Напоминание

Влияние игрового метода на развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка


Автор: Баришпольская Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ лицей № 14
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: Влияние игрового метода на развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Е.В. Баришпольская

г.Ставрополь

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА

НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Основной целью обучения в современной начальной школе должно стать

интенсивное

развитие

умственных

и

творческих

способностей

детей,

формирование

у

них

различных

видов

познавательной

деятельности,

накопленных

в

социальном

опыте

человечества.

К

общим

видам

познавательной деятельности, в частности, относятся и логические приемы

мышления: сравнение, выделение свойств объектов (явлений), подведение под

понятие, выведение следствий, классификация, обобщение и т.д.

Вопрос о развитии логического мышления, как необходимом элементе

образования,

обсуждается

во

многих

педагогических

исследованиях.

Проблемами

мышления

детей

младшего

школьного

возраста

занимались

многие зарубежные (Р. Гайсон, Б. Инельдер, Ж. Пиаже, Ф. Тайсон и др.) и

отечественные исследователи (П.П. Блонский, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич,

Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев,

А.Р. Лурия, Г.С. Овчинников, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.).

Проблема развития логического мышления должна иметь свое отражение

и в школьном курсе русского языка в силу сложности предмета, недостаточной

подготовки учащихся в этой части, в силу большого числа логических ошибок,

допускаемых учащимися в усваиваемом содержании материала.

Использование игрового метода в начальной школе стимулирует развитие

всех

познавательных

процессов,

логического

мышления

учащихся.

Он

не

только

активизирует

мыслительную

деятельность

детей,

повышает

их

работоспособность, но и воспитывает у них личностные качества, укрепляет

лидерские качества учеников.

Немаловажную роль играют положительные эмоции, возникающие при

использовании игрового метода и облегчающие процесс познания, усвоения

знаний

и

навыков.

Обыгрывание

наиболее

трудных

элементов

учебного

процесса стимулирует познавательные силы маленьких школьников, сближает

учебный процесс с жизнью, делает усваиваемые знания понятными.

Игровые ситуации и упражнения на уроках русского языка, органично

включенные

в

учебно-познавательный

процесс,

стимулируют

учащихся,

и

позволяют разнообразить формы применения знаний и навыков.

Ребёнка

нельзя

заставить,

принудить

быть

внимательным ,

организованным. В то же время, играя, он охотно и добросовестно выполняет

то, что его заинтересовало, стремится довести такое дело до конца, даже если

для этого нужно приложить усилия. Поэтому на начальном этапе обучения

русскому языку игра выступает как главный стимул учения.

В

основе

использования

игрового

метода

на

уроках

русского

языка

должны лежать следующие принципы:

- актуальность дидактического материала;

- коллективизм;

- соревновательность.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к

успешной реализации игрового метода:

• Игры на уроках русского языка должны базироваться на знакомых детям

играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры,

анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

• Нельзя навязывать учащимся игру, которая кажется полезной, игра -

дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если

она им не нравится, и выбрать другую игру.

Игровой

прием,

включающий

детей

в

новую

тему,

элемент

соревнования, загадка, путешествие в сказку, - это не только методический

прием учителя, но и эффективная общая работа детей на уроке.

Эмоциональное

состояние

учителя

должно

соответствовать

той

деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методов,

игровой требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не

только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. Ни в коем случае

нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры

или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного

разговора,

объяснения,

а

еще

лучше,

когда,

собравшись

вместе,

дети

анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы

избежать конфликта.

Игру можно считать выполняющей свои функции в том случае, если она

обеспечивает:

не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и

воспитание у школьника желания учиться;

осознание школьником своих занятий не как простой игры в школу,

а как учения.

Педагогические

условия

развития

логического

мышления

младшего

школьника на уроках русского языка можно представить следующим образом:

- выбор содержания через осмысление имеющихся знаний;

-

поиск

таких

приемов

и

средств,

таких

ярких

сравнений,

образных

описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты,

определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе

содержания знаний;

-

организация

познавательной

деятельности,

характеризующейся

системой умственных действий;

- определение формы организации обучения, при которой обучающийся

ставится

в

позицию

исследователя,

субъекта

деятельности,

требующую

проявления максимальной умственной активности;

- использование средств самостоятельной работы;

- развитие умения активно оперировать знаниями;

- использование средств коллективной работы на уроке, опирающихся на

активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;

- стимулирование к решению коллективных познавательных задач.

Формы игр, направленных на развитие логического мышления могут быть

самыми разными, среди которых можно выделить следующие:

1. Лексические игры, способствующие обогащению словарного запаса, к

которым относятся:

- ребусы, загадки, кроссворды - широко применяются при обучении детей

грамоте

и

чтению

в

начальных

классах,

являются

средством

повышения

информационной культуры детей. Ребусы и загадки служат для концентрации

внимания, развития логического мышления;

- анаграммы, метаграммы, логогрифы, шарады способствуют развитию

логического мышления и интенсификации умственного труда.

2.

Грамматические

игры,

способствующие

совершенствованию

грамматических

умений

и

навыков,

развитию

логического

мышления,

к

которым относятся:

- зрительные диктанты - одна из форм развития логического мышления

учащихся

в

начальной

школе,

которая

служит

для

развития

точности

зрительного

восприятия,

тренировки

памяти,

активизации

мышления

и

способствует осознанному запоминанию правил написания слов.

3. Ролевые игры, предполагающие использование артистических приемов

в

ролевых

диалогах

и

полилогах,

в

инсценировании

басен,

сказок,

в

составлении учащимися различных упражнений, задач.

4. Игры-соревнования (тестирование, олимпиады, творческие конкурсы),

включающие элементы конкурса, активизирующие лидерские качества.

5. Внесение игровых атрибутов, повышающих мотивацию и интерес к

заданиям, (например, распределение слов по определенному правилу не по

столбикам, а в специально подготовленных «домиках», «окошках»).

Таким образом, развитие логического мышления младшего школьника на

уроках

русского

языка

будет

более

эффективным

под

целенаправленным

воздействием педагога. Одним из инструментов такого воздействия является

использование

игрового

метода,

позволяющего

развивать

процессы

классификации,

обобщения,

анализа

и

синтеза;

создавать

и

поддерживать

благоприятную эмоциональную атмосферу на уроках.



В раздел образования