Напоминание

ПРОГРАММУ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» И «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Автор: Боголь Елена Владимировна
Должность: преподаватель и концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: Город Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: программа
Тема: ПРОГРАММУ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» И «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Лянторская детская школа искусств №2»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04

«Хоровой класс»

для обучающихся, осваивающих

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ

ПРОГРАММУ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО» И «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Срок реализации программы 8 лет

(для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 лет 6 месяцев – 9 лет)

2018-2019 уч.г.

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБОУ ДО «ЛДШИ№2»

«Утверждаю»

Директор-

___________________

(подпись)

(дата рассмотрения)

(дата утверждения)

Рабочая программа преподавателя Боголь Елены Владимировны

Рецензент: Денисова Екатерина Юрьевна, преподаватель по классу вокала, руководитель образцового

коллектива «Хор лира», почетный работник общего образования РФ, педагог дополнительного

образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №3» г. Сургут

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени;

Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- Средства обучения

VI.

Списки используемой учебной и методической литературы

- Список используемой методической литературы;

- Список используемой учебной литературы..

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

Направленность. Программа «Хоровой класс» имеет художественно-эстетическую направленность

и

предназначена

для

получения

учащимися

навыков

коллективного

хорового

исполнительского

творчества.

Актуальность программы определяется введением Федеральных государственных требований к

минимуму

содержания,

структуре

и

условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».

Педагогическая

целесообразность. Необходимость

разработки

и

внедрения

программы

для

выявления одаренных детей в области музыкального искусства в раннем возрасте; для создания условий

для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

для

приобретения

детьми

вокально-хоровых

навыков

в

соответствии

с

необходимым

уровнем

музыкальной грамотности и стилевыми традициями.

Новизна и отличительные особенности программы заключаются во введении в дополнительную

предпрофессиональную образовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано»

по предмету «Хоровой класс» с 1-8 классы увеличения объема часов с 4-8 классы.

Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное

учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по

8 классы).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на

реализацию учебного предмета «Хоровой класс»:

Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

477

Количество часов на аудиторные занятия

345,5

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

131,5

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая

(от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:

младший хор: 1-4 классы

старший хор: 5-8 классы

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор

может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать

хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

Цель

программы: Научить вокально-хоровым умениям и навыкам для передачи образного

содержания музыкального произведения.

Задачи: обучающие

- формирование певческих умений и навыков;

- овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату;

-

обучение

у

учащихся

вырабатывать

умение

выбирать

и

использовать

средства

музыкальной

выразительности, понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений,

прививать навык публичных выступлений.

Развивающие:

-

становление

базовых

музыкальных

способностей:

музыкального

слуха,

голоса,

чувства

метроритма;

- развитие психологических способностей: памяти, внимания, мышления;

- формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку.

Воспитательные:

- воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;

- формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества

- воспитание эмоционально положительного отношения к хоровому пению как одному из видов

музыкального искусства.

Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»;

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования,

отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание

учебного предмета".

Методы обучения;

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); наглядный (показ,

демонстрация отдельных частей и всего произведения); практический (воспроизводящие и творческие

упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и

последующая организация целого, репетиционные занятия);

прослушивание

записей

выдающихся

хоровых

коллективов

и

посещение

концертов

для

повышения общего уровня развития обучающихся;

индивидуальный

подход

к

каждому

ученику

с

учетом

возрастных

особенностей,

работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные

методы

работы

с

хоровым

коллективом

в

рамках

предпрофессиональной

программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного

предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровой

класс»;

Для

реализации

программы

учебного

предмета

«Хоровой

класс»

должны

быть

созданы

следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и

звукотехническим оборудованием,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным

оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета

«Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в

рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано»:

аудиторные занятия: с 1 по 3 класс - 1 час в неделю, с 4 по 8 класс - 1,5 часа в неделю;

самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс - 0,5 часа в неделю.

С

целью

подготовки

обучающихся

к

контрольным

урокам,

зачетам,

экзаменам,

творческим

конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в

области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем

времени

на

самостоятельную

работу

обучающихся

по

каждому

учебному

предмету

определяется

с

учетом

сложившихся

педагогических

традиций,

методической

целесообразности

и

индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской

деятельности образовательного учреждения и др.

Учебно-тематический план

3 класс

п/

п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-

ная учебная

нагрузка

Самосто-

ятельная

работа

Ауди-

торны

е

заняти

я

Раздел 1. Вокально-хоровая работа

1.

Певческая установка.

Урок

Урок

Прослушивание

Репетиция

3

1

2

2.

Певческое дыхание.

Урок

Урок

Урок

Прослушивание

Репетиция

Репетиция

9

3

6

3.

Звуковедение.

Урок

Урок

Прослушивание

Репетиция

9

3

6

4.

Дикция.

Урок

6

2

4

Урок

Прослушивание

Репетиция

5.

Ансамбль и строй.

Урок

Урок

Урок

Прослушивание

Репетиция

Мастер-класс

12

4

8

6.

Работа над формированием

исполнительских навыков.

Урок

Урок

Урок

Прослушивание

Репетиция

4,5

1,5

3

7.

Закрепление пройденного

материала.

Урок

Прослушивание

3

1

2

8.

Контрольные уроки.

Урок

Урок

3

1

2

Итого:

49,5

16,5

33

Учебно-тематический план

4 класс

п/

п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-

ная учебная

нагрузка

Самосто-

ятельная

работа

Ауди-

торны

е

заняти

я

Раздел 1. Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков

1.

Певческая установка.

Урок

1,5

0,5

1

2.

Певческое дыхание.

Урок

Урок

Урок

Урок

Урок

Урок

9

3

6

3.

Унисон.

Урок

1,5

0,5

1

4.

Дикция.

Урок

Урок

Урок

Урок

Прослушивание

7,5

2,5

5

5.

Работа над формированием

исполнительских навыков.

Урок

Урок

Прослушивание

Репетиция

6

2

4

6.

Звуковедение.

Урок

Урок

3

1

2

7.

Ансамбль и строй.

Урок

Урок

Урок

Урок

16,5

5,5

11

8.

Закрепление пройденного

материала.

Прослушивание.

1,5

0,5

1

9.

Контрольный урок.

Урок

3

1

2

Итого:

49,5

16,5

33

Учебно-тематический план

5 класс

п/п

Наименование раздела,

темы

Вид учебного

занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторн

ые

занятия

1.

Певческая установка.

Урок

1,5

0,5

1

2.

Певческое дыхание.

Урок

Урок

Урок

Урок

Прослушивание

Прослушивание

9

3

6

3.

Звуковедение.

Урок

Урок

Урок

Урок

Прослушивание

Репетиция

9

3

6

4.

Дикция.

Урок

Урок

Прослушивание

Прослушивание

9

3

6

5.

Ансамбль и строй.

Урок

Урок

Урок

Прослушивание

Репетиция

9

3

6

6.

Работа над

формированием

исполнительских

навыков.

Урок

Урок

Прослушивание

Прослушивание

Репетиция

7,5

2,5

5

7.

Закрепление

Урок

1,5

0,5

1

пройденного материала.

Урок

8.

Контрольный урок.

Урок

Урок

3

1

2

Итого:

49,5

16,5

33

Календарно - тематический план

2-3 классы

План

Фак

т

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1 четверть

1.

