Автор: Боголь Елена Владимировна
Должность: преподаватель и концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: Город Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: программа
Тема: ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Хоровое пение»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Лянторская детская школа искусств № 2»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Рабочая программа по учебному предмету ПО.01.УП.02
«Фортепиано»
для обучающихся, осваивающих
ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ПРОГРАММУ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Хоровое пение»
Срок реализации программы 8 лет
(для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 лет 6 месяцев – 9 лет)
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе;
-
Срок реализации учебного предмета;
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-
Цели и задачи учебного предмета;
-
Обоснование структуры программы учебного предмета;
-
Методы обучения;
-
Описание
материально-технических
условий
реализации
учебного
предмета;
II.
Содержание учебного предмета
-
Сведения о затратах учебного времени;
-
Годовые требования по классам;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-
Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
-
Методические рекомендации педагогическим работникам;
-
Рекомендации
по
организации
самостоятельной
работы
обучающихся;
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
-
Список рекомендуемой нотной литературы;
-
Список рекомендуемой методической литературы;
-
Пояснительная записка
В нашем Сургутском районе, после объединения, существует 6 муз.школ,
почти в каждой школе есть хоровое отделение, кроме Локосово, Ульт-Ягун,
Сытомино,
Солнечный.
Возможно
эти
школы
захотят
открыть
хоровое
отделение и в этом случае моя программа актуальна. В нашей педагогической
деятельности
существует
3
основные
задачи:
образовательная,
воспитательная и развивающая. Я решила в своей программе развивающую
задачу
поставить
на
1место.
Занимаясь
по
данной
программе,
учащиеся
приобретают самые необходимые практические навыки игры на фортепиано.
На
основе
большого
количества
легких,
понятных,
интересных
пьес,
не
только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные
технические
приемы,
приобретается
навык
чтения
с
листа,
умение
самостоятельно
работать
с
текстом,
появляется
техническая
свобода.
На
начальном этапе умение ребенка
сыграть себе изучаемый им вокальный
репертуар.
Играя
переложения
песен
(мелодий
с
аккомпанементом),
учащиеся
постепенно учатся применять на практике различные фактурные варианты
аккомпанемента. Все это пригодится в дальнейшем в игре по цифровкам,
подборе по слуху, при самостоятельном музицировании. То есть все то, что
способствует развитию умений и навыков игры на фортепиано. В результате
обучение становиться интересным, увлекающимся.
1.1.Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе.
Учебный предмет «Фортепиано» является не
дополнительным,
а
обязательным
предметом.
Обучать
нужно
высокопрофессионально: правильно организовать пианистический аппарат,
оснастить
учащихся
необходимыми
техническими
приемами,
научить
понимать
структурные
закономерности
музыкального
языка
и
самостоятельно работать с нотным текстом. Уровень освоения программы
учащиеся демонстрируют на экзамене в рамках итоговой аттестации.
1.2.Срок
реализации учебного
предмета
«Фортепиано»
для
детей,
поступивших в образовательную организацию в 1 класс в возрасте от 6лет 6
месяцев - 9 лет, срок реализации программы составляет 8 лет (1-8 классы).
1.3.Объем учебного времени предусмотренный учебным планом МБОУДО
«Лянторская ДШИ № 2» на реализацию учебного предмета:
-максимальная учебная нагрузка- 658 часов. Из них на самостоятельную
работу–349 часов, аудиторные занятия– 349 часов.
1-6 кл.- 1час в неделю; 7-8 кл.- 2 часа в неделю;
1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная.
1.5.Цели и задачи учебного предмета «Фортепиано».
Главной
целью
предмета
«Фортепиано»
является
развитие
музыкально-
творческих
способностей
детей,
расширение
кругозора
и
овладение
практическими навыками игры на фортепиано.
Задачи учебного предмета:
создать
условия
для
художественного
образования,
эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
развить
у
обучающихся
музыкальные
способности,
о сновные
исполнительские навыки игры на фортепиано, навыки ансамблевой игры,
чтения с листа;
обучить
самостоятельной
работе
над
музыкальным
произведением;
сформировать
навыки
по
решению
музыкально-исполнительских
задач
ансамблевого
исполнительства,
обусловленные
художе ственным
содержанием
и
особенностями
формы,
жанра
и
стиля
музыкального
произведения;
воспитать духовно-нравственные и эстетические качества личности, интерес
к культуре и искусству посредством приобщения к шедеврам отечественной и
зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества,
классического и современного искусства;
овладеть основами аккомпанемента;
1.6.Обоснование структуры программы учебного предмета
«Фортепиано».
Обоснованием структуры программы учебного предмета «Фортепиано»
обязательной части дополнительной предпрофессиональной образовательной
программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» являются
ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Фортепиано»;
- требования по годам обучения;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
1.7.Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета
«Фортепиано» используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
2.Содержание учебного предмета «Фортепиано».
2.1.Сведения о затратах учебного времени.
Продолжительность учебных занятий:
для учащихся 1класса-один час в неделю (32 часа в
год); для учащихся 2-6 классов - один час в неделю
(33 часа в год); для учащихся 7-8 классов - два часа
в неделю (66 часов в год).
