Напоминание

Патриотическое воспитание как фактор формирования личности подростка


Автор: Власков Вячеслав Игоревич
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Алые паруса"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание как фактор формирования личности подростка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Патриотическое воспитание как фактор

формирования личности подростка

Автор: социальный педагог ГБУ ЦССВ «Алые паруса» г. Москвы

Власков В.И.

Сегодня

одна

из

главных

задач

в

нашей

стране,

это

гражданско-

патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это особо важно для

наших юных воспитанников, для тех, кто вырос уже не в Советском Союзе.

В те времена молодёжь страны собиралась на пионерские слёты и все

вместе у костра пели патриотические песни, с упоением играли в военно-

патриотическую

игру

«Зарницу»,

создавали

музеи,

ходили

в

поисковые

походы,

помогали

пожилым

людям,

чтили

честность

и

откровенность,

берегли память о подвигах своих дедов и отцов.

Жизненное самоопределение воспитанников учреждений для детей-

сирот никогда не было простым делом, а в современной

социально –

политической ситуации оно значительно усложнилось. В своём докладе к

Федеральному собранию 15 января 2020 г. Президент нашей страны В.В.

Путин особо отметил значение программы по патриотическому воспитанию

подрастающего поколения. Он подчеркнул, что все, от малого до великого,

должны быть не только в курсе всех событий, но и хорошо знать о наших

исторических подвигах, о героических и трагических страницах в истории

своей страны, свято хранить память о защитниках Отечества и передавать её

следующим поколениям. Сегодня государство уделяет большое внимание

патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие

обеспечения

национальной

безопасности

Российской

Федерации.

Воспитание

патриотизма

предлагает

целенаправленное

формирование

и

последовательное развитие комплекса позитивных личностных качеств у

подрастающего поколения. Основной такого развития является духовно –

нравственная и социокультурная направленность социально-педагогической

работы с воспитанниками. При этом патриотизм формируется в единстве

духовности,

гражданственности

и

социальной

активности

личности,

осознающей свою неразрывную связь с Отечеством и его историей. Мы в

своей работе делаем всё возможное для наших ребят и активно проводим

работу по формированию у них чувства патриотизма, любви к Родине,

уважения

к

старшему

поколению,

заботе

об

окружающей

среде

и

ориентации на здоровый образа жизни.

Наши

воспитанники

принимают

активное

участие

во

многих

мероприятиях различного уровня, посещают места исторической памяти,

музеи, активно участвуют в городском видео-конкурсе «Связь поколений» и

общегородском конкурсе рисунков «Нет краше Родины нашей!», дружат с

ветеранами района Отрадное, волонтёрами движения «50+» и «Бабушкины

университеты». Тематические мероприятия регулярно проводятся и в нашем

центре. Совместно с педагогами дети подготовили макеты: «Севастополь –

город герой!», «Танковое сражение под Прохоровкой», «Военный госпиталь

в

лесу»,

которые

активно

используются

как

наглядный

материал

на

мероприятиях, и в частности, применялись в военно-патриотическом квесте

«Вместе мы историю победы сохраним!»

Далее

представлен

краткий

конспект

открытого

занятия

с

воспитанниками на тему: «Сохраним память о тех, кто отстоял Москву».

«Сохраним память о тех, кто отстоял Москву»

«Москва!....

Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!»

А.С. Пушкин

Цели: Воспитание гражданско – патриотических чувств у детей и

подростков на основе знаний об истории Великой Отечественной войны

1941-1945 гг. и подвиге советского, многонационального народа.

Задачи:

1. Формирование у воспитанников понятий об отваге и стойкости,

самопожертвовании и любви к Родине.

2. Формирование навыков сотрудничества и сотворчества у воспитанников в

ходе

подготовки

и

проведения

мероприятия.

Формирование

умения

выступать перед аудиторией, развитие связанной речи.

3. Совместная деятельность с непосредственными участниками событий

Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг., направленная на углубление и

расширение знаний воспитанников о войне, воспитание любви к Родине,

чувства патриотизма, уважительного и благодарного отношения к ветеранам

и пожилым людям.

Мероприятие

проводят

воспитанники

группы

под

руководством

социального педагога

На

мероприятие

приглашены:

участники

Великой

Отечественной

войны

1941-1945

гг.,

председатель

Совета

ветеранов

Великой

Отечественной

Войны района «Отрадное» г. Москвы, представители организации «Дети

войны».

