Напоминание

«Здоровьесберегающие технологии на уроках хора в школе искусств»


Автор: Красикова Виктория Михайловна
Должность: Преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО " Детская школа искусств № 1 им. Л. Л. Линховоина " г. Улан-Удэ
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках хора в школе искусств»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое пособие

Тема:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках хора в школе искусств»

преподавателя отделения « Хоровое пение»

высшей квалификационной категории

В. М. Красиковой

г. Улан-Удэ

Система школьного образования в наши дни предъявляет большие требования к охране

здоровья обучающихся.

Поэтому сейчас в учебно-воспитательном процессе особенно

актуальны

здоровьесберегающие

технологии,

при

которых

формируется

бережное

отношение к физическому и психическому здоровью обучающихся.

Уроки хора имеют свою специфику – пение как физиологический процесс основано

на работе голосовых связок и контролируемого дыхания. То есть можно сказать, что это

своеобразная

гимнастика

дыхания,

которая

благотворно

влияет

на

развитие

всего

дыхательного аппарата, способствует регуляции работы сердечно-сосудистой системы,

улучшает газообмен в легких и пр. Уроки должны проходить в хорошо проветриваемых ,

недушных, достаточно больших помещениях, так как активное потребление кислорода во

время пения большой группой детей требует обязательного проветривания на переменах и

,возможно, специального увлажнения воздуха во время отопительного сезона.

К здоровьесберегающим технологиям обучения, на которые должен опираться педагог в

работе,

мы

можем

отнести

дыхательную

гимнастику

и

дыхательно

певческие

упражнения,

движения

на

уроках

пения,

как

в

виде

самостоятельных

физических

упражнений, так и использующееся в процессе работы, а также применение игровых

методик в изложении и освоении различных тем предмета.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н

Многие преподаватели пения в школах искусств, хоровых студиях опробовали на практике

систему упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. Методисты хорового

пения

рекомендуют

проводить

комплекс

упражнений

регулярно

с

целью

настройки

певческого аппарата, разминки дыхания, приведения организма в состояние активности,

преодоления усталости и т.д. Кроме того, работает и лечебный эффект двигательно –

дыхательных упражнений – они способствуют уменьшению отека и застойных явлений

органов дыхания ,подготавливают певческий аппарат к работе. Можно ставить диск с

записью гимнастики и делать упражнения одновременно с группой участников хора на

экране. Основные упражнений « Ладошки», « Погончики», « Насос»,

« Кошка», « Маятник».

Движение на уроках пения. Физкультурная пауза.

Специфика организации учебного процесса позволяет во время урока чередовать занятия

пением стоя и сидя. Такая смена положения способствует восстановлению снижающегося

в

процессе

работы

уровня

функционирования

органов

и

систем

организма,

восстанавливает работоспособность ,улучшает кровообращение в ногах.

Чтобы переключить внимание с одного вида деятельности на другой, дать детям

возможность отдохнуть от умственного труда, а также предоставить небольшой отдых

нервной системе, можно вводить оздоровительные физкульминутки или физкультурные

паузы. Не занимая много времени – максимум до 5 минут,- такие физкультурные паузы

обеспечивают

детям

эмоциональную

разрядку

и

удовольствие

от

двигательной

активности.

Так

как

при

сосредоточенной

работе

устают

шея,

плечи,

акцент

в

выборе

группы

упражнений надо делать на разминку верхнего плечевого пояса (махи, круговые движения

руками и т.д.), легкие упражнения для шеи (наклоны, растирания), круговые движения

плечами и прочее, повороты, растяжения вверх, например упражнение «растущее дерево»

и другие несложные упражнения для позвоночника и шеи.

Необходима также ходьба на месте и другие упражнения для ног,что очень важно для

детей старшего возраста, которым приходится в процессе репетиций дольше стоять.

Быстрый темп, большая амплитуда движения возбуждают двигательную активность детей,

что отрицательно скажется на их сосредоточенности в последующей работе: будет трудно

собрать

внимание.

Большую

пользу

принесут

упражнения

в

неторопливом

темпе,

растяжки,

которые

позволят

«

стряхнуть

усталость»,

снять

зажимы,

восстановить

кровообращение.

Принцип положительного фона обучения. Игровые методики.

Эмоции играют немаловажную роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка

увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат, и наоборот. Концентрация

внимания и, в конечном счете, успешность обучения ребенка опирается на интерес.

Основная

задача

педагога

заинтересовать

и

увлечь

обучающихся

певческой

деятельностью. С этой целью я использую на своих занятиях по хору игровые методики и

творческие задания:

Различные типы дидактических музыкальных игр, развивающих игровых заданий

для младших школьников (разработаны в хоровой студии Г. А. Струве и в работах

других авторов)

Сочинение сказок и коротких историй совместно с детьми (сюжеты для попевок,

упражнений, сказок о ступенях лада, регистрах, интервалах)

Совместное

с

детьми

сочинение

ступеневых

и

мелодических

вариантов

упражнений, распевок и т.д.

Совместное

обсуждение

постановок

театрализованных

песен

и

сценических

решений концертных программ.



В раздел образования