2.2.Годовые требования по классам.
1 класс
Аудиторные занятия:1 час в неделю
Постановка
исполнительского
аппарата.
Работа
и
контроль
за
организацией игровых
движений,
правильными
игровыми
приемами,
координацией слухом и моторикой пальцев, синхронизацией левой и правой
рук, развитием двигательных
навыков,
над
целесообразностью
игровых
движений.
Музыкальная
подготовка.
Изучение
иностранных
музыкальных
терминов и их обозначение.
Учебно-техническая
работа. Работа над аппликатурой в различных
произведениях
в
умеренном
темпе, штрихами: legato,
staccato,
nonlegato,
непрерывностью
движения, ровностью
звучания
в
гаммаобразных
позиционных
по следовательно стях,
работ а
н а д независимостью
самостоятельностью
рук
при
одновременном
исполнении различных
штрихов,
над
звуком
как
средством
музыкальной выразительности,
различными способами звукоизвлечения.
Художественно-музыкальная
работа.
Работа над нотным тестом,
художественным образом (текстовые обозначения, развитие мелодии, темы,
кульминация, аппликатура, динамические оттенки, штрихи, темпы, короткие
и
длинные
лиги,
ремарки
в
тексте,
характер
произведения
и
пр.).
Музыкально-художественный
анализ произведения:
название
и
образ,
средства
выразительности,
о
чем произведение
(идея),
содержание
и
форма произведения.
Чтение с листа. Зрительный разбор однострочной мелодии, анализ
текста.
Активизация
слуховой
активности,
сосредоточенность
на
тексте.
Чтение с листа в медленном темпе левой, правой рукой, исполнение двумя
руками.
Анализ
трудностей
и
ошибок.
Чтение
с листа
произведений
в
тональностях
с
одним
знаком,
размер
2/4,3/4,
длительностями:
целая,
половинная, четвертная, восьмая, с паузами.
Подбор по слуху знакомых мелодий и простого аккомпанемента.
Ансамбль. Работа над техникой синхронного исполнения, техникой
совместного дыхания, техникой одновременных штрихов. Игра в четыре
руки
(с
преподавателем)
произведений
народной
музыки,
русской
и
зарубежной классики в форме песен, маршей, танцев.
В конце первого года обучения учащийся должен знать: название
нот, название октав, тональности до двух знаков, элементарные иностранные
музыкальные
термины,
длительности
нот,
паузы,
динамические
оттенки.
Характеристику танцев: вальс, полька, менуэт.
Учащийся
должен
уметь: исполнять
произведения
без
остановок
самостоятельно и в ансамбле с педагогом, читать с листа в тональностях до
одного знака, подбирать по слуху мелодии и простой аккомпанемент.
У учащегося должны быть сформированы: основы художественного
вкуса, эмоциональная отзывчивость, устойчивый интерес к предмету. Навыки
грамотного разбора нотного текста, координация движений рук,
ощущение
объема
клавиатуры,
скоординированы
мышцы,
голо с,
слух
и
художественные представления.
За первый год обучения учащийся должен исполнить: гамму до
мажор в одну октаву отдельно каждой рукой; 20-30 легких для быстрого
прохождения
по
нотам
пьес
на
все
основные
штрихи:
legato,
staccato,
nonlegato; подбор песенок по слуху, транспонирование песенок-попевок.
Примерный репертуар
1-й год обучения
О.Геталова, И.Визная. «В музыку с радостью». Пьесы и ансамбли № 1-149 из
первой части сборника.
О.Геталова. «Веселый слоненок». Ансамбли на с. 5-24 сборника.
Т.Юдовина-Гальперина. «Большая музыка – маленькому музыканту». Легкие
переложения классической музыки. Альбом 1.
Ж.Пересветова. Школа игры в ансамбле. Часть I.
Учёт
успеваемости
учащегося: в
конце
первого
полугодия
–
прослушивание: два разнохарактерных произведения наизусть или по нотам
( одно из них в виде ансамбля). В конце второго полугодия – академический
концерт с исполнением одного или двух разнохарактерных произведения ( одно
из них - обязательно в виде ансамбля). Публичные выступления учащихся
также
являются
отчётом
и
проверкой
учебной
работы.
Результаты
оцениваются по пятибалльной системе.
2 класс
Аудиторные занятия: 1 час в неделю
Постановка
исполнительского
аппарата.
Контроль
и
развитие
самоконтроля
за
постановкой
пианистического
аппарата
и
свободным
исполнением.
Музыкально-теоретический
анализ. Информация
о
композиторе.
Определение
формы,
жанра,
содержания
произведения, тональности,
размера
(размеров),
темпа,
мелодии,
темы
и
ее
развития,
кульминации,
музыкального образа, динамики, характера музыки.
Учебно-техническая работа.
Гамма до мажор двумя руками в две октавы. Гамма ля минор (три вида)
в
две
октавы
отдельно
каждой
рукой.
Аккорды
по
три
звука,
короткие
арпеджио по три, четыре звука отдельно каждой рукой. Хроматическая гамма
от ре отдельно каждой рукой в две октавы.
