Автор: Красикова Виктория Михайловна
Должность: Преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО " Детская школа искусств № 1 им. Л. Л. Линховоина " г. Улан-Удэ
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках хора в школе искусств»
Раздел: дополнительное образование
Методическое пособие
Тема:
«Здоровьесберегающие технологии на уроках хора в школе искусств»
преподавателя отделения « Хоровое пение»
высшей квалификационной категории
В. М. Красиковой
г. Улан-Удэ
Система школьного образования в наши дни предъявляет большие требования к охране
здоровья обучающихся.
Поэтому сейчас в учебно-воспитательном процессе особенно
актуальны
здоровьесберегающие
технологии,
при
которых
формируется
бережное
отношение к физическому и психическому здоровью обучающихся.
Уроки хора имеют свою специфику – пение как физиологический процесс основано
на работе голосовых связок и контролируемого дыхания. То есть можно сказать, что это
своеобразная
гимнастика
дыхания,
которая
благотворно
влияет
на
развитие
всего
дыхательного аппарата, способствует регуляции работы сердечно-сосудистой системы,
улучшает газообмен в легких и пр. Уроки должны проходить в хорошо проветриваемых ,
недушных, достаточно больших помещениях, так как активное потребление кислорода во
время пения большой группой детей требует обязательного проветривания на переменах и
,возможно, специального увлажнения воздуха во время отопительного сезона.
К здоровьесберегающим технологиям обучения, на которые должен опираться педагог в
работе,
мы
можем
отнести
дыхательную
гимнастику
и
дыхательно
–
певческие
упражнения,
движения
на
уроках
пения,
как
в
виде
самостоятельных
физических
упражнений, так и использующееся в процессе работы, а также применение игровых
методик в изложении и освоении различных тем предмета.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н
Многие преподаватели пения в школах искусств, хоровых студиях опробовали на практике
систему упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. Методисты хорового
пения
рекомендуют
проводить
комплекс
упражнений
регулярно
с
целью
настройки
певческого аппарата, разминки дыхания, приведения организма в состояние активности,
преодоления усталости и т.д. Кроме того, работает и лечебный эффект двигательно –
дыхательных упражнений – они способствуют уменьшению отека и застойных явлений
органов дыхания ,подготавливают певческий аппарат к работе. Можно ставить диск с
записью гимнастики и делать упражнения одновременно с группой участников хора на
экране. Основные упражнений « Ладошки», « Погончики», « Насос»,
« Кошка», « Маятник».
Движение на уроках пения. Физкультурная пауза.
Специфика организации учебного процесса позволяет во время урока чередовать занятия
пением стоя и сидя. Такая смена положения способствует восстановлению снижающегося
в
процессе
работы
уровня
функционирования
органов
и
систем
организма,
восстанавливает работоспособность ,улучшает кровообращение в ногах.
Чтобы переключить внимание с одного вида деятельности на другой, дать детям
возможность отдохнуть от умственного труда, а также предоставить небольшой отдых
нервной системе, можно вводить оздоровительные физкульминутки или физкультурные
паузы. Не занимая много времени – максимум до 5 минут,- такие физкультурные паузы
обеспечивают
детям
эмоциональную
разрядку
и
удовольствие
от
двигательной
активности.
Так
как
при
сосредоточенной
работе
устают
шея,
плечи,
акцент
в
выборе
группы
упражнений надо делать на разминку верхнего плечевого пояса (махи, круговые движения
руками и т.д.), легкие упражнения для шеи (наклоны, растирания), круговые движения
плечами и прочее, повороты, растяжения вверх, например упражнение «растущее дерево»
и другие несложные упражнения для позвоночника и шеи.
Необходима также ходьба на месте и другие упражнения для ног,что очень важно для
детей старшего возраста, которым приходится в процессе репетиций дольше стоять.
Быстрый темп, большая амплитуда движения возбуждают двигательную активность детей,
что отрицательно скажется на их сосредоточенности в последующей работе: будет трудно
собрать
внимание.
Большую
пользу
принесут
упражнения
в
неторопливом
темпе,
растяжки,
которые
позволят
«
стряхнуть
усталость»,
снять
зажимы,
восстановить
кровообращение.
Принцип положительного фона обучения. Игровые методики.
Эмоции играют немаловажную роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка
увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат, и наоборот. Концентрация
внимания и, в конечном счете, успешность обучения ребенка опирается на интерес.
Основная
задача
педагога
–
заинтересовать
и
увлечь
обучающихся
певческой
деятельностью. С этой целью я использую на своих занятиях по хору игровые методики и
творческие задания:
Различные типы дидактических музыкальных игр, развивающих игровых заданий
для младших школьников (разработаны в хоровой студии Г. А. Струве и в работах
других авторов)
Сочинение сказок и коротких историй совместно с детьми (сюжеты для попевок,
упражнений, сказок о ступенях лада, регистрах, интервалах)
Совместное
с
детьми
сочинение
ступеневых
и
мелодических
вариантов
упражнений, распевок и т.д.
Совместное
обсуждение
постановок
театрализованных
песен
и
сценических
решений концертных программ.