Напоминание

"Физическое развитие и формирование устойчивых навыков здорового образа жизни у детей старшей группы"


Автор: Корсакова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №29
Населённый пункт: город Павлово, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Физическое развитие и формирование устойчивых навыков здорового образа жизни у детей старшей группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка проекта по физическому развитию и формированию устойчивых навыков здорового образа жизни у детей старшей группы. Проект «Из чего сделан Я» Выполнила: Корсакова Елена Николаевна воспитатель МБДОУ д/с № 29«Полянка» г.Павлово, 2015 год

Проект «Из чего сделан Я».
Содержание: 1. Введение 2. Актуальность темы 3. Цель, задачи 4. Концепция проекта 5. Предварительная работа 6. Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: 7. Ожидаемые результаты 8. Этапы реализации проекта 9.Список информационных ресурсов. Введение : В дошкольном возрасте закладываются основы миро-и самопонимания. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного «Я», что зачастую не учитывается в повседневной жизни. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с человеческим организмом направлено на формирование позитивного самосознания у детей, целостного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной, здоровой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни. Актуальность темы : У детей шестого года жизни активно развиваются общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, сравнивать, классифицировать, строить предположения и предлагать способы их проверки. Начинают формироваться ценности здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Ребёнок старшего дошкольного возраста начинает узнавать свои возможности, начинает верить в собственные силы, у него складывается представление о себе, своей с амоценно сти,он начинаетощущать себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Дети узнают, что такое здоровье, как поддержать, укрепить и сохранить его, а именно:  знакомятся с внешними и внутренними особенностями строения тела человека  с правилами здоровья : режим дня, питание, сон, прогулка, культурно- гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней  узнают о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье
 о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе  о полезных и вредных привычках  о поведении заболевающего и болеющего человека  о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми. В нашем ДОУсоздан тематический планобразовательного процесса, для старшей группы, который содержит тему «Моё здоровье».В соответствии с темой мной разработан данный проект«Из чего сделан Я». В основу моего проекта положен принцип интеграции, рекомендованный ФГОС ДО. Именно по этому принципу строится вся педагогическая работа с детьми, которая реализуется через решение задач, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детейв разных видах детской деятельности. Направления интеграции:  Ознакомление с окружающим миром: обогащение представлений детей об объектах окружающего мира; развитие познавательной мотивации; формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение , обсуждение.  Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса; совершенствование грамматической структуры речи; развитие связной речи.  Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в играх, инсценировках, изобразительном творчестве; реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности Целью данного проекта является знакомство со строением человеческого организма, сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.
Задачи проекта «Из чего сделан Я»: 1.Формирование у детей адекватных представленийо строении собственного тела:внешним строением тела, его возможностями; с внутренним строением тела: кожа, скелет, сердце и кровеносная система, дыхание и пищеварение. 2 . Фо рми р о ва н и е п от р е б н о с т и в ф и зи ч е с коми н р а в с т в е н н о м самосовершенствовании, в здоровом образе жизни. 3.Привитие навыков профилактики и гигиены 4.Научится «слушать» и «слышать» свой организм. 5.Осознание самоценности своей и ценность жизни другого человека. 6.Воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Концепция проекта «Из чего сделан Я» Вид проекта: По содержанию – интегративный По продолжительности –краткосрочный(6 дней) По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный По количеству участников – групповой Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели группы, инструктор по физической культуре, медсестра, родители. Предварительная работа 1.Выявление представлений детей о человеческом организме: беседа «Кто я такой» 2.Чтение художественной литературы: С.Маршак «О мальчиках и девочках», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка», К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит» 3.Рассматривание иллюстраций: карточки «Как устроен человек» 4. Анкетирование родителей «Как вы сохраняете здоровье своего ребёнка»
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: 1. Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, научить делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка . 2. Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми. Ожидаемые результаты: В процессе осуществления деятельности с детьми в проекте «Из чего сделан Я» у детей сформируются проектно- исследовательские умение и навыки : -осознанно ставить цель, -овладение способами решения поставленных задач -прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и достижения результата. Показатели личностного развития:
Социально- коммуникативное развитие:
-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь ; - освоены нормы и правила жизни в группе; -выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытьё рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приёма пищи; - сформированы полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни ( занятие гимнастикой, подвижные игры, закаливающие процедуры) - прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать; - принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемое взрослым или по инициативе других детей - сформировано понимание важности безопасного поведения .
Познавательное развитие:


-
знаком с внешним и внутренним строением человека -применяет свои знания и умения в решении практических задач (создание плоскостного макета «Строение человека)
Речевое развитие:

-
развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание) -словарь ребёнка обогащён названиями частей тела человека -стремится к грамматически правильной речи -совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.
Художественно- эстетическое развитие
-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности (внутренние органы человека) -составляет композиции, сюжеты из готовых и самостоятельно вырезанных форм в сюжетной аппликации (макет «Строение человека») -старается согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.
Физическое развитие:
-сформирован интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм. -владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдения правилами личной гигиены, безопасное поведение).
В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми  будет создан макет «Строение человека»  презентация макета на совместном развлечении с родителями «Мама, папа, здоровая семья!».  будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса:дети, родители, педагоги, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.  повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах развития и сохранения здоровья детей.

Этапы реализации проекта Этап Задачи этапа Деятельность воспитателя Деятельность детей Сроки Первый этап Выбор темы
ОБУЧАЮЩИЕ

:
- пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослыми: создание макета «Строение человека»
РАЗВИВАЮЩИЕ

:
-обогащение познавательной деятельности и творческого воображения для создания макета «Строение человека»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

:
-формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Формулирует проблему : «У нас появилась новая книга – «Моя первая книга о человеке», автор М.О. Лукьянов. Хотите узнать про, что она? И цель : «Изучить эту книгу, познакомится со строением человека», определяет продукт проекта : изготовить плоскостной макет «Наш организм» и представить его родителям Вводит детей в игровую ситуации: предлагает рассмотреть книгу Формулирует задачи: 1.Прочитать книгу 2. Рассмотреть картинки 3. Сходить на экскурсию в медицинский кабинет 4.Почитать книги : - А.Барто «Я расту» -С.Михалков «Тридцать шесть и пять» -А.Кардашова «Наш доктор» -Г.Сапгир «Свинка», «Сны» 5.Нарисовать рисунки о строении человека и сделать выставку рисунков. 6.Вылепить из пластилина органы человека: сердце, лёгкие, желудок, скелет человека. 7.Выполнить аппликацию – макет «Наш организм» 8.Поиграть в центре сюжетно- ролевых игр ( игра «Больница») 9.Придумать «Правила чистюли» 10.Оформить папку «Правила безопасного поведения»(из рисунков детей и родителей) 1. Входят в проблему. Рассматривают иллюстрации в книге, карточки «Как устроен человек» 2.Вживаются в сюжетную ситуацию 3.Принимают и дополняют задачи Один день
Второй этап Подготовка к проекту
Образовательные

задачи:
-обогащение, расширение и уточнение представлений детей о строении человеческого организма -совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений.
Развивающие задачи:

-
развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях; -развитие саморегуляции, поведения в соответствии с правилами, установленными в группе
Воспитательные

