Напоминание

Показатель качества знаний


Авторы: Борисова Салихат Ариповна, Ковалева Елена Николаевна
Должность: мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский агротехнологический техникум".
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Показатель качества знаний
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор: Борисова Салихат Ариповна.

Мастер производственного обучения.

Соавтор: Ковалёва Елена Николаевна.

Преподаватель спец. дисциплин.

Тема: Показатель качества знаний.

Подростковый возраст считается самым трудным для обучения и

воспитания. Обученность подростка – показатель качества знаний, умений и

навыков (общеобразовательных и профессиональных). При оценке качества

общеобразовательной подготовки возможно использование диагностических

процедур и контрольно измерительных материалов, применяемых при

аттестации и аккредитации образовательных учреждений по технологии

«КАСДОУ – Аттестация» (новая версия), прошедших апробацию в различных

регионах РФ, но с некоторой коррекцией, учитывающей особенности

общеобразовательных программ учреждений НПО и СПО.

Сложность представляет процедура оценивания профессиональной

составляющей образования в связи с разнообразием профессий и

специальностей, по которым ведут подготовку учреждения НПО и СПО. На

наш взгляд, возможна разработка (и это не обходимо) унифицированных

тестовых заданий для проверки и оценки теоретических знаний и

практических умений учащихся по профессиональному циклу,

ориентированных не на конкретное содержание, а на его типологию. Так, при

составлении заданий в тестах второго уровня для профессий

производственной сферы и ряда профессий сферы обслуживания

целесообразно осуществлять контроль знаний по блокам:

_- сырьё и материалы (виды, происхождение, классификация, свойства,

дефекты, выбор, оценка качества);

- техника (узлы, механизмы, их детали, взаимосвязь, принцип действия);

- технология работ (последовательность действий, способы обработки, ТУ на

выполнение работ);

- техническое обслуживание(правила, содержание работ, периодичность);

- качество продукции и работ (виды брака в работе, дефектов в продукции,

причины, способы предупреждения и устранения);

- организация и планирование работ (значение, требования, правила);

Конкретизация же будет обеспечиваться при разработке контрольных карт

к тестам. Унифицированные задания могут быть дополнены, если они в

достаточной степени не учитывают специфику профессий и специальностей

(тесты первого и третьего уровней на узнавание, понимание, перенос).

Следует отметить, что пока это только идея, которая требует обсуждения,

осмысления и реализации.

Критерии же, по которым оценивается знаний и умений, известны: полнота

и правильность, действенность, обобщенность, системность, осознанность,

прочность.

В качестве количественных показателей качества знаний и умений

учащихся УНПО и УСПО предполагается использовать следующие:

- коэффициент усвоения учебного материала, который характеризует полноту

и правильность усвоения информации и определяется как отношение:

количество 0(число) усвоенных учащимися учебных элементов.

Осознанность усвоенной информации определяется аналогично по

результатам выполнения учащимися заданий, требующих понимания каких –

то процессов, явлении, отношений и связей между ними (задания типа

«Почему…?», «Что произойдет, если…?», «Какова причина,,,?» и пр.).

Обобщенность знаний выявляется при решении профессиональных задач в

относительно новой ситуации (задания на перенос – третий уровень усвоения

по ГОС ПО). Системность знаний определяется по результатам выполнения

комплексных заданий, разработанных внутрипредметной и межпредметной

основе:

- коэффициент овладения практическими умениями( освоения действия),

определяемой как отношение количества правильно выполняемых действий

(операций) за определённое время к их количеству, предусмотренному

заданием;

- коэффициент производительности, определяемый как отношение

количества продукции (выполненного объема работ) к установленной на это

время норме;

- коэффициент автоматизации для тех профессий, где существуют жесткие

временные нормативы на выполнение профессиональных действий

(операций), определяемый как отношение фактически затраченного на

выполнение данной операции времени к норме времени;

- процент допущенного учащимися брака;

- количество учащихся, выполнивших работу без ошибок, и их процент от

общего количества выполнявших задание. К качественным критериям

можно отнести: соблюдение технико – технологической дисциплины;

рациональность организации и планирования работ; самостоятельность и

инициативность (по оценкам экспертов),

Показатель «обучаемость», на наш взгляд, характеризуется развитием

общих и специальных способностей, социально важных качеств личности.



В раздел образования