Напоминание

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (на примере математики, электротехники, информатики)


Авторы: Федотова Марина Анатольевна, Королева Светлана Ивановна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ОГБПОУ УЭМК
Населённый пункт: Ульяновской области
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (на примере математики, электротехники, информатики)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (на примере

математики, электротехники, информатики)

Федотова М.А., преподаватель ОГБПОУ УЭМК

Королева С.И., преподаватель ОГБПОУ УЭМК

Современные стандарты по формированию у обучающихся общих и

профе ссиональных

компетенций

предопределяют

п о в ы ш е н и е

профессиональной направленности дисциплин естественнонаучного цикла и

углубление знаний дисциплин профессионального цикла.

Профе ссиональная

направленно сть

обучения

м ат е м ат и ке

рассматривается

как

форма

специфических

междисциплинарных

связей,

обеспечивающих

интеграцию общеобразовательных

и профессиональных

знаний. Достижение роста профессиональной направленности при изучении

дисциплин естественнонаучного цикла возможно через прикладной характер

курса математики, который реализуется посредством выполнения следующих

задач:

-

содержание

математических

задач

и

примеров,

позволяющие

отрабатывать те или иные математические методы и приемы, должно быть

свойственно технической направленности студентов;

-

формирование

у

студентов

логического,

алгоритмического

и

критического

мышления,

способствующего

развитию

профессиональных

компетенций;

-

формирование у студентов междисциплинарных связей математики,

электротехники, информатики.

Востребованность специалистов широкого профиля в настоящее время

определяет необходимость применения практико-ориентированного подхода

в

обучении

студентов

СПО технического профиля и требует нахождение

новых и интересных педагогических приемов с целью его осуществления.

1

Особую роль в практико - ориентированном подходе в обучении играют

междисциплинарные связи. Например, будущим специалистам-техникам в

области

энергетики

необходимо

разбираться

не

только

в

чтении

электрических

схем,

но

и

их

расчете.

Для

этого

будущий

специалист

столкнется

с

необходимостью

поиска,

а

возможно

и

разработкой

новых

компьютерных

программ

для

расчета

электрических

цепей

или

их

схем

замещения.

Для

этого

сегодняшний

студент

должен

понимать,

какой

математический аппарат лежит в основе математических расчетов. С этой

целью необходимо проведение интегрированных занятий.

Рассмотрим пример проведения интегрированного занятия на примере

дисциплин математики, электротехники и информатики, разработанного для

студентов СПО специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация

электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Интегрированное занятие по математике и электротехнике проводилось

в

форме

занятия

по

обобщению

знаний

по

теме

«Применение

математических

методов

в

решении

профессиональных

задач

по

расчету

электрических цепей».

Объединение

знаний

нескольких

дисциплин

дает

возможность

студентам по - новому взглянуть на уже изученный материал:

- создание наиболее полного образа профессионального умения по

указанной

теме,

включая

умения

создания

и

расчета

цепей

с

помощью

математических методов;

-

формирования

новых

умений

в

специальности,

в

частности

применения программных продуктов для расчета электрических цепей, а

также их самостоятельной разработки с помощью знаний информационных

технологий.

Освоение

материала

по

указанной

теме

на

практике

предполагает

формирование

у

специалистов

в

области

электротехники

общих

и

профессиональных компетенций таких как:

2

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности

применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК

03.

Планировать

и

реализовывать

собственное

профессиональное

и

личностное развитие.

ОК

09.

Использовать

информационные

технологии

в

профессиональной

деятельности.

ПК

2.4.

Участвовать

в

проектировании

силового

и

осветительного

электрооборудования.

ПК 3.4. Участвовать в проектировании электрических сетей.

ПК

4.3.

Участвовать

в

расчетах

основных

технико-экономических

показателей.

Таким образом идея взаимосвязи трех дисциплин состоит в том, что

базовые

математические

знания,

а

также

знания

и

умения

применения

информационных технологий являются условиями для успешного освоения

специальных дисциплин, в частности электротехники (рис.1).

