Напоминание

Музыкальный инструмент. Гитара 7(8) лет


Автор: Нилова Елена Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №12
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
Тема: Музыкальный инструмент. Гитара 7(8) лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Детская школа искусств № 12»

Рассмотрена и одобрена на заседании «Утверждаю»

Педагогического совета Директор МБУДО ДШИ № 12

МБУДО ДШИ № 12 _____________В.А.Гаранин

Протокол №2 от «30»января 2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

«Музыкальный инструмент (Гитара)»

Срок обучения: 7(8) лет.

Составитель: Нилова Елена Валерьевна,

преподаватель высшей квалификационной категории.

2020

I.

Пояснительная записка

1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

2.

Срок реализации учебного предмета

3.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

5.

Цель учебного предмета «Музыкальный инструмент «гитара»

6.

Задачи учебного предмета

7.

Структура программы

8.

Методы обучения

9.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета.

II.

Содержание учебного предмета

1.

Сведения о затратах учебного времени

2.

Годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV.Формы и методы контроля, система оценок

1.

Аттестация: цели, виды, форма и содержание

2.

Критерии оценки

V.Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебно-методической и нотной литературы

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)»

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом

многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в

детских музыкальных школах.

Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать

учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми

современной педагогикой. С одной стороны, она должна способствовать

подъёму музыкальной культуры и отвечать запросам самых широких слоёв

общества и различных социальных групп. С другой стороны – обеспечивать

совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных

учащихся, будущих профессионалов.

Гитара – один из самых популярных музыкальных инструментов,

используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской

практике. Разнообразный гитарный репертуар включает в себя музыку

разных стилей и эпох. Формирование навыков игры на классической

шестиструнной гитаре позволяет учащимся в дальнейшем осваивать

различные «родственные» музыкальные инструменты: электрогитару,

банджо, укулеле, русскую семиструнную гитару.

Предлагаемая программа рассчитана на 7-(8-)летний курс обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7-10 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе

репертуара и направлена на широкое развитие интересов учащихся.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)»

составляет академических 2 часа в неделю. Занятия проходят в

индивидуальной форме. Обучение игре на гитаре предусматривает

музыкальную грамотность, развитие технического аппарата, чтение с листа,

навыки ансамблевой игры, умение самостоятельно работать над

музыкальным произведением. В целях формирования навыков ансамблевого

музицирования, чтения нот с листа, подбора аккомпанемента,

транспонирования в другие тональности и пр. объём недельной нагрузки

может быть увеличен факультативно.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед

преподавателем ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решение

основных вопросов в данной сфере образования направлено на раскрытие и

развитие индивидуальных способностей учащихся.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в виде

исполнения сольной программы.

3

2. Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный

инструмент

(гитара)»

со

сроком

обучения

7(8)

лет,

продолжительность

учебных занятий во все годы обучения составляет 34 недели в год.

3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоёмкость учебного предмета «Музыкальный инструмент

(гитара)» при 7-(8-)летнем сроке обучения составляет 1054 (1224) часа. Из

них: 476 (544) часов – аудиторные занятия, 578 (680) часов – самостоятельная

работа.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, позволяющей

преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности,

способности, эмоционально-психологические особенности. Рекомендуемая

продолжительность урока – 45 минут.

5. Цель учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)»

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, на основе

приобретённых им знаний, умений и навыков;

Обеспечение условий для разностороннего подхода к воспитанию и

обучению детей, исходя из их музыкально-слуховых и

психофизических возможностей;

Выявление у детей комплекса музыкальных и интеллектуальных

способностей с целью приобщения их к культурному образу жизни,

воспитание любителей музыки;

Выявление творческих способностей учащихся и их развитие в области

исполнительства на гитаре до уровня подготовки, достаточного для

творческого самовыражения и самореализа;

Обучение игре на гитаре наиболее одарённых детей с целью их

дальнейшего профессионального ориентирования.

6. Задачи учебного предмета

1.

Образовательные:

Приобретение новых знаний, умений, навыков;

Закрепление пройденного материала на практике;

Развитие творческих способностей;

Познавательная деятельность;

Способность к самообразованию;

Самостоятельность.

2.

Воспитательные:

Формирование духовной культуры и нравственности ребёнка;

Приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;

4

Любовь к музыке;

Формирование навыков совместной деятельности;

Формирование высоких эстетических норм в отношениях с

преподавателями и учениками.

3.

