Автор: Лукерия Ивановна Татаринова
Должность: педагог дополнительного образования МБУ ДО
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: с.Бердигестях Горного района РС (Якутия)
Наименование материала: Доклад
Тема: "Духовно-нравственное воспитание через эстетические кружки"
Раздел: дополнительное образование
Республиканские дистанционные педагогические чтения педагогов
«Дополнительное образование учащихся как система саморазвития и
самореализации личности ребенка»
Духовно-нравственное воспитание через художественно-
эстетические кружки
Выполнила: педагог Центра дополнительного
образования Татаринова Л.И.
2019г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей….5
1.1 Концепция духовно-нравственного воспитания
1.2 Национальный воспитательный идеал - как высшая цель образования
Вывод……………………………………………………………………………7
Глава
2.
Работа
художественно
-
эстетических
кружков
Центра
дополнительного образования
по нравственно-эстетическому воспитанию
детей………………………………………………………………………..….. 9
2.1 Содержание деятельности художественно-эстетических кружков Центра
дополнительного образования детей…………………………………………...10
2.2
Достижения
воспитанников
как
результат
творческой
деятельности
педагогов…………………………………………………………………………13
Вывод……………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………..
Введение
Актуальность: Центров дополнительного образования детей необходимо
рассматривать
как
важнейший
социальный
институт,
который
во
взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые
условия
для
духовно-нравственного,
интеллектуального,
социального,
эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Объект исследования: Процесс духовно-нравственного воспитания детей в
художественно-эстетических кружках Центра дополнительного образования
им.Л.Е.Лукиной.
Цель: Определить основные педагогические условия развития нравственного
и
духовного
потенциала
как
основы
личностного
роста
обучающихся.
Воспитание + обучение + развитие = личность
Задачи:
Выработка
учащимися
активной
жизненной
позиции,
сознательного
отношения
к
общественному
долгу,
единства
слова
и
дела,
нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям, через
формирование отношения к себе и к другим людям, к окружающему
миру
как
к
ценности,
развитие
сознания
ребенка
и
его
душевных
качеств.
Духовно-нравственное
развитие
гражданина
России
–
это
процесс
последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы,
формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать
отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на
основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных
установок.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе
ежегодных
посланий
Президента
России
Федеральному
собранию
Российской Федерации. /изд-во «Просвещение», М.,2009/
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования
(далее
—
Стандарта)
духовно-нравственное
развитие,
воспитание
и
социализация
обучающихся
определены
как
задачи
первостепенной
важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного
Закона
устанавливает,
что
"основные
общеобразовательные
программы
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
(полного)
общего
образования
обеспечивают
реализацию
федерального
государственного
образовательного
стандарта
с
учетом
типа
и
вида
образовательного
учреждения,
образовательных
потребностей
и
запросов
обучающихся,
воспитанников
и
включают
в
себя
учебный
план,
рабочие
программы
учебных
курсов,
предметов,
дисциплин
(модулей)
и
другие
материалы,
обеспечивающие
духовно-нравственное
развитие,
воспитание
и
качество
подготовки обучающихся".
Согласно
требованиям
Стандарта
в
структуре
основной
образовательной
программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования,
базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным
предметам
и
другим
разделам
предусматривается
концепция
духовно-
нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и
социализации обучающихся.
Концепция
и
примерная
программа
задают
основные
характеристики
организации воспитательного процесса в современной школе. В концепции
духовно-нравственного
воспитания
формулируются
цели
и
задачи
воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых
национальных
ценностей,
лежащая
в
основе
учебно-воспитательного
процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного
развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского
общества, конфессиями.
Примерная
программа
во спитания
и
социализации
у ч а щи хс я
разрабатывается
на
основе
концепции
духовно-нравственного
воспитания
российских
школьников.
Она
является
концептуальной
и
методической
основой
для
разработки
образовательным
учреждением
собственной
программы воспитания и социализации школьников с учетом культурно-
исторических,
этнических,
социально-экономических,
демографических
и
иных
особенностей
региона,
запросов
обучающихся
и
их
родителей,
регионального сообщества.
Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна
быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе
их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей
этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим
ценностям
в
контексте
формирования
у
них
идентичности
гражданина
России.
Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной
программе,
должны
быть
интегрированы
во
все
виды
деятельности
школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-
полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В
процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать
все
субъекты
воспитания
и
социализации
детей
и
молодежи:
семью,
институты государства и гражданского общества, традиционные российские
религиозные
организации,
учреждения
дополнительного
образования,
культуры и спорта, СМИ.
В
основе
организации
учебно-воспитательного
процесса
лежит
национальный
воспитательный
идеал,
понимаемый
как
высшая
цель
образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на
воспитание,
обучение
и
развитие
которого
направлены
усилия
основных
субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических
партий, религиозных и общественных организаций.
Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника.
Первый
—
Закон
"Об
образовании".
В
ст.
14,
п.
1—2
сформулированы
национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание
образования:
самоопределение
личности,
создание
условий
для
ее
самореализации; укрепление и совершенствование правового государства;
адекватный
мировому
уровень
общей
и
профессиональной
культуры
общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню
знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины
мира;
интеграция
личности
в
национальную
и
мировую
культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общества
и
нацеленного
на
совершенствование
этого
общества;
формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие
кадрового потенциала общества.
Второй
источник
—
отечественный
педагогический
опыт
во
всей
его
исторической
полноте.
Национальный
воспитательный
идеал
имеет
конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной
эпохи. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии
и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа.
Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и
даже
государства
в
общем
пространстве
религиозного,
духовно-
нравственного
воспитания.
Православная
вера
была
одним
из
важных
факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать
страну,
территория
которой
постоянно
расширялась,
нужна
была
общая
система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как
честь,
верность,
соборность,
самоотверженность,
служение,
любовь.
Православие
объединяло
русских
(ими
считались
все
принявшие
православие,
а
не
только
великороссы)
людей
в
единый
народ.
Именно
поэтому
защита
русской
земли
приравнивалась
к
защите
православия
и
наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой
Православной Руси. В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой
заключалась
в
централизации
и
концентрации
государственной
власти
в
руках
правящего
монарха.
Государство
возвышается
над
церковью,
формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный,
слуга царю и отечеству".
Образовательная
система
ориентируется
на
задачи
подготовки
профессиональных
кадров
для
государственных
нужд.
"Всяческое
беззаветное
служение
на
благо
и
на
силу
Отечества,
—
утверждал
М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла" (Ломоносов
М.В. Для пользы общества. М., 1990. С. 42). Главным в воспитании он считал
формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью,
любовью к науке, трудолюбием, служением России. Представление о новом
воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная
школа, содержала книга "О должностях человека и гражданина", изучавшаяся
с
1783
г.
во
всех
учебных
заведениях
империи.
В
ней
были
изложены
нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе
Отечества
была
важнейшей.
Для
императорской
России
был
характерен
идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В XIX в. происходит
возвращение к нравственно-религиозному подходу. Александра I отменяет
чтение книги "О должностях человека и гражданина" в образовательных
учреждениях,
Закону
Божьему
возвращается
статус
главного
учебного
и
воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной
политики,
направленной
на
воспитание
благонадежных
подданных,
преданных и полезных монархии и Отечеству.
После
октябрьской
революции
1917
г.,
в
советский
период,
государство
обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. В
дореволюционную
эпоху
"обожение"
власти
сдерживалось
православием,
пониманием
ценности
человека
как
творения
Божьего
и
его
права
на
духовное совершенствование. Устраняя влияние церкви на общественную и
личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само
претендовало
на
то,
чтобы
стать
новой
вселенской
церковью.
Власть
обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который
выводит свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в
коммунизм — Землю обетованную. Спектр жизненных смыслов сжимается
до веры в коммунизм и беззаветного служения партии и советскому народу
(фактически
—
советскому
строю).
Важнейшей
педагогической
задачей
становится формирование советского человека, строителя коммунизма. Конец
прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской
истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный
педагогический идеал — свободная в своем самоопределении и развитии
личность.
В
определении
современного
национального
воспитательного
идеала
необходимо
опираться
на
отечественные
традиции
и
сохранять
преемственно сть
по
отношению
к
во спит ательным
и д е а л а м
предшествующих эпох. Российская школа призвана к воспитанию личности
свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает
возможными
социальный
и
экономический
прогресс.
