Автор: Омельченко Юлия Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №16 Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: "Волшебный мир - театр" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №16
«Детский сад комбинированного вида»
Волшебный мир- театр
дополнительная образовательная программа
художественно - эстетической направленности
по театрализованной деятельности
Кемерово
2015 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №16
«Детский сад комбинированного вида»
Волшебный мир- театр
дополнительная образовательная программа
художественно - эстетической направленности
по театрализованной деятельности
Составитель:
Омельченко Юлия Викторовна
Кемерово
2015 г.
2
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………............... 4
Учебно – тематический план……………………………………………......28
Содержание программы……………………………………………..............31
Список литературы для педагогов………………………………………….40
Список литературы для детей и родителей………………………………...42
Приложение…………………………………………………………………..43
3
Пояснительная записка
« Театр - это волшебный край, в котором ребёнок
радуется играя, а в игре познаёт мир»
Мерзлякова С.И.
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Хорошо
известно,
что
главным
спутников
в
жизни
для
малыша
является
его
любимая
игрушка,
любимая
кукла.
Как
много
значит
ее
присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все: выслушать,
развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает», начинает
говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе
ребенка.
Такие
встречи
с
театральными
куклами
близки,
доступны
и
понятны
детям,
они
помогают
им
расслабиться,
снимают
напряжение,
создают
радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее
рассмотреть, взять в руки. Однако нельзя рассматривать кукольный театр и
драматизации только как развлечение.
Очень
важно
его
воспитательное
значение.
В
дошкольном
возрасте
у
ребенка
формируются
отношение
к
окружающему
миру,
его
интересы,
характер. Поэтому в этом возрасте необходимо показывать детям примеры
доброты,
дружбы,
правдивости
и
трудолюбия.
Умелое
использование
кукольного
театра
оказывает
большую
помощь
в
повседневной
работе
детского сада по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию.
4
Для организации кукольного театра необходимы куклы различных систем:
яркие, легкие, доступные и удобные в управлении для ребенка.
Надо
стараться
проводить
подготовку
и
показ
кукольных
театров
качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного
образования относится создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром.
В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не
самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает
стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у
него есть.
Данная программа направлена:
- на развитие творческого человека в процессе театральной деятельности;
- на развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе
овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах
деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической,
познавательной;
- на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со
сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях;
- на развитие е способности к перевоплощению;
- на развитие чувства ритма и координации движений, пластической
выразительности и музыкальности, а так же умению держаться на сцене;
- на развитие речевого дыхания, дикции, связной речи;
- на развитие художественно-творческих способностей в продуктивных
видах детской деятельности;
- на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- на развитие речевого и интеллектуального развития детей;
5
- на развитие психических функций у детей (мышления, воображения,
памяти, восприятия);
- на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать
внимание;
- на укрепление психического и физического здоровья детей.
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности, направлена на развитие у ребенка не
только коммуникативных навыков, но и художественных способностей в
процессе театрализованной деятельности. У каждого ребенка появляется
возможность создавать свой удивительный мир. Театрализованная
деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения
благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей
всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность,
смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к
добру и злу.
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной
работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения,
умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию
движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных
способностей дошкольников на основе их собственной творческой
деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок
рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими
людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили
развить эти способности вовремя.
При реализации программы ежемесячно организуются спектакли
детей, которые органично вписываются в пространство группы,
способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
6
Педагогическая целесообразность данной программы:
Заключается в передачи накопленного духовного опыта и ценностей
народной культуры театрально-игровыми методами и приемами детям.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю
возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя,
испытать радость творческого созидания образа. Все темы, входящие в
программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста
эстетического отношения и творческого развития в театрализованной
деятельности.
Задачи:
Задачи по развитию детей младшего дошкольного возраста:
- учить детей действовать согласованно с друг с другом;
- вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание обыгрывать
различные сценки;
-воспитывать умение использовать знания и навыки, полученные в
театрализованных играх, в повседневной жизни;
- побуждать детей выражать доступными им средствами выразительности то,
что для них интересно или эмоционально значимо;
- развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
Задачи по развитию детей старшего дошкольного возраста:
- создавать условия для освоения основ актерского мастерства;
- обучить навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики;
- прививать навык коллективного творчества;
- помогать
ребенку понимать прекрасное, умению слышать и слушать,
сопереживать;
7
- развивать мышление, внимание, воображение;
- создание условий для коммуникативной деятельности детей;
- развитие связной речи;
- способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего
мира;
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Отличительные способности данной программы:
- предусматриваются занятия с детьми с разными уровнями подготовки ;
- вновь прибывшие дети легко вступают в творческий процесс;
Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения».
