Новые возможности использования совр. медиа-ресурсов учителем-логопедом с родительской общественностью, для повышения эффективности коррекц.-образоват. обучения детей старшего дошк. возраста"
Автор: Александрова Ирина Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье" Населённый пункт: город НОЯБРЬСК ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Новые возможности использования совр. медиа-ресурсов учителем-логопедом с родительской общественностью, для повышения эффективности коррекц.-образоват. обучения детей старшего дошк. возраста" Раздел: дошкольное образование
Новые возможности использования современных медиа-ресурсов учителем-
логопедом с родительской общественностью, для повышения эффективности
коррекционно-образовательного обучения детей старшего дошкольного возраста.
Семья
–
самый
первый
и
наиболее
долго
действующий
фактор,
формирующий
личность ребенка. Влияние на него всех остальных общностей, социальных институтов
лишь
корректирует
семейное
воспитание.
Именно
в
семье
перед
ребенком
впервые
открываются двери в огромный и удивительный мир.
Многие исследователь прошлого А.С. Макаренко и современности Волковская Т.В.,
Т.А. Куликова, говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Эта
ее особенность связана с имеющимися у нее возможностями для выполнения основной
функции – рождение и воспитание детей.
Задача
ДОУ
обеспечить
психолого-педагогическую
поддержку
семьи
и
повысить
компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны
и
укрепления
здоровья,
учитывая
индивидуальные
потребности
ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельной категории
детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольного учреждения, и одно из них
речевое развитие, которое включает в себя:
владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
Передо мной, как учителем-логопедом стоит задача научить воспитанника владеть
устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в
ситуации общения, владеть навыками звукового анализа и синтеза.
А это можно лишь через тесное сотрудничество всех специалистов с родительской
общественностью.
Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали
на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с родителями,
что несомненно повышает качество работы специалиста.
Опыт
работы
показывает,
что
большинство
родителей
с
целью
повышения
своей
компетентности
широко
пользуются
Интернет-ресурсами.
Будучи
включенными
в
интернет-сообщество посредством форумов, социальных сетей, папы и мамы в первую
очередь именно там ищут ответы на волнующие вопросы воспитания и развития детей, в
том числе и вопросы коррекции речевого развития.
В сети Интернет имеется много чрезвычайно полезных образовательных ресурсов:
разработки игр, подборки стихотворений, развивающие флэш-игры. Этих ресурсов очень
много и они очень сильно различаются по дидактической задаче.
В отсутствии грамотного навигатора в недрах мировой сети можно дезориентироваться
и получить сведения о пагубных для психического и нравственного развития ребенка
методах
воспитания,
в
связи,
с
чем
проблема
оказания
высокопрофессиональных
информационно-образовательных
услуг
родителям
становится
общественно
значимой
задачей.
Таким
образом,
в
свете
этих
данных
актуальным
представляется:
использование
современных
медиа-ресурсов
для
взаимодействия
с
родительской
общественностью
воспитанников; требование времени (жизнь в образовательном учреждении не оставляет
работающим
родителям
свободного
времени
для
общения
с
учителем-логопедом,
просматривать
размещенную
информацию);
новые
технологии
во
всех
сферах
деятельности.
Современные медиа-ресурсы входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе
и дошкольного, в методической работе и управлении дошкольным учреждением, в работе
с детьми и родителями. Такое толкование не охватывает весь спектр доступных сегодня
образовательных ресурсов. Помимо наличия медиа-ресурсов (графической, аудио и видео)
информации,
основным
достоинством
электронных
образовательных
ресурсов
нового
поколения является их интерактивность или реагирование на действие воспитанника.
Сегодня
мультимедиа-технологии
–
это
одно
из
перспективных
направлений
информатизации образовательного процесса.
Современные родители, имеющие несовершеннолетних детей – это преимущественно
молодые люди, живо интересующиеся вопросами воспитания, желающие повысить свою
родительскую компетентность.
В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи
работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.
Многолетний опыт работы учителей-логопедов, позволил определить разнообразные
формы работы с родителями по преодолению речевых недостатков.
Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:
1.
Электронная газета;
2.
Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
3.
Размещение информации на сайте дошкольного учреждения;
4.
Презентации;
5.
