Напоминание

Журнала " Развитие познавательно-исследовательской деятельности при изучении Байкала"


Автор: Крайчикова Олеся Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №1
Населённый пункт: р.п.Чунский,Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Журнала " Развитие познавательно-исследовательской деятельности при изучении Байкала"
Раздел: дошкольное образование





Назад




2
Тема : Развитие познавательно - исследовательской деятельности при изучении Байкала » Содержание
Слово редактора………………………………………………………………………4

Познавательно - исследовательская деятельность. Что это такое?........................5
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования………………………………………………………...7 Консультация для родителей «Воспитание любознательности средствами природы у детей старшего дошкольного возраста»……………………………10 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»……..14 Познавайте природу вместе с детьми, исследуя………………………………16 Презентация «Чудо озеро – Байкал»…………………………………………..18 Игротека: ребусы, загадки, обсуждение картин………………………………21 Анкеты для родителей……………………………………………………………25 Проверьте себя!!! Диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста…………………….28 Список литературы……………………………………………………………...30 3

В соответствии
с законом Российской Федерации «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В дошкольном учреждении № 2 ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Программа в соответствии с ФГОС (от 1 января 2014г.) предполагает взаимодействие

с родителями по вопросам воспитания и обучения детей:

пункт 1.2 (2)
Предусматриваетсяличностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
пункт 1.4
Основными принципами дошкольного образования является:
(5)
сотрудничество Организации с семьёй;
(6)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Предполагается:
пункт 1.6 (9)
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
пункт 1.7 (6)
оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
пункт 2.11 (2в)
Учитываютсяособенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
пункт 3.1.6
Созданы условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
пункт 3.2.1 (8)
Обеспечены условия для поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 4

А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

М. Сергеев
А что это такое? Такое голубое, Холодное, как льдина, Прозрачно, как стекло? Быть может, это небо, За сосны зацепилось, По скалам покатилось, И на землю стекло? А что это такое, Такое золотое, Блестящее, как зеркало, Слепящее глаза? Быть может, это солнце, Легло поспать под скалы, Оно лежит устало, Закрыв свои глаза? А что это такое? Все время в непокое, Быть может, это туча, Застряла среди скал? А это и не туча, А это и не небо, А это и не солнце, А озеро БАЙКАЛ! 5
Уважаемые родители ! Приглашаем Вас в увлекательное путешествие на нашем веселом кораблике «Познавайка» по Байкалу. На страницах нашего журнала вас ждут загадки, ребусы, викторина, которые вы решите вместе со своими детьми уютным вечером. Также вы узнаете, что такое познавательно-исследовательская деятельность детей, как организовать детское экспериментирование в домашних условиях, с помощью несложной диагностики вы сможете проверить у себя и у детей уровни освоения представлений о природе Байкала. А если вы еще не побывали на Байкале, наш журнал даст вам возможность полюбоваться видами Байкала и узнать про него много интересных фактов. Итак, в Путь!
Счастливого плавания!
Познавательно - исследовательская деятельность Что это такое ?
Самое лучшее открытие то, которое

ребенок делает сам.
Ральф У.Эмерсон
Познавательно – исследовательская

деятельность создает условия для

обогащения развития ребенка. Она

позволяет спроектировать условия

возникновения таких психических

способностей и свойств, которыми

ребенок пока не обладает, направить

процесс их становления не только извне –

через побуждение, но и изнутри – путем

построения деятельности, педагога и

ребенка.



