"Активизация мышления учащихся через различные приемы создания проблемной ситуации".
Автор: Сотникова Элеонора Сергеевна Должность: учитель биологии, руководитель мо классных руководителей Учебное заведение: МОУ СОШ №2 Населённый пункт: ст. Григорополисская, Ставропольский край Наименование материала: Мастер-класс Тема: "Активизация мышления учащихся через различные приемы создания проблемной ситуации". Раздел: полное образование
Идея моего класса:
заключается в том, что правильно организованная проблемно-поисковая деятельность на
уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию творчества и инициативы,
постижению истин природы
Тема: «Активизация мышления учащихся через различные приемы создания проблемной
ситуации».
Цель класса: Выбор приемов создания проблемной ситуации на конкретном уроке.
Меня зовут Cотникова Э. С. Учась в школе, я мечтала стать философом. Философский
факультет МГУ манил. «Заниматься поиском ответов на главные вопросы своего бытия,
изучать, осознавать, понимать мир как целое – вот цель философии, а значит и моя в
жизни»,- думала я. Но судьба, как часто бывает, поступила иначе. Мир в целом я изучаю
со своими учениками с особенной стороны – естественнонаучной. Я - учитель!
Я часто в своей работе обращаюсь к народным истокам мудрости к пословицам и
поговоркам. Они, по-моему, оказываются в любое историческое время важными и
необходимыми в осмыслении нашей жизни. Вот ,например, русские пословицы: «Век
живи — век трудись, а трудясь — век учись» Или «Не стыдно не знать — стыдно не
учиться» А скажите, пожалуйста, что нам, учителям, надо сделать, чтобы дети
почувствовали необходимость знаний, как возбудить интерес к знаниям?
- Мотивировать, удивить, заинтересовать (зал)
- Да, вы правы.
- Как гласит осетинская пословица « Вбитое в голову знание – не мудрость» Тогда
скажите, пожалуйста, как сделать знания ребят прочными, усвоенными, осознанными?
- Необходима самостоятельная работа ученика.
- Вы правы. Только проведя опыт, эксперимент, исследование, сделав выводы, у человека
появляется осознание накопления личного опыта в данной изучаемой области, считаю не
менее важным еще и воспитание активности как одной из положительных черт характера.
Мудрецы прошлых эпох успели высказаться тоже в пользу этого пути. «
Пока в воду не
попадешь, плавать не научишься. (арм. поговорка)
На своем мастер-классе я предлагаю вам окунуться в поиск ответов на вопросы нашего
бытия. Для этого мне нужна помощь моих коллег. Я приглашаю занять места за партами.
Я достаточно пышных форм женщина, и ко мне подходят мои ученицы, склонные к
полноте, и спрашивают: « А почему мы такие? И что делать нам с этим?...» Согласитесь,
что вопрос не из легких. А в действительности начало ответа на вопрос может положить
биохимия.
На нашем совместном занятии, я вам предлагаю прожить один день своей жизни. Без чего
не может состояться ни один день, без чего мы не почувствуем себя комфортно?
-Без пищи.
-Я предлагаю моим помощникам составить меню дня.
Блюдо
Супы
Борщ из свежей капусты (на 500 г.)
Картофельный суп
Суп с макаронами
Суп гороховый
Лапша домашняя
Мясные блюда
Гуляш говяжий
Гуляш свиной
Плов говяжий
Мясо тушеное
Шницель
Рыбные блюда
Биточки рыбные
Отварная рыба (судак, щука)
Рыба тушеная с овощами
Салаты
Винегрет
Салат из капусты
Салат из свеклы
Салат из огурцов
Салат из помидоров
Каши
Каша гречневая
Каша пшеничная
Овощные блюда
Картофель отварной с маслом
Картофель отварной со сметаной
Икра кабачковая
Пюре картофельное с маслом
Мучные блюда
Блины с маслом
Блины с творогом
Пирожки с картофелем
Пирожки с творогом
Бутерброд с колбасой и сыром
Макароны
Блюда из яиц
Омлет
Яйца вареные (2 шт.)
Яйца жареные (2 шт.)
Напитки
Кофе растворимый без сахара
Кофе с молоком и сахаром
Чай без сахара
Чай с сахаром
Чай с лимоном и сахаром
Мы с вами только у порога создания проблемной ситуации. Сейчас мне важно «втянуть»
в работу всех участников, с разными интересами и способностями к учению. Но я хочу
сейчас преднамеренно подводить участников к видению проблемы и формулировке
проблемного вопроса. Составлением меню я вас активизирую к познавательной
деятельности, к тому, чтобы вы откликались на мои действия, вопросы в дальнейшем. Это
и есть индуктор. Индуктором может быть абсолютно все: и предметы, и действия. Для
детей я показываю отрывок из мультфильма «Попугай Кеша» о котах, которые жили в
разных условиях: один на Гаити, другой в России. И задаю вопрос:
-Почему художник изобразил их такими полными? Что он этим хотел сказать? Ответьте и
вы на него, пожалуйста!
