Напоминание

Ансамблевое музицирование, как способ развития музыкальных и творческих способностей у детей.


Автор: Егорова Татьяна Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ансамблевое музицирование, как способ развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Егорова Т.В. преподаватель ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В.

Рахманинова г. Тамбов.

Ансамблевое музицирование, как способ развития музыкальных и

творческих способностей у детей.

(Методическая разработка)

Ансамблевое

музицирование

занимает

важное

место

в

музыкальном

образовании,

и

является

одной

из

интересных

и

увлекательных

форм

обучения

учащихся

ДМШ

любого

возраста,

которое

необходимо

для

формирования и развития их музыкальных и творческих способностей. В

этой

работе

педагогу

следует

опираться

на

определённые

принципы:

единство

эмоционального

и

сознательного,

единство

художественного

и

практического

исполнения,

личностно-ориентированного

подхода

к

обучению

и

формированию

у

детей

представления

о

развитии

музыки.

Основной задачей педагога является пробуждение и развитие творческой

мысли

ученика,

что

в

свою

очередь

требует

последовательного,

комплексного

и

целенаправленного

развития

индивидуальных,

исполнительских качеств, музыкальных и творческих способностей у детей.

Совместное музицирование объединяет исполнителей, творчески обогащает

их,

совершенствует

их

пианистическое

мастерство.

Оно

способствует

созданию комфортной среды деятельности. Воспитывает умение слушать не

только

себя,

но

и

партнёра,

ответственно

относиться

к

общей

работе,

устанавливает

психологический

и

эмоциональный

контакт

между

участниками фортепианного ансамбля. «Музыкальное общение активизирует

творческую волю исполнителя, расширяет границы его фантазии». (2, с. 13).

Некоторые дети, обучаясь в музыкальной школе, по разным причинам не

хотят выступать на публике, другие чувствуют себя неуверенно на сцене в

момент сольного выступления, испытывая при этом сильное психологическое

волнение.

Игра

в

ансамбле,

на

одном

инструменте

в

четыре

руки,

даёт

учащимся

больше

уверенности

в

своих

силах.

Чувствуя,

что

во

время

выступления

он

не

один

на

сцене,

помогает

ученику

преодолевать

сценическое волнение, повышает уровень желания выступать на концерте.

«Игра

в

ансамбле

помогает

преодолеть

присущие

ему

недостатки

…,

помогает

сделать

его

исполнение

более

многообразным,

ярким,

уверенным». (2, с. 23).

Игру

в

ансамбле

надо

начинать

с

первых

лет

обучения.

Исполняя

одноголосную

мелодию,

слух

ребёнка

воспринимает

только

средний

и

высокий

регистр,

а

исполнение

той

же

мелодии

с

аккомпанементом

в

нижнем регистре, раскрывает богатство гармоний, обогащает его слуховые

представления, быстрее развивает образное и художественное мышление.

Восприятие

музыки

становиться

более

ярким,

живым,

интересным

и

вызывает у ученика желание заниматься на инструменте. Г.Г. Нейгауз считал,

что

«ансамбль

«учитель-ученик»,

является

лучшим

средством

для

пробуждения

творческого

интереса

ребёнка…

С

самого

первого

занятия

ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он

играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети

сразу ощущают радость восприятия хотя крупицы, но искусства.» (5, с. 42).

Начиная

игру

в

ансамбле

с

педагогом

в

дальнейшем

обучении

следует

переходить к игре ученик с учеником.

Партии в ансамбле, для учащихся 1-2 класса, должны быть несложными в

изложении,

но

интересными

по

звучанию.

Это

могут

быть

песенки

из

мультфильмов, переложения русских народных песен и русской классической

музыки. Специально для детей младших классов были написаны сборники

ансамблей: Р.М. Глиэром 2-е тетради «24 лёгкие пьесы» соч. 38 и «12 пьес»

соч.

48,

где

вторая

партия

предельно

облегчена;

А.

Гречаниновым

«На

зелёном лугу» !0 лёгких пьес соч. 59 написаны удобно по расположению рук,

простые, очень выразительные и мелодичные; сборники С. Майкапара и под

редакцией А. Артоболевской.

