Напоминание

"Зимняя экскурсия в природу"


Автор: Шишкина Галина Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зимняя экскурсия в природу"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Авторы-составители:

Шишкина Галина Михайловна,

педагог дополнительного образования,

Кустарева Марина Геннадьевна,

методист отдела художественного воспитания

.

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Цель занятия: создание условий для развития мотивации к познанию и твор-

честву,

формирование

эколого-культурного

мышления

учащегося

посред-

ством взаимодействия с природной средой зимнего периода.

Задачи:

Обучающие:

формирование знаний о характерных зимних изменениях в неживой при-

роде;

формирование знаний о характерных зимних изменениях в мире расте-

ний;

формирование представления о связях зимних явлений неживой и живой

природы;

формирование

навыка

изучения,

исследования,

оценивания

различных

зимних природных объектов.

Развивающие:

развитие познавательного интереса в области экологии;

развитие наблюдательности, логического мышления, навыка обобщения;

развитие способности учащегося на эмоционально-чувственной основе

воспринимать зимние природные объекты и явления;

развитие коммуникативной культуры.

Воспитательные:

формирование основ эколого-культурного мышления, осознания глубин-

ной связи человека с природой;

воспитание

личностных

качеств

учащегося,

направленных

на

защиту,

сохранение природной среды;

формирование культуры общения и коллективного взаимодействия;

воспитание основ гражданско-патриотических и духовно-нравственных

качеств учащегося.

Характеристика места экскурсии:

Экскурсия проводится по определенному заранее разработанному педагогом

маршруту вокруг на прилегающей к ДТДиМ территории, на которой присут-

ствует большое количество разнообразной древесно-кустарниковой расти-

тельности.

Форма занятия: сезонная зимняя экскурсия с элементами игровых, творче-

ских и исследовательских технологий.

Материальное оснащение: определители, лупы, линейки, блокноты для за-

писи результатов измерений и зарисовок, бумага, карандаши, скотч, лопатки

для разгребания снега, определительные листы, корм для птиц, фотоаппарат,

театральная игрушка Жалейкин.

2

План-конспект занятия

В ходе занятия учащиеся проходят пять станций, где выполняют задания,

направленные на освоение знаний о характерных зимних природных явлениях.

Первая остановка.

Тема: Азбука поведения в природе зимой.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в парк, где

увидим, какие изменения происходят в мире растений зимой. Прежде, чем мы

отправимся на экскурсию, давайте вспомним правила поведения на природе.

Жалейкин: Привет, привет, привет! Опять без меня собрались путешество-

вать? Да я знаете, как люблю природу изучать?

Педагог: Хорошо, Жалейкин, пошли с нами. А заодно попробуй ответить на

вопрос: как правильно вести себя на природе зимой?

Жалейкин: Правильно? Так же как и летом! Какая разница? Вышел и по-

шел, гуляй себе на здоровье!

Дети: Ну ты сравнил, Жалейкин, лето и зиму! Во-первых, зимой нужно

одеться тепло, чтобы не замерзнуть.

Жалейкин: Ну это-то я сделал – вон у меня какая теплая шубейка!

Дети: Во-вторых, где твои шапка и варежки?

Жалейкин: Да на что они? Я знаете какой горячий? Как начну бегать да ска-

кать, жарко становится!

Дети: Это тебе в теплом помещении жарко, а как выйдешь на улицу, да еще и

постоишь смирно, сразу мороз пробирает! А особенно на природе»

Жалейкин: А что это я буду смирно стоять? Этого я не люблю! Вы еще ска-

жите, что я молчать должен!

Дети: Если ты будешь бегать и шуметь, то распугаешь птиц – как же мы бу-

дем за ними наблюдать?

Педагог: Ребята, а как вы думаете, что еще нужно для того, чтобы наша экс-

курсия получилась интересной и полезной?

Дети: Нужно внимательно слушать педагога и приглядываться к природе –

вдруг что-то необыкновенное увидишь или найдешь?

Педагог: Совершенно верно! А так как мы идем на разведку зимних примет,

нужно выяснить, когда наступает зима.

Тема: Когда наступает зима?

Педагог: По календарю зима приходит первого декабря. Зима начинается по-

сле выпадения первого нетающего снега и длится до появления первых про-

талин. Условно зиму можно разделить на следующие периоды. Первозимье

период от выпадения первого снега до декабрьского солнцестояния. Ребята,

какого числа оно происходит?

Дети: Двадцать первого декабря.

