Напоминание

Сущностная характеристика стрессоустойчивости в теории и практике музыкальной деятельности домриста


Автор: Жданова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО «ДМШ №1»
Населённый пункт: г.Новомосковск
Наименование материала: статья
Тема: Сущностная характеристика стрессоустойчивости в теории и практике музыкальной деятельности домриста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сущностная характеристика стрессоустойчивости в теории и

практике музыкальной деятельности домриста

Публичные

выступления

входят

в

структуру

профессиональной

деятельности

музыкантов

практически

любых

специальностей.

От

успешности

этих

выступлений

зависит

зачастую

будущее

молодых

музыкантов,

их

дальнейшая

карьера.

Отсюда

-

важность

оптимального

решения всего комплекса проблем, связанных с этим видом деятельности.

Проблемы, о которых идет речь, группируются в двух блоках. Один из

них

(практически-операционный)

представлен

преимущественно

художественно - интерпретаторскими и профессионально - техническими

аспектами:

насколько исполнение соответствует авторскому замыслу;

дает

ли

оно

основания

говорить

о

его

художе ственной

содержательности, глубине и творческой убедительности;

• удовлетворяет ли в «техническом» отношении и т.д. Таков, в общем,

круг проблем, образующих первый из указанных разделов.

Другой

(психолого-терапевтический)

-

непосредственно

связан

с

психологической подготовкой исполнителя к публичному выступлению. Она

предполагает волевую саморегуляцию музыканта-исполнителя, основанную

на объективном контроле собственных действий, гибкой коррекции их по

мере необходимости.

Подготовке такого рода уделяется в силу разных причин значительно

меньше внимания, нежели собственно исполнительской, профессионально-

технической готовности к выступлению, хотя она особенно важна. Отсюда

нередки

сценические

неудачи

учащихся,

даже

при

вполне

достаточной

«технической»

оснащенности,

то

есть

существуют основные,

генетически

первичные причины сценического волнения, имеющего, как было сказано,

деструктивные последствия. Во - первых, следует начать с того, что действия

музыканта-исполнителя происходят «на публике», он находится в центре

внимания многих людей; эта ситуация почти всегда сопряжена с волнением, с

сильным нервно-психическим напряжением.

Ощутимо влияющим на нервно - психическое состояние музыканта,

следует отнести и группу так называемых «эгофакторов», то есть факторов,

имеющих отношение к таким характерологическим качествам и свойствам

человека как самолюбие, амбициозность и т.п. Домрист не может оставаться

безразличным

к

тому,

какое

место

отводится

ему

в

профессиональной

иерархии;

как

его

оценивают

педагог,

товарищи,

родители;

какова

его

собственная самооценка - и все это вместе взятое вызывает, естественно,

адекватные реакции со стороны психики.

Существуют

и

другие

причины,

обусловленные

спецификой

публичного

выступления

и

повышающие

градус

нервно

-

психической

напряженности

исполнителя,

как

до

выхода

на

сцену,

так

и

в

процессе

музицирования. Самосознание того, что он, исполнитель, не имеет права на

ошибку, на технический сбой - на сцене, как известно, исправлять свои

промахи нельзя - действует угнетающим образом на психику. Боязнь забыть

текст,

спутаться

во

время

игры

(программы

на

концертах,

конкурсах

исполняются наизусть) также выступает в качестве стрессора, имеющего

следствием

соответствующее

нервно-психическое

состояние

музыканта-

исполнителя.

По

вопросам

сценического

волнения

высказывались

многие

авторитетные специалисты - как концертирующие музыканты, так и педагоги,

методисты. Исходя из важности обобщения и анализа профессионального

опыта, накопленного практикой, специальный раздел исследования посвящен

рассмотрению наиболее значимых суждений и мнений по данной проблеме.

Сценическое волнение

одна

из

форм

психического

состояния

личности

до

и

вовремя

концертного

(публичного)

выступления.

Многие

преподаватели

предлагают

музыкантам

-

исполнителям

рекомендации,

основанные на личном опыте, на субъективных ощущениях. Как показывает

практика, волнение имеет место у всех. Но у одних домристов, волнение,

будучи контролируемым, является стимулом для большего вдохновения, у

других

выйдя

за

рамки

контроля

вызывает

полную

депрессию,

скованность всего тела, в том числе и двигательного аппарата, результатом

чего

является

плохое

звучание,

потеря

контроля,

вялое

сценическое

и

эмоциональное

выражение.

У

третьих

волнение

вызывает

непомерную

возбудимость и суетливость, которые также мешают нормальной работе всех

компонентов

домровой

координации,

что

выражается

в

повышении

интонации,

чрезмерном

напряжении,

излишней

жестикуляции

и

мимике.