06.09.17

.

Певческая установка. Отработка дирижерских жестов:

«внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения.

Пение распевок на выработку навыков певческого дыхания,

напевного легкого звучания детских голосов, отчетливой ясной

артикуляции. Работа над унисоном. Разучивание песни «Аромат

России» музыка С.Крупа-Шушарина, слова К.Бальмонта.

1

2.

13.09.17

.

Певческая установка. Основные способы звуковедения: leqato,

nonleqato. Отработка дирижерских жестов: «внимание»,

«дыхание», «начало», «окончание» пения.

Пение распевок на расширение диапазона, выравнивание,

округление гласных при пении legato, на выработку слитного

хорового звучания. Разучивание песни «Аромат России» музыка

С.Крупа-Шушарина, слова К.Бальмонта.

1

3.

20.09.17

.

Певческое дыхание. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном»

дыхании.

Разучивание песни «Аромат России» музыка С.Крупа-

Шушарина, слова К.Бальмонта.

1

4.

27.09.17

.

Певческое дыхание. Совершенствование навыков «цепного»

дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных

звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений

целиком на «цепном» дыхании.

Пение распевок на выработку навыков певческого дыхания,

напевного легкого звучания детских голосов, отчетливой ясной

артикуляции. Работа над унисоном.

1

5.

04.10.17

.

Дикция. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их

роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении.

1

Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Пение распевок на развитие дикционных навыков.

Разучивание песни «Дудочка-дуда» белорусская нар.песня,

обр.С.Полонского.

6.

11.10.17.

Дикция.

Пение распевок на выработку плавного и отрывистого характера

звуковедения. Работа над дикцией в упражнениях подвижного

темпа.

Разучивание песни «Дудочка-дуда» белорусская нар.песня,

обр.С.Полонского.

1

7.

18.10.17

.

Ансамбль и строй.

Пение распевок на выработку активного унисона, ритмической

устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших

длительностей.

1

8.

25.10.17

.

Ансамбль и строй.

Разучивание песни «Дудочка-дуда» белорусская нар.песня,

обр.С.Полонского.

1

2 четверть

9.

08.11.17.

Певческое дыхание. Совершенствование навыков «цепного»

дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных

звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений

целиком на «цепном» дыхании.

Пение распевок на выработку навыков певческого дыхания,

напевного легкого звучания детских голосов, отчетливой ясной

артикуляции. Работа над унисоном.

Разучивание песни «Детский рисунок» музыка З.Раздолиной,

слова В.Амханицкого. Работа над фразировкой.

1

10

.

15.11.17.

Певческое дыхание.

Пение распевок на выработку активного унисона, ритмической

устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших

длительностей.

Разучивание песни «Детский рисунок» музыка З.Раздолиной,

слова В.Амханицкого. Работа над унисоном

1

11.

22.11.17.

Работа над формированием исполнительских навыков.

Различные виды динамики.

Пение распевок на выработку плавного и отрывистого характера

звуковедения. Работа над дикцией в упражнениях подвижного

темпа. Разучивание песни «Детский рисунок» музыка

З.Раздолиной, слова В.Амханицкого. Работа над дикцией.

1

12

.

29.11.17.

Работа над формированием исполнительских навыков.

Различные виды фермат.

Работа над двухголосным пением: упражнения с

самостоятельным голосоведением в хоровых партиях, каноны.

1

13

.

06.12.17

.

Ансамбль и строй.

Пение начальных упражнений на терцовое двухголосие.

Разучивание песни «Детский рисунок» музыка З.Раздолиной,

слова В.Амханицкого. Работа над дикцией.

1

14

.

13.12.17

.

Ансамбль и строй.

Пение начальных упражнений на терцовое двухголосие.

Разучивание песни «Детский рисунок» музыка З.Раздолиной,

слова В.Амханицкого. Работа над динамическими оттенками.

1

15

.

20.12.17

.

Контрольный урок.

1

3 четверть

1.

10.01.18

.

Певческое дыхание. Совершенствование навыков «цепного»

дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных

1

звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений

целиком на «цепном» дыхании.

Пение распевок на выработку навыков певческого дыхания,

напевного легкого звучания детских голосов, отчетливой ясной

артикуляции. Работа над унисоном.

2.

17.01.18

.

Певческое дыхание. Пение распевок на выработку активного

унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при

соотношении простейших длительностей.

1

3.

24.01.18

.

Дикция. Разучивание песни «О той весне» музыка и слова

Е.Плотниковой. Работа над унисоном.

1

4.

31.01.18

.

Дикция. Разучивание песни «О той весне» музыка и слова

Е.Плотниковой. Работа над фразировкой.

1

5.

14.02.18

.

Ансамбль и строй. Разучивание песни «О той весне» музыка и

слова Е.Плотниковой. Работа над фразировкой.

1

6.

21.02.18

.

Ансамбль и строй. Разучивание песни

1

7.

28.02.18

.

Ансамбль и строй. Анализ словесного текста в песне «».

1

8.

07.03.18

.

Ансамбль и строй. Анализ музыкального текста в песне «»

1

9.

14.03.18

.

Звуковедение. Работа над фразировкой в песне «».

1

10

.

21.03.18

.

Звуковедение. Работа над двухголосием в песне «».

1

4 четверть

11.

Звуковедение. Разучивание песни «»

1

12

.

Звуковедение. Анализ словесного текста в песне «».

1

13

.

Звуковедение. Работа над фразировкой в песне «».

1

14

.

Звуковедение. Работа над двухголосием в песне «».

1

15

.

Работа над формированием исполнительских навыков.

1

16

.

Контрольный урок.

1

1

Итого:

33

Примечание

Календарно- тематический план

4 класс

План

Факт

Наименование разделов и тем

Количество

часов

1 четверть

1.

06.09

.

06.09

.

Певческая установка. Разучивание песни «Школьная» музыка Р.

Воротникова, слова М. Нагорной. Анализ словесного текста.

1,5

2.

13.09

.

13.09.

Певческое дыхание.

Пение распевок на различный характер дыхания перед началом

пения (медленное, быстрое).

Разучивание песни «Школьная» му-ка Р.Воротникова, слова

М.Нагорной. Работа над фразировкой.

1,5

3.

20.09

.

20.09.

Певческое дыхание. Совершенствование навыков «цепного»

дыхания.

Пение распевок из длинных фраз не имеющих пауз.

Разучивание песни «Школьная» му-ка Р.Воротникова, слова

М.Нагорной. Работа над унисоном.

1,5

4.

27.09

.

27.09.

Певческое дыхание. Совершенствование навыков «цепного»

дыхания. Пение вокальных произведений целиком на «цепном»

дыхании.

Пение распевок из длинных фраз не имеющих пауз.

1,5

Разучивание песни «Школьная» му-ка Р.Воротникова, слова

М.Нагорной. Работа над унисоном.

5.

04.10

.

04.10.

Певческое дыхание. Пение произведений целиком на «цепном»

дыхании.

Пение распевок на «цепном» дыхании.

Разучивание песни «Школьная» му-ка Р.Воротникова, слова

М.Нагорной. Работа над двухголосием и динамическими оттенками.

1,5

6.

11.10.

11.10.