1.
«Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами,
мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее
возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с
репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется
работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся
с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей
постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения,
8
природными явлениями, что послужит материалом, входящим в
содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения
передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Формы и режим занятий:
Дополнительная образовательная программа художественно-
эстетической направленности по театрализованной деятельности «
Волшебный мир- театр» предназначена для детей в возрасте от 3 до 7
лет и рассчитана на 2 года обучения, построена с учетом к
требованиям и содержанию программ дополнительного образования
детей:
- I год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 – 20 минут;
- II год обучения - занятия проводятся по 25 – 30 минут.
Рекомендуемый состав учебной группы по 8 – 10 человек и
индивидуальная организация творческого процесса.
Содержание материала программы дано по годам обучения. На каждый
год обучения предполагается определенный минимум умений, знаний и
навыков по основным разделам программы.
Первый год обучения
Задачи:
Основы актерского мастерства
- Пробудить и развить интерес к актёрским играм.
- Развивать интерес к сценическому искусству.
- Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
- Развивать навыки и действия с воображаемыми предметами.
-Сочинять этюды по сказкам.
9
Ритмопластика
- Развивать чувство ритма и координации движений.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность.
- Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической
площади, не сталкиваясь друг с другом.
Культура и техника речи
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
- Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
- Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
- Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера.
-Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Основы театральной культуры
-Знакомить детей с театральной терминологией.
-Знакомить детей с видами театрального искусства.
-Знакомить с главными создателями театра.
-Знакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Драматизация сказки
-Объединить участников театра в единой творческой работе.
- Предоставить возможность полной самореализации творческих сил каждого
ребёнка.
Ожидаемые результаты
- Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно.
- Уметь снимать напряжение отдельных групп мышц.
10
- Запоминать заданные позы.
- Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
- Знать 5-8 артикуляционных упражнений
- Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать
дыхание в середине фразы.
- Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
- Уметь составлять предложения с заданными словами.
- Уметь строить простейший диалог.
- Уметь сочинять этюды по сказкам.
На втором году обучения дети совершенствуют полученные знания,
умения и навыки, реализация этих знаний на практике. Развитие и
тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества. Тренировка
сценического внимания, творческого воображения, фантазии, «чувства
правды и веры» и других элементов действия.
Кукольный театр
- Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание работать с
куклами.
- Освоить приёмы кукловождения.
- Учить создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с
куклами.
-Познакомить детей с историей появления первых кукол, видами кукол.
Основы актёрского мастерства
-Развивать чуткость к сценическому искусству.
11
- Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию,
находчивость, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение
согласовывать свои действия с партнерами.
-Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
-Прививать навыки вежливого поведения.
-Оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в
различных ситуациях.
-Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.
Ритмопластика
- Развивать умение владеть своим телом.
-Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость,
выносливость.
-Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке,
двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
Культура и техника речи
- Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
- Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида дыхания.
-Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
-Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и
согласных звуков.
Подготовка спектакля
-Объединить участников театра в единой творческой работе.
-Предоставить возможность полной самореализации творческих сил каждого
ребёнка.
-Приобрести новые возможности и навыки по работе в подготовке реквизита,
бутафории.
- Создать яркое, доступное каждому зрителю зрелище.
12
Ожидаемые результаты
-Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
-Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
-Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары,
тройки, четверки.
-Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или
цепочке.
- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
-На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические
действия.
-Навык точного соблюдения текста.
-Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
-Уметь менять высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении, в
разных позах, на одном дыхании.
- Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.
-Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения.
-Приобретение навыков актёрского мастерства и работе в подготовке
реквизита к спектаклю.
- Возникновение чувства сплоченности коллектива после показа спектакля.
Принципы:
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного
содержания программы с учётом природных и климатических особенностей
данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к «сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
13
- принцип цикличности: построение и корректировка содержания
программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к
возрасту;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -
возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и группы детей в целом;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской активности.
-принцип здоровьесберегающий. Забота о здоровье дошкольника.
- игровое обучение;
- педагогика сотрудничества.
