Автор: Светлана Павловна Кончакова
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Бондарево, Бейский район, Республика Хакасия
Наименование материала: урок истории 7 класс РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВОПРОХОДЦЫ XVII века.
Тема: РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВОПРОХОДЦЫ XVII века.
Раздел: среднее образование
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВОПРОХОДЦЫ XVII века.
открытый урок истории в 7 классе
Основные вопросы изучения
материала
1.Заселение земель Сибири.
2. Семён Дежнёв.
3. Походы на Дальний Восток.
4. Освоение Сибири. Территория Хакасско Минусинской котловины в XVII веке.
Тип урока
Изучение нового материала
Ресурсы урока
Учебник параграф 25, карта, презентация, рабочие листы
Основные понятия и термины
Острог. Колонизация. (Абориген. Аманат. Коч - стр.94)
Основные даты
1643-1646 гг.- поход Василия Пояркова на Амур.
1648-1649 гг.- походы Семёна Дежнёва.
1649-1653 гг. – походы Ерофея Хабарова.
Персоналии
Василий Поярков. Семён Дежнёв. Ерофей Хабаров.
Домашнее задание
Параграф 25, продолжить заполнение таблицы землепроходцы и первооткрыватели,
задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»
Модули
урока
Учебные задачи для организации
образовательного процесса
Основные виды деятельности ученика на
уровне УУД
Оценивание
образовательных
результатов
Мотива
ционно-
целевой
10
минут
Организационный момент. Приветствие
гостей.
Просмотр видеофрагмента.
(Слайд №1)
Подготовка к уроку.
Беседа
Работа с картой
-Покажите на политической карте территорию
современной России? Какое место в мире по
территории занимает Россия? (Слайд №4)
Извлекать из карты сведения в контексте
изучения темы
Беседа
Содержательно-операционный
Работа с учебником.
-Откройте стр. 88 учебника из первого пункта
«Кто и как шел в Сибирь» первого абзаца
выпишите категории населения,
переселявшихся в Сибирь.(ПРОВЕРКА)
- Вам было дано опережающее домашнее
задание, приготовить учебные проекты по теме
урока.
Защита учебных проектов. (Таблица
Контурные карты)Дополнения
- На контурной карте в рабочих листах
отметить разными цветами походы
землепроходцев и путешественников.
(Слайд №5)
- Что же происходило на территории Хакасско
Минусинской котловины в XVII веке. В
школьном музее хранятся две брошюры, в
которых можно найти необходимый материал
по данному периоду в истории Хакасии.
Проект (Кыргызская земля в XVIIвеке)
-Задание в РЛ завершите предложения….
- Что такое острог?
Острог - фортификационное сооружение
(опорный пункт), постоянный или временный
населённый укреплённый пункт, обнесённый
частоколом из заострённых сверху брёвен
(кольев) высотой 4 — 6 метров.
(Слайд №6)
В рабочих листах есть таблица с указанием дат
основания острогов и крепостей. Давайте с ней
поработаем. (Абаканский 1707г.)
(Слайд №7)
Выполнение задания в тетради.
Учебные проекты:
1) 1643-1646 гг.- поход Василия Пояркова на
Амур
2)1648-1649 гг.- походы Семёна Дежнёва.
3)1649-1653 гг. – походы Ерофея Хабарова.
4)
Территория
Хакасско
Минусинской
котловины в XVII веке.
№ Даты
Походы
Выполнение заданий на контурной карте
Работа со словарем Коч Абориген Аманат
КОЛОНИЗАЦИЯ - заселение и хозяйственное
освоение пустующих окраинных земель
страны
Проверка
выполнения
задания
Контрольно-оценочный Рефлексивный
- Выполните следующее задание в рабочих
листах: завершите предложения
- Вернемся к задаче поставленной вначале
урока «Какое значение для будущего России
имели походы русских путешественников и
землепроходцев, осуществленные в XVII
веке?»на стр.92 в рубрике «Подведем итоги»
выделите на ваш взгляд, самые важные
положения (ПРОВЕРКА)
Сибирь привлекала пушными богатствами, новыми
землями, полезными ископаемыми. Состав
переселенцев был
достаточно пёстр: казачество, служилые люди, часто
направляемые в Сибирь «по государеву указу»;
крестьянство, надеявшееся избавиться на новых землях
от угнетения; промысловики.
Государство было заинтересовано в освоении богатых
земель, суливших пополнение казны.
Поэтому правительство поощряло заселение ссудами и
податными льготами, нередко смотря
сквозь пальцы на уход в Сибирь бывших крепостных.
Продвижение в XVII в. в Восточную Сибирь
осуществлялось по двум направлениям. Один
путь лежал вдоль северных морей. Осваивая земли,
русские достигли северо-восточной оконечности
материка. В 1648 г. казак Семён Дежнёвс товарищами на
небольших судах открыл пролив, отделяющий Азию от
Северной Америки. Другой путь на восток шёл вдоль
южных границ
Сибири. В 1643—1646 гг. по Амуру в Охотское море
вышла экспедиция Василия Пояркова, а
в 1649—1653 гг. в Даурию и по Амуру совершил свой
поход Ерофей Хабаров. Таким образом,
в течение XVII в. территория России расширилась до
берегов Тихого океана, Курильских островов
1.С товарищами на небольших судах открыл пролив,
отделяющий Азию от Северной Америки…Семен
Дежнев
2. По Амуру в Охотское море вышла экспедиция
….Василия Пояркова
3. В Даурию и по Амуру совершил свой поход …Ерофей
Хабаров.
Ответы обучающихся
(Слайд №8)
Могущество России Сибирью прирастать будет (М.
Ломоносов)
- Этими словами мне хочется закончить
сегодняшний урок.
Беседа
Домашнее
задание Параграф 25, продолжить
заполнение
таблицы
землепроходцы
и
первооткрыватели,
задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем,
размышляем»