Напоминание

"Современные требования к построению образовательной деятельности, направленной на формирование у дошкольников первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека"


Автор: Катаева Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. ноябрьск, ул. Советская 85-а
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к построению образовательной деятельности, направленной на формирование у дошкольников первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные требования к построению образовательной деятельности,

направленной на формирование у дошкольников первичных представлений

о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»

«Любовь ребенка к людям труда – источник

человеческой нравственности»

В. А. Сухомлинский

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе

профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит

активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся

система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом

повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого

недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями

взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о

профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и

принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном

будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и

людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети

практически усваивают его значимость.

Однако за последние время появились профессии, содержание которых

дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них

недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме.

Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий.

Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но

и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых.

Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их

профессиональной деятельности.

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной

стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут

востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать

профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и

адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в

воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное

правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются

последовательно:

- Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.

- Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

- Подвижная (сюжетная, несюжетная)

- Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Для качественного и успешного решения поставленных задач при

ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-

развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и

поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы

деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю

необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы

этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий

входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах,

явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях

людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном

поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры

по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми

играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками

стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять

виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность

воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с

воспитанниками.

Традиционные формы:

- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

- различные виды игр;

- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

- чтение художественной литературы;

- трудовая деятельность;

- экспериментальная деятельность;

- решение проблемных задач и ситуаций;

- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

различных ситуациях, имитационные упражнения);

- изобразительная деятельность.

Нетрадиционные формы:

- творческое моделирование и проектирование;

- разработка и составление алгоритмов;

- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

- виртуальные экскурсии.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные

знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место

работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые

операции - результат труда.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она

позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной

деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях,

используемых орудиях труда и пр.

Также важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют

дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего

развития ребенка.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у

воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание

игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая

игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует

правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие

дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что

дает?», «Профессии», «Что будет, если…» и т.д..

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет

из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют

воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и

зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных,

неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями

проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают

наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность

приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и

закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества

дошкольников.

Одним из результативных методов современного образования является метод

проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников

(исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок

познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.

Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках

проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?

- Что нам сделать, чтобы это узнать?

- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют

этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение

тематических занятий («Страна профессий», «Что чем делают», «Все профессии

хороши», «Кем я стану» и т.д.), бесед («Кто работает в детском саду», «Мир

профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и

т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о

труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои

впечатления в игровой и продуктивной деятельности.

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с

профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить

с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном

салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще!

Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к

интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения,

отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально

существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность

повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое

другое.



В раздел образования