"Физическое развитие и формирование устойчивых навыков здорового образа жизни у детей старшей группы"
Автор: Корсакова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №29 Населённый пункт: город Павлово, Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Физическое развитие и формирование устойчивых навыков здорового образа жизни у детей старшей группы" Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка проекта по физическому развитию и
формированию устойчивых навыков здорового образа жизни у
детей старшей группы.
Проект «Из чего сделан Я»
Выполнила:
Корсакова Елена Николаевна
воспитатель МБДОУ д/с № 29«Полянка»
г.Павлово, 2015 год
Проект «Из чего сделан Я».
Содержание:
1.
Введение
2.
Актуальность темы
3.
Цель, задачи
4.
Концепция проекта
5.
Предварительная работа
6.
Задачи взаимодействия с семьями
воспитанников:
7.
Ожидаемые результаты
8.
Этапы реализации проекта
9.Список информационных ресурсов.
Введение :
В дошкольном возрасте закладываются основы
миро-и самопонимания.
Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного
«Я», что зачастую не учитывается в повседневной жизни. Ознакомление
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
человеческим
организмом
направлено на формирование позитивного самосознания у детей, целостного
отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие
свободной,
здоровой
личности,
обладающей
чувством
собственного
достоинства и уважением к людям, на воспитание потребности в здоровом
образе жизни.
Актуальность темы :
У детей шестого года жизни
активно развиваются общие познавательные
способности: умение наблюдать, описывать, сравнивать, классифицировать,
строить
предположения
и
предлагать
способы
их
проверки.
Начинают
формироваться
ценности
здоровья
и
здоровья
окружающих
его
людей,
общества
в
целом.
Ребёнок
старшего
дошкольного
возраста
начинает
узнавать свои возможности, начинает верить в собственные силы, у него
складывается
представление
о
себе,
своей
с амоценно сти,он
начинаетощущать себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Дети узнают,
что такое здоровье, как поддержать, укрепить и сохранить его, а именно:
знакомятся с внешними и внутренними особенностями строения тела
человека
с правилами здоровья : режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-
гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия
физкультурой и профилактика болезней
узнают о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье
о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе
о полезных и вредных привычках
о поведении заболевающего и болеющего человека
о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В
нашем
ДОУсоздан
тематический
планобразовательного
процесса,
для
старшей группы, который содержит тему «Моё здоровье».В соответствии с
темой мной разработан данный проект«Из чего сделан Я».
В основу моего проекта положен принцип интеграции, рекомендованный
ФГОС ДО. Именно по этому принципу строится вся педагогическая работа
с детьми, которая реализуется через решение задач, как на занятиях, так и в
совместной и самостоятельной деятельности детейв разных видах детской
деятельности.
Направления интеграции:
Ознакомление с окружающим миром: обогащение представлений детей
об объектах окружающего мира; развитие познавательной мотивации;
формирование
интереса
к
различным
формам
познания
мира:
наблюдение, экспериментирование, чтение , обсуждение.
Развитие
речи:
расширение
и
систематизация
словарного
запаса;
совершенствование грамматической структуры речи; развитие связной
речи.
Продуктивная
деятельность:
реализация
впечатлений,
знаний,
эмоционального
состояния
детей
в
играх,
инсценировках,
изобразительном
творчестве;
реализация
коммуникативных
навыков
совместной игровой и творческой деятельности
Целью данного проекта является знакомство со строением человеческого
организма, сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков
здорового образа жизни.
Задачи проекта «Из чего сделан Я»:
1.Формирование у детей адекватных представленийо строении собственного
тела:внешним
строением
тела,
его
возможностями;
с
внутренним
строением тела: кожа, скелет, сердце и кровеносная система, дыхание и
пищеварение.
2 . Фо рми р о ва н и е
п от р е б н о с т и
в
ф и зи ч е с коми
н р а в с т в е н н о м
самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
3.Привитие навыков профилактики и гигиены
4.Научится «слушать» и «слышать» свой организм.
5.Осознание самоценности своей и ценность жизни другого человека.
6.Воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать,
сопереживать чужой боли.
