Напоминание

Вокально-хоровое распевание в младшем хоре


Автор: Попова Зоя Ивановона
Должность: Преподаватель хора
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: пгт. Вурнары Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Вокально-хоровое распевание в младшем хоре
Раздел: дополнительное образование





Назад




Попова З.И. – преподаватель хора

МБУ ДО «Вурнарская ДШИ»

Вурнарского района

Чувашской Республики

Вокально-хоровое распевание в младшем хоре

Сложен

и

многогранен проце сс музыкального

воспитания

учащихся

средствами

хорового

искусства.

В

его

основе,

прежде

всего,

лежит

развитие

музыкального слуха и голоса. В вокально-хоровой методике всегда будет актуален

процесс распевания, поэтому хотелось бы остановиться подробнее на распевании

младшего хора.

Распевание хора — это необходимость и вокально-слуховая настройка хора,

важнейшая

часть

работы

по

воспитанию

певческих

навыков,

своего

рода

вокальная

гимнастика,

которая

разогревает

и

настраивает

голосовой

аппарат

певцов

хора

на

определенных

вокальных

упражнениях,

где

закладывается

овладение

техническими

основами

вокального

искусства.

Для

того

чтобы

распевание проходило с удовольствием, хористы должны понимать цели и задачи

каждого упражнения и работать над ними с полной отдачей сил. У младшего

начинающего хора вокальные упражнения направлены на выработку дыхания и

навыков одновременного вступления, пропевания, снятия звука, также приучения

к дирижерскому жесту, выравнивания разных гласных звуков, пения прикрытым

звуком и правильной дикции.

Обучение пению с младшими школьниками всегда начинаем с освоения

певческой установки: сидим прямо, спина прямая, руки мягко и спокойно лежат на

коленях, голову держим прямо и свободно, не опуская вниз и не запрокидывая

назад,

если

же

дети

поют

стоя,

то

должны

стоять

твердо

на

обеих

ногах,

равномерно

распределив

тяжесть

тела.

Руководителю

хора

надо

постоянно

следить за певческой установкой, пока не выработается устойчивый навык у

хористов. Вторая задача - это освоение навыка одновременного начала пения и

одновременного

окончания

пения.

Освоение

следующего

навыка

наиболее

сложное - это певучее пение, так как именно наличие кантилены свидетельствует

о степени овладения певческим процессом.

При распевании хора моя задача как хормейстера состоит в том, чтобы

выработать

единую

вокальную

линию,

ансамбль,

строй,

чистоту

интонации,

дыхание, высокую позицию звука. Распевание на хоровых занятиях занимает не

более десяти минут, поэтому к данному разделу урока приходится относиться

более ответственно, потому что формальное распевание не приносит пользы и

1

вредно отражается на детском голосе, способствуя закреплению неправильных

навыков пения. На нашем хоровом занятии дети распеваются стоя или сидя, но

лучше и удобнее распеваться стоя, так легче детям контролировать работу своего

дыхания.

Самые важные вокальные

задачи в процессе распевания: элементарные

навыки

певческого

вдоха,

выдоха

и

правильное

формирование

гласных. Как

научить

детей

правильному дыханию?

Брюшной

тип

дыхания

широко

распространён

в

певческой

практике,

в

то

же

время

певцы

всех

возрастов

пользуются не одним, а смешанным типом дыхания. Типичный недостаток у

детей - поверхностное неглубокое дыхание (ключичная часть грудной клетки).

Мне кажется, главное качество голосообразования: если ученик поёт хорошо, а

дышит по-своему, то

не стоит навязывать ему тип дыхания, потому что в

процессе хоровых занятий учащийся начинает правильно дышать.

На первом этапе обучения надо объяснить три общих правила певческого

дыхания:

- вдох надо делать быстро, легко, глубоко и незаметно (не поднимая плеч):

"вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса, расширяя ребра", "вдохни глубоко с

удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок";

- после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

- выдох производить ровно, экономно и постепенно: "как будто дуешь на

зажжённую свечу", сохраняя ощущение расширенных рёбер.

С этими приемами вначале знакомлю детей без пения, по руке, но не уделяю

много времени дыхательным упражнениям. Из своего педагогического опыта

хочется отметить, что отдельные дыхательные упражнения приносят мало пользы,

потому что дыхание – это единая часть всего певческого комплекса.

