Напоминание

"Семейный бюджет"


Автор: Садрисламова Зульфия Галимзяновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: г.Янаул, Башкортостан
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Семейный бюджет"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Цель:

Коррекционно – обучающая:

1. Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями

бюджета

2.Сформировать общее представление воспитанников об экономике

домашнего хозяйства.

3.Познакомить со статьями доходов и расходов.

4.Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной

экономики.

Коррекционно – развивающие:

1.Корригировать зрительное восприятие в процессе просмотра

мультимедийной презентации.

2.Развивать навыки диалогической речи воспитанников при ответах на

вопросы.

3.Расширять и активизировать словарь воспитанников через усвоение новых

терминов.

4.Развивать познавательную активность воспитанников при постановке

вопросов.

5.Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание новых

понятий.

6.Коррекция мышления.

Воспитательные:

1.Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Оборудование: мультимедийная презентация, школьная доска, письменные

принадлежности.

I.Орг. момент

Добрый день уважаемые гости, ребята!

Садитесь поудобнее, улыбнитесь друг другу, подарите улыбку мне. Спасибо.

II.Вводная часть

Воспитатель: сейчас мы с вами проведём небольшой опрос, внимательно

слушайте, потом вы должны будите ответить на вопрос: «О чем пойдет речь

на нашем занятии?

- Скажите пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?

Дети: - (ответы детей)

- Сколько стоит буханка хлеба? 1кг.сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная

паста?

Дети: - (ответы детей)

Воспитатель: правильно ребята, молодцы, все вы что-то да покупаете. А на

что? Откуда берёте деньги?

Дети: - (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а вы догадались, а чём мы сегодня будем говорить?

Дети: - (Ответы детей)

Воспитатель: правильно ребята, сегодня мы будем говорить, что такое

«Семейный бюджет»?

Воспитатель: - Сегодня ребята мы с вами откроем тайну семейного

«финансирования», то есть узнаем, что такое «семейный бюджет». Выясним

что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности

каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.

- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Рассказ воспитателя

- Часто именно неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно

распоряжаться теми средствами, которые у нас есть, приводит партнеров к

взаимному разочарованию, обидам и недовольству, а некоторые семьи и к

разводу. Для счастливой жизни помимо всего прочего, необходимо ещё и

финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет.

Чтобы бюджет, как говорится, ломился от денег. Для этого не обязательно

каждый месяц зарабатывать по миллиону долларов (хотя и это можно),

необходимо всего лишь научиться правильно вести семейный бюджет и

распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент

ваша семья.

Вот уже несколько раз я повторила - «семейный бюджет», а что это такое?

Слайд 2

Словарная работа

Бюджет - это роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи

или отдельного лица на определенный срок (год).

Слайд 3

Семейный бюджет - это сумма всех доходов и расходов семьи за

определённый период времени.

С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и

расходы.

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных

источников.

Слайд 4

Расходы - это затраты денежных средств на товары и услуги.

III.Основная часть

Таким образом, бюджет - это своеобразный план семьи.

Как сделать так, чтобы в семейном бюджете хватало денег? Как сделать так,

чтобы не только хорошо зарабатывать деньги, но можно было откладывать

деньги на крупные покупки, обучение?

Обычно, если возникают подобные ситуации, то советуют либо больше

зарабатывать, либо экономить. Это, в общем, разумные советы. Только чтобы

воплотить их в жизнь, требуется не только желание, а и знание некоторых

приемов и технологий.

Фронтальная работа.

Воспитатель: важно ли планировать бюджет семьи?

Дети: важно, чтобы расходы не превышали доходы.

При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

Воспитатель: а есть ли бюджет у нашего государства?

Дети: есть

Воспитатель: кто его планирует?

Дети: – Правительство.

Воспитатель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?

Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.

Воспитатель: – А вы принимаете участие в планировании семейного

бюджета?

Дети. Несколько человек поднимают руку.

Воспитатель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать

интересы каждого члена семьи.

Ролевая игра «Источники доходов семьи».

На доске карточки прикреплены магнитами.

Воспитатель распределяет роли и раздает реквизит:

Бабушке – платок, очки.

Папе - галстук.

Маме – фартук, куклу.

Старшему брату – студенческий билет.

Задание.

Воспитатель: - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен

выбрать свой источник доходов (карточку на доске).

Задание классу.

- А вы должны проверить правильность выбора.

Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку,

указывающую на источник его доходов.

Слайд 5

Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.

(Дети читают хором источники доходов).

Воспитатель: бабушка

Дети: пенсия.

Воспитатель: папа.

Дети: зарплата.

Воспитатель: старший брат.

Дети: стипендия.

Воспитатель: мама с маленькой дочкой.

Дети: пособие.

– Молодцы!

Слайд 6,7

Воспитатель: что же такое доход семьи и с чего он складывается? Мама и

папа работают. Что они получают за свой труд?

Дети: ответы детей (зарплату)

Воспитатель: Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это

оплата труда за месяц, или за неделю, или за день

Воспитатель: В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не

работают. Что получают дедушка и бабушка?