Вместе
с
тем,
личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо
говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне
времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России.
В
этом
плане
современный
гуманистический
идеал
актуализирует
такие
качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству,
приверженность традиции.
В
условиях,
когда
государство
и
общество
стоят
перед
необходимостью
модернизировать
страну,
большое
социальное
и
политическое
значение
приобретают
солидарная
устремленность
в
будущее,
нацеленность
на
достижение качественно нового общественного состояния, наполненность
личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее должна
исходить
из
глубокой
приверженности
национальным
духовным,
культурным, историческим традициям, из нашего героического прошлого.
Патриотическая,
творческая,
созидательная
личность
должна
не
только
любить
Россию,
но
по
гражданскому
долгу
и
по
совести
нести
ответственность за свое Отечество перед современниками, памятью предков
и жизнью потомков.
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского
народа.
Воспитательный
идеал
является
компонентом
и,
одновременно,
универсальной
педагогической
технологией
решения
важнейшей
национальной
задачи
преумножения
российского
народа
в
численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления
духовно сти
и
нравственно сти,
гражданской
солидарно сти
и
государственности, развития образования, науки и культуры.
В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального
воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна
из
приоритетных
задач
общества
и
государства
—
воспитание
духовно-
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России. Формирование такой личности — задача простая: она может быть
решена
в
отдельной
семье,
—
и
предельно
сложная,
поскольку
требует
изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки
социальных отношений, модернизации страны в целом.
Духовно-нравственное
воспитание
гражданина
России
—
это
начало
и
результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса
общества.
Модернизация
страны
начинается
с
воспитания
личности,
способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения
качества
жизни
в
стране,
т.е.
создания
максимально
благоприятных
(по
мировым стандартам) условий для развития личности.
ВЫВОД
Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть
две
стороны
одного
процесса,
который
приближенно
можно
назвать
прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал
и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только
системой
образования.
Их
реализация
требует,
применительно
к
образованию,
консолидации
сил,
согласования
полномочий
и
ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности,
общества и государства.
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно
обеспечить:
готовность
и
способность
учащихся
к
духовному
развитию,
реализации
творческого
потенциала
в
предметно-продуктивной,
социальной
и
профессиональной
деятельности
на
основе
нравственных
установок
и
моральных
норм,
непрерывного
образования,
самовоспитания
и
универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";
укрепление
нравственности
—
основанной
на
свободе
воле
и
духовных
отечественных
традициях
внутренней
установки
личности
школьника
поступать согласно своей совести;
формирование
морали
—
осознанной
обучающимся
необходимости
определенного
поведения,
основанного
на
принятых
в
обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности
школьника
формулировать
собственные
нравственные
обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения
моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
принятие
обучающимся
базовых
общенациональных
ценно стей,
национальных духовных традиций;
позитивную нравственную самооценку и самоуважение;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям,
мыслям и поступкам;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание
ценности
человеческой
жизни,
нетерпимость
к
действиям
и
влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному
здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в
пределах своих возможностей;
свободолюбие
как
способность
к
сознательному
лично стному,
профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в
сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом,
Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно
обеспечить:
сформированность идентичности гражданина России на основе принятия
учащимися
национальных
духовных
традиций,
базовых
национальных
ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;
готовность
граждан
солидарно
противостоять
глобальным
вызовам
современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;
укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического
мира и согласия;
повышение
роли
институтов
гражданского
общества,
традиционных
российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и
молодежи;
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;
сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
приобщение к ценностям и традициям российской семьи;
бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;
законопослушание
и
сознательно
поддерживаемый
гражданами
правопорядок;
преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.
В
сфере
государственных
отношений
духовно-нравственное
воспитание
должно обеспечить:
укрепление и совершенствование правового государства;
повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и
общественных организаций;
повышение
эффективности
государственной
власти
в
процессах
модернизации страны;
укрепление национальной безопасности.
В
решении
комплекса
задач
духовно-нравственного
воспитания
должны
принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом
процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе. Именно
она
является
ключевым
элементом
интегративного,
социокультурного,
общенационального
пространства
непрерывного
(в
течение
всей
жизни)
духовно-нравственного
развития
личности
гражданина
России.