Художественно-музыкальная работа. Работа над техническими и
художественными
задачами
как
единым
средством
музыкальной
выразительности.
Подбор
по
слуху.
Воспроизведение
по
памяти знакомых
мелодий.
Подбор к мелодии различных видов аккомпанемента. Подбирать по слуху
мелодии,
используя
на
опорных
звуках
простейшее
аккордовое
сопровождение.
Ансамбль.
Работа
над
техникой
синхронного
исполнения
произведения,
динамиче ским
соотношением
голо сов,
ч и с то й
интонацией
а
также
ровностью
и
характером
звучания.
Игра
в
четыре
руки
(с
преподавателем)
произведений
народной
музыки,
русской
и
зарубежной
классики - пьес для фортепиано.
В конце второго года обучения учащийся должен знать: формы
музыкального
произведения,
жанр,
стиль,
10
терминов,
динамические
оттенки, тональность до мажор.
Учащийся должен уметь самостоятельно контролировать постановку
исполнительского аппарата, работать над техническими и художественными
задачами в произведениях различной степени сложности.
У учащегося должны быть воспитаны: глубокий интерес к музыке,
потребности в выступлениях, участии в концертах, сформировано оценочное
отношение к искусству.
За
второй
год
обучения
учащийся
должен
исполнить: 8-12
произведений, в том числе 1-2 этюда, 1-2
произведения с элементами
полифонии, 1-2 пьесы, 1-2 ансамбля. Гамма до мажор двумя руками в две
октавы. Гамма ля минор (три вида) в две октавы отдельно каждой рукой.
Аккорды по три звука, короткие арпеджио по три, четыре звука отдельно
каждой рукой. Хроматическая гамма от ре отдельно каждой рукой в две
октавы.
Примерный репертуар
2-й год обучения
И.Филипп. Колыбельная. Французская мелодия. Переложение А.Бакулова.
Е.Хосровян. Кочари.
Л.Шитте. Этюд.
В.Селиванов. «Шуточка» (фрагмент). Этюд.
О.Геталова. «Мишки в цирке». Этюд.
О.Геталова. «Ура! Каникулы!». Этюд.
К.Лоншан-Друшкевичова. Марш.
К.Лоншан-Друшкевичова. «Марш дошколят».
Старинная французская песня. Переложение С.Ляховицкой.
Ю.Виноградов. «Танец медвежат». Обработка И. Визной.
Л.Моцарт. Менуэт.
И.Гайдн. Анданте. В легком переложении.
Учёт
успеваемости
учащегося: в
конце
первого
полугодия
–
академический концерт с исполнением одного или двух разнохарактерных
произведения, одно из них – в ансамбле с педагогом; в конце второго полугодия –
академический концерт с исполнением одного или двух разнохарактерных
произведения, одно из них – в ансамбле с педагогом. Публичные выступления
учащихся также являются отчётом и проверкой учебной работы. Результаты
оцениваются по пятибалльной системе.
3 класс
Аудиторные занятия: 1 час в неделю
Музыкально-теоретический
анализ. Информация
о
композиторе.
Определение
формы,
жанра,
содержания
произведения, тональности,
размера
(размеров),
темпа,
мелодии,
темы
и
ее
развития,
кульминации,
музыкального образа, динамики, характера музыки.
Учебно-техническая работа. Работа над развитием беглости пальцев.
Мажорные и минорные гаммы (три вида) до 2-х знаков в прямом движении в
одну октаву.
Художественно-музыкальная
работа над художественным образом
произведения.
Художественно-техническая
работа над
точ н о с т ь ю
исполнения
нотного
текста,
анализ
произведения
и
работа
над
целостностью формы.
Подбор по слуху к мелодии,
основанной на кадансовом обороте,
гармонического сопровождения в виде главных трезвучий (Т, S,D).
Чтение
с
листа
произведений
из
репертуара
1-2
класса
в
тональностях до 2-х знаков различной фактуры в медленном и умеренном
темпах. Анализ трудностей и ошибок.
Ансамбль: Игра
в
четыре
руки
(с
преподавателем)
произведений
русской и зарубежной классики, пьес для фортепиано, песен, переложений
музыки из опер и увертюр, балетной и симфонической музыки.
В конце третьего года обучения учащийся должен знать: формы
музыкального
произведения,
жанр,
стиль,
20
терминов,
динамические
оттенки, тональности до 2-х знаков.
Учащийся должен уметь: самостоятельно анализировать и разучивать
музыкальное произведение, читать с листа двухстрочную партитуру до 2-х
знаков при ключе в умеренном
темпе,
подбирать
по
слуху
знакомые
мелодии
и
сопровождение,
владеть
техникой
синхронного
исполнения
в
ансамблевой игре.
У учащегося должно быть воспитаны: глубокий интерес к музыке,
потребности
в
выступлениях
на
школьных
и
городских
мероприятиях,
с ф о р м и р о в а н о
о ц е н о ч н о е
о т н о ш е н и е
к
и с к у с с т ву,
развита
самостоятельность
в
музицировании,
использование
знаний
и опыта в
практической деятельности.
