Автор: Тараканова Мария Алексеевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 379"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Интеллект-карта как инновационная развивающая технология в познавательном развитии старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 379»
Статья на тему:
«Интеллект-карта как инновационная развивающая технология
в познавательном развитии старших дошкольников»
Подготовила: старший воспитатель
Тараканова Мария Алексеевна
г. Нижний Новгород,
2019 - 2020 учебный год
Идеология федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования направлена на
формирование принципиально нового взгляда на систему образования.
Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в
многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе
современных технологий. Концепция современного образования направлена на
воспитание человека: – способного решать интеллектуальные и личностные
проблемы; – самостоятельно применять полученные знания в решении новых задач;
– проявлять творческий подход к решению задач в различных видах деятельности.
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально
мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться
этого. В условиях реализации ФГОС возникает необходимость поиска новых средств
развития ребенка, применения различных образовательных технологий и методик,
которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как
любознательность, активность, инициативность. Педагогический опыт автора
включает ситуации, посвященные решению этих задач, и основан на внедрении
современных технологий интеллектуально-творческого развития дошкольников в
образовательный процесс.
Одна из важнейших методических задач образования − развитие задатков и
способностей человека, его интеллекта, т. е. воспитание всестороннего развитого
человека. Поэтому развитие логического мышления является одним из
приоритетных направлений работы педагога. Хорошее логическое мышление,
развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Одним из методов
структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию
логического мышления выступают интеллект-карты. Интеллектуальная карта — это
уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого
активизируется мышление, развиваются как творческие, так и речевые способности
детей.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к
изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую детям
предстоит усвоить, разбив её на конкретные образные единицы. Данный метод
особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито
наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а
мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств,
наглядный материал усваивается лучше вербального.
Метод интеллект-карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные
понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Интеллектуальная
карта − это графический способ представления идей, информации в виде карты,
состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей.
Этот метод помогает воспринимать образовательный процесс как единое целое.
Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием различных
графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов). На
большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение), а
по кругу то, что к этой мысли можно соотнести.
Информация считывается по кругу, начиная с центра карты, по направлению от
правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения
всех интеллект-карт. Такие карты легко поддаются расширению и модернизации.
Создание интеллект-карт процесс совместного творчества ребенка и взрослого.
По картам легко запомнить лексику, формировать и обогащать словарь ребенка,
придумывать предложения и рассказы и тем самым обобщать и закреплять тему
недели. Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться.
Метод интеллект-карт позволяет развивать различные процессы мышления,
моделирование при помощи интеллект-карт формирует следующие логические
действия: – умение анализировать и синтезировать; – обобщать; – устанавливать
причинно-следственные связи; – строить логические цепочки рассуждений; –
доказывать; – выдвигать гипотезы и прогнозировать; – творческие способности; –
воображение. Также развивает связную речь, пополняет словарный запас и лексико-
грамматическую структуру речи.
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет
осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Применение технологии
моделирования помогает сформировать у воспитанников чёткие и глубокие
представления о мире предметов и природы, стимулирует познавательную
активность детей и способствует развитию креативных способностей.
Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, так как на всех
этапах работы предусматривается опора на наглядность, что исключает формальную
передачу знаний детям. А непосредственное участие воспитанников в составлении
интеллект-карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления,
воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и
планирующей функции речи.
В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только
усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Данный метод является
универсальным способом познания окружающего мира и знаний накопленных
человечеством. Можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт
в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В
условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет
осуществлять интеграцию областей: познавательного, речевого и социально-
коммуникативного развития.
Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы
предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует
развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей,
развития словаря. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится
не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Применение
интеллект-карт является универсальным способом познания окружающего мира и
знаний, накопленных ребёнком, формирует преемственность между детским садом и
школой.
Интеллект - карту в работе с детьми вводят постепенно и этот процесс делят на 3
уровня:
1 этап. Подготовительный
Знакомство детей с интеллект - картой (со старшей группы).
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или
явлении можно рассказать «картинками».
1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект-карты, созданной
педагогом.
2 вариант – далее дети с помощью педагога (родителя) составляют интеллект - карты
по заданной теме.
Например «Птицы».
Для составления интеллект - карты берём лист бумаги, располагаем его
горизонтально. В центре листа выделены птицы, от них расходятся цветные ветви.
