Автор: Манахова Оксана Сергеевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Республика Коми, г.Усинск
Наименование материала: Статья "Необходимые навыки концертмейстера для чтения нотного текста с листа"
Тема: Навыки концертмейстера
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Усинска
«Челядьлы искусств школа» Усинск карсасодт
ӧ
д т
ӧ
д
ӧ
млун сетан
муниципальн
ӧ
й сь
ӧ
мкуд учреждение
Методическое сообщение
Тема:
Навыки концертмейстера, необходимые
для чтения с листа нотного текста
Составил:
преподаватель, концертмейстер МБУДО «ДШИ» г.Усинска
О.С.Манахова
2020 год
Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе и чисто
творческую (художественную), и педагогическую деятельность.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от
пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-
исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ
певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также
отличного
музыкального
слуха,
специальных
музыкальных
навыков
по
чтению
и
транспонированию
различных
партитур,
по
импровизационной
аранжировке на фортепиано.
Одним
из
важных
аспектов
деятельности
концертмейстера
является
способность
бегло
«читать
с
листа».
Нельзя
стать
профессиональным
концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике
ДШИ часто бывают ситуации, когда у концертмейстера нет времени для
предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется
быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке
солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.
Развитый
навык
игры
с
листа
представляет
собой
сложную
высокоорганизованную
систему,
основанную
на
теснейшей
взаимосвязи
зрения, слуха и моторики, т.е. слияние элементов вижу-слышу-играю.
Прежде
всего,
для
овладения
навыками
чтения
нот
с
листа
надо
научиться визуально читать нотный текст.
Как только ноты попали в руки, необходимо мысленно охватить весь
нотный
материал,
представить
себе
характер
и
настроение
музыки,
определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения
темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором,
как в партии фортепиано, так и в партии солиста.
Момент мысленного охвата нотного текста необходим и в процессе
аккомпанирования, прочтение нот всегда предшествует их исполнению, ибо
внимание все время должно быть сосредоточено на дальнейшем. Не случайно
опытный концертмейстер переворачивает страницу за один или два такта до
того, как она доиграна до конца.
Второй,
немаловажный
навык
при
чтении
нот
с
листа,
свободное
ориентирование
на
клавиатуре, не нуждающейся в постоянной поддержке
зрением.
Необходимо
выработать умение
настолько
ощущать
клавиатуру,
чтобы
играть,
не
глядя
на
клавиши. Научиться,
буквально,
чувствовать
руками
расположение
октав,
тональность,
знаки
альтерации,
расстояние
между интервалами и аккордами, и многое другое.
И
третий,
важный
навык,
быстрое
восприятие
нотной
графики,
относительное
чтение.
«Относительное
чтение»
строится
на
чётком
представлении пространственных дистанций между нотными знаками – одна
нота (обычно нижняя в интервале или аккорде, или первая в горизонтальной
последовательности)
воспринимаются
по
абсолютному
положению
на
нотном стане, остальные – по расстоянию между ней и соседними нотами,
т.е.
относительно.
Следует вырабатывать
реакцию
на
вертикальные
комплексы – интервалы и аккорды с тем, чтобы быстро зрительно опознавать
их «в лицо» по графическому рисунку.
Если
партитура
очень
сложная,
насыщена
извилистыми
пассажами,
сложными ритмическими построениями, плотной фактурой, то допускаются
небольшие
отступления
от
полного
текста
в
сторону
его
упрощения.
В
подобных случаях важно точно провести линию баса, так как именно бас –
основной носитель тональности и гармонии произведения.
Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с
тем, чтобы довести эти умения до автоматизма.