Концепция проекта «Из чего сделан Я»
Вид проекта:
По содержанию – интегративный
По продолжительности –краткосрочный(6 дней)
По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный
По количеству участников – групповой
Участники проекта: дети старшей
группы (5-6 лет), воспитатели группы,
инструктор по физической культуре, медсестра, родители.
Предварительная работа
1.Выявление представлений детей о человеческом организме: беседа «Кто я
такой»
2.Чтение художественной литературы: С.Маршак «О мальчиках и девочках»,
А.Барто
«Девочка
чумазая»,
С.Михалков
«Прививка»,
К.Чуковский
«Мойдодыр», «Айболит»
3.Рассматривание иллюстраций: карточки «Как устроен человек»
4. Анкетирование родителей «Как вы сохраняете здоровье своего ребёнка»
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
1.
Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, научить
делать
правильный
выбор
в
развитии
и
сохранении
здоровья
своего
ребенка .
2.
Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями
и детьми.
Ожидаемые результаты:
В процессе осуществления деятельности с детьми в проекте «Из чего
сделан Я» у детей сформируются
проектно- исследовательские умение и навыки :
-осознанно ставить цель,
-овладение способами решения поставленных задач
-прилагать волевые усилия
для преодоления трудностей
и достижения
результата.
Показатели личностного развития:
Социально- коммуникативное развитие:
-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы:
подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих
предложениях, стремиться помочь ;
- освоены нормы и правила жизни в группе;
-выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытьё
рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приёма пищи;
-
сформированы
полезные
привычки,
способствующие
хорошему
самочувствию,
бодрому
настроению
и
усвоению
основ
здорового
образа
жизни ( занятие гимнастикой, подвижные игры, закаливающие процедуры)
- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;
- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности,
организуемое взрослым или по инициативе других детей
- сформировано понимание важности безопасного поведения .
Познавательное развитие:
- знаком с внешним и внутренним строением человека
-применяет
свои
знания
и
умения
в
решении
практических
задач
(создание
плоскостного
макета
«Строение человека)
Речевое развитие:
-
развита
диалогическая
речь,
зарождается
монолог
(коллективные беседы, совместное рассказывание)
-словарь ребёнка обогащён названиями частей тела человека
-стремится к грамматически правильной речи
-совершенствуется
звукопроизношение,
интонационная
выразительность
речи.
Художественно- эстетическое развитие
-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности
(внутренние органы человека)
-составляет композиции, сюжеты из готовых и самостоятельно вырезанных
форм в сюжетной аппликации (макет «Строение человека»)
-старается согласовывать свои действия с действиями других детей (под
руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.
Физическое развитие:
-сформирован
интерес
к
физической
культуре,
ежедневным
занятиям
и
подвижным играм.
-владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдения
правилами личной гигиены, безопасное поведение).
В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми
будет создан макет «Строение человека»
презентация макета на совместном развлечении с родителями «Мама,
папа, здоровая семья!».
будет
установлен
деловой
и
эмоциональный
контакт
между
участниками
воспитательно-образовательного
процесса:дети,
родители, педагоги, медицинская сестра, инструктор по физической
культуре, музыкальный руководитель.
повысится
педагогическая
компетентность
родителей
в
вопросах
развития и сохранения здоровья детей.
Этапы реализации проекта
Этап
Задачи этапа
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Сроки
Первый
этап
Выбор
темы
ОБУЧАЮЩИЕ
:
-
пробуждение интереса
к деятельности,
предлагаемой
взрослыми: создание
макета «Строение
человека»
РАЗВИВАЮЩИЕ
:
-обогащение
познавательной
деятельности и
творческого
воображения для
создания макета
«Строение человека»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
:
-формирование
потребности в общении
и взаимодействии со
сверстниками и
взрослыми.
Формулирует проблему :
«У нас появилась
новая книга – «Моя первая книга о
человеке», автор М.О. Лукьянов. Хотите узнать про, что
она?
И цель :
«Изучить эту книгу, познакомится со строением
человека»,
определяет продукт проекта :
изготовить плоскостной макет «Наш организм» и
представить его родителям
Вводит детей в игровую ситуации: предлагает
рассмотреть книгу
Формулирует задачи:
1.Прочитать книгу
2. Рассмотреть картинки
3. Сходить на экскурсию в медицинский кабинет
4.Почитать книги :
- А.Барто «Я расту»
-С.Михалков «Тридцать шесть и пять»
-А.Кардашова «Наш доктор»
-Г.Сапгир «Свинка», «Сны»
5.Нарисовать рисунки о строении человека и сделать
выставку рисунков.
