Напоминание

"Технология создания кроссенса


Автор: Скоробогатова Наталия Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 92
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Технология создания кроссенса
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс «Создание крссенса»

Сейчас нам предстоит прикоснуться к удивительному действу под

названием «Мастер-класс».

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

И научить хочу вас одной современной педтехнологии

Тема мастер-класса: пересечение смыслов

Объекты

нашего

мира

многомерны

во

многих

смыслах,

и

именно

на

пересечении этих смыслов часто открываются крупицы истинного знания,

новые

свойства

или

скрытые

глубины.

Об

одном

из

способов

создания

смысловых

перекрёстков,

а

также

о

пользе

этого

занятия

пойдёт

речь

дальше.

МУЗЫКА (песня «Крестики-нолики»)

Да, чудная игра из детства.

Перед вами карточки, на них цифры. Я вам буду предлагать некоторые суждения,

их 9, а вы, если согласны, то ставите под цифрой

крестик, если нет- нолик.

Условие понятно?

Игра начинается. Приглашаю всех к участию

Суждение1.

Д р е в н е г р е ч е с к и е

б о г и

ж и л и

н а

О л и м п е

( д а )

Суждение 2. Все египетские пирамиды были построены с применением рабского

труда (нет)

3. Правда ли, что Зевс-повелитель всех богов? (да)

4 . Казни самых злобных преступников проходили в царской России на Красной

площади на лобном месте (нет)

Суждение 5. Главное оружие Посейдона-трезубец (да)

6. Аполлон – бог виноградорства (нет)

7

Гефест-бог

кузнец,

с

которым

никто не может сравниться в искусстве

ковать (да)

8.

На

ордене

А.Невского,

введенного

в

1942

году

,изображен

единственный

сохранившийся прижизненный профиль князя Александра Ярослававича (нет)

9. Царство Аида полно ужасов (да)

Что ж, игра закончена. Подведем итоги

У кого все крестики?

Да вы оптимисты, доверяете мне. А у кого одни

нолики? Да вы скептики. А у кого получился вот такой узор? Слайд 48

да вы герои.

Проверяем

Суждение 4.

На

лобном

месте

никогда

не

проводились

казни,

об

этом

свидетельствует

табличка, прикрепленная на самом лобном месте. А с него зачитывались царские

указы. Кстати Суриков здесь рисует неверную картину. На самом деле Петр 1

казнил стрельцов в 1698 не на Красной , а на Болотной площади.

Суждение

8.

Конечно.

на

ордене

введенного

в

1942

году

изображен

не.Невский.,т.к

никаких

прижизненных

изображений

его

не

сохранилось,

а

профиль замечательного актера Черкасова, который гениально исполнил эту роль

в прекрасном фильме Эйзенштейна в 1938 году

Играем дальше. ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИй.

Рассмотрим простой вариант.

найдите логическую связь между изображениями

Например ключ, замок, дверь - Какая связь?

есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь

Давайте рассмотрим небольшую цепочку ассоциаций:

найдите логическую свяь между изображениями .

Повинуясь нормам чтения в русском языке, нужно начинать

читать

сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой

картинки.

Готова выслушать ваши версии.

Итак, если для вас это Юрий Гагарин, то следующий шаг - найти, что его

связывает с предыдущей картинкой и последующей.

Слева от него птица гагара, а внизу автомобиль, который призван поднять из

глубин нашей памяти его знаменитое «Поехали!».

Автомобиль и самолёт связывает принадлежность к транспорту, а самолёт и птицу

роднят небо и крылья.

Таким образом, нехитрая цепочка простых ассоциаций замыкается и разъясняет

смысл работы с образами.

Одним из нетрадиционных методов, который можно применять на уроках я

считаю метод

КРОССЕНС.

Что обозначает слово кроссворд ? - пересечение слов. Слово кроссенс будет

обозначать с английского – пересечение смыслов.

Что значит пересечение смыслов?

Кроссенс

представляет

из

себя

ассоциативную

цепочку,

замкнутую

в

стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов".

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка

имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по

смыслу

сразу

несколько. Кроссенс рекомендуется начитать читать сверху

вниз и слева

направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки.

Центральным является квадрат в центре с номером 5. Связи могут быть как

поверхностными,

так

и

глубинными,

но

в

любом

случае

это

отличное

упражнение для развития логического и творческого мышления. Основной

смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое

предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно

интересно нам, педагогам.