Дети: Ответы детей (пенсию)

Воспитатель: Кому еще в нашем государстве платят пенсию??

Дети: Ответы детей (Инвалидам)

Воспитатель: Детям платят?

Дети: Ответы детей (детское пособие)

Воспитатель: Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: что?

Дети: Ответы детей (стипендию)

Воспитатель: что еще может приносить доход семье? (пособия, субсидии;

доход от приусадебного хозяйства и другие).

Доходы - это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.

- Ребята, из чего складываются доходы вашей семьи?

Дети: ответы детей

Слайд 8

Воспитатель:

- Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если

известно, что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа

работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей, дочка за учебу в

училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?

Дети: Ответы детей

Слайд 9

Воспитатель:

Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей)

- В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию.

Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии.

Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к

заработной плате за особые успехи в работе) Каким сейчас стал семейный

бюджет?

Дети: Ответы детей

Физкультурная минутка.

На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром,

цена кусается, не по карману, по сходной цене, , за грош, с Гулькин нос.

(Дорого – прыгаем вверх, дёшево – прыгаем на корточках).

Слайд 10

Воспитатель: хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не

обойтись без расходов.

Расходы - плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и

одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе,

учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

Коллективная работа.

Воспитатель: - А теперь выполним более сложную работу.

На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата,

транспортные услуги, продукты.

Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.

Пока звучит музыка, вы выполняете задание.

Проверка. На доске (за шторкой) правильно выполненное задание.

Доходы

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие

Воспитатель: на что расходуются деньги в семье? Какие бывают расходы?

Дети (ответы детей) (Обязательные и текущие).

Воспитатель: теперь рассмотрим необходимые семейные расходы.

«А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?»

Дети: ответы детей

Подводим итог.

Воспитатель: «Как вы думаете могут ли расходы превышать доходы?»

дети: ответы детей

Воспитатель: «Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»

Дети: Ответы детей

Воспитатель:

На что расходуются деньги в вашей семье?

Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить

свои расходы. Обсудите в парах, на что вы потратите деньги в. (Работа в

группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в

первую очередь)

Слайд 11

Основные статьи расходов семейного бюджета.

Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на:

Обязательные Текущие

Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы?

(Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)

Какие текущие расходы?

(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные

расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)

- Сейчас предлагаем вам выполнить задание на карточках парами.

Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы:

обязательные и текущие.

Задание. Упражнение "Расходы семейного бюджета".

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Прежде чем мы начнем подсчитывать расходы семьи, необходимо проверить

ориентируетесь ли вы в ценах на продовольственные и промышленные

товары.

Слайд 12

- Предлагаю вам рассмотреть на экране изображение товаров с ценниками.

Как вы думаете, нет ли там ошибок?

- Действительно, все ценники перепутаны. Вам необходимо исправить

ошибки - на плакате прикрепить ценники к соответствующим товарам.

Задание. Упражнение "Товар и цена".

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Вы хорошо ориентируетесь в ценах на товары. Можно выполнять

следующее задание - подсчитывать расходы семьи.

Слайд 13,14

Задание. Задача (расходы семейного бюджета).

Самостоятельная работа.

Решают задачу, объясняют решение.

Слайд 15,16

- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие

семейного бюджета, предлагаю вам выполнить еще одно задание - тест.

1) Из чего складывается бюджет:

д) из заработной платы, пенсии и стипендии;

б) из доходов и расходов;

г) из денег.

2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы.

3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:

а) баранки

д) пенсия

м) стипендия

4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль.

5) Лучшим считается бюджет, в котором:

е) доходы больше расходов

и) доходы равны расходам

а) доходы меньше расходов.

6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

т) доходов;

п) расходов;

Слайд 17

Закрепление.

Воспитатель: посмотрите на доску. Нужно закончить предложения:

1) Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше….

2) Расходы не должны превышать….

3) По доходам и….

Проверка. Дети читают вслух предложения. Воспитатель оценивает ответы.

Воспитатель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

Воспитатель:

Что значит экономить?

Дети: Ответы детей

Чем отличается экономный человек, от жадного?

Дети: Ответы детей

На чём бы вы экономили?

Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.

Воспитатель: – А на чём нельзя экономить?

Дети: – На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.

Слайд 18

Воспитатель: А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные

слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно

разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово.

Слайд 19

1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за

садик. (Основные)

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)

Воспитатель: А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные

слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно

разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово.

Слайд 19

1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за

садик. (Основные)

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)

Воспитатель: Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось

слово «спасибо». А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Вы большие

молодцы. И так наше занятие подошло к концу, и я попрошу вас продолжить

эти предложения.

Рефлексия

Сегодня я узнал……….

Было интересно……….

Я понял что……………

Теперь я могу…………

Я почувствовал………..

Я научился……………

Я смог………………….

Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами,

умеющими планировать свой семейный бюджет.

– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?

Дети: Ответы детей

(Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов

– семейный бюджет). Молодцы ребята. На этом наше занятие закончилось

всем большое спасибо!!!



В раздел образования