Напоминание

Методические рекомендации


Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методические рекомендации по организации и проведению занятий с использованием технологии социо-игровой стилистики
Тема: Методические рекомендации
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Методические рекомендации

по организации и проведению

занятий с использованием

технологии социо-игровой стилистики

Подготовила:

Никитина Людмила Викторовна,

методист,

педагог дополнительного образования,

отдел образовательных инициатив

город Новый Уренгой

2020 год

Аннотация. В настоящее время многие учреждения дополнительного образования

активно

используют

различные

современные

образовательные

технологии,

активные

методы

обучения

и

воспитания,

направленные

на

активизацию

познавательного

и

умственного развития ребенка. Одной из таких технологий является технология социо-

игровой стилистики, которая помогает организовать деятельность учащихся, обогащает их

новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание и стимулирует

речь.

Данные методические рекомендации обобщают представления педагогов о социо-

игровом стиле работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста,

как

эффективной

педагогической

технологии

и могут

быть

полезны

педагогам

дополнительного образования, учителям начальных классов общеобразовательных школ,

воспитателям

дошкольных

образовательных

организаций,

активно

внедряющих

в

образовательный процесс краеведческий компонент.

Пояснительная записка

Актуальность. Сегодня человеку для полноценной жизни в обществе, реализации

себя

как

личности

необходимо

постоянно

проявлять

творческую

активность,

самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и

самосовершенствоваться.

Ориентируясь на новые подходы в системе образования, в педагогической практике

актуально

применять

упражнения,

направленные

на

поддержание

интереса,

доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и

инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило – не

слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную

позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению может помочь

современная педагогическая технология - «Социо-игровая педагогика», представленная

Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом

Михайловичем Букатовым.

Социо-игровая

технология

это

развитие

ребёнка

в

игровом

общении

со

сверстниками.

И,

следуя

советам

выдающихся

педагогов,

разработавшим

данную

технологию, образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-

взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин

«социо-игровая»).

Данная

методика

даёт

возможность

объединить

детей

общим

делом

или

совместным

обсуждением

индивидуальной

работы,

что

позволяет

превратить

её

в

коллективную деятельность.

Задачи социо-игровой стилистики:

1) повышение качества образования детей;

2) снятие страха перед деятельностью;

3) развитие индивидуальности и сообразительности детей;

4)

развитие

у

детей

умений

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции

своих

действий, взаимоотношений с окружающими;

5) формирование у детей навыка слаженной работы.

Социо-игровая педагогика основывается на следующих принципах:

1) воспитатель

равноправный

партнёр,

он

выдумывает,

организует

игры

и

умеет

интересно играть;

2) с педагога снимается роль судьи и она передается детям, что предопределяет снятие

страха ошибки у детей;

3) дети свободны и самостоятельны в выборе знаний, умений и навыков, но свобода не

означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;

2

4) смена обстановки (мизансцены), когда дети могут общаться в разных уголках кабинета

(класса, группы);

5) дети становятся соучастниками игры и ориентируются на индивидуальные открытия;

6) вместе преодолевают трудности;

7) подвижны и активны;

8) игры проходят в малых группах (в пятерках, четвёрках или тройках);

9) применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в

движении,

формированию

коммуникативных

навыков

у

дошкольников,

а

также

сохранению их психологического здоровья.

Условия применения социо-игровой технологии следующие:

1)

соблюдение вариантов деления на группы;

2)

сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен;

3)

смена темпа и ритма;

4)

использование игр разнообразного характера (правильно подобранные игры-задания

способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний).

Задачи, стоящие перед педагогом в рамках данной технологии:

1) помочь детям научиться эффективно общаться;

2) сделать образовательный процесс более увлекательным для учащихся;

3) способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности и творчества;

4) воспитать в детях желание узнавать новое.

Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую

игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на

ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что

взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Данная технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в

основе её лежит общение детей между собой и со взрослыми.

Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь

определенных правил:

1.

Один за всех и все за одного.

2.

Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.

3.

Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.

4.

Когда работаешь, не мешай другим.

5.

Справился сам, помоги другу.

6.

Главное - не бояться доказывать свою правоту.

7.

Умей принять помощь.

Предполагаемые

результаты

при

системном

использовании

социо-игровой

стилистики:

1) дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;

2) у детей развито речевое взаимодействие;

3) сформируется

позитивное

отношение

к

окружающему

миру,

к

другим

людям,

к

сверстникам, к самому себе;

4) дети

умеют

отстаивать

свою

позицию,

разумно

и

доброжелательно

возражать

взрослым;

5) у них нет чувства страха за ошибку.