А.В.Запорожец.
Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности,
используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. М. Мантессори отмечала: " Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - ни будь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека... С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком". Следовательно, такое "исследовательское "поведение заложено в природе ребенка, но оно было "отодвинуто" особенностями системы образования. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать , ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитию двух видов детской активности: собственной активности ребенка,
полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные. " Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи. Р а з в и т и е и с с л е д о в а т е л ь с к и х с п о с о б н о с т е й р е б ё н к а - о д н а и з в а ж н е й ш и х з а д а ч с о в р е м е н н о г о образования концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В дошкольном возрасте такая активная позиция предполагает саморазвитие личности именно в познавательной деятельности, в процессе которой ребенок вступает в общение и взаимодействие со сверстниками, происходит становление мировидения ребёнка, осуществляется его личностный рост. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаются с пе циа льны е условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство
удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. * активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. * ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно- исследовательская деятельность! Консультация для родителей « Воспитание любознательности средствами природы у детей старшего дошкольного возраста »
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах последнее время наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Экологическое образование подразумевает конечный результат, сумму знаний по экологии, которой должен овладеть человек на каждом этапе обучения и которая предусмотрена Государственным стандартом. Экологическое воспитание – это формирование у с п о с о б н о с т и и желания п о с т у п а т ь в соответствии с законами экологии, к о т о р ы е о н усвоил в процессе обучения Экологическая к у л ь т у р а – э т о реальное каждодневное поведение человека в природе. Экологическое мышление – это способность видеть многочленные связи, существующие в природе, и на их основе прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия тех или иных поступков и мероприятий. Экологическое сознание – это единство экологического образования, экологического воспитания, экологической культуры, экологического мышления, составляющее сущность личности. Помимо названных факторов, в экологическом сознании большую роль играет общая направленность личности: она должна быть нацелена на созидание. Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. (Толковый словарь С. Ожегова) Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. У отдельных детей достаточный запас представлений, они быстро реагируют на то, что им интересно, но если
не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий. Слово «любопытство» (согласно тому же словарю) имеет 2 значения: - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям - стремление узнать что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь. Формы работы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями. Сравнение природоведческих вопросов с вопросами из других сфер человеческой деятельности показывает, что никогда ребенок не спросит о математике, музыке, рисовании такого, чего не знал бы взрослый, но по биологии дети постоянно поднимают проблемы, над решением которых работают многие научные кол л е кт и в ы ми р а . « П оч е му п т и ц ы откладывают яйца, а человек - нет?», «Почему сейчас обезьяна не превращается в обезьяну?», «Я понимаю, почему птицы улетают в теплые края, а зачем они возвращаются обратно?», «Животные разговаривают?» Анализ детских вопросов показал, что взрослые способны ответить п р и м е р н о н а п о л о в и н у, п р и ч е м большинство из них являются бытовыми. На остальные ответит только специалист, работающий в данной области. Около 10- 15% вопросов представляют собой задачи, вообще нерешенные ч еловеч е ством . Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности, потому что не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе ответить на него. Прежде всего – это общение с ребенком, которое должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку. «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил Сухомлинский. Наблюдения во время прогулки дают возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнать новое о жизни и о природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников. Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и
животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить. Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в р е б е н ке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз. О ч е н ь э ф ф е к т и в н о любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать е е – з н а ч и т найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы. Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей. Создавая условия, обеспечивающие развитие у ребенка способности направлять речевую активность на предмет общения и высказывать собственные суждения о нем, умений слушать и слышать партнера, воспринимать его позицию по тому или иному вопросу, признавать право на личную точку зрения и ее защиту, мы учим ребенка тому, что об одном и том же предмете или явлении можно спросить по-разному. Самостоятельный или совместный труд в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового организма наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства, и создавать ее своим руками через разные формы изодеятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. Важно формировать у детей желание поступать хорошо при взаимодействии с природой и друг другом, воспитывать потребность созидать, а не разрушать. Работу по экологическому образованию следует вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности
« Организация детского экспериментирования в домашних условиях » Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: - морская соль - пена для ванны - хвойный экстракт - кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Домашняя лаборатория Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила: 1.Установите цель эксперимента ( для чего мы проводим опыт) 2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) 4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата) 5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас

и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика. Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге Накрыть картинку красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. П оч е м у ? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. Познавайте природу вместе с детьми , исследуя . Для познания природы используйте с детьми опыты. Лучше их проводить с неживыми объектами. С помощью опытов выявляйте свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, воздействия солнца. В опытах учите детей пользоваться термометром, лупой, весами, магнитом и другими приборами. Вместе с детьми можно осуществить ряд опытов и поисковых действий помогающих понять, какие условия жизни нужны растениям и животным. Для того чтобы выявить, как растение питается, можно посадить его в воду и понаблюдать за корнями. Располагая растение в разных местах по отношению к свету, можно выявить его потребность в определенных световых условиях. Чтобы узнать слышит ли животное, предложите детям тихонько позвать его, пошуршать бумагой. Выяснить про любимую пищу животного поможет угощение его разной пищей. Осуществляя исследования, необходимо помнить следующее: - Животные и растения не должны страдать – они живые и им может быть больно; - Опыт должен быть безопасным для вас и вашего ребенка. Поэтому не пытайтесь заставить животное делать то, что ему несвойственно, оно может вас укусить или оцарапать. Используя опыты, вы также можете вместе с детьми узнать, почему изменяются условия среды в разные сезоны года: снег тает, вода превращается в лед, греет ли солнце; познакомиться с защитными свойствами снега; выяснить, растет ли камешек, семечко растения, и т.п. Попробуйте в опытах определить состояние экологической системы и ее компонентов. Это можно сделать следующим образом: вместе с детьми намажьте вазелином две белые карточки и оставьте одну на улице, а другую в лесу (лесопарке, парке) в тех местах, откуда они не пропадут. Через два дня рассмотрите их под увеличительным стеклом. Попросите детей объяснить, почему они стали разными. Сделайте вывод о состоянии экосистем «город» и «лес». Этот опыт поможет детям понять, как происходит загрязнение воздуха отходами транспорта. Еще один опыт, помогающий определить состояние воздуха. Зажгите спичку, задуйте ее и предложите детям понюхать воздух. Газ, запах которого они почувствовали, - и есть отходы, отравляющие воздух во время движения машин (двуокись серы). Подышите вместе с детьми воздухом в лесопарковой зоне, сквере, лесу, запомните этот запах. Затем предложите детям понюхать воздух возле автомагистрали, в центре города. Сравните запахи и спросите ребенка почему они различны. Работая на участке или на даче, предложите ребенку сравнить места, где человек обрабатывал землю, применяя удобрения, и где не было никакого воздействия. Спросите у ребенка где урожай будет лучше, и почему.
При проведении опыта изменяйте условия по одному, сохраняя остальные неизменными. Старайтесь довести опыт до конца и получить для ребенка интересующий ответ. При проведении опытов предлагайте ребенку тщательно фиксировать, зарисовывать полученные данные. Соблюдайте осторожность, помните, что любые опыты не должны вредить ни вашему ребенку, ни другим живым существам.
Чудо-озеро - Байкал




Игротека

Отгадайте ребусы!


А сейчас проверим , узнаете ли вы рыб о которых мы загадаем загадки Серебрист, подвижен, гибок, Он вкуснее многих рыбок Начинается на О Бледно-розова, нежна Студёна вода нужна А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает . Опасней всех она Хитра, прожорлива, сильна Притом такая злюка Конечно это. …
Драчун и забияка, Живёт в воде Колючки на спине Его и щука не проглотит Одни пасутся в чистом поле, Другие плавают на воле. Одних по всей земле встречали, Другие водятся в Байкале. Широкий лоб, приличный хвост, Как их название - вопрос. Серебрист, подвижен, гибок, Он вкуснее многих рыбок Даёт ухе особый вкус В нежном логове родится Простудиться не боится Подрастёт. Начнёт нырять, Шубку белую менять А нерпа это рыба? Конечно, это животное которое живёт в Байкале.
Обсуждение картин
 Что общего на картинах?  Чем они отличаются?  Какое время года изображено?  Почему вы так решили?
 Какая картина вам понравилась больше, почему? Подумайте и скажите мне, а всегда ли будет оставаться вода в Байкале чистой или нет. Может что – то изменится и от кого это зависит.
Анкета

для

родителей

1.

Ездили

ли

вы

на

Байкал

?

