Напоминание

Развитие внутреннего музыкального слуха у детей дополнительного образовпния


Автор: Шабалова Елена Геннадьевна
Должность: Преподавптель
Учебное заведение: МБОУ до дмш3
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Развитие внутреннего музыкального слуха у детей дополнительного образовпния
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«

Детская музыкальная школа 3» город Мурманск

Методическое сообщение :

"Развитие музыкального слуха в процессе

обучения игре на фортепиано"

Преподаватель Шабалова Е.Г

2019-2020 уч. год

На уроках фортепиано педагог, прежде всего, должен научить ученика слышать

музыку. Нельзя ограничиваться только изучением нот и движением пальцев. В

своей работе я опираюсь на развитие слуха и понимания музыки.

Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста является одной из главных

задач в фортепианной педагогике.

Педагог должен развить у ребёнка:

1.

Звуковысотный слух

2.

Мелодический слух.

3.

Полифонический слух.

4.

Гармонический слух.

5.

Тембро-динамический слух.

6.

Внутренний слух.

Существует много методов развития музыкального слуха.

Звуковысотный слух.

Многие пианисты сопровождают свою игру подпеванием – это означает, что

фортепианное исполнительство как процесс создаёт благоприятные условия для

музыкально-слухового воспитания и развития. Пение – естественный путь

формирования звуковысотного слуха – это общепризнанно.

Методы:

1. Воспризведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков,

сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммаобразных

последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков (из

репертуара у учащегося).

2. Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы

ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему,

одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.

3. Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-х голосной фактуры, с

одновременным исполнением остальных, на фортепиано.

4. Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических

фраз, исполняемых вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод,

который рекомендовал в своё время Г.Г.Нейгауз «Два-три такта играйте, потом

пойте, опять играйте, опять пойте».

5. Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.

Мелодический слух.

Мелодический слух у учащихся фортепианного класса заметно улучшается в ходе

исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей. Чтобы гибко,

напевно, эмоционально проинтонировать мелодию, музыканту надо обладать

чутким отзывчивым слухом.

В распоряжении педагога-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов,

помогающих укрепить мелодический слух.

Методы:

1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от

партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической

работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха.

2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы

играл педагог этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию).

3. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента (звукового фона)

с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, затем то же, но с

пропеванием мелодии «про себя» - активным внутреннеслуховым переживанием –

осмыслением её.

4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального

произведения, тщательная звуковая «выделка» и «оттачивание» мелодической

фразы. Это укрепляет мелодический слух, оказывает помощь в воспитании у

учащегося.

Полифонический слух.

Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по

отношению к фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание

полифонического слуха – один из важнейших и наиболее сложных разделов

музыкального воспитания.

Фортепианная педагогика накопила значительное количество методических

приёмов, способствующих развитию полифонического слуха.

Методы (наиболее эффективные):

1. Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов

полифонического произведения. Осмысление их мелодической

самостоятельности.

2. Проигрывание отдельных пар голосов (1 и 3, 2 и 3, 1 и 2 и т.д.). Требование при

этом прежнее: выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности

каждого голоса.

3. Совместное проигрывание (учитель – ученик) полифонического произведения

по голосам, по парам голосов.

4. Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического

произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.

5. Исполнение вокальным ансамблем (педагога и учащегося) голосов

полифонического произведения.

6. Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на

каком-либо одном голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных

голосов (метод рекомендовавшийся А.Б. Гондельвейзером, Г.Г.Нейгаузом и рядом

других известных пианистов).

Гармонический слух.

Гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по

отношению к созвучиям комплексам звуков различной высоты в их

одновременном сочетании.

Методы, развивающие слух гармонически:

1. Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе,

сопровождающееся напряжённым, интенсивным вслушиванием во все

гармонические модификации, чередования – смены звуковых структур.

2. Разбор тонального плана, его анализ. Прослушивание гармонической основы.

3. Проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением.

Тембро-динамический слух.

Фортепиано – инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала.

Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон, педали, позволяющие

создавать разнообразные эффекты – всё это даёт основание говорить о тембро-

динамической возможности игры на фортепиано (рояле).

А.Г.Рубинштейн говорил: «Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это сто

инструментов».

Ф. Бузони подчёркивал, что рояль «великолепный актёр»: ему дано имитировать

голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.

Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике

называют тембро-динамическим.

Тембро-динамический слух учащегося, его слуховое воображение зависит во

многом от преподавателя.

Методы:

1. Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.

2. Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки

фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми

или тёплыми, яркими или матовыми. Всё это надо образно пояснить, дать

почувствовать ученику, иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.

3. Детализированное, скрупулезное выявление тембро-динамических градаций в

музыкальном произведении.

4. Работа с оттенками, погружаться в гармонию звуков, искать тончайшие нюансы

в игре.

5. Учащемуся предлагается мысленно «оркестровать» фортепианную фактуру,

представить себе специфическое звучание того или иного оркестрового

инструмента.

Итак, тембро-динамический слух, получая импульсы со стороны живописно-

образного воображения и фантазии ученика, кристаллизируется и

совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых

художественно-изобразительных замыслов и идей.

Внутренний слух.

Внутренний слух – понимание музыки как особой способности к представлению

и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному

представлению музыкальных тонов.

Методы (основные из них):

1. Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения).

Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен,

поскольку со всей непреложностью требует от ученика ясных и чётких слуховых

представлений – здесь всё от слуха.

2. Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на предслышание

(разведку слухом) последующего развёртывания музыки.

3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира» - одну фразу

«вслух», другую «про себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывности.

Слитности движения звукового потока.

4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента это обостряет внутренний слух у

учащегося.

5. Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании

нотного текста.

6. Мысленное проигрывание музыкального произведения (исполнение «про

себя»). Учиться читать глазами нотный текст.

Заключение.

Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося, является основной

задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот.

«Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально

тонкий слух».

Музыкальный слух учащегося фортепианного класса естественным образом,

развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения.

Преподаватель-пианист должен найти и применить эффективные методические

приёмы и средства, с помощью, которых при необходимости он может энергично

воздействовать на этот процесс, в сторону его интенсификации.

Р. Шуман писал: «Развитие слуха – это самое важное».

Литература:

1.

Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978г.

2.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.

3.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., - 1984г.

4.

Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.



В раздел образования