Напоминание

Духовно-нравственное развитие учащихся


Автор: Суворинова Валентина Викторовна
Должность: Преподователи
Учебное заведение: МБУ ДО КДШИ г. Мичуринска
Населённый пункт: Тамбовская обл. г. Мичуринск
Наименование материала: статья методическая
Тема: Духовно-нравственное развитие учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Суворинова Валентина Викторовна

Суворинов Юрий Николаевич

МБУ ДО «КДШИ» г.Мичуринска

преподаватели

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Культура восприятия художественного текста (музыкального, литера-

турного, живописного и пр.) свидетельствует о качестве решения одной из

основных задач цивилизованного общества – сохранении и преемственно-

сти этнокультурной традиции. Педагогический опыт ,научный и прикладной,

настаивает на том, что приобщение к художественным ценностям, чувство

сопричастности культурному опыту своего народа и государства являются

неотъемлемыми качествами образованного человека.

Для каждого народа одной из самых главных задач является сохране-

ние культурных традиций и передача и от старшего поколения к младшему.

Нельзя считать себя образованным человеком, не приобщившись к культу-

ре своего народа и государства, в котором ты живешь. К культурному насле-

дию любого народа относятся как искусство, музыка, так и религиозные тра-

диции.

Наиболее сложной для научного осмысления и для практики эстетиче-

ского воспитания является проблема восприятия религиозной культуры, не-

разрывно связанной с генезисом искусства, с духовно-нравственными ценно-

стями, рожденными религиозным мировосприятием.

Религия и искусство имеют общие истоки, корни. В истоках искусства

проявляется человеческая инициатива. В процессе развития трудовой дея-

тельности, человек создает орудия труда, познает окружающий мир, углубля-

ет общение с подобными себе, реализует свои возможности, развивается

эстетически . Большую роль в религиозном мироощущении играет музыка.

Она создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена

на авторских эмоциональных всплесках — на молитвенный лад настроиться

очень трудно, но если музыка находится в согласии со смыслом, она не отвле-

кает, а помогает сосредоточиться на молитве.

Великая русская культура, наследниками которой мы все являемся,

складывалась на протяжении многих веков. Огромную роль в развитии про-

свещенного общества оказывало Православие - традиционная религия рус-

ского народа. В свою очередь многие знаменитые русские композиторы со-

здали немало произведений на религиозную тему, среди которых следует на-

звать, прежде всего, Д. С. Бортнянского (1752- 1825), внесшего неоценимый

вклад в развитие русской духовной музыки. Среди композиторов, создавших

русскую православную музыкальную традицию, следует назвать: протоиерея

П е т р а

Ту рч а н и н о ва

(1 7 9 9 -1 8 7 0 ),

Г. Ф. Львовского

(1830-1894),

П.И. Чайковского (1840-1893), С.В. Рахманинова (1873-1943), А.Д. Касталь-

ского (1856-1926), А.А. Архангельского (1846-1941), А.Т. Гречанинова (1864-

1956), М.И. Ипполитова-Иванова (1859-1935), П.Г. Чеснокова (1877-1944) и

многих других.

Начало

XVIII

века

было

периодом

подражания,

когда

российские

композиторы осваивали западноевропейскую традицию, западную компози-

торскую школу. Появилась русская религиозная музыка, вобравшая в себя

энергию славянского мелоса. Композиторы стали сочинять свои произведе-

ния на основе русских народных песен. Поиск самобытности объясняет ин-

терес исследователей к древнерусской музыкальной культуре, возникший в

конце XIX века. Протоиерей В. Металлов стал первым исследователем в об-

ласти музыкальной палеографии, написавший работу о средневековой систе-

ме нотации. [1].

Одной из самых главных задач, для каждого народа, является сохране-

ние культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему.

Нельзя считать себя образованным человеком, не приобщившись к культуре

своего народа и государства, в котором ты живешь.

У любого народа к

культурному наследию относится как искусство, музыка так и религиозные

традиции.

