Автор: Сараева Светлана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО Веневская ДШИ
Населённый пункт: город Венев, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Личность современного учителя ДШИ
Раздел: дополнительное образование
МУДО Веневская ДШИ
Доклад
НА ТЕМУ:
«
Личность современного учителя
ДШИ
»
Выполнила:
преподаватель отделения
«Живописи»
Сараева Светлана Михайловна
г. Венев
2020
Объектом
профессиональной
активности
учителя
является
другой
человек
–
ученик,
поэтому
несомненно,
что
педагог
должен
обладать
определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их
перечислить,
то
придём
к
перечню
достоинств
любого
современного
культурного
человека:
гуманизм,
честность,
справедливость,
трудолюбие,
эрудиция.
Значит
ли
это,
что
каждый
культурный
человек
сможет
быть
педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной
работы
учителя
человек
должен
обладать
определёнными
личностными
качествами, основой которых является интерес ( положительно окрашенное
эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.
Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание определяют
как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся
наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать
развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле
слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом
его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент
взаимодействия
с
ним.
Интерес
к
жизни
–
это
целевое
обеспечение,
позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности,
так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.
Учитель
сегодня –
организатор
процесса
обучения,
т.е.
процесса
взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник,
управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный
подход.
С течением времени изменяются государство и общество, а значит,
меняются
и
требования,
предъявляемые
к
учителю.
Остается
открытым
вопрос,
какие
качества
учителя
должны
быть
константными,
т.е.
не
зависящими от времени, а какие качества должны быть подвижными, т.е.
необходимыми учителю в связи с требованием нового времени.
Итак.
Какой
учитель
необходим
современному
ученику?
У
какого
учителя он будет учиться с удовольствием?
Чтобы ответить на этот вопрос учителями школ Московской области
была проведена творческая работа, в которой ученики сами описывали своего
самого любимого учителя.
Анализируя
полученные
результаты,
были
сделаны
следующие
выводы.
Самые высокие требования современные ученики предъявляют к таким
профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность,
эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, давать
интересные
задания.
А
также
ученикам
важна
и
внешняя,
эстетическая
сторона восприятия учителя.
Можно назвать еще ряд качеств, которыми, по их мнению, должен
обладать учитель. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать
и
слышать,
заинтересовывает
своим
предметом,
хорошо
его
знает
и
преподает. Он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный,
хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный,
творческий,
находчивый,
сообразительный.
Применяет
психологические
знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой,
сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой
иронией.
Учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным,
добрым,
чутким,
интеллигентным,
обаятельным
и
хорошим
психологом.
Причем
в
век
информации,
когда
есть
телевизор,
сотовые
телефоны,
компьютеры, Интернет и уже подавляющему большинству учеников не стоит
труда
этой
информацией
обладать,
к
уровню
образованности
учителя
предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании
образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже сейчас
главной задачей учителя становится не передать знания, а научить учиться, то
есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и
грамотного ее использования.
XXI
век
стал
важной
вехой
в
истории
развития
образовательной
системы РФ. Принятый федеральный закон «Об образовании» ставит перед
педагогами новую цель, – это создание условий для развития творческой,
разносторонней и гармонично развитой личности учащегося.
В новых условиях организационная сторона процесса обучения также
претерпевает изменения. На первое место в методике преподавания выходит
явление,
получившее
название «образовательное
партнерство
ученика
и
учителя».
Образовательное
партнерство
трактуется
как
вовлечение
равноправных участников, ученика и учителя, в совместный педагогический
процесс для достижения общих целей.
Школы искусств накопили богатый практический опыт по воспитанию и
обучению детей. Главную роль в этом процессе призваны сыграть педагоги
всех звеньев музыкального образования. Учителя школ искусств должны
направить все свои усилия на главный результат:
обогащение духовного мира подрастающего поколения;
развитие и формирование в нем нравственно-эстетических взглядов,
чувств;
формирование
потребности
и
интереса
к
познанию
достижений
Мировой культуры и искусства.
А также учителя должны доказывать результатами своего труда, что
дополнительное образование необходимо обществу.