Волнение

домриста

на

сцене

нередко

уничтожает

всю

предварительную

работу.

Несомненно,

что

вопросы

волнения

непосредственно связаны

с

индивидуальной

структурой

его

нервной

системы,

типом

нервной

деятельности. Сценическое волнение на всех действует по - разному. Один -

ничего

не

боится,

другой

испытывает

чрезмерное

нервно

-

мышечное

возбуждение, третий впадает в прострацию, четвертый не может совладать с

чрезмерным эмоциональным возбуждением и т.д. Отметим, что в практике

бывают исполнители, которые хорошо играют в процессе репетиционной

работы, но многое утрачивают на сцене. Бывает и наоборот: исполнитель, на

которого не возлагают особых надежд на сцене, настраивается и играет

значительно

лучше,

чем

другие.

Многое

зависит

тут

от

типа

нервной

системы, умения настроить себя на успех, силы воли.

Понятие

сценического

волнения

в

психолого-педагогической

литературе. Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми

музыкантами во время выхода на сценическую площадку, сопровождается

изменениями в организме, характерными для «предстартовой лихорадки».

Тормозные

процессы

в

коре

головного

мозга

не

могут

сдерживать

в о з бу ж д е н и е ,

п о в е д е н и е

с т а н о в и т с я

с у е тл и в ы м ,

в н и м а н и е

рассредоточивается,

уровень

помехоустойчивости

и

адаптивных

возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не

всегда адекватно ситуации.

Иногда музыкант - исполнитель жалуется, что у него пропало всякое

желание к творчеству, что всё ему стало безразлично и хочется лишь одного -

чтобы его оставили в покое. Такая форма сценического волнения имеет

схожие черты с состоянием «предстартовая апатия». При этом тормозные

процессы в коре головного мозга превалируют над возбуждением, ощущается

вялость,

нежелание

действовать,

реакции

замедляются,

уровень

помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное

возбуждение не велико.

Известный музыкант - исполнитель Г.Г. Нейгауз [18] утверждал, что

увлечённость

художественными

образами

благотворно

влияет

на

особенности сценического состояния. Но интерес к определенной музыке не

является

фактором,

освобождающим

исполнителя

от

сомнений

о

том,

достоин ли он прикасаться к таким произведениям. Восхищение личностью

композитора не всегда устраняет страх перед возможной ошибкой. Не трудно

сказать

ученику,

что

увлечённость

творческими

задачами

-

лучшее

«лекарство» от негативных видов сценического волнения, но порой сложно

объяснить, как, каким образом обрести на сцене увлечённость тому, кто не

может

сосредоточить

внимание

на

исполнительском

процессе

из-за

эстрадного волнения.

Нет двух артистов, которые испытывают одинаковое психологическое

состояние

в

момент

выхода

на

концертную

площадку.

Один

ученик

испытывает боязнь ошибиться, забыть текст, другой сковывается обстановкой

концертного

зала.

Другие

испытывают

дискомфорт

вследствие

большого

числа зрителей, кто - то мучается, чувствуя свою недостаточную подготовку,

кто-то начинает понимать несоответствие своих способностей и притязаний.

Часть

испытывают

состояние

творческого

подъёма

и

с

радостью,

с

нетерпением ждут общения с публикой.

К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же

уроков,

с

самого

начала

работы

над

музыкальным

произведением.

Концертность – это, прежде всего внутренняя взволнованность, душевный

подъем, ощущение праздничности момента, радости от того, что исполнителя

слушают.

Ученики,

как

правило,

волнуются

в

классе,

принося

первый

раз

произведение на урок педагогу. В каком-то смысле класс становится сценой

выступления,

а

преподаватель

слушателем,

причем

самым

строгим,

компетентным,

все

понимающим

слушателем.

Волнение,

охватывающее

ученика

в

этот

момент,

по

сути

дела,

имеет

то

же

психологическое

содержание, психологическую природу, что и сценическое волнение. Другое

дело, что важно не «перегореть» эмоционально и психологически до времени

выхода

ученика

на

сцену.

Исполнение

должно

сочетаться

с

работой

кропотливой

и

обстоятельной;

моменты

эмоционального

парения

с

тщательным профессиональным анализом действий. Только в этом случае не

будет

дисбаланса

в

ту

или

другую

сторону,

только

при

таком

условии

исполнитель будет и эмоционально и профессионально-технически готов к

встрече со слушателями.

З н а н и е

п с и х и ч е с к и х

( и н д и в и д у а л ь н о - л и ч н о с т н ы х )

и

профессиональных

свойств

ученика

в

их

взаимосвязях

и

зависимостях

абсолютно необходимы педагогу в выработке оптимальных путей и способов

поведения к концертным выступлениям.

Выявим причины сценического волнения и их генетические истоки.