В настоящее время уровень религиозной образованности в России у

большинства людей, которые называют себя православными на основе опре-

деленных патриотических чувств, несмотря на довольно высокий обществен-

ный статус, патриотически минимальный. Христианская культура сохраняет-

ся в сознании на уровне позабытых народных традиций, не всегда понятых

литературных текстов, и не осознанных стереотипов поведения.

Опыт показывает, беседа со старшеклассниками , о преобладании ду-

ховных ценностей над материальными получается всегда трудной. Чтобы

доказать, что достижения материальных благ и карьерная успешность не

самое главное в жизни человека. Стремление школьников к материальным

ценностям и карьере проистекают не только из телевидения и Интернета,

но прежде всего из атмосферы семейных предпочтений. Поэтому воспитать

законопослушного гражданина, с таким набором психологических устано-

вок, практически невозможно. Таким образом современному человеку, с та-

ким набором гуманных знаний , как можно объяснить красоту русской лето-

писной мудрости.

Для гражданского общества не может быть более животрепещущей за-

дачей, как уяснить для себя, и потом научить этому детей, сделать личность

свободной и одновременно ответственной перед богом и обществом. Это

главные проблемы современной жизни в России. В рамках современного за-

конодательства церковь предлагает решать эти вопросы совместно.

Русская национальная культура должна стать любима и близка нашим

детям и ее ценность стала внутренним содержанием их жизни.

Данные или факты, это познание не ведущее к истине. Воображению

принадлежит истина, где искусство, это символ и средство его воплощения,

стремление к полноте человеческой личности, которое религия не способна

совершить, минуя эстетику, так как красота не может быть постигнута умом.

Истина и красота, это взаимосвязанные понятия. Между двумя задачами ,

одна из которых связана с представлением ребенку достоверного знания об

окружающем мире, а другая с гармонизацией его внутреннего мира. [2].

Преподавание должно учитывать индивидуальные особенности уча-

щихся. Необходимо укреплять умственное и нравственное развитие, усовер-

шенствовать способности в учении, предоставить ученикам, как можно

больше свободы и самостоятельности, чтобы они привыкали наблюдать и

мыслить. Основы Православной Культуры и другие предметы духовно нрав-

ственной направленности уже более десяти лет преподаются в общеобразова-

тельных учреждениях России. Эти проблемы, как показало время, востребо-

ваны, с большим интересом изучаются учащимися школ, поддерживаются

большинством родителей. Подтверждением тому является увеличение числа

регионов, в которых проводится эта работа. Реальную возможность изменить

в лучшую сторону духовно нравственный климат в стране показывают ре-

зультаты преподавания.

Неведомые ранее измерения отечественной и зарубежной культуры

открывает духовно-нравственное воспитание. Глубина произведений, вну-

тренний мир их авторов становится более понятным учащимся.

В недавнем прошлом политика нашего государства вынуждена изы-

мать религиозные элементы из произведений наших классиков. Но многие

наши и западные великие композиторы писали богослужебную, духовную

музыку, через которую пытались понять и помочь слушателям осмыслить

главные вопросы бытия. Понимая смысл музыкальных произведений, к ду-

ховному опыту приобщаются и наши школьники.

Изучая наше великое наследие и сложный исторический путь великой

страны, где благодаря трудам многих подвижников было создано уникальное

культурное наследие, помогающее ориентироваться в современной жизни.

В формировании личности человека играли и играют большую роль ре-

лигия и искусство, и это формирование должно начинаться в раннем воз-

расте, когда ребенок переступает порог школы. Уникальным творческим по-

тенциалом обладают младшие школьники, который особенно ярко и активно

проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления

жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными

психофизическими возможностями, которые необходимо использовать для

развития творческих способностей средствами искусства. Однако любая ода-

ренность иссякает, если у развития нет высокой цели; такой целью является

духовно-нравственное совершенствование.

