Автор: Кузив Татьяна Минибаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ГДШИ им. Г.В. Свиридова"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Психологический аспект публичных выступлений обучающихся в ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование
Публичное выступление является решающим моментом в творческой
жизни
каждого
исполнителя,
итогом
длительной
работы
музыканта
над
произведением,
а
также
необходимым
этапом
в
системе
обучения
и
становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального
мышления,
творческого
воображения,
технических
навыков,
памяти
и
сосредоточенности. С самого начала обучения в детской музыкальной школе,
ученик должен привыкать к тому, что выступление –это серьезное дело, за
которое
он
несет
ответственность
перед
слушателем,
перед
автором
произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем -
это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное
художественное удовлетворение. Качественная подготовка является основой
успешной
концертной
деятельности
ребенка,
а
удачное
выступление
мотивирует его к дальнейшим занятиям.
В условиях повсеместного широкого распространения музыкального
образования,
обучение
исполнению
музыки
детей,
у
которых
различные
музыкальные
данные,
«эстрадное
волнение»
-
это
одна
из
наиболее
актуальных проблем теории и практики современности.
Исполнительская
готовность
юных
музыкантов
к
концертной
деятельности состоит из следующих основных факторов:
техническая подготовка,
исполнительская подготовка,
психологическая подготовка к выступлению.
Наиболее
успешными
являются
формирование
у
музыканта-
исполнителя
навыков
сценического
поведения
и
эмоциональной
устойчивости с детских лет, именно в начальный период обучения.
На современном этапе высказывается мнение, что успешное частое
выступление
в
детском
возрасте,
дает
юным
музыкантам
большую
психологическую
устойчивость
в
дальнейшем,
им
проще
справляется
с
эстрадным волнением.
Приобретение навыков успешного выступления на сцене – это и в
будущем
важное
условие
продолжения
музыкально-исполнительской
в
процессе
обучения
крайне
необходимо
представление
юным
музыкантам
следующих аспектов:
возможности
творческой
самореализации
в
исполнительской
деятельности,
создание
особых
психологических
условия
при
подготовке
музыкантов к выступлениям,
ф о р м и р о в а н и е
у
д е т е й
о п р е д е л е н н о г о
« з а п а с а »
профессиональных знаний.
От успешности публичных выступлений напрямую зависит и само
будущее юных музыкантов, их дальнейшая творческая деятельность, таким
образом,
отсюда
вытекает
важность
и
значимость
принятия
наиболее
оптимального решения всего комплекса, проблем, что связаны с этим видом
деятельности.
Проблема,
про
которую
идет
речь,
группируется
в
таких
основных блоках, как профессиональный и психологический.
Профессиональный блок представлен в основном профессионально-
техническими и художественно-интерпретаторскими аспектами. Конечно же,
качественная
подготовка
к
выступлению
-
это
основа
для
концертной
деятельности
юного
музыканта,
одно
из
основных
условий
мотивации
ребенка к последующим занятиям.
Но кроме профессиональных задач в музыкальном исполнительстве
существует
также
другой
не
менее
важный
аспект
–
психологический.
Именно этот аспект и составляет второй блок, что непосредственно связан с
психологической
подготовкой
юных
исполнителей
к
публичному
выступлению,
под
которой
предполагается
волевая
саморегуляция
музыкантов, основанная на объективном контроле их собственных действий,
а также на их гибкой коррекции при необходимости. Другими словами,
психологическая подготовка заключается в способности юного исполнителя
осуществлять
успешно
собственные
творческие
намерения
в
стрессовой
ситуации выступления перед аудиторией.
К сожалению, в учебном процессе такой подготовке в силу различных
причин
уделяют
гораздо
меньше
внимания,
нежели
собственно
исполнительской, профессионально-технической готовности к выступлению.
Хоть
для
молодых,
малоопытных
музыкантов
она
очень
важна.
Что
же
относительно
совсем
юных
исполнителей,
которые
только
начинают
осваивать азы исполнительского искусства, им требуется профессиональная
помощь и поддержка.
Исходя из этого возрастает значение преподавателя, который, кроме
творческого
наставничества,
должен
уметь
влиять
на
положительное
отношение юного музыканта к публичному выступлению, должен суметь
заложить основы сценической культуры, помогая ребенку в выборе средств
психологической подготовки к концерту.
Вопросы
корректной
настройки
учащихся
перед
выступлением
на
нужный ритм и донесения до них максимально лучшего и эффективного,
пояснения
того,
какие
механизмы
необходимо
включить
для
достижения
успеха на сцене и как воспитать в ребенке любовь к общению с публикой,
сегодня волнуют многих музыкантов и их педагогов. Исследователи дают
множество рекомендаций и наставлений. Но это теория, которая
не дает
четкого
анализа
временной
периодизации
при
подготовке
к
публичному
выступлению. На практике же перед преподавателем и учащимися возникает
потребность
в
решения
проблемы,
которая
связана
с
подготовкой
к
концертным выступлениям, а самое главное -
с подготовкой к наиболее
оптимальному концертному состоянию.
Также
отметим,
что
в
период
подготовки
учащихся
к
экзамену,
конкурсу
или
концерту
нельзя
ни
коим
образом
допускать
состояния
утомления
–
как
эмоционального,
так
и
физического.
Частая
причина
синдрома
сценического
волнения
кроется
именно
в
отсутствии
общей
сценической
культуры,
ясной
и
четкой
методики
подготовки
детей
к
выступлению, а вследствие этого, слабое представление юными артистами
характера деятельности, и. соответственно, – растерянности.
В заключении необходимо отметить, что значимость
концертной
деятельности в процессе развития юных музыкантов трудно переоценить.
В
ходе
подготовки
к
концертной
деятельности
перед
музыкантами-
исполнителями важно определить пути решения проблем как
исполнительской, так и эмоциональной готовности детей к творческой
публичной
деятельности,
сформировать
максимально
значимые
психологические качества, выработать приемы поведения юного музыканта
на сцене. В процессе образовательной деятельности педагогу необходимо
решить
проблему
оказания
помощи
детям-музыкантам
в
переживании
волнения как творческого
вдохновения,
при
выработке
алгоритма
улучшения самочувствия юных музыкантов как в процессе подготовки,
так и на самом выступлении.