Пьесы из этих сборников, можно порекомендовать для чтения с листа. В этих

пьесах

участники

ансамбля

могут

легко

поменяться

партиями

и

посоревноваться

между

собой,

у

кого

мелодия

исполнялась

лучше

и

выразительней, а аккомпанемент звучал тише и аккуратней. Такая внутри

классная

работа,

«не

для

запоминания,

не

для

заучивания,

а

просто

из

потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец изумляться».

(6, с. 89). Позволяет ярче раскрывать творческие способности и музыкальное

мышление

у

детей,

обогащает

их

эмоционально-образное

восприятие,

стимулирует их к дальнейшей работе над техникой исполнения, поискам

звуковых

интонаций,

динамических

оттенков

и

формирует

активное,

самостоятельное,

творческое

и

музыкальное

мышление.

Уметь

без

посторонней

помощи

с

ориентироваться

в

незнакомом

музыкальном

материале,

правильно

его

понять

и

раскрыть,

то

есть

научить

ученика

творчески

работать,

является

одной

из

главных

задач

в

деятельности

педагога.

Репертуар для ансамблевого музицирования должен иметь развивающую и

методическую

направленность,

иметь

эстетический,

психологический

и

музыкально-педагогический

аспект

воздействия

на

ученика.

Развивать

не

только

его

исполнительские

возможности,

но

и

его

интеллектуальный

потенциал,

артистизм,

а

также

«богатство

воображения,

эмоциональной

отзывчивости,

исполнительской

гибкости,

подбор

нескольких

вариантов

творческого

решения»

писал

А.

Готлиб.

(2.

с.6).

Обязательно

быть

разнообразным

по

стилю

и

характеру,

средствам

музыкальной

выразительности,

видам

фортепианной

фактуры

и

технических

приёмов,

ярким и увлекающим, вызывающим интерес к их разучиванию. Подобран

таким образом, чтобы каждый участник ансамбля мог проявить свои лучшие

качества исполнителя и раскрыть свои музыкальные способности.

Его

можно

подразделить

на

специально

созданные,

оригинальные

сочинения. Для фортепиано в 4-е руки писали В.А. Моцарт, Р. Шуман, Ф.

Шуберт,

Ж.

Рамо,

И.С.

Бах,

Ф.

Мендельсон.

Переложения

отрывков

из

симфоний, опер, балетов, произведений зарубежных, русских и советских

композиторов: М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, А.

Глазунова,

С.

Рахманинова

С.

Прокофьева,

В.

Гаврилина

и

других.

Интересный

репертуар

для

ансамблевого

музицирования

подобран

в

сборниках : «25 Переложений для фортепиано в 4 руки», «Играем вдвоём» в

1-м и 2-м выпуске ансамбли для фортепиано в 4 руки, в 3-ем ансамбли для 2-

ух фортепиано, «Юный пианист», Ж.Л. Металлиди серия сборников «Мой

любимый композитор» 11 тетрадей 4-ох ручных переложений, хрестоматия

«Фортепианный дуэт» для учащихся 2-5 классов для двух фортепиано русских

и

зарубежных

композиторов

составители

Е.

Матяш

и

Н.

Пирунова.

Специально

написанные

для

детей

современным

композитором

А.Ю.

Мыльниковым сборники ансамблей «Рождение игрушки», «Ночные сказки»

и другие.

Обсуждая с учениками художественный образ и способы его исполнения,

педагог

должен

увлечь

учеников

исполняемым

замыслом,

направляя

и

развивая их творческое воображение и мышление по созданию единого

музыкально-художественного

образа,

а

также

стремление

к

единому

его

исполнению. А.Д. Готлиб писал: «Совместная игра отличается от сольной

прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются

плодом

раздумий

и

творческой

фантазии

не

одного,

а

нескольких

исполнителей и реализуются они их объединёнными усилиями». (2, с. 3-4).

Для

работы

с

учащимися

над

ансамблем

можно

использовать

методы:

сравнения

и

обобщения,

сравнения

и

сопоставления,

эмоционально-

образный и другие. Выходя при обсуждении за пределы музыки в другие

области

искусства:

поэзию,

театр,

живопись.