Младшие школьники поют открытым плоским звуком, чтобы научить их петь

певуче красивым, округлённым и ровным звуком постоянно объясняешь им, как

правильно формировать гласные и согласные.

Наиболее распространённым гласным является звук "а", который чаще всего

используется

в

вокальной

работе. Звук "а" принадлежит

к

числу

"громких"

гласных, требующих наименьшие усилия для его образования. При пении этого

звука

опускается

нижняя

челюсть,

полость

рта

раскрывается

широко,

глотка

становится узкой. Эта гласная лучше всего раскрепощает голосовой аппарат,

2

освобождая

его

от

зажатости

и

напряжения,

обеспечивая

ротоглотке

форму

рупора, и помогает хорошо освободить артикуляционный аппарат.

Гласный звук "о" способствует поднятию мягкого нёба - ощущение зевка,

помогает снять горловой призвук при пении и ликвидирует зажатость, но по

тембру этот гласный звук более затемнен. Полость рта на "о" принимает округлую

форму и несколько более расширена, чем при пении на "а".

Гласная "и" обладает

такими

положительными

качествами

-

собранное

и

острое

звучания,

что

способствует

нахождению

в

"высокой

позиции",

но

природная громкость меньше из-за узости формы рта при пении этого звука. Для

устранения тусклого и глухого звучания голоса полезна работа над "и".

Гласный "у" больше всех поднимает мягкое нёбо, хорошо организует зевок,

обеспечивая проточность, но является наиболее "темным", "глубоким" среди всех

гласных,

при

исполнении

которого

отверстие

рта

сужается,

но

расширяется

глотка.

Часто

в

хоровой

практике

использую

упражнения

для

распевания

на

гласный звук "у", потому что он способствует выравниванию звучания других

гласных

и

очень

полезен

в

сочетании л егато и

стаккато.

После

тихого

звука "у" можно

опять

перейти

к

"громким"

гласным "а",

"о". В

сочетании

с

гласной "у"

происходит

не

только

выравнивание

разной

громкости,

а

также

"близости" звукоизвлечения всех трех звуков("а-о-у", " у-о-а"," о-у-а").

Имеются

еще

сложные

звуки "е","ю","я","ё", представляющие

собой

сочетание

гласных "э","у","а","о"с полугласным "й".

Особенность

пения

таких

гласных состоит в том, что в них сразу же после "й" звучит простая гласная, то

есть "е"-"йэ";

"ю"-"йу";

"я"-"йа";

"ё"-"йо".

Эти

гласные

помогают

устранить

вялость, тусклость и интонационную расплывчатость звука.

Мне как руководителю хора все время надо заботиться, чтобы дети пели

легким,

мягким,

напевным

звуком

звонко,

светло,

так

как

основа,

дающая

протяжность, силу и окраску звука - это округленное и мягкое исполнение всех

гласных звуков. Есть такое образное сравнение: гласные - река, а согласные -

берега, и гласные и согласные звуки помогают осмысленному, выразительному

исполнению текста песни. Для того чтобы добиться звонкого, полетного звучания,

надо использовать сонорные согласные "м",

"н",

"л",

а также обязательно петь

упражнения закрытым ртом.

Вообще вся работа по распеванию строится на специальных упражнениях,

которые

подбираются

соответственно

возрасту,

при

этом

учитывая

уровень

музыкального развития обучающихся пению. Материал для распевания состоит из

3

технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а так же

песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют

очень простое строение. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не

отвлекать внимание от вокальных задач, которые ставим мы педагоги, так как в

процессе повторности упражнений происходит усовершенствование, закрепление

и

уточнение

певческих

навыков.

На

хоровых

занятиях

можно

выделить

три

группы упражнений-распеваний:

Первая группа: это упражнения, повторяющиеся постоянно, из урока в урок.

Их задача - настроить голосовой и дыхательный аппарат на певческий режим.

Такие

упражнения

необходимы

для

того,

чтобы

внимание

учащихся

было

сосредоточено

на

правильности

и

красоте

исполнения.

Первые

упражнения

состоят

из

коротких

фраз,

не

требующих

цепного

дыхания.

