Напоминание

Личность современного учителя ДШИ


Автор: Сараева Светлана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО Веневская ДШИ
Населённый пункт: город Венев, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Личность современного учителя ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУДО Веневская ДШИ

Доклад

НА ТЕМУ:

«

Личность современного учителя

ДШИ

»

Выполнила:

преподаватель отделения

«Живописи»

Сараева Светлана Михайловна

г. Венев

2020

Объектом

профессиональной

активности

учителя

является

другой

человек

ученик,

поэтому

несомненно,

что

педагог

должен

обладать

определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их

перечислить,

то

придём

к

перечню

достоинств

любого

современного

культурного

человека:

гуманизм,

честность,

справедливость,

трудолюбие,

эрудиция.

Значит

ли

это,

что

каждый

культурный

человек

сможет

быть

педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной

работы

учителя

человек

должен

обладать

определёнными

личностными

качествами, основой которых является интерес ( положительно окрашенное

эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.

Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание определяют

как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся

наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать

развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле

слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом

его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент

взаимодействия

с

ним.

Интерес

к

жизни

это

целевое

обеспечение,

позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности,

так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.

Учитель

сегодня –

организатор

процесса

обучения,

т.е.

процесса

взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник,

управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный

подход.

С течением времени изменяются государство и общество, а значит,

меняются

и

требования,

предъявляемые

к

учителю.

Остается

открытым

вопрос,

какие

качества

учителя

должны

быть

константными,

т.е.

не

зависящими от времени, а какие качества должны быть подвижными, т.е.

необходимыми учителю в связи с требованием нового времени.

Итак.

Какой

учитель

необходим

современному

ученику?

У

какого

учителя он будет учиться с удовольствием?

Чтобы ответить на этот вопрос учителями школ Московской области

была проведена творческая работа, в которой ученики сами описывали своего

самого любимого учителя.

Анализируя

полученные

результаты,

были

сделаны

следующие

выводы.

Самые высокие требования современные ученики предъявляют к таким

профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность,

эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, давать

интересные

задания.

А

также

ученикам

важна

и

внешняя,

эстетическая

сторона восприятия учителя.

Можно назвать еще ряд качеств, которыми, по их мнению, должен

обладать учитель. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать

и

слышать,

заинтересовывает

своим

предметом,

хорошо

его

знает

и

преподает. Он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный,

хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный,

творческий,

находчивый,

сообразительный.

Применяет

психологические

знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой,

сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой

иронией.

Учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным,

добрым,

чутким,

интеллигентным,

обаятельным

и

хорошим

психологом.

Причем

в

век

информации,

когда

есть

телевизор,

сотовые

телефоны,

компьютеры, Интернет и уже подавляющему большинству учеников не стоит

труда

этой

информацией

обладать,

к

уровню

образованности

учителя

предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании

образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже сейчас

главной задачей учителя становится не передать знания, а научить учиться, то

есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и

грамотного ее использования.

XXI

век

стал

важной

вехой

в

истории

развития

образовательной

системы РФ. Принятый федеральный закон «Об образовании» ставит перед

педагогами новую цель, – это создание условий для развития творческой,

разносторонней и гармонично развитой личности учащегося.

В новых условиях организационная сторона процесса обучения также

претерпевает изменения. На первое место в методике преподавания выходит

явление,

получившее

название «образовательное

партнерство

ученика

и

учителя».

Образовательное

партнерство

трактуется

как

вовлечение

равноправных участников, ученика и учителя, в совместный педагогический

процесс для достижения общих целей.

Школы искусств накопили богатый практический опыт по воспитанию и

обучению детей. Главную роль в этом процессе призваны сыграть педагоги

всех звеньев музыкального образования. Учителя школ искусств должны

направить все свои усилия на главный результат:

обогащение духовного мира подрастающего поколения;

развитие и формирование в нем нравственно-эстетических взглядов,

чувств;

формирование

потребности

и

интереса

к

познанию

достижений

Мировой культуры и искусства.

А также учителя должны доказывать результатами своего труда, что

дополнительное образование необходимо обществу.