Всякая
педагогика
определяется
ответами
на
четыре
вопроса.
Кого
учить? Для чего учить? Чему учить? И как учить?
Какими
личностными
качествами
должен
обладать
современный
учитель? К чему он должен стремиться?
С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие
личность современного учителя, это:
профессиональная компетентность;
коммуникативная культура;
ответственность;
информационная грамотность;
готовность к обучению.
Профессиональная компетентность
В профессиональную компетентность входит:
знание возрастной психологии;
знание задач художественного воспитания;
учет уровня общего и художественного развития ребенка;
учет индивидуальных и возрастных особенностей;
знание этапа обучения;
этап работы над художественным произведением;
использование видов художественной деятельности;
знание типа, вида, структуры урока или художественного занятия;
проявление интереса детей к художественной деятельности;
знание различных методик художественного воспитания.
Для
создания
эмоциональной,
творческой
атмосферы,
которая
необходима для занятий рисованием, учителю необходимо знать следующие
методы, стимулирующие художественную деятельность:
метод эмоционального воздействия (умение учителя выражать свое
отношение к искусству);
метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание
ситуаций успеха (стимулирование интересов);
метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным
признакам и настроениям).
К
методам
стимулирования
художественной
деятельности
педагога
должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед
учащимися
ставятся
различные
творческие
задания,
создаются
ситуации,
вызывающие у них интерес.
В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать
методы,
направленные
на
развитие
у
учащихся
самовыражения
в
художественном
искусстве.
Это
совместное
(учителя
и
ученика)
«проживание»
художественного
образа,
поиск
собственных
трактовок
и
интерпретаций в написании работы, выразительный показ художественных
произведений,
сравнение,
контрастное
сопоставление
«идеального»
написания и неправильного выполнения произведения.
Еще Лев Николаевич Толстой писал о методах обучения: - «Всякий
учитель
должен
узнавать
наибольшее
число
метод,
применяя
их,
как
вспомогательное
средство.
И
всякое
затруднение
понимания
ученика
принимать не как за недостаток ученика, а как за недостаток своего учения».
Учитель
рисования
должен
быть
прекрасно
образованным
специалистом, любящим искусство и детей.
Коммуникативная культура
Коммуникативная культура педагога – это:
умение
реализовать
способности
каждого
обучающегося,
создать
комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе;
признание
положительных
качеств,
сильных
сторон,
значимости
обучающегося;
способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика;
способность контролировать свои эмоциональные состояния;
умение давать положительную обратную связь;
умение
мотивировать
учащихся
на
деятельность
и
достижения
результата;
готовность
к
сотрудничеству
с
коллегами,
с
родителями,
общественностью;
речевая культура.
Информационная культура – это:
умение осмысливать культурные объекты;
поиск новых знаний;
самостоятельная работа с информацией;
умение выделять ключевую информацию;
активное использование знаний на практике;
навыки самостоятельного обучения;
компьютерная грамотность;
владение специализированными программами обеспечения.
Ответственность:
Под ответственностью понимается:
социальная ответственность;
юридические нормы;
этические нормы;
готовность принять иную позицию;
субъективная ответственность;
ответственность за качество проведения уроков;
качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального;
безопасное использование Интернета;
задумываться о целях и важности знаний.
Готовность к обучению
Каким
бы
компетентным
специалистом
не
был
преподаватель,
он
должен:
постоянно
совершенствовать
свои
личностные
и
профессиональные
качества;
быть заинтересованным;
быть активным;
понимать важность приобретаемых знаний.
Отзвук детских впечатлений, связанный с миром искусства, неотъемлем
от образа педагога. От того, кто будет учителем, зависит художественная
судьба
ребенка.
Поэтому
труд
учителя
рисования
отличается
особой
ответственностью и особой значимостью.
Как
важно
заинтересовать
тех
детей,
которые
пришли
в
художественную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть
перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в
конце
обучения
-
можно
было
увидеть
выпускника,
который
приобрел
ценные
знания,
овладел
навыками
римсования,
научился
мыслить
самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного.
Это и есть цель, которой руководствуется учитель. Это и есть смысл его
творческого труда.