Педагог: Совершенно верно. В это время положение солнца над горизонтом

самое низкое. В живой природе наступает глубокий покой: ветви деревьев

спят, и в оттепель не распускаются листочки. Погода неустойчивая. Коренная

3

зима длится с двадцатого декабря до начала февраля. Это период стужи и

метелей. Перелом зимы наступает в феврале и длится до первых проталин. В

жизни растений происходят изменения: ветки деревьев уже готовы к весне и

ждут тепла. Если их взять в комнату, поставить в банку с водой, то через не-

которое время появятся листочки. Увеличивается световой день. Солнце на-

чинает пригревать. Это самый голодный период в жизни животных.

Дети: мы поняли, зимой жизнь в природе замирает!

Педагог: многие так считают, давайте проверим, так ли это?

Тема: Изменения в неживой природе.

Педагог: Ребята, а как вы почувствовали, что пришла зима? Какие изменения

произошли в неживой природе?

Дети:

Дени стали короче, а ночи длиннее. Стало холодно. Иногда бывают

морозы, идет снег, дует холодный ветер. Все занесено снегом.

Жалейкин: Ох уж этот снег! Я-то его люблю, в снежки там поиграть или с

горы покататься, или снеговика слепить можно, а для природы – беда!

Педагог: Почему ты так думаешь?

Жалейкин: Ну как же – он же холодный! Вот растения и погибают от него!

Он их морозит!

Дети: Нет, Жалейкин, ты неправ. Снег покрывает землю снежной шубкой, не

дает морозам пробиться к почве. И растения зимой не погибают, просто спят

в ожидании весны.

Жалейкин: Ага, а животные?

Педагог: Снежная шубка состоит из отдельных снежинок. Между ними –

воздух. Эта прослойка удерживает тепло. Вот почему снежное «одеяло» мо-

жет защищать корни растений от морозов. Это же свойство снега используют

эскимосы (северный народ), строя из него себе жилище - иглу. В сильные мо-

розы звери (собаки, волки) спасаются в снегу от морозов. Даже птицы (те-

терева, куропатки) закапываются в снег от холодов. На севере, на Чукотке,

охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег с соба-

ками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из-под сне-

га живыми. Вода в реке закрыта снежно-ледовым покрывалом, она надежно

защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других водных животных

-от гибели. Снег очень интересный, давайте познакомимся с ним поближе?

Какие свойства снега вы заметили?

Тема: Знакомство со снегом.

Дети: Снег белый и холодный.

Педагог: А еще? Пахнет ли снег? Понюхайте его!

Дети: Он пахнет влагой, свежестью, арбузом!

Педагог: Если наступить на снег, услышите ли вы какие-нибудь звуки?

Дети: Да, снег скрипит. А еще он тает, когда берешь его в руку, просто

превращается в воду.

4

Педагог: Ребята, а как вы думаете, снег покрывает землю равномерно или

нет?

Дети: Конечно, равномерно!

Педагог: Давайте проверим?

Жалейкин: А что проверять-то? И так видно, что снег везде ровненько ле-

жит!

Педагог: Я предлагаю вам объединиться по пять человек для выполнения не-

большого исследования. Каждая команда измеряет высоту снежного покрова

в отведенном для них месте. Измеряющий держит линейку строго перпенди-

кулярно земле, то есть вот так (педагог показывает, в каком положении дер-

жать линейку). Линейку аккуратно опускаем в снег, пока она не упрется в

почву. Отмечаем уровень снега на линейке. Сообщаете мне результат, я зано-

шу его в таблицу. Затем мы сравниваем полученные цифры и выясняем, дей-

ствительно ли уровень снега везде одинаков.

Пример таблицы для занесения полученных данных

Место отбора

пробы снега

Высота снегового по-

крова

1

2

Педагог: Я зачитываю результаты измерений.

Дети: Мы поняли – на открытых местах снега меньше – его сдувает ветер, а в

защищенных от ветра и укромных уголках его значительно больше, а мы и

внимания на это не обращали.

Жалейкин: Какой, оказывается, снег удивительный! Это здорово, не зря,

значит, он мне так нравится! Очень я его люблю! И зиму тоже! Я знаете,

сколько зимних загадок знаю! Загадать?

Дети: Давай!

Вторая остановка. Загадочно-стихотворная.

Жалейкин:

Вот уж месяц снег идёт,

Скоро встретим Новый год,

В снежной спячке вся природа.

Подскажите время года.

(Зима)

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу,

Белы дома.

Ночью к нам пришла ...

5

(Зима)

Наши окна – как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал…

(Мороз)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется…

(Снег)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не шилось, и не ткалось,

А с неба на землю свалилось.

(Снег)

Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз.

(Сосулька)

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Это белый...

