нести

воплощаемые

им

на

сцене

пластические образы – от этого во многом будет зависеть его поведение.

К

н р а в с т в е н н о м у

з д о р о в ь ю

т а к ж е

о т н о с и т с я

и

воспитание толерантности. Воспитание

в

подрастающем

поколении

потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и

группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной

принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Все

это

прослеживается через

изучение

истории

традиций,

обрядов,

национальных костюмов и праздников. Результат отражается в постановке

танцев разных стран и народов. .

Очень

высок

потенциал

искусства

хореографии

в

формировании

у

детей соматического

и

физического

здоровья. Это

не

только

развитие

физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок), но

и развитие координации движений, ловкость и выносливость, устранение

недостатков

телесного

развития,

патологических

проявлений,

умение

правильно распоряжаться своим телом при тяжелых физических нагрузках.

Огромное

значение

имеет

развитие

чувства

ритма,

музыкальности,

выразительности, артистизма, исполнительского мастерства.

У

детей

поступающих

ко

мне

в

хореографический

класс

нередко

проявляются неразвитая самоорганизация, моральная неудовлетворенность,

низкий

творческий

потенциал,

отсутствие

чувства

ответственности

и

самоопределение

ребенка

в

рамках

ведущей

деятельности.

Посредством

участия в концертной деятельности создается ситуация переживания успеха,

которая

у

всех

детей

протекает

абсолютно

по-разному,

но

в

результате

прослеживается

положительная

динамика.

Дети

становятся

более

собранными (организованными), ответственными, повышается творческий

потенциал. Например, где выступали что получили ксерокопия прилогается

Мои

занятия

с

использованием

здоровьесберегающих

технологий

на

уроках хореографией:

1.Зал

для

занятий

хореографией

площадью

из

расчета

3-4

м

на

одного

учащегося, высотой не менее 4 м.

2.

Балетная

перекладина

установлена

на

высоте

0,9-1,1

м

от

пола

и

на

расстоянии 0,3 м от стены.

3. Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1.

4. Пол в зале дощатый, не крашеный, или покрыт специальным покрытием.

5. Обстановка

и

гигиенические

условия

в

хореографическом

классе

соответствуют

норме

(температура

и

свежесть

воздуха,

рациональность

освещения, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

6. Применяю

дифференцированный

подход:

увеличение

или

уменьшение

частоты повторений движений, использование верхнего и нижнего станка,

местоположение в зале, постепенное ускорение темпа исполнение движений.

7. Количество видов преподавания (словестный, наглядный, самостоятельная

работа) должно быть не менее трех.

8. На уроке выбираю такие методы, которые бы способствовали активизации

инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

9.Обогащаю педагогический процесс за счет разнообразных взаимосвязей с

другими

видами

художественно-практической

деятельности,

отражающих

экологическую

тему,

а

также

на

протяжении

занятия

следует

включать

вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

10. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка,

похвала,

поддержка,

соревновательный

метод.

Стимуляция

внутренней

мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к

изучаемому материалу.

12.

На

состояние

здоровья

оказывают

большое

влияние

эмоциональные

разрядки: шутка, улыбка, небольшое стихотворение.

13. Важное значение, для сохранения здоровья ребенка на занятии имеет

одежда. Форма одежды должна быть специальной для хореографических

занятий.

В своей работе использую упражнения:

- для формирования правильной осанки:

1.

И.П. – встать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные

мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела.

Отойти от стены, сохраняя принятое положение.

2.

И.П. – встать спиной к стене, в положении правильной осанки, немного

прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, и возвратиться в

И.П.

3.

И.П. – то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперёд, в сторону

на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.

4.

И.П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями

(поднимание, опускание, приведение, отведение), не отрывая головы,

плеч, спины и таза и ног от стены.

5.

И.П. – то же. Наклоны туловища вперёд, в стороны с последующим

касанием головой и плечами гимнастической стенки.

6.

И.П. – то же. Полуприседения и приседания, скользя вдоль стены.

7.

Принять правильное положение осанки с последующим контролем за

ней:

перед зеркалом;

в парах, спиной друг к другу;

с гимнастической палкой за спиной, поставленной вертикально и

горизонтально;

то же в положении лёжа на спине и животе;

то же в положении сидя.

