Автор: Старикова Анна Валериевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Донской Тульская область
Наименование материала: методическая работа
Тема: Принцип доступности на примере детского фольклора как фактора развития творческих способностей учащихся
Раздел: дополнительное образование
Принцип доступности на примере детского фольклора как фактора
развития творческих способностей учащихся
Принципы обучения пению в России с давних времен формировались во
взаимодействии с обучением родной речи. Они едины для взрослых и детей,
для профессиональной и непрофессиональной певческой практики. Разница -
в материале, объеме программ и отдельных методических приёмах.
Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого
голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития.
Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых
усилий, напряжения внимания, терпения. Направленность работы учителя на
создание этих установок - один из главных моментов в организации всего
учебного процесса.
Таким образом, эффективность развития детского голоса в процессе обучения
пению будет зависеть от направленности работы педагога на воспитание
определенных личностных качеств учащихся, их общее развитие на основе
углубления
процессов
восприятия,
представления
и
воспроизведения,
которые
тесно
связаны
со
всеми
умственными
операциями
ребёнка
и
развитием его мышления.
Воспитание
учащихся
на
основе
фольклора
является
самым
ценным,
естественным,
продуманным
и
отточенными
веками
способом.
Народная
традиция обучения всегда учитывала принцип доступности: от простого к
сложному, различала подходы к постепенному и системному формированию
у детей знаний, навыков и умений.
Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах
ребенка,
его
склонностях,
интересах,
о
разнообразии
способностей.
Творческая
деятельность
способна
оказать
преобразующее
влияние
на
личность
ребенка. Вызвать
особое
желание
действовать
в
искренней
и
непринужденной
обстановке
в
таких
видах
деятельности
как
игра,
инсценировка, песня и др.
Фольклор помогает познакомить ребят с роскошным креативным наследием
народов, любая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка,
считалка,
закличка
–
замечательный
образец
творчества,
благодатный
материал для подражания. Этнические эталоны развивают образную детскую
речь, расширяют кругозор ребят.
Детский музыкальный фольклор - является основой формирования у детей
творческих способностей, стремление к деятельности, выполнение которой
не
имеет
преимущественно
автоматизированного
характера,
а,
наоборот,
предполагает сознательное внесение в неё элементов новизны, приводящее к
повышению ценностей создаваемого продукта деятельности, что порождает
эмоциональный отклик в виде творческих чувств, что и влияет на вносимое и
осознаваемое
человеком
начало
новизны,
начало
творчества
в
процессе
деятельности.
Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране учеными в начале
XX
века.
Как
сообщает
Г.
М.
Науменко,
этим
термином
обозначали
«произведения устной этнической словесности, предназначенные для ребят и
исполняемые взрослыми и детьми».
«Детский фольклор — это произведения самих ребят, усвоенные традицией;
произведения
обычного фольклора
взрослых,
перешедшие
в
детский
репертуар
песни,
потешки,
прибаутки,
сказки,
заклички,
пословицы,
поговорки, загадки, жеребьевки, считалки, игры и т. д.
Игровой фольклор включает в себя жанр считалочка. Считалками принято
называть
короткие,
рифмованные
стихи,
применяемые
детьми
для
определения ведущего или распределения ролей в игре. Рассказывая или
запоминая
считалочки,
дети
соревнуются,
развивая
и
тренируя
память,
обучаются основам артистизма. Кроме этого вырабатываются чувство ритма,
необходимое
в
пение,
танце
и
работе.
Считалка
–
это
фонопедическое
упражнение, в котором можно использовать принцип пересчёта.
В
своей
работе
я
использую
метод
применения
индивидуальных
компьютерных
технологий,
создания
презентаций
учащимися.
Изучая
считалочки Алёна придумала и сделала: 1. «Раз, два, три, четыре, пять, надо,
Дуни убегать, шесть, семь, восемь, девять, десять мы бежим с тобою в
месте», 2. «Раз, два, три, четыре, пять, пошла Мотя погулять, шесть, семь,
восемь, девять, десять, оказалась не в том месте». У Лиды получились
следующие считалочки: 3. «Вышла Дуня за забор, и сказала детям вон, хватит
дети вам играть, лучше будем мы считать», 4. «Мы Алёночку учили, не
считать не писать, с нами в салочки играть, только по полю скакать».
В Древней Руси, в крестьянской среде фамилии заменялись прозвищами.
Наиболее распространены прозвища-эпитеты, созданные на основе созвучий:
Мишка-медведь, Андрей-воробей, Аркашка-таракашка.
Рифмованные прозвища, бытуя в детской среде, дали начало дразнилкам. Ни
по
форме,
ни
по
содержанию
они
не
отличаются.
Разница
в
том,
что
прозвище прикрепляется к какому-либо лицу в качестве устойчивого эпитета,
а дразнилка применяется только по случаю и не закрепляется за отдельным
лицом.
Изучая дразнилки, дети на данную мелодию начинают сочинять свои, беря за
основу изученное. Вот Шкунова Лида на дразнилку «Федя-медя» придумала
6. «Машка-замарашка, ничего не делает, только ходит целый день и конфетки
лопает». Бурлакова Алёна выучив дразнилку «Стёпушка-Степан» сочинила 7.
«Стёпушка Степан на изнанку кафтан, он пошёл через мост, наступил коту на
хвост».
Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное
выражение,
придающие
речи
юмористический
оттенок».
В
детском
фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые
развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что
не сопровождаются определёнными игровыми действиями.
Прибаутка
Алёны
7.
«Коля,
Коля
Николай,
полезай-ка
на
сарай
там,
воробушки
дерутся,
тебе
в
руки
не
дадутся».
Лидина
8.
«Петя,
Петя
–
петушок, взял у Дуни гребешок, Дусенька ругается, Петя отпирается».
Сочинение четверостиший, на простые нетрудные мелодии, в дальнейшем
использую как варианты для распевания.
П р и н ц и п д о с т у п н о с т и предполагает
формирование
навыков
самостоятельной работы у начинающих вокалистов, с помощью несложных
интересных творческих заданий на уроках специальности в соответствии с
уровнем развития учащегося.
Основное
требование
к
деятельности,
развивающей
способности
-
творческий
характер
деятельности.
Развитие
музыкальных
творческих
способностей
-
это
выработка
у
ребенка
стремления
к
проявлению
собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то
новое,
свое
лучшее,
стремление
расширить
кругозор,
наполнить
новым
содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Литература
1.
Выготский, А.С. Воображение и творчество в детском возрасте /А.С. Выготский. -
М.: Просвещение, 1991. - 94с.
2.
Выготский, А.С. Психология развития ребёнка /А.С. Выготский. - М.:
Издательство: Смысл, Эксмо, 2004. - 508с.
3.
Метлов, Н. А. Музыка детям / Н. А. Метлов - М.: «Музыка», 1985. 132с.
4.
Теория и практика хорового исполнительства: Певческое развитие ребёнка. Сост.
И.в. Калиш.- М. 1999
5.
Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. – М. 1958.
6.
Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре.М. Издательство
МХШ «Радость», 2006
7.
Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского
образования: учебно-методическое пособие. – М., 2007.
8.
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
9.
Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации.
М.
10. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики»,
Новосибирск, Просвещение 1987
11. Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6,
1999, № 1, 2000