(Снеговик)

6

Третья остановка.

Тема: Жизнь деревьев зимой.

Педагог: Ребята, помните, на осенней экскурсии мы с вами говорили о разно-

образии растений и определяли их по определителю. Можете ли вы узнать

окружающие вас деревья? Назовите их.

Жалейкин: Что, совсем никто не может назвать? Доставайте быстрей опре-

делители!

Дети: Ничего не получится! Осенью мы определяли деревья по листьям и

плодам, а зимой их нет.

Педагог: Все деревья и кустарники имеют определенные признаки, по кото-

рым их можно узнать в любое время года. По листьям, цветам и плодам их

можно различить летом и осенью. Зимой основными признаками являются

силуэт дерева, форма зимующих почек и цвет коры.

Педагог демонстрирует схему «Различные формы кроны в безлистном состо-

янии».

Жалейкин: Я понял, когда нет листьев, деревья можно определять по форме

кроны.

Педагог: И не только! У меня в руках мини-определитель деревьев по зиму-

ющим почкам. Как вы думаете, что находится внутри почки?

Дети: Молодые листики.

Педагог: Правильно! Внутри спят листики или цветки в зачаточном состоя-

нии. Я предлагаю вам объединиться в группы по пять человек для выполне-

ния небольшого исследования. Каждой команде я предлагаю определить по

одному дереву и зарисовать его силуэт. Определение будете проводить по си-

луэтам деревьев в безлистном состоянии и по зимующим почкам. Вы, я ду-

маю, заметили, что почки разных деревьев значительно различаются между

собой. В процессе определения обратите внимание на следующие признаки:

Расположение почек на ветках. Как и листья, почки располагаются «супро-

тивно» или «очередно».

Цвет почки и ветки.

Форма ветки. Форма почек (заостренная или округлая).

Чем покрыта почка – волосками или чешуями. Если чешуйками, то сколько

их, клейкие или нет.

Педагог: Молодцы, все сумели правильно выполнить задание!

Дети: Мы заметили, что деревья различаются не только по силуэту, но и цвет

коры у них разный.

Жалейкин: И рисунок коры у каждого свой!

Педагог: Ребята, а давайте сделаем портреты деревьев по коре!

Дети: Кору что ли срисовывать?

Педагог: Нет, скорее фотографировать!

Жалейкин: Я тоже хочу фотографировать кору! Быстрей расскажите мне, как

это делается!

Педагог: Берем лист бумаги, скотчем прикрепляем к коре, очень аккуратно,

чтобы не порвать бумагу, восковыми карандашами раскрашиваем бумагу.

7

Дети: Ого, получается отпечаток коры!

Педагог: каждая команда демонстрирует портрет своего дерева.

Жалейкин: Ребята, смотрите, все портреты разные! А мне казалось, что кора

везде одинаковая. Чудеса, да и только!

Педагог: Ребята, теперь вы можете сказать по каким основным признакам зи-

мой определяют деревья?

Дети: Зимой деревья определяют по силуэту дерева, по почкам, цвету и ри-

сунку коры.

Жалейкин: Ребята, а вы заметили, что на липе и клене еще висят семена?

Зачем они зимой нужны?

Педагог: Давайте вместе попробуем найти ответ на этот вопрос, вы помните

каким было ваше домашнее задание?

Дети: Да, вы нам предложили понаблюдать за тем, как зимой кормятся

разные птицы.

Педагог: Расскажите, какие особенности кормежки вы заметили?

Дети: Мы видели, что некоторые птицы кормятся плодами и семенами расте-

ний, а потом улетают.

Педагог: Дрозд заглатывает ягоды целиком (даже промороженные). Мякоть

переваривается, а семена вместе с экскрементами попадут туда, где дрозд бу-

дет отдыхать после обеда. Таким образом, они не только переместятся по-

дальше от материнского растения, но и пройдут «предпосевную подготовку»

(оболочка будет обработана особыми веществами пищеварительного тракта

птицы) и получат некоторый запас питательных веществ на первое время в

виде птичьего помета.

Снегири любят кормиться на ясене. Птица отрывает плод-крылатку и

извлекает семечко. Но далеко не все плоды удается удержать в клюве – мно-

гие из них выскальзывают и уносятся ветром. Если бы не снегирь, возможно,

эти плоды провисели бы до весны, но когда развернутся листья, дальность

переноса их ветром значительно снизится.

Дети: Теперь понятно, почему столько семян с крылышками осталось висеть

на деревьях. Днем снег подтаивает, а ночью его схватывает мороз, утром об-

разуется гладкая поверхность, по которой ветер далеко уносит семена с кры-

лышками-парусами.