Певческое дыхание. Пение выдержанного звука в конце

произведения.

Пение распевок на «цепном» дыхании.

Разучивание песни «Нам день приносит свет зари» му-ка И.С.Баха,

переложение для хора В.Попова, русс.текстЯ.Родионова. Работа

над фразировкой.

1,5

7.

18.10

.

18.10.

Дикция.

Пение распевок на выработку навыков певческого дыхания,

напевного легкого звучания детских голосов, отчетливой ясной

артикуляции. Работа над унисоном.

Разучивание песни «Нам день приносит свет зари» му-ка И.С.Баха,

переложение для хора В.Попова, русс.текстЯ.Родионова. Работа

над фразировкой.

1,5

8.

25.10

.

25.10.

Дикция. Развитие дикционных навыков.

Пение распевок на расширение диапазона, выравнивание,

округление гласных при пении legato, на выработку слитного

хорового звучания.

Разучивание песни «Нам день приносит свет зари» му-ка И.С.Баха,

переложение для хора В.Попова, русс.текстЯ.Родионова. Работа

над унисоном.

1,5

2 четверть

9.

08.11.

08.11.

Ансамбль и строй.

Пение распевок на выработку навыков певческого дыхания,

напевного легкого звучания детских голосов, отчетливой ясной

артикуляции. Работа над унисоном.

Разучивание песни «Новогодняя песенка» музыка и слова С.Крупа-

Шушариной. Работа над фразировкой.

1,5

10

.

15.11.

15.11.

Ансамбль и строй.

Пение распевок на расширение диапазона, выравнивание,

округление гласных при пении legato, на выработку слитного

хорового звучания.

Разучивание песни «Новогодняя песенка» му-ка и слова С. Крупа-

Шушариной. Работа над унисоном.

1,5

11.

22.11.

22.11.

Певческое дыхание. Совершенствование навыков «цепного»

дыхания.

Пение распевок на выработку плавного и отрывистого характера

звуковедения. Работа над дикцией в упражнениях подвижного

темпа.

Разучивание песни «Вагончик» музыка Р.Воротникова, слова

О.Бородковой.

1,5

12

.

29.11.

29.11.

Работа над формированием исполнительских навыков.

Пение распевок на развитие свободы и подвижности

артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка.

Разучивание песни «Вагончик» музыка Р.Воротникова, слова

О.Бородковой.

1,5

13

.

06.12

.

06.12.

Работа над формированием исполнительских навыков.

Пение распевок на выработку навыка активного и четкого

произношения согласных. Сохранение дикционной активности при

1,5

нюансах p, pp.

Разучивание песни «Вагончик» музыка Р.Воротникова, слова

О.Бородковой.

14

.

13.12

.

13.12.

Работа над формированием исполнительских навыков.

Пение распевок на выработку активного унисона, ритмической

устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших

длительностей.

Работа над соблюдением динамической ровности при произнесении

текста в произведениях из репертуарного плана.

1,5

15

.

20.12

.

20.12.

Контрольный урок.

1,5

3 четверть

1.

10.01

.

10.01.

Дикция. Развитие дикционных навыков.

Распевки на выработку навыка активного и четкого произношения

согласных.

Разучивание песни «Весенний экспромт» музыка С.В.Крупа-

Шушарина, слова И.А.Яворовской. Работа над фразировкой.

1,5

2.

17.01

.

17.01.

Дикция. Развитие дикционных навыков.

Распевки на выработку навыка активного и четкого произношения

согласных.

Разучивание песни «Весенний экспромт» музыка С.В.Крупа-

Шушарина, слова И.А.Яворовской. Работа над унисоном.

1,5

3.

24.01

.

24.01.

Звуковедение.

Пение распевок на округление гласных; способы их формирования

в различных регистрах (головное звучание).

Работа над дикцией в песне «Весенний экспромт».

1,5

4.

31.01

.

31.01.

Звуковедение.

Пение распевок на округление гласных; способы их формирования

в различных регистрах (головное звучание).

Работа над двухголосием в произведениях из репертуарного плана.

1,5

5.

07.02

.

07.02.

Ансамбль и строй.

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в

различных видах мажора и минора.

Работа над двухголосием в произведениях из репертуарного плана.

1,5

6.

14.02

.

14.02.

Ансамбль и строй. Работа над ритмической устойчивостью в более

быстром темпе и с более сложным ритмическим рисунком в

произведениях из репертуарного плана. Разучивание песни

«Родина» музыка В.Коровицина, слова К.Ибряева.

1,5

7.

21.02

.

21.02.

Дикция. Развитие дикционных навыков.

Пение распевок на выработку плавного и отрывистого характера

звуковедения. Работа над дикцией в упражнениях подвижного

темпа. Анализ словесного текста в песне «Родина».

1,5

8.

28.02

.

28.02.

Ансамбль и строй. Работа над элементами двухголосия в

произведениях из репертуарного плана. Анализ музыкального

текста в песне «Родина».

1,5

9.

07.03

.

07.03.

Ансамбль и строй. Работа над фразировкой в песне «Родина».

1,5

10

.

14.03

.

14.03.

Унисон. Музыкальная терминология.

11.

21.03

.

21.03.

Закрепление пройденного материала.

1,5

4 четверть

12

.

11.04.

11.04.

Ансамбль и строй. Разучивание песни «Родина».

1,5

13

.

18.04

.

18.04.

Ансамбль и строй. Устойчивое интонирование одноголосного пения

при сложном аккомпанементе. Работа над фразировкой в песне

1,5

«Родина».

14

.

25.04

.

25.04.

Ансамбль и строй.

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного

склада изложения и с различными средствами музыкального языка.

Работа над дикцией в песне «Родина».

1,5

15

.

02.05

.

02.05.

Ансамбль и строй. Работа над чистотой интонации при

двухголосном пении. Разучивание песни «Родина».

1,5

16

.

16.05

.

16.05.

Ансамбль и строй. Владение навыками пения без сопровождения.

Разучивание песни «Родина». Работа над фразировкой.

1,5

17

.

23.05

.

23.05.

Работа над формированием исполнительских навыков. Анализ

словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного

текста по партиям. Работа над дикцией в песне «Родина».

1,5

18

.

30.05

.

30.05.

Контрольный урок.

1,5

Итого:

49,5

Примечание

Календарно-тематический план

5 класс

План

Факт

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 четверть

1.

06.09

.

06.09

.

Певческая установка. Закрепление навыков,

полученных в младших классах.

1,5

2.

13.09

.

13.09.

Певческое дыхание.

Пение распевок на различный характер дыхания

перед началом пения (медленное, быстрое).

Продолжение работы над песней «Весенний

экспромт» музыка С.В.Крупа-Шушарина, слова

И.А.Яворовской. Работа над фразировкой.

1,5

3.

20.09

.

20.09.

Певческое дыхание. Совершенствование навыков

«цепного» дыхания.

Пение распевок из длинных фраз не имеющих пауз.

Продолжение работы над песней «Весенний

экспромт» музыка С.В.Крупа-Шушарина, слова

И.А.Яворовской. Работа над двухголосием и

динамическими оттенками.

1,5

4.

27.09

.

27.09.

Певческое дыхание. Совершенствование навыков

«цепного» дыхания. Пение вокальных произведений

целиком на «цепном» дыхании.