Такое
пространство еще предстоит создать.
Глава
2.
Работа
художественно
-
эстетических
кружков
Центра
дополнительного
образования
по
нравственно-эстетическому
воспитанию детей
Центр дополнительного образования определил цель образовательной
деятельности следующим образом: создать каждому ребенку условия
индивидуального
развития
в
зависимости
от
его
способностей,
потребностей,
жизненных
ценностей
и
социальных
установок.
Современные социально-экономические условия нашего общества, период
внедрения новой образовательной концепции ставит перед нами воспитание
нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина
России.
Основные задачи кружков:
-
формирование
в
ребенке
эстетического
начала,
эстетическую
культуру;
создание эстетических ценностей;
- приобщение детей к богатству национальной и мировой культуры;
- приобщение школьников к духовно – нравственным
ценностям, через
формирование отношения к себе и к другим людям, к окружающему миру как
к ценности, развитие сознания ребенка и его душевных качеств;
- развивать способности к творчеству;
- раскрытие таланта;
- организация содержательного отдыха подростков;
Содержание деятельности в кружках основывается на запросах детей и
соответствует их выбору. Художественно - эстетическое воспитание - это,
прежде всего занятия различными видами искусства.
В
программу
обучения
входят:
песенно-музыкальное
творчество
студия
эстрадной
песни
«Кэмус
далаЬа»
руководитель
Сидоров
К.К
хореографическое
творчество
танцевальный
ансамбль
«Кэрэчээн»
руководитель
Кычкина
Л.П.,
народное
творчество
фольклорный
кружок
«Хомус эйгэтэ» руководитель Татаринова Л.И.
Кадровое обеспечение
№
Ф.И.О.
педагога
Образование
Учебное
заведение
Общий
стаж
Педстаж
Год
последней
аттестации
категория
1.
Сидоров Карл
Кононович
среднее
-
28
Пед. 9
2017г.
1 катег.
2.
Кычкина
Любовь
Петровна
высшее
ЯГУ
28
Пед. 18
2016г.
высшая
3.
Татаринова
Лукерия
Ивановна
высшее
ХГИК
37
Пед. 26
2015г.
высшая
4.
Кириллина
Анна
Романовна
высшее
СВФУ
29
Пед. 15
2016г.
1 катег.
Танцевальный коллектив «Кэрэчээн» руководитель Кычкина Л.П.. работает
по
программе
общеобразовательная,
общеразвивающая
программа
«Кэрэчээн»
Хореография
учит
детей
красоте,
развивает
ловкость,
выносливость,
формирует
осанку
и
гибкость.
Изучение
башкирских
танцев
прививает
любовь
к
своему
народу,
к
культуре
своего
народа.
Приобщаясь
к
национальным танцам, дети видят красоту танца, возникает интерес к танцам
других народов мира. В репертуаре коллектива в основном якутские танцы.
Имеются и танцы других народов мира: цыганский, индийский, арабский,
русский, современные и бальные танцы. Коллектив участвует в районных
конкурсах
и
смотрах
художественной
самодеятельности.
А
также
наш
коллектив
принимает
активное
участие
в
республиканских,
улусных
мероприятиях. Принимая участие в праздниках, фестивалях и концертах,
возрастает
общественная
значимость
и
активность
участников
хореографического кружка.
Актуальным становится самореализация личности в условиях сегодняшнего
времени. Поэтому учащиеся, участвуя в деятельности хореографического
кружка, реализуют эту потребность.
Цель
программы
–
Создание
условий
для
развития
д е т с ко го
хореографического искусства.
Для реализации поставленной цели решаются задачи различного характера.
Задачи:
1)
образовательные
–
овладение
детьми
основ
хореографического
мастерства; организация постановочной и концертной деятельности;
2) развивающие
– развитие у детей способностей к самостоятельной и
коллективной работе; развитие мотиваций на творческую деятельность;
3) воспитательные – создание крепкого, дружного коллектива, условий для
общения; 4) адаптация к современной жизни.
Отличительной
особенностью
этой
дополнительной
образовательной
программы от других существующих программ является изучение истории
происхождения якутских танцев, изучение якутского обрядового танца.
Программа делится на три этапа обучения:
Подготовительный этап (для детей 6 – 9 лет);
Основной этап (для детей 9 – 13 лет);
Заключительный этап (для детей 13-15 лет).