Педагогический опыт показывает, что глубина осмысленности восприя-

тия музыкальной классики меняется, если у воспитанников музыкальной

школы появляются знания об Иоганне Себастьяне Бахе, Вольфганге Амадее

Моцарте, Людвиге Ван Бетховене, Михаиле Ивановиче Глинке, Петре Ильиче

Чайковском, Сергее Васильевиче Рахманинове - как о представителях христи-

анской цивилизации, о людях глубоко религиозных.

Массовое музыкальное образование нуждается сегодня в новых подхо-

дах, позволяющих обучать культуре восприятия художественного текста как

отражения ценностной картины мира автора и эпохи, представленной его

творчеством. Умение оценивать духовно-нравственный потенциал музыкаль-

ного произведения - это, пожалуй, самая важная компетенция, которой долж-

на располагать современная методика музыкального воспитания. Решение

обозначенной задачи несет в себе условие духовного оздоровления детей,

пришедших учиться музыке.[3].

Медушевский В.В. отмечает: «Искусство отражает дух жизни либо вы-

сокий, и окрыленный, либо низкий и пошлый. К высокому относится класси-

ка, понимаемая, как высоко нравственная музыка прошлых столетий, выдер-

жавшая испытания времени и отражавшая духовные идеалы». [4]

Алиев Ю.Б. подчеркивает: « С точки зрения психолого-педагогической,

восприятие можно определить как отражение и становление музыкального

образа в эстетическом сознании ребенка; процесс эмоционально-оценочного

переживания музыкального произведения, восприятие его нравственно-эсте-

тического содержания». [5]

Кабалевский Д.Б. пишет: «Основной целью современного музыкально-

го образования является формирование

художественной и музыкальной

культуры ребенка, как неотъемлемой части культуры духовной». [6]

В

современном

мире

сегодняшний

школьник

физически

опережает

своих предшественников, но отстает в духовно-нравственном плане, а новые

условия современной жизни не всегда способствуют духовному здоровью де-

тей. В массовом музыкальном образовании необходимы духовно - нравствен-

ные акценты.

Основная задача учителя музыки развивать не только интеллект, но и

душу, не сводя проблемы музыкального воспитания и образования к инфор-

мации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать.

Учителю необходимо ориентировать школьников в мире музыки, прививать

вкус и приобщать средствами искусства к высшим духовным ценностям, ча-

стое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая

путь к любви, состраданию, милосердию... Научить познавать окружающий

Мир средствами искусства, формировать у учеников нравственные ориенти-

ры, и общаясь с искусством музыки, понять свое место в мире. Высокое ис-

кусство несет духовно нравственные понятия, которые должны стать личны-

ми для каждого школьника. Погружаясь в трудности реальной жизни, дети

должны применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации.

Некоторый оптимизм в области культуры восприятия музыки как но-

сительницы духовных религиозных смыслов внушает современная практика

сотрудничества музыкальных школ с церковными приходами. Не является

исключением и Кочетовская школа искусств, которая постоянно осваивает

традиции церковной музыки, как и вообще церковные традиции, участвуя в

концертах, приуроченных к великим христианским праздникам - Рождество

Христово, Пасха. Новые знания о вечных ценностях дают новое видение на

место человека в истории духовного бытия человечества.

Список литературы и источников:

1.

Прот. Василий Металлов. Очерк истории православного церковного пения в

России. - Репринт. Изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

2.

М.Хайдеггер. Учение Платона об истине //Историко-философский ежеднев-

ник // М. наука, 1986г.

3.

Православная

культура:

Концепции,

учебные

программы,

библиография

/Сост. Д.Е. Самогаев / Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. -

М.: Издательский дом «Покров», 2003. - 304 с.

4.

В.В. Медушевский . Основы духовно-нравственного воспитания в общеоб-

разовательной школе. М. Московская консерватория 2001.- 65с.

5.

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыки /Ю.Б.Алиев Гу-

манит. изд. Центр 2000.- 336.

6.

Д.Б.Кабалевский.

О

музыке

и

музыкальном

воспитании.

Книга

для

учителя ./сост. И.В.Пигарева/ М. Просвещение 2004.-160с.



В раздел образования