Напоминание

"Поволжье - ты мой родной"


Автор: Потехина Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №375 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поволжье - ты мой родной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда» 400123 г. Волгоград, ул. Триумфальная, 20 тел: 98 13 16 , 28 33 16
Название конкурса:
сценариев детских мероприятий и игровых программ «Народы России: культура и традиции» для педагогов муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Номинация:
Авторская методическая разработка серии (цикла) занятий с воспитанниками МОУ по теме конкурса.
Название конкурсной работы:
«Поволжье - ты мой родной»
Автор разработчик:
Потехина Юлия Александровна, воспитатель г.Волгоград, 2016

Пояснительная записка.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д.С. Лихачёв Наша страна Россия всегда являлась многонациональным государством, поэтому и регион Поволжья тоже можно считать уникальным местом для развития личности маленького ребенка. С дошкольного возраста малыши получают представления о родном крае, обычаях, традициях, культуре, жизни другого народа. Материал занятий способствует расширению знаний детей старшего дошкольного возраста о Волгограде, растениях, народах Поволжья. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении. Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Данный материал программы соответствует старшему дошкольному возрасту.
Цели:
социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста, формирование основ гражданственности и патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре родного города).
Задачи.
1. Формировать представления детей о родном городе, своем районе, регионе Поволжье в целом. 2. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой). 3. Развивать интерес к культурному наследию народа Поволжья. 4. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушать товарища, высказывать свое мнение.
5. Воспитывать бережное отношение по отношению к природному богатству родного края. 6. Создание картотеки игр народов Поволжья.
Ожидаемый результат.
Дети старшего дошкольного возраста получат представления о родном крае, обычаях, традициях, культуре, жизни другого народа, через рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, беседы, игры. По итогам каждого занятия планируется создание модели-макета микрорайона, создание сборника «Лекарственные растения». По итогам проведенных мероприятий мы предполагаем углубление представлений о Поволжье и людей его населяющих, формирование у детей представления о богатой народной культуре данного региона. Развитие интегративных качеств соответствующих возрасту, имеющих первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе:  Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение).  Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции).  Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней) и др.
Целевая группа
: старший дошкольный возраст.
Возраст участников:
5-6 лет
Количество участников:
10 человек
Рекомендации к проведению цикла занятий для педагога, который

будет

реализовывать

данную

разработку:
соответствие выбранной тематики интересам детей и их заинтересованности в выполнении предложенных заданий. Программа предполагает проведение одного занятия во вторую половину дня с воспитателем. Продолжительность занятий 25 - 30 минут. А также с включением дополнительных бесед, чтением художественной литературы, тем по изобразительной деятельности, экскурсий в воспитательно-образовательный план. Занятия с детьми проводятся с целью обобщения и закрепления полученных знаний через самостоятельные наблюдения, экскурсии детей с родителями.

Формы работы, используемые в ходе реализации серии занятий:
 беседы;  чтение стихотворений;  беседа-экскурсия;  рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;  игры;  игры-упражнения;  слушание народных песен;  исполнение песен детьми;  посещение памятных мест с родителями;  художественно-творческая деятельность.
Тематический план серии (цикла) занятий

1 Занятие – Вводное. «Я житель Волгограда»
1. Орг. момент. Чтение стихотворения. 2. Беседа-экскурсия «Наш район». 3. Игра «Где и кем работает папа (мама), что делают?» 4. Игра-упражнение «Я могу». 5. Беседа о реке Волге. 6. Художественно-творческая деятельность.
2 Занятие – «Растения родного края Поволжья»
1. Орг. момент. Чтение стихотворения. 2. Беседа «Богатства нашего края». 3. Игра с мячом «Назови дерево» 4. Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» 5. Беседа о березе. 6. Игра «Встань у дерева» 7. Рассматривание трав и рассказ о пользе каждой лекарственной травы. 8. Художественно-творческая деятельность. 9. Итог занятия.
3 Занятие – Итоговое. «День Дружбы народов Поволжья»
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. 2. Вводная беседа. 3. Беседа: «День Дружбы народов Поволжья» 4. Словесная игра «Мир без друга» 5. Игра «Семьи слов» 6. Игра «Назови народные пословицы о дружбе» 7. Художественно-творческая деятельность. 8. Итог занятия. Исполнение песни "Дружба крепкая не кончается" (Настоящий друг)

Список используемой литературы:
1. ДавыдоваО.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с. 2. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/авт.-сост О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 188с. 3. Мячина Л.К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно- методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 144с.