Ресурсы интернет:Skype;
6.
Развивающие флэш-игры;
7.
Обучающие видеоролики.
Преимущества использования медиа-ресурсов с родительской общественностью:
- обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей,
- индивидуальный подход к родителям детей с нарушением речевого развития,
- возможность закрепление в домашних условиях пройденного материала посредством
презентаций и флэш-игр.
Рассмотрим
современные
формы
работы
учителя-логопеда
с
родителями
более
подробно.
Электронная газета.
Электронная газета является средством педагогического информирования родителей.
Цель
издания
газеты:
повышение
психолого
–
педагогической
компетентности
родителей
по
волнующим
вопросам,
касающихся
речевого
развития
детей,
стимулирование у родителей интерес к работе ДОУ.
Каждый номер посвящен определенной проблеме речевого развития.
Преимущества электронной газеты очевидны – газета технологична и информативна,
ее можно почитать в любое удобное время, получить достаточно много информации.
Электронная почта.
Электронная
почта
(electronic
mail,E-
mail)
–
это
одна
из
первых
и
наиболее
распространенных услуг Интернет, которая не только обеспечивает пересылку сообщений
между
пользователями
сети
(абонентами),
но
и
служат
в
качестве
базы
данных
документов.
К преимуществам электронной почты относятся:
- высокая скорость пересылки сообщений,
- экономичность,
- возможность работать с текстом,
- одновременная пересылка по нескольким адресатам (очень удобный способ передачи
информации, что существенно экономит время специалиста),
- передача файлов вместе с письмом.
Сайт дошкольного учреждения.
На сайте нашего дошкольного учреждения есть страничка учителя-логопеда, которая
содержит анкетные данные, фотографию, консультации для родителей и педагогов. А так
же еженедельную рубрику по четвергам «Поиграй со мною мама».
Презентации.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления
информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и
изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Преимущества презентации при закреплении пройденного материала родителями с
детьми в домашних условиях: быстро и доходчиво изображает вещи, которые трудно
передать
словами;
вызывает
интерес
и
делает
разнообразным
процесс
передачи
информации от родителей к детям.
Skype
Skype – это возможность быть вместе независимо от того, где вы находитесь. Благодаря
мгновенным сообщениям, голосовой связи и видеозвонкам в Skype не составит никакого
труда поделиться важной информацией, где бы они ни находились.
Чем удобен Skype в работе учителя-логопеда с родителями:
- доступность (это возможность не прерывать консультации учителя-логопеда, из-за
отъезда
в
отпуск,
по
причине
болезни
ребенка,
актированных
дней,
что
особенно
актуально жителям, живущим в районе Крайнего Севера),
- удобство, экономия времени (удобно для молодых мам с двумя детьми: не нужно
отказываться от консультации учителя-логопеда для старшего ребенка, только потому, что
не с кем оставить младшего, не зачем озадачивать бабушек и пап, чтобы они сидели с
малышом),
- конфиденциальность (задать специалисту волнующий вопрос «один на один»).
Развивающие флэш-игры.
Использование развивающие флэш-игр для детей от 2 до 8 лет логопедического портала
МЕРСИБО. На портале представлены игры для постановки звуков, развития дыхания,
моторики, тренировки связной речи, обучения чтению, развития кругозора и для других
аспектов развития.
Преимущества флэш-игр:
- быстрое развитие (к созданию развивающих игр привлекались лучшие логопеды,
педагоги, психологи и методисты. Это позволит ребенку развиваться быстро и интересно),
- свободное время (играть в них можно как с мамой, так и самостоятельно),
- безопасность (вы не найдете на сайте рекламу, ссылки на небезопасные для ребенка
сайты или другой неподходящий для детей контент),
- всегда с собой (доступ к играм осуществляется онлайн, что позволяет Вашему
ребёнку заниматься везде, где есть Интернет и компьютер. Дома, на даче, в гостях у
бабушки,
на
отдыхе,
-
где
бы
Вы
ни
оказались,
Ваш
ребенок
сможет
продолжать
развивающие занятия).
Обучающие видеоролики.
Создание
обучающих
видеороликов
для
формирования
навыка
правильного
звукопроизношения
в
домашних
условиях.
Содержат
все
выше
перечисленные
преимущества.