Главными условиями формирования правильной осанки являются, мой

контроль и самоконтроль обучающегося.

- танцевальный комплекс упражнений для формирования правильной

осанки «Солдатики».( П.И Чайковский Марш оловянных солдатиков») или

что то другое

Вступление:

1-4 – основная стойка.

1-2 – плечи вверх.

3-4 – плечи вниз.

5-6 – встать на носки.

7-8 – опуститься на всю стопу.

Всё повторить 2 раза.

1 – руки поднять в I позицию.

2 – п.р. поднимается в III позицию, л.р. опускается в подготовительную

позицию.

3 – руки собираются в I позицию.

4 – повторить движения счёта «2», со сменой рук.

5 – руки собрать в I позицию.

6 – руки открыть во II позицию.

7 – шаг п.н. в сорону, п.р. вниз касаясь ладонью стенки.

8 – шаг л.н. в сорону, л.р. вниз касаясь ладонью стенки.

1 – поднять правое плечо вверх, п.н. согнуть на отрывая носка от пола.

2 – принять И.П.

3-4 – повторить движения счёта «1-2» с другой ноги и руки.

5-8 – повторить движения счёта «1-4».

1-2 – полуприсед, согнуть руки в стороны, держаться ладонями за стену.

3-4 – встать.

5-8 – повторить движения счёта «1-4

Упражнение « Пава» приставные шаги вперед на полной стопе.

В Древней Руси говорили: « Идет, как пава.» Павой называли павлина.

Величественная

красота

павлина,

его

горделивая

осанка

упоминаются

в

русских народных сказках.

Упражнение направлено на то, чтобы дети научились правильно держать

спинку и прямо ходить.

И.П. носик поднимите , лопатки соединены, руки на поясе.

Вытянуть левуюножку вперед( колено и стопа натянуты).

Поставьте стопу слегка выворотно, то есть пяточкой вперед, а носиками в

стороны.

Затем повторите шаги с другой ноги.

Упражнения для улучшения осанки.

-Палка за спиной. Упражнение для исправления осанки и укрепления

мышц спины.

И.П.-стоя или сидя на стуле.

Гимнастическую палку поместить за

спиной, придерживая ее согнутыми в локтях руками. Спина должна

оставаться прямой , лопатки опущены вниз ,плечи отведены назад. В

таком положении нужно оставаться на 3-5 минут, постепенно( добавляя

каждый день по 2-3 минуты) довести время исполнения упражнения до

20 минут.

-Спиной к стене.

И.П.-стоя

спиной

к

прямой

стене.

Прижать

к

стене

пятки

,колени,

ягодицы, лопатки и плечи, Простоять в таком положении 2 минуты,

затем, постепенно прибавляя время каждый день по 2 минуты, довести

время использования упражнения до 20 минут.

ражнения для профилактики плоскостопия:

Упражнения лёжа на спине:

1.

Оттягивать носок и поднимать его на себя поочерёдно.

2.

Согнуть ноги, стопы на полу, разводить пятки в стороны.

3.

Согнуть

п.н.,

стопа

на

полу,

положить

согнутую

л.н.

на

п.н.

и

выполнять круговые движения вправо и влево, затем поменять ноги.

4.

Ноги

согнуты,

стопы

на

полу,

касаются

по

подошве.

Выполнять

разведение и сведение коленей.

5.

Выполнять скользящие движения стопой одной ноги по голени другой,

обхватив её пальцами.

Упражнения для выполнения сидя:

1.

Ноги

согнуты,

стопы

на

полу,

поднимание

пяток

вместе

и

поочерёдно.

2.

Носки поднять на себя, развести в стороны и обратно.

3.

Поднимание и опускание разноимённых пятки и носка.

4.

Ноги разогнуть вперёд(прямые на весу) – сгибать и разгибать стопы.

5.

Захватывание пальцами ног предметов, катание мяча, палки.

6.

Сед «по-турецки» и вставание из этого положения.

7.

Перебрасывание мячей друг другу ногами.

Упражнения для выполнения стоя:

1.

Перекатываться с носка на пятку.

2.

Полуприседы и приседы на носках.

