Напоминание

Духовно-нравственное развитие учащихся


Автор: Суворинов Юрий Николаевич
Должность: Преподователи
Учебное заведение: МБУ ДО КДШИ г. Мичуринска
Населённый пункт: Тамбовская обл. г. Мичуринск
Наименование материала: методика
Тема: Духовно-нравственное развитие учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Суворинова Валентина Викторовна

Суворинов Юрий Николаевич

МБУ ДО «КДШИ» г.Мичуринска

преподаватели

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ воспитание УЧАЩИХСЯ

НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Культура восприятия художественного текста (музыкального, литературного, живописного и пр.)

свидетельствует о качестве решения одной из основных задач цивилизованного общества –

сохранении и преемственности этнокультурной традиции. Педагогический опыт ,научный и

прикладной, настаивает на том, что приобщение к художественным ценностям, чувство

сопричастности культурному опыту своего народа и государства являются неотъемлемыми

качествами образованного человека.

Для каждого народа одной из самых главных задач является сохранение культурных традиций и

передача и от старшего поколения к младшему. Нельзя считать себя образованным человеком,

не приобщившись к культуре своего народа и государства, в котором ты живешь. К культурному

наследию любого народа относятся как искусство, музыка, так и религиозные традиции.

Наиболее сложной для научного осмысления и для практики эстетического воспитания является

проблема восприятия религиозной культуры, неразрывно связанной с генезисом искусства, с

духовно-нравственными ценностями, рожденными религиозным мировосприятием.

Религия и искусство имеют общие истоки, корни. В истоках искусства проявляется человеческая

инициатива. В процессе развития трудовой деятельности, человек создает орудия труда, познает

окружающий мир, углубляет общение с подобными себе, реализует свои возможности,

развивается эстетически . Большую роль в религиозном мироощущении играет музыка. Она

создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена на авторских

эмоциональных всплесках — на молитвенный лад настроиться очень трудно, но если музыка

находится в согласии со смыслом, она не отвлекает, а помогает сосредоточиться на молитве.

Великая русская культура, наследниками которой мы все являемся, складывалась на протяжении

многих веков. Огромную роль в развитии просвещенного общества оказывало Православие -

традиционная религия русского народа. В свою очередь многие знаменитые русские композиторы

создали немало произведений на религиозную тему, среди которых следует назвать, прежде

всего, Д. С. Бортнянского (1752- 1825), внесшего неоценимый вклад в развитие русской духовной

музыки. Среди композиторов, создавших русскую православную музыкальную традицию, следует

назвать: протоиерея Петра Турчанинова (1799-1870), Г.Ф. Львовского (1830-1894), П.И. Чайковского

(1840-1893), С.В. Рахманинова (1873-1943), А.Д. Кастальского (1856-1926), А.А. Архангельского

(1846-1941), А.Т. Гречанинова (1864-1956), М.И. Ипполитова-Иванова (1859-1935), П.Г. Чеснокова

(1877-1944) и многих других.

Начало XVIII века было периодом подражания, когда российские композиторы осваивали

западноевропейскую традицию, западную композиторскую школу. Появилась русская

религиозная музыка, вобравшая в себя энергию славянского мелоса. Композиторы стали сочинять

свои произведения на основе русских народных песен. Поиск самобытности объясняет интерес

исследователей к древнерусской музыкальной культуре, возникший в конце XIX века. Протоиерей

В. Металлов стал первым исследователем в области музыкальной палеографии, написавший

работу о средневековой системе нотации. [1].

Одной из самых главных задач, для каждого народа, является сохранение культурных традиций и

передача их от старшего поколения к младшему. Нельзя считать себя образованным человеком,

не приобщившись к культуре своего народа и государства, в котором ты живешь. У любого народа

к культурному наследию относится как искусство, музыка так и религиозные традиции.

В настоящее время уровень религиозной образованности в России у большинства людей, которые

называют себя православными на основе определенных патриотических чувств, несмотря на

довольно высокий общественный статус, патриотически минимальный. Христианская культура

сохраняется в сознании на уровне позабытых народных традиций, не всегда понятых

литературных текстов, и не осознанных стереотипов поведения.

Опыт показывает, беседа со старшеклассниками , о преобладании духовных ценностей над

материальными получается всегда трудной. Чтобы доказать, что достижения материальных благ

и карьерная успешность не самое главное в жизни человека. Стремление школьников к

материальным ценностям и карьере проистекают не только из телевидения и Интернета, но

прежде всего из атмосферы семейных предпочтений. Поэтому воспитать законопослушного

гражданина, с таким набором психологических установок, практически невозможно. Таким

образом современному человеку, с таким набором гуманных знаний , как можно объяснить

красоту русской летописной мудрости.

Для гражданского общества не может быть более животрепещущей задачей, как уяснить для

себя, и потом научить этому детей, сделать личность свободной и одновременно ответственной

перед богом и обществом. Это главные проблемы современной жизни в России. В рамках

современного законодательства церковь предлагает решать эти вопросы совместно.

Русская национальная культура должна стать любима и близка нашим детям и ее ценность стала

внутренним содержанием их жизни.

Данные или факты, это познание не ведущее к истине. Воображению принадлежит истина, где

искусство, это символ и средство его воплощения, стремление к полноте человеческой личности,

которое религия не способна совершить, минуя эстетику, так как красота не может быть

постигнута умом. Истина и красота, это взаимосвязанные понятия. Между двумя задачами , одна

из которых связана с представлением ребенку достоверного знания об окружающем мире, а

другая с гармонизацией его внутреннего мира. [2].