Пение распевок из длинных фраз не имеющих пауз.

Продолжение работы над песней «Весенний

экспромт» музыка С.В.Крупа-Шушарина, слова

И.А.Яворовской. Работа над двухголосием и

динамическими оттенками.

1,5

5.

04.10

.

04.10.

Певческое дыхание. Пение произведений целиком на

«цепном» дыхании.

Пение распевок на «цепном» дыхании.

Продолжение работы над песней «Весенний

экспромт» музыка С.В.Крупа-Шушарина, слова

1,5

И.А.Яворовской. Работа над двухголосием и

динамическими оттенками.

6.

11.10.

11.10.

Звуковедение. Пение распевок на округление

гласных; способы их формирования в различных

регистрах (головное звучание).

Разучивание песни «Школьная» му-ка

Р.Воротникова, слова М.Нагорной. Работа над

унисоном.

1,5

7.

18.10

.

18.10.

Звуковедение. Пение распевок на сохранение

динамической ровности звучания.

Разучивание песни «Школьная» му-ка

Р.Воротникова, слова М.Нагорной. Работа над

унисоном.

1,5

8.

25.10

.

25.10.

Звуковедение. Пение распевок на сохранение

динамической ровности звучания.

Разучивание песни «Школьная» му-ка

Р.Воротникова, слова М.Нагорной. Работа над

унисоном.

1,5

2 четверть

9.

08.11.

08.11.

Певческое дыхание. Пение распевок на

совершенствование навыков «цепного» дыхания.

Разучивание песни «Вагончик» музыка

Р.Воротникова, слова О.Бородковой.

1,5

10

.

15.11.

15.11.

Певческое дыхание. Пение распевок на

совершенствование навыков «цепного» дыхания.

Разучивание песни «Вагончик» музыка

Р.Воротникова, слова О.Бородковой.

1,5

11.

22.11.

22.11.

Звуковедение. Пение распевок без напряжения

(форсирования), добиваясь свободного звука.

Разучивание песни «Вагончик» музыка

Р.Воротникова, слова О.Бородковой.

1,5

12

.

29.11.

29.11.

Звуковедение. Пение распевок на нонлегато и легато.

Разучивание песни «Вагончик» музыка

Р.Воротникова, слова О.Бородковой.

1,5

13

.

06.12

.

06.12.

Звуковедение. Пение распевок на нонлегато, легато и

стаккато. Разучивание песни «Вагончик» музыка

Р.Воротникова, слова О.Бородковой.

1,5

14

.

13.12

.

13.12.

Дикция. Пение распевок на развитие дикционных

навыков.

1,5

15

.

20.12

.

20.12.

Контрольный урок.

1,5

3 четверть

1.

10.01

.

10.01.

Дикция.

Пение распевок на выработку навыков певческого

дыхания, напевного легкого звучания детских

голосов, отчетливой ясной артикуляции. Работа над

унисоном. Разучивание песни «Родина» музыка

В.Коровицина, слова К.Ибряева.

1,5

2.

17.01

.

17.01.

Дикция. Развитие дикционных навыков.

Пение распевок на расширение диапазона,

выравнивание, округление гласных при пении legato,

на выработку слитного хорового звучания.

Разучивание песни «Родина». Работа по партиям.

1,5

3.

24.01

24.01.

Дикция. Пение распевок на развитие дикционных

1,5

.

навыков. Работа над фразировкой в песне «Родина».

4.

31.01

.

31.01.

Дикция. Пение распевок на развитие дикционных

навыков. Работа над двухголосием в песне

«Родина».

1,5

5.

07.02

.

07.02.

Дикция. Пение распевок на развитие дикционных

навыков.

1,5

6.

14.02

.

14.02.

Ансамбль и строй.

Пение распевок на выработку навыков певческого

дыхания, напевного легкого звучания детских

голосов, отчетливой ясной артикуляции. Работа над

унисоном.

1,5

7.

21.02

.

21.02.

Ансамбль и строй.

Пение распевок на расширение диапазона,

выравнивание, округление гласных при пении legato,

на выработку слитного хорового звучания. Работа

над элементами двухголосия в песне «Родина».

1,5

8.

28.02

.

28.02.

Ансамбль и строй. Работа над ритмической

устойчивостью в более быстром темпе и с более

сложным ритмическим рисунком в произведениях из

репертуарного плана.

1,5

9.

07.03

.

07.03.

Ансамбль и строй. Работа над динамическими

оттенками в песне «Родина».

1,5

10

.

14.03

.

14.03.

Ансамбль и строй. Разучивание песни «Дети

удивительной Югры» музыка Н.Халиловой, слова

Е.Плесецкой.

1,5

11.

21.03

.

21.03.

Закрепление пройденного материала.

4 четверть

12

.

11.04.

11.04.

Ансамбль и строй. Разучивание песни «Родина»

музыка В.Коровицина, слова К.Ибряева.

1,5

13

.

18.04

.

18.04.

Работа над формированием исполнительских

навыков. Анализ словесного текста в песне

«Родина».

1,5

14

.

25.04

.

25.04.

Работа над формированием исполнительских

навыков. Анализ музыкального текста в песне

«Родина».

1,5

15

.

02.05

.

02.05.

Работа над формированием исполнительских

навыков. Работа над фразировкой в песне «Родина».

1,5

16

.

16.05

.

16.05.

Работа над формированием исполнительских

навыков. Работа над дикцией в песне «Родина».

Разучивание песни «Дети удивительной Югры».

1,5

17

.

23.05

.

23.05.

Работа над формированием исполнительских

навыков. Работа над фразировкой в песне «Дети

удивительной Югры».

1,5

18

.

30.05

.

30.05.

Контрольный урок.

1,5

Итого: 49,5

Примечание

2.Годовые требования по классам

3 класс

Тема №1: Певческая установка.

Закрепление навыков пения, полученных в младших классах.

Тема №2: Певческое дыхание.

Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания.

Работа над «цепным» дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Знакомство с

понятием «цезуры».

Тема №3: Звуковедение.

Общие сведения о форсированном пении. Правила пения на «цепном» дыхании без напряжения

звука.

Понятие

о

неправильном

дыхании:

ключичное

дыхание

и

форсирование

звука.Понятие

о

«распевание» (приведение голосового аппарата в рабочее состояние, подготовка к репетиции). Понятие

об «интонации» (чистое интонирование хроматизмов в песнях и упражнениях). Работа над музыкальной

терминологией: диапазон (с греч.- через все струны); интонирование – осознанное воспроизведение

музыкального звука голосом.

Тема №4: Дикция.

Закрепление и дальнейшее развитие дикционных навыков.

Общие сведения об артикуляции (лат.articulo – расчленяю) – способ исполнения звуков при пении

с той или иной степенью связанности или расчлененности, например legato, nonlegato,staccato.

Тема №5: Ансамбль и строй.

Знакомство с понятием академический стиль в искусстве, с хоровым пением ACAPPELLA.

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней

лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей,

соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

Тема №6: Работа над формированием исполнительских навыков.

Знакомство с понятием «хоровая партия» (группа однородных голосов в хоре, исполняющая в

унисон свою мелодию).

Требования к хоровой партии: владение полным диапазоном данного голоса; владение хоровыми

красками.