Причем

индивидуальные

соотношения

в

этом

комплексе,

всегда

неодинаковы, всегда различны. Чаще всего волнение навевается мыслями

(или бессознательными ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Каковы

будут

оценки

моего

выступления?»,

«Какое

место

будет

отведено

мне

в

профессиональной иерархии?» др. Надо прямо сказать, что забота домриста о

своем профессиональном мастерстве вполне закономерна и естественна; в

них нет ровным счетом ничего предосудительного. В то же время бесспорно

и

другое:

преувеличенное

опасение

заслужить

критическую

оценку

со

стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет

тем самым положение исполнителя.

Молодых исполнителей надо подготавливать к выходу на сцену – и

подготавливать не только в профессионально - исполнительском плане, но и

психологическом.

Одежда

исполнителя

также

имеет

значение

для

выступающего

-

она

может

либо

действовать

на

него

успокаивающим

образом, либо являться стрессогенным фактором.

У детей музыкально одаренных, обладающих особыми сценическими

способностями, этот дар самососредоточения проявляется в той или иной

мере интуитивно. Это не значит, однако, что его не следует специально

развивать. Следует иногда говорить ученику на уроке: «Представь, что ты

играешь на публике. Войди в это состояние. Причем твоя основная и главная

задача

-

сосредоточиться

на

исполняемом

произведении.

Присутствие

большого числа людей, неожиданные шумы - кашель, упавшие ключи, сигнал

телефона

-

ничто

не

должно

тебя

отвлекать.

Требуется

предельная

концентрация внимания на звучании инструмента, на фразировке, на показе

образа и т.д. - вот твоя цель, и чем скорее ты достигнешь ее, тем скорее

станешь

артистом».

Способность

самососредоточения

как

наиболее

эффективного метода борьбы со сценическим волнением можно и нужно

развивать в процессе предконцертной подготовки музыканта-исполнителя.

Любовь к сцене, эстетическое наслаждение, получаемое исполнителем

от

пребывания

на

ней,

и

помогает,

в

конечном

счете,

преодолеть

разрушительную силу сценического волнения, научиться его контролировать.

Осмысление заключается в том, что провалы в памяти на сцене не

всегда являются результатом недостаточной выученности текста. И, тем не

менее,

произведение

должно

быть

выучено

не

на

100,

а

на

150%;

самоощущение «чистой совести» исполнителя («я все выучил с предельной

тщательностью») принесет ему уверенность в себе, повысит ее.

Каковы же причины страха перед сценой:

- преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны

посторонних

только

лишь

повышает

планку

волнения

и

усугубляет

тем

самым

положение

исполнителя:

боязнь

неудачи,

причем

публичной,

«прилюдной». В этой связи, подчеркивают музыканты - практики, особенно

важна предельная, тщательная и добросовестная «сделанность» программы, с

которой предстоит выйти на сцену. Само внутреннее ощущение «все сделано

наилучшим

образом

и

с

предельной

добросовестностью»

действует

успокаивающе, снимает излишнюю остроту волнения;

-

чувство

ответственности

исполнителя

за

свое

выступление.

Безусловно, когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно

не только неприятно для исполнителя, но и чревато для него определенными

потерями на сцене.

-

внушенная

мысль

о

возможном

«провале».

Мысль

о

неудачном

выступлении

может

перейти

в

опасное

самовнушение.

Нужно

уметь

защищаться от враждебного внушения;

- осечка памяти из-за сильного волнения (боязнь учащегося забыть

текст). Он не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный или

словесный текст. Во время концертного исполнения могут быть неполадки в

тех сторонах исполнительского процесса, которые должны осуществляться

автоматически,

без

участия

сознания.

Волнуются,

исполняя публично,

потому

что

боятся

забыть;

забывают,

как

правило,

именно

потому,

что

чрезмерно

волнуются.

Провалы

в

памяти

на

сцене

не

всегда

являются

результатом недостаточной выученности текста;

- неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с волнением.

Учащийся должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной

фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу. Что - то может

быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно;

- неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления

психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала

на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя

зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним

происходит

до

начала

исполнения,

как

он

реагирует

на

сценическую

ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором;

- усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя,

особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления -

как физического, так и эмоционального.

Анализируя

проблему

сценического

волнения,

исследователи

(Л.А.

Баренбойм,

Г.М.

Коган,

Г.Г.

Нейгауз,

С.И.

Савшинский,

С.Е.

Фейнберг)

отмечают, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции

исполнителя, типа его нервной системы. Адаптация к волнению является

ведущим

условием

в

музыкальном

исполнительстве,

имеющим

силу,

равнозначную

владению

профессиональными

навыками

и

является

психологической задачей предконцертной подготовки.



В раздел образования