Автор: Суворинова Валентина Викторовна
Должность: Преподователи
Учебное заведение: МБУ ДО КДШИ г. Мичуринска
Населённый пункт: Тамбовская обл. г. Мичуринск
Наименование материала: статья методическая
Тема: Духовно-нравственное развитие учащихся
Раздел: дополнительное образование
Суворинова Валентина Викторовна
Суворинов Юрий Николаевич
МБУ ДО «КДШИ» г.Мичуринска
преподаватели
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Культура восприятия художественного текста (музыкального, литера-
турного, живописного и пр.) свидетельствует о качестве решения одной из
основных задач цивилизованного общества – сохранении и преемственно-
сти этнокультурной традиции. Педагогический опыт ,научный и прикладной,
настаивает на том, что приобщение к художественным ценностям, чувство
сопричастности культурному опыту своего народа и государства являются
неотъемлемыми качествами образованного человека.
Для каждого народа одной из самых главных задач является сохране-
ние культурных традиций и передача и от старшего поколения к младшему.
Нельзя считать себя образованным человеком, не приобщившись к культу-
ре своего народа и государства, в котором ты живешь. К культурному насле-
дию любого народа относятся как искусство, музыка, так и религиозные тра-
диции.
Наиболее сложной для научного осмысления и для практики эстетиче-
ского воспитания является проблема восприятия религиозной культуры, не-
разрывно связанной с генезисом искусства, с духовно-нравственными ценно-
стями, рожденными религиозным мировосприятием.
Религия и искусство имеют общие истоки, корни. В истоках искусства
проявляется человеческая инициатива. В процессе развития трудовой дея-
тельности, человек создает орудия труда, познает окружающий мир, углубля-
ет общение с подобными себе, реализует свои возможности, развивается
эстетически . Большую роль в религиозном мироощущении играет музыка.
Она создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена
на авторских эмоциональных всплесках — на молитвенный лад настроиться
очень трудно, но если музыка находится в согласии со смыслом, она не отвле-
кает, а помогает сосредоточиться на молитве.
Великая русская культура, наследниками которой мы все являемся,
складывалась на протяжении многих веков. Огромную роль в развитии про-
свещенного общества оказывало Православие - традиционная религия рус-
ского народа. В свою очередь многие знаменитые русские композиторы со-
здали немало произведений на религиозную тему, среди которых следует на-
звать, прежде всего, Д. С. Бортнянского (1752- 1825), внесшего неоценимый
вклад в развитие русской духовной музыки. Среди композиторов, создавших
русскую православную музыкальную традицию, следует назвать: протоиерея
П е т р а
Ту рч а н и н о ва
(1 7 9 9 -1 8 7 0 ),
Г. Ф. Львовского
(1830-1894),
П.И. Чайковского (1840-1893), С.В. Рахманинова (1873-1943), А.Д. Касталь-
ского (1856-1926), А.А. Архангельского (1846-1941), А.Т. Гречанинова (1864-
1956), М.И. Ипполитова-Иванова (1859-1935), П.Г. Чеснокова (1877-1944) и
многих других.
Начало
XVIII
века
было
периодом
подражания,
когда
российские
композиторы осваивали западноевропейскую традицию, западную компози-
торскую школу. Появилась русская религиозная музыка, вобравшая в себя
энергию славянского мелоса. Композиторы стали сочинять свои произведе-
ния на основе русских народных песен. Поиск самобытности объясняет ин-
терес исследователей к древнерусской музыкальной культуре, возникший в
конце XIX века. Протоиерей В. Металлов стал первым исследователем в об-
ласти музыкальной палеографии, написавший работу о средневековой систе-
ме нотации. [1].
Одной из самых главных задач, для каждого народа, является сохране-
ние культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему.
Нельзя считать себя образованным человеком, не приобщившись к культуре
своего народа и государства, в котором ты живешь.
У любого народа к
культурному наследию относится как искусство, музыка так и религиозные
традиции.
