Автор: Азарова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ№12
Населённый пункт: город Сургут, Тюменской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный чаc "Про улыбку"
Раздел: начальное образование
Классный час в 3-м классе по теме: "Улыбайтесь на здоровье!"
Кл. руководитель: Азарова Людмила Николаевна.
Девиз: Поделись улыбкою своей…
Форма проведения: (диалог-тренинг)
Цель: Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её
значение для здоровья человека.
Задачи:
Развивать коммуникативные способности школьников, умение
общаться в парах, коллективе;
Воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу;
Учить детей правилам ведения диалога, умению кратко говорить,
выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
Дать возможность детям продемонстрировать себя с хорошей стороны
как коллектив (сплочённость, организованность, доброту, умение
сработаться)
Создать положительный настрой на дальнейшую совместную
деятельность.
Оборудование:
1.
Презентация.
2.
Зеркало (желательно каждому)
3.
Листы для тестирования (у каждого)
4.
Песня “Улыбка”.
План классного часа.
1.
Организационный момент. Психологический тренинг.
2.
Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.
3.
Польза улыбки.
4.
Творческая работа. Мастерская сказки.
5.
Практическая работа. Физминутка.
6.
В чём секреты улыбки? Обобщение.
7.
Люди улыбаются по-разному. Рассматривание картин художников.
8.
Практическая работа. Поделись улыбкою своей!
9.
Улыбка, смех и юмор. Сравнение. Лексическая работа.
10.Есть ли у вас чувство юмора? (Тест)
11.Итог занятия. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент. Психологический тренинг.
- Ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите
сами, но немного позднее.
Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…
1
- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте в паре нарисовать
любую одну картину. Подпишите её.
(Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют любую картину на одном
листочке, пока звучит весёлая музыка)
- Расскажите, что вы нарисовали.
-Удалось ли вам это сделать хорошо?
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо
было вступить в общение друг с другом)
2. Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.
- Ребята, а что такое ОБЩЕНИЕ?
(Общение это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.)
Из словаря практического психолога: общение - сложный процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности и включающий понимание друг
друга, обмен информацией, взаимодействие.
- Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Главная роскошь - это роскошь
человеческого общения” - Как вы понимаете эти слова?
- Что помогает общению друг с другом? (Речь, позы, мимика, жесты т. д.)
- Перед вами фотографии, на которых изображены лица детей с разным
настроением. Кого из детей ты выберешь для общения и почему?
- Итак, ребята вы уже, наверное, поняли, о чём мы сегодня поведём разговор.
- Мы поговорим о том, как можно и лучше общаться, как быстрее установить
контакт с незнакомым и знакомым человеком, как приобрести друзей и
добиться успеха в жизни, как улучшить своё настроение и самое главное -
свое здоровье. И ВСЁ ЭТО С ПОМОЩЬЮ УЛЫБКИ.
УЛЫБКА! УЛЫБАЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!
- Так что же такое УЛЫБКА?
- Какая может быть улыбка? (…)
- При какой улыбке людям приятно? (…)
- Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят:
“Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”.
Каждый человек хочет жить долго и счастливо. Вы согласны со мной? А для
этого человеку необходимо крепкое … здоровье. Попробуйте сказать, от чего
зависит здоровье? (компонентами здоровья являются чистота, соблюдение
режима, закаливание, отказ от вредных привычек, движение, правильное
питание, одежда по погоде…)
На здоровье влияет ещё и настроение. Чтобы у вас всегда было хорошее
настроение, берите с собой …что? (улыбку).
3. Польза улыбки
2
Улыбка - это мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху,
выражающая привет, удовольствие или насмешку.
Почаще улыбайтесь!
Улыбка - это великолепное физическое упражнение.Наука уже
установила, что улыбаясь, мы заставляем сокращаться 15 разных мышц на
нашем лице. Всего же с помощью разных видов улыбок можно привести в
движение 230 из 630 мышц нашего тела! Десятисекундная улыбка
равносильна трём минутам гребли.
Улыбка - одно из лучших упражнений для мозга.
Вследствие стимуляции подкорковых структур головного мозга,
отвечающей за проявление эмоций и память:
- улучшается кратковременная и долговременная память
- повышается настроение
- активируются творческие способности
- увеличивается работоспособность
-улыбка и смех вызывают мгновенный прилив кислорода к мозгу
- укрепляется иммунитет
- укрепляется здоровье
Улыбка заставляет человеческий мозг естественным образом высвобождать
химические вещества, которые подавляют инфекцию и снимают боль. Кроме
того, улыбка снижает концентрацию, связанных со стрессом гормонов, и
активизирует работу мозга, сердца и системы кровообращения.
- формируется позитивное отношение к окружающему.
А учитывая, что улыбку видят другие:
- окружающие также станут больше улыбаться
- они также на себе почувствуют все прелести улыбки изложенные выше
- улучшаются отношения между людьми
- Ваш имидж в глазах других становиться все лучше и лучше
Самое замечательное в улыбке - ее заразительность. Когда вы улыбаетесь
кому-либо, человек обязательно улыбнется вам в ответ сознательно или
бессознательно, но человек автоматически копирует то выражение лица,
какое видит перед собой. Вот почему постоянная улыбка должна стать
важной частью вашего языка телодвижений. Улыбайтесь даже тогда, когда
вам этого не хочется.Смех, как и улыбка, помогает человеку находить друзей,
укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Смех оказывает позитивное
воздействие на все органы тела. От смеха учащается дыхание,
разрабатывается диафрагма, шея, живот, лицо и плечи. Смех увеличивает
содержание кислорода в крови, улучшает кровообращение и расширяет
кровеносные сосуды, прилегающие к поверхности кожи. Вот почему от смеха
у людей краснеет лицо. Смех уменьшает частоту сердцебиения, расширяет
артерии, стимулирует аппетит и сжигает калории.
3
Невропатолог Генри Рубинштейн обнаружил, что одна минута здорового
смеха обеспечивает расслабление организма на последующие сорок пять
минут. Профессор Уильям Фрай из Стэн-фордского университета заметил,
что
продолжительный
смех
дает
организму
физическую
нагрузку,
сопоставимую
с
десятью
минутами
занятий
на
тренажере.
Вот
почему
настоящий, искренний смех исключительно полезен для здоровья. Кстати,
чем старше мы становимся, тем серьезнее начинаем относиться к жизни.
Взрослый человек в среднем смеется 15 раз в день. Малыш же дошкольного
возраста смеется в среднем 400 раз в день.
Здоровье ребят в классе.
- А как вы считаете, кто в нашем классе самый улыбчивый и веселый?
-А кто самый серьезный и неулыбчивый?
4. Творческая работа. Мастерская сказки.
- Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их
сами.
Итак, начнём творить сказку.
В одном маленьком городе жила-была Улыбка. Она была такая… (добрая,
весёлая, жизнерадостная, красивая и т.д.) что все люди были рады видеть её у
себя в доме (продолжите дальше…)
Они приглашали Улыбку к себе в гости, старались её угостить, развеселить и
подружиться с нею.
А Улыбка … (рада была прийти в гости, пообщаться с людьми, развеселить
их, помогала людям поднять настроение. И старалась никого не обидеть).
Но вот однажды … (в городе появился очень странный человек. Он был
угрюм, невесел, не хотел ни с кем общаться. Сахар ему казался несладким,
молоко небелым, солнце - неярким, хлеб – сырым, а все дети –
непослушными. Он сердился на всех и на всё).
- Опишите его поведение (Топал ногами, кричал, ругался, пыхтел, хмурил
брови, рычал, надувал щёки).
- Что могло случиться дальше? (Дети завершают сказку хорошим добрым
концом, где Улыбка побеждает).
5. Практическая работа. Физминутка.
- А вы умеете улыбаться? Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа,
соседу слева, тому, кто сидит за вами, нашим гостям. Замечательно! Какие у
всех красивые улыбки!
- Давайте еще немножко повысим сое настроение. Физминутка!
Если весело живется,
Хлопай так. (Два хлопка в ладоши)
Если весело живется,
Хлопай так. (Два хлопка в ладоши)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
4
Если весело живется,
Хлопай так. (Два хлопка в ладоши)
Если весело живется ,
Щелкай так. (Два щелчка пальцами)
Если весело живется ,
Щелкай так. (Два щелчка пальцами)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Щелкай так. (Два щелчка пальцами)
Если весело живется,
Топай так. (Два притопа).
Если весело живется,
Топай так. (Два притопа).
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Топай так. (Два притопа).
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Делай все!!! Два хлопка, два щелчка, два притопа)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Делай все!!! Два хлопка, два щелчка, два притопа)
Какие хорошие добрые дети живут в нашем классе!
- Что вы, ребята, чувствовали, когда улыбались? (Высказывания детей)
6. В чём секреты улыбки? Обобщение.
- Так в чём же секреты улыбки попробуем их разгадать. (Высказывания
детей)
- Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
- Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения
общаться с улыбкой.
- Секрет 3. Улыбка-сама есть способ общения.
5
- Секрет 4. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно
относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает
приобрести друзей.
- Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и
настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают
особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
- Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А
отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни.
Хандра приводит к смерти.
- Разрешите мне дать вам один совет:
СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
7. Люди улыбаются по-разному. Рассматривание фотографий и картин
художников.
- Люди улыбаются по-разному. Давайте еще раз посмотрим как преображают
улыбки наши лица.
Но было время, когда не было фотоаппаратов и фотографий. В то время
художники пытались запечатлеть красоту и неповторимость улыбки.
- Посмотрите на эти репродукции. О чём говорят вам улыбки людей на этих
картинах?
(Это улыбки радости, грусти, молодости, здоровья, спокойствия,
мечтательности, мудрости и т.д.)
- картина известного художника В. Серова “Девочка с персиками”. Что вы
можете сказать о ней? (Художник через портрет передаёт духовный мир
человека, через улыбку, насмешливый взгляд Серов говорит о том, что
девочка умеет во всём замечать весёлое, смешное. Ей нравится солнце, её
светлая комната, её розовое платье и сладкий, сочный персик. Во всём –
любовь, покой, нежность, цветение. Как прекрасна эта жизнь!)
- картина Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянского живописца,
скульптора, архитектора, учёного - портрет Моны Лизы (1503 год)
“Джоконда”
- Что вы испытываете, глядя на эту картину?
- Чем так привлекательна улыбка Джоконды?
Обобщение учителя: улыбка Джоконды - загадочно-таинственна, гимн
совершенной красоте женщины. Молодая женщина, жившая почти 500 лет
назад, поражает и изумляет всех своей улыбкой, в которой задумчивость,
мечтательность и немного грусти. Вглядываясь в это прекрасное лицо, мы
видим богатый внутренний мир Моны Лизы.
Эта картина “опасна” тем, что если её смотреть, то это можно делать часами,
и чем дольше смотреть, тем больше нарастает душевное волнение.
РЕЛАКСАЦИЯ.
Итак, мы немного отдохнули, а теперь…
8. Практическая работа. Поделись улыбкою своей!
6
-Как вы думаете, ребята, что необходимо для появления доброй, здоровой
улыбки?
-У каждого из вас на столе зеркало. Возьмите его в руки, сделайте красивую,
добрую улыбку (уголки рта поднимаются вверх).
9. Улыбка, смех и юмор. Сравнение. Лексическая работа.
-Итак, что такое улыбка? Смех? Юмор? (Обратимся к словарям)
Улыбчивый человек – часто улыбающийся, весёлый.
Улыбки (какие?) весёлые, жалостливые; улыбка умиленья, скорби,
насильственная.
Смех – характерные, прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими
движениями при проявлении восторга, радости, удовольствия. Синонимы –
веселье, шутки, насмешки, ирония.
Юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко,
но безобидно выставлять странности нравов, удаль, разгул. (В.Даль)
- Улыбка, смех и юмор – это одно и то же? В чём их различия?
10. Есть ли у вас чувство юмора? (тест)
(если “да” - “+”, если “нет” - “-”)
1.
Любите ли вы смеяться?
2.
Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
3.
Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?
4.
Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида.
5.
Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?
6.
Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым
остроумным?
7.
Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех
окружающих?
8.
Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы получили 6 и более “+”, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И
это помогает вам в самые трудные периоды жизни.
Если вы получили 5 “+” и менее, то с чувством юмора у вас плоховато.
11. Итог занятия. Домашнее задание. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Что вы получили от этого занятия?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни.
Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь
изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Сегодня мы живём в
суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на
7
улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Постарайтесь
сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться,
смотрите на мир радостно, по – доброму, ибо только это достойно человека.
- Как вы думаете, только ли люди могут улыбаться? (Улыбаются ли
животные, растения, облака, Земля?) И да и нет.
- А теперь давайте попробуем изобразить свою улыбку. Для этого у нас есть
фломастеры. Какая у вас улыбка?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
А теперь из этих улыбок давайте составим портрет нашего класса.
-Стань себе лучшим другом, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё
вернётся!
8