Автор: Потехина Юлия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ "Детский сад №375 Краснооктябрьского района Волгограда" Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: методическая разработка Тема: "Поволжье - ты мой родной" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда»
400123 г. Волгоград, ул. Триумфальная, 20 тел: 98 13 16 , 28 33 16
Название конкурса:
сценариев детских мероприятий и игровых программ «Народы России:
культура и традиции» для педагогов муниципальных образовательных
учреждений Волгограда, реализующих основные общеобразовательные
программы дошкольного образования
Номинация:
Авторская методическая разработка серии (цикла) занятий с
воспитанниками МОУ по теме конкурса.
Название конкурсной работы:
«Поволжье - ты мой родной»
Автор разработчик:
Потехина Юлия Александровна,
воспитатель
г.Волгоград, 2016
Пояснительная записка.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу,
к родной речи – задача
первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Наша страна Россия всегда являлась многонациональным государством,
поэтому и регион Поволжья тоже можно считать уникальным местом для
развития личности маленького ребенка. С дошкольного возраста малыши
получают представления о родном крае, обычаях, традициях, культуре, жизни
другого народа.
Материал занятий способствует расширению знаний детей
старшего дошкольного возраста о Волгограде, растениях, народах Поволжья.
Патриотическое
чувство
не
возникает
у
людей
само
по
себе.
Это
результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на
человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа
жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических
чувств
–
работа
сложная,
требующая
от
нас
–
воспитателей
большой
убежденности
и
вдохновения. Любовь
маленького
ребенка
к
Родине
начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке,
дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где
он
живет,
детскому
саду,
посёлку,
городу,
району. Данный
материал
программы соответствует старшему дошкольному возрасту.
Цели: социально-личностное
развитие
детей
старшего
дошкольного
возраста,
формирование
основ
гражданственности
и
патриотизма
(воспитание
качеств
человека,
которые
составляют
основу
его
коммуникативной,
гражданской
и
социальной
активности,
развитие
творческих способностей, воспитание уважения к культуре родного города).
Задачи.
1. Формировать представления детей о родном городе, своем районе,
регионе Поволжье в целом.
2.
Сформировать
у
детей
умение
применять
полученные
знания,
представления
о
народах
Поволжья
в
самостоятельной
деятельности
(продуктивной, игровой).
3. Развивать интерес к культурному наследию народа Поволжья.
4.
Совершенствовать
коммуникативные
навыки:
умение
выслушать
товарища, высказывать свое мнение.
5.
Воспитывать
бережное
отношение
по
отношению
к
природному
богатству родного края.
6. Создание картотеки игр народов Поволжья.
Ожидаемый результат.
Дети старшего дошкольного возраста получат представления о родном
крае,
обычаях,
традициях,
культуре,
жизни
другого
народа,
через
рассматривание
иллюстраций,
чтение
стихотворений,
беседы,
игры.
По
итогам каждого занятия планируется создание модели-макета микрорайона,
создание сборника «Лекарственные растения».
По
итогам
проведенных
мероприятий
мы
предполагаем углубление
представлений о Поволжье и людей его населяющих, формирование у детей
представления о богатой народной культуре данного региона.
Развитие интегративных качеств соответствующих возрасту, имеющих
первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и
природе:
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда;
испытывать
гордость
и
уважение
к
труду
взрослых;
иметь
посильные
трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их
выполнение).
Представителей
других
национальности,
населяющих
нашу
Родину
(уважать их культуру и традиции).
Природу
родных
мест,
флору
и
фауну
(необходимо
научиться
любоваться природой, бережно относиться к ней) и др.
Целевая группа : старший дошкольный возраст.
Возраст участников: 5-6 лет
Количество участников: 10 человек
Рекомендации к проведению цикла занятий для педагога, который
будет
реализовывать
данную
разработку: соответствие
выбранной
тематики
интересам
детей
и
их
заинтересованности
в
выполнении
предложенных заданий. Программа предполагает проведение одного занятия
во вторую половину дня с воспитателем. Продолжительность занятий 25 - 30
минут.
А
также
с
включением
дополнительных
бесед,
чтением
художественной
литературы,
тем
по
изобразительной
деятельности,
экскурсий
в
воспитательно-образовательный
план.
Занятия
с
детьми
проводятся с целью обобщения и закрепления полученных знаний через
самостоятельные наблюдения, экскурсии детей с родителями.
Формы работы, используемые в ходе реализации серии занятий:
беседы;
чтение стихотворений;
беседа-экскурсия;
рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;
игры;
игры-упражнения;
слушание народных песен;
исполнение песен детьми;
посещение памятных мест с родителями;
художественно-творческая деятельность.
Тематический план серии (цикла) занятий
1 Занятие – Вводное. «Я житель Волгограда»
1.
Орг. момент. Чтение стихотворения.
2.
Беседа-экскурсия «Наш район».
3.
Игра «Где и кем работает папа (мама), что делают?»
4.
Игра-упражнение «Я могу».
5.
Беседа о реке Волге.
6.
Художественно-творческая деятельность.
2 Занятие – «Растения родного края Поволжья»
1.
Орг. момент. Чтение стихотворения.
