Автор: Шишкина Галина Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зимняя экскурсия в природу"
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Авторы-составители:
Шишкина Галина Михайловна,
педагог дополнительного образования,
Кустарева Марина Геннадьевна,
методист отдела художественного воспитания
.
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Цель занятия: создание условий для развития мотивации к познанию и твор-
честву,
формирование
эколого-культурного
мышления
учащегося
посред-
ством взаимодействия с природной средой зимнего периода.
Задачи:
Обучающие:
формирование знаний о характерных зимних изменениях в неживой при-
роде;
формирование знаний о характерных зимних изменениях в мире расте-
ний;
формирование представления о связях зимних явлений неживой и живой
природы;
формирование
навыка
изучения,
исследования,
оценивания
различных
зимних природных объектов.
Развивающие:
развитие познавательного интереса в области экологии;
развитие наблюдательности, логического мышления, навыка обобщения;
развитие способности учащегося на эмоционально-чувственной основе
воспринимать зимние природные объекты и явления;
развитие коммуникативной культуры.
Воспитательные:
формирование основ эколого-культурного мышления, осознания глубин-
ной связи человека с природой;
воспитание
личностных
качеств
учащегося,
направленных
на
защиту,
сохранение природной среды;
формирование культуры общения и коллективного взаимодействия;
воспитание основ гражданско-патриотических и духовно-нравственных
качеств учащегося.
Характеристика места экскурсии:
Экскурсия проводится по определенному заранее разработанному педагогом
маршруту вокруг на прилегающей к ДТДиМ территории, на которой присут-
ствует большое количество разнообразной древесно-кустарниковой расти-
тельности.
Форма занятия: сезонная зимняя экскурсия с элементами игровых, творче-
ских и исследовательских технологий.
Материальное оснащение: определители, лупы, линейки, блокноты для за-
писи результатов измерений и зарисовок, бумага, карандаши, скотч, лопатки
для разгребания снега, определительные листы, корм для птиц, фотоаппарат,
театральная игрушка Жалейкин.
2
План-конспект занятия
В ходе занятия учащиеся проходят пять станций, где выполняют задания,
направленные на освоение знаний о характерных зимних природных явлениях.
Первая остановка.
Тема: Азбука поведения в природе зимой.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в парк, где
увидим, какие изменения происходят в мире растений зимой. Прежде, чем мы
отправимся на экскурсию, давайте вспомним правила поведения на природе.
Жалейкин: Привет, привет, привет! Опять без меня собрались путешество-
вать? Да я знаете, как люблю природу изучать?
Педагог: Хорошо, Жалейкин, пошли с нами. А заодно попробуй ответить на
вопрос: как правильно вести себя на природе зимой?
Жалейкин: Правильно? Так же как и летом! Какая разница? Вышел и по-
шел, гуляй себе на здоровье!
Дети: Ну ты сравнил, Жалейкин, лето и зиму! Во-первых, зимой нужно
одеться тепло, чтобы не замерзнуть.
Жалейкин: Ну это-то я сделал – вон у меня какая теплая шубейка!
Дети: Во-вторых, где твои шапка и варежки?
Жалейкин: Да на что они? Я знаете какой горячий? Как начну бегать да ска-
кать, жарко становится!
Дети: Это тебе в теплом помещении жарко, а как выйдешь на улицу, да еще и
постоишь смирно, сразу мороз пробирает! А особенно на природе»
Жалейкин: А что это я буду смирно стоять? Этого я не люблю! Вы еще ска-
жите, что я молчать должен!
Дети: Если ты будешь бегать и шуметь, то распугаешь птиц – как же мы бу-
дем за ними наблюдать?
Педагог: Ребята, а как вы думаете, что еще нужно для того, чтобы наша экс-
курсия получилась интересной и полезной?
Дети: Нужно внимательно слушать педагога и приглядываться к природе –
вдруг что-то необыкновенное увидишь или найдешь?
Педагог: Совершенно верно! А так как мы идем на разведку зимних примет,
нужно выяснить, когда наступает зима.
Тема: Когда наступает зима?
Педагог: По календарю зима приходит первого декабря. Зима начинается по-
сле выпадения первого нетающего снега и длится до появления первых про-
талин. Условно зиму можно разделить на следующие периоды. Первозимье –
период от выпадения первого снега до декабрьского солнцестояния. Ребята,
какого числа оно происходит?
Дети: Двадцать первого декабря.