Для

лучшего

восприятия

музыкального искусства и дальнейшему развитию творческих способностей,

необходимо

посещение

концертов:

симфонических,

фортепианных,

вокальных,

а

также

можно

использовать

записи

оперных

и

балетных

спектаклей, прослушивание разучиваемого произведения в оригинале.

На концертной эстраде существуют два вида фортепианного ансамбля: на

одном или двух роялях. Игра в 4-е руки на одном инструменте, главным

образом

используется

в

музыкальной

школе,

домашнем

музицировании.

Игра в дуэте на одном инструменте имеет некоторые неудобства, так как

каждый

исполнитель

имеет

в

своём

распоряжении

только

половину

клавиатуры. Педагог должен объяснить ученикам как держать локти (один

локоть под другим) особенно при сближающемся голосоведении, обращая

внимание на свободу и удобство посадки каждого, при этом педализирует

исполнитель второй партии, с которым необходимо определить моменты для

педализации.

Игра

в

4-е

руки

на

одном

инструменте

лучше

развивает

ансамблевые навыки учащихся, дисциплинирует ритм, учит держать один

темп, развивает слух, помогает лучше чувствовать партнёра и исполнять.

При подборе участников ансамбля, для успешной реализации и развития

творческих

способностей

каждого

учащегося,

педагог

должен

учитывать

индивидуальность

каждого

ученика,

его

музыкальные

способности,

особенности

характера,

эмоциональные

и

волевые

качества,

реакцию

организма

на

стрессовую

ситуацию,

психологическую

совместимость.

«Умение педагога увлечь своих учеников исполняемым замыслом, поощряя

их

творческую

направленность

и

активность,

является

составляющей

творческого

процесса

по

созданию

единого

художественного

образа,

стремление к единому исполнению». (2, с. 6).

Игра в ансамбле требует определённых знаний и умений, чтобы добиться

нужного результата участникам ансамбля необходимо:

- взаимопонимание, устойчивое внимание и одинаковое видение цели,

- уметь правильно определить значение каждой партии,

- принять единое решение по характеру и звучанию художественного образа,

- выбрать темп, точный ритм, динамические оттенки, кульминацию.

Всегда

надо

помнить,

что

ансамблевое

исполнение

это

синхронность

в

большом и малом. «Под синхронностью ансамблевого звучания понимается

совпадение с предельной чёткостью мельчайших длительностей (звуков и

пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших

качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и

ритмического пульса», - писал А. Д. Готлиб. (2, с. 22).

Ансамблевое музицирование несёт в себе воспитательные цели, повышает

ответственность, инициативность, готовность к самосовершенствованию. Всё

обучение

должно

быть

направлено

на

то,

чтобы

развивать

творческое

мышление

и

воображение

детей,

подводя

их

деятельность

к

процессу

творчества, путём проникновения в содержание изучаемого произведения и

создание

ярких

музыкально-художественных

образов

на

основе

своих

впечатлений,

через

выражение

своих

эмоций,

опираясь

на

активность

и

общение

учащихся

в

период

работы

над

произведением.

Развивая

музыкальные и творческие способности, важно сформировать у учащихся

активное самостоятельное творческое мышление и воображение, которое

поможет

им,

без

помощи

педагога,

разобрать

незнакомый

музыкальный

материал, найти нужные приёмы и средства выразительности для раскрытия

и

воплощения

художественного

замысла,

а

также

способность

оценить

результат своей работы.

Литература:

1.

Баренбойм Л. Путь к музицированию: Исследование – 2-е изд., доп.-Л.-

1979, - С. 352.

2.

Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники: М. Музыка, 2008. – С. 48.

3.

Готлиб

А.Д.

Первые

уроки

фортепианного

ансамбля:

Вопросы

фортепианной педагогики. Сб. статей. вып. 3. – М.: Музыка 1971.- С. 99.

4.

Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные

способности: М., Таланты ХХ1 века, 2004.

5.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: М. Музыка. 1988.- С. 312.

6.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: М. Политиздат. 1986. – С. 360.



В раздел образования