6.Вылепить из пластилина органы человека: сердце,
лёгкие, желудок, скелет человека.
7.Выполнить аппликацию – макет «Наш организм»
8.Поиграть в центре сюжетно- ролевых игр ( игра
«Больница»)
9.Придумать «Правила чистюли»
10.Оформить папку «Правила безопасного поведения»(из
рисунков детей и родителей)
1. Входят в проблему.
Рассматривают иллюстрации в книге,
карточки «Как устроен человек»
2.Вживаются в сюжетную ситуацию
3.Принимают и дополняют задачи
Один
день
Второй
этап
Подготовка
к проекту
Образовательные
задачи:
-обогащение,
расширение и уточнение
представлений детей о
строении человеческого
организма
-совершенствование
трудовых и
изобразительных
навыков и умений.
Развивающие задачи:
- развитие творческих
способностей и
воображения,
коммуникативных
навыков в деятельности
детей через социальное
взаимодействие в играх,
занятиях;
-развитие
саморегуляции,
поведения в
соответствии с
правилами,
установленными в
группе
Воспитательные
задачи :
воспитание
доброжелательного
отношения со
сверстниками;
положительной
эмоциональной
отзывчивости на
рисунки, поделки как
Занятие №1 «Вот я какой»
Задачи: 1.Знакомство с внешним и внутренним
строением тела ( наше тело покрыто кожей, внутри нас
есть косточки- скелет, главный мотор нашего организма-
сердце, мы дышим лёгкими, пищу, которую мы
принимаем, перерабатывает желудок)
2.Знакомство с возможностями организма: я умею
прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть голод,
переносить боль, дышать, думать, помогать людям…
3.Проявление интереса к дальнейшему познанию
4.Испытывать чувство гордости, что я- человек
Совместная деятельность в центрах:
Прослушивание аудиозаписи «Как устроен
человек»
Дидактическая игра «Умею- не умею» ( по типу
«Съедобное- несъедобное» )
Дидактическая игра «Что ты знаешь о…»
Дидактическая игра «Письмо от Почемучки»
Беседы «Зачем нам нужен скелет», «Что такое
сердце», «Зачем человеку еда»
Рисование «Из чего я сделан»
Лепка «Органы человека»
Изготовление модели «Строение человека»
Игры- эксперименты «Послушай своё сердце» ( с
помощью фонендоскопа), «Послушай свой
пульс», «Почувствуй своё дыхание»(положить
руки на рёбра , подышать, почувствовать, как
двигаются наши руки; подышать на стёклышко,
посмотреть, что будет)
Экскурсия в кабинет мед.сестры.
Рассказ медсестры «Как слушать свой организм
(поведение больного и здорового человека)»
Предметно- развивающая среда:
Иллюстрации «строение человека», книга «Моя
первая книга о человеке», карточки «Как устроен
1.Систематизируют информацию о
строении человека в центрах:
Центр «Эрудиты»
Рассматривание иллюстраций в
энциклопедии
Рассматривание дидактических
карточек «Как устроен человек»
Центр «Творческая
мастерская» :
Изготовление атрибутов к
сюжетно- ролевой игре
«Больница»,
Игровой центр : Сюжетно –
ролевая игра «Больница»
2.Выбирают вид продуктивной
деятельности и распределяются по
группам:
-для рисования,
-для лепки,
-для выполнения модели
Распределяют роли в своей группе.
3. Обговаривают с воспитателем
последовательность выполнения
заданий и планируют совместную
деятельность в центрах активности.
Три дня
произведения
эстетической культуры.
человек», диск «Как устроен человек», атрибуты к
сюжетно- ролевой игре «Больница», цветные
карандаши, фломастеры, бумага, клей, пластилин.
Занятие №2 «Как сохранить здоровье»
Задачи: 1.Ознакомление с понятием «Здоровый образ
жизни»
2.Знакомство с правилами личной гигиены.
3.Закрепление знаний о правилах безопасного поведения.