Педагог: Совершенно верно. В это время положение солнца над горизонтом
самое низкое. В живой природе наступает глубокий покой: ветви деревьев
спят, и в оттепель не распускаются листочки. Погода неустойчивая. Коренная
3
зима длится с двадцатого декабря до начала февраля. Это период стужи и
метелей. Перелом зимы наступает в феврале и длится до первых проталин. В
жизни растений происходят изменения: ветки деревьев уже готовы к весне и
ждут тепла. Если их взять в комнату, поставить в банку с водой, то через не-
которое время появятся листочки. Увеличивается световой день. Солнце на-
чинает пригревать. Это самый голодный период в жизни животных.
Дети: мы поняли, зимой жизнь в природе замирает!
Педагог: многие так считают, давайте проверим, так ли это?
Тема: Изменения в неживой природе.
Педагог: Ребята, а как вы почувствовали, что пришла зима? Какие изменения
произошли в неживой природе?
Дети:
Дени стали короче, а ночи длиннее. Стало холодно. Иногда бывают
морозы, идет снег, дует холодный ветер. Все занесено снегом.
Жалейкин: Ох уж этот снег! Я-то его люблю, в снежки там поиграть или с
горы покататься, или снеговика слепить можно, а для природы – беда!
Педагог: Почему ты так думаешь?
Жалейкин: Ну как же – он же холодный! Вот растения и погибают от него!
Он их морозит!
Дети: Нет, Жалейкин, ты неправ. Снег покрывает землю снежной шубкой, не
дает морозам пробиться к почве. И растения зимой не погибают, просто спят
в ожидании весны.
Жалейкин: Ага, а животные?
Педагог: Снежная шубка состоит из отдельных снежинок. Между ними –
воздух. Эта прослойка удерживает тепло. Вот почему снежное «одеяло» мо-
жет защищать корни растений от морозов. Это же свойство снега используют
эскимосы (северный народ), строя из него себе жилище - иглу. В сильные мо-
розы звери (собаки, волки) спасаются в снегу от морозов. Даже птицы (те-
терева, куропатки) закапываются в снег от холодов. На севере, на Чукотке,
охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег с соба-
ками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из-под сне-
га живыми. Вода в реке закрыта снежно-ледовым покрывалом, она надежно
защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других водных животных
-от гибели. Снег очень интересный, давайте познакомимся с ним поближе?
Какие свойства снега вы заметили?
Тема: Знакомство со снегом.
Дети: Снег белый и холодный.
Педагог: А еще? Пахнет ли снег? Понюхайте его!
Дети: Он пахнет влагой, свежестью, арбузом!
Педагог: Если наступить на снег, услышите ли вы какие-нибудь звуки?
Дети: Да, снег скрипит. А еще он тает, когда берешь его в руку, просто
превращается в воду.
4
Педагог: Ребята, а как вы думаете, снег покрывает землю равномерно или
нет?
Дети: Конечно, равномерно!
Педагог: Давайте проверим?
Жалейкин: А что проверять-то? И так видно, что снег везде ровненько ле-
жит!
Педагог: Я предлагаю вам объединиться по пять человек для выполнения не-
большого исследования. Каждая команда измеряет высоту снежного покрова
в отведенном для них месте. Измеряющий держит линейку строго перпенди-
кулярно земле, то есть вот так (педагог показывает, в каком положении дер-
жать линейку). Линейку аккуратно опускаем в снег, пока она не упрется в
почву. Отмечаем уровень снега на линейке. Сообщаете мне результат, я зано-
шу его в таблицу. Затем мы сравниваем полученные цифры и выясняем, дей-
ствительно ли уровень снега везде одинаков.
Пример таблицы для занесения полученных данных
№
Место отбора
пробы снега
Высота снегового по-
крова
1
2
Педагог: Я зачитываю результаты измерений.
Дети: Мы поняли – на открытых местах снега меньше – его сдувает ветер, а в
защищенных от ветра и укромных уголках его значительно больше, а мы и
внимания на это не обращали.
Жалейкин: Какой, оказывается, снег удивительный! Это здорово, не зря,
значит, он мне так нравится! Очень я его люблю! И зиму тоже! Я знаете,
сколько зимних загадок знаю! Загадать?
Дети: Давай!
Вторая остановка. Загадочно-стихотворная.
Жалейкин:
Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажите время года.
(Зима)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу,
Белы дома.
Ночью к нам пришла ...
5
(Зима)
Наши окна – как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…
(Мороз)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…
(Снег)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не шилось, и не ткалось,
А с неба на землю свалилось.
(Снег)
Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз.
(Сосулька)
По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый...