Срок реализации:
1 год обучения – 2017- 2018 учебный год;
2 год обучения – 2018 – 2019 учебный год;
3 год обучения – 2019 -2020 учебный год.
Форма занятий – теоретические и практические занятия.
Режим занятий:
Продолжительность занятий с младшей группой 45 мин с перерывом 5 мин, в
неделю 2 занятий. Продолжительность занятий с средней группой 45 мин с
перерывом 5 мин, в неделю 9 занятий. Продолжительность занятий с старшей
группой 45 мин с перерывом 5 мин, 7 занятий.
Вокальная студия «Кэмус далаЬа» рук. Сидоров К.К. работает по программе
«Эстрадное
мастерство
и
духовно-нравственное
воспитание
детей
путём
приобщения к музыке». Детская эстрадная студия работает на базе МБОУ ДО
ЦДОД с 2002 года. В студии занимаются дети среднего и старшего школьного
возраста с 12- 18 лет. Воспитанники студии всегда принимают активное
участие в культурной жизни села, улуса и республики. Студия работает в
тесном сотрудничестве с ГРЦД, отделом молодёжи и управлением культуры
МР,
администрациями
МО
«Бердигестяхский
наслег»,
союзом
авторов-
песенников РС (предс.Егоров А.В.) Центром Культуры им. А.Е.Кулаковского.
Фольклорный
кружок
«Хомус
эйгэтэ»
работает
по
программе
«Ырыаны-
тойугу
толоруу,
хомуЬу
тардыы
ньымаларыгар
сатабылы
ицэрии».
Программа рассчитана на 3 года, посещают кружки дети младшего, среднего,
старшего звена.
В
процессе
занятий
в
кружках
ребята
не
только
постигают
секреты
танцевального,
вокального,
актерского
исполнительства,
но
и
развивают
художественный вкус, повышают общий культурный уровень. Творческие
коллективы
Центра
проводят
большую
концертную
деятельность
на
различных площадках района, города и республики, участвуют в улусных,
республиканских и международных конкурсах, мероприятиях.
Традиционными стали организация и проведение республиканского
конкурса эстрадной песни «Кэмус далаЬа» инициатором и автором проекта
является педагог Центра Сидоров К.К., нынче провели 7 раз, где приняли
участие 135 участников из 6 улусов республики. Каждые два года проводим
улусный
конкурс
фольклора,
инициатором
конкурса
является
педагог
Татаринова Л.И. Педагоги художественно - эстетических кружков со своими
воспитанниками
участвуют
в
различных
республиканских,
улусных
конкурсах
таких
как:
«Сардацалаах
аартык»,
«Кэмус
далаьа»,
«Хоровод
дружбы»,
«Танцует
Горный»
и.др.
По
возможности
выезжают
в
международные конкурсы. В этом году впервые провели улусный смотр-
конкурс
школьных
вокальных
ансамблей,
где
приняли
участие
133
участников, 14 вокальных коллективов. Проведен круглый
стол
по
обмену
опытом «Роль вокального искусства
в духовно-нравственном воспитании
детей»
За 2018-2019 учебный год 3 педагога работали по 3 направлениям: вокальное
исполнительское искусство, танцевальное, фольклорное. Всего охвачено 202
учащихся кружками эстетического направления. Фундаментальных курсах
обучился 1 педагог (Татаринова Л.И.) проблемных курсах ИРО и по охране
труда
обучились
3
педагога
(Кычкина
Л.П.
Татаринова
Л.И.)
Педагоги
эстетического
направления
активно
участвовали
в
улусных
и
республиканских конкурсах,
Достижения воспитанников художественно-эстетического направления
Студия «Кэмус ДалаЬа»
Участие на V-м Международном конкурсе музыкально-художественного
творчества "ЗОЛОТО БАЛТИКИ" 9 - 12 июня 2018 г. г. Калининград
1. Герасимова Арина - Лауреат II ст.
2. Лукин Эрхаан - Лауреат II ст.
3. Харитонова Сардаана - Лауреат I ст..
2) Участие в культурной программе открытия выставки в рамках
Республиканской педагогической ярмарки "Сельская школа &
Образовательная ярмарка - 2018" 28 - 30 июня 2018 г. с. Бердигестях.