Тема №1: Вводное. «Я житель города Волгограда».

Цель
: формировать представления детей о родном городе, своем районе; воспитывать гордость за то, что ты волгоградец, желание помогать взрослым в благоустройстве города.
Оборудование и материалы:

Демонстрационный:
фотографии памятных мест, аудиозапись.
Раздаточный:
листы бумаги, цветные карандаши, клей.
Предварительная работа с детьми:
разучивание пословиц о Родине России, беседа о Волгограде, рассматривание альбома «Памятные места города Волгограда».
Ожидаемый

результат:
получение знаний о родном городе, своем районе, своем родном городе Волгоград.
Ход занятия.

1.Орг. момент. Чтение стихотворения.
Вот российский флаг на ветру шумит, На реке великий город наш стоит. Сколько улиц в нем широких, сколько площадей, Сколько вечером сияет звездочек-огней, Ты красив зимой и летом, и тебе я рад. Будь всегда таким красивым, город Волгоград. - О чем говорится в стихотворении? В каком городе мы живем? В каком районе?
2.Беседа-экскурсия «Наш район».
Воспитатель приглашает детей на экскурсию по родному району (в нашей группе оформлена выставка фотографий: дети вместе с родителями возле памятных мест района). Дети, чьи фотографии представлены на выставке, рассказывают, с кем они сфотографированные, что это за место, чем оно памятно им, примечательно. Дети находят на фотографиях объекты, которые расположены рядом с детским садом (школа, магазин, библиотека и др.), рассказывают о них. -Дети, какие пословицы вы знаете о Родине и России? 1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им. 2. Жить – Родине служить. 3. Лучше нет родного края. 4. На родной стороне и ворона родная. -Молодцы!
3.Игра «Где и кем работает папа (мама), что делают?»
Воспитатель бросает мяч ребенку, а он рассказывает, где и кем работают его родители.
4.Игра-упражнение «Я могу».
-Дети, расскажите, чем вы можете помочь маме, папе? -Ответы детей: пропылесосить в квартире, вымыть посуду, принести стульчик, если мама устала и т.д.
5.Беседа о реке Волге.
-Ребята, скажите, пожалуйста, на какой реке стоит Волгоград?
-А, почему Волгу называют кормилицей?
6.Художественно-творческая деятельность.
Воспитатель: Мы с вами постараемся построить модель-макет нашего микрорайона. Подумайте, из чего и что будем делать. Это могут быть дома, дорога, машины, объекты, деревья, магазины, школа, детские сады и так далее.

Тема №2: «Растения родного края Поволжья»

Цель:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края Поволжья. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен. Учить использовать растительный мир с умом. Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы. Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал:
Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав, гербарий лекарственных растений.
Предварительная

работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ожидаемые

результаты:
сформированность знаний о растительном мире на территории детского сада, родного края Поволжья.
Ход занятия:

1.Орг. момент. Чтение стихотворения.
Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек. - О чем говорится в стихотворении? О какой стране говорится? - Ответы детей.
2.Беседа «Богатства нашего края»
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас? - Ответы детей. - Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом.
3. Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром И стоит берёза В сонной тишине И горят снежинки В золотом огне.
4.Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза»
- Ответы детей. (Белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

5.Беседа о березе.
- Почему берёзу называют «Доктор»? - Ответы детей. (Из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник используют в бане, сок полезный и вкусный.) Рассматривание изделий из дерева.
6.Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
7.Рассматривание трав и рассказ о пользе каждой травы.