Методы
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа
способствует развитию координации движений, внимания, памяти,
воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в
театральной деятельности свои мысли, чувства, переживания, настроение.
14
Практические
Словесные
Наглядные
1.
Создание предметно –
пространственной
развивающей среды,
обеспечивающей
комфортное пребывание
ребенка в детском саду.
2.
Театрализованная
деятельность,
театрализованные игры.
3.
Создание и центров
«Театра» в группах.
4.
Создание творческих
проектов.
5.Метод эвристических и
поисковых ситуаций.
1.
Беседы.
2.
Чтение художественной
литературы. Заучивание
стихотворений.
3.
Дидактические игры.
4.
Сюжетно-ролевые игры.
5.
Развлечения.
6.
Моделирование
ситуаций.
7.
Консультации.
8.
Наблюдения.
1.
Организация
выставок, конкурсов.
2.
Рассматривание
иллюстраций.
3.
Информационные
стенды.
4.
Театрализованная
деятельность.
Средства выразительности:
Чтобы ребенку научиться держаться на сцене, ему необходимо овладеть
некоторыми умениями.
Целесообразно проводить с ребятами специальные тренировки, на которых
ребенок научится некоторым средствам выразительности.
Интонация. Ребенку дается задание произнести какое-либо слово или фразу с
использованием различной интонации: вопрос, удивление, злость, радость.
Поза. Ребенка просят изобразить известный ему персонаж: зайчика,
воробушка, дерево, так, чтобы он был узнаваемым.
Жесты. Ребенку предлагается изобразить жестами какое-либо действие: как
он пьет чай, варит суп, рисует картинку.
Мимика. Учат детей по выражению лица определять настроение человека:
грусть, печаль, радость, злость.
Пантомимика. Сочетание пластических поз, жестов, мимики. Показ
различных ситуаций (я мыл посуду и случайно разбил чашку), переходя от
простых к сложным.
Методическое обеспечение
15
Теоретические занятия, которые направлены на знакомство с театром, с его
историей, поведением в театре, театральными профессиями. Проводятся
практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок,
подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.
В процессе занятий по театрализованной деятельности дети приобретают
знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить. В ходе
репетиционной деятельности дети получают навыки работы на сцене,
познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений
учатся импровизации.
В ходе индивидуальных занятий дети получают навыки работы над
художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли.
Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов
декораций и костюмов.
Предполагаемые результаты
Воспитанники должны знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров:
резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном,
конусной игрушки;
должен иметь представление:
- о театре, театральной культуре;
- роли артистов, кукол;
- о правилах поведения в театре;
- овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в
процессе театрализованной деятельности, выявление и осознание ребенком
своих способностей, сформированности способов самоконтроля. Доводить
начатое дело до конца;
- правила безопасной работы во время занятия.
Воспитанники должны уметь:
16
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным
сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные
игрушки из разных материалов;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в
ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией;
- соблюдать технику безопасности;
- оценивать свою работу и работы своих товарищей;
- работать в коллективе.
Условия реализации программы
Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение
следующих педагогических условий:
- построение развивающей предметно – пространственно среды;
- различные виды театров: би-ба-бо, кукольный, теневой, игрушки,
пальчиковый, на фланелеграфе ;
- для музыкального сопровождения иметь музыкотеку;
- подборка литературного материала: стихи, потешки, сказки для
инсценирования;
Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории,
театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Наличие наглядно – иллюстративного и дидактического материала:
- методические разработки занятий;
- учебные и методические пособия;
- фотографии.
Содержание работы кружка:
По театрализованной деятельности.
17
Введение
в
театральную
деятельность.
Основы
театральной
культуры.
Культура
и
техника
речи.
Театральная
игра.
Игры – драматизации.
Основы актерского мастерства.
Кукольный
театр.
Виды
кукол
и
способы
управления
ими.
Ритмопластика.
Актерское
мастерство.
Самостоятельная театральная деятельность.
Изготовление
декораций
и
бутафории.
Сценическая
речь.
Работа над спектаклем
Проведение праздников.
Проведение досугов и развлечений.
Основные направления работы с детьми
Введение
в
театральную
деятельность.
О с о б е н н о с т и
р а б о т ы
т е а т р а л ь н о г о
к р у ж к а .
Т е хника
безопасности
на
занятиях.
Особенности
театральной
терминологии.