Сложность

упражнений и их диапазон возрастают постепенно, но до того момента, когда

почувствуется форсирование. Хористам напоминаю, что чем выше нота, тем легче

и

собраннее

должно

быть

её

звучание,

а

дыхание

более

опертое.

Во

время

упражнений

в

удобном

рабочем

диапазоне

легче

работать

над

мягким,

естественным унисоном и добиваться чувства точности интонации и ощущения

красоты звука. В эту группу входят упражнения на развитие кантилены, беглости,

владения динамикой и расширение диапазона.

Вторая группа упражнений направлена на развитие различных вокально-

хоровых умений и навыков - это ритмические и артикуляционные упражнения, а

также упражнения, направленные на развитие цепного дыхания, многоголосного

пения.

Например:

мы

с

детьми

поем

гамму

в

восходящем

или

нисходящем

движении целыми нотами, а в середине каждого звука хорист должен взять

дыхание.

Третья группа упражнений создается руководителем для решения проблем,

возникающих при разучивании того или иного произведения. Для выработки

стабильности

отдельных

приемов

и

технических

трудностей

в

исполнении

репертуарного произведения предъявляются определенные требования к отбору

таких распеваний - это интонационные, тесситурные, ритмические трудности. Как

все

хормейстеры,

беру

в

качестве

упражнения

небольшой

отрывок

из

разучиваемого произведения, при этом стараюсь, чтобы каждое упражнение было

настолько удобным, чтобы вокально-хоровой навык приобретался и закреплялся

легко и совершенно.

В

целом

упражнения-распевки

всегда

применяются

в

определенной

последовательности

от

простого

к

более

сложному,

в

соответствии

с

4

закономерностями развития певческого навыка, всякое новое упражнение должно

быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше.

Для начинающих хористов распевки перемещаются вверх, а затем вниз

постепенно,

с

шагом

в

малую

секунду.

Принцип

отбора

вокально-хоровых

упражнений - музыкальный материал, лишенный образного содержания.

Вот

некоторые из них, часто повторяющиеся на наших хоровых занятиях:

1)"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из любимых распевок для начинающих. Гласные

располагаются последовательно от близких, светлых к глубоким, тёмным. На

начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены,

очень

удобно

для

начинающих

и

тем,

что

построено

всего

на

одной

ноте.

Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно пять нот, а целую

фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять

голосом, звуком каждую гласную. Затем использую усложнённый вариант: "бри-

брэ-бра-бро-бру".

2)"Ми-и-а"(III-II-I).

Диапазон

терции,

что

удобно

для

начала

распевания.

Гласный "и" в сочетании с согласной "м" часто используется в распевках, делает

его

более

ярким.

Надо

постоянно

следить,

чтобы

основной

гласный

"и"

в

упражнении не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту на "а" не

"грузить", подставить её аккуратно, широко и правильно раскрывая полость рта.

3)Следующая

удобная

распевка,

вырабатывающая

кантилену

-

все

мелодические фигуры тоники в мажорных или минорных тональностях (I,III,V-

V,III,I;

III,I,V-III,V,I). На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие

зевка, в этом случае поётся "а" с согласными "м", "н" или "л". Обязательно взять

первую ноту аккуратно, следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

4)"Ма-а-а-а-а-а"(I-V-IV-III-II-I).

Эта

распевка

в

вокальном

плане

более

усложненная.

Здесь

добавляется

более

высокая

вторая

нота,

затем

идёт

нисходящее

движение.

Задачи,

соответственно,

остаются

прежними,

плюс

добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново

формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

5)Довольно удобная распевка на "лё" (I-II-I-II-I). Хорошо и мягко сказать "л" в

начале,

затем

мгновенно

открыть

рот,

свободно

и

быстро

опустив

нижнюю

челюсть. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

Надо сказать, что многие

распевки, которые я использую из учебника Н.

Добровольской

"Распевание

в

школьном

хоре",

"классические"

вокальные

упражнения,

прошедшие

испытание

временем.