Развивающие:

Развитие любознательности и кругозора ребёнка;

Развитие эмоциональной сферы;

Развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать,

усваивать и применять полученные знания, умения самостоятельно и

качественно организовывать домашнюю работу;

Развитие технических навыков: чувство ритма, синхронность

исполнения, аппликатурные навыки; умение слышать фактуру,

уравновешенность динамики, соответствие тембров.

7. Структура программы

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета.

2. Распределение учебного материала по годам обучения.

3. Описание дидактических единиц учебного предмета.

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

5. Формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация.

6. Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

8. Методы обучения

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с

учётом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения

поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы обучения:

Словесный (рассказ, беседа, объяснение)

Практический

(выработка

игровых

навыков,

работа

на

инструменте,

упражнения)

Наглядно-слуховой

(показ,

наблюдение,

демонстрация

преподавателем

игровых движений и приёмов игры на гитаре)

Объяснительно-иллюстративный

(игра

педагогом

произведения

из

репертуара ученика с комментариями)

Репродуктивный (повторение

учеником

игровых

приёмов

по

образцу

преподавателя)

Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления)

Эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов;

худ оже с т ве н н ы е

впечатления).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей

учащегося. Предложенные методы работы являются наиболее

5

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного

предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях

сольного исполнительства на гитаре.

9. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и

фондам

аудио-

и

видеозаписей

школьной

библиотеки.

Во

время

самостоятельной

работы

учащиеся

могут

пользоваться

Интернетом

для

получения дополнительной информации по изучению предложенных тем.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными

изданиями,

учебно-

методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)», на аудиторные,

внеаудиторные занятия и максимальную нагрузку учащихся:

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

(8)

Продолжительность

учебных недель в году

34

34

34

34

34

34

34

34

Количество

часов

на

аудиторные

занятия

в

неделю

2

2

2

2

2

2

2

2

Количество

часов

на

аудиторные

занятия

по

годам

68

68

68

68

68

68

68

68

Общее количество часов

на аудиторные

занятия

476 (544)

Количество

часов

на

внеаудиторные занятия в

неделю

2

2

2

2

3

3

3

3

Количество

часов

на

внеаудиторные занятия

по годам

68

68

68

68

102

102

102

102

Общее количество часов

на внеаудиторные

занятия

578 (680)

Максимальное

к о л и ч е с т в о

ч а с о в

занятий в неделю

4

4

4

4

5

5

5

5

6

Максимальное

к о л и ч е с т в о

ч а с о в

занятий

по годам

136

136

136

136

170

170

170

170

Общее

максимальное

к о л и ч е с т в о

ч а с о в

занятий

1054 (1224)

Учебный материал распределяется по годам обучения (классам). Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, данное время

направлено на освоение учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

Выполнение домашнего задания.

Подготовка к контрольным урокам, зачётам и итоговой аттестации.

Подготовка к концертным, конкурсным выступлениям.

Посещений учреждений культуры (филармоний, театров, концертных

залов, музеев и т.п.).

Участие

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-просветительской

деятельности образовательной организации.

Годовые требования по классам

Первый класс

Знакомство с инструментом. Названия частей гитары. Посадка и

постановка рук. Аппликатурные обозначения. Нотная грамота, расположение

нот

на

грифе

гитары

в

I-II

позициях.

Ознакомление

с

настройкой

инструмента.

Основные приёмы звукоизвлечения: игра с опорой (апояндо), игра без

опоры

(тирандо).

Исполнение

одноголосных

мелодий

с

использованием

чередования пальцев правой руки; исполнение созвучий (мелодия с басом);

основы техники исполнения арпеджио.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 15-20

музыкальных произведений: народные и детские песни, пьесы песенного и

танцевального характера, пьесы технические (этюды), пьесы ансамблевые

(дуэт с преподавателем). В этот период целесообразно осваивать большой

объём музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности.

Примеры

программ

переводного

контрольного

про слушивания

(академического концерта):

Вариант 1

1.

Д.Тюрк «Пьеса»

2.

Немецкая народная песня «Прощание зимы»

Вариант 2

1.

Ф.Карулли «Вальс»

2.

Американская народная песня «Глупышка-попугай»

7

Вариант 3

1.

М.Джулиани «Экосез»

2.

Л.Иванова «Посидим, поговорим»

Вариант 4

1.

Й.Поврозняк «Танец»

2.