Особенности
организации
работы
театра.
Понятие
о
театральных
профе ссиях
(актёр,
режиссёр,
художник,
ко стюмер,
г р и м ё р ,
осветитель
и
др.). Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете.
Основы
театральной
культуры.
Виды
театрального
искусства.
Правила
поведения
в
т е а т р е .
Посещение
театра
кукол.
Культура
и
техника
речи.
А рт и кул я ц и о н н а я
ги м н а с т и ка .
Ло ги ч е с ко е
уд а р е н и е ,
п ау з а ,
интонация.
Разучивание
скороговорок.
Произношение,
артикуляция,
18
быстрота
и
четкость
проговаривания
слов
и
фраз.
Ключевые
слова
в
предложении
и
выделение
их
голосом.
Театральная
игра
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостояельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-
этические качества.
Развитие
смелости,
сообразительности.
Закрепление
понятий
«Если
бы»
и
«предлагаемые
обстоятельства»;
умение
верить
в
любую
воображаемую
ситуацию.
Оценка
действия
других
и
сравнение
их
с
с о б с т в е н н ы м и
д е й с т в и я м и .
Э т ю д н ы й
т р е н а ж .
Э т ю д ы
с
п р и д ума н н ы ми
о б с тоя т е л ь с т ва ми .
И гр ы
« С у щ е с т в и т е л ь н о е -
прилагательное»,
«Звучащие
игрушки»,
«Скульптор»,
«Оркестр».
Игры -драматизации
В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и
монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок
стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске
нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-
драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей
развитию речи детей. Игра — драматизация является средством
самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно –
ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям,
складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,
которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых
ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его
желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах
героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное
расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-
драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным
19
усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается
ребенок. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц
(дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация
основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались:
улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
1.Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с
передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и
стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
2. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей
(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
3. Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по
ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
4.Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и
прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька,
попляши…», В.Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
5.Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов,
которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский
«Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е.
Чарушин «Утка с утятами»).
6.Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три
медведя»).
7. Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и
лиса»).
8. Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам
(«Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К.
Чуковский «Цыпленок»).
У детей отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс
освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских
стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К.
Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и
утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в
совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Организованная работа будет способствовать тому, что игра — драматизация
станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах
творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством
развития речи детей.
20
Основы актерского мастерства
Упражнение направлено на развитие фантазии. Для актера развитая
фантазия является одной из важнейших составляющих успеха. Для того
чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны поверить в жизнь своего
героя, персонажа. А для того, чтобы самому поверить – в голове нужно уметь
выстроить маленький мирок. Даже просто для этюда, вы должны придумать
обоснования «зачем» вы делаете то, что делаете; «почему» именно так. За это
как раз и отвечает фантазия.
Идеальные актеры – это дети. Они максимально верят в свои воображаемые
миры. Но моментально, по крику мамы «иди кушать», дети возвращаются в
реальный мир и бегут лопать свою кашу.
Фантазия – инструмент, поддающийся развитию, как любой навык или
мышца.
Кукольный
театр.
Виды
кукол
и
способы
управления
ими
Знакомство
с
кукольным
театром.
Виды
кукол.
Особенности
управления
куклами-марионетками,
куклами-перчатками,
ростовыми
куклами.
1 этап – знакомство с пальчиковым театром.
Цель: развитие мелкой мускулатуры руки, умение и желание передавать
характерные черты персонажа.
Предлагаю выполнить несколько заданий:
Поздороваемся
Поклонимся
Покружимся
Побежим.
2 этап – в среднем возрасте знакомим детей с настольным театром.
Цель: научить правилам вождения куклы:
Держим за спинку
21
Не отрываем от стола
Не подпрыгиваем
Выдерживаем паузы.
3 этап – знакомство с кукольным театром.
Цель: научить приемам кукловождения, умению работать за ширмой,
развивать речь, чувство артистизма, желание импровизировать.
Предлагаю выполнить этюд при помощи варежкого театра.
Упражнения:
Лягушка будет рада дождливой и холодной погоде
Заяц будет грустить .
Показать, как меняются действия, если у варежки есть «голова», передать
отношение к погоде интонацией.
4 этап -
работа с куклами.
Цель: правила вождения, умение работать за ширмой, знакомством с куклой
на гапите (гапит – палочка для поддержания куклы).
