Автор: Фишер Наталья Михайловна
Должность: студент(ка)
Учебное заведение: НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАФЕДРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Населённый пункт: города Новосибирска
Наименование материала: тезис
Тема: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ, СЦЕПЛЕННОЙ С ЛОМКОЙ ХРОМОСОМОЙ Х
Раздел: дополнительное образование
Н.М. Фишер
(студ. 2 курса, направление «Специальное (дефектологическое)
образование», профиль «Диагностика, консультирования и сопровождения
лиц с ограниченными возможностями здоровья», факультет психологии,
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,
Новосибирск)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТИ, СЦЕПЛЕННОЙ С ЛОМКОЙ ХРОМОСОМОЙ
Х
В
статье
представлены
результаты
изучения,
описания
и
сравнения
показателей
адаптивного
поведения,
характерных
для
детей
и
подростков
с FRAXA
–
синдром
умственной
отсталости,
сцепленной
с
ломкой
хромосомой
Х.
Полученные
данные
позволяют получить более объективную картину качества функционирования этой группы
лиц, определить перспективы и возможные пути их социальной интеграции на основе
разработки коррекционно-развивающих программ для каждого возрастного периода.
Ключевые
слова:
синдром
умственной
отсталости,
сцепленной
с
ломкой
хромосомой Х, FRAXA, FXS, социально-психологические особенности, шкала Вайнленд,
шкала оценки детского аутизма, расстройство аутистического спектра (РАС).
Синдром умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х,
(FRAXA) – это наследственное заболевание, характеризующееся нарушением
когнитивного
развития,
поведенческими,
эмоционально-личностными
и
коммуникативными
расстройствами.
Частота
встречаемости
синдрома
относительно
высока:
от
1:4000
до
1:2500,
при
этом
девочки
с
данным
з а б о л е в а н и е м
р о ж д а ю т с я
р е ж е ,
ч е м
м а л ьч и к и .
О с н о в н ы м
психопатологическим проявлением является умственная отсталость, которая,
как правило, оценивается как умеренная или выраженная [1;3]. При этом
некоторые
авторы
отмечают
и
более
высокий
коэффициент
интеллекта,
например IQ, равный 70 и выше, наблюдается у 15% мужчин и 70% женщин с
этим синдромом [3]. При умственной отсталости, как правило, выделяются
нарушения не только познавательной деятельности, но и личности в целом.
Обнаруживаются признаки недоразвития не только интеллекта, но и других
психологических функций, таки как восприятие, память, внимание, эмоции,
воля
и
другие
[1;2].
Помимо
нарушения
умственного
развития
могут
присутствовать синдром нарушения внимания с гиперреактивностью (СДВГ),
агрессивность,
судорожные
припадки,
высокий
уровень
тревожности
и
аутистические
проявления.
Нередки
шизофреноподобные
нарушения:
кататоподобные стереотипные вычурные позы, двигательные стереотипии
(похлопывания,
потряхивания
и
постукивания
руками,
повороты
вокруг
своей оси) [1].
В психометрическом тесте Векслера пациенты, страдающие FRAXA,
демонстрируют
снижения
показателей
невербального
интеллекта
[2]
по
сравнению
с
вербальными.
При
этом
у
них
наблюдаются
трудности
в
переработке
информации,
предъявляемой
в
последовательной
временной
форме, тогда как целостность восприятия остается относительно сохранным.
У
большинства
детей
наблюдаются
также
разнообразные
речевые
нарушения. Фразовая речь появляется с выраженной задержкой, обычно к
четырем годам, в 15% случаев её нет и у лиц старше 7 лет. Речь часто
сбивается, с бедным словарным запасом, выраженными персеверациями и
автоматическим повторением раннее услышанных слов. Также присутствует
особая форма речевой патологии, напоминающие заикания, - «клаттеринг-
синдром».
Он
характеризуется
неразборчивой,
поспешной
речью,
с
ее
прерывистостью
и
непреднамеренными
паузами,
ускоренный
темп
речи
сочетается с дизритмией, персеверациями, наблюдаются также паузы, не
определяемые смысловым содержанием, добавление звуков, слогов или слов,
а также их непостоянные пропуски и смешения.
Социальные
особенности
данной
группы
больных
чаще
всего
оцениваются с помощью шкалы адаптивного поведения Вайленд, которая
используется для широкого диапазона возрастов.
По данным исследования Dykens с соавторами, основные нарушения в
группе
больных
с
синдромом FRAXA
представлены
по
шкалам
«Коммуникация» и «Социализация». Несмотря на импульсивность, высокий
уровень тревожности, дефицит экспрессивной и письменной коммуникации,
показатели
по
шкале
«Повседневные
навыки»,
такие
как
умывание,
причесывание и др., а также домашние навыки (приготовление пищи, уборка)
могли
превышать
когнитивный
возраст
испытуемых
и
быть
лучше
развитыми, чем социальные навыки.
Выявлена
также
достоверная
положительная
связь
данных
шкалы
Вайнленд
и
значений IQ: увеличение значения коэффициента интеллекта
соответствовало увеличению количества баллов по шкале Вайнленд у всех
пациентов.
Значение
вербального
и
невербального
интеллекта
ниже
50
соответствовало значению баллов по шкале Вайнленд до 60.
Оценка
социальных
особенностей
больных
синдромом FRAXA
по
шкале ADI-R продемонстрировало, что для мальчиков с синдромом FRAXA
характерно относительно небольшое количество нарушений по параметрам
«социальная адаптация», в частности по шкале «социальная улыбка».
Социально-психологические
особенности
детей
и
подростков
с
синдромом
умственной
отсталости,
сцепленной
с
ломкой
хромосомой X,
продолжают
активно
исследоваться
с
помощью
различных
методик,
что
особенно важно для поиска характерных маркеров данного заболевания и
возникновения путей его лечения, а также для более успешной интеграции в
социум данной группы больных.
Библиографический список:
1.
Денисова, Л.В. Сцепленная с полом умственная отсталость с ломкой
хромосомой Х // автореф, дис.. канд. мед. наук. – 1984.
2.
Шевченко, Ю.С. Детская и подростковая психиатрия / Клинические
лекции для профессионалов. – 2011.
3.
Лорина, Л.В. Вопросы медицинской генетики / Учебное пособие для
с туд е н то в
л еч е б н о го
ф а кул ьт е т а
/ /
ГОУ
В П О
Ря з Г М У
Миндздравсоцразвития России. – Рязянь, - 2011