Автор: Катаева Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. ноябрьск, ул. Советская 85-а
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к построению образовательной деятельности, направленной на формирование у дошкольников первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека"
Раздел: дошкольное образование
«Современные требования к построению образовательной деятельности,
направленной на формирование у дошкольников первичных представлений
о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»
«Любовь ребенка к людям труда – источник
человеческой нравственности»
В. А. Сухомлинский
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе
профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит
активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся
система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом
повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого
недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями
взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о
профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и
принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном
будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и
людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети
практически усваивают его значимость.
Однако за последние время появились профессии, содержание которых
дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них
недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме.
Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий.
Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но
и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых.
Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их
профессиональной деятельности.
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной
стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут
востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать
профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и
адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в
воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное
правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются
последовательно:
- Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.
- Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)
- Подвижная (сюжетная, несюжетная)
- Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).
Для качественного и успешного решения поставленных задач при
ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-
развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и
поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы
деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю
необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы
этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий
входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах,
явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях
людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном
поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры
по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми
играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками
стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять
виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность
воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с
воспитанниками.
Традиционные формы:
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
- различные виды игр;
- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
- чтение художественной литературы;
- трудовая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в
различных ситуациях, имитационные упражнения);
- изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
- творческое моделирование и проектирование;
- разработка и составление алгоритмов;
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- виртуальные экскурсии.
Что необходимо знать дошкольнику о профессии?
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные
знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место
работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые
операции - результат труда.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она
позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной
деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях,
используемых орудиях труда и пр.
Также важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют
дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего
развития ребенка.
Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у
воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание
игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая
игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует
правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие
дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что
дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д..
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет
из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют
воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и
зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных,
неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.
Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями
проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают
наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность
приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и
закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества
дошкольников.
Одним из результативных методов современного образования является метод
проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников
(исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок
познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.
Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках
проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:
- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют
этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение
тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии
хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир
профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и
т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о
труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои
впечатления в игровой и продуктивной деятельности.
Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с
профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить
с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном
салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще!
Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к
интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения,
отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально
существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность
повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое
другое.