3.

Стопы параллельно, перейти в положение на наружный край стоп и

обратно.

4.

Носки вместе пятки врозь, выполнять полуприседы.

5.

Стоя след в след(носок п.н. касается пятки л.н.) подниматься на

полупальцы.

- танцевальный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

«Летка-енка». Приложение №

И.П. – сед на стуле, гимнастическая палка на груди.

Вступление:

1-2 – п.н. вперёд на пятку, палку вперёд.

3-4 – приставить ногу, палку на грудь.

5-8 – повторить движения счёта «1-4».

1-4 – повторить движения счёта «1-4».

5-8 – палку опустить на пол, ноги поставить вместе на середину палки, руки

на поясе.

Куплет:

1 – ноги врозь, скользя по палке.

2 – ноги вместе.

3-4 – повторить движения счёта «1-2».

5-8 – повторить движения счёта «1-4».

1-8 – всё повторить.

Припев:

1 – прокатить палку стопами вперёд.

2 – прокатить палку стопами назад.

3-4 – повторить движения счёта «1-2».

5-8 – повторить движения счёта «1-4».

1-8 – всё повторить.

1 – разогнуть п.н. вперёд, отодвигая правый конец палки.

2 – приставить п.н. к л.н., скользя вниз по палке.

3 – п.н. разогнуть, скользя вверх по палке.

4 – п.н. приставить, палка в И.П.

Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья учащихся на

уроках

хореографии

считаю

рациональное

использование

разнообразных

средств

и

форм

физического

воспитания

при

оптимальной

двигательной

активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных

особенностей детей. Я рассматриваю здоровьесберегающие технологии, как

один из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения.

Реализация

здоровьесберегающих

технологий

позволяет

достичь

положительных

результатов.

Мои

занятия,

таят

в

себе

огромные

возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их

гуманистической

направленности, дарят здоровье,

наст раивают

н а

доверительное общение с детьми. Цель к которой я стремлюсь - пробудить

заложенное

в

ребенке

творческое

начало,

помочь

понять

и

найти

себя,

сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни. И так,

приятно, когда слышишь слова от своих учеников "Я пришел позаниматься

любимым

делом",

хожу

к

вам

отдыхать".

Забота

о здоровье

-

составляющая основа всего учебно-воспитательного процесса.

Список литературы.

1.

Бебик

М.А.

Использование

танцедвигательной

терапии

в

решении

проблемы самопринятия. М.: МГУ, 1997

2.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-

4 классы. М.: ВАКО, 2004.

3.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов

педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.:

Прометей, 1992.

4.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной

школе:

Методические

рекомендации

по

преодолению

перегрузки

учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.

5.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.

6.

Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в до

школьном

образовательном

учреждении

/В.

Г.

Алямовская

//Дошкольное образование. - 2004. – С. 17-24.

7.

Сергиенко Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности

в

области

здорового

образа

жизни

дошкольников

/Т.

Е.

Сергиенко

//Методист. - 2006. - №10. - С. 63-68.

8.

Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических

9.

технологий

в

дошкольных

образовательных

учреждениях

/А.

М.

Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С. 65-68.

10.Т.

Г.

Карепова,

Формирование

здорового

образа

жизни

у

дошкольников., Издательство «Учитель» 2009год.

11.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. - М.:

Т. Ц. Сфера, 2005.

12.Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе

жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учрежде –

ний. М.: МОЗАИКА

13.О. Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду. Издательство «Учитель» 2009 год.

Литература

1.

Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской

Федерации: Законодательные и нормативные

аспекты./И.В.Возвышаева //Школа здоровья. – 2001, №1.

2.

Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая. /Статья/

Воспитание школьников. - 1999, №1.

3.

Дополнительное образование как система технологий сохранения и

укрепления здоровья детей: Учебное пособие. - /Н.В.Сократов и

другие. – Оренбург.: 2001.

4.Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб.:

«Каро», 2005.

5.Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после. -

2003, №5, 45-50с.

6.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979. -

170с.

7.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.: АРКТИ, 2003.

8.Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное

оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной

среды.//Школа здоровья. - 2003, №3, 37-40с.

9.Соковня-Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и

подростков. – М.: Академия, 1999.