В настоящее время уровень религиозной образованности в России у
большинства людей, которые называют себя православными на основе опре-
деленных патриотических чувств, несмотря на довольно высокий обществен-
ный статус, патриотически минимальный. Христианская культура сохраняет-
ся в сознании на уровне позабытых народных традиций, не всегда понятых
литературных текстов, и не осознанных стереотипов поведения.
Опыт показывает, беседа со старшеклассниками , о преобладании ду-
ховных ценностей над материальными получается всегда трудной. Чтобы
доказать, что достижения материальных благ и карьерная успешность не
самое главное в жизни человека. Стремление школьников к материальным
ценностям и карьере проистекают не только из телевидения и Интернета,
но прежде всего из атмосферы семейных предпочтений. Поэтому воспитать
законопослушного гражданина, с таким набором психологических устано-
вок, практически невозможно. Таким образом современному человеку, с та-
ким набором гуманных знаний , как можно объяснить красоту русской лето-
писной мудрости.
Для гражданского общества не может быть более животрепещущей за-
дачей, как уяснить для себя, и потом научить этому детей, сделать личность
свободной и одновременно ответственной перед богом и обществом. Это
главные проблемы современной жизни в России. В рамках современного за-
конодательства церковь предлагает решать эти вопросы совместно.
Русская национальная культура должна стать любима и близка нашим
детям и ее ценность стала внутренним содержанием их жизни.
Данные или факты, это познание не ведущее к истине. Воображению
принадлежит истина, где искусство, это символ и средство его воплощения,
стремление к полноте человеческой личности, которое религия не способна
совершить, минуя эстетику, так как красота не может быть постигнута умом.
Истина и красота, это взаимосвязанные понятия. Между двумя задачами ,
одна из которых связана с представлением ребенку достоверного знания об
окружающем мире, а другая с гармонизацией его внутреннего мира. [2].
Преподавание должно учитывать индивидуальные особенности уча-
щихся. Необходимо укреплять умственное и нравственное развитие, усовер-
шенствовать способности в учении, предоставить ученикам, как можно
больше свободы и самостоятельности, чтобы они привыкали наблюдать и
мыслить. Основы Православной Культуры и другие предметы духовно нрав-
ственной направленности уже более десяти лет преподаются в общеобразова-
тельных учреждениях России. Эти проблемы, как показало время, востребо-
ваны, с большим интересом изучаются учащимися школ, поддерживаются
большинством родителей. Подтверждением тому является увеличение числа
регионов, в которых проводится эта работа. Реальную возможность изменить
в лучшую сторону духовно нравственный климат в стране показывают ре-
зультаты преподавания.
Неведомые ранее измерения отечественной и зарубежной культуры
открывает духовно-нравственное воспитание. Глубина произведений, вну-
тренний мир их авторов становится более понятным учащимся.
В недавнем прошлом политика нашего государства вынуждена изы-
мать религиозные элементы из произведений наших классиков. Но многие
наши и западные великие композиторы писали богослужебную, духовную
музыку, через которую пытались понять и помочь слушателям осмыслить
главные вопросы бытия. Понимая смысл музыкальных произведений, к ду-
ховному опыту приобщаются и наши школьники.
Изучая наше великое наследие и сложный исторический путь великой
страны, где благодаря трудам многих подвижников было создано уникальное
культурное наследие, помогающее ориентироваться в современной жизни.
В формировании личности человека играли и играют большую роль ре-
лигия и искусство, и это формирование должно начинаться в раннем воз-
расте, когда ребенок переступает порог школы. Уникальным творческим по-
тенциалом обладают младшие школьники, который особенно ярко и активно
проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления
жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными
психофизическими возможностями, которые необходимо использовать для
развития творческих способностей средствами искусства. Однако любая ода-
ренность иссякает, если у развития нет высокой цели; такой целью является
духовно-нравственное совершенствование.