- Они жили в разных условиях, но переедали (2)
- Скорее всего питались разной пищей, но эффект от пищи одинаков, оба были не
здоровы(2)
- Почему?
-Не знают, как правильно питаться.
Вы видите, что один из котов ест сосиски. Из тех продуктов, которые вы включаете в
рацион, многие ли куплены в магазинах?
- Да
-На что вы обращаете внимание в первую очередь при покупке товара.
- На срок годности и каким предприятием выпущен.
Обращаюсь к помощникам:
-Давайте внимательно присмотримся к тексту этикетки. Какая еще важная для нас
информация есть на ней.
-Дана калорийность продукта с указанием масс белков, жиров и углеводов в 100 г
продукта.
---Чем являются для нас белки, жиры, углеводы.
---Это основа нашей пищи….и т.д.
А теперь, давайте вернемся к меню, составленному моими помощниками. Как мы
выяснили, главным источником нашей жизненной энергии являются белки, жиры,
углеводы. Я вам предлагаю готовую таблицу калорийности продуктов. Выясните, сколько
вместе с пищей в день вы употребляете белков, жиров, углеводов в совокупности
Таблица калорийности некоторых готовых блюд (на 100 г блюда)
Блюдо (Килокалорий на 100 г)
Супы
Борщ из свежей капусты
116
Картофельный суп
233
Суп с макаронами
247
Суп гороховый 242
Лапша домашняя
431
Мясные блюда
Гуляш говяжий 180
Гуляш свиной 355
Плов говяжий 359
Мясо тушеное 175
Шницель
168
Рыбные блюда
Биточки рыбные
133
Отварная рыба (судак, щука)
70
Рыба тушеная с овощами
220
Салаты
Винегрет
128
Салат из капусты
83
Салат из свеклы
67
Салат из огурцов
76
Салат из помидоров
108
Каши
Каша гречневая
197
Каша пшеничная
167
Овощные блюда
Картофель отварной с маслом
126
Картофель отварной со сметаной
117
Икра кабачковая
90
Пюре картофельное с маслом 141
Мучные блюда
Блины с маслом
235
Блины с творогом
195
Пирожки с картофелем
221
Пирожки с творогом
235
Бутерброд с колбасой и сыром
347
Макароны
153
Блюда из яиц
Омлет 250
Яйца вареные (2 шт.)
126
Яйца жареные (2 шт.)
201
Напитки
Кофе растворимый без сахара
2
Кофе с молоком и сахаром
77
Чай без сахара 2
Чай с сахаром 29
Чай с лимоном и сахаром
30
В последнее время в печати появляются сенсационные выступления, связанные с
гигиеной питанием.
Главный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко привел данные исследований, отражающие
состояние питания свыше 120 миллионов россиян. Он отметил в питании наших
сограждан избыток жиров, высокое содержание простых сахаров и недостающих
витаминов… при этом отметив: «Нация полнеет».
«Большенство россиян питаются неправильно, недоедают мяса, недопивают молока», -
сетуют в Госдуме.
«Анализ структуры питания россиян выявил отчетливую тенденцию снижения
среднедушевого потребления белка». Из заявления Интерфакса.
-Что вы можете сказать по поводу таких заявлений.
- Наверное существует проблема, связанная с правильным питанием.
Давайте заслушаем наших участников. Сколько же в калориях энергии они получают в
день.
Учеными было доказано, что примерно в день люди нашего труда должны употреблять :
женщины -2000-2400, мужчины-до 3400ккал.
(Обсуждение)
Рационом питания, калорийностью продуктов, высказываниями из прессы я ввела вас в
теоретическое понятие правильного и неправильного питания. А составленный вами
рацион и просмотренный мультфильм дал возможность сформулировать и высказать
гипотезу о том, что мы не все знаем о правильном питании. Гипотеза и будет
определяющей в ходе нашего дальнейшего исследования.
Тема «Мое питание»
Проблема:
Я не все знаю о правильно питании
Гипотезы:
1) Что съел не знаю. Неправильно питаются и богатые, и бедные …
2) Люди питаются неправильно из-за низкого уровня знаний о здоровом рационе, а не из-
за недостатка средств
«Я очень люблю макароны. Я их ем круглосуточно! Я не переедаю. В день получаю не
менее 2000ккал. Но полнею, и меня очень мучают сонливость, слабость. Почему?