За
третий
год
обучения
учащийся
должен
исполнить: 8-12
разнохарактерных
и
разностилевых
произведений
различной
степени
сложности. Среди них – 1-2 этюда, 1-2 ансамбля, оригинальные пьесы из
педагогического репертуара и легкие переложения детских песен, русских
народных
песен
и
романсов,
классической
музыки,
мелодии
русской
и
зарубежной эстрады.
Уметь строить минорную гамму от всех белых клавиш (кроме фа).
Исполнение
минорной
гаммы
от
до,ре,ми
в
одну
октаву
и
кадансового
оборота в каждой тональности.
Исполнение
мелодий,
основанных
на
кадансовом
обороте,
с
различными фактурными вариантами аккомпанемента.
Чтение
с
листа
несложных
мелодий
с
простым
гармоническим
аккомпанементом.
Примерный репертуар
3-й год обучения
Л.Моцарт. Менуэт.
Ф.Каттинг. Куранта.
А.Жилинский. «Веселые ребята»
И.Гайдн. Анданте. В легком переложении.
И.Штраус. «Голубой Дунай». В легком переложении.
Э.Григ. «Утро». Из сюиты «Пер Гюнт». В легком переложении.
Ф.Шуберт. «Военный марш». В легком переложении.
И.С.Бах. «Сицилиана». В легком переложении.
В.Шаинский. «Чему учат в школе». Легкое переложение О.Геталовой.
Учёт
успеваемости
учащегося: в конце первого и в конце второго
полугодия
–
академические
концерты
с
исполнением
одного
или
двух
разнохарактерных произведения, одно из них - в ансамбле с педагогом.
4 класс
Аудиторные занятия: 1 час в неделю
Музыкально-теоретический
анализ. Информация
о
композиторе.
Определение
формы,
жанра,
содержания
произведения, тональности,
размера
(размеров),
темпа,
мелодии,
темы
и
ее
развития,
кульминации,
музыкального образа, динамики, характера музыки.
Учебно-техническая работа. Работа над развитием беглости пальцев.
Мажорные и минорные гаммы (три вида) до 2 знаков в одну октаву.
Художественно-музыкальная
работа над художественным образом
произведения.
Художественно-техническая
работа над
точ н о с т ь ю
исполнения
нотного
текста,
анализ
произведения
и
работа
над
целостностью формы.
Подбор по слуху к мелодии,
основанной на кадансовом обороте,
гармонического сопровождения в виде главных трезвучий (Т, S,D).
Чтение
с
листа
произведений
из
репертуара
1-2
класса
в
тональностях до 2-х знаков различной фактуры в медленном и умеренном
темпах. Анализ трудностей и ошибок.
Ансамбль: Игра
в
четыре
руки
(с
преподавателем)
произведений
русской и зарубежной классики, пьес для фортепиано, песен, переложений
музыки из опер и увертюр, балетной и симфонической музыки.
В
конце
четвертого
года
обучения
учащийся д ол же н знать:
основные понятия формы
музыкального
произведения,
жанр,
стиль,
20
терминов,
динамические
оттенки, тональности до 2-х знаков.
Учащийся должен уметь: самостоятельно анализировать и разучивать
музыкальное произведение, читать с листа двухстрочную партитуру до 2-х
знаков при ключе в умеренном
темпе,
подбирать
по
слуху
знакомые
мелодии
и
сопровождение,
владеть
техникой
синхронного
исполнения
в
ансамблевой игре.
У учащегося должно быть воспитаны: глубокий интерес к музыке,
потребности
в
выступлениях
на
школьных
и
городских
мероприятиях,
с ф о р м и р о в а н о
о ц е н о ч н о е
о т н о ш е н и е
к
и с к у с с т ву,
развита
самостоятельность
в
музицировании,
использование
знаний
и опыта в
практической деятельности.
За
четвертый
год
обучения
учащийся
должен
исполнить: 8-12
разнохарактерных
и
разностилевых
произведений
различной
степени
сложности. Среди них – 1-2 этюда, 1-2 ансамбля, оригинальные пьесы из
педагогического репертуара и легкие переложения детских песен, русских
народных
песен
и
романсов,
классической
музыки,
мелодии
русской
и
зарубежной эстрады.
Уметь строить минорную гамму от всех белых клавиш (кроме фа).
Исполнение минорной гаммы от соль, ля, ми в одну октаву и кадансового
оборота в каждой тональности.
Исполнение
мажорных
гамм
от
фа,
соль,
ля
в
одну
октаву
и
кадансового оборота в каждой указанной тональности.
Исполнение
мелодий,
основанных
на
кадансовом
обороте,
с
различными фактурными вариантами аккомпанемента.
Чтение
с
листа
несложных
мелодий
с
простым
гармоническим
аккомпанементом.
Примерный репертуар
4-й год обучения
Б.Савельев. «Настоящий друг». Легкое переложение О.Геталовой.
Р.Паульс. «Сонная песенка». Легкое переложение О.Геталовой.
«Белка пела и плясала». Чешская народная песня. Легкое переложение
О.Геталовой.
О.Геталова. «Вечером на озере». Ансамбль.