задачи
: воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной отзывчивости на рисунки, поделки как Занятие №1 «Вот я какой» Задачи: 1.Знакомство с внешним и внутренним строением тела ( наше тело покрыто кожей, внутри нас есть косточки- скелет, главный мотор нашего организма- сердце, мы дышим лёгкими, пищу, которую мы принимаем, перерабатывает желудок) 2.Знакомство с возможностями организма: я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть голод, переносить боль, дышать, думать, помогать людям… 3.Проявление интереса к дальнейшему познанию 4.Испытывать чувство гордости, что я- человек Совместная деятельность в центрах:  Прослушивание аудиозаписи «Как устроен человек»  Дидактическая игра «Умею- не умею» ( по типу «Съедобное- несъедобное» )  Дидактическая игра «Что ты знаешь о…»  Дидактическая игра «Письмо от Почемучки»  Беседы «Зачем нам нужен скелет», «Что такое сердце», «Зачем человеку еда»  Рисование «Из чего я сделан»  Лепка «Органы человека»  Изготовление модели «Строение человека»  Игры- эксперименты «Послушай своё сердце» ( с помощью фонендоскопа), «Послушай свой пульс», «Почувствуй своё дыхание»(положить руки на рёбра , подышать, почувствовать, как двигаются наши руки; подышать на стёклышко, посмотреть, что будет) Экскурсия в кабинет мед.сестры. Рассказ медсестры «Как слушать свой организм (поведение больного и здорового человека)» Предметно- развивающая среда: Иллюстрации «строение человека», книга «Моя первая книга о человеке», карточки «Как устроен 1.Систематизируют информацию о строении человека в центрах:  Центр «Эрудиты» Рассматривание иллюстраций в энциклопедии Рассматривание дидактических карточек «Как устроен человек»  Центр «Творческая мастерская» : Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Больница»,  Игровой центр : Сюжетно – ролевая игра «Больница» 2.Выбирают вид продуктивной деятельности и распределяются по группам: -для рисования, -для лепки, -для выполнения модели Распределяют роли в своей группе. 3. Обговаривают с воспитателем последовательность выполнения заданий и планируют совместную деятельность в центрах активности. Три дня
произведения эстетической культуры. человек», диск «Как устроен человек», атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Больница», цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, пластилин. Занятие №2 «Как сохранить здоровье» Задачи: 1.Ознакомление с понятием «Здоровый образ жизни» 2.Знакомство с правилами личной гигиены. 3.Закрепление знаний о правилах безопасного поведения. Совместная деятельность в центрах:  Дидактическая игра «Опасно- неопасно»  Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»  Оформление памятки «Правила чистюли»  Оформление папки «Правила безопасного поведения» (из рисунков)  Выставка рисунков «Умывайся, если хочешь быть здоров». Круг друзей: беседы «Что делаю я, чтобы быть чистым и аккуратным», «Хотел бы ты дружить с грязнулей», «Как я помогаю маме поддерживать порядок» Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе: вытирание пыли с полок, мытье игрушек, дощечек после лепки и аппликации (помощь дежурным). Чтение художественной литературы: А.Барто «Я расту» С.Михалков «Тридцать шесть и пять» А.Кардашова «Наш доктор» Г.Сапгир «Свинка», «Сны» Баль Л.В. «Букварь здоровья» Лукьянов М.О. «Моя первая книга о человеке» С.Михалков «Грипп»
Л.Пантелеев «Две лягушки» Б.Заходер «Ма-Тари- Кари». Взаимодействие с родителями: Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Правила безопасного поведения» . Третий этап Реализация проекта
Образовательные

задачи:
-закрепление у детей представлений о строении человеческого организма -формирование у детей умения преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность.
Развивающие:
-развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения.
Воспитательные:
-воспитание бережного отношения к результатам своего труда и труда сверстников . 1. Организует работу над проектом. 2.Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном и коллективном выполнении рисунков, моделей, поделок. 3.Следит за выполнением правил безопасности при работе с ножницами. 4. Контролирует процесс выполнение работ. 5. Записывает рассказы детей о впечатлениях, знаниях, эмоциональном состоянии, выраженных в данных работах; фотографирует работы детей. 1.Отбирают необходимые материалы для выполнения макета. 2.Обращаются к иллюстративному материалу (сравнение макета с рисунками в энциклопедии) 3.Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются. 4.Выполняют коллективную работу и составляют рассказ о ней. 5.Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней. Один день
Четвертый этап: подведение итогов
Образовательные:
Научится согласовывать свои действия с действиями партнеров, формирование эмоциональной отзывчивости к презентации проекта
Развивающие:
развитие интонационной выразительностиречи, эмоциональной сферы ребенка.
Воспитательные:
воспитание у детей чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи. 1.Помогает организовать презентацию макета для развлечения «Мама, папа, я – здоровая семья». 2. Побуждает детей сделать рассказ –сообщение с включением стихов о строении организма и здоровом образе жизни. 3.Приходит на помощь в случае затруднения. 4.Участвует в общей презентации макета на развлечении «Мама, папа, я – здоровая семья». 1. Готовят презентацию макета: рассказывают о строении тела человека, что нужно делать, чтобы оставаться здоровым 2. Делают вывод о решении проблемы. 3. Рассказывают с включением стихов о строении организма и здоровом образе жизни. 3.Участвуют в общей презентации макета. Один день

Список информационных источников

:
1. «Истоки»: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Л.А.Парамоновой М.: ТЦ Сфера, 2015. 2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ»Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова М.: Аркти, 2005 3. «Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования .Выпуск 4 . под общей редакцией Л.Л. Тимофеевой М.: Педагогическое общество России, 2013. 4.С.Е. Шишкина Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. М.: Школьная пресса, 2004. 3. М.О. Лукьянов Моя первая книга о человеке М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2011. 4. Аудиоэнциклопедия «Как устроен человек» ООО «Детское издательство Елена», 2006. 5. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Как устроен человек» ООО «Маленький Гений- Пресс»
Интернет-ресурсы
: 1. www . maam 2. www .edu.-all


В раздел образования