Совместная деятельность в центрах:
Дидактическая игра «Опасно- неопасно»
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое
плохо»
Оформление памятки «Правила чистюли»
Оформление папки «Правила безопасного
поведения» (из рисунков)
Выставка рисунков «Умывайся, если хочешь быть
здоров».
Круг друзей:
беседы «Что делаю я, чтобы быть чистым и
аккуратным»,
«Хотел бы ты дружить с грязнулей»,
«Как я помогаю маме поддерживать порядок»
Трудовые поручения по поддержанию чистоты в
группе: вытирание пыли с полок, мытье игрушек,
дощечек после лепки и аппликации (помощь
дежурным).
Чтение художественной литературы:
А.Барто «Я расту»
С.Михалков «Тридцать шесть и пять»
А.Кардашова «Наш доктор»
Г.Сапгир «Свинка», «Сны»
Баль Л.В. «Букварь здоровья»
Лукьянов М.О. «Моя первая книга о человеке»
С.Михалков «Грипп»
Л.Пантелеев «Две лягушки»
Б.Заходер «Ма-Тари- Кари».
Взаимодействие с родителями:
Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать
рисунки на тему «Правила безопасного поведения» .
Третий
этап
Реализация
проекта
Образовательные
задачи:
-закрепление у детей
представлений о
строении человеческого
организма
-формирование у детей
умения преобразовывать
познавательный опыт,
впечатления,
эмоциональное
состояние в
продуктивную
деятельность.
Развивающие:
-развитие ручной
умелости, творческих
способностей и
воображения.
Воспитательные:
-воспитание бережного
отношения к
результатам своего
труда и труда
сверстников .
1. Организует работу над проектом.
2.Оказывает словесную и практическую помощь в
индивидуальном и коллективном выполнении
рисунков, моделей, поделок.
3.Следит за выполнением правил безопасности при
работе с ножницами.
4. Контролирует процесс выполнение работ.
5. Записывает рассказы детей о впечатлениях, знаниях,
эмоциональном состоянии, выраженных в данных
работах; фотографирует работы детей.
1.Отбирают необходимые материалы
для выполнения макета.
2.Обращаются к иллюстративному
материалу (сравнение макета с
рисунками в энциклопедии)
3.Делятся впечатлениями и
эмоциями, советуются.
4.Выполняют коллективную работу и
составляют рассказ о ней.
5.Придумывают, как лучше
представить свою работу, рассказать
о ней.
Один
день
Четвертый
этап:
подведение
итогов
Образовательные:
Научится согласовывать
свои действия с
действиями партнеров,
формирование
эмоциональной
отзывчивости к
презентации проекта
Развивающие:
развитие
интонационной
выразительностиречи,
эмоциональной сферы
ребенка.
Воспитательные:
воспитание у детей
чувства коллективизма,
сотрудничества и
взаимопомощи.
1.Помогает организовать презентацию макета для
развлечения «Мама, папа, я – здоровая семья».
2. Побуждает детей сделать рассказ –сообщение с
включением стихов о строении организма и здоровом
образе жизни.
3.Приходит на помощь в случае затруднения.
4.Участвует в общей презентации макета на развлечении
«Мама, папа, я – здоровая семья».
1. Готовят презентацию макета:
рассказывают о строении тела
человека, что нужно делать, чтобы
оставаться здоровым
2. Делают вывод о решении
проблемы.
3. Рассказывают с включением
стихов о строении организма и
здоровом образе жизни.
3.Участвуют в общей презентации
макета.
Один
день
Список информационных источников
:
1.
«Истоки»: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под ред.
Л.А.Парамоновой М.: ТЦ Сфера, 2015.
2.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и
практических работников ДОУ»Авт.-сост.:
Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова М.: Аркти, 2005
3. «Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования .Выпуск 4 .
под общей редакцией
Л.Л. Тимофеевой М.: Педагогическое общество России, 2013.
4.С.Е. Шишкина Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми.
М.: Школьная пресса, 2004.
3.
М.О. Лукьянов Моя первая книга о человеке М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2011.
4.
Аудиоэнциклопедия «Как устроен человек» ООО «Детское издательство Елена», 2006.
5.
Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Как устроен человек» ООО
«Маленький Гений- Пресс»
Интернет-ресурсы :
1. www . maam
2. www .edu.-all