Напоминание

Принцип доступности на примере детского фольклора как фактора развития творческих способностей учащихся


Автор: Старикова Анна Валериевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Донской Тульская область
Наименование материала: методическая работа
Тема: Принцип доступности на примере детского фольклора как фактора развития творческих способностей учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Принцип доступности на примере детского фольклора как фактора

развития творческих способностей учащихся

Принципы обучения пению в России с давних времен формировались во

взаимодействии с обучением родной речи. Они едины для взрослых и детей,

для профессиональной и непрофессиональной певческой практики. Разница -

в материале, объеме программ и отдельных методических приёмах.

Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого

голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития.

Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых

усилий, напряжения внимания, терпения. Направленность работы учителя на

создание этих установок - один из главных моментов в организации всего

учебного процесса.

Таким образом, эффективность развития детского голоса в процессе обучения

пению будет зависеть от направленности работы педагога на воспитание

определенных личностных качеств учащихся, их общее развитие на основе

углубления

процессов

восприятия,

представления

и

воспроизведения,

которые

тесно

связаны

со

всеми

умственными

операциями

ребёнка

и

развитием его мышления.

Воспитание

учащихся

на

основе

фольклора

является

самым

ценным,

естественным,

продуманным

и

отточенными

веками

способом.

Народная

традиция обучения всегда учитывала принцип доступности: от простого к

сложному, различала подходы к постепенному и системному формированию

у детей знаний, навыков и умений.

Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах

ребенка,

его

склонностях,

интересах,

о

разнообразии

способностей.

Творческая

деятельность

способна

оказать

преобразующее

влияние

на

личность

ребенка. Вызвать

особое

желание

действовать

в

искренней

и

непринужденной

обстановке

в

таких

видах

деятельности

как

игра,

инсценировка, песня и др.

Фольклор помогает познакомить ребят с роскошным креативным наследием

народов, любая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка,

считалка,

закличка

замечательный

образец

творчества,

благодатный

материал для подражания. Этнические эталоны развивают образную детскую

речь, расширяют кругозор ребят.

Детский музыкальный фольклор - является основой формирования у детей

творческих способностей, стремление к деятельности, выполнение которой

не

имеет

преимущественно

автоматизированного

характера,

а,

наоборот,

предполагает сознательное внесение в неё элементов новизны, приводящее к

повышению ценностей создаваемого продукта деятельности, что порождает

эмоциональный отклик в виде творческих чувств, что и влияет на вносимое и

осознаваемое

человеком

начало

новизны,

начало

творчества

в

процессе

деятельности.

Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране учеными в начале

XX

века.

Как

сообщает

Г.

М.

Науменко,

этим

термином

обозначали

«произведения устной этнической словесности, предназначенные для ребят и

исполняемые взрослыми и детьми».

«Детский фольклор — это произведения самих ребят, усвоенные традицией;

произведения

обычного фольклора

взрослых,

перешедшие

в

детский

репертуар

песни,

потешки,

прибаутки,

сказки,

заклички,

пословицы,

поговорки, загадки, жеребьевки, считалки, игры и т. д.

Игровой фольклор включает в себя жанр считалочка. Считалками принято

называть

короткие,

рифмованные

стихи,

применяемые

детьми

для

определения ведущего или распределения ролей в игре. Рассказывая или

запоминая

считалочки,

дети

соревнуются,

развивая

и

тренируя

память,

обучаются основам артистизма. Кроме этого вырабатываются чувство ритма,

необходимое

в

пение,

танце

и

работе.

Считалка

это

фонопедическое

упражнение, в котором можно использовать принцип пересчёта.

В

своей

работе

я

использую

метод

применения

индивидуальных

компьютерных

технологий,

создания

презентаций

учащимися.

Изучая

считалочки Алёна придумала и сделала: 1. «Раз, два, три, четыре, пять, надо,

Дуни убегать, шесть, семь, восемь, девять, десять мы бежим с тобою в

месте», 2. «Раз, два, три, четыре, пять, пошла Мотя погулять, шесть, семь,

восемь, девять, десять, оказалась не в том месте». У Лиды получились

следующие считалочки: 3. «Вышла Дуня за забор, и сказала детям вон, хватит

дети вам играть, лучше будем мы считать», 4. «Мы Алёночку учили, не

считать не писать, с нами в салочки играть, только по полю скакать».

В Древней Руси, в крестьянской среде фамилии заменялись прозвищами.

Наиболее распространены прозвища-эпитеты, созданные на основе созвучий:

Мишка-медведь, Андрей-воробей, Аркашка-таракашка.

Рифмованные прозвища, бытуя в детской среде, дали начало дразнилкам. Ни

по

форме,

ни

по

содержанию

они

не

отличаются.

Разница

в

том,

что

прозвище прикрепляется к какому-либо лицу в качестве устойчивого эпитета,

а дразнилка применяется только по случаю и не закрепляется за отдельным

лицом.

Изучая дразнилки, дети на данную мелодию начинают сочинять свои, беря за

основу изученное. Вот Шкунова Лида на дразнилку «Федя-медя» придумала

6. «Машка-замарашка, ничего не делает, только ходит целый день и конфетки

лопает». Бурлакова Алёна выучив дразнилку «Стёпушка-Степан» сочинила 7.

«Стёпушка Степан на изнанку кафтан, он пошёл через мост, наступил коту на

хвост».

Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное

выражение,

придающие

речи

юмористический

оттенок».

В

детском

фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые

развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что

не сопровождаются определёнными игровыми действиями.

Прибаутка

Алёны

7.

«Коля,

Коля

Николай,

полезай-ка

на

сарай

там,

воробушки

дерутся,

тебе

в

руки

не

дадутся».

Лидина

8.

«Петя,

Петя

петушок, взял у Дуни гребешок, Дусенька ругается, Петя отпирается».

Сочинение четверостиший, на простые нетрудные мелодии, в дальнейшем

использую как варианты для распевания.

П р и н ц и п д о с т у п н о с т и предполагает

формирование

навыков

самостоятельной работы у начинающих вокалистов, с помощью несложных

интересных творческих заданий на уроках специальности в соответствии с

уровнем развития учащегося.

Основное

требование

к

деятельности,

развивающей

способности

-

творческий

характер

деятельности.

Развитие

музыкальных

творческих

способностей

-

это

выработка

у

ребенка

стремления

к

проявлению

собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то

новое,

свое

лучшее,

стремление

расширить

кругозор,

наполнить

новым

содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.

Литература

1.

Выготский, А.С. Воображение и творчество в детском возрасте /А.С. Выготский. -

М.: Просвещение, 1991. - 94с.

2.

Выготский, А.С. Психология развития ребёнка /А.С. Выготский. - М.:

Издательство: Смысл, Эксмо, 2004. - 508с.

3.

Метлов, Н. А. Музыка детям / Н. А. Метлов - М.: «Музыка», 1985. 132с.

4.

Теория и практика хорового исполнительства: Певческое развитие ребёнка. Сост.

И.в. Калиш.- М. 1999

5.

Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. – М. 1958.

6.

Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре.М. Издательство

МХШ «Радость», 2006

7.

Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского

образования: учебно-методическое пособие. – М., 2007.

8.

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

9.

Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации.

М.

10. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики»,

Новосибирск, Просвещение 1987

11. Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6,

1999, № 1, 2000



В раздел образования