«Веселые друзья». Чешский народный танец. Переложение О.Геталовой.
Ансамбль.
О.Геталова. «Луна-путешественница». Ансамбль.
Т.Хренников. «Колыбельная Светланы». Переложение О.Геталовой.
Ансамбль.
Учёт
успеваемости
учащегося: в конце первого и в конце второго
полугодия
–
академические
концерты
с
исполнением
одного
или
двух
разнохарактерных произведения, одно из них - в ансамбле с педагогом.
5 класс
Аудиторные занятия: 1 час в неделю
Музыкально-теоретический
анализ. Информация
о
композиторе.
Определение
формы,
жанра,
содержания
произведения, тональности,
размера
(размеров),
темпа,
мелодии,
темы
и
ее
развития,
кульминации,
музыкального образа, динамики, характера музыки.
Учебно-техническая работа. Работа над развитием беглости пальцев.
Мажорные и минорные гаммы (три вида) до 3-х знаков в одну октаву.
Художественно-музыкальная
работа над художественным образом
произведения.
Художественно-техническая
работа над
точ н о с т ь ю
исполнения
нотного
текста,
анализ
произведения
и
работа
над
целостностью формы.
Подбор по слуху к мелодии,
основанной на кадансовом обороте,
гармонического сопровождения в виде главных трезвучий (Т, S,D).
Чтение
с
листа
произведений
из
репертуара
1-2
класса
в
тональностях до 3-х знаков различной фактуры в медленном и умеренном
темпах. Анализ трудностей и ошибок.
Ансамбль: Игра
в
четыре
руки
(с
преподавателем)
произведений
русской и зарубежной классики, пьес для фортепиано, песен, переложений
музыки из опер и увертюр, балетной и симфонической музыки.
В конце пятого года обучения учащийся должен знать: основные
понятия формы
музыкального
произведения,
жанр,
стиль,
20
терминов,
динамические
оттенки, тональности до 3-х знаков.
Учащийся должен уметь: самостоятельно анализировать и разучивать
музыкальное произведение, читать с листа двухстрочную партитуру до 4-х
знаков при ключе в умеренном
темпе,
подбирать
по
слуху
знакомые
мелодии
и
сопровождение,
владеть
техникой
синхронного
исполнения
в
ансамблевой игре.
У учащегося должно быть воспитаны: глубокий интерес к музыке,
потребности
в
выступлениях
на
школьных
и
городских
мероприятиях,
с ф о р м и р о в а н о
о ц е н о ч н о е
о т н о ш е н и е
к
и с к у с с т ву,
развита
самостоятельность
в
музицировании,
использование
знаний
и опыта в
практической деятельности.
За
пятый
год
обучения
учащийся
должен
исполнить: 6-10
разнохарактерных
и
разностилевых
произведений
различной
степени
сложности. Среди них – 1-2 этюда, 1-2 ансамбля, оригинальные пьесы из
педагогического репертуара и легкие переложения популярной музыки.
Играть мажорные и минорные гаммы от всех белых клавиш в одну
октаву
и
кадансовый
оборот
в
ритмически
организованном
виде
двумя
руками.
Большое внимание уделять исполнению мелодий с аккомпанементом и
только аккомпанемента по цифровкам с применением различных фактурных
вариантов аккомпанемента (в ритме марша, польки, вальса, в виде прямых и
ломаных арпеджио и др.; использовать более трех аккордов).
Примерный репертуар
5-й год обучения
«Тонкая рябина». Русская народная песня. Переложение О.Геталовой.
Ансамбль.
М.Шишкин. «Ночь светла». В легком переложении О.Геталовой. Ансамбль.
В.Шаинский. «Песенка Крокадила Гены». Переложение О.Геталовой.
Ансамбль.
П.Чайковский. «Урок в мышиной школе». Ансамбль.
В.А.Моцарт. Менуэт.
Учёт
успеваемости
учащегося: в конце первого и в конце второго
полугодия
–
академические
концерты
с
исполнением
одного
или
двух
разнохарактерных произведения, одно из них -
в ансамбле с педагогом.
Публичные
выступления
учащихся
также
являются
отчётом
и
проверкой
учебной работы. Результаты оцениваются по пятибалльной системе.
6 класс
Аудиторные занятия: 1 час в неделю
Музыкально-теоретический
анализ. Информация
о
композиторе.
Определение
формы,
жанра,
содержания
произведения, тональности,
размера
(размеров),
темпа,
мелодии,
темы
и
ее
развития,
кульминации,
музыкального образа, динамики, характера музыки.
Учебно-техническая работа. Работа над развитием беглости пальцев.
Мажорные и минорные гаммы (три вида) до 3-х знаков в одну октаву.
Художественно-музыкальная
работа над художественным образом
произведения.
Художественно-техническая
работа над
точ н о с т ь ю
исполнения
нотного
текста,
анализ
произведения
и
работа
над
целостностью формы.
Подбор по слуху к мелодии,
основанной на кадансовом обороте,
гармонического сопровождения в виде главных трезвучий (Т, S,D).