Б.Савельев «Неприятность эту мы переживём»

Второй класс

Продолжение работы над постановкой рук, свободой игровых движений.

Развитие исполнительского аппарата. Формирование гаммообразной техники.

Формирование аккордовой техники. Освоение новых формул арпеджио.

Формирование навыков чтения нот с листа, навыков игры в ансамбле. Работа

над культурой звукоизвлечения.

Знакомство с грифом гитары до VIII лада. Формирование навыков смены

позиций.

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Динамические,

тембровые

аспекты

исполнения

музыкального

произведения.

Увеличение

объёма музыкальной памяти.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15

различных произведений, включая ансамблевые и технические (этюды), в

различной степени завершённости. 3-4 гаммы из перечня: До мажор, Соль

мажор,

Фа

мажор,

ля

минор,

ми

минор,

ре

минор

использованием

открытых струн, исполнение пальцами i-m).

Примеры

программ

переводного

контрольного

про слушивания

(академического концерта):

Вариант 1

1. В.Бёрд «Скажи мне, Дафна»

2. М.Каркасси «Прелюд» До мажор

Вариант 2

1.

Г.Берген «Бурре»

2.

Ирландский напев «Волынщик»

Вариант 3

1. Ф.Сор «Аллегретто»

2. А.Кол «Маленький грек»

Вариант 4

1. М.Каркасси «Андантино»

2. Д.Гольдвик «Транссибирский экспресс»

Третий класс

Изучение расположения нот на грифе гитары до XII лада. Развитие

навыков смены позиций. Баррэ. Техническое легато. Натуральные

флажолеты.

Знакомство со стилистическими особенностями исполнения старинной

музыки с элементами полифонии.

8

Повышение технического уровня: развитие беглости и выносливости

пальцев, совершенствование гаммообразной техники, исполнения аккордов и

арпеджио.

Формирование навыков взаимодействия внутренних слуховых и

двигательных представлений. Развитие навыков самостоятельной работы над

музыкальным

произведением.

Увеличение

объёма

музыкальной

памяти.

Работа над культурой звукоизвлечения.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-12

различных произведений, включая ансамблевые и технические (этюды), в

различной степени завершённости. 2-3 гаммы из перечня: двухоктавные До

мажор, Ре мажор, ре минор; трёхоктавные Ми мажор, Фа мажор, ми минор (в

аппликатуре А.Сеговии).

Примеры

программ

переводного

контрольного

про слушивания

(академического концерта):

Вариант 1

1. И.С.Бах «Менуэт» ре минор

2. В.Козлов «Кошки-мышки»

Вариант 2

1. А.Лози «Сарабанда» ля минор

2. Е.Нилова «Танцующий тролль»

Вариант 3

1. Г.Пёрселл «Ария» ре минор

2. А.Кано «Этюд» До мажор

Вариант 4

1. Р. де Визе «Менуэт» Ля мажор

2. Н.Кошкин «Играя на волынке»

Четвёртый класс

Работа над техническим развитием исполнительского аппарата:

гаммообразная беглость пальцев, исполнение различных видов арпеджио,

техническое

легато,

освоение

вибрато,

знакомство

с

искусственными

флажолетами,

развитие

выносливости

при

исполнении

аккордов

и

использовании

баррэ.

Работа

над

сменой

позиций

в

музыкальных

произведениях. Расширенная и суженная позиции.

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков

учащихся.

Работа

над

качеством

звука,

усложнение

ритмических

и

фактурных задач. Дальнейшая работа над несложными видами полифонии.

Знакомство с произведениями крупной формы.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-12

различных произведений, в том числе 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1-

2 произведения крупной формы, ансамблевые пьесы и этюды (технические

пьесы) на разные виды техники в различной степени завершённости. 2-3

гаммы из перечня: двухоктавные Ми-бемоль мажор, до минор; трёхоктавные

Соль мажор, соль минор, Ля мажор, ля минор (в аппликатуре А.Сеговии,

тирандо, апояндо, варианты чередования пальцев: i – m, m – i, i – a).

9

Примеры

программ

переводного

контрольного

про слушивания

(академического концерта):

Вариант 1

1. Д.Бресчианелло «Ария» ля минор

2. Л.Хухро «На лодке»

Вариант 2

1. Ф.Карулли «Рондо» Соль мажор

2. Е.Нилова «Экспромт»

Вариант 3

1. С.Вейс «Менуэт» Ля мажор

2. Э.Пухоль «Этюд» До мажор

Вариант 4

1.