Для детей я сообщила парадоксальный факт. На определенном этапе ученик встречается
с разрывом, несоответствием старых и новых знаний.
Ситуация «разрыва» - внутреннее осознание участником исследования неполноты или
несоответствия своего старого знания новому.
-Как разрешить эту ситуацию? (залу)
-Обратиться к интернету
- Пригласить на встречу врача и спросить
-Поставить опыт на себе
-Провести биохимическое исследование и сделать собственные выводы.
Обратите внимание, что последним этапом любого исследования является презентация
результатов своего труда, своего исследования.
И здесь мы приходим к разделению обязанностей в группах. Это делается для того, чтобы
мы смогли по разному взглянуть на проблему, но в едином поиске прийти к общему
решению.
1.
группа: теоретики
2.
экспериментаторы
3. группа дизайнеры
4. группа методисты
Каждая группа получает свои вопросы. Безусловно ясно, что на любой эксперимент,
любое исследование необходимо время, поэтому группе экспериментаторов будет дан
готовый ответ, как и группе дизайнеров. Они просто должны это сейчас представить в
виде презентации.
1 группа:
«Гигиена питания очень древняя наука. Выдающиеся врачи древности предавали ей
большое значение. В своих сочинениях древнегреческий врач Гиппократ пишет о том, что
надо знать все пищевые вещества и напитки, употребляемые человеком, равно и свойства
их. Науку о питании должны постигать не только ученые– специалисты, реализовывать на
практике не только врачи-диетологи. Она должна быть в каждом доме, в каждой семье, ей
должны следовать все, кому дорого здоровье свое и своих близких. Знания о законах
питания, об основных процессах протекающих в организме необходимо приобрести как
можно раньше.
Пища – это энергия для нашего тела, а правильное питание – источник здоровья, силы,
бодрости, красоты и долголетия. Вместе с пищей в наш организм поступает вода, белки,
жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Углеводы – главный источник энергии для организма. Поэтому и потребность в них
приблизительно в четыре раза больше. Но необходимо рассмотреть вопрос: какие именно
углеводы нам необходимы?!
В пищевых продуктах (хлебобулочных изделиях, пицце, пирожках, хот-догах и др.)
углеводы находятся в виде сложных химических соединений – сахаров: полисахаридов -
крахмала и дисахаридов - сахарозы. Эти углеводы относят к быстрым и неслучайно! Их
превращение в более простые вещества начинается уже в ротовой полости под
воздействием слюны. Но из-за большого их присутствия в данных продуктах, они не
успевают все расщепиться в ротовой полости. Попав далее в желудок, эти углеводы
только набухают, увеличиваясь в объеме в два раза. Создавая эффект тяжести,
газообразование и гнилостную флору. Вывод: организм получил и лишнюю массу
углеводов и лишнюю энергию, которая организмом не расходуется.
Жиры – вещества животного или растительного происхождения, жирно на ощупь, не
растворяется в воде, благодаря своей низкой плотности плавает на ее поверхности и легче
воды.
Если это твердое вещество, то оно называется жиром, если жидкость – маслом.
Молекулы жиров и масел представляют собой сложные эфиры глицерина и жирных
кислот.
Важное химическое свойство всех жиров – гидролиз (реакция с водой). Под действием
ферментов и щелочной среды жиры расщепляются на глицерин и жирные кислоты, из
которых образуется жир свойственный нашему организму.
Зачем нужны жиры? Без него наш организм не может нормально функционировать ведь в
нем содержатся такие биологически активные вещества как стерины (холестерин),
витамины А, Д, Е, фосфатиды. Жиры нужны для правильного обмена веществ.
Недостаток жиров может вызвать сбой обмена веществ, в том числе холестерина,
ощущение усталости и в снижении сопротивляемости инфекциям. Установлено, если мы
продолжительное время будем есть жира больше положенной нормы, его избыток
станет накапливаться в депо – жировой ткани. В результате разовьется ожирение.
Но если в организм будет поступать переизбыток углеводов, то жиры вовсе не будут
использоваться, а так же будут откладываться в жировые депо, так же создавая
лишний вес.
Белки – основа жизни. ( содержатся в мясе, яйцах, рыбе) Белки имеют сложную
химическую структуру. Важное химическое свойство белков, такое же, как и у жиров –
гидролиз (реакция с водой). В желудке под действием ферментов и соляной кислоты белки
распадаются на аминокислоты, которые участвуют в строительстве собственных белковых
молекул. Которые используются для роста, дыхания, поддержания иммунитета и др.