(Снеговик)
6
Третья остановка.
Тема: Жизнь деревьев зимой.
Педагог: Ребята, помните, на осенней экскурсии мы с вами говорили о разно-
образии растений и определяли их по определителю. Можете ли вы узнать
окружающие вас деревья? Назовите их.
Жалейкин: Что, совсем никто не может назвать? Доставайте быстрей опре-
делители!
Дети: Ничего не получится! Осенью мы определяли деревья по листьям и
плодам, а зимой их нет.
Педагог: Все деревья и кустарники имеют определенные признаки, по кото-
рым их можно узнать в любое время года. По листьям, цветам и плодам их
можно различить летом и осенью. Зимой основными признаками являются
силуэт дерева, форма зимующих почек и цвет коры.
Педагог демонстрирует схему «Различные формы кроны в безлистном состо-
янии».
Жалейкин: Я понял, когда нет листьев, деревья можно определять по форме
кроны.
Педагог: И не только! У меня в руках мини-определитель деревьев по зиму-
ющим почкам. Как вы думаете, что находится внутри почки?
Дети: Молодые листики.
Педагог: Правильно! Внутри спят листики или цветки в зачаточном состоя-
нии. Я предлагаю вам объединиться в группы по пять человек для выполне-
ния небольшого исследования. Каждой команде я предлагаю определить по
одному дереву и зарисовать его силуэт. Определение будете проводить по си-
луэтам деревьев в безлистном состоянии и по зимующим почкам. Вы, я ду-
маю, заметили, что почки разных деревьев значительно различаются между
собой. В процессе определения обратите внимание на следующие признаки:
Расположение почек на ветках. Как и листья, почки располагаются «супро-
тивно» или «очередно».
Цвет почки и ветки.
Форма ветки. Форма почек (заостренная или округлая).
Чем покрыта почка – волосками или чешуями. Если чешуйками, то сколько
их, клейкие или нет.
Педагог: Молодцы, все сумели правильно выполнить задание!
Дети: Мы заметили, что деревья различаются не только по силуэту, но и цвет
коры у них разный.
Жалейкин: И рисунок коры у каждого свой!
Педагог: Ребята, а давайте сделаем портреты деревьев по коре!
Дети: Кору что ли срисовывать?
Педагог: Нет, скорее фотографировать!
Жалейкин: Я тоже хочу фотографировать кору! Быстрей расскажите мне, как
это делается!
Педагог: Берем лист бумаги, скотчем прикрепляем к коре, очень аккуратно,
чтобы не порвать бумагу, восковыми карандашами раскрашиваем бумагу.
7
Дети: Ого, получается отпечаток коры!
Педагог: каждая команда демонстрирует портрет своего дерева.
Жалейкин: Ребята, смотрите, все портреты разные! А мне казалось, что кора
везде одинаковая. Чудеса, да и только!
Педагог: Ребята, теперь вы можете сказать по каким основным признакам зи-
мой определяют деревья?
Дети: Зимой деревья определяют по силуэту дерева, по почкам, цвету и ри-
сунку коры.
Жалейкин: Ребята, а вы заметили, что на липе и клене еще висят семена?
Зачем они зимой нужны?
Педагог: Давайте вместе попробуем найти ответ на этот вопрос, вы помните
каким было ваше домашнее задание?
Дети: Да, вы нам предложили понаблюдать за тем, как зимой кормятся
разные птицы.
Педагог: Расскажите, какие особенности кормежки вы заметили?
Дети: Мы видели, что некоторые птицы кормятся плодами и семенами расте-
ний, а потом улетают.
Педагог: Дрозд заглатывает ягоды целиком (даже промороженные). Мякоть
переваривается, а семена вместе с экскрементами попадут туда, где дрозд бу-
дет отдыхать после обеда. Таким образом, они не только переместятся по-
дальше от материнского растения, но и пройдут «предпосевную подготовку»
(оболочка будет обработана особыми веществами пищеварительного тракта
птицы) и получат некоторый запас питательных веществ на первое время в
виде птичьего помета.
Снегири любят кормиться на ясене. Птица отрывает плод-крылатку и
извлекает семечко. Но далеко не все плоды удается удержать в клюве – мно-
гие из них выскальзывают и уносятся ветром. Если бы не снегирь, возможно,
эти плоды провисели бы до весны, но когда развернутся листья, дальность
переноса их ветром значительно снизится.