Правила работы за ширмой:
Нельзя опираться на ширму
Движение рукой плавные
Кисть руки должна быть на уровне ширмы
Работает только кисть с гапитом.
Превращается рука
И в котенка, и в щенка,
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
22
Ум, талант, и все в порядке.
Ритмопластика
Создание
образов
с
помощью
жестов,
мимики.
Развитие
ч у вс т ва
р и т ма ,
б ы с т р от ы
р е а к ц и и ,
ко о рд и н а ц и и
д в и ж е н и й .
Воображение
детей,
способности
к
пластической
импровизации.
Выразительность
действия.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие
естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и
выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Актерское
мастерство
Понятие
об
актёрском
мастерстве
и
о
худ оже с т ве н н ы х
средствах
создания
театрального
образа.
Соединение
словесного
д е й с т в и я
( т е к с т )
с
ф и з и ч е с к и м
д е й с т в и е м
п е р с онажей.
Взаимодействие
актеров
на
сцене.
Тренинг
по
взаимодействию
действующих
лиц
в
предлагаемых
обстоятельствах
на
с ц е н е .
Вживание
в
текст.
Самостоятельная театральная деятельность
Яркие игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной
деятельности детей и взрослых, способствуют возникновению
самостоятельной театрализованной игры детей.
Необходимые условия для самостоятельной театрализованной деятельности
детей – это правильно организованная предметно- пространственная среда.
В группе оборудован уголок для самостоятельной театрализованной
деятельности, в котором представлены различные виды кукольного театра:
пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, театр ложек, театр на
верёвочках.
23
Имея в уголке для театрализации необходимые атрибуты для развития
самостоятельной детской деятельности, следует помнить, что воспитатель
должен осуществлять непосредственное и опосредственное руководство
детской деятельностью (например, беря на себя роль рассказчика) .
Сложившаяся система работы в группе позволяет раскрыть творческий и
духовный потенциал каждого ребенка и дает реальную возможность
адаптироваться в социальной среде.
Изготовление
декораций
и
бутафории
Подготовка
ширмы,
изготовление
декораций
и
бутафории,
принципы
оформления
афиш.
Сценическая речь
Рол ь.
О зву ч и ва н и е
п ье с ы .
С л о вод е й с т в и е ,
н а м е р е н и е ,
подтекст.
Манипуляции
голоса.
Разучивание
ролей
с
применением
голосовых
модуляций.
Сценическая
речь
в
миниатюрах.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в
себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов
к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
Проведение праздников.
Проведение досугов и развлечений.
Методические рекомендации:
Одним
из
непременных
условий
успешной
реализации
является
разнообразие
форм
и
видов
работы,
которые
способствуют
развитию
творческих
возможностей
детей,
ставя
их
в
позицию
активных
участников.
С
целью
создания
условий
для
самореализации
детей
используется:
24
-включение
в
занятия
игровых
элементов,
с т и м ул и ру ющ и х
инициативу
и
активность
детей;
- создание
благоприятных
диалоговых
социально-психологических
условий
для
свободного
межличностного
общения;
-моральное
поощрение
инициативы
и
творчества;
- п р о д у м а н н о е
с о ч е т а н и е
и н д и в и д у а л ь н ы х ,
г р у п п о в ы х
и
коллективных
форм
деятельности;
-регулирование
активности
и
отдыха
(расслабления).
На
занятиях
широко
применяются:
-словесные
методы
обучения
(рассказ,
беседа,
побуждающий
или
подводящий
диалог);
-метод
наблюдений
над
«языком»
театра,
секретами
создания
образа,
сценической
речи
и
пр.;
-наглядные
методы
обучения
(работа
с
рисунками,
картинами,
просмотр
пьесы,
показ
образца
движения
куклы
и
пр.);
-работа
с
книгой
(чтение
литературного
произведения,
получение
нужной
информации
на
определённую
тему).
Ребята
с
удовольствием
участвуют
в
проведении
конкурсов
на
лучшее
сочинение,
загадку,
сказку,
рисунок,
пантомиму,
мини-
пьесу
и
пр.
Здесь
активен
каждый,
он
не
слушатель,
не
с то р о н н и й
н а бл юд ат е л ь ,
а
н е п о с р ед с т ве н н ы й
у ч а с т н и к ,
вникающий
во
все
детали
работы.