Рис.1 – Взаимосвязь дисциплин и компетенций

на занятии, проводимом в интегрированной форме

Каждая

междисциплинарная

связь

позволяет

сформировать

у

студентов общие и профессиональные компетенции.

Методика

проведения

интегрированного

занятия,

способствующего

развитию междисциплинарных связей, включает ряд этапов.

3

Информатика

Электротехника

Математика

ОК 01; ОК 02; ОК 03;

ПК 2.4; ПК 3.4; ПК 4.3

ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 09

ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 09

ПК 2.4; ПК 3.4; ПК 4.3

Организационный

этап,

включающий

приветствие,

проверку

присутствующих,

объяснение

хода

занятия,

определение

цели

занятия,

обозначение общих и профессиональных компетенций.

Целью

такого

занятия

является

формирование

междисциплинарных

связей

математики

с

другими

общепрофессиональными

дисциплинами

(ОПД)

-

электротехникой,

технической

механикой,

компьютерными

технологиями

в

решении

профессиональных

задач.

При

этом

ставятся

образовательные, развивающие и воспитательные цели.

Образовательные цели занятия:

1.

Актуализировать знания по теме линейной алгебры.

2.

Использовать

различные

методы

решения

систем

линейных

уравнений

при

решении

профессиональных

задач

в

различных

видах

деятельности, в т.ч. в электротехнике, технической механике.

3.

Применить законы Кирхгофа при расчете сложных электрических

цепей.

4.

Развивать

у

студентов

умение

проектирования

электрических

схем.

5.

Применять

методы

решения

систем

линейных

уравнений

в

задачах на использование законов Кирхгофа.

6.

Использовать

информационные

технологии

при

решении

практических задач.

Развивающие цели занятия:

1. Развивать умение анализировать, самостоятельно делать выводы и

устанавливать

причинно-следственные

связи,

выбирать

способы

решения

задач.

2.

Развивать

способность

поиска

и

использования

информации,

необходимой для эффективного решения практических задач по математике,

электротехнике.

3.

Развивать

познавательный

интерес

к

математике,

мотивацию

к

изучению

основ

электротехники

на

основе

раскрытия

практической

значимости изучаемой темы.

4

4. Развивать коммуникативные компетенции.

5.

Развивать

самостоятельность

студентов,

умение

преодолевать

трудности в ходе изучения нового материала и выполнения практической

работы.

6. Развивать критическое мышление.

Воспитательные цели занятия:

1. Воспитание усидчивости и культуры учебного труда при обсуждении

результатов.

2.

Воспитание

стремления

к

преодолению

трудностей

в

процессе

интеллектуальной деятельности.

3.

Воспитание

коллективизма,

чувства

такта

при

общении

с

сокурсниками.

4. Воспитание толерантности.

Знания

и

умения,

формируемые

в

результате

проведения

комбинированного занятия перечислены в таблице 1.

Таблица 1 - Знания и умения, формируемые в результате проведения комбинированного занятия

Знания

Умения

способов

решения

простейших

видов

уравнений;

- законов Кирхгофа;

-основных

методов

расчета

и

условия

выбора электрических сетей.

– выполнять расчеты электрических схем;

– осуществлять выбор токоведущих частей

на разных уровнях напряжения;

применять

математические

методы

решения систем линейных алгебраических

у р а в н е н и й ,

с ф о рм и р о в а н н ы х

д л я

замкнутых контуров в электротехнике.

-

п р и м е н я т ь

И К Т

в

р е ш е н и и

профессиональных задач.

С

большей

эффективностью

достижение

цели

занятия

будет

происходить при групповой форме организации студентов. Данная форма

объединения

студентов

предполагает

состязание

в

знаниях

и

умениях,

формирует дух соперничества, соревнования, что приводит к стремлению

сделать задание лучше, качественнее, быстрее.