М.Джулиани «Сонатина» До мажор

2.

С.Марышев «Незнакомая звезда»

Пятый класс

Дальнейший рост технического уровня исполнительского аппарата,

умение свободно исполнять гаммообразные пассажи, аккорды и арпеджио.

Техника тремоло. Освоение специфических гитарных приёмов (тамбурин,

расгеадо,

пиццикато).

Освоение

высоких

позиций

на

грифе.

Развитие

навыков

многоголосного

мышления.

Акцент

внимания

на

раскрытие

художественного

образа

музыкального

произведения.

Развитие

навыков

сценического исполнения.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-8

различных произведений, в том числе 1-2 пьесы с элементами полифонии,

1-2 произведения крупной формы, ансамблевые пьесы и этюды

(технические пьесы) на разные виды техники в различной степени

завершённости. 2-3 гаммы из перечня: Си мажор, Си бемоль мажор, фа-диез

минор, си минор, хроматическая в исполнении различными

аппликатурными, ритмическими формулами и способами звукоизвлечения.

Примеры

программ

переводного

контрольного

про слушивания

(академического концерта):

Вариант 1

1.

А.Диабелли «Рондо» до мажор

2.

Ф.Клейньанс «Маленький бразильский напев»

Вариант 2

1.

Д.Зиполи «Маленькая фуга»

2.

Ф.Гомес «Романс»

Вариант 3

1.

М.Джулиани «Багатель»

2.

Ж.Ферре «Таинственное послание»

Вариант 4

1.

Е.Кампион «Аллегро»

2.

Ф.Таррега «Прелюдия» № 22

10

Шестой класс

Дальнейшие развитие технического уровня исполнительского аппарата,

уверенное исполнение гаммообразных пассажей, аккордов и арпеджио,

различных специфических гитарных приёмов. Развитие навыков чтения нот с

листа в пятой, седьмой, девятой позициях. Усложнение фактуры изложения

музыкального материала в исполняемых произведения, увеличение объёма

нотного текста. Работа над эстетикой ногтевого звукоизвлечения. Умение

понимать жанровые, стилистические особенности исполняемой музыки.

Исполнение трёхоктавных гамм в подвижном темпе различными

аппликатурными и ритмическими формулами; исполнение гамм терциями;

гамм октавами; аккордовых каденций.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-8

различных произведений, в том числе 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1-

2 произведения крупной формы, ансамблевые пьесы и этюды (технические

пьесы) на разные виды техники в различной степени завершённости.

Примеры программ переводного контрольного прослушивания

(академического концерта):

Вариант 1

1.

Н.Кост «Менуэт»

2.

А.Иванов-Крамской «Прелюдия» ре минор

Вариант 2

1.

И.С.Бах «Сарабанда»

2.

Р.Баден-Пауэлл «Портрет бразильца»

Вариант 3

1. С.Вейс «Прелюдия» ля минор

2. А.Иванов-Крамской «Вальс»

Вариант 4

1.

Ф.Гендель «Ария»

2.

М.Понсе «Мексиканское скерцино»

Седьмой класс

Обобщение всех ранее полученных знаний, умений и навыков. Подготовка к

исполнению сольной концертной выпускной программы.

Примеры программ для итоговой аттестации (выпускного академического

концерта):

Вариант 1

1. И.С.Бах «Жига»

2. П.Петтолетти «Тема с вариациями»

3. М.Л.Анидо «Аргентинская народная мелодия»

4. А.Виницкий «Случилось что-то необычное в волшебном лесу»

Вариант 2

1. С.Л.Вейс «Бурре»

2. А.Диабелли «Рондо» Ля мажор

3. А.Иванов-Крамской. «Вариации на тему русской народной песни «Как у

нас во садочке»

11

4. Ж.Пернамбуко «Бразильера»

Вариант 3

1. Ф.Госсек «Гавот»

2. Д.Чимароза «Соната» Ля мажор

3. Ф.Таррега «Мазурка «Аделита»

4. В.Стеценко «Осенний пейзаж»

Вариант 4

1. Г.Пёрселл «Сюита» Соль мажор

2. М.Каркасси «Ария»

3. Б.Терци «Пастораль»

4. Ю.Малышенко «Танец для Инны»

Восьмой класс

Восьмой год обучения даёт возможность профессионально ориентированным

учащимся подготовиться к поступлению в образовательные учреждения

среднего звена, активно участвовать в концертной деятельности школы и

города, принимать участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Основная задача восьмого года обучения – развитие артистических качеств:

умение воплотить и донести до слушателей созданный выразительными

средствами образ музыкального произведения, подчинение технических

задач художественным, умение добиваться стабильного уровня концертного

исполнения.

