Авторы: Федотова Марина Анатольевна, Королева Светлана Ивановна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ОГБПОУ УЭМК
Населённый пункт: Ульяновской области
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (на примере математики, электротехники, информатики)
Раздел: среднее профессиональное
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (на примере
математики, электротехники, информатики)
Федотова М.А., преподаватель ОГБПОУ УЭМК
Королева С.И., преподаватель ОГБПОУ УЭМК
Современные стандарты по формированию у обучающихся общих и
профе ссиональных
компетенций
предопределяют
п о в ы ш е н и е
профессиональной направленности дисциплин естественнонаучного цикла и
углубление знаний дисциплин профессионального цикла.
Профе ссиональная
направленно сть
обучения
м ат е м ат и ке
рассматривается
как
форма
специфических
междисциплинарных
связей,
обеспечивающих
интеграцию общеобразовательных
и профессиональных
знаний. Достижение роста профессиональной направленности при изучении
дисциплин естественнонаучного цикла возможно через прикладной характер
курса математики, который реализуется посредством выполнения следующих
задач:
-
содержание
математических
задач
и
примеров,
позволяющие
отрабатывать те или иные математические методы и приемы, должно быть
свойственно технической направленности студентов;
-
формирование
у
студентов
логического,
алгоритмического
и
критического
мышления,
способствующего
развитию
профессиональных
компетенций;
-
формирование у студентов междисциплинарных связей математики,
электротехники, информатики.
Востребованность специалистов широкого профиля в настоящее время
определяет необходимость применения практико-ориентированного подхода
в
обучении
студентов
СПО технического профиля и требует нахождение
новых и интересных педагогических приемов с целью его осуществления.
1
Особую роль в практико - ориентированном подходе в обучении играют
междисциплинарные связи. Например, будущим специалистам-техникам в
области
энергетики
необходимо
разбираться
не
только
в
чтении
электрических
схем,
но
и
их
расчете.
Для
этого
будущий
специалист
столкнется
с
необходимостью
поиска,
а
возможно
и
разработкой
новых
компьютерных
программ
для
расчета
электрических
цепей
или
их
схем
замещения.
Для
этого
сегодняшний
студент
должен
понимать,
какой
математический аппарат лежит в основе математических расчетов. С этой
целью необходимо проведение интегрированных занятий.
Рассмотрим пример проведения интегрированного занятия на примере
дисциплин математики, электротехники и информатики, разработанного для
студентов СПО специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Интегрированное занятие по математике и электротехнике проводилось
в
форме
занятия
по
обобщению
знаний
по
теме
«Применение
математических
методов
в
решении
профессиональных
задач
по
расчету
электрических цепей».
Объединение
знаний
нескольких
дисциплин
дает
возможность
студентам по - новому взглянуть на уже изученный материал:
- создание наиболее полного образа профессионального умения по
указанной
теме,
включая
умения
создания
и
расчета
цепей
с
помощью
математических методов;
-
формирования
новых
умений
в
специальности,
в
частности
применения программных продуктов для расчета электрических цепей, а
также их самостоятельной разработки с помощью знаний информационных
технологий.
Освоение
материала
по
указанной
теме
на
практике
предполагает
формирование
у
специалистов
в
области
электротехники
общих
и
профессиональных компетенций таких как:
2
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное развитие.
ОК
09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
ПК
2.4.
Участвовать
в
проектировании
силового
и
осветительного
электрооборудования.
ПК 3.4. Участвовать в проектировании электрических сетей.
ПК
4.3.
Участвовать
в
расчетах
основных
технико-экономических
показателей.
Таким образом идея взаимосвязи трех дисциплин состоит в том, что
базовые
математические
знания,
а
также
знания
и
умения
применения
информационных технологий являются условиями для успешного освоения
специальных дисциплин, в частности электротехники (рис.1).
Рис.1 – Взаимосвязь дисциплин и компетенций
на занятии, проводимом в интегрированной форме
Каждая
междисциплинарная
связь
позволяет
сформировать
у
студентов общие и профессиональные компетенции.
Методика
проведения
интегрированного
занятия,
способствующего
развитию междисциплинарных связей, включает ряд этапов.
3
Информатика
Электротехника
Математика
ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ПК 2.4; ПК 3.4; ПК 4.3
ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 09
ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 09
ПК 2.4; ПК 3.4; ПК 4.3
Организационный
этап,
включающий
приветствие,
проверку
присутствующих,
объяснение
хода
занятия,
определение
цели
занятия,
обозначение общих и профессиональных компетенций.
Целью
такого
занятия
является
формирование
междисциплинарных
связей
математики
с
другими
общепрофессиональными
дисциплинами
(ОПД)
-
электротехникой,
технической
механикой,
компьютерными
технологиями
в
решении
профессиональных
задач.
При
этом
ставятся
образовательные, развивающие и воспитательные цели.
Образовательные цели занятия:
1.
Актуализировать знания по теме линейной алгебры.
2.
Использовать
различные
методы
решения
систем
линейных
уравнений
при
решении
профессиональных
задач
в
различных
видах
деятельности, в т.ч. в электротехнике, технической механике.
3.
Применить законы Кирхгофа при расчете сложных электрических
цепей.
4.
Развивать
у
студентов
умение
проектирования
электрических
схем.
5.
Применять
методы
решения
систем
линейных
уравнений
в
задачах на использование законов Кирхгофа.
6.
Использовать
информационные
технологии
при
решении
практических задач.
Развивающие цели занятия:
1. Развивать умение анализировать, самостоятельно делать выводы и
устанавливать
причинно-следственные
связи,
выбирать
способы
решения
задач.
2.
Развивать
способность
поиска
и
использования
информации,
необходимой для эффективного решения практических задач по математике,
электротехнике.