Решающее

условие

успеха

-

применение

единых

вокальных

принципов

в

сочетании

с

индивидуальным

подходом.

Для

создания

общехорового

строя

и

ансамбля

важно

правильное

соотношение партий, ровное по звучанию или с небольшим перевесом в крайних голосах. Обычно

хоровая партия делится на 1-е (более высокие, лирические) и 2-е (более низкие, драматические) голоса.

4 класс

Тема №1: Певческая установка.

Закрепление навыков, полученных в предыдущих классах.

Тема №2: Певческое дыхание.

Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на

длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.

Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения.

Тема №3: Унисон.

Понятие унисона как слитности звучания (одновременное звучание 2-х или несколько звуков

одной

и

той

же

высоты).

Музыкальная

терминология:

акцент

лат.

-

ударение)

выделение,

подчеркивание звука или аккорда, в вокальной музыке также подчеркивание наиболее значительного по

смыслу слова или слога при произнесении текста. Октавный унисон – сочетание одинаковых звуков в

разных октавах. Пение в унисон. Работа над чистотой интонации. Выравнивание, подстраивание всех

голосов по силе и высоте звука. Пение закрытым ртом, с сохранением при этом всех элементов

звукообразования. Исполнение произведений репертуарного плана.

Тема №4: Дикция.Закрепление и дальнейшее развитие дикционных навыков.

Тема №5: Работа над формированием исполнительских навыков.

Знакомство

с

понятием

фермата

(от

итал.

остановка)

продление

звука

или

паузы

на

неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя. Различные виды динамики.

Многообразие

агогических

возможностей

исполнения

произведений:

пение

в

строго

размеренном

темпе;

сопоставление

двух

темпов

(медленный

и

быстрый);

замедление

в

конце

произведения;

замедление и ускорение в середине произведения.

Знакомство с понятием фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.

Фразировка

важнейшее

средство

выразительности.

Фразировка

отчетливое

художественно-

смысловое

выделение

музыкальных

фраз

и

других

построений

при

исполнении

музыкального

произведения.

Тема №6: Звуковедение.Закрепление навыков, полученных в предыдущих классах.

Знакомство с понятием форсирование звука (напряженное, крикливое пение, происходящее от

чрезмерного напора на голосовые связки, от исполнения высоких звуков без «прикрытия»).

Форсированное пение в хоре разрушает ансамбль и строй. Для певца должно быть правилом пение «с

запасом» голоса, о чем неустанно обязан напоминать дирижер.

Тема №7: Ансамбль и строй.

Знакомство с понятием музыкальная форма (совокупность музыкально-выразительных средств,

воплощающих идейно-художественное содержание произведения). Музыкальная форма – структура

(строение, композиция) произведения. В хоровой музыке находят применение различные музыкальные

формы: период, 2-х частная, 3-х частная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, строфическая,

полифоническая.

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и

минора,

ритмическая

устойчивость

в

более

быстрых

и

медленных

темпах

с

более

сложным

ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения

двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Совершенствование

ансамбля

и

строя

в

произведениях

различного

склада

изложения

и

с

различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном

пении. Владение навыками пения без сопровождения.

5 класс

Тема №1: Певческая установка.

Закрепление навыков пения, полученных в младших классах.

Тема №2: Певческое дыхание.

Показатель

правильности

дыхания

качество

певческого

звука.

Типы

дыхания.

Обучение

правильному певческому дыханию – важная часть вокальной работы в хоре. Закрепление навыков,

полученных в младших классах.

Тема №3: Звуковедение.

Знакомство с понятием «Артикуляция» (лат.аrticulo- расчленяю). Способы исполнения звуков при

пении: legato (италь. связно), staccato (италь. отрывисто), nonlegato (италь. не связно). Артикуляционные

упражнения для развития голосового аппарата.

Тема №4: Дикция.

Продолжение работы над основными правилами произношения гласных и согласных. Важность

произношения

согласных,

осмысленность

произнесения

текста.

Развитие

дикционных

навыков

в

быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

Тема №5: Ансамбль и строй.

Знакомство

с

понятием

«Тесситура»

(итал. tessitura–

ткань)

высотное

положение

звуков

мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента. Тесситура может быть высокая, средняя,

низкая. Использование тесситурных условий – одно из средств выразительности.

Более

подробное

знакомство

с

каноном

греч. canon– норма, правило) – полифоническая

музыкальная форма, основанная на строгой непрерывной имитации, при которой голоса повторяют

мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем она закончится у предыдущего.

Тема №6: Работа над формированием исполнительских навыков.

Более подробное знакомство с понятием «Хор» (от греч. choros– собирательное понятие: хор,

хоровод, толпа, собрание и т.д.).По типу – составу голосов – хор бывает однородный (мужской, женский,

детский) и смешанный, состоит из 4-х основных партий: сопрано, альтов, теноров, басов.

Правильное

формирование

каждой

хоровой

партии

необходимое

условие

создания

хора.

Требования

к

хоровой

партии:

владение

полным

диапазоном

данного

голоса;

владение

хоровыми

красками,

наличие

мягких

и

звучных

голосов.

Репертуар

(от

лат.

repertorium

список,

опись)-

совокупность произведений, исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий. Правильный

подбор репертуара- важное условие успешной деятельности хора.

Знакомство с творчеством известных русских композиторов и дирижеров: Кабалевский Д.Б.,

Ипполитов-Иванов М.М., Калистратов В.Ю., Калинников В.С., Дунаевский И.О., Дегтярев С.А., Танеев

С.И., Хренников Т.Н.

Примерный репертуарный список

3 класс

Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. Римского- Корсакова)

Русская народная песня «Как на тоненький ледок» (обр. М. Иорданского)

Литовская народная песня «Солнышко вставало»

Гайдн И. «Мы дружим с музыкой»

Гайдн И. «Старый добрый клавесин»

Кудряшов А. «Лягушки-музыканты»

Кудряшов А. «Добрый ежонок»

Халилова Н. «Дети удивительной Югры»

Коровицин В. «Родина»

4 класс

Воротников Р. «Весна»

Воротников Р. «Вагончик»

Воротников Р. «Школьная»

Кудряшов А. «Лето»

Крупа-Шушарина С.В. «Весенний экспромт»

Крупа-Шушарина С.В. «Новогодняя песенка»

Бах И.С. «Нам день приносит свет зари»

Халилова Н. «Дети удивительной Югры»

Коровицин В. «Родина»

5 класс

Воротников Р. «Весна»

Воротников Р. «Вагончик»

Воротников Р. «Школьная»

Кудряшов А. «Лето»

Крупа-Шушарина С.В. «Весенний экспромт»

Крупа-Шушарина С.В. «Новогодняя песенка»

Русская народная песня «Ты не стой, колодец» (обр. В. Соколова)

Халилова Н. «Дети удивительной Югры»

Коровицин В. «Родина»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

3-й класс

На

третьем

году

обучения

должна

продолжаться

работа

по

закреплению

полученных

за

предыдущие два года вокально-технических и исполнительских навыков, а также по:

- развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации;

- выравниванию звучания по всему диапазону;

- развитию четкой дикции, выразительностью слова;

В конце третьего года обучения учащийся должен уметь:

- исполнять музыкальные произведения под аккомпанемент и без него;

- выделять основную вершину в музыкальной фразе при помощи динамики и акцентирования;

- выдерживать длинные ноты, ощущать и подчеркивать начало новой доли, заключенной в ней;

- передавать эмоциональный характер музыки в пении.