Соревнования
обычно
п р о вод я т с я
в
за н и мат е л ь н о й
ф о рм е ,
ч то
го р а зд о
б о л е е
эффективно
в
данном
возрасте,
чем
просто
указание
условий
конкурса.
Значительное
ме сто
при
проведении
занятий
занимают
т е а т р а л ь н ы е
и г р ы ,
с п о с о б с т в у ю щ и е
р а з в и т и ю
ф а н т а з и и ,
воображения,
мышления,
внимания
детей,
помогающие
устранить
телесные
и
психологические
зажимы,
которые
могут
возникнуть
во
время
выступления
перед
зрителями.
Большинство
игровых
упражнений
выполняется
коллективно,
часто
в
кругу.
Все
они
строятся
согласно
нескольким
принципам:
-
игрового
самочувствия;
25
- от простого к сложному;
-
от
элементарного
фантазирования
к
созданию
образа.
Формы
контроля:
-
рефлексия;
-
открытый
показ
спектакля;
-
творческий
отчет.
Этапы контроля
26
Виды
контроля
Какие знания и умения
проверяются
Форма
подведения
итогов
Сроки
проверки
1
Водный
контроль
Знание правил техники безопасности,
Беседа, карточки -
задания
Начало учебного
года
2
Промежуточный
Умение пользоваться театрами,
используемыми для показа; умение
обыгрывать этюды и
последовательно соединять их в
готовом спектакле;; умение
самостоятельно реализовывать свой
замысел
Контрольные
занятия, показ
спектакля,
развлечения,
праздника
викторины,
выставка фото
работ
После
прохождения
темы.
Выставка фото
работ в конце 1-
го полугодия
3
Итоговый контроль
Определение уровня обученности
воспитанников
Контрольные
занятия,
праздники,концер
ты,спектакли,выс
тавка фото работ
В конце
учебного года
Умения и навыки детей по окончании курса:
27
Программное содержание по театрализованной деятельности включает в себя
несколько разделов:
1 год:
Раздел 1. Введение в программу
Раздел 2 .Основы театральной культуры
Раздел 3. Ритмопластика
Раздел 4. Театрализованная игра
2 год:
Раздел 1 Введение в программу
Раздел 2Основы театральной культуры
Раздел 3Ритмопластика
Раздел 4 Театрализованная игра
28
Учебно- тематический план
1 год обучения
( 3- 5 лет)
№
п/
п
Тема занятия
Количество часов
Теори
я
Практика
Всего
1.
Вводное занятие
Введение в программу
1
1
2
2.
Основы театральной культуры
5
12
17
3.
Ритмопластика
5
12
17
4.
Театрализованная игра
10
24
34
Итоговое занятие
Спектакль
1
1
2
Всего часов
22
50
72
Учебно- тематический план
2 год обучения
( 5 - 7 лет)
№
п/
п
Тема занятия
Количество часов
Теори
я
Практика
Всего
1.
Вводное занятие
Введение в программу
1
1
2
2.
Основы театральной культуры
8
14
22
3.
Ритмопластика
10
8
18
4.
Театрализованная игра
10
22
34
Итоговое занятие
Спектакль
1
1
2
Всего часов
30
46
76
Содержание программы
30
I год обучения
Раздел 1
Введение в программу
Тема1 «Давайте познакомимся»
Знакомство с оборудованием театральной студии. Правила поведения в
театральной студии.
Раздел 2. Основы театральной культуры
Тема 1
«Что такое театр?»
Тема 2
«Театр – особое царство»
Тема 3
«Сказки из сундучка»
Тема 4
«Тишина! Идёт спектакль!»
Тема 5
«Всё о театре»
Раздел 2
Основы театральной культуры
Тема 1 «Что такое театр?»
Виды театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный),
настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки.
Тема 2 «Театр – особое царство»
Ознакомление с видами искусства: литература, живопись, музыка,
хореография.
Тема 3 «Сказки из сундучка»
Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актёр.
Тема 4 «Тишина! Идёт спектакль!»
Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале,
фойе, гардеробе, буфете.
31
Тема 5«Всё о театре»
Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов.
Раздел 3
Ритмопластика
Тема 1«Фантазёры»
Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тема 2 «В зоопарке»
Музыкально-образные характеристики животных, птиц. Пластичность
жестов.
Тема 3 «Далёкое путешествие»
Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 4 «Угадай-ка»
Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость,
удивление .