3.
Развивать
познавательный
интерес
к
математике,
мотивацию
к
изучению
основ
электротехники
на
основе
раскрытия
практической
значимости изучаемой темы.
4
4. Развивать коммуникативные компетенции.
5.
Развивать
самостоятельность
студентов,
умение
преодолевать
трудности в ходе изучения нового материала и выполнения практической
работы.
6. Развивать критическое мышление.
Воспитательные цели занятия:
1. Воспитание усидчивости и культуры учебного труда при обсуждении
результатов.
2.
Воспитание
стремления
к
преодолению
трудностей
в
процессе
интеллектуальной деятельности.
3.
Воспитание
коллективизма,
чувства
такта
при
общении
с
сокурсниками.
4. Воспитание толерантности.
Знания
и
умения,
формируемые
в
результате
проведения
комбинированного занятия перечислены в таблице 1.
Таблица 1 - Знания и умения, формируемые в результате проведения комбинированного занятия
Знания
Умения
–
способов
решения
простейших
видов
уравнений;
- законов Кирхгофа;
-основных
методов
расчета
и
условия
выбора электрических сетей.
– выполнять расчеты электрических схем;
– осуществлять выбор токоведущих частей
на разных уровнях напряжения;
–
применять
математические
методы
решения систем линейных алгебраических
у р а в н е н и й ,
с ф о рм и р о в а н н ы х
д л я
замкнутых контуров в электротехнике.
-
п р и м е н я т ь
И К Т
в
р е ш е н и и
профессиональных задач.
С
большей
эффективностью
достижение
цели
занятия
будет
происходить при групповой форме организации студентов. Данная форма
объединения
студентов
предполагает
состязание
в
знаниях
и
умениях,
формирует дух соперничества, соревнования, что приводит к стремлению
сделать задание лучше, качественнее, быстрее.
При актуализации знаний по применению математических методов в
решении практических задач, в частности математических методов решения
систем
линейных
алгебраических
уравнений,
необходимо
преподавателю
5
продумать вопросы для студентов, направляя и вовлекая их в диалоговую
среду.
С
целью
формирования
общих
компетенций
и
развития
поисковой
деятельности студентам предлагается решение кроссворда по теме «Матрицы
и системы линейных уравнений» в группах на время (формируются ОК 01;
ОК 02; ОК 03).
На
этапе
занятия
по
совершенствованию
умений по
применению
математических
методов
в
решении
практических
задач,
осуществляется
решение конкретных задач профессиональной направленности с помощью
систем
линейных
алгебраических
уравнений
в
группах
различными
математическими методами. Преподаватель предлагает студентам выбрать
самостоятельно метод решения систем линейных алгебраических уравнений,
используя, в том числе информационные технологии (формируются ОК 01;
ОК
02;
ОК
03;
ОК
09).
Для
создания
проблемной
ситуации
студентам
предлагается решить задачу, как с помощью математических методов, так и с
помощью онлайн-калькулятора и сравнить решения. Такая формулировка
задачи способствует установлению междисциплинарных связей, развитию
вариативности мышления и умения применять ранее полученные знания в
новой ситуации.
На этапе актуализации знаний законов Кирхгофа и их применения,
предполагается получение ответов студентов на вопросы преподавателя по
основным терминам (формируются ОК 01; ОК 02; ОК03; ПК2.4; ПК3.4).
На
этапе
комплексного
применения
знаний
и
умений
при
решении
практических
задач
преподаватель
ставит
перед
студентами
задачу
по
созданию и расчету цепи (формируются ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 09; ПК 2.4;
ПК 3.4; ПК 4.3).
На этапе рефлексии происходит дискуссия со студентами по вопросам
применения математических методов в реальной жизни студентов и в их
профессии/специальности,
формирующая
взаимосвязь
технических
6
дисциплин
специальности
с
математикой.
Одним
из
направлений,
подводящих
к
формированию
междисциплинарных
связей
математики
и
информатики, является рассуждения о том, каким образом программируются
онлайн-калькуляторы
и
другие
средства
ИКТ,
которые
способны
быстро
находить решение практической задачи (формируются ОК 01; ОК 02; ОК 03,
09).
Целью
этапа
является
определение
успешности
формирования
междисциплинарных связей математики и электротехники, а также степени
понимания того, что в основе ИКТ лежат математические алгоритмы.
На
последнем
этапе
занятия
происходит
выдача
домашнего
задания,
направленного на совершенствовании знаний и умений, используя элементы
самообразования
(формируются ОК01; ОК02; ОК03; ОК09; ПК2.4; ПК3.4;
ПК4.3).
Для
этого
преподаватель
формулирует
проблемную
задачу,
предполагающую:
1. Научиться использовать расширенные настройки MS Office Excel
(надстройка «Поиск решения»).
2.
Научиться
применять
данные
настройки
для
решения
профессиональных задач в MS Office Excel.
Целью этапа является развитие понимания у студентов необходимости
умений
использования
ИКТ
в
профессиональной
деятельности
в
современных условиях.
На
заключительном
этапе
происходит
подведение
итогов
занятия.
Одним
из
интересных
подходов
является
самооценка
студентами
членов
своей группы и самого себя в соответствии с его вкладом в общий балл
группы.
Реализация
выделенных
этапов
при
проведении
комбинированного
занятия способствует:
- достижению поставленных целей;
- формированию общих и профессиональных компетенций;
7
-
повышению
значимости
и
роли
математики
в
формировании
профессиональных умений;
- развитию междисциплинарных связей;
-
повышению
интереса
к
современных
информационным
компьютерным технологиям.
Библиографический список:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 44
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования
по
специальности
08.02.09
Монтаж,
наладка
и
эксплуатация
электрооборудования
промышленных и гражданских зданий».
8