Чтение
с
листа
произведений
из
репертуара
1-2
класса
в
тональностях до 3-х знаков различной фактуры в медленном и умеренном
темпах. Анализ трудностей и ошибок.
Ансамбль: Игра
в
четыре
руки
(с
преподавателем)
произведений
русской и зарубежной классики, пьес для фортепиано, песен, переложений
музыки из опер и увертюр, балетной и симфонической музыки.
В конце шестого года обучения учащийся должен знать: основные
понятия формы
музыкального
произведения,
жанр,
стиль,
20
терминов,
динамические
оттенки, тональности до 3-х знаков.
Учащийся должен уметь: самостоятельно анализировать и разучивать
музыкальное произведение, читать с листа двухстрочную партитуру до 3-х
знаков при ключе в умеренном
темпе,
подбирать
по
слуху
знакомые
мелодии
и
сопровождение,
владеть
техникой
синхронного
исполнения
в
ансамблевой игре.
У учащегося должно быть воспитаны: глубокий интерес к музыке,
потребности
в
выступлениях
на
школьных
и
городских
мероприятиях,
с ф о р м и р о в а н о
о ц е н о ч н о е
о т н о ш е н и е
к
и с к у с с т ву,
развита
самостоятельность
в
музицировании,
использование
знаний
и опыта в
практической деятельности.
За
шестой
год
обучения
учащийся
должен
исполнить: 6-10
разнохарактерных
и
разностилевых
произведений
различной
степени
сложности. Среди них – 1-2 этюда, 1-2 ансамбля, оригинальные пьесы из
педагогического репертуара и легкие переложения популярной музыки.
Играть мажорные и минорные гаммы от всех белых клавиш в одну
октаву
и
кадансовый
оборот
в
ритмически
организованном
виде
двумя
руками.
Исполнение мелодий с аккомпанементом (или только аккомпанемента
по цифровкам).
Подбор по слуху гармонической основы к песням, включающим в себя
модуляцию в тональности первой степени родства.
Примерный репертуар
6-й год обучения
И.Брамс. Колыбельная. В легком переложении.
Ф.Мендельсон. «Свадебный марш». Отрывок в легком переложении.
П.Чайковский. Тема из балета «Лебединое озеро». В легком переложении.
Н.Римский-Корсаков. Песня Индийского гостя из оперы «Садко». В легком
переложении.
А.Варламов. «Красный сарафан». В легком переложении О.Геталовой.
«Из-под дуба, из-под вяза». Русская народная песня. В легком переложении
О.Геталовой.
«Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня. В легком переложении
О.Геталовой.
«Во кузнице». Русская народная песня. В легком переложении О.Геталовой.
В.Шаинский. «Все мы делим попалам». В легком переложении О.Геталовой.
Учёт
успеваемости
учащегося: в конце первого и в конце второго
полугодия
–
академические
концерты
с
исполнением
одного
или
двух
разнохарактерных произведения, одно из них -
в ансамбле с педагогом.
Публичные
выступления
учащихся
также
являются
отчётом
и
проверкой
учебной работы. Результаты оцениваются по пятибалльной системе.
7 класс
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю
Музыкальные понятия. Музыкальные понятия: прелюдия, клавирная
музыка, скерцо, сарабанда, токкатина, вальс.
Учебно-техническая работа. Работа над различными видами техники,
мажорными гаммами до 3-х знаков - диезные, в прямом и противоположном
движении (от белых клавиш с симметричной аппликатурой) в две октавы, до
3-ех
знаков
-
бемольные;
минорные
гаммы
до
3
знаков
включительно
(натуральные, гармонические и мелодические), в прямом движении двумя
руками
в
две
октавы.
Хроматические
гаммы
двумя
руками
в
прямом
движении от всех звуков; тонические трезвучия с обращениями по 3 звука,
арпеджио
короткие
двумя
руками,
арпеджио
длинные
каждой
рукой
отдельно.
Художественно-музыкальная работа.
Понятие художественный
образ,
работа
над
техникой,
качеством
звукоизвлечения
и
художественной
законченностью
произведения
-
содержанием и музыкальной формой и индивидуальной исполнительской
интерпретацией.
Чтение с листа: зрительный разбор и анализ текста. Чтение с листа
двумя руками в медленном темпе. Чтение с листа в заданном темпе. Анализ
трудностей и ошибок. Чтение с листа текстов фортепианных ансамблей.
Подбор
по
слуху знакомых
произведений,
подбор
к
мелодиям
сопровождение различного типа. Подбор по слуху популярных любимых
мелодий.
Транспонирование в тональности до 1-го знаков пьес и этюдов за 1-ый
класс различной сложности и техники.
Ансамбль. Игра
в
четыре
руки
(с
преподавателем)
произведений
русской и зарубежной классики - пьес для фортепиано, песен, арий из опер,
сонат, отдельных частей, отрывков из симфоний, переложений национальной
музыки, музыки из опер и увертюр.
Учащийся
должен
уметь самостоятельно и грамотно, выразительно,
технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых
направлений,
играть
в
ансамбле,
аккомпанировать,
читать
с
листа
произведения за 1-2 классы, подбирать по слуху мелодию и аккомпанемент,
анализировать музыкальные произведения.