Дети: Теперь понятно, почему столько семян с крылышками осталось висеть
на деревьях. Днем снег подтаивает, а ночью его схватывает мороз, утром об-
разуется гладкая поверхность, по которой ветер далеко уносит семена с кры-
лышками-парусами.
Педагог: А вот и ярко-красные гроздья рябины, калины и плоды шиповника.
Какое
значение
имеет
яркая
окраска
плодов
этих
растений?
Дети: Яркая окраска привлекает птиц – они издалека видят лакомство. Кали-
на тоже распространяется птицами. Мы видим на снегу целые ягоды, уро-
ненные неаккуратными дроздами, и пустые оболочки – остатки обеда снеги-
рей. А вон сколько елей! Интересно, а почему шишки расположены в основ-
ном на верхних ветках?
Педагог: Эта часть кроны лучше освещена, и в ней вырабатывается больше
питательных веществ, которые необходимы для развития семян. Кроме того,
для ветроопыляемого растения, семена которого разносятся ветром, важно,
8
чтобы плодоносящие побеги располагались на максимально открытом про-
странстве, то есть на верхушке кроны.
Четвертая остановка.
Тема: Поэзия зимы.
Педагог: Ребята, посмотрите вокруг.
Дети: Это самое красивое место на нашем маршруте!
Педагог: Вы правы,
согласитесь, что в таком замечательном природном
окружении хочется читать стихи. Прекрасная холодная сверкающая зимняя
красота природы вдохновляла многих поэтов и композиторов на создание
поэтических шедевров. Не правда ли? Может быть, кто-то из вас знает стихо-
творение, посвященное зиме и может его прочесть нам?
Дети и педагог читают стихи.
Зима
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!»
(М. Пожаров)
Берёза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
9
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
(С. Есенин)
Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
10
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
(К. Бальмонт)
Пятая остановка.
Тема: Жизнь травянистых растений зимой.
Педагог: Ребята, мы с вами пронаблюдали, как зимуют деревья.
Жалейкин: Смотрите, что я обнаружил!
Дети: Это мох, а это – лишайник! А мох-то какой зеленый! Он не боится мо-
роза?
Педагог: Мхи и лишайники – самые неприхотливые растения. А вот и наш
знакомый трутовик – он тоже зимует в открытом виде, никакой мороз ему не
страшен. А знаете ли вы, как зимуют травянистые растения?
Дети: А разве они не погибают осенью? Трава засыхает и отмирает.
Педагог: А откуда весной появляются новые растения?
Дети: Они вырастают из семян.
Педагог: Да, многие растения живут всего один год. Такие растения называ-
ются однолетними. Они погибают осенью, но успевают оставить семена в
почве. Но все ли травянистые растения однолетки?
Дети: Нет, еще есть многолетники.
Педагог: Многолетники сохраняют жизнь в корневищах, луковицах и клуб-
нях. А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом?
Дети: Да нет под снегом ничего – одна земля!
Педагог: Давайте проверим? Каждая команда берет по лопатке и расчищает
небольшой участок. Тот, кто обнаружит растения, зовет всех остальных.
Дети: Мы обнаружили длинные зеленые листья.
Педагог: Это злаки. Рядом – лист одуванчика. А это тысячелистник. А это
листья чистотела. А листья манжетки узнали? А вот и пастушья сумка – у нее
не только листики зеленые, но бутончики не сброшены. Так же как и у люти-
ка едкого. Растения, зимующие под снегом в зеленом виде, называются зим-
незелеными. От солнечной активности и морозов их спасает снежное одеяло.
Некоторые растения не сбрасывают ни листьев, ни бутонов – они раскроются
по весне в числе первых.
Дети: Кто бы мог подумать, что под снегом столько зеленых растений!
Тема: Следы на снегу (буквы в книге зимы).
Педагог: Ребята, посмотрите сколько следов на снегу! Самые настоящие бук-
вы в книге зимы. Кто чем пишет? Звери – лапами, и пятерней, и хвостом, и
носом, и брюхом. Птицы – лапками да хвостом, а еще – крыльями. А кто как
читает? Звери умудряются носом читать. Собака, например, понюхает буквы
в книге зимы и прочтет: «Здесь был шпиц. Я молодой и веселый мальчик.
Всегда готов играть!» или: «Я – овчарка! Не подходи!» или «Тут только что
пробежала мышка». И такой нос у зверей грамотный – ни за что не ошибется!
11
Ребята, давайте и мы ненадолго станем следопытами, попробуем определить,
кто на снегу расписался. Чтобы определить владельца следов, нужно сверить-
ся с изображением следа в определительном листе.