Примеры пьес для составления концертно-конкурсного репертуара:

1.

Г.Альберт «Соната» № 1

2.

С.Вейс «Сюита» ми минор

3.

Г.Санз «Сюита» Ре мажор

4.

И.С.Бах «Бурре»

5.

Н.Кост «Мазурка»

6.

Ф.Таррега «Прелюдия» № 33

7.

Д.Кано «Тонадилья»

8.

Ш.Аслингер «Для Мальвины»

9.

Ф.Клейньанс «Молитва»

10. В.Козлов «Баллада для Елены»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его

академическую

направленность,

а

также

демонстрирует

возможность

индивидуального

подхода

к

каждому

ученику.

Содержание

программы

направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося

и

приобретение

им

художественно-исполнительских

знаний,

умений

и

навыков.

Курс данной программы предусматривает следующие возможности:

Знать основные исторические сведения об инструменте.

Знать конструктивные особенности инструмента.

12

Знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их

применять при необходимости.

Знать основы музыкальной грамоты.

Знать систему игровых навыков и уметь применять её самостоятельно.

Знать основные средства музыкальной выразительности.

Уметь

самостоятельно

определять

технические

т рудно сти

музыкального произведения и находить способы и методы в работе над

ними

Уметь

самостоятельно,

осознанно

работать

над

несложными

произведениями,

опираясь

на

знания

законов

формообразования,

а

также на освоенную в классе под руководством педагога методику

поэтапной работы над музыкальным произведением.

Уметь

творчески

подходить

к

созданию

художественного

образа,

используя

при

этом

все

теоретические

знания

и

предыдущий

практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности.

Иметь навык игры по нотам.

Иметь навыки чтения с листа несложных произведений.

Иметь ансамблевые навыки синхронной игры.

Иметь навык публичных концертных выступлений.

Таким образом, реализация программы обеспечивает наличие у

учащегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному

му зы ка л ь н ому

и с п ол н и т е л ь с т ву;

с ф о рми р о ва н н ы й

ко м п л е кс

исполнительских

знаний,

умений

и

навыков,

позволяющий

достигать

исполнителю наиболее убедительную интерпретацию нотного текста; знание

разнообразного гитарного репертуара, включающего в себя произведения

различных эпох, жанров, стилей, форм; наличие творческой инициативы и

навыков репетиционно-концертной работы.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма и содержание

Цель любой аттестации – определение уровня подготовки учащегося на

определённом этапе обучения о конкретно пройденному материалу.

Оценки качества знаний по учебному предмету «Музыкальный

инструмент (гитара)» охватывают все виды контроля:

текущий контроль успеваемости;

промежуточная аттестация учащихся;

итоговая аттестация учащихся.

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,

задачи и формы.

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

- п о д д е р ж а н и е

у ч е б н о й

дисциплины;

-выявление отношения учащегося к

Уроки,

контрольные уроки

13

изучаемому предмету;

-повышение

уровня

о своения

текущего учебного материала.

Промежуточная

аттестация

Определение успешности развития

у ч а щ е г о с я

и

у с в о е н и я

и м

программы на определённом этапе

обучения.

Прослушивания,

зачёты,

академические

концерты

Итоговая

аттестация

Определение

уровня

и

качества

освоения

программы

учебного

предмета.

Выпускной

академичес-

кий концерт

Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности

регулярно, два-три раза в месяц, в рамках расписаний занятий и предполагает

использование различных систем оценивания. Результаты текущего контроля

учитываются при выставлении четвертных и годовых оценок.

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков

учащихся

в

классе

по

специальности.

Они

не

требуют

публичного

исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков

самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка

степени овладения навыками музицирования, проверка степени готовности

учащихся выпускного класса к итоговой аттестации.

Преподаватель планирует и проводит контрольные уроки в течение

четверти

(полугодия)

в

зависимости

от

индивидуальной

успеваемости

ученика, от этапа изучаемой программы с целью повышения его мотивации

учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счёт аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет.

Прослушивания могут проводиться как на сцене, так и в классе в

присутствии других преподавателей, включать в себя элементы беседы с

учащимся и обсуждение рекомендательного характера.