В течение года учащийся обязан проработать:

- упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия и гаммы;

- 2-3 народные песни;

- 3-4 разноплановых произведения небольшого диапазона в удобной тесситуре.

4-й класс

Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, четкой

артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом.

К концу четвертого года обучения учащийся должен уметь:

- исполнять музыкальное произведение целиком на «цепном» дыхании;

- соблюдать динамическую ровность при произнесение текста;

- устойчиво интонировать одноголосное пение при сложном аккомпанементе;

- петь несложные двухголосные песни без сопровождения;

- уметь определить музыкальную форму произведения;

- различать произведения разного жанра;

- уметь различать различные виды динамики, различные виды фермат;

-

осознанно

относиться

ко

всем

указаниям

педагога,

касающиеся

художественно-

исполнительского плана произведения.

В течение года учащийся должен проработать:

- 2-3 народные песни;

- 3-4 разноплановых произведения.

5-й класс

- знать характерные особенности хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных

стилистических направлений хорового исполнительства;

- знать музыкальную терминологию;

- уметь грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и

вокального коллективов;

- уметь самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- уметь читать с листа несложные вокально-хоровые произведения;

- уметь сделать теоретический анализ исполняемых произведений;

- иметь навык публичных выступлений;

- знать основной вокально-хоровой репертуар.

IV.Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основных формы

контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

Методытекущего контроля:

-

оценка за работу в классе;

-

текущая сдача партий;

-

контрольный урок в конце полугодия.

Виды промежуточного контроля:

-

переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.

Методытекущего контроля:

-

сдача партий в ансамбле.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их

посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

При

оценке

учащегося

учитывается

также

его

участие

в

выступлениях

хорового

коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им

уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им

учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

оценка годовой работы ученика;

оценка на контрольном уроке;

другие выступления ученика в течение учебного года.

2.

Требования к промежуточной аттестации

Паспорт комплекта оценочных средств к промежуточной аттестации

Фонды оценочных средств разработаны с учетом:

-

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

музыкального

искусства

«Фортепиано»,

«Народные

инструменты», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012

№163

-рабочей программы учебного предмета «Хоровой

класс» в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Народные инструменты» рецензия преподавателя высшей категории по классу вокала,

руководителя

образцового

коллектива

«Хор

лира»,

почетного

работника

общего

образования

РФ,

педагога

дополнительного

образования

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения «Лицей №3» г.Сургута Денисовой Е.Ю.;

-

положения

о

формах,

периодичности

и

порядке

текущего

контроля

успеваемости,

промежуточной

аттестации

обучающихся,

осваивающих

дополнительные

предпрофессиональные

общеобразовательные программы в области искусств, утверждённых приказом МБОУ ДО «ЛДШИ №1»

от 01.09.2014г. №72

Для аттестации учащихся созданы фонды оценочных средств, включающие методы контроля,

позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Фонды оценочных средств являются

полными и адекватными отображениями федеральных государственных требований,соответствуетцелям

и задачам дополнительной предпрофессиональной программы и ее учебному плану.

Контрольный урок (произведение + теоретический коллоквиум) проводится в виде

исполнения хорового произведения сольно и в составе вокального ансамбля.

Класс

Сроки:

I-

полугодие

Требования

Предмет оценивания

Методы оценивания

3

класс

декабрь

Сформированный

комплекс

исполнительских знаний:

-

у м е т ь

и с п о л н я т ь

музыкальные

п р о и з в е д е н и я

п о д

аккомпанемент и без него;

-

у м е т ь

в ы д е л я т ь

основную

вершину

в

музыкальной

фразе

при

п ом о щ и

д и н а м и к и

и

акцентирования

Сформированный

комплекс

теоретических

знаний:

-

з н ат ь

с п о с о б ы

исполнения

звуков

п р и

п е н и и

(артикуляция);

- динамические

оттенки;

-

и м е т ь

п р е д с т а в л е н и е

о

М е т од о м

о ц е н и в а н и я

являет ся

в ы с т а в л е н и е

оценки

за

исполнение

хо р о в о г о

р е п е р т у а р а

индивидуально и в составе

вокального ансамбля.

- 1 произведение и

теоретические вопросы.

-

уметь

вы держиват ь

длинные ноты, ощущать и

подчеркивать

н ач а л о

новой доли, заключенной

в ней;

-

у м е т ь

п е р е д а в а т ь

эмоциональный

характер

музыки в пении;

диапазоне,

интонации;

-

как

н а з ы ва е т с я

хоровое

пение

без

инструментального

сопровождения

капелла);

Репертуар по хору:

Вариант1

1.

«Мы дружим с музыкой» музыка И.Гайдна, русский текст П.Синявского.

Вариант 2

1.

«Старый добрый клавесин» музыка И.Гайдна, русский текст П.Синявского

Класс

Сроки:

II-

полугодие

Требования

Предмет оценивания

Методы оценивания

3

класс

май

Сформированный комплекс

исполнительских знаний:

-

у м е т ь

в ы р а в н и в а т ь

з в у ч а н и е

п о

в с е м у

диапазону;

- уметь выделять основную

вершину

в

музыкальной

ф р а з е

п р и

п о м о щ и

д и н а м и к и

и

акцентирования

-

уметь

развивать

четкую

дикцию,

выразительность

слов;

-

у м е т ь

п е р е д а в а т ь

эмоциональный

характер

музыки в пении;

-

уметь

и с п о л ь з о в а т ь

« ц е п н о е »

д ы х а н и е ,

вливаться в общее звучание

незаметно, без толчка;

Сформированный

комплекс

теоретических

знаний:

- знать виды цезур и

значение

цезуры

в

пении.

-

знать

значение

и

применение

«цепного» дыхания.

М е т од о м

о ц е н и в а н и я

являет ся

в ы с т а в л е н и е

оценки

за

исполнение

хо р о в о г о

р е п е р т у а р а

индивидуально и в составе

вокального ансамбля.

- 1 произведение;

- теоретические вопросы;

Репертуар по хору:

Вариант 1

1. «Родина» музыка В.Коровицина, слова К.Ибряева

Вариант 2

1. «Дети удивительной Югры» музыка Н.Халиловой, слова Е.Плесецкой.

Контрольный урок (произведение + теоретический коллоквиум) проводится в виде исполнения

хорового произведения сольно и в составе вокального ансамбля.

Класс

Сроки:

I-

полугодие

Требования

Предмет оценивания

Методы оценивания

4

класс

декабрь

Сформированный

комплекс

исполнительских знаний:

-

у м е т ь

и с п о л н я т ь

музыкальное

произведение целиком на

«цепном» дыхании;

-

у м е т ь

с о б л ю д а т ь

динамическую

ровность

при произнесение текста;

-

у м е т ь

у с т о й ч и в о

интонировать

одноголосное

пение

при

сложном аккомпанементе;

-

уметь

петь

несложные

двухголосные

песни

без

сопровождения;

Сформированный

комплекс

теоретических

знаний:

-

знать,

что

такое

унисон;

-

знать,

что

такое

акцент

в

хоровом

пении;

- знать, что означает

слово фермата;

М е т од о м

о ц е н и в а н и я

являет ся

в ы с т а в л е н и е

оценки

за

исполнение

хо р о в о г о

р е п е р т у а р а

индивидуально и в составе

вокального ансамбля.