Дети: Это собака отпечатки лап оставила! А это кошка! А тут воробьи прыга-
ли! А это мышонок пробежал! А кошка, наверное, за ним бежала! Да тут це-
лую историю можно рассказать!
Педагог: Отпечатки лап и других частей тела называются следами передви-
жения. Если внимательно присмотреться к отметкам на снегу, то можно
научиться читать в книге зимы про разные происшествия в жизни животных.
Но это очень сложно, нужно много знать, быть внимательным и терпеливым.
Жалейкин: Смотрите, какую смешную шишку я нашел!
Дети: Она не смешная, просто ее кто-то грыз!
Педагог: Ребята, посмотрите, как здесь много погрызенных шишек! Давайте
соберем их и выложим в ряд! Молодцы! Сравните шишки - одинаковые ли у
них погрызы?
Дети: Нет, шишки выглядят по-разному.
Педагог: Я вновь предлагаю вам поработать с определительными листами и
найти ответ на вопрос: кто обедал найденными вами шишками? Разным ко-
мандам достаются разные виды шишек.
Дети: Нашей команде достались шишки, которыми обедали мышки.
Педагог: Как вы это определили?
Дети: У шишек, объеденных мышами, чешуйки отгрызены далеко от стерж-
ня, словно подстрижены ножницами.
Дети: А нашими шишками кормились белки – чешуйки у наших шишек от-
грызены у самого стержня. Белки отгрызают чешуйки на шишках и достают
из-под них семена.
Жалейкин: Так вот что едят белки! А я-то думаю, как же они шишки едят,
они же деревянные и несъедобные!
Дети: Вот оно семечко, смотри, Жалейкин!
Жалейкин: Ага, и с крылышком, чтобы ветер его подальше унес, и оно там
проросло!
Дети: А тут целая куча растрепанных шишек! Это кузница дятла. Ишь как
растрепал шишки!
Педагог: Дятел находит в стволе дерева углубление или развилку, вставляет
туда шишку. Он прилетает к «станку», держа сорванную шишку в клюве, за-
бивает в станок, сильно размахивается и начинает доставать семена. Пустую
растрепанную шишку дятел бросает на землю, улетает, возвращается с новой
добычей. Под деревом-«кузницей» скапливаются большие кучи шишек.
Остатки и запасы пищи - тоже следы. Это следы кормовой деятельности. На
маршруте нам неоднократно встречались гнезда птиц. Норы, логова, гнезда,
ходы под снегом – следы, связанные с устройством убежища.
Дети: Это столько бывает следов?
12
Педагог: Я назвала далеко не все виды следов. Но об этом мы поговорим в
другой раз. А сейчас ответьте на вопрос: что самое опасное для животных зи-
мой?
Дети: Конечно, мороз!
Педагог: Низкие температуры опасны для животных, но еще страшней голод.
У зверей и птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь со-
гревает, по всем жилкам разливается тепло. Жирок под кожей – лучшая под-
кладка под теплую пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, сквозь перо прой-
мет, а жир под кожей никакой мороз не возьмет. Если бы пищи вволю, не
страшна была бы зима. Зима – суровое время для зверей и птиц. Нелегко жи-
вотным найти пропитание при глубоком снеге и друзья природы должны им в
этом помочь. Подкормка диких животных требует внимания и знаний. Сейчас
мы с вами отправимся на кормовую площадку, туда, где мы осенью повесили
кормушки. А, кстати, вы не забываете подсыпать корм в ваши оконные кор-
мушки?
Дети: Нет, мы всю зиму подкармливаем птиц.
Педагог: Расскажите, какой корм подходит для этого?
Дети: Семена подсолнечника, тыквенные и арбузные семена – только их луч-
ше раздавить.
Жалейкин: А жареные семечки можно?
Дети: Нет, семена должны быть нежареные. А еще синицы и поползни очень
любят сало, только несоленое.
Педагог: Сейчас мы заполним кормушки семенами, отойдем подальше и бу-
дем наблюдать за поведением птиц. Это очень увлекательно!
Дети: А для птиц очень радостно!
Педагог: Ребята, наш поход в природу подошел к концу. Я думаю, что вы
многое увидели, услышали, поняли.
Дети: А еще мы помогли птицам, порадовали их!
Педагог: Наша следующая встреча произойдет весной, и мы увидим весен-
ние изменения в природе, а пока ответьте на вопросы блеф-турнира.
Учащиеся отвечают на вопросы педагога по теме занятия..
Педагог: Молодцы, ребята! До новых встреч!
13