Автор: Суворинов Юрий Николаевич
Должность: Преподователи
Учебное заведение: МБУ ДО КДШИ г. Мичуринска
Населённый пункт: Тамбовская обл. г. Мичуринск
Наименование материала: методика
Тема: Духовно-нравственное развитие учащихся
Раздел: дополнительное образование
Суворинова Валентина Викторовна
Суворинов Юрий Николаевич
МБУ ДО «КДШИ» г.Мичуринска
преподаватели
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ воспитание УЧАЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Культура восприятия художественного текста (музыкального, литературного, живописного и пр.)
свидетельствует о качестве решения одной из основных задач цивилизованного общества –
сохранении и преемственности этнокультурной традиции. Педагогический опыт ,научный и
прикладной, настаивает на том, что приобщение к художественным ценностям, чувство
сопричастности культурному опыту своего народа и государства являются неотъемлемыми
качествами образованного человека.
Для каждого народа одной из самых главных задач является сохранение культурных традиций и
передача и от старшего поколения к младшему. Нельзя считать себя образованным человеком,
не приобщившись к культуре своего народа и государства, в котором ты живешь. К культурному
наследию любого народа относятся как искусство, музыка, так и религиозные традиции.
Наиболее сложной для научного осмысления и для практики эстетического воспитания является
проблема восприятия религиозной культуры, неразрывно связанной с генезисом искусства, с
духовно-нравственными ценностями, рожденными религиозным мировосприятием.
Религия и искусство имеют общие истоки, корни. В истоках искусства проявляется человеческая
инициатива. В процессе развития трудовой деятельности, человек создает орудия труда, познает
окружающий мир, углубляет общение с подобными себе, реализует свои возможности,
развивается эстетически . Большую роль в религиозном мироощущении играет музыка. Она
создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена на авторских
эмоциональных всплесках — на молитвенный лад настроиться очень трудно, но если музыка
находится в согласии со смыслом, она не отвлекает, а помогает сосредоточиться на молитве.
Великая русская культура, наследниками которой мы все являемся, складывалась на протяжении
многих веков. Огромную роль в развитии просвещенного общества оказывало Православие -
традиционная религия русского народа. В свою очередь многие знаменитые русские композиторы
создали немало произведений на религиозную тему, среди которых следует назвать, прежде
всего, Д. С. Бортнянского (1752- 1825), внесшего неоценимый вклад в развитие русской духовной
музыки. Среди композиторов, создавших русскую православную музыкальную традицию, следует
назвать: протоиерея Петра Турчанинова (1799-1870), Г.Ф. Львовского (1830-1894), П.И. Чайковского
(1840-1893), С.В. Рахманинова (1873-1943), А.Д. Кастальского (1856-1926), А.А. Архангельского
(1846-1941), А.Т. Гречанинова (1864-1956), М.И. Ипполитова-Иванова (1859-1935), П.Г. Чеснокова
(1877-1944) и многих других.
Начало XVIII века было периодом подражания, когда российские композиторы осваивали
западноевропейскую традицию, западную композиторскую школу. Появилась русская
религиозная музыка, вобравшая в себя энергию славянского мелоса. Композиторы стали сочинять
свои произведения на основе русских народных песен. Поиск самобытности объясняет интерес
исследователей к древнерусской музыкальной культуре, возникший в конце XIX века. Протоиерей
В. Металлов стал первым исследователем в области музыкальной палеографии, написавший
работу о средневековой системе нотации. [1].
Одной из самых главных задач, для каждого народа, является сохранение культурных традиций и
передача их от старшего поколения к младшему. Нельзя считать себя образованным человеком,
не приобщившись к культуре своего народа и государства, в котором ты живешь. У любого народа
к культурному наследию относится как искусство, музыка так и религиозные традиции.
В настоящее время уровень религиозной образованности в России у большинства людей, которые
называют себя православными на основе определенных патриотических чувств, несмотря на
довольно высокий общественный статус, патриотически минимальный. Христианская культура
сохраняется в сознании на уровне позабытых народных традиций, не всегда понятых
литературных текстов, и не осознанных стереотипов поведения.
Опыт показывает, беседа со старшеклассниками , о преобладании духовных ценностей над
материальными получается всегда трудной. Чтобы доказать, что достижения материальных благ
и карьерная успешность не самое главное в жизни человека. Стремление школьников к
материальным ценностям и карьере проистекают не только из телевидения и Интернета, но
прежде всего из атмосферы семейных предпочтений. Поэтому воспитать законопослушного
гражданина, с таким набором психологических установок, практически невозможно. Таким
образом современному человеку, с таким набором гуманных знаний , как можно объяснить
красоту русской летописной мудрости.
Для гражданского общества не может быть более животрепещущей задачей, как уяснить для
себя, и потом научить этому детей, сделать личность свободной и одновременно ответственной
перед богом и обществом. Это главные проблемы современной жизни в России. В рамках
современного законодательства церковь предлагает решать эти вопросы совместно.
Русская национальная культура должна стать любима и близка нашим детям и ее ценность стала
внутренним содержанием их жизни.
Данные или факты, это познание не ведущее к истине. Воображению принадлежит истина, где
искусство, это символ и средство его воплощения, стремление к полноте человеческой личности,
которое религия не способна совершить, минуя эстетику, так как красота не может быть
постигнута умом. Истина и красота, это взаимосвязанные понятия. Между двумя задачами , одна
из которых связана с представлением ребенку достоверного знания об окружающем мире, а
другая с гармонизацией его внутреннего мира. [2].