Педагог Сидоров К.К. награжден Благодарственным письмом "За высокий
профессиональный уровень в подготовке участников V-го Международного
конкурса музыкально-художественного творчества "ЗОЛОТО БАЛТИКИ" и
плодотворное сотрудничество" Международная Академия Музыки
Е.Образцовой, ТО "ТРИУМФ", Министерство по культуре и туризму
Калининградской области, АНО ДПО "Санкт-Петербургская Академия
последипломного образования".
Специальный Приз "За сохранение национальных культурных традиций"
Оргкомитета конкурса. Награжден юбилейной медалью 100-летию ДО РФ.
Достижения танцевального коллектива «Кэрэчээн»
Республиканский конкурс "Первые шаги"12 детей Лауреаты мл группа
ст.группа Лауреаты18
Участие воспитанников Поколение Некс мл.группа 27 детей Гран При ;
ст.группа 20 детей Гран при
Шефство с колледжом культуры и искусства г.Якутск 10 учащихся
Участие в Ритме танца республиканского конкурса мл.группа 27 уч-ся,
Дипломанты 3 степени ст.группа 17 учащихся; Сертификаты руководителю
Благотворительный концерт в реабилитационном центре 8 детей.
Улусный конкурс танцевальных коллективов "Хаар кыырпахтара".
Номинация "Хаар кыырпахтара" и денежный приз на сумму 2000 тр
сертификат на 38 детей. 26 января
Выступление на Елке Главы.
Приняла участие на Авторском семинаре
педагога Алексеевой Лилии Николаевны .Участие в Акции "Елка Добра».
1. Республиканский конкурс "Сарданаалаах аартыктар" лауреат 2 степени, 16
детей с. Ектемцы 2. Открытие года Детство в БУГ учавствовало 48
детей 21 февраля 3. Участие в открытии респуб. мероприятия "Молодые
педагоги",
участие всероссийской НПК "Ларионовские чтения"- сертификат
1. Республиканский конкурс танцевальных коллективов Саргылаах са5ахтар
диплом 2 степени участвовало 16 детей, сертификат участника 16. Намцы
2. Улусный конкурс "Танцует Горный" дипломы 2 и 3 степени, сертификат
участие 48 детей.
3. Международный фестиваль "Бриллиантовые нотки" дипломанты 1 степени
с
22 марта участие мастер - класс об участие ДШИ по проекту "музыка для
всех" и рисуем все сертификат на 16 детей,
1. Благодарственное письмо руководителю 2.Благодарственное письмо
3. Благодарственное письмо руководителю.
Награды педагога Кычкиной Л.П. Номинация "Преданность профессии";
Медаль к 100 летию Дополнительного образования в России.
Достижения воспитанников фольклорного кружка «Хомус эйгэтэ»
Фольклорный ансамбль «Сардаана» 2б класс в улусном конкурсе фольклора
получили
Номинацию
«Лучший
фольклорный
коллектив».
Кириллина
Нарыйа Лауреат 2 степени в номинации осуохай. Оля Михайлова, Сайаана
Екечьямова
Лауреаты
2
степени
в
номинации
хомус.В
республиканском
конкурсе Бриллиантовые нотки фольклорный ансамбль «Сардаана» стали
Лауреатами 2 степени и получили приглашение в Москву. Документальный
фильм «Хомус» (Варган) в заочном всероссийском конкурсе видеофильмов
Санкт-Петербурге
получил
Диплом.
В
этом
фильме
были
сняты
воспитанники
кружка
«Хомус
эйгэтэ»
и
взрослый
состав
ансамбля
хомусистов
Сарыада.
Фольклорный
ансамбль
Сарыада
стал
Лауреатом
1
степени Международного конкурса «Жизнь городов» г. Москва в номинации
фольклор
и
получил
Гран
При
Международного
конкурса
«Творчество
народов мира» в номинации инструменты (хомус). Ансамбль «Сардаана»стал
Дипломантом
республиканского
конкурса
«Первые
шаги».Педагог
Татаринова Л.И. награждена благодарственным письмом Главы МР Горный
улус,
дипломом
Международного
конкурса
«Творчество
народов
мира».Награждена юбилейной медалью 100летию ДО РФ.