Учащийся должен знать основы музыкальной грамоты и применять ее
в исполнительской практике, основные музыкальные понятия и термины,
методики подбора по слуху и транспонирования.
За
седьмой
год
обучения
учащийся
должен
исполнить: 6-10
разнохарактерных
и
разностилевых
произведений
различной
степени
сложности. Среди них – 1-2 этюда, 1-2 ансамбля, оригинальные пьесы из
педагогического репертуара и легкие переложения популярной музыки.
Играть мажорные и минорные гаммы от всех белых клавиш в две
октавы
и
кадансовый
оборот
в
ритмически
организованном
виде
двумя
руками.
Исполнение мелодий с аккомпанементом (или только аккомпанемента)
по
цифровкам
с
применением
различных
фактурных
вариантов
аккомпанемента.
Примерный репертуар
7-й год обучения
С.Никитин. «Это очень интересно». В легком переложении О.Геталовой.
В.Шаинский. «Белые кораблики». В легком переложении О.Геталовой.
Б.Савельев. «Неприятность эту мы переживем». В легком переложении
О.Геталовой.
В.Берковский. «Песенка Пэгги». В легком переложении О.Геталовой.
А.Рубинштейн. Мелодия. В легком переложении О.Геталовой.
Э.Градески. «Маленький поезд». Ансамбль. Переложение О.Геталовой.
П.Чайковский. Хор девушек из оперы «Евгений Онегин». Ансамбль.
О.Геталова. «Весенний ветерок». Ансамбль.
Д.Циполи. Фугетта ре минор.
Учёт
успеваемости
учащегося: в конце первого и в конце второго
полугодия
–
академические
концерты
с
исполнением
одного
или
двух
разнохарактерных произведения, одно из них - в ансамбле с педагогом.
8 класс
Аудиторные занятия: 2часа в неделю
Музыкальные понятия: новелла,
элегия, тарантелла,
импровизация, отклонение, модуляция.
Учебно-техническая работа над развитием беглости пальцев и свободными
кистевыми
движениями
путем
игры
интервалов,
работа
над
мажорными
диезными
и
бемольными
гаммами
до
3-х
знаков
в
прямом
движении
и
параллельными
минорными
к
ним.
Хроматические
гаммы.
Тонические
трезвучия с обращениями по три 3 звука, арпеджио короткие двумя руками,
арпеджио длинные каждой рукой отдельно.
Художественно-музыкальная
работа над целостностью художественного
образа
произведения;
художественно-техническая
работа
над
точностью
исполнения нотного текста; анализ произведения.
Аккомпанемент: подбор
по
слуху
аккомпанемента
(мелодии
и
гармонического
сопровождения),
умение
читать
с
листа
несложный
аккомпанемент, освоение игры аккомпанемента по буквенным обозначениям.
Подбор
по
слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным
оформлением
близким
к
оригиналу,
подбор
к
мелодиям
музыкального
сопровождения различного типа.
Транспонирование: проигрывание мелодии и простейшего аккомпанемента
в тональности оригинала без знаков и транспонирование на секунду вверх и
вниз.
Учащийся
должен
знать: музыкальные
понятия:
новелла,
элегия,
тарантелла, импровизация, отклонение, модуляция, выразительные средства в
музыкальном произведении, основы гармонического анализа произведения.
Учащийся
должен
уметь: самостоятельно
и
грамотно,
выразительно,
технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых
направлений,
играть
в
ансамбле,
аккомпанировать,
читать
с
листа
произведения за 2-3 класс, подбирать по слуху мелодию и аккомпанемент,
анализировать музыкальные произведения.
Учащийся должен исполнять:
6-10
разнохарактерных
и
разностилевых
произведений
различной
степени сложности. Среди них – 1-2 этюда, 1-2 ансамбля, оригинальные
пьесы
из
педагогического
репертуара
и
легкие
переложения
популярной
музыки. Подготовить экзаменационную программу.
Играть мажорные и минорные гаммы от всех белых клавиш в две
октавы
и
кадансовый
оборот
в
ритмически
организованном
виде
двумя
руками.
Исполнение мелодий с аккомпанементом (или только аккомпанемента)
по
цифровкам
с
применением
различных
фактурных
вариантов
аккомпанемента.
Примерный репертуар
8-й год обучения
П.Чайковский. «Болезнь куклы».
А.Хачатурян. Андантино.
А.Бургмюллер. «Тревога». Этюд.
А.Бургмюллер. «Простодушие». Этюд.
А.Лешгорн. Этюд.
Ф.Шуберт. Серенада. В легком переложении.
«Тонкая рябина». Русская народная песня. В легком переложении
О.Геталовой.
В.Шаинский. «Песенка». Из мультфильма «Чебурашка». В легком
переложении О.Геталовой.
Б.Савельев. «Настоящий друг». Из мультфильма «Тимка и Димка». В легком
переложении О.Геталовой.
Р.Петерсен. Матросский танец. Ансамбль. Переложение О.Геталовой.
Т.Вернер. Танец утят. Ансамбль. Переложение О.Геталовой.