Педагог: А вот и ярко-красные гроздья рябины, калины и плоды шиповника.

Какое

значение

имеет

яркая

окраска

плодов

этих

растений?

Дети: Яркая окраска привлекает птиц – они издалека видят лакомство. Кали-

на тоже распространяется птицами. Мы видим на снегу целые ягоды, уро-

ненные неаккуратными дроздами, и пустые оболочки – остатки обеда снеги-

рей. А вон сколько елей! Интересно, а почему шишки расположены в основ-

ном на верхних ветках?

Педагог: Эта часть кроны лучше освещена, и в ней вырабатывается больше

питательных веществ, которые необходимы для развития семян. Кроме того,

для ветроопыляемого растения, семена которого разносятся ветром, важно,

8

чтобы плодоносящие побеги располагались на максимально открытом про-

странстве, то есть на верхушке кроны.

Четвертая остановка.

Тема: Поэзия зимы.

Педагог: Ребята, посмотрите вокруг.

Дети: Это самое красивое место на нашем маршруте!

Педагог: Вы правы,

согласитесь, что в таком замечательном природном

окружении хочется читать стихи. Прекрасная холодная сверкающая зимняя

красота природы вдохновляла многих поэтов и композиторов на создание

поэтических шедевров. Не правда ли? Может быть, кто-то из вас знает стихо-

творение, посвященное зиме и может его прочесть нам?

Дети и педагог читают стихи.

Зима

Разукрасилась зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Ты, метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни:

Жди, в парчу одета,

Нового рассвета!»

(М. Пожаров)

Берёза

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

9

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

(С. Есенин)

Снежинка

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Ручей немеет;

Все цепенеет,

Лишь ветер злой,

10

Бушуя, воет

И небо кроет

Седою мглой.

(К. Бальмонт)

Пятая остановка.

Тема: Жизнь травянистых растений зимой.

Педагог: Ребята, мы с вами пронаблюдали, как зимуют деревья.

Жалейкин: Смотрите, что я обнаружил!

Дети: Это мох, а это – лишайник! А мох-то какой зеленый! Он не боится мо-

роза?

Педагог: Мхи и лишайники – самые неприхотливые растения. А вот и наш

знакомый трутовик – он тоже зимует в открытом виде, никакой мороз ему не

страшен. А знаете ли вы, как зимуют травянистые растения?

Дети: А разве они не погибают осенью? Трава засыхает и отмирает.

Педагог: А откуда весной появляются новые растения?

Дети: Они вырастают из семян.

Педагог: Да, многие растения живут всего один год. Такие растения называ-

ются однолетними. Они погибают осенью, но успевают оставить семена в

почве. Но все ли травянистые растения однолетки?

Дети: Нет, еще есть многолетники.

Педагог: Многолетники сохраняют жизнь в корневищах, луковицах и клуб-

нях. А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом?

Дети: Да нет под снегом ничего – одна земля!

Педагог: Давайте проверим? Каждая команда берет по лопатке и расчищает

небольшой участок. Тот, кто обнаружит растения, зовет всех остальных.

Дети: Мы обнаружили длинные зеленые листья.

Педагог: Это злаки. Рядом – лист одуванчика. А это тысячелистник. А это

листья чистотела. А листья манжетки узнали? А вот и пастушья сумка – у нее

не только листики зеленые, но бутончики не сброшены. Так же как и у люти-

ка едкого. Растения, зимующие под снегом в зеленом виде, называются зим-

незелеными. От солнечной активности и морозов их спасает снежное одеяло.

Некоторые растения не сбрасывают ни листьев, ни бутонов – они раскроются

по весне в числе первых.

Дети: Кто бы мог подумать, что под снегом столько зеленых растений!

Тема: Следы на снегу (буквы в книге зимы).

Педагог: Ребята, посмотрите сколько следов на снегу! Самые настоящие бук-

вы в книге зимы. Кто чем пишет? Звери – лапами, и пятерней, и хвостом, и

носом, и брюхом. Птицы – лапками да хвостом, а еще – крыльями. А кто как

читает? Звери умудряются носом читать. Собака, например, понюхает буквы

в книге зимы и прочтет: «Здесь был шпиц. Я молодой и веселый мальчик.

Всегда готов играть!» или: «Я – овчарка! Не подходи!» или «Тут только что

пробежала мышка». И такой нос у зверей грамотный – ни за что не ошибется!

11

Ребята, давайте и мы ненадолго станем следопытами, попробуем определить,

кто на снегу расписался. Чтобы определить владельца следов, нужно сверить-

ся с изображением следа в определительном листе.