Эта

уникальная

идея

чудо

не

заморское,

а

наше

российское

Принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору

технических

наук,

художнику

и

философу

Владимиру

Бусленко.Кроссенс,

впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь",

Слайд 55

РАСМОТРИМ исторический кроссенс. тема «Дворцовые перевороты».

Задание. найдите связи между соседними картинками.

Рассуждаем вместе

правители

эпохи

дворцовых

переворотов

по

очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке - Екатерина I, Пётр II, Анна

Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина

II. Связи между соседними изображениями не только в очерёдности правления,

но и в родственных связях, особенностях личности, именах, привычках и массе

других фактов. Пётр Первый помещён в середину как способствовавший началу

этой

эпохи,

создавший

предпосылки

для

неё

своей

политикой

и

указом

о

престолонаследии.

Перед вами ещё один кроссенс на эту же тему «Эпоха дворцовых переворотов».

Прямые изображения государственных деятелей заменили те или иные символы,

олицетворяющие их или черты их правления. Прежний кроссенс не исчез, он

ушёл

на

нижний

план,

являясь

примером

первого

уровня

понимания

буквального восприятия изображения. Данный кроссенс требует второго уровня –

символической трактовки.

Итак, снова начинаем с верхнего левого угла: 8 марта – Марта Скавронская

(настоящее имя Екатерины I); охота – любимое занятие Петра II (собаки и

лошади); Ледяной дом – самая эксцентричная постройка Анны Иоановны;

карта Архангельской области (Холмогоры) – место ссылки и смерти Анны

Леопольдовны;

орех

Шлиссельбургская

крепость

(Орешек),

место

заключения Ивана VI; гардемарины – опора Елизаветы Петровны (в фильме

её эпоха); солдатики – хобби Петра III, прусские порядки и дисциплина в

армии;

двуглавый

орёл

герб

времён

Екатерины

II,

фавориты

братья

Орловы.

Центр

новая

столица

Петербург

и

окно

в

Европу,

открытое

Петром I и впустившее новую эпоху и новые традиции.

Технология

кроссенса

может

использоваться

на

различных

этапах

учебной

деятельности.

Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися

знания, открой цикл уроков или же оригинально подведи итог, хочешь, укрась

кроссенсом урок, а хочешь- поставь точку с его помощью на внеурочном занятии.

Кроссенс

может

стать

и

творческим

домашним

заданием.

огромный

воспитательный потенциал кроссенсов в том,что они могут быть составлены по

теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут

стать способом организации коллективного творческого дела.

Алгоритм составления кроссенса вы видите на экране

В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают

вопросы

с

иллюстрациями,

где

нужно

определить

портреты

исторических

деятелей,

глобальные

проблемы

человечества

и

т.д.

Часто

такие

задания

вызывают затруднения у ребят,

Возможно, применять и метапредметные кроссенсы.

Какой простор для

творчества

учителей!

Ведь

много

образов

в

истории

перекликается

и

с

физикой, биологией, МХК и даже с иностранными языками!

кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и

углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет

оживить

эту

истории

образами

портретами

исторических

деятелей,

произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры,

сюжетными картинами современников.

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности

учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска

ученика.

Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность,

креативность и развивают воображение. С развитием информационных

технологий

такая

работа

доступна

каждому

ученику.

(??????Стоит

только

в

поисковике

Яндекс-картинки

набрать

нужное

слово,

и

предоставляется огромное количество нужных иллюстраций. Останется

только скопировать 9 образов и вставить в табличку. )

Сначала

я

ребятам

даю

алгоритм

работы,

затем

они

так

увлекаются,

что

проявляют нестандартные головоломки и их решения.

ВОТ Я И РАСКРЫЛА СЕКРЕТЫ СВОЕГО МАСТЕР КЛАССА ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

А ТЕПЕРЬ НАСТАЛО ВРЕМЯ ВАШЕГО КРОССЕНСА!!!

СОСТАВЬТЕ

ЛОГИЧЕСКУЮ

ЦЕПОЧКУ

АССОЦИАЦИЙ

И

ОПРЕДЕЛИТЕ

ТЕМУ ЭТОГО КРОССЕНСА!!!

Стать

творцом,

умеющим

создавать

свои

уникальные

образны,

наполненные

смыслом мира - это блестящая победа ученика и учителя.

Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?

Желаю

больших

побед на творческом поприще и давайте ПЕРЕСЕКАТЬСЯ

чаще!

Удачи Вам, творчества и мудрости на уроках!



В раздел образования