1. .

Охрана

здоровья

детей

и

подростков

в

Российской

Федерации:

Законодательные и нормативные аспекты./ //Школа здоровья. – 2001, №1.

2. .

Здоровье

детей

категория

педагогическая.

/Статья/

Воспитание

школьников. - 1999, №1.

3. Дополнительное

образование

как

система

технологий

сохранения

и

укрепления здоровья детей: Учебное пособие. - / и другие. – Оренбург.: 2001.

4. нциклопедия педагогических технологий. – С-Пб.: «Каро», 2005.

5. озг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после. - 2003, №5, 45-50с.

6. Сухомлинский отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979. - 170с.

7. Смирнов технологии. – М.: АРКТИ, 2003.

8. ,

,

Родионов

оценивание

как

здоровьесберегающий

фактор

школьной

среды.//Школа здоровья. - 2003, №3, 37-40с.

9. Соковня-.

Основы

физиологии

и

гигиены

детей

и

подростков.

М.:

Академия, 1999.

10. ,

Феофанов

основы

здоровьесберегающего

образования

детей:

Методические рекомендации. – Оренбург.: 2001.

Вступление.

2.Организация учебного процесса в условиях комфортности.

3.О педагоге, его здоровье и условиях работы.

4.Учёт

физиологических

особенностей

учащихся

с

целью

сохранения

здоровья.

5.Рациональная организация занятий по специальности.

6.Вопросы мотивации обучения.

7.Оценка труда на занятиях по специальности.

8.Здоровьесбережение — в каждую семью.

9.Заключение.

10.Используемая литература.

Очень хорошим, сохраняющим здоровье, методом оценивания является:

— метод самооценки, когда ребенок пытается оценить свою работу на уроке

и л и

д о м а ш н ю ю ;

метод

совместной

оценки,

задать

наводящие

вопросы,

напомнить

о

н е т о ч н о с т я х

и л и

о ч е н ь

у д а ч н ы х

м о м е н т а х

и

т . д . ;

окончательная

оценка,

где

по

общему

согласию,

обсудив

все

«за»

и

«против» ребенок и учитель приходят к совместному выводу.

Пожелать ученику успехов по другим предметам, проявить интерес, узнать о

возможных

проблемах

или

предложить

помощь

так

же

является

з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и м

п о д х о д о м .

Это

поможет

ему

более

раскрыться,

почувствовать

заинтересованность

учителя и придаст уверенность.

Здоровьесбережение — в каждую семью.

Главную

роль,

в

сохранении

здоровья

своих

детей,

играют

родители

я,

только

своевременно

корректирую

и

помогаю

им

в

э т ом .

Работа

с

родителями

включает

в

себя:

беседы,

лекции,

концерты

проведенные совместно с родителями или для них. Такое взаимодействие

оказывает неоценимую пользу для детей в отношении их здоровья, ведь

участвуя в концертах, видя глаза родителей и чувствуя их поддержку, ребенок

ещё больше стремиться к хорошим результатам, аплодисменты окрыляют и

подталкивают к новым творческим достижениям. Хороший эмоциональный

настрой

приносит

только

удовлетворение

и

спокойную,

уравновешенную

психику. Я стараюсь, чтобы в классе каждому было комфортно, чтобы дети с

радостью

бежали

на

урок,

чтобы

эти

уроки

для

ученика

были

не

забываемыми и полезными.

В

рамк ах

к ул ьт у р н о - п р о с в ет и т ел ь с к о й

программы «Град Петров» образцовый хореографический коллектив «Весёлые горошины» (Дом культуры поселка Кировский) под руководством

преподавателя и руководителя группы Ирины Суворовой побывал в Санкт-Петербурге, где юные и талантливые дети провели три незабываемых дня,

насыщенных обзорными экскурсиями, встречами и походами в театры культурной столицы. Кроме прочего, участникам уникального коллектива была

в р у ч е н а

о ч е р е д н а я

н а г р а д а

з а

а к т и в н у ю

т в о р ч е с к у ю

д е я т е л ь н о с т ь

и

п р о п а г а н д у

т а н ц е в а л ь н ы х

т р а д и ц и й .



В раздел образования