Автор: Полонская Тамара Николаевна
Должность: заместитель директора, преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности разработки учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы"
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Полонская Тамара Николаевна,
ДМШ № 5, г. Южно-Сахалинск, заместитель директора
sakhmuz@mail.
ru
Рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации,
реализующей дополнительную общеобразовательную предпрофессиональную
программу (далее - ДПОП), содержание которой определяется в соответствии с
федеральными
государственными
требованиями
(далее
-
ФГТ).
За основу
учебного
плана
берётся примерный
учебный
план,
который
размещён
в примерной предпрофессиональной программе.
Примерный учебный план:
является составной частью ДПОП;
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки учащихся (аудиторной
и самостоятельной);
определяет перечень учебных предметов, последовательность их
изучения и время, отводимое на их освоение, а также формы
промежуточной и итоговой аттестации;
распределяет учебные предметы по классам и учебным годам.
Примерный
учебный
план
состоит
из двух
частей:
обязательной
части
и
вариативной. А также содержит разделы – консультации и аттестация.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной
программе
лицензию
образовательных
организаций,
реализующих
ДПОП
и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Время, отводимое на вариативную часть примерного учебного плана, может
быть использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных предметов, курсов и т.п.,
обеспечивающих интересы и потребности учащихся.
В Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ приведены следующие
требования, которые учитываются при разработке учебного плана:
определение учебного плана (ч. 22 ст. 2);
место учебного плана в составе образовательной программы (ч. 9 ст. 2);
требования к образовательным программам (ст. 12; ч.4 ст.75);
промежуточная аттестация учащихся (ч. 1 ст. 58);
ФГТ (ч. 4 ст. 75);
индивидуальный учебный план (ч. 23 ст.2 и п.3 ч.1 ст.34).
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и
утверждает
образовательную
программу
(учебный
план).
Эта
норма
закреплена пунктом 6 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ и пунктом 5
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденного
приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008.
Учебный план утверждается приказом руководителя. Федеральные
государственные
органы,
органы
государственной
власти
субъектов
РФ,
органы
местного
самоуправления
не
вправе
изменять
учебный
план
и
календарный
учебный
график
организаций,
о сущ е ствля ю щ их
образовательную деятельность (ч. 10 ст. 13 Закона № 273-ФЗ).
Количество учебных планов должно соответствовать количеству
образовательных
программ,
реализуемых
в
данном
образовательном
учреждении. Предпрофессиональная программа может включать как один,
так
и
несколько
учебных
планов
в
зависимости
от
сроков
обучения,
установленных ФГТ. Следовательно, при 2-х сроках программы 8 и 9-летнем
будут 2 учебных плана (с 1 по 8 классы, с 1 по 9 классы). При этом итоговая
аттестация будет при 8-летнем сроке в 8 классе, при 9-летнем - в 9-м.
Необходимо отметить, что в новых программах многое изменилось в
лучшую сторону: это и увеличение срока обучения, и увеличение количества
часов на специальность, и расширение предметов вариативной части, которая
дает возможность включить в учебный план и региональный компонент, и
появление новой формы занятий – консультаций.
Важно то, что школа не может уменьшать количество обязательных
учебных предметов и часов, отводимых на изучение этих предметов и несет
ответственность в случае нарушения этого требования.
Чтобы правильно разработать учебный план с учетом возможностей и
традиций
школы,
нужно
придерживаться
следующего:
часы,
которые
обозначены
ФГТ обязательны
к
выполнению.
Но эти часы отражают
минимум содержания, то есть больше часов мы можем включить в учебный
план из объема часов, отведенных на вариативную часть, которая направлена
на расширение - введение дополнительных к обязательной части предметов и
углубление содержания образовательной программы - увеличение часов на
предметы обязательной части.