Крапива
– это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Ромашка
– это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Одуванчик
– лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать-и-мачеха
– это лекарственное растение. Сначала у мать-и-мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Подорожник
– это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка. - Многие растения занесены в Красную книгу, и мы должны бережно относиться к ним.
8.Художественно-творческая деятельность.
Задание: Нарисуйте лекарственные растения, которые мы соберем в сборник под название «Лекарственные растения»
9.Итог занятия.
- С чем мы сегодня познакомились? Что было делать интересно? Что – трудно? (Ответы детей) - Чтение стихотворения: Если кто-то простудился, Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться, Значит в путь – на огород. Одуванчик, подорожник, Василёк, шалфей и мята. Вот «зелёная аптека» Помогает вам, ребята! Фотоматериалы сборника «Лекарственные растения»

Тема №3: Итоговое. «День Дружбы народов Поволжья»

Цель:
формирование основ нравственности в процессе представлений о дружбе народов Поволжья.
Задачи:
-Формировать нравственные основы личности в пр о це с с е формирования представлений о дружбе народов разной национальности. -Развивать мыслительную, речевую деятельность, используя проблемные ситуации. - В о с п и т ы в ат ь т о л е р а н т н о с т ь ( в з а и м н у ю т е р п и м о с т ь ) .
Оборудование и материалы:

Демонстрационный:
дерево «дружбы», цветные конфетки, буквы, косынка, аудиозапись.
Раздаточный:
листы бумаги, цветные карандаши.
Предварительная

работа

с

детьми:
разучивание пальчиковой гимнастики «Дружат в нашей группе», беседа о дружбе, рассматривание альбома «Народы Поволжья».
Подготовка воспитателя:
- игры, пословицы о дружбе; дерево с цветными конфетками.
Ожидаемый

результат:
привитие дружественного отношения, взаимопомощи, терпимости по средствам разнообразных игр и упражнений.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
-Ребята, давайте встанем все в круг, поиграем с пальчиками. Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения) Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения) Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца).
2. Вводная беседа.
-Скажите, а что такое дружба? Кого можно называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами обладает друг, какой он? - Друзей найти непросто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Дружбу нужно беречь!
3. Беседа «День дружбы народов Поволжья»
-Ребята, сегодня в нашем саду отмечают «День дружбы народов Поволжья». -Назовите республики, в которых проживают народы Поволжья. (дети перечисляют: Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Мордовия). -В какой республике мы живем? (Татарстан)
- Скажите, какой вы национальности? Вы знаете, что у нас Артем- башкир, а Алина – чувашка. -В нашей группе проживает народ разной национальности. Умеете ли вы дружить? Крепкая ли у вас дружба? Вас ждут испытания, а поможет мне вот это дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках спрятаны задания. -Итак, готовы? Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю задание «можно ли прожить без друга?»
4. Словесная игра «Мир без друга».
Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его:  Мир без друга был бы не интересным, потому что  Мир без друга был бы безрадостным, потому что....  Мир без друга был бы мрачным, потому что... -Молодцы! Мы прошли первый этап испытания. -Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю задание «Собери слово?» (подходят к дереву, в корнях которого написано слово «Дружба»). - Что за слово хранит это дерево? (ребёнок читает). -Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю задание «Найди к слову «дружба» родственников» - У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.
5 . Игра «Семьи слов»
(дружество, дружелюбие, доброжелательство, мир, согласие). -Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю задание « Поиграй с друзьями» С друзьями весело играть. Чтобы выполнить это испытание, мы должны назвать народные игры Поволжья? («Липкие пеньки», «Юрта», «Стрелок»). Так давайте поиграем, в любимую игру удмуртов «Водяной». Артем – водящий. Дети: Водяной, водяной Что сидишь ты под водой? Выйди, выйди хоть на час, посмотреть, который час. Ты глаза не открывай по одежке узнавай. - Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю.
6. Игра «Назови народные пословицы о дружбе»
Следующее испытание, вы должны вспомнить народные пословицы о дружбе. «Был бы друг, будет и досуг» «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» «Старый друг лучше новых двух» «Рожь да пшеница годом родится, а верный друг всегда пригодится» - Молодцы много знаете пословиц о дружбе!
Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья.
7. Художественно-творческая деятельность.
- А сейчас предлагаю нарисовать портрет своего друга. (Рисуют портреты друзей, помещают на веточки дерева). - Замечательные работы у вас получились. Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец!  Что для жизни нужно? Солнце!  Что для дружбы нужно? Сердце!  Что для сердца нужно? Счастье!  Что для счастья нужно? Мир!
8.Итог занятия. Исполнение песни "Дружба крепкая не кончается"

(Настоящий друг)
А сейчас давайте все вместе, исполним песню нашей группы "Дружба крепкая не кончается" (Настоящий друг) Слова М. Пляцковского Музыка Б. Савельева.


В раздел образования