Овощи и фрукты в своем составе содержат углеводы в форме клетчатки. (целлюлозы).
Это волокнистое вещество нерастворимое в воде.
У целлюлозы есть один недостаток – она непитательна. Конечно, мы ее едим, потому что
она содержится в растениях. Но она не переваривается желудочно-кишечным трактом. Так
как нет ферментов, которые расщепляют ее. А зачем тогда она нам нужна? Оказывается
она необходима! Одно из самых замечательных свойств пищевых волокон – их
способность удерживать воду, например, сырые морковь, яблоко, капуста в желудке и
кишечнике разбухают вдвое и создают иллюзию сытости. Еще один плюс пищевых
волокон – они поглощают холестерин и желчные кислоты, что тормозит
камнеобразование. Поэтому ешьте больше капусты, моркови, свеклы постарайтесь есть
яблоки, смородину, малину. Из крупяных: пшено, перловка, овес, и из бобовых – горох,
фасоль, а так же дары леса – грибы, орехи. И так, самые полезные углеводы те, которые
содержатся в овощах, крупах и фруктах. Дело в том, что углеводы там находятся вместе с
жизненно необходимыми организму веществами (пектины, органические кислоты,
витамины и минеральные соли). А вот от быстрого всасывания и усвоения их
предохраняют пищевые волокна, способствующие нормальной работе желудка и
кишечника и выводящие вредные вещества»
И так, наш ответ на вопрос «выделен жирным шрифтом
2 группа
О том, что пища должна быть разнообразной, сегодня, пожалуй, знают все. Но вот для
чего нужно разнообразие.
---Разнообразной считают ту пищу, которая позволяет обеспечить организм всеми
необходимыми пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами.
----Как этого можно добиться?
Соотношение между углеводами, белками, жирами в суточном рационе:
54%-56% - углеводы
33% - жиры
11%-13% - белки
Или 4:1:1, только тогда вы не будете полнеть, исчезнет сонливость и появится активность.
ДЕЛАЕМ АНАЛИЗ СВОЕГО МЕНЮ!!!!!
Предлагают примерное меню:
Перед завтраком.
Скан свежего сока или его можно заменить любым фруктом (40 ккал)
Завтрак.
Овсяная каша с молоком и свежими фруктами. Яйцо или творог (510 ккал)
Обед.
Овощной салат, легкий суп и постное мясо. Мясо можно заменить рыбой или птицей (900ккал)
Полдник.
Свежие фрукты, орехи или семечки (350 ккал)
Ужин.
Салат из свежих овощей, постная птица или рыба. А перед сном свежий фрукт (200 ккал)
3 группа:
Размещает в газете:
1)
тест на здоровое питание .
2)
12 принципов здорового питания, разработанные ВОЗ.
3)
Пирамида счастья ВОЗ. Пирамида дает возможность разнообразить свой стол при
одновременном получении необходимых питательных веществ и нужного для
нормального, здорового веса количества калорий. Пирамида позволяет контролировать
потребление жира, в особенности насыщенного.
В пирамиде особо выделены пять главных групп продуктов, показанных в трех нижних ее
этажах. Продукты каждой группы содержат питательные вещества, необходимые вам для
сбалансированного питания. Поэтому продукты из одной категории не могут быть
заменены на другие (ни одна группа не важнее другой); здоровое питание подразумевает
потребление всех видов продуктов.
4)
Пословицы и поговорки
Какова еда и питье – таково и житье.
Ешь правильно – и лекарство ненадобно.
Через рот 100 болезней входит.
Самые точные часы – желудок.
Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.
Много есть, не велика честь.
Покуда ем так и глух и нем.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
После обеда полежи, а после ужина походи!
Лакомств 1000, а здоровье одно.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе – здоровье на 100 лет.
5)Красивое тело
4 группа: ……………………….
Пока группы готовятся, мы с вами проявим активность и отгадаем загадки:
-- Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка
лишняя. Сколько было палок и сколько было галок? ( Математика. Четные и нечетные
числа)
--- Союз, число, потом предлог —
Вот и вся шарада.
А чтоб ответ найти ты смог,
О реках вспомнить надо. ( География: реки России)
--- Отгадай загадку: у кого за носом пятка? ( Биология «Моллюски»)
Конечно, вы их можете использовать на уроках для мотивации своих учеников, как
индукторы.
Заслушиваем группы.
Заключение:
Не помню автора слов, но они мне запали в душу:
Если учитель слаб, если его собственные знания в педагогике, методике преподавания,
преподаваемом предмете отстают от развития соответствующих наук,
то его слабости
перейдут в будущее через его учеников.