Социо-игровые подходы имеют свои золотые правила:

1-е правило. Используется работа малыми группами - «группы ровесников».

Оптимальным

для

продуктивного

общения

и

развития

являются

объединения

малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 4-5 детей.

Деятельность

учащихся

в

малых

группах

самый

естественный

путь

к

возникновению у них коммуникативности, взаимопонимания и сотрудничества.

На группы можно поделиться: по цвету волос, глаз, одежды; по счету (первый-

второй-третий), по ответу на заданный вопрос и т.д.

3

2-е правило. Смена лидерства.

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность детей, а мнение

всей группы выражает один человек – лидер (капитан команды). Причем лидера дети

выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3-е

правило. Обучение

сочетается

с

двигательной

активностью

и

сменой

мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.

4-е правило. Смена темпа и ритма.

Менять

темп

и

ритм

помогает

ограничение

по

времени.

У

детей

возникает

понимание, что каждое задание имеет своё начало и конец и требует определенной

сосредоточенности.

5-е правило. Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов

деятельности, что соответствует современным требованиям.

Обучение происходит в игровой форме. Для этого можно использовать различные

игры, развивающие внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6-е

правило.

Ориентация

на

принцип

полифонии:

«За

133-мя

зайцами

погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более

мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то большей, а

кто-то меньшей степени.

Авторы

социо-игровой

технологии предлагают

разные

игровые

задания

для

повышения

мотивации

детей

к

занятиям,

познания

неизвестного,

получения

новых

знаний, а так же последовательность введения этих заданий:

-

игры

для

рабочего

настроя

призваны

пробудить

интерес

детей

друг

к

другу,

к

занятию; ставят детей в зависимость друг от друга,

обеспечивают внимание и интерес к

игре;

-

игры разминки (разрядки) – объединяются своей всеобщей доступностью, это элемент

соревнования,

в

них

дети,

кроме выполнения

определенных действий,

получают

возможность психологического отдыха;

-

иг р ы

социо-игрового

приобщения

к

делу

могут

использоваться

педагогами

в

процессе усвоения или закрепления учебного материала. Во время выполнения таких игр

выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом;

-

игры

для

творческого

самоутверждения

это

задания,

выполнение

которых

подразумевает художественно-исполнительский результат действия;

-

игры на воле – это простор и свобода передвижения. Они включают в себе такие

игровые

задания,

выполнение

которых

требует

достаточного

простора

и

свободы

передвижения, их цель – физически активный и психологически эффективный отдых.

Алгоритм проведения игры

1.

Деление учащихся на команды (4-5 детей).

2.

Дети сами выбирают капитана своей команды (себя не предлагать!).

3.

Придумывание названия команды.

4.

Педагог называет игру.

5.

Капитаны выбирают карточки-задания (из конвертов; вращая барабан).

6.

В тайне от команды педагог сообщает задание капитанам.

7.

Капитаны самостоятельно сообщают задание членам своей команды.

8.

Выполнение задания командами.

9.

Капитан анализирует выполненное задание.

10.

Физминутка или динамическая пауза.

11.

Смена мизансцены (смена команды и капитана).

12.

Новая игра.

Каждый педагог самостоятельно может подобрать те методы и приёмы, игровые

упражнения

социо-игровой

технологии,

которые

подойдут

для

него

и

учащихся

его

детского

объединения,

занимающихся

по

той

или

иной

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе.

4

Подведение

итогов,

рефлексия

в

конце

такого

игрового

занятия

очень

важна.

Дети рассаживаются в круг и вместе с педагогом обмениваются впечатлениями, мнениями

и улыбками – зарядом бодрости и хорошего настроения на целый день.

Заключение

Таким

образом,

подводя

итог,

можно

смело

утверждать,

что социо-игровая

технология направлена на:

организацию увлекательного образовательного процесса на основе игры;

развитие у детей активной позиции, самостоятельности и творчества;

воспитание познавательно-речевой активности;

реализацию потребности детей в движении;

формирование

навыков

дружеского,

коммуникативного

взаимодействия

всех

участников образовательной деятельности.

Используемая литература:

1.

Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный

словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные

проекты; М.: Сфера, 2009.

2.

Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле

работы. - Красноярск, 1999.

3.

Карманная

энциклопедия

социо-игровых

приемов

обучения

дошкольников:

справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп

детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные проекты; М:

НИИ школьных технологий, 2008.

5



В раздел образования