Преподавание должно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Необходимо

укреплять умственное и нравственное развитие, усовершенствовать способности в учении,

предоставить ученикам, как можно больше свободы и самостоятельности, чтобы они привыкали

наблюдать и мыслить. Основы Православной Культуры и другие предметы духовно нравственной

направленности уже более десяти лет преподаются в общеобразовательных учреждениях России.

Эти проблемы, как показало время, востребованы, с большим интересом изучаются учащимися

школ, поддерживаются большинством родителей. Подтверждением тому является увеличение

числа регионов, в которых проводится эта работа. Реальную возможность изменить в лучшую

сторону духовно нравственный климат в стране показывают результаты преподавания.

Неведомые ранее измерения отечественной и зарубежной культуры открывает духовно-

нравственное воспитание. Глубина произведений, внутренний мир их авторов становится более

понятным учащимся.

В недавнем прошлом политика нашего государства вынуждена изымать религиозные элементы

из произведений наших классиков. Но многие наши и западные великие композиторы писали

богослужебную, духовную музыку, через которую пытались понять и помочь слушателям

осмыслить главные вопросы бытия. Понимая смысл музыкальных произведений, к духовному

опыту приобщаются и наши школьники.

Изучая наше великое наследие и сложный исторический путь великой страны, где благодаря

трудам многих подвижников было создано уникальное культурное наследие, помогающее

ориентироваться в современной жизни.

В формировании личности человека играли и играют большую роль религия и искусство, и

это формирование должно начинаться в раннем возрасте, когда ребенок переступает порог

школы. Уникальным творческим потенциалом обладают младшие школьники, который особенно

ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и

искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими

возможностями, которые необходимо использовать для развития творческих способностей

средствами искусства. Однако любая одаренность иссякает, если у развития нет высокой цели;

такой целью является духовно-нравственное совершенствование.

Педагогический опыт показывает, что глубина осмысленности восприятия музыкальной классики

меняется, если у воспитанников музыкальной школы появляются знания об Иоганне Себастьяне

Бахе, Вольфганге Амадее Моцарте, Людвиге Ван Бетховене, Михаиле Ивановиче Глинке, Петре

Ильиче Чайковском, Сергее Васильевиче Рахманинове - как о представителях христианской

цивилизации, о людях глубоко религиозных.

Массовое музыкальное образование нуждается сегодня в новых подходах, позволяющих обучать

культуре восприятия художественного текста как отражения ценностной картины мира автора и

эпохи, представленной его творчеством. Умение оценивать духовно-нравственный потенциал

музыкального произведения - это, пожалуй, самая важная компетенция, которой должна

располагать современная методика музыкального воспитания. Решение обозначенной задачи

несет в себе условие духовного оздоровления детей, пришедших учиться музыке.[3].

Медушевский В.В. отмечает: «Искусство отражает дух жизни либо высокий, и окрыленный, либо

низкий и пошлый. К высокому относится классика, понимаемая, как высоко нравственная

музыка прошлых столетий, выдержавшая испытания времени и отражавшая духовные идеалы».

[4]

Алиев Ю.Б. подчеркивает: « С точки зрения психолого-педагогической, восприятие можно

определить как отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребенка;

процесс эмоционально-оценочного переживания музыкального произведения, восприятие его

нравственно-эстетического содержания». [5]

Кабалевский Д.Б. пишет: «Основной целью современного музыкального образования является

формирование художественной и музыкальной культуры ребенка, как неотъемлемой части

культуры духовной». [6]

В современном мире сегодняшний школьник физически опережает своих предшественников, но

отстает в духовно-нравственном плане, а новые условия современной жизни не всегда

способствуют духовному здоровью детей. В массовом музыкальном образовании необходимы

духовно - нравственные акценты.

Основная задача учителя музыки развивать не только интеллект, но и душу, не сводя проблемы

музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить,

чувствовать, сопереживать. Учителю необходимо ориентировать школьников в мире музыки,

прививать вкус и приобщать средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое

повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь к любви,

состраданию, милосердию... Научить познавать окружающий Мир средствами искусства,

формировать у учеников нравственные ориентиры, и общаясь с искусством музыки, понять свое

место в мире. Высокое искусство несет духовно нравственные понятия, которые должны стать

личными для каждого школьника. Погружаясь в трудности реальной жизни, дети должны

применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации.

Некоторый оптимизм в области культуры восприятия музыки как носительницы духовных

религиозных смыслов внушает современная практика сотрудничества музыкальных школ с

церковными приходами. Не является исключением и Кочетовская школа искусств, которая

постоянно осваивает традиции церковной музыки, как и вообще церковные традиции, участвуя в

концертах, приуроченных к великим христианским праздникам - Рождество Христово, Пасха.

Новые знания о вечных ценностях дают новое видение на место человека в истории духовного

бытия человечества.

Список литературы и источников:

1.

Прот. Василий Металлов. Очерк истории православного церковного пения в России. -

Репринт. Изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

2.

М.Хайдеггер. Учение Платона об истине //Историко-философский ежедневник // М. наука,

1986г.

3.

Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография /Сост. Д.Е.

Самогаев / Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. - М.: Издательский

дом «Покров», 2003. - 304 с.

4.

В.В. Медушевский . Основы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной

школе. М. Московская консерватория 2001.- 65с.

5.

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыки /Ю.Б.Алиев Гуманит. изд. Центр

2000.- 336.

6.

Д.Б.Кабалевский. О музыке и музыкальном воспитании. Книга для учителя ./сост.

И.В.Пигарева/ М. Просвещение 2004.-160с.



В раздел образования