- 1 произведение и

теоретические вопросы.

Репертуар по хору:

Вариант1

1. «Школьная» музыка Р.Воротникова, слова М.Нагорной

Вариант 2

1.

«Новогодняя песенка» му-ка А.Кудряшова, слова С.Крупа-Шушариной

Репертуар по хору:

Вариант 1«Родина» музыка В.Коровицина, слова К.Ибряева

Вариант 2 «Дети удивительной Югры» музыка Н.Халиловой, слова Е.Плесецкой.

Контрольный урок

(произведение + теоретический коллоквиум) проводится в виде

исполнения хорового произведения сольно и в составе вокального ансамбля.

Клас

с

Сроки:

I-

полугодие

Требования

Предмет оценивания

Методы оценивания

Клас

с

Сроки:

II-

полугодие

Требования

Предмет оценивания

Методы оценивания

4

класс

май

Сформированный

комплекс

исполнительских

знаний:

-

уметь

о пр ед е л ить

музыкальную

форму

произведения;

-

р а з л и ч а т ь

произведения

разного

жанра;

-

у м е т ь

р а з л и ч а т ь

р а з л и ч н ы е

в и д ы

динамики,

различные

виды фермат;

- осознанно относиться

ко

вс ем

у к а з а н и я м

педагога,

касающиеся

художественно-

исполнительского плана

произведения.

Сформированный

комплекс

теоретических

знаний:

- знать, что означает

понятие

«форсирование

звука»;

- знать, что такое

фразировка в хоровом

пении;

-

знать

музыкальные

формы

(куплетная,

двухчастная,

трехчастная,

рондо,

сонатная,

вариационная);

Методом

оценивания

является

выставление

оценки

за

исполнение

хорового

репертуара

индивидуально

и

в

составе

вока льного

ансамбля.

- 1 произведение;

-

т е о р е т и ч е с к и е

вопросы;

5

класс

декабрь

Сформированный комплекс

исполнительских знаний:

-

з н а т ь

х а р а к т е р н ы е

особенности хорового пения,

вокально-хоровых

жанров

и

основных

стилистических

н а п р а в л е н и й

х о р о в о г о

исполнительства;

- уметь грамотно исполнять

музыкальные

произведения

как сольно, так и в составах

хорового

и

в о к а л ь н о г о

коллективов;

Сформированный

комплекс

теоретических

знаний:

- знать музыкальную

терминологию;

- знать, что означает

слово

артикуляция,

тесситура, репертуар;

-

н а з в ат ь

с а м у ю

распространенную

полифоническую

форму

в

хо р о во й

музыке (канон);

М е т о д о м

о ц е н и в а н и я

является выставление оценки

за

исполнение

хорового

репертуара индивидуально и

в

с о с т а в е

в о к а л ь н о г о

ансамбля.

- 1 произведение и

теоретические вопросы.

Репертуар по хору:

Вариант1

1.

«Школьная» музыка Р.Воротникова, слова М.Нагорной

Вариант 2

1. «Весенний экспромт» музыка С.В.Крупа-Шушарина, слова И.Яворовской

Репертуар по хору:

Вариант 1

«Родина» музыка В.Коровицина, слова К.Ибряева

Вариант 2

«Дети удивительной Югры» музыка Н.Халиловой, слова Е.Плесецкой.

3.Критерии оценки;

Оценка – это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в

цифрах.

Функции оценки:

нормативная;

информативно-диагностическая

-

показывает,

на

сколько

глубоко

изучен

материал,

каковы

затруднения, пробелы в знаниях учащихся;

ориентирующая

содействует

осознанию

учеником

результатов

процесса

деятельности

и

пониманию собственной роли в нём;

Клас

с

Сроки:

II-

полугодие

Требования

Предмет оценивания

Методы оценивания

5

класс

май

Сформированный

комплекс

исполнительских знаний:

-

уметь

самостоятельно

разучивать

в о ка л ь н о -

хоровые партии;

-

у м е т ь

с о з д а в а т ь

художественный

образ

п р и

и с п о л н е н и и

музыкального

произведения;

-

уметь

читать

с

листа

несложные

в о ка л ьн о -

хоровые произведения;

-

у м е т ь

с д е л а т ь

теоретический

анализ

исполняемых

произведений;

- иметь навык публичных

выступлений;

-

з н а т ь

о с н о в н о й

вокально-хоровой

репертуар.

Сформированный

комплекс

теоретических

знаний:

-

з н а т ь

музыкальную

терминологию;

-

какие

бывают

х о р ы

п о

т и п у

голосов?;

- назвать известных

русских

дирижеров;

Методом

оценивания

является

выставление

оценки

за

исполнение

хорового

репертуара

и н д и в и д уа ль н о

и

в

с о с т а в е

в о к а л ь н о г о

ансамбля.

- 1 произведение;

-

т е о р е т и ч е с к и е

вопросы;

информирующая – даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях ученика;

корректирующая – способствует изменению действий ученика, его установок, взглядов;

воспитывающая – создаёт условия для воспитания качеств личности, проявления чувств и т.д.;

социальная – влияет на самооценку, статус ученика в коллективе сверстников;

диагностическая – определяет уровень знаний, сформированность умений, качеств личности;

стимулирующе-мотивационная

способствует

созданию

успеха,

поддержанию

интереса

к

деятельности и т.п.

Формы оценивания учащихся в учебной деятельности:

От одобрения, похвалы, благодарности и материальной формы поощрения до высказывания

отрицательных оценок.

Задачи оценки:

формирование и корректировка ценностных отношений учеников;

формирование у учеников адекватной самооценки;

оценка выступает средством диагностики образовательной деятельности;

оценка является связующим звеном между преподавателем, учащимся и родителем.

Критерии и принципы выставления оценки:

эмоциональность;

адекватность;

может даваться любому действию ученика, особенно успешному;

учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

справедливость и объективность – это единые критерии оценивания знаний, умений и навыков

учащихся, известные ученикам заранее;

гласность и прозрачность – это доступность и понятность информации об учебных достижениях

учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать

соответствующие выводы;

незыблемость

выставленная

преподавателем

отметка

не

должна

подвергаться

сомнению

каждой из сторон.

Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания:

полнота знаний, их обобщенность и системность;

полнота и правильность – это правильное исполнение;

неточное исполнение;

неправильное исполнение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно

провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его

п е в ч е с к о г о

г о л о с а .

Учёт

полученных

данных,

с

одной

стороны,

позволит

дать

более

объективную

оценку

качества

выполнения

учеником

певческого

задания,

с

другой

стороны

-

учесть

при

выборе

задания

индивидуальные

особенности

его

музыкального

развития

и,

таким

образом,

создать

наиболее

благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать

рабочий

диапазон

его

голоса

и,

если

он

не

соответствует

диапазону

песни,

предложить

ученику

исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни:

к у п л е т ,

п р и п е в ,

ф р а з у .

При выставление оценок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

грубые ошибки;

однотипные ошибки;

негрубые ошибки;

недочеты.