При актуализации знаний по применению математических методов в

решении практических задач, в частности математических методов решения

систем

линейных

алгебраических

уравнений,

необходимо

преподавателю

5

продумать вопросы для студентов, направляя и вовлекая их в диалоговую

среду.

С

целью

формирования

общих

компетенций

и

развития

поисковой

деятельности студентам предлагается решение кроссворда по теме «Матрицы

и системы линейных уравнений» в группах на время (формируются ОК 01;

ОК 02; ОК 03).

На

этапе

занятия

по

совершенствованию

умений по

применению

математических

методов

в

решении

практических

задач,

осуществляется

решение конкретных задач профессиональной направленности с помощью

систем

линейных

алгебраических

уравнений

в

группах

различными

математическими методами. Преподаватель предлагает студентам выбрать

самостоятельно метод решения систем линейных алгебраических уравнений,

используя, в том числе информационные технологии (формируются ОК 01;

ОК

02;

ОК

03;

ОК

09).

Для

создания

проблемной

ситуации

студентам

предлагается решить задачу, как с помощью математических методов, так и с

помощью онлайн-калькулятора и сравнить решения. Такая формулировка

задачи способствует установлению междисциплинарных связей, развитию

вариативности мышления и умения применять ранее полученные знания в

новой ситуации.

На этапе актуализации знаний законов Кирхгофа и их применения,

предполагается получение ответов студентов на вопросы преподавателя по

основным терминам (формируются ОК 01; ОК 02; ОК03; ПК2.4; ПК3.4).

На

этапе

комплексного

применения

знаний

и

умений

при

решении

практических

задач

преподаватель

ставит

перед

студентами

задачу

по

созданию и расчету цепи (формируются ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 09; ПК 2.4;

ПК 3.4; ПК 4.3).

На этапе рефлексии происходит дискуссия со студентами по вопросам

применения математических методов в реальной жизни студентов и в их

профессии/специальности,

формирующая

взаимосвязь

технических

6

дисциплин

специальности

с

математикой.

Одним

из

направлений,

подводящих

к

формированию

междисциплинарных

связей

математики

и

информатики, является рассуждения о том, каким образом программируются

онлайн-калькуляторы

и

другие

средства

ИКТ,

которые

способны

быстро

находить решение практической задачи (формируются ОК 01; ОК 02; ОК 03,

09).

Целью

этапа

является

определение

успешности

формирования

междисциплинарных связей математики и электротехники, а также степени

понимания того, что в основе ИКТ лежат математические алгоритмы.

На

последнем

этапе

занятия

происходит

выдача

домашнего

задания,

направленного на совершенствовании знаний и умений, используя элементы

самообразования

(формируются ОК01; ОК02; ОК03; ОК09; ПК2.4; ПК3.4;

ПК4.3).

Для

этого

преподаватель

формулирует

проблемную

задачу,

предполагающую:

1. Научиться использовать расширенные настройки MS Office Excel

(надстройка «Поиск решения»).

2.

Научиться

применять

данные

настройки

для

решения

профессиональных задач в MS Office Excel.

Целью этапа является развитие понимания у студентов необходимости

умений

использования

ИКТ

в

профессиональной

деятельности

в

современных условиях.

На

заключительном

этапе

происходит

подведение

итогов

занятия.

Одним

из

интересных

подходов

является

самооценка

студентами

членов

своей группы и самого себя в соответствии с его вкладом в общий балл

группы.

Реализация

выделенных

этапов

при

проведении

комбинированного

занятия способствует:

- достижению поставленных целей;

- формированию общих и профессиональных компетенций;

7

-

повышению

значимости

и

роли

математики

в

формировании

профессиональных умений;

- развитию междисциплинарных связей;

-

повышению

интереса

к

современных

информационным

компьютерным технологиям.

Библиографический список:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 44

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального

образования

по

специальности

08.02.09

Монтаж,

наладка

и

эксплуатация

электрооборудования

промышленных и гражданских зданий».

8



В раздел образования