Всякая

педагогика

определяется

ответами

на

четыре

вопроса.

Кого

учить? Для чего учить? Чему учить? И как учить?

Какими

личностными

качествами

должен

обладать

современный

учитель? К чему он должен стремиться?

С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие

личность современного учителя, это:

профессиональная компетентность;

коммуникативная культура;

ответственность;

информационная грамотность;

готовность к обучению.

Профессиональная компетентность

В профессиональную компетентность входит:

знание возрастной психологии;

знание задач художественного воспитания;

учет уровня общего и художественного развития ребенка;

учет индивидуальных и возрастных особенностей;

знание этапа обучения;

этап работы над художественным произведением;

использование видов художественной деятельности;

знание типа, вида, структуры урока или художественного занятия;

проявление интереса детей к художественной деятельности;

знание различных методик художественного воспитания.

Для

создания

эмоциональной,

творческой

атмосферы,

которая

необходима для занятий рисованием, учителю необходимо знать следующие

методы, стимулирующие художественную деятельность:

метод эмоционального воздействия (умение учителя выражать свое

отношение к искусству);

метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание

ситуаций успеха (стимулирование интересов);

метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным

признакам и настроениям).

К

методам

стимулирования

художественной

деятельности

педагога

должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед

учащимися

ставятся

различные

творческие

задания,

создаются

ситуации,

вызывающие у них интерес.

В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать

методы,

направленные

на

развитие

у

учащихся

самовыражения

в

художественном

искусстве.

Это

совместное

(учителя

и

ученика)

«проживание»

художественного

образа,

поиск

собственных

трактовок

и

интерпретаций в написании работы, выразительный показ художественных

произведений,

сравнение,

контрастное

сопоставление

«идеального»

написания и неправильного выполнения произведения.

Еще Лев Николаевич Толстой писал о методах обучения: - «Всякий

учитель

должен

узнавать

наибольшее

число

метод,

применяя

их,

как

вспомогательное

средство.

И

всякое

затруднение

понимания

ученика

принимать не как за недостаток ученика, а как за недостаток своего учения».

Учитель

рисования

должен

быть

прекрасно

образованным

специалистом, любящим искусство и детей.

Коммуникативная культура

Коммуникативная культура педагога – это:

умение

реализовать

способности

каждого

обучающегося,

создать

комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе;

признание

положительных

качеств,

сильных

сторон,

значимости

обучающегося;

способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика;

способность контролировать свои эмоциональные состояния;

умение давать положительную обратную связь;

умение

мотивировать

учащихся

на

деятельность

и

достижения

результата;

готовность

к

сотрудничеству

с

коллегами,

с

родителями,

общественностью;

речевая культура.

Информационная культура – это:

умение осмысливать культурные объекты;

поиск новых знаний;

самостоятельная работа с информацией;

умение выделять ключевую информацию;

активное использование знаний на практике;

навыки самостоятельного обучения;

компьютерная грамотность;

владение специализированными программами обеспечения.

Ответственность:

Под ответственностью понимается:

социальная ответственность;

юридические нормы;

этические нормы;

готовность принять иную позицию;

субъективная ответственность;

ответственность за качество проведения уроков;

качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального;

безопасное использование Интернета;

задумываться о целях и важности знаний.

Готовность к обучению

Каким

бы

компетентным

специалистом

не

был

преподаватель,

он

должен:

постоянно

совершенствовать

свои

личностные

и

профессиональные

качества;

быть заинтересованным;

быть активным;

понимать важность приобретаемых знаний.

Отзвук детских впечатлений, связанный с миром искусства, неотъемлем

от образа педагога. От того, кто будет учителем, зависит художественная

судьба

ребенка.

Поэтому

труд

учителя

рисования

отличается

особой

ответственностью и особой значимостью.

Как

важно

заинтересовать

тех

детей,

которые

пришли

в

художественную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть

перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в

конце

обучения

-

можно

было

увидеть

выпускника,

который

приобрел

ценные

знания,

овладел

навыками

римсования,

научился

мыслить

самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного.

Это и есть цель, которой руководствуется учитель. Это и есть смысл его

творческого труда.



В раздел образования