Тема 5 «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»
Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 6 «Сценки-малышки из знакомой книжки»
Понятие: режиссёр, декоратор. Обыгрывание небольших по объёму сценок.
Раздел 4
Театрализованная игра
Тема 1 «Удивительный мир кукол»
Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с
куклами.
Тема 2 «Сказки на столе»
Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 3«Куклы на сцене»
32
Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4 «Весёлые зверушки»
Знакомство с элементами актёрского мастерства: подражание и имитация
движений героев сказки.
Тема 5 «Вот как я умею»
Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 6 «Театральная разминка»
Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 7 «Игра в спектакль»
Драматизация сказки «Курочка ряба»
Примерные драматизации :
Песенки, потешки, заклички
«Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока,
сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у
нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи »...»,
«Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...»,
«Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень,
тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...»,
«Божья коровка..,», «Радуга-дуга...»
Сказки
«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот,
петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»;
«Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц»,
обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е.
Чарушина.
«Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных
медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб.,
обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и
Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер.
с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и
проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и
33
лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка
народов.
2 год обучения
Раздел 1
Введение в программу
Тема 1. «Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят»
Знакомство с новыми детьми. Правила поведения в театральной студии.
Дружеские взаимоотношения.
Раздел 2
Основы театральной культуры
Тема 1 «Что мы знаем о театре?»
Знакомство с назначением театра. Виды театров: стендовый на фланелеграфе
и магнитной доске, верховых кукол.
Тема 2 «Театры разных стран»
Понятие: «труппа», «трагедия», «комедия». История возникновения театра в
России. Театры разных стран.
Тема 3 «Кто главней?»
Понятие театральные профессии: осветитель, суфлер, звукорежиссёр.
Тема 4 «Встреча в театре»
Этические нормы поведения в театре. Разыгрывание сценок на правила
поведения в театре.
Тема 5 «Хочу всё знать»
Изготовление альбома о театре.
Раздел 3
Ритмопластика
Тема 1 «Марионетки»
34
Изображение в движении людей разных профессий, животных. Этюды на
воображение.
Тема 2 «Цирк зверей»
Понятия: «номер», «трюк». Импровизация под музыку.
Тема 3 «По волнам любимых телепередач»
Ролевые диалоги на основе текста. Диалогическая и монологическая речь.
Тема 4 «Мы не скажем, а покажем»
Использование художественных средств для выражения своего настроения.
Тема 5 «У нас сегодня маскарад»
Создание образа с помощью комплекса средств выразительности: пантомима,
интонации, мимика. Умение пользоваться гардеробом.
Тема 6 «Театр - миниатюр»
Импровизация с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Раздел 4
Театрализованная игра
Тема 1 «Театр двух актёров»
Знакомство с приёмами кукловождения различных видов кукольных театров:
напольные, верховые, марионетки.
Тема 2 «Весёлые сочинялки»
Использование шапочек-масок и пальчикового театра для разыгрывания
диалогов между детьми. Упражнения на хорошую дикцию.
Тема 3«Пойми меня»
Выразительность жестов, фантазия. Сочетание движений рук с речью.
Пальчиковые игры со словами.
Тема 4 «Игры с бабушкой Забавой»
Артикуляция. Вхождение в образ героя, роль. Подбор рифмы слова.
35
Тема 5 «Волшебный мир эмоций»
Знакомство с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми
друг друга и мира взрослых.
Тема 6 «Полёт на Луну»
Приёмы перевоплощения. Работа с воображаемыми предметами.
Тема 7 «Играю роль»
Постановка спектакля «Сказка о красках».
Примерные драматизации :
Русские сказки: «Иван-царевич и Серый волк». «Царевна-лягушка». «По
щучьему веленью». « Финист – ясный сокол». «Поди туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю чего». «Морской царь и Василиса Премудрая». «Сказка
о молодильных яблочках и живой воде». «Марья – Моревна». «Сивка-бурка».
«Никита-Кожемяка». «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
Немецкие сказки: «Бременские музыканты». «Снегурочка». «Сказка о
рыбаке и рыбке». «Король – Дроздовик». «Госпожа Метелица». «Храбрый
портняжка». «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». «Юный великан».
«Белоснежка и Алоцветик». «Верные звери».
Реалистические сказки
Э. Сетон-Томпсон « Чинк».
Н. Сладков «Птенцы – хитрецы».
Г. Скребицкий «В зимнюю стужу».
