Применение современных педагогических технологий как средства повышения уровня мотивации учебной деятельности студентов
Автор: Барышникова Ирина Мансуровна Должность: преподаватель рисунка и живописи Учебное заведение: ГАПОУ КК КГТК Населённый пункт: Краснодар Наименование материала: статья Тема: Применение современных педагогических технологий как средства повышения уровня мотивации учебной деятельности студентов Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»
Применение современных педагогических технологий как средства
повышения уровня мотивации учебной деятельности студентов
Выполнила:преподаватель
ГАПОУ КК КГТК Барышикова И.М.
г. Краснодар, 2016
Применение
современных
педагогических
технологий
как
средства
повышения
уровня
мотивации
учебной
деятельности
студентов.
В
настоящее
время
учебный
процесс
в
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования
требует
постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и
социальных
ценностей:
научно-технический
прогресс
все
больше
осознается как средство достижения такого уровня производства, который
в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся
потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому
современная
ситуация
в
подготовке
специалистов
требует
коренного
изменения стратегии и тактики обучения в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования.
Современные
студенты
привыкли
получать
в
о сновном
информацию в сети Интернет и достаточно хорошо справляются с ее
быстрым
поиском.
Занятия,
которые
проводятся
с
применением
электронных ресурсов им кажутся эффективнее, чем стандартные уроки-
лекции.
Однако
учеными
установлено:
у
современных
подростков
часто
наблюдается
дефицит
внимания.
Это
требует
от
преподавателя
иной
структуры
занятия:
более
разнообразной,
насыщенной
различными
педагогическими приемами, призванными привлечь внимание аудитории.
Установлено,
что
одной
из
причин
данной
проблемы
является
низкий
уровень перцепции студентов.
Применение деятельностного метода обучения, информационных
технологий, элементов проблемного обучения в преподавании дисциплины
«История
изобразительного
искусства»
позволяет
более
наглядно
и
доступно изложить учебный материал, сделать процесс обучения более
интересным,
повысить
уровень
мотивации
студентов
к
изучению
дисциплины – повысить их эмоциональный интеллект.
С целью подтверждения необходимости использования современных
технологий
обучения
в
процессе
преподавания
дисциплины
«История
изобразительного
искусства»
мы
провели
небольшое
исследование,
в
котором приняли участие студенты 3 курса: экспериментальная (04-31,
специальность 100116 Парикмахерское искусство) и контрольная (04-32,
специальность 100116 Парикмахерское искусство).
Экспериментальная группа 04-31 имеет количественный состав 25
человек, обучающихся по специальности «Парикмахерское искусство» 2 года,
10 месяцев. По окончании колледжа выпускники получают квалификацию
«технолог». Дисциплина «История изобразительного искусства» относится к
профессиональному
циклу
основной
профессиональной
образовательной
программы по специальности 100116 Парикмахерское искусство. Уровень
мотивации студентов группы средний.
Для
определения
начального
уровня
сформированности
качеств,
необходимых
для
успешного
освоения
дисциплины
«История
изобразительного искусства» на первом диагностическом этапе исследования
в
обеих
группах
были
предложены
анкеты,
состоящие
из
7
вопросов,
диагностирующие
уровень
заинтересованности
студентов
в
изучении
дисциплины
«История
изобразительного
искусства»,
уровень
владения
студентами ПК, отношение студентов к выполнению творческих заданий на
занятиях, отношение студентов к самостоятельной работе в ходе изучения
нового
материала
с
использованием
опорных
конспектов
или
технологических
карт,
к
применению
самоконтроля
и
самооценки
выполненных
работ,
к
внедрению
в
структуру
урока
групповых
форм
обучения.
На
вопросы
анкеты
были
возможны
3
варианта
ответов:
«интересно», «средний уровень интереса», «нет интереса» (Приложение А).
В
течение
контрольного
периода
в
экспериментальной
группе
проводились уроки с использованием современных технологий обучения.
Были применены следующие методы и технологии обучения:
-
информационные
технологии.
Объяснение
нового
материала
с
помощью презентации на экране проектора. Презентация имеет следующую
структуру:
название
темы
занятия,
цели
занятия,
слайды
с
кратким
изложением
учебного
материала,
проиллюстрированные
репродукциями
произведений искусства, схемами, фотографиями, контрольные вопросы.
-
деятельностный
метод
обучения.
Изучение
нового
материала
ведется
студентом
самостоятельно
по
заранее
подготовленным
преподавателем модульным блокам, включающим в себя список литературы,
краткий конспект лекций, иллюстрации, контрольные вопросы по изученной
теме, задания для внеаудиторной самостоятельной работы. При этом студент
сам контролирует уровень освоения нового материала и имеет возможность
вернуться к конспекту. Таким образом, студент на занятии осуществляет
следующие виды деятельности: изучение учебного материала, выполнение
самоконтроля и самооценки качества полученных знаний. При такой форме
проведения занятия, студент имеет возможность самостоятельно определять
количество времени для изучения каждого учебного модуля. Для успешно
справившихся
с
изучением
учебного
модуля
студентов
предусмотрены
задания повышенной сложности.
-
групповые формы обучения. Самостоятельные задания, например,
составление контрольных вопросов или проведение сравнительного анализа,
выполняются не индивидуально, а группами по 3-4 человека.
-
выполнение творческих заданий (например, составление каталога
произведений
искусства,
объединенных
одной
темой,
выполнение
автопортрета в стиле «кубизм» или «сюрреализм»).
- электронный образовательный ресурс. В ходе работы над проектом
автором был разработан электронный образовательный ресурс по дисциплине
«История
изобразительного
искусства».
Разработка
ресурса
ЭОР
производилась
в
системе
MOODLE.
Электронный
учебный
курс
по
дисциплине – это тематически завершенный, структурированный автором
учебный материал, который через Интернет или на электронных носителях
поставляется обучаемому.
В
работе
над
электронным
образовательным
ресурсом
были
использованы
программы
Power Point, Microsoft
Word,
входящие
в
пакет
Microsoft Office.
Модуль общей части электронного образовательного ресурса состоит
из видеоприветствия, сведений об авторе, аннотации дисциплины, рабочей
программы,
списка
используемой
литературы,
вопросов
для
зачета,
гиперссылок.
Каждая
тема
электронного
образовательного
ресурса
содержит
лекцию в pdf формате, презентацию по материалу темы с интерактивными
контрольными тестами, видеоматериалы, тест.
В
рамах
эксперимента
электронный
образовательный
ресурс
по
дисциплине
«История
изобразительного
искусства»
был
использован
на
уроке в экспериментальной группе.
По
завершении
контрольного
периода
в
экспериментальной
и
контрольной
группах
студентам
вновь
были
предложены
анкеты.
Сравнительные
результаты
анкетирования
обеих
групп
до
и
после
контрольного периода представлены на рисунках 1-5.
В о п р о с
1
Вопрос
2
Вопрос
3
Вопрос
4
Вопрос
5
Вопрос
6
Вопрос
7
28
8
32
16
20
12
8
44
28
40
40
32
48
32
28
64
28
44
48
40
60
Результаты
анкетирования
№1
экспериментальной
группы
Интересно
средний уровень
Нет интереса
Из рисунков
1 и 3 мы видим, что студенты экспериментальной группы проявляют в
большей степени средний и низкий уровень заинтересованности
Рисунок 1 – результаты анкетирования №1 экспериментальной группы
к
вопросам
анкеты.
Особо
стоит
отметить
низкий
уровень
владения
персональным компьютером, а также большое количество отрицательных
ответов
на
вопрос
4
«Как
Вы
относитесь
к
самостоятельной
работе
по
изучению
нового
материала
с
использованием
опорных
конспектов
или
технологических карт?» (ответили «интересно» 16% опрошенных, средний
уровень интереса у 40% студентов, ответ «нет интереса» составил 44%). На
вопрос
5
«Ваше
отношение
к
применению
самоконтроля
и
самооценки
выполненных
работ»
студенты
экспериментальной
группы
ответили
следующим образом: «интересно» - 20%, «средний уровень интереса» 32%,
«нет интереса» - 48%.
Вопрос
1
Вопрос
2
Вопрос
3
Вопрос
4
Вопрос
5
Вопрос
6
Вопрос
7
48
8
44
44
24
48
52
40
32
48
48
36
40
32
28
60
8
16
40
12
16
Результаты
анкетирования
№2
экспериментальной
группы
Интеесно
Средний уровень
Нет интереса
Рисунок 2 – результаты анкетирования №2 экспериментальной группы
Вопрос
1
Вопрос
2
Вопрос
3
Вопрос
4
Вопрос
5
Вопрос
6
Вопрос
7
32
12
32
16
16
16
16
40
36
32
48
44
52
36
28
52
36
36
40
32
48
Результаты
анкетирования
№1
контрольной
группы
Интересно
Средний уровень
Неи интереса
На
вопрос
6
«Как
Вы
относитесь
к
групповым
формам
работы
на
уроке»
40
%
студентов
экспериментальной группы и 32 % студентов контрольной группы ответили
отрицательно (Нет интереса). На вопрос 7 «Как бы Вы отнеслись к изучению
содержания дисциплины «История изобразительного искусства» с помощью
электронного учебника» 60% студентов экспериментальной группы и 48%
студентов контрольной группы ответили отрицательно.
Рисунок 3 - результаты анкетирования №1 контрольной группы
Вопрос
1
Вопрос
2
Вопрос
3
Вопрос
4
Вопрос
5
Вопрос
6
Вопрос
7
36
16
28
24
16
20
28
36
32
32
40
48
52
32
28
52
40
36
36
28
40
Результаты
анкетирования
№2
контрольной
группы
Интересно
Средний уровень
Нет интереса
Рисунок 4 – результаты анкетирования №2 контрольной группы
Проанализировав
данные
повторного
анкетирования,
проведенного
нами
после
окончания
контрольного
периода,
мы
получили
следующие
результаты.
В
контрольной
группе
качество
ответов
на
вопросы
анкеты
практически не изменилось. Разница составила не более 8 %.
В
экспериментальной
группе
прослеживается
значительное
повышение уровня интереса (рисунок 2). На вопрос анкеты 1 «Интересно ли
Вам содержание дисциплины «История изобразительного искусства», 48%
студентов
ответили
«Интересно»,
вместо
28
%
по
результатам
первого
анкетирования. Количество студентов группы, ответивших «Нет интереса»
сократилось
с
28%
до
12%.
На
вопрос
4
«Как
Вы
относитесь
к
самостоятельной работе по изучению нового материала с использованием
опорных
конспектов
или
технологических
карт»
44%
студентов
группы
ответили «Интересно», при первом анкетировании положительные ответы
составили всего 16 %. На вопрос 6 «Как Вы относитесь к групповым формам
работы на уроке» положительно ответили 48% опрошенных студентов, при
первом
анкетировании
всего
12%
студентов
ответили
«Интересно».
Значительные изменения произошли в ответах на 7 вопрос анкеты «Как бы
Вы
отнеслись
к
изучению
дисциплины
«История
изобразительного
искусства»
с
помощью
электронного
учебника.
52%
студентов
группы
выбрали вариант ответа «Интересно», при первом анкетировании данный
ответ был выбран 8% участников экспериментальной группы.
Эксперементальная группа
Контрольная группа
0
10
20
30
40
50
60
17,7
20
38,3
24
Процент заинтересованности студентов в эксперементальной и контрольной группах
Анкета 1
Анкета 2
Рисунок 5 – процент заинтересованности студентов в
экспериментальной и контрольной группах
На
рисунке
5
показаны
изменения
среднего
п р о ц е н т а
заинтересованности студентов в экспериментальной и контрольной группах.
Диаграмма
наглядно
демонстрирует
рост
процента
заинтересованности
студентов
экспериментальной
группы
после
проведения
контрольного
периода в 2,2 раза. Второй ряд диаграммы отображает изменения среднего
процента
заинтересованности
студентов
контрольной
группы,
которые
составили всего 4 %.
Использование
индивидуальных
и
групповых
бесед
в
качестве
исследовательского метода в нашей работе подтвердил данные, полученные
путем анкетирования студентов. Большинство студентов признают уроки,
спроектированные с применением современных педагогических технологий
более
эффективными.
Показательны
следующие
высказывания
студентов:
«было интересно работать группой, нам хотелось выполнить задание лучше и
быстрее, чем в других группах», «понравилось изучать материал, разбитый
на учебные модули и самостоятельная оценка полученных знаний. Успела на
уроке выполнить все задания, а также домашнюю работу», «урок нагляднее и
лучше запоминается, когда идет показ презентаций и учебных фильмов»,
«занятие прошло необыкновенно быстро. Было интересно каждую минуту
урока».
Проведенный
анализ
наших
исследований
позволяет
сделать
следующий вывод: в результате использования активных методов в процессе
преподавания
дисциплины
«История
изобразительного
искусства»
повышается
эмоциональный
отклик
студентов
на
процесс
познания,
мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями,
умениями
и
практическом
их
применении. Современные
технологии
в
обучении способствуют
развитию
творческих
способностей
студентов,
устной
речи,
умения
формулировать
и
высказывать
свою
точку
зрения,
активизируют мышление.
Таким
образом,
проведенный
эксперимент
показал
эффективное
влияние современных технологий и методов обучения на повышение уровня
мотивации студентов к изучению «Истории изобразительного искусства».