Дети: Это собака отпечатки лап оставила! А это кошка! А тут воробьи прыга-

ли! А это мышонок пробежал! А кошка, наверное, за ним бежала! Да тут це-

лую историю можно рассказать!

Педагог: Отпечатки лап и других частей тела называются следами передви-

жения. Если внимательно присмотреться к отметкам на снегу, то можно

научиться читать в книге зимы про разные происшествия в жизни животных.

Но это очень сложно, нужно много знать, быть внимательным и терпеливым.

Жалейкин: Смотрите, какую смешную шишку я нашел!

Дети: Она не смешная, просто ее кто-то грыз!

Педагог: Ребята, посмотрите, как здесь много погрызенных шишек! Давайте

соберем их и выложим в ряд! Молодцы! Сравните шишки - одинаковые ли у

них погрызы?

Дети: Нет, шишки выглядят по-разному.

Педагог: Я вновь предлагаю вам поработать с определительными листами и

найти ответ на вопрос: кто обедал найденными вами шишками? Разным ко-

мандам достаются разные виды шишек.

Дети: Нашей команде достались шишки, которыми обедали мышки.

Педагог: Как вы это определили?

Дети: У шишек, объеденных мышами, чешуйки отгрызены далеко от стерж-

ня, словно подстрижены ножницами.

Дети: А нашими шишками кормились белки – чешуйки у наших шишек от-

грызены у самого стержня. Белки отгрызают чешуйки на шишках и достают

из-под них семена.

Жалейкин: Так вот что едят белки! А я-то думаю, как же они шишки едят,

они же деревянные и несъедобные!

Дети: Вот оно семечко, смотри, Жалейкин!

Жалейкин: Ага, и с крылышком, чтобы ветер его подальше унес, и оно там

проросло!

Дети: А тут целая куча растрепанных шишек! Это кузница дятла. Ишь как

растрепал шишки!

Педагог: Дятел находит в стволе дерева углубление или развилку, вставляет

туда шишку. Он прилетает к «станку», держа сорванную шишку в клюве, за-

бивает в станок, сильно размахивается и начинает доставать семена. Пустую

растрепанную шишку дятел бросает на землю, улетает, возвращается с новой

добычей. Под деревом-«кузницей» скапливаются большие кучи шишек.

Остатки и запасы пищи - тоже следы. Это следы кормовой деятельности. На

маршруте нам неоднократно встречались гнезда птиц. Норы, логова, гнезда,

ходы под снегом – следы, связанные с устройством убежища.

Дети: Это столько бывает следов?

12

Педагог: Я назвала далеко не все виды следов. Но об этом мы поговорим в

другой раз. А сейчас ответьте на вопрос: что самое опасное для животных зи-

мой?

Дети: Конечно, мороз!

Педагог: Низкие температуры опасны для животных, но еще страшней голод.

У зверей и птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь со-

гревает, по всем жилкам разливается тепло. Жирок под кожей – лучшая под-

кладка под теплую пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, сквозь перо прой-

мет, а жир под кожей никакой мороз не возьмет. Если бы пищи вволю, не

страшна была бы зима. Зима – суровое время для зверей и птиц. Нелегко жи-

вотным найти пропитание при глубоком снеге и друзья природы должны им в

этом помочь. Подкормка диких животных требует внимания и знаний. Сейчас

мы с вами отправимся на кормовую площадку, туда, где мы осенью повесили

кормушки. А, кстати, вы не забываете подсыпать корм в ваши оконные кор-

мушки?

Дети: Нет, мы всю зиму подкармливаем птиц.

Педагог: Расскажите, какой корм подходит для этого?

Дети: Семена подсолнечника, тыквенные и арбузные семена – только их луч-

ше раздавить.

Жалейкин: А жареные семечки можно?

Дети: Нет, семена должны быть нежареные. А еще синицы и поползни очень

любят сало, только несоленое.

Педагог: Сейчас мы заполним кормушки семенами, отойдем подальше и бу-

дем наблюдать за поведением птиц. Это очень увлекательно!

Дети: А для птиц очень радостно!

Педагог: Ребята, наш поход в природу подошел к концу. Я думаю, что вы

многое увидели, услышали, поняли.

Дети: А еще мы помогли птицам, порадовали их!

Педагог: Наша следующая встреча произойдет весной, и мы увидим весен-

ние изменения в природе, а пока ответьте на вопросы блеф-турнира.

Учащиеся отвечают на вопросы педагога по теме занятия..

Педагог: Молодцы, ребята! До новых встреч!

13



В раздел образования