Каждая ветвь обозначает определённый признак или действие. Например: синяя
ветвь – это виды птиц, коричневая, - что они делают, красная, – что у них есть и т. д.
2 этап. Основной
Использование интеллект - карт для обобщения знаний по теме комплексно-
тематического планирования
Данную работу разберём на примере создания интеллект - карты «Семья».
I этап. Знакомство с темой « Семья»
Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о жизни семьи и семейных
праздниках, о профессиях родителей.
Цель. Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных
ценностей в становлении личности ребенка; активизировать мыслительно -
поисковую деятельность детей. Расширять представления детей о своей семье,
родословной.
Формы работы обязательная образовательная деятельность Ознакомление с
предметным окружением «Моя семья», рисование «Моя семья».
II этап. Создания интеллект - карты «Семья», это - сбор информации,
осуществляется, через:
самостоятельную деятельность;
совместную деятельность;
при взаимодействии с семьёй.
В группе можно оформить выставку «Я мамин цветочек»; выставку макетов
«Генеалогическое древо семьи».
III этап – итоговый - по созданию интеллект - карты «Семья».
Оформление интеллект карты «Семья». Предлагаем подробно рассмотреть процесс
создания интеллект-карты «Семья».
Обучение-игру проводили в 1-ой половине дня, на ООД. Заранее подготовили
фотографии о семье детей. На столах расположили несколько чистых листов бумаги.
Запаслись набором ярких, цветных карандашей и фломастеров. Мотивация. «Ребята,
мы с вами много узнали нового о своих семьях. Давайте сейчас попробуем составить
о них рассказ в картинках». Провела беседу:
- Что вы видите перед собой?
- Почему вы решили, что это семья?
Варианты ответов детей фиксируются на листе ватмана в виде рисунка. Дети сами
предлагают варианты знаков - заменителей слов
(например: это я – а это вся моя семья, у папы есть мама – она моя бабушка, это мои
брат и сестра – они ходят в школу.)
Затем объединяем рисунки в смысловые группы.
«Мы с вами нарисовали много о семье, но сможем ли мы сейчас составить красивый
рассказ. (Нет) Что же можно сделать?» Если дети затрудняются ответить,
предложить соединить картинки ключевыми словами. Например – кем работает
папа, чем занимаешься дома, и т. п. Для этого выделяли цветным фломастером те
слова или фразы, которые относятся к описанию признака.
После этого начинаем заполнять интеллект - карту (для детей – «рисовать рассказ»)
в соответствии с законами её построения в следующей последовательности:
в центре листа, расположенного горизонтально, красочно изображаем Семью; в
стороны от семьи, как лучи от Солнца, рисуем стрелки, количество которых равно
количеству ключевых слов или ключевых фраз. Каждая стрелка соответствует цвету
ключевого слова или ключевой фразы. На каждую стрелку поместили ключевое
слово или ключевую фразу.
К каждому ключевому слову или фразе добавили ответвления по количеству слов-
рисунков. Зрительно отделяем друг от друга цветными блоками смысловые группы.
Нашли с детьми смысловые связи между группами (зависимость действий с
членами семьи, любимых занятий, обязанностей по дому и т.п. После этого
составили рассказ о семье, используя интеллект - карту. Рассказали составленные
рассказы воспитанникам подготовительной группы и родителям.
3 этап. Заключительный Планирование своей деятельности и осуществление
самоконтроля
1 вариант. Составление интеллект карты в начале изучения темы, для определения
знаний детей по данной теме.
2 вариант. Составление интеллект карты в конце изучения темы, чтобы понять чему
научились дети по данной теме.
Работа по использованию метода интеллект - карт в работе с детьми проводится
в первой половине дня в процессе ООД, либо совместной деятельность педагога с
детьми.
К данной работе активно привлекаются родители.
При организации работы по проекту «Интеллект - карта» мы планировали получить
и частично добились следующих результатов:
Удалось систематизировать и структурировать освоение знаний в процессе
совместной деятельности взрослого и ребёнка через создание интеллект - карты.
Внедрение метода интеллект - карт позволило реализовать индивидуальный
подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои
способности, развивать у детей навыки взаимодействия при создании коллективной
работы, почувствовать свою успешность.
Ребёнок может планировать, осуществлять оценку и самооценку своей
деятельности.