Участие воспитанников художественно-эстетических кружков в улусных
республиканских, всероссийских и международных конкурсах
Позитивный
результат
воспитанников
эстетических
кружков
является
результатом творческой деятельности педагогов. Истинной целью каждого
педагога является индивидуальный подход каждому воспитаннику, раскрытие
природных
дарований,
возможность
реализовать
себя
как
индивидуума.
Каждый педагог вкладывает
своих воспитанниках основу нравственного
воспитания,
учит
прекрасному
и
эти
человеческие
качества
помогут
реализовать себя в обществе.
Базовые
ценности
должны
быть
отражены
в содержании
внеурочных
воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий,
игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм
дополнительного
образования.
Основной
педагогической
единицей
внеурочной
деятельности
является культурная
практика —
организуемое
педагогами
и воспитанниками
культурное
событие,
участие
в котором
расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Внешкольная
деятельность.
Внешкольные
мероприятия:
экскурсии,
разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические,
военно-патриотические
мероприятия,
учебные
бизнес-мероприятия,
полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-
открытого
образовательного
пространства.
Основной
педагогической
единицей
внешкольной
деятельности
является социальная
практика —
педагогически
моделируемая
в реальных
условиях
общественно-значимая
задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников
социальную
компетентность
и опыт
конструктивного
гражданского
поведения.
Социальные
практики
позволяют
школьнику
получать
опыт
нравственно
значимого
поступка,
переводя
содержание
национальных
ценностей
в план
общественно
значимой
деятельности.
В организации
и проведении
социальных
практик
могут
принимать
участие
не только
педагоги
и школьники,
но и иные
субъекты
гражданской
деятельности:
ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители
служб социальной помощи и т.д. Во внеурочной и внешкольной деятельности
формируется эмоционально-ценностный
и поведенческий
компоненты
российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет
семейное воспитание.
Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы
имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования.
Школа
и семья
должны
создавать
целостное
пространство
духовно-
нравственного
развития
младшего
школьника.
На последующих
ступенях
общего
образования
эта
связь
сохраняется,
но на первый
план
выходят
воспитательные
отношения
школы
и социума.
Процессы
школьного
и семейного
воспитания
необходимо
синхронизировать
организационно
и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему
творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими
родителями.
Например,
в рамках
подпрограммы
«Бережливость»
одно
из заданий
может
быть
названо
«Мой
семейный
бюджет».
Для
его
выполнения школьник с помощью родителей определяет статьи семейного
бюджета, расходы по ним за месяц, составляет свой собственный бюджет
(расходы на школу, одежду, развлечения и т.д.), оптимизирует свой личный
бюджет
в рамках
бюджета
семьи,
определяет
возможности
экономии
родительских
средств,
их рационального
использования.
Такого
рода
школьные
семейные
задания
помогают
родителям
выстраивать
содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную
деятельность.
Взаимодействие
семьи
и школы
содействует
духовно-
нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников,
но и их родителей.
Такое
взаимодействие
можно
рассматривать
как
социально-педагогическую
технологию
нравственного
оздоровления
общества.
ВЫВОД
Таким
образом
духовно-нравственное
воспитание
-
педагогически
организованный
процесс
усвоения
и
принятия
обучающимся
базовых
национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и
культурных,
духовных
и
нравственных
ценностей
многонационального
народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации
последовательное
расширение
и
укрепление
ценностно-смысловой
сферы
личности,
формирование
способности
человека
оценивать
и
сознательно
выстраивать
на
основе
традиционных
моральных
норм
и
нравственных
идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом.
Духовно-нравственное
развитие
гражданина
России
–
это
процесс
последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы,
формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать
отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на
основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных
установок.
Использованная литература:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании», /изд-во «Просвещение»,
М.,2009/
2. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С. 42
3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте
формирования
нравственных
и
духовных
ценностей
обучающихся
:
Резолюция
принятая
участниками
конференции
[Текст]
//
Вестник
образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
4.Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной
культуры школьников [Текст] / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - №
7. - С. 24 - 25.
5.Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание
школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
6.Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через
приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное
образование и
воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.
7.Логинова,
Н.
В.
Реализация
программы
духовно
–
нравственного
воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций
школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С.
60 - 63.