2.

В

каких

местах

вы

отдыхали

?

3.

Брали

ли

вы

с

собой

детей

?

4.

В

какое

время

года

вы

предпочитаете

ездить

на

Байкал

?

5.

В

каких

заповедных

местах

вы

бывали

?

3.

Как

вы

думаете

какой

самый

крупный

остров

?

4.

Почему

озеро

Байкал

называют

«

Жемчужиной

Сибири

»?

Брали

ли

вы

с

собой

детей

?

Анкета для родителей
Цель:
выяснение отношение родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни
Задачи:
1. Выявить у родителей, какое принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребёнка. 2. Определить с какими предметами родители любят экспериментировать. 3. Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности. 1. «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?». 2. "С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?". 3. "Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?". 4. "Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?". 5. "Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?". 6. "Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?" 7. "Создаёте ли вы условия для проведения опытов?". 8. "Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?".

Анкета для родителей с вопросами

Опытно - экспериментальной деятельности
1. Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности? 2. Интересует ли Вас лично данная проблема? 3. О щ у щ а е т е л и В ы ч т о В а ш р е б е н о к п р оя в л я е т и н т е р е с к экспериментированию? 4. В чем это проявляется? 5. Ребенок много рассказывает о проведенных опытах. 6. Пытается экспериментировать самостоятельно 7. Просит Вас принять участие в экспериментах. 8. Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов? 9. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности? 10. В чем это проявляется? 11. Беседовали с ребенком об экспериментировании. 12. Создаете ребенку условия для проведения опытов дома. 13. Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.  Сажаете деревья.  Охраняете природу. 14.Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать? 15.В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме? 16. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?

Проверьте себя!!!
Диагностическая методика выявления представление о природе родного края , старшего дошкольного возраста . Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения. I. Блок «Байкал самый, самый» 1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности. а) Был ли ты на Байкале? б) Покажи на карте, где находится Байкал? в) Чем он необычен? г) Что знаешь о Байкальской воде? д) Какая глубина озера? II. Блок «Животный мир» 1. Выявить представления детей о насекомых и птицах. а) Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху? б) Определить существенные признаки птиц. в) Назвать признаки насекомых. г) Чем питаются птицы, насекомые 2. Выявить представления о животных, о нерпе. а) Каких знаешь животных Сибири? б) Чем питаются? в) Знаешь ли ты нерпу? г) Как нерпа приспосабливается к жизни на Байкале в разное время года? д) Чем питается нерпа? е) Когда у нерпы рождаются детеныши? ж) Как они называются? з) Живут ли нерпы в других озерах? 3. Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях. а) Кто живет над водой? б) Как называются водоросли? в) Кто питается водорослями? г) Какие рыбы живут в Байкале? д) Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела). е) Могут ли жить без воды? ж) Чем питаются? III. Блок «Растительный мир»
1. Выявить представления о деревьях и кустарниках. а) Какой лес называется тайгой? б) Назови признаки деревьев? в) Назови хвойные деревья? г) Назови кустарники? д) чем кустарники отличаются от деревьев? 2. Выявить представление о цветах и травах. а) Какие знаешь цветы? б) Назови первые весенние цветы? в) Где растут цветы? г) Назови травы? д) Какие лечебные травы знаешь е) Какие растения занесены в «Красную книгу» IV. Блок «Защитим родную природу» 1. Выявить представления о труде людей на Байкале, об их отношении к природе. а) Любишь ли ты свой край Сибирь? б) Почему? в) Расскажи о правилах поведения в природе? г) Кто изучает Байкал? д) Кто охраняет? е) Какие знаешь заповедники Байкала? ж) Какие знаешь загадки, стихи о Сибири?
Список литературы
1. Куликовская И.Э.,. Совгир Н.Н Детское экспериментирование,.- М: Сфера, 2003. 2. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 – с. 12.
3. Л.А. Мишарина «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал»- htpp//116.detirkutsk›…ознакомления…природой родного… 4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2014. 5. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2010. 6. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2009.


В раздел образования