Авторы: Борисова Салихат Ариповна, Ковалева Елена Николаевна
Должность: мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский агротехнологический техникум".
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Показатель качества знаний
Раздел: среднее профессиональное
Автор: Борисова Салихат Ариповна.
Мастер производственного обучения.
Соавтор: Ковалёва Елена Николаевна.
Преподаватель спец. дисциплин.
Тема: Показатель качества знаний.
Подростковый возраст считается самым трудным для обучения и
воспитания. Обученность подростка – показатель качества знаний, умений и
навыков (общеобразовательных и профессиональных). При оценке качества
общеобразовательной подготовки возможно использование диагностических
процедур и контрольно измерительных материалов, применяемых при
аттестации и аккредитации образовательных учреждений по технологии
«КАСДОУ – Аттестация» (новая версия), прошедших апробацию в различных
регионах РФ, но с некоторой коррекцией, учитывающей особенности
общеобразовательных программ учреждений НПО и СПО.
Сложность представляет процедура оценивания профессиональной
составляющей образования в связи с разнообразием профессий и
специальностей, по которым ведут подготовку учреждения НПО и СПО. На
наш взгляд, возможна разработка (и это не обходимо) унифицированных
тестовых заданий для проверки и оценки теоретических знаний и
практических умений учащихся по профессиональному циклу,
ориентированных не на конкретное содержание, а на его типологию. Так, при
составлении заданий в тестах второго уровня для профессий
производственной сферы и ряда профессий сферы обслуживания
целесообразно осуществлять контроль знаний по блокам:
_- сырьё и материалы (виды, происхождение, классификация, свойства,
дефекты, выбор, оценка качества);
- техника (узлы, механизмы, их детали, взаимосвязь, принцип действия);
- технология работ (последовательность действий, способы обработки, ТУ на
выполнение работ);
- техническое обслуживание(правила, содержание работ, периодичность);
- качество продукции и работ (виды брака в работе, дефектов в продукции,
причины, способы предупреждения и устранения);
- организация и планирование работ (значение, требования, правила);
Конкретизация же будет обеспечиваться при разработке контрольных карт
к тестам. Унифицированные задания могут быть дополнены, если они в
достаточной степени не учитывают специфику профессий и специальностей
(тесты первого и третьего уровней на узнавание, понимание, перенос).
Следует отметить, что пока это только идея, которая требует обсуждения,
осмысления и реализации.
Критерии же, по которым оценивается знаний и умений, известны: полнота
и правильность, действенность, обобщенность, системность, осознанность,
прочность.
В качестве количественных показателей качества знаний и умений
учащихся УНПО и УСПО предполагается использовать следующие:
- коэффициент усвоения учебного материала, который характеризует полноту
и правильность усвоения информации и определяется как отношение:
количество 0(число) усвоенных учащимися учебных элементов.
Осознанность усвоенной информации определяется аналогично по
результатам выполнения учащимися заданий, требующих понимания каких –
то процессов, явлении, отношений и связей между ними (задания типа
«Почему…?», «Что произойдет, если…?», «Какова причина,,,?» и пр.).
Обобщенность знаний выявляется при решении профессиональных задач в
относительно новой ситуации (задания на перенос – третий уровень усвоения
по ГОС ПО). Системность знаний определяется по результатам выполнения
комплексных заданий, разработанных внутрипредметной и межпредметной
основе:
- коэффициент овладения практическими умениями( освоения действия),
определяемой как отношение количества правильно выполняемых действий
(операций) за определённое время к их количеству, предусмотренному
заданием;
- коэффициент производительности, определяемый как отношение
количества продукции (выполненного объема работ) к установленной на это
время норме;
- коэффициент автоматизации для тех профессий, где существуют жесткие
временные нормативы на выполнение профессиональных действий
(операций), определяемый как отношение фактически затраченного на
выполнение данной операции времени к норме времени;
- процент допущенного учащимися брака;
- количество учащихся, выполнивших работу без ошибок, и их процент от
общего количества выполнявших задание. К качественным критериям
можно отнести: соблюдение технико – технологической дисциплины;
рациональность организации и планирования работ; самостоятельность и
инициативность (по оценкам экспертов),
Показатель «обучаемость», на наш взгляд, характеризуется развитием
общих и специальных способностей, социально важных качеств личности.