К.М.Вебер. Хор охотников. Из оперы «Вольный стрелок». Ансамбль.
Э.Градески. «Мороженое». Ансамбль. Переложение О.Геталовой.
Э.Мак-Доуэлл. «К дикой розе». Ансамбль. Переложение О.Геталовой.
Учёт
успеваемости
учащегося: выпускной
экзамен
–
исполнение
двух
разнохарактерных произведения.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения,
навыки:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей
фортепиано;
знание
в
соответствии
с
программными
требованиями
музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и
отечественными композиторами;
-
владение
основными
видами
фортепианной
техники,
использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
- знания музыкальной терминологии;
-
умения
технически
грамотно
исполнять
произведения
разной
степени
трудности на фортепиано;
- умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного
музыкального произведения;
- умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
- навыки публичных выступлений на концертах, конкурсах;
- навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
-
навыки
(первоначальные)
игры
в
фортепианном
или
смешанном
инструментальном ансамбле;
-
первичные
навыки
в
области
теоретического
анализа
исполняемых
произведений.
4.Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо
раздела
учебного
материала
и
оценивается
на
уроке
за
выполнение задания.
Формой промежуточной аттестации являются: академические концерты,
которые проводятся в конце учебных полугодий, в счет аудиторного времени.
Формой итоговой аттестации является: выпускной экзамен.
5.Методическое обеспечение учебного процесса.
5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам;
Сложность изучаемых произведений не должна превышать возможностей
ученика
(при
необходимости
педагог
вправе
снизить
репертуарные
требования на класс или два ниже рекомендуемых основной программой по
общему курсу фортепиано). Технический рост и приобретение необходимых
исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с
листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому крайне важно
сочетать
изучение
небольшого
количества
относительно
сложных
произведений,
включающих
в
себя
новые,
более
трудные
технические
приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого количества
относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания,
закрепляющих
усвоенные
навыки
и
доставляющие
удовольствие
от
музицирования. Наряду с фортепианными произведениями из классического
репертуара
ученики
исполняют
различные
переложения
классической
и
популярной музыки (детские песни, русские народные песни и романсы,
российские
и
зарубежные
эстрадные
мелодии).
Очень
важно,
чтобы
переложения
были
пианистически
удобными,
без
включения
случайных
технических
трудностей,
и
ориентированы
на
возможности
учащихся
соответствующего уровня подготовки. Текст должен быть понятен ребенку:
указаны штрихи, фразировочные лиги, оттенки, проставлена аппликатура,
педаль.
Все
это
позволит
ученику
самостоятельно
разобраться
в
нотном
тексте. Не выделяя ансамбль в отдельный предмет, обязательно включать в
репертуар произведения для исполнения в ансамбле, что развивает умение
слышать общую муз.ткань произведения, позволяет маленьким музыкантам
при пока еще ограниченных пианистических возможностях играть более
интересные по звучанию и технически сложные пьесы.Большое внимание
уделяется
творческому
развитию
учащихся.
Это
подбор
и
досочинение
мелодии,
развитие
умения
подбирать
по
слуху
простой
аккомпанемент,
исполнение мелодий с разным по фактуре аккомпанементом по цифровкам.В
результате
обучение
становиться
интересным
и
осмысленным:
ребенок
учиться делать то, что в первую очередь пригодиться ему после окончания
школы.
6
. Список
литературы,
использованной
автором
при
создании
методической работы.
О.Геталова. Общий курс фортепиано. Авторская программа для ДМШ и
ДШИ. Изд. «Композитор – Санкт-Петербург», 2009
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3- Москва,
«Музыка», 1978
Вицинский А.В. Беседы с пианистами.- Москва, «Классика XXI», 2002
Коган Г. Работа пианиста.- Москва, «Классика XXI», 2004
Коган Г. У врат мастерства.- Москва, «Классика XXI», 2004
Как научить играть на рояле. Первые шаги.- Москва, «Классика XXI», 2005
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- Москва, «Таланты – XXI век»,
2004
Корто А.О. О фортепианном искусстве.- Москва, «Классика XXI», 2005
Корыхалова Н. Играем гаммы.-Москва, «Музыка», 1995
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.- Москва, «Кифара», 2002
Носина В. Символика музыки И.С.Баха.-Тамбов,1993
Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением.-Москва,
«Классика XXI»,2004
Смирнова Т.И. Фортепиано- интенсивный курс.-«Музыка»,1992
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я- детский педагог.-СПб.,
«Союз художников», 2002
Данные об авторе.
Ф.И.О. : Боголь Елена Владимировна
Место работы: МБОУ ДО «Лянторская детская школа искусств №2»;
Должность: преподаватель и концертмейстер;
Образование: Салаватское музыкальное училище по специальности «Хоровое
дирижирование» 1991г.; Уральская государственная консерватория имени
М.П.Мусоргского по специальности преподаватель по классу фортепиано в
ДШИ, концертмейстер 2013г.;
Телефон (домашний и служебный): 834638-20567, сот. 89825982217;
Домашний адрес: г.Лянтор, мкр.4, дом 29, кв.219.