Б. Емельянов «Сапоги – собаки. Кот – пожарный. Кот и собака. Васька».
Е. Чарушин «Хитрая мама». «Свинья». «Страшный рассказ». «Захочешь есть
– говорить научишься». «Птичье озеро».
Н. Носов « На горке». «Ступеньки». «Живая шляпа». «Карасик». « Про
репку». « Огурцы». «Про Гену». «Саша». «И я помогаю». «Шурик у
дедушки».
К. Ушинский «Дети в роще».
36
Л. Толстой «Птичка». «Корова». «Филиппок». «Пожар». «Котенок». «Лев и
собачка». «Черепаха».
К. Паустовский «Квакша». «Кот-ворюга». «Растрепанный воробей».
В. Бианки «Плавунчик». «Снежная книга». «Снегирушка-милушка».
«Музыкальная канарейка».
Вымышленные миры
А. Пушкин. « Сказка о царе Салтане». «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях».
П. Ершов « Конек-горбунок».
С. Аксаков «Аленький цветочек».
В. Гауф «Маленький Мук». «Король Нос».
Г. Х. Андерсен « Снежная королева».
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
А. Милн «Винни–Пух и все – все – все».
Т. Янссон «Шляпа волшебника». «Волшебная зима».
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
Необычный взгляд на обычный мир
В. Бианки « Мышонок пик». «Синичкин календарь».
В. Бонзельс «Пчела Майя и ее приключения».
Р. Киплинг «Рикки-тикки-тави».
37
А. Чехов «Каштанка».
Реалистический мир
Б. Житков «Что я видел».
Н. Носов «Дружок». «Фантазеры». « Мишкина каша». «Огородники».
«Друг детства». «Шляпа гроссмейстера». «Тайное становится явным». «Что
любит Мишка». «Что я люблю».
Ю. Коваль «Алый».
А. Гайдар «Чук и Гек».
С. Маршак «Веселое путешествие от А до Я».
Авторские сказки и истории
Г. Х. Андерсен «Новое платье короля». «Стойкий оловянный солдатик».
«Свинопас». «Елка». «Старый уличный фонарь». «История года».
Ш. Перро « Кот в сапогах». «Спящая красавица».
Р. Киплинг « Кошка, которая гуляла сама по себе». « Сказка о старике
кенгуру».
В. Одоевский «Городок в табакерке».
Д. Нагишкин «Айога»
П. Бажов «Серебряное копытце». «Огневушка – Поскакушка».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом
слове».
К. Паустовский «Теплый хлеб».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
38
В. Бианки «Сова». « Чей нос лучше» . «Как муравьишка домой спешил».
«Мастера без топора». «Хвосты». «Терентий-Тетерев».
Н. Павлова «Находка». «В живой комнате». «Как облачко». «Травка
пупавка». «Желтый, белый и лиловый». «Под кустом».
Дж. Радари «Почему? Отчего? Зачем?»
Волшебное в реальном
К. Чуковский (по Х. Лофтингу) «Доктор Айболит».
Ю. Дружков « Приключения Карандаша и Самоделкина».
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот. Крокодил Гена и его друзья».
Г. Остер «Волшебник Изумрудного города».
П. Трэверс « Малыш и Карлсон».
Дж. Родари «Мери Поппинс».
«Путешествие голубой стрелы».
Список литературы для педагогов
1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
39
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной
деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - № 2.
7. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
9. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.
10. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп.,
2005.-№ 4.
11. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
12. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия,
2000.
14. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М.
2004.
15.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–
1999.-№ 11.
16. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера,
2001.
17. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе
театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 1.
18. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений //
Дошкольное воспитание, 1980.- № 10.
19. Основы театральной культуры / Сост. Ю.И.Рубина и др. – М., 1991.
20. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
21. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.,
1991.
22. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра
дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.— М., 1989.
40
23. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника //
Дошкольное воспитание. – 1983. - № 12.
24. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр //
Дошкольное воспитание, 1988.- № 8.
25. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций //
Дошкольное воспитание. – 1983. - № 4.
26. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. –
№7.
27. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.-
1997.-№ 6, 10, 12; 1998- №2.
28. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие
дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.
29. Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации – основа знакомства с
культурой других народов // Дошкольное воспитание, 1994.-№ 3.
30. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших
дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и
ребенок. – М., 1972.
31. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
32. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
33. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошк. воспитание, 1991.№7.
41