Восемь

разделов

специальных

5

упражнений

и

попевок

этого

учебника

подобраны

соответственно

уровню

певческого развития учащихся. Для младшего хора использую первые четыре

раздела

упражнений-распеваний,

где

поставлены

определенные

конкретные

задачи:

1) выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания

голосов, а также отчетливой, ясной артикуляции (диапазон 3-5 звуков), работа над

унисоном;

2) выработка плавного и отрывистого характера звуковедения, выработка

дикции в упражнениях подвижного темпа;

3) расширение диапазона (до октавы), выравнивание, округление звучания

гласных при пении legato, выработка слитного хорового звучания, работа над

унисоном;

4) работа над двухголосным пением (каноны, терцовое двухголосие).

Большинство распевок мажорного лада и строятся на движении сверху вниз,

нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки восходящим

движением использую при выработке чистоты интонирования хроматизмов.

К

концу

первого

года

обучения

у

большинства

детей

появляются

элементарные

певческие

навыки.

Систематическое

пение

определенного

количества стабильных упражнений способствует быстрейшему возникновению

у детей устойчивых певческих навыков. Стабильные упражнения

заложены в

"концентрическом" методе М.И.Глинки. Сущность этого метода такова:

1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

2. Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно работать - 1 октава, не

должно быть никакого напряжения.

3. Работать постепенно, без торопливости.

4. Не допускать форсированного звучания.

5. Петь в умеренном звучании (не громко и не тихо).

6. Внимание уделять качеству звучания и свободе при пении.

7. Работа над ровностью силы звучания на одном, на разных звуках и на

целой фразе.

6

При работе с младшим хором трудно следить за деятельностью голосового

аппарата каждого учащегося, поэтому можно оценить весь коллектив по качеству

звучания. Постоянно нужно требовать в распеваниях, а потом и в произведениях

кантилены, напевности, выравнивания звучания по тембру и силе звука. Самый

сложный

вокально-хоровой

навык,

связанный

с

формированием

и

развитием

музыкально-слуховых представлений звуковой высоты и тембровой окраски - это

умение чисто интонировать. Причины плохого интонирования, на мой взгляд, в

следующем: нарушение координации между слухом и голосом; малоподвижность

мягкого

нёба;

двигательная

и

мышечная

зажатость;

острые

и

хронические

заболевания уха, горла, носа; психические и психологические изменения ребенка.

Навык

чистого

интонирования

лучше

вырабатывать

на

пении

устойчивых

интервалов (ладового тяготения ступеней I-III-V), а затем и неустойчивых.

На

первоначальном

этапе

вокально-хоровой

работы

особенно

важно

заинтересовать

младших

школьников,

необходимо

показать

всю

прелесть,

богатство, разнообразие этого вида искусства, возбудить у младших школьников

желание овладеть им. Это поможет воспитать у них настойчивость, упорство и

прилежание

в

обучении

хоровому

пению.

Для

этого

постоянно

надо

давать

разнообразные

задания

хористам

и

вовремя

переключать

их

внимание,

одновременно с такой учебной работой будет происходить сближение хористов

друг с другом, так как они будут работать над общей задачей - преодоление их

музыкальной,

вокальной

неграмотности

и

преодоление

стеснительности.

Они

начнут копировать руководителя хора, начнется вокально-хоровая работа, а с ней и

приобретение первых певческих навыков.

Выводы таковы, что распевание младшего хора преследует, как правило,

несколько целей. Главные из них:

1) Привить хору определённых качеств звучания, отвечающих вокальному

представлению хормейстера. Сюда следует отнести такие проблемы вокальной

работы, как достижение единой манеры звукообразования, дыхания, вокально-

слухового ансамбля, манеры пения.

2) Расширять диапазон хора. Особенно в начинающем хоре, а так же в тех

случаях, когда хор начал заниматься после летних каникул, и вокальные навыки

несколько растерялись и потускнели.

3) Подготовка хора к активной репетиции, особенно, к концерту, то есть

значительная

активизация

дыхания,

артикуляционного

аппарата,

достижение

необходимой свободы организма.

7

4)

Важна

вокальная

и

психологическая

настройка

хора

для

достижения

психофизиологической готовности к вокальному творческому процессу.

5)

В

процессе

распевания

могут

включаться

некоторые

упражнения,

преследующие

не

столько

цели

непосредственного

распевания

хора,

сколько

привития ему элементарных навыков интонирования ступеней лада.

6)

Следует

начинать

распевание

с

примарных

звуков

среднего

регистра,

требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата.