Педагогический опыт показывает, что глубина осмысленности восприя-
тия музыкальной классики меняется, если у воспитанников музыкальной
школы появляются знания об Иоганне Себастьяне Бахе, Вольфганге Амадее
Моцарте, Людвиге Ван Бетховене, Михаиле Ивановиче Глинке, Петре Ильиче
Чайковском, Сергее Васильевиче Рахманинове - как о представителях христи-
анской цивилизации, о людях глубоко религиозных.
Массовое музыкальное образование нуждается сегодня в новых подхо-
дах, позволяющих обучать культуре восприятия художественного текста как
отражения ценностной картины мира автора и эпохи, представленной его
творчеством. Умение оценивать духовно-нравственный потенциал музыкаль-
ного произведения - это, пожалуй, самая важная компетенция, которой долж-
на располагать современная методика музыкального воспитания. Решение
обозначенной задачи несет в себе условие духовного оздоровления детей,
пришедших учиться музыке.[3].
Медушевский В.В. отмечает: «Искусство отражает дух жизни либо вы-
сокий, и окрыленный, либо низкий и пошлый. К высокому относится класси-
ка, понимаемая, как высоко нравственная музыка прошлых столетий, выдер-
жавшая испытания времени и отражавшая духовные идеалы». [4]
Алиев Ю.Б. подчеркивает: « С точки зрения психолого-педагогической,
восприятие можно определить как отражение и становление музыкального
образа в эстетическом сознании ребенка; процесс эмоционально-оценочного
переживания музыкального произведения, восприятие его нравственно-эсте-
тического содержания». [5]
Кабалевский Д.Б. пишет: «Основной целью современного музыкально-
го образования является формирование
художественной и музыкальной
культуры ребенка, как неотъемлемой части культуры духовной». [6]
В
современном
мире
сегодняшний
школьник
физически
опережает
своих предшественников, но отстает в духовно-нравственном плане, а новые
условия современной жизни не всегда способствуют духовному здоровью де-
тей. В массовом музыкальном образовании необходимы духовно - нравствен-
ные акценты.
Основная задача учителя музыки развивать не только интеллект, но и
душу, не сводя проблемы музыкального воспитания и образования к инфор-
мации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать.
Учителю необходимо ориентировать школьников в мире музыки, прививать
вкус и приобщать средствами искусства к высшим духовным ценностям, ча-
стое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая
путь к любви, состраданию, милосердию... Научить познавать окружающий
Мир средствами искусства, формировать у учеников нравственные ориенти-
ры, и общаясь с искусством музыки, понять свое место в мире. Высокое ис-
кусство несет духовно нравственные понятия, которые должны стать личны-
ми для каждого школьника. Погружаясь в трудности реальной жизни, дети
должны применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации.
Некоторый оптимизм в области культуры восприятия музыки как но-
сительницы духовных религиозных смыслов внушает современная практика
сотрудничества музыкальных школ с церковными приходами. Не является
исключением и Кочетовская школа искусств, которая постоянно осваивает
традиции церковной музыки, как и вообще церковные традиции, участвуя в
концертах, приуроченных к великим христианским праздникам - Рождество
Христово, Пасха. Новые знания о вечных ценностях дают новое видение на
место человека в истории духовного бытия человечества.
Список литературы и источников:
1.
Прот. Василий Металлов. Очерк истории православного церковного пения в
России. - Репринт. Изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
2.
М.Хайдеггер. Учение Платона об истине //Историко-философский ежеднев-
ник // М. наука, 1986г.
3.
Православная
культура:
Концепции,
учебные
программы,
библиография
/Сост. Д.Е. Самогаев / Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. -
М.: Издательский дом «Покров», 2003. - 304 с.
4.
В.В. Медушевский . Основы духовно-нравственного воспитания в общеоб-
разовательной школе. М. Московская консерватория 2001.- 65с.
5.
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыки /Ю.Б.Алиев Гу-
манит. изд. Центр 2000.- 336.
6.
Д.Б.Кабалевский.
О
музыке
и
музыкальном
воспитании.
Книга
для
учителя ./сост. И.В.Пигарева/ М. Просвещение 2004.-160с.