Напоминание

Психологический аспект публичных выступлений обучающихся в ДМШ и ДШИ.


Автор: Кузив Татьяна Минибаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ГДШИ им. Г.В. Свиридова"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Психологический аспект публичных выступлений обучающихся в ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Публичное выступление является решающим моментом в творческой

жизни

каждого

исполнителя,

итогом

длительной

работы

музыканта

над

произведением,

а

также

необходимым

этапом

в

системе

обучения

и

становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального

мышления,

творческого

воображения,

технических

навыков,

памяти

и

сосредоточенности. С самого начала обучения в детской музыкальной школе,

ученик должен привыкать к тому, что выступление –это серьезное дело, за

которое

он

несет

ответственность

перед

слушателем,

перед

автором

произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем -

это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное

художественное удовлетворение. Качественная подготовка является основой

успешной

концертной

деятельности

ребенка,

а

удачное

выступление

мотивирует его к дальнейшим занятиям.

В условиях повсеместного широкого распространения музыкального

образования,

обучение

исполнению

музыки

детей,

у

которых

различные

музыкальные

данные,

«эстрадное

волнение»

-

это

одна

из

наиболее

актуальных проблем теории и практики современности.

Исполнительская

готовность

юных

музыкантов

к

концертной

деятельности состоит из следующих основных факторов:

техническая подготовка,

исполнительская подготовка,

психологическая подготовка к выступлению.

Наиболее

успешными

являются

формирование

у

музыканта-

исполнителя

навыков

сценического

поведения

и

эмоциональной

устойчивости с детских лет, именно в начальный период обучения.

На современном этапе высказывается мнение, что успешное частое

выступление

в

детском

возрасте,

дает

юным

музыкантам

большую

психологическую

устойчивость

в

дальнейшем,

им

проще

справляется

с

эстрадным волнением.

Приобретение навыков успешного выступления на сцене – это и в

будущем

важное

условие

продолжения

музыкально-исполнительской

в

процессе

обучения

крайне

необходимо

представление

юным

музыкантам

следующих аспектов:

возможности

творческой

самореализации

в

исполнительской

деятельности,

создание

особых

психологических

условия

при

подготовке

музыкантов к выступлениям,

ф о р м и р о в а н и е

у

д е т е й

о п р е д е л е н н о г о

« з а п а с а »

профессиональных знаний.

От успешности публичных выступлений напрямую зависит и само

будущее юных музыкантов, их дальнейшая творческая деятельность, таким

образом,

отсюда

вытекает

важность

и

значимость

принятия

наиболее

оптимального решения всего комплекса, проблем, что связаны с этим видом

деятельности.

Проблема,

про

которую

идет

речь,

группируется

в

таких

основных блоках, как профессиональный и психологический.

Профессиональный блок представлен в основном профессионально-

техническими и художественно-интерпретаторскими аспектами. Конечно же,

качественная

подготовка

к

выступлению

-

это

основа

для

концертной

деятельности

юного

музыканта,

одно

из

основных

условий

мотивации

ребенка к последующим занятиям.

Но кроме профессиональных задач в музыкальном исполнительстве

существует

также

другой

не

менее

важный

аспект

психологический.

Именно этот аспект и составляет второй блок, что непосредственно связан с

психологической

подготовкой

юных

исполнителей

к

публичному

выступлению,

под

которой

предполагается

волевая

саморегуляция

музыкантов, основанная на объективном контроле их собственных действий,

а также на их гибкой коррекции при необходимости. Другими словами,

психологическая подготовка заключается в способности юного исполнителя

осуществлять

успешно

собственные

творческие

намерения

в

стрессовой

ситуации выступления перед аудиторией.

К сожалению, в учебном процессе такой подготовке в силу различных

причин

уделяют

гораздо

меньше

внимания,

нежели

собственно

исполнительской, профессионально-технической готовности к выступлению.

Хоть

для

молодых,

малоопытных

музыкантов

она

очень

важна.

Что

же

относительно

совсем

юных

исполнителей,

которые

только

начинают

осваивать азы исполнительского искусства, им требуется профессиональная

помощь и поддержка.

Исходя из этого возрастает значение преподавателя, который, кроме

творческого

наставничества,

должен

уметь

влиять

на

положительное

отношение юного музыканта к публичному выступлению, должен суметь

заложить основы сценической культуры, помогая ребенку в выборе средств

психологической подготовки к концерту.

Вопросы

корректной

настройки

учащихся

перед

выступлением

на

нужный ритм и донесения до них максимально лучшего и эффективного,

пояснения

того,

какие

механизмы

необходимо

включить

для

достижения

успеха на сцене и как воспитать в ребенке любовь к общению с публикой,

сегодня волнуют многих музыкантов и их педагогов. Исследователи дают

множество рекомендаций и наставлений. Но это теория, которая

не дает

четкого

анализа

временной

периодизации

при

подготовке

к

публичному

выступлению. На практике же перед преподавателем и учащимися возникает

потребность

в

решения

проблемы,

которая

связана

с

подготовкой

к

концертным выступлениям, а самое главное -

с подготовкой к наиболее

оптимальному концертному состоянию.

Также

отметим,

что

в

период

подготовки

учащихся

к

экзамену,

конкурсу

или

концерту

нельзя

ни

коим

образом

допускать

состояния

утомления

как

эмоционального,

так

и

физического.

Частая

причина

синдрома

сценического

волнения

кроется

именно

в

отсутствии

общей

сценической

культуры,

ясной

и

четкой

методики

подготовки

детей

к

выступлению, а вследствие этого, слабое представление юными артистами

характера деятельности, и. соответственно, – растерянности.

В заключении необходимо отметить, что значимость

концертной

деятельности в процессе развития юных музыкантов трудно переоценить.

В

ходе

подготовки

к

концертной

деятельности

перед

музыкантами-

исполнителями важно определить пути решения проблем как

исполнительской, так и эмоциональной готовности детей к творческой

публичной

деятельности,

сформировать

максимально

значимые

психологические качества, выработать приемы поведения юного музыканта

на сцене. В процессе образовательной деятельности педагогу необходимо

решить

проблему

оказания

помощи

детям-музыкантам

в

переживании

волнения как творческого

вдохновения,

при

выработке

алгоритма

улучшения самочувствия юных музыкантов как в процессе подготовки,

так и на самом выступлении.



В раздел образования