Необходимо также учитывать, что если мы
увеличиваем нагрузку по предмету
за счет вариативной части, то в таком
случае
учебную
программу
по
предмету,
в
том
числе
тематический
или
календарно-тематический
план
мы
составляем
из
расчета
измененной
недельной
нагрузки – указываем
общее количество часов, в том числе -
количество часов по ФГТ и количество часов, добавленное из вариативной
части, фиксируем в учебной программе: "в том числе, из часов обязательной
части..., из часов вариативной
части...". Главный критерий в этом случае по
нагрузке - не выходить за границы 14 аудиторных часов в неделю.
В учебном плане мы можем самостоятельно распределять часы
аудиторных занятий по годам обучения, даже по предметам обязательной
части. Так, например, в ФГТ к программе "Фортепиано" на учебный предмет
"Специальность
и
чтение
с
листа"
по
8-летнему
сроку
обучения
предусмотрено 592 часа аудиторных занятий, что предусматривает следующее
распределение по годам обучения: 1-4 классы - по 2 часа в неделю, 5-8 классы
- по 2,5 часа. Можно распределить по-другому: 1- 5 классы - 2 часа, 6-7
классы - по 2,5 часа, 8 класс - по 3 часа в неделю. Если есть возможность
увеличить количество
часов
в определенных классах делаем это за счет
вариативной
части.
Например,
во
2-м
и
3-м
классе
на
предмет
«Специальность и чтение с листа» мы добавляем 1 час из вариативной части,
а в 4 - 8 классах по 0, 5 часа, таким образом выравниваем по нарастающей
общее количество часов в неделю: от 2-х до 3,5 часов. Также самостоятельно
в
новых
учебных
планах
мы
оформляем
разделы
по
срокам
и
формам
проведения промежуточной аттестации.
В учебных планах по ДПОП появился новый раздел – консультации.
Объем часов, отведенный на консультации, является обязательным, но мы сами
решаем, на какие предметы, в каких классах и в каком количестве эти часы
будут распределены. Поэтому мы можем, если
это необходимо,
отдать
предпочтение
каким-либо
предметам.
В
примерных
учебных
планах
представлен вариант, когда консультационные часы отданы даже на предмет из
вариативной части, то есть консультационные часы можно распределять и на
предметы вариативной части.
Региональный компонент учебного плана предусматривает возможность
введения учебных предметов, содержание которых связано с художественными
традициями народного искусства и социокультурных особенностей региона, его
задача – сформировать у учащихся систему знаний о своеобразии родного края,
особенностях национальной культуры. Например, в нашей школе мы ввели в
вариативную часть (16 часов) предмет «Музыкальная культура народов севера
Сахалина».
В новом законе определено понятие «индивидуальный учебный план» – как
учебный
план,
обеспечивающий
освоение
образовательной
программы
на
основе
индивидуализации
ее
содержания
с
учетом
особенностей
и
образовательных
потребностей
конкретного
учащегося.
Индивидуальный
учебный план может предоставляться, прежде всего, одаренным детям и детям
с ограниченными возможностями здоровья. Но тем не менее, индивидуальный
учебный план не предполагает увеличение или уменьшение количества часов
для учащихся он предполагает лишь иную организацию учебного процесса для
учащихся, то есть иной режим посещения учебных занятий, а также иных
сроков прохождения любых форм аттестации.
Школа имеет право реализовывать ДПОП в сокращенные сроки при
условии освоения учащимися всего объема ЗУНов, предусмотренных ФГТ.
Учебный план сокращенной ДПОП должен соответствовать по наименованию
предметных областей и учебных предметов обязательной части нормативной
ДПОП, но можно не включать в него вариативную часть.
Таким образом, учебный план по ДПОП:
гарантирует получение учащимися обязательного минимума образования
в соответствии с ФГТ;
предоставляет возможность учащимся более полно реализовывать свой
творческий потенциал;
обеспечивает сохранение единого образовательного пространства.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва:
Проспект, 2013. – 160 с.
2. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013 г.
3 .
О
р е а л и з а ц и и
д о п о л н и т е л ь н ы х
п р е д п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
общеобразовательных программ в области искусства.
Монография. Сборник
материалов для детских школ искусств /авт. - сост. А.О. Аракелова/. – Москва:
Минкультуры России, 2012. – Ч.2 – 123 с.