Преподавание должно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Необходимо
укреплять умственное и нравственное развитие, усовершенствовать способности в учении,
предоставить ученикам, как можно больше свободы и самостоятельности, чтобы они привыкали
наблюдать и мыслить. Основы Православной Культуры и другие предметы духовно нравственной
направленности уже более десяти лет преподаются в общеобразовательных учреждениях России.
Эти проблемы, как показало время, востребованы, с большим интересом изучаются учащимися
школ, поддерживаются большинством родителей. Подтверждением тому является увеличение
числа регионов, в которых проводится эта работа. Реальную возможность изменить в лучшую
сторону духовно нравственный климат в стране показывают результаты преподавания.
Неведомые ранее измерения отечественной и зарубежной культуры открывает духовно-
нравственное воспитание. Глубина произведений, внутренний мир их авторов становится более
понятным учащимся.
В недавнем прошлом политика нашего государства вынуждена изымать религиозные элементы
из произведений наших классиков. Но многие наши и западные великие композиторы писали
богослужебную, духовную музыку, через которую пытались понять и помочь слушателям
осмыслить главные вопросы бытия. Понимая смысл музыкальных произведений, к духовному
опыту приобщаются и наши школьники.
Изучая наше великое наследие и сложный исторический путь великой страны, где благодаря
трудам многих подвижников было создано уникальное культурное наследие, помогающее
ориентироваться в современной жизни.
В формировании личности человека играли и играют большую роль религия и искусство, и
это формирование должно начинаться в раннем возрасте, когда ребенок переступает порог
школы. Уникальным творческим потенциалом обладают младшие школьники, который особенно
ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и
искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими
возможностями, которые необходимо использовать для развития творческих способностей
средствами искусства. Однако любая одаренность иссякает, если у развития нет высокой цели;
такой целью является духовно-нравственное совершенствование.
Педагогический опыт показывает, что глубина осмысленности восприятия музыкальной классики
меняется, если у воспитанников музыкальной школы появляются знания об Иоганне Себастьяне
Бахе, Вольфганге Амадее Моцарте, Людвиге Ван Бетховене, Михаиле Ивановиче Глинке, Петре
Ильиче Чайковском, Сергее Васильевиче Рахманинове - как о представителях христианской
цивилизации, о людях глубоко религиозных.
Массовое музыкальное образование нуждается сегодня в новых подходах, позволяющих обучать
культуре восприятия художественного текста как отражения ценностной картины мира автора и
эпохи, представленной его творчеством. Умение оценивать духовно-нравственный потенциал
музыкального произведения - это, пожалуй, самая важная компетенция, которой должна
располагать современная методика музыкального воспитания. Решение обозначенной задачи
несет в себе условие духовного оздоровления детей, пришедших учиться музыке.[3].
Медушевский В.В. отмечает: «Искусство отражает дух жизни либо высокий, и окрыленный, либо
низкий и пошлый. К высокому относится классика, понимаемая, как высоко нравственная
музыка прошлых столетий, выдержавшая испытания времени и отражавшая духовные идеалы».
[4]
Алиев Ю.Б. подчеркивает: « С точки зрения психолого-педагогической, восприятие можно
определить как отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребенка;
процесс эмоционально-оценочного переживания музыкального произведения, восприятие его
нравственно-эстетического содержания». [5]
Кабалевский Д.Б. пишет: «Основной целью современного музыкального образования является
формирование художественной и музыкальной культуры ребенка, как неотъемлемой части
культуры духовной». [6]
В современном мире сегодняшний школьник физически опережает своих предшественников, но
отстает в духовно-нравственном плане, а новые условия современной жизни не всегда
способствуют духовному здоровью детей. В массовом музыкальном образовании необходимы
духовно - нравственные акценты.
Основная задача учителя музыки развивать не только интеллект, но и душу, не сводя проблемы
музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить,
чувствовать, сопереживать. Учителю необходимо ориентировать школьников в мире музыки,
прививать вкус и приобщать средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое
повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь к любви,
состраданию, милосердию... Научить познавать окружающий Мир средствами искусства,
формировать у учеников нравственные ориентиры, и общаясь с искусством музыки, понять свое
место в мире. Высокое искусство несет духовно нравственные понятия, которые должны стать
личными для каждого школьника. Погружаясь в трудности реальной жизни, дети должны
применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации.
Некоторый оптимизм в области культуры восприятия музыки как носительницы духовных
религиозных смыслов внушает современная практика сотрудничества музыкальных школ с
церковными приходами. Не является исключением и Кочетовская школа искусств, которая
постоянно осваивает традиции церковной музыки, как и вообще церковные традиции, участвуя в
концертах, приуроченных к великим христианским праздникам - Рождество Христово, Пасха.
Новые знания о вечных ценностях дают новое видение на место человека в истории духовного
бытия человечества.
Список литературы и источников:
1.
Прот. Василий Металлов. Очерк истории православного церковного пения в России. -
Репринт. Изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
2.
М.Хайдеггер. Учение Платона об истине //Историко-философский ежедневник // М. наука,
1986г.
3.
Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография /Сост. Д.Е.
Самогаев / Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. - М.: Издательский
дом «Покров», 2003. - 304 с.
4.
В.В. Медушевский . Основы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной
школе. М. Московская консерватория 2001.- 65с.
5.
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыки /Ю.Б.Алиев Гуманит. изд. Центр
2000.- 336.
6.
Д.Б.Кабалевский. О музыке и музыкальном воспитании. Книга для учителя ./сост.
И.В.Пигарева/ М. Просвещение 2004.-160с.