2.
Беседа «Богатства нашего края».
3.
Игра с мячом «Назови дерево»
4.
Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза»
5.
Беседа о березе.
6.
Игра «Встань у дерева»
7.
Рассматривание трав и рассказ о пользе каждой лекарственной
травы.
8.
Художественно-творческая деятельность.
9.
Итог занятия.
3 Занятие – Итоговое. «День Дружбы народов Поволжья»
1.
Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
2.
Вводная беседа.
3.
Беседа: «День Дружбы народов Поволжья»
4.
Словесная игра «Мир без друга»
5.
Игра «Семьи слов»
6.
Игра «Назови народные пословицы о дружбе»
7.
Художественно-творческая деятельность.
8.
Итог занятия. Исполнение песни "Дружба крепкая не кончается"
(Настоящий друг)
Список используемой литературы:
1. ДавыдоваО.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах
ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.
2. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного
возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/авт.-сост
О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 188с.
3. Мячина Л.К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-
методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 144с.
Тема №1: Вводное. «Я житель города Волгограда».
Цель : формировать представления детей о родном городе, своем районе;
воспитывать гордость за то, что ты волгоградец, желание помогать взрослым
в благоустройстве города.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: фотографии памятных мест, аудиозапись.
Раздаточный: листы бумаги, цветные карандаши, клей.
Предварительная работа с детьми: разучивание пословиц о Родине
России, беседа
о
Волгограде,
рассматривание
альбома
«Памятные
места
города Волгограда».
Ожидаемый
результат:
получение
знаний
о
родном
городе,
своем
районе, своем родном городе Волгоград.
Ход занятия.
1.Орг. момент. Чтение стихотворения.
Вот российский флаг на ветру шумит,
На реке великий город наш стоит.
Сколько улиц в нем широких, сколько площадей,
Сколько вечером сияет звездочек-огней,
Ты красив зимой и летом, и тебе я рад.
Будь всегда таким красивым, город Волгоград.
- О чем говорится в стихотворении? В каком городе мы живем? В каком
районе?
2.Беседа-экскурсия «Наш район».
Воспитатель
приглашает
детей
на
экскурсию
по
родному
району
(в
нашей группе оформлена выставка фотографий: дети вместе с родителями
возле
памятных
мест
района).
Дети,
чьи
фотографии
представлены
на
выставке, рассказывают, с кем они сфотографированные, что это за место,
чем оно памятно им, примечательно. Дети находят на фотографиях объекты,
которые расположены рядом с детским садом (школа, магазин, библиотека и
др.), рассказывают о них.
-Дети, какие пословицы вы знаете о Родине и России?
1.
Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
2.
Жить – Родине служить.
3.
Лучше нет родного края.
4.
На родной стороне и ворона родная.
-Молодцы!
3.Игра «Где и кем работает папа (мама), что делают?»
Воспитатель бросает мяч ребенку, а он рассказывает, где и кем работают
его родители.
4.Игра-упражнение «Я могу».
-Дети, расскажите, чем вы можете помочь маме, папе?
-Ответы детей: пропылесосить в квартире, вымыть посуду, принести
стульчик, если мама устала и т.д.
5.Беседа о реке Волге.
-Ребята, скажите, пожалуйста, на какой реке стоит Волгоград?
-А, почему Волгу называют кормилицей?
6.Художественно-творческая деятельность.
Воспитатель: Мы с вами постараемся построить модель-макет нашего
микрорайона. Подумайте, из чего и что будем делать. Это могут быть дома,
дорога, машины, объекты, деревья, магазины, школа, детские сады и так
далее.
Тема №2: «Растения родного края Поволжья»
Цель: Закрепить
знания
детей
о
растительном
мире
родного
края
Поволжья. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир
прекрасен. Учить использовать растительный мир с умом. Показать, что от
многих
болезней
можно
избавиться
с
помощью
природы. Развивать
творческие
способности
детей,
воображение,
речь,
внимание,
память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: Карта
области,
иллюстрации
деревьев
в
разные
времена
года, открытки с изображением лекарственных трав, гербарий лекарственных
растений.
Предварительная
работа: Беседа
о
лекарственных
травах,
чтение
рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ожидаемые
результаты: сформированность
знаний
о
растительном
мире на территории детского сада, родного края Поволжья.
Ход занятия:
1.Орг. момент. Чтение стихотворения.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
- О чем говорится в стихотворении? О какой стране говорится?
- Ответы детей.
2.Беседа «Богатства нашего края»
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями,
лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут
у нас?
- Ответы детей.
- Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом.
3. Игра с мячом «Назови дерево»
-
Для
многих
людей
символом
России
является
белоствольная
берёза.
Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она
украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире.
Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое
дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
И стоит берёза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
4.Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза»
- Ответы детей. (Белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная,
сказочная, плакучая, нарядная.)
5.Беседа о березе.
- Почему берёзу называют «Доктор»?
- Ответы детей. (Из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый
веник используют в бане, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.
6.Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут.
Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
7.Рассматривание трав и рассказ о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в
лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает
кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и
приложить
к
ранке,
она
быстро
заживёт.
В
крапиве
много
витаминов.
Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы
делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду,
огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят
«гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют
волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России.
Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в
животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать-и-мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать-и-мачехи
вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают
их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона
листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если
приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если
нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и
пьют от кашля, простуды.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и
подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми
всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и
приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от
кашля, и лечение желудка.
- Многие растения занесены в Красную книгу, и мы должны бережно
относиться к ним.
8.Художественно-творческая деятельность.
Задание:
Нарисуйте
лекарственные
растения,
которые
мы
соберем
в
сборник под название «Лекарственные растения»
9.Итог занятия.
- С чем мы сегодня познакомились? Что было делать интересно? Что –
трудно? (Ответы детей)
- Чтение стихотворения:
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
Фотоматериалы сборника «Лекарственные растения»
Тема №3: Итоговое. «День Дружбы народов Поволжья»
Цель: формирование основ нравственности в процессе представлений о
дружбе народов Поволжья.
Задачи:
-Формировать
нравственные
основы
личности
в
пр о це с с е
формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
-Развивать
мыслительную,
речевую
деятельность,
используя
проблемные ситуации.
- В о с п и т ы в ат ь
т о л е р а н т н о с т ь
( в з а и м н у ю
т е р п и м о с т ь ) .
Оборудование и материалы:
детьми: разучивание
пальчиковой
гимнастики «Дружат в нашей группе», беседа о дружбе, рассматривание
альбома «Народы Поволжья».
Подготовка воспитателя:
- игры, пословицы о дружбе; дерево с цветными конфетками.
Ожидаемый
результат:
привитие
дружественного
отношения,
взаимопомощи, терпимости по средствам разнообразных игр и упражнений.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
-Ребята, давайте встанем все в круг, поиграем с пальчиками.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Обхватить
правой
ладонью
левую
и
покачивать
в
ритме
стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Обхватить
левую
ладонь
правой
и
покачивать
в
ритме
стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.
(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять,
начиная с мизинца).
2. Вводная беседа.
-Скажите, а что такое дружба? Кого можно называют другом? Есть ли у
вас друзья? Какими качествами обладает друг, какой он?
- Друзей найти непросто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими.
Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе
интереснее. Дружбу нужно беречь!
3. Беседа «День дружбы народов Поволжья»
-Ребята,
сегодня
в
нашем
саду
отмечают
«День
дружбы
народов
Поволжья».
-Назовите
республики,
в
которых
проживают
народы
Поволжья.
(дети перечисляют: Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Мордовия).
-В какой республике мы живем? (Татарстан)
- Скажите, какой вы национальности? Вы знаете, что у нас Артем-
башкир, а Алина – чувашка.
-В нашей группе проживает народ разной национальности. Умеете ли вы
дружить? Крепкая ли у вас дружба? Вас ждут испытания, а поможет мне вот
это дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках спрятаны
задания.
-Итак, готовы? Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я
пока, не знаю, открываю задание «можно ли прожить без друга?»
4. Словесная игра «Мир без друга».
Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его:
Мир без друга был бы не интересным, потому что
Мир без друга был бы безрадостным, потому что....
Мир без друга был бы мрачным, потому что...
-Молодцы! Мы прошли первый этап испытания.
-Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не
знаю, открываю задание «Собери слово?» (подходят к дереву, в корнях
которого написано слово «Дружба»).
- Что за слово хранит это дерево? (ребёнок читает).
-Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не
знаю, открываю задание «Найди к слову «дружба» родственников»
- У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова
похожие на него.
5 . Игра «Семьи слов» (дружество, дружелюбие, доброжелательство,
мир, согласие).
-Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не
знаю, открываю задание « Поиграй с друзьями»
С
друзьями
весело
играть.
Чтобы
выполнить
это
испытание,
мы
должны назвать народные игры Поволжья? («Липкие пеньки», «Юрта»,
«Стрелок»).
Так давайте поиграем, в любимую игру удмуртов «Водяной». Артем –
водящий.
Дети: Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час, посмотреть, который час.
Ты глаза не открывай по одежке узнавай.
- Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не
знаю.
6. Игра «Назови народные пословицы о дружбе»
Следующее испытание, вы должны вспомнить народные пословицы о
дружбе.
«Был бы друг, будет и досуг»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Старый друг лучше новых двух»
«Рожь да пшеница годом родится, а верный друг всегда пригодится»
- Молодцы много знаете пословиц о дружбе!
Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о
дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и
хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья.
7. Художественно-творческая деятельность.
-
А
сейчас
предлагаю
нарисовать
портрет
своего
друга.
(Рисуют
портреты друзей, помещают на веточки дерева).
- Замечательные работы у вас получились. Посмотрите, как озарилась
наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец!
Что для жизни нужно? Солнце!
Что для дружбы нужно? Сердце!
Что для сердца нужно? Счастье!
Что для счастья нужно? Мир!
8.Итог занятия. Исполнение песни "Дружба крепкая не кончается"
(Настоящий друг)
А сейчас давайте все вместе, исполним песню нашей группы "Дружба
крепкая
не
кончается"
(Настоящий
друг)
Слова
М.
Пляцковского
Музыка Б. Савельева.