7) Не слишком громкое и не слишком тихое, но активное пение, которое

предохраняет голосовые связки как от вялости, так и от перенапряжения. Такое

пение поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться

от вредных для голоса привычек.

В

заключении

хочется

перечислить

следующие

принципы

распевания,

которыми руководствуюсь в вокально-хоровой работе младшего хора:

1. Развивать голос из примарных тонов постепенно, расширяя диапазон.

2. Наиболее эффективный метод - это устное объяснение и пение учителя,

потому что в начале обучения хоровому пению младшие школьники больше, чем в

процессе дальнейшей работы, нуждаются в наглядных объяснениях педагога.

3.

Главными

критериями

в

хоровых

занятиях

являются

качество

звука,

правильное звукообразование и свобода при пении.

4. При распевании певческая работа тесно связана с развитием музыкального

слуха.

5. По возможности использовать в работе показ движений артикуляционного

аппарата - губ, челюстей и языка.

6. Чтобы лучше услышать себя полезно следующее упражнение при пении:

приложить кисть руки к уху - это прекрасный способ контроля.

Хочется отметить, что для выработки вокально-хоровых навыков большое

значение имеет "мышечное чувство" - это ощущение, исходящее от мышц и

связок,

участвующих

в

процессе

голосообразования,

которые

помогают

формировать исполнительские навыки и приемы звучания учащихся младшего

хора.

Пение вокальных упражнений - это живой творческий процесс, и правильный

подбор

упражнений

поможет

выработать

и

закрепить

каждый

элемент

в

8

отдельности, а также целый комплекс умений. Иногда хор начинает звучать хуже,

несмотря на правильные требования, потому что младшие школьники не всегда

могут

правильно

координировать

в

мышечных

движениях,

нет

у

них

комплексного

взаимодействия

органов

дыхания,

мягкого

нёба,

гортани

и

артикуляционного аппарата. Для певческого процесса дети напрягают все мышцы

- и нужные и ненужные. И задача воспитания певческого голоса не перегрузить

при

профессиональной

требовательности,

а

считаться

с

истинными

возможностями

детей,

потому

что

психофизические

возможности

детских

младших

хоров

отличаются

от

условий

деятельности

профессиональных

коллективов, и преодоление трудностей должно быть естественным, реальным и

интересным.

Поэтому

специальные

упражнения

и

попевки

нужно

подбирать

соответственно

уровню

певческого

развития

младшего

хора

и

усложнять

постепенно в процессе обучения.

Занятия в хоре - трудоемкий процесс, результат которого проявляется не

сразу. Пению нужно учиться, как учатся любому делу терпеливо, настойчиво и

постоянно, необходима регулярная и последовательная вокально-хоровая работа.

А нам руководителям хора надо уметь видеть возможности детского младшего

хора при отборе музыкального материала и стараться заинтересовать искусством

пения.

Литература

1.

Битус, А. Ф. Певческая азбука ребенка / А. Ф. Битус, С. В. Битус. – Минск:

ТетраСистемс, 2007. – 96 с.

2.

Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М. :Музыка, 1975. –

128 с.

3.

Кондратьев, С. А. О дыхании / С. А. Кондратьев. – Чебоксары: метод. каб. по

учебным завед., 1980. – 30 с.

4.

Музыкальное

воспитание

в

школе.

Вып.

13:

сборник

статей

/

сост.

О. Апраксина. – М.: Музыка, 1978. – 104 с., нот.

5.

Музыкально-слуховое

развитие

детей

школьного

возраста:

учебно-

методическое пособие /сост. Н. М. Максимова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-

т, 2008. – 32 с.

6.

Работа

над

компонентами

хорового

звучания

в

детском

хоре:

учебно-

методическое пособие для студентов музыкально-педагогического факультета /

сост. Н. М. Максимова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 28 с.

7.

Струве, Г. Школьный хор: кн. для учителя / Г. Струве. – М.: Просвещение,

1981. – 191 с.

8.

Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором: учеб. пособие для

студ. пед. высш. учеб. заведений / Г. П. Стулова. – М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2002. – 176 с.: ноты.

9

9.

Чесноков П. Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров / П. Г.

Чесноков; вступ. ст. К. Птицы; 3-е изд. – Муз. гиз. – 1961. -240 с.

10



В раздел образования