Шкала оценок:

В Детской школе искусств принята 5- бальная шкала оценок:

"5" – отлично;

"4" – хорошо;

"3" – удовлетворительно;

"2" – неудовлетворительно.

Оценка "5" - получает учащийся, если его индивидуальная работа, практическая деятельность в

полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объём знаний, умений,

навыков составляет 90-100% содержания.

Оценка "4" - получает учащийся, если его индивидуальная работа, практическая деятельность

или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеется одна или две

негрубые ошибки, или три недочёта и объём знаний, умений, навыков составляет 70-90% содержания.

Оценка "3" - получает учащийся, если его индивидуальная работа, практическая деятельность и её

результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2

недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3

недочета, или 4-5 недочётов.

Учащийся владеет в объёме знаний, умений, навыков 50-70% содержания.

Оценка "2" - получает учащийся, если его индивидуальная работа, практическая деятельность и

её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и

грубые ошибки, объём знаний, умений, навыков учащегося составляет 20-50% содержания.

Виды оценки:

Текущие отметки выставляются преподавателем ежеурочно по поставленным на урок целям

деятельности учащихся.

Тематическая отметка выставляется преподавателем после изучения большой темы или раздела.

Контрольный урок (произведение + теоретический коллоквиум) проводится в виде

исполнения хорового произведения сольно и в составе вокального ансамбля.

Баллы Сумма баллов

за виды

деятельности

Произведение

Уровень

теоретических

знаний

«5»

4,5 – 5,0

исполнение яркое,

артистичное,

выразительное, уверенное,

осмысленное, достаточно

качественное, недочёты,

не нарушающие в целом

основной художественной

идеи

- знание

мелодической

линии и текста

песни;

- чистое

интонирование и

ритмически точное

исполнение;

- выразительное

исполнение

ответ в полном

объёме соответствует

учебной программе,

допускается один

недочёт, объём

знаний, умений,

навыков составляет

90-100% содержания

«4»

3,5 – 4,4

исполнение артистичное,

выразительное, с

незначительными

погрешностями

- знание

мелодической

линии и текста

песни;

- в основном

чистое

интонирование,

ритмически

правильное;

- пение

недостаточно

выразительное

ответ, в общем,

соответствуют

требованиям учебной

программы, но

имеется одна или две

негрубые ошибки,

или три недочёта и

объём знаний,

умений, навыков

составляет 70-90%

содержания

«3»

2,5 – 3,4

исполнение неуверенное, с

крайне неряшливым

отношением к тексту

исполняемых

произведений

- допускаются

отдельные

неточности в

исполнении

мелодии и текста

песни;

- неуверенное и не

вполне точное,

иногда фальшивое

исполнение, есть

ритмические

неточности;

- пение

невыразительное

ответ в основном

соответствует

требованиям

программы, однако

имеются: ошибки и

недочёты, объём

знаний, умений,

навыков 50-70%

содержания.

«2»

ниже 2,5

существенная

недоученность программы

(вследствие

незаинтересованного

отношения ученика к

занятиям)

отказ выступать по

исполнение

неуверенное,

«фальшивое»

неправильный ответ,

имеются

существенные

недостатки и грубые

ошибки, объём

знаний, умений,

навыков учащегося

составляет 20-50%

содержания

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Обучение по предмету «Хоровой класс» осуществляется на основе единства вокального, общего

музыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.

В результате этого процесса у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к

музыке

и

вокальному

искусству,

обеспечивается

приобретение

устойчивых

вокальных

навыков

в

сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового

репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства

музыкальной

выразительности,

понимать

и

доносить

до

слушателей

содержание

исполняемых

произведений, прививается навык публичных выступлений.

Широко используются творческие задания, развивающие у учащихся вокальный слух, смысловое

интонирование,

внимание

и

память,

речь,

фантазию,

образный

склад

мышления,

выносливость,

трудолюбие.

Большое внимание следует уделять развитию навыков углубленной самостоятельной работы с

нотным и литературным текстами произведений, постоянному совершенствованию исполнительских

навыков, подготовке концертных выступлений.

Урок хора, в известной степени, процесс рутинный, имеющий в основе комплекс традиционных

и

обязательных

педагогических

приемов,

следует

порой

отступать

от

них,

изменять

привычную

практику, идя навстречу индивидуальности учащегося.

Это

обстоятельство

ведет

к

поиску

индивидуальных

приемов

и

методов

для

воспитания

внимания, памяти, музыкального и вокального слуха, ритмического чувства и большого количества

различных

ощущений:

эмоциональных,

мышечных,

акустических

и

интонационных.

По

пути

к

воспитанию этих качеств и навыков целесообразно идти не столько от жесткого тренинга, сколько от

игры и формирования стойкого интереса к предмету и, что очень важно, к самому процессу урока, как

основе основ.

Продвигаясь от простого к более сложному, необходимо стремиться к тому, чтобы исполнение

музыкальных произведений являлось следствием, творческим результатом, отображением музыкального

мышления учащихся, их эмоционального отношения к музыке и содержанию этих произведений. Чем,

младше ученик, тем меньше деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.

Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор репертуара

должен

тщательным

образом

осуществляться

из

лучших

произведений

народной,

классической

и

современной музыки. Высокие требования следует предъявлять к литературно-поэтическому тексту и

содержанию произведений.

При использовании в учебной работе вокальных произведений зарубежных авторов не следует

сразу прибегать к пению на языке оригинала, так как недостаточное знание и понимание иностранного

языка учащимися сдерживает формирование у них музыкально-образного мышления.

При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры произведений,

тональностей, не соответствующих конкретным голосам и возможностям учащихся.

Не допускать завышения репертуара по степени трудности.

VI.Списки используемой нотной и методической литературы

Списки используемой методической литературы

1.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., «Прометей», 1992

г.

2.

Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983 г.

3.

Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка,

1972 г.

4.

Добровольская

Н.Н.,

Орлова

Н.Д.

Развитие

детского

голоса

/

Материалы

научной

конференции

по

вопросам

вокально-хорового

воспитания

детей,

подростков,

молодежи

26-30

III

1961/Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1963 г.

5.

Сергеев А. Воспитание детского голоса. Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук, 1950

г.

6.

Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной

детского голоса/Сб. ст. Работа с детским хором. М., «Музыка», 1981 г.

7.

Романовский Н.В. Хоровой словарь М., «Музыка» 2000г.

Списки используемой нотной литературы

1.

Кудряшов А.В. «Радужные нотки» песни для детей, г.Ростов-на-Дону, Феникс 2008г.

2.

Крупа-Шушарина С.В. и Яворовская И.А. сборник песен для детей и юношества, Ростов-

на-Дону Феникс 2008г.

3.

Дубравин Я. «Песни и хоры для детей». Издательство «Композитор Санкт-Петербург»,

1996г.

4.

Татаринов В. Песни для детей «Ласковая ласточка» г.Москва «Владос» 2004г.

5.

Кудряшов А.В. «Песни для детей» г. Ростов-на-Дону, Феникс 2010г.

6.

Неупокоев Б. «Детские песни для голоса и ф-но (баян) тетрадь 3. Изд. «Композитор.

Санкт-Петербург» 2003г.

7.

Дубравин Я. «Музыка для детского хора». Изд. «Композитор. Санкт-Петербург»



В раздел образования