Зачёты проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на

учебный

предмет,

и

предполагают

исполнение

технической

или

академической

программы

в

присутствии

педагогической

комиссии,

состоящей из 2-3 преподавателей. Зачёты могут быть дифференцированные

или

недифференцированные,

с

методическим

обсуждением,

носящим

рекомендательный характер.

Академические концерты предполагают публичное исполнение на сцене

учебной программы, состоящей из 2–3 произведений. Возможно присутствие

в

зале

родителей,

учащихся,

других

слушателей.

Выступление

ученика

оценивается

комиссией

с

применением

дифференцированной

системы

оценок, завершается методическим обсуждением.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения

образовательной программы; выпускной академический концерт проводится

в 7 классе, в соответствии с действующими учебными планами.

14

Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств,

включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания,

умения,

навыки.

По

итогам

исполнения

выставляются

оценки

по

пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

- исполнение программы целиком без остановок и

существенных ошибок;

- ясный, чистый звук;

- ритмичность;

- выразительность;

-

исполняемые

произведения

соответствуют

примерным программным требованиям.

Все требования к качеству звука, ритмичности,

музыкальности

исполнения,

а

также

уровень

сценической культуры оцениваются в соответствии

с возрастом и годом обучения.

4 («хорошо»)

Несоответствие исполнения какому-либо

пункту/пунктам

первого раздела, например:

-

заметная

ошибка,

или

несколько

менее

значительных;

- некачественное звучание инструмента, «грязный»

звук;

- неритмичное исполнение;

- невыразительное исполнение;

-

несколько

заниженный

уровень

сложности

программы.

3 («удовлетворительно»)

Значительное несоответствие исполнения

какому-либо

пункту/пунктам

первого

раздела,

например:

- множественные ошибки или остановки;

- различные комбинации пунктов 1 – 4;

-

значительно

заниженный

уровень

сложности

программы.

2

(«неудовлетворительно»)

Отказ

от

выступления,

либо

невыученность

программы и невозможность сыграть её до конца

Зачёт (недифференциро-

ванный)

Отражает

достаточный

уровень

подготовки

и

исполнения на данном этапе обучения.

С учётом целесообразности оценка качества исполнения может быть

дополнена

системой

«+»

и

«–»,

что

даёт

возможность

более

конкретно

отметить выступление учащегося.

Оценки выставляются в конце каждой четверти и каждого учебного года.

15

При

выведении

годовой

(переводной)

оценки

учитываются

следующие

параметры:

оценка годовой работы учащегося;

оценки,

полученные

за

зачёты,

прослушивания,

академические

концерты;

выступления

учащегося

в

течение

года

на

концертах,

фестивалях,

конкурсах.

При выведении итоговой оценки должны быть учтены следующие

параметры:

технический уровень владения инструментом;

раскрытие художественного образа музыкального произведения;

исполнительская

интерпретация,

соответствующая

стилю

исполняемого произведения.

V. МЕТОДИЧЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

За время обучения преподаватель должен научить ученика самостоятельно

разучивать

и

грамотно

исполнять

на

гитаре

произведения

из

репертуара

детской музыкальной школы, а также сформировать у него навыки чтения

нот с листа, игры в ансамбле, аккомпанирования, подбора по слуху. В работе

с

учащимся

преподавателю

необходимо

следовать

основным

принципам

дидактики, таким, как последовательность, систематичность, доступность,

наглядность в освоении материала.

Основной формой учебной работы в инструментальном классе является

урок,

проводимый

как

индивидуальное

занятие

педагога

с

учеником.

Продолжительность урока – 45 минут (академический час).

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и

систематическая

работа

над

всеми

важнейшими

разделами

музыкально-

технического развития учащегося. Необходимо прививать ему сознательное

отношение

к

усвоению

тех

или

иных

технических

приёмов,

ясное

представление о той художественной цели, которой они служат.

Основными предпосылками для успешного развития ученика является

воспитание

у

него

свободной

и

естественной

посадки,

правильной

постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений,

обусловленных художественно-техническими задачами. Всё это должно быть

предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы

педагога и учащегося.

Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения –

важнейшему

средству

музыкальной

выразительности

гитариста,

а

также

правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность

свободного

владения

позициями

и

навыком

вибрации.

К

работе

над

вибрацией

следует

приступить,

когда

учащийся

усвоит

необходимые

постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к

формированию у