Автор: Егорова Татьяна Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ансамблевое музицирование, как способ развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Раздел: дополнительное образование
Егорова Т.В. преподаватель ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В.
Рахманинова г. Тамбов.
Ансамблевое музицирование, как способ развития музыкальных и
творческих способностей у детей.
(Методическая разработка)
Ансамблевое
музицирование
занимает
важное
место
в
музыкальном
образовании,
и
является
одной
из
интересных
и
увлекательных
форм
обучения
учащихся
ДМШ
любого
возраста,
которое
необходимо
для
формирования и развития их музыкальных и творческих способностей. В
этой
работе
педагогу
следует
опираться
на
определённые
принципы:
единство
эмоционального
и
сознательного,
единство
художественного
и
практического
исполнения,
личностно-ориентированного
подхода
к
обучению
и
формированию
у
детей
представления
о
развитии
музыки.
Основной задачей педагога является пробуждение и развитие творческой
мысли
ученика,
что
в
свою
очередь
требует
последовательного,
комплексного
и
целенаправленного
развития
индивидуальных,
исполнительских качеств, музыкальных и творческих способностей у детей.
Совместное музицирование объединяет исполнителей, творчески обогащает
их,
совершенствует
их
пианистическое
мастерство.
Оно
способствует
созданию комфортной среды деятельности. Воспитывает умение слушать не
только
себя,
но
и
партнёра,
ответственно
относиться
к
общей
работе,
устанавливает
психологический
и
эмоциональный
контакт
между
участниками фортепианного ансамбля. «Музыкальное общение активизирует
творческую волю исполнителя, расширяет границы его фантазии». (2, с. 13).
Некоторые дети, обучаясь в музыкальной школе, по разным причинам не
хотят выступать на публике, другие чувствуют себя неуверенно на сцене в
момент сольного выступления, испытывая при этом сильное психологическое
волнение.
Игра
в
ансамбле,
на
одном
инструменте
в
четыре
руки,
даёт
учащимся
больше
уверенности
в
своих
силах.
Чувствуя,
что
во
время
выступления
он
не
один
на
сцене,
помогает
ученику
преодолевать
сценическое волнение, повышает уровень желания выступать на концерте.
«Игра
в
ансамбле
помогает
преодолеть
присущие
ему
недостатки
…,
помогает
сделать
его
исполнение
более
многообразным,
ярким,
уверенным». (2, с. 23).
Игру
в
ансамбле
надо
начинать
с
первых
лет
обучения.
Исполняя
одноголосную
мелодию,
слух
ребёнка
воспринимает
только
средний
и
высокий
регистр,
а
исполнение
той
же
мелодии
с
аккомпанементом
в
нижнем регистре, раскрывает богатство гармоний, обогащает его слуховые
представления, быстрее развивает образное и художественное мышление.
Восприятие
музыки
становиться
более
ярким,
живым,
интересным
и
вызывает у ученика желание заниматься на инструменте. Г.Г. Нейгауз считал,
что
«ансамбль
«учитель-ученик»,
является
лучшим
средством
для
пробуждения
творческого
интереса
ребёнка…
С
самого
первого
занятия
ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он
играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети
сразу ощущают радость восприятия хотя крупицы, но искусства.» (5, с. 42).
Начиная
игру
в
ансамбле
с
педагогом
в
дальнейшем
обучении
следует
переходить к игре ученик с учеником.
Партии в ансамбле, для учащихся 1-2 класса, должны быть несложными в
изложении,
но
интересными
по
звучанию.
Это
могут
быть
песенки
из
мультфильмов, переложения русских народных песен и русской классической
музыки. Специально для детей младших классов были написаны сборники
ансамблей: Р.М. Глиэром 2-е тетради «24 лёгкие пьесы» соч. 38 и «12 пьес»
соч.
48,
где
вторая
партия
предельно
облегчена;
А.
Гречаниновым
«На
зелёном лугу» !0 лёгких пьес соч. 59 написаны удобно по расположению рук,
простые, очень выразительные и мелодичные; сборники С. Майкапара и под
редакцией А. Артоболевской.
Пьесы из этих сборников, можно порекомендовать для чтения с листа. В этих
пьесах
участники
ансамбля
могут
легко
поменяться
партиями
и
посоревноваться
между
собой,
у
кого
мелодия
исполнялась
лучше
и
выразительней, а аккомпанемент звучал тише и аккуратней. Такая внутри
классная
работа,
«не
для
запоминания,
не
для
заучивания,
а
просто
из
потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец изумляться».
(6, с. 89). Позволяет ярче раскрывать творческие способности и музыкальное
мышление
у
детей,
обогащает
их
эмоционально-образное
восприятие,
стимулирует их к дальнейшей работе над техникой исполнения, поискам
звуковых
интонаций,
динамических
оттенков
и
формирует
активное,
самостоятельное,
творческое
и
музыкальное
мышление.
Уметь
без
посторонней
помощи
с
ориентироваться
в
незнакомом
музыкальном
материале,
правильно
его
понять
и
раскрыть,
то
есть
научить
ученика
творчески
работать,
является
одной
из
главных
задач
в
деятельности
педагога.
Репертуар для ансамблевого музицирования должен иметь развивающую и
методическую
направленность,
иметь
эстетический,
психологический
и
музыкально-педагогический
аспект
воздействия
на
ученика.
Развивать
не
только
его
исполнительские
возможности,
но
и
его
интеллектуальный
потенциал,
артистизм,
а
также
«богатство
воображения,
эмоциональной
отзывчивости,
исполнительской
гибкости,
подбор
нескольких
вариантов
творческого
решения»
писал
А.
Готлиб.
(2.
с.6).
Обязательно
быть
разнообразным
по
стилю
и
характеру,
средствам
музыкальной
выразительности,
видам
фортепианной
фактуры
и
технических
приёмов,
ярким и увлекающим, вызывающим интерес к их разучиванию. Подобран
таким образом, чтобы каждый участник ансамбля мог проявить свои лучшие
качества исполнителя и раскрыть свои музыкальные способности.
Его
можно
подразделить
на
специально
созданные,
оригинальные
сочинения. Для фортепиано в 4-е руки писали В.А. Моцарт, Р. Шуман, Ф.
Шуберт,
Ж.
Рамо,
И.С.
Бах,
Ф.
Мендельсон.
Переложения
отрывков
из
симфоний, опер, балетов, произведений зарубежных, русских и советских
композиторов: М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, А.
Глазунова,
С.
Рахманинова
С.
Прокофьева,
В.
Гаврилина
и
других.
Интересный
репертуар
для
ансамблевого
музицирования
подобран
в
сборниках : «25 Переложений для фортепиано в 4 руки», «Играем вдвоём» в
1-м и 2-м выпуске ансамбли для фортепиано в 4 руки, в 3-ем ансамбли для 2-
ух фортепиано, «Юный пианист», Ж.Л. Металлиди серия сборников «Мой
любимый композитор» 11 тетрадей 4-ох ручных переложений, хрестоматия
«Фортепианный дуэт» для учащихся 2-5 классов для двух фортепиано русских
и
зарубежных
композиторов
составители
Е.
Матяш
и
Н.
Пирунова.
Специально
написанные
для
детей
современным
композитором
А.Ю.
Мыльниковым сборники ансамблей «Рождение игрушки», «Ночные сказки»
и другие.
Обсуждая с учениками художественный образ и способы его исполнения,
педагог
должен
увлечь
учеников
исполняемым
замыслом,
направляя
и
развивая их творческое воображение и мышление по созданию единого
музыкально-художественного
образа,
а
также
стремление
к
единому
его
исполнению. А.Д. Готлиб писал: «Совместная игра отличается от сольной
прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются
плодом
раздумий
и
творческой
фантазии
не
одного,
а
нескольких
исполнителей и реализуются они их объединёнными усилиями». (2, с. 3-4).
Для
работы
с
учащимися
над
ансамблем
можно
использовать
методы:
сравнения
и
обобщения,
сравнения
и
сопоставления,
эмоционально-
образный и другие. Выходя при обсуждении за пределы музыки в другие
области
искусства:
поэзию,
театр,
живопись.
Для
лучшего
восприятия
музыкального искусства и дальнейшему развитию творческих способностей,
необходимо
посещение
концертов:
симфонических,
фортепианных,
вокальных,
а
также
можно
использовать
записи
оперных
и
балетных
спектаклей, прослушивание разучиваемого произведения в оригинале.
На концертной эстраде существуют два вида фортепианного ансамбля: на
одном или двух роялях. Игра в 4-е руки на одном инструменте, главным
образом
используется
в
музыкальной
школе,
домашнем
музицировании.
Игра в дуэте на одном инструменте имеет некоторые неудобства, так как
каждый
исполнитель
имеет
в
своём
распоряжении
только
половину
клавиатуры. Педагог должен объяснить ученикам как держать локти (один
локоть под другим) особенно при сближающемся голосоведении, обращая
внимание на свободу и удобство посадки каждого, при этом педализирует
исполнитель второй партии, с которым необходимо определить моменты для
педализации.
Игра
в
4-е
руки
на
одном
инструменте
лучше
развивает
ансамблевые навыки учащихся, дисциплинирует ритм, учит держать один
темп, развивает слух, помогает лучше чувствовать партнёра и исполнять.
При подборе участников ансамбля, для успешной реализации и развития
творческих
способностей
каждого
учащегося,
педагог
должен
учитывать
индивидуальность
каждого
ученика,
его
музыкальные
способности,
особенности
характера,
эмоциональные
и
волевые
качества,
реакцию
организма
на
стрессовую
ситуацию,
психологическую
совместимость.
«Умение педагога увлечь своих учеников исполняемым замыслом, поощряя
их
творческую
направленность
и
активность,
является
составляющей
творческого
процесса
по
созданию
единого
художественного
образа,
стремление к единому исполнению». (2, с. 6).
Игра в ансамбле требует определённых знаний и умений, чтобы добиться
нужного результата участникам ансамбля необходимо:
- взаимопонимание, устойчивое внимание и одинаковое видение цели,
- уметь правильно определить значение каждой партии,
- принять единое решение по характеру и звучанию художественного образа,
- выбрать темп, точный ритм, динамические оттенки, кульминацию.
Всегда
надо
помнить,
что
ансамблевое
исполнение
это
синхронность
в
большом и малом. «Под синхронностью ансамблевого звучания понимается
совпадение с предельной чёткостью мельчайших длительностей (звуков и
пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших
качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и
ритмического пульса», - писал А. Д. Готлиб. (2, с. 22).
Ансамблевое музицирование несёт в себе воспитательные цели, повышает
ответственность, инициативность, готовность к самосовершенствованию. Всё
обучение
должно
быть
направлено
на
то,
чтобы
развивать
творческое
мышление
и
воображение
детей,
подводя
их
деятельность
к
процессу
творчества, путём проникновения в содержание изучаемого произведения и
создание
ярких
музыкально-художественных
образов
на
основе
своих
впечатлений,
через
выражение
своих
эмоций,
опираясь
на
активность
и
общение
учащихся
в
период
работы
над
произведением.
Развивая
музыкальные и творческие способности, важно сформировать у учащихся
активное самостоятельное творческое мышление и воображение, которое
поможет
им,
без
помощи
педагога,
разобрать
незнакомый
музыкальный
материал, найти нужные приёмы и средства выразительности для раскрытия
и
воплощения
художественного
замысла,
а
также
способность
оценить
результат своей работы.
Литература:
1.
Баренбойм Л. Путь к музицированию: Исследование – 2-е изд., доп.-Л.-
1979, - С. 352.
2.
Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники: М. Музыка, 2008. – С. 48.
3.
Готлиб
А.Д.
Первые
уроки
фортепианного
ансамбля:
Вопросы
фортепианной педагогики. Сб. статей. вып. 3. – М.: Музыка 1971.- С. 99.
4.
Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные
способности: М., Таланты ХХ1 века, 2004.
5.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: М. Музыка. 1988.- С. 312.
6.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: М. Политиздат. 1986. – С. 360.