Материально

техническая

база:

выставка

рисунков

и

макетов,

изготовленных воспитанниками группы в ходе подготовки к мероприятию,

тематическая презентация «Защитим родную землю».

Ход мероприятия.

Ведущий:

Сегодня

мы

вспомним

о

защитниках

столицы

нашей

Родины,

города

Москвы. В первые месяцы войны, направление вражеских войск на Москву

являлось стратегически крайне важным. Взятие столицы – для врага это

почти уже победа.

Битва за Москву началась 30 сентября 1941 года. Именно в этот день

немецкое

командование

приступило

к

реализации

плана

«Тайфун».

На

направлении главного удара немецкое командование создало мощный кулак,

который

по

численности

людей,

техники

и

орудий

в

несколько

раз

превосходил ресурсы советского командования. В результате, на начальном

этапе наступления немецким войскам удалось окружить 5 советских армий.

В окружение попало более 600 тысяч человек. Случилось это 5 – 6 октября

1941

года

в

районе

Вязьме.

Окруженные

войска

оказали

жесткое

сопротивление, сковывая до 20 немецких дивизий.

Чтец:

Москва, я твой бесстрашный сын.

К врагам и беспощаден буду.

Я стану искрой той грозы.

Что пепелит врага повсюду.

Тебя, пройдя огонь и дым.

Спасу я подвигом своим.

Чтец:

Я, ребята на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но как видите, - живой.

Не имел, ребята, право

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву

В День Победы вместе с вами

Видеть небо синеву.

Помнить всех, кто в горький час.

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо родину беречь

По-солдатски, свято

Ведущий: После этого дорога на Москву была открыта и начались бои

непосредственно в черте города. Причём, осадное положение Москвы было

объявлено 20 октября 1941 года. До объявления осадного положения, сотни

тысяч москвичей рыли окопы вокруг города. Положение было таким, что

немецкие войска могли начать свою атаку на столицу из любого района. И

здесь на помощь советской армии пришла погода. Практически все дороги

были приведены в состояние непригодности.

Чтец:

В атаку стальными рядами

Мы поступью твёрдой идём.

Родная столица за нами,

Рубеж нам поставлен вождём.

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной, обороной стальной

Разгромим,

Уничтожим врага.

На марше развиваются взводы.

Гудит под ногами земля.

За нами родные заводы

И красные звёзды Кремля.

Для счастья своими руками

Мы строили город родной.

За каждый расколотый камень

Отплатим мы страшной ценой.

Не смять богатырскую силу.

Могуч наш заслон огневой.

Мы выроем немцу могилу

В туманных полях под Москвой.

Исполнение песни:

«Дорогая мая столица, золотая мая Москва!» (композитор И.Дунаевский)

Ведущий:

5

декабря

1941

года

началось

контрнаступление

советской

армии.

На

протяжения 900 километров фронта Красная армия перешла в наступление.

На

разных

участках

фронта

немцы

были

отброшены

от

100

до

250

километров к западным границам. Это стало первым поражением немецкой

армии в рамках второй Мировой войны.

Чтец:

Мы не дрогнем в бою за Отчизну свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной остановим

Отбросим врага.

Чтец:

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву,

Мы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву.

Чтец:

Давно ушла от вас война,

Седые стали ветераны.

И сорок пятая весна

Доныне лечит ваши раны.

Вот отстояли мир в боях

С врагом жестоким и коварным.

И навсегда в людских сердцах

Ваш подвиг будет легендарным.

И сколько вёсен пройдёт –

Одну мы помнить будем свято,

Весну, которую народ

Великой сделал в сорок пятом.

Ведущий: Низкий поклон нашим ветеранам! Мы всегда будем хранить

память о подвиге наших предков, отстоявших свободу и независимость

нашей Родины!

Совместное исполнение песни Д. Тухманова и В.Харитонова «День

Победы!».

Литература:

1.

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2016-2020 годы».

2.

Пушкин А.С. Стихотворения // Художественная литература. – М. – 1991.

3.

Спицына

Т.

А.,

Веселов

Д.

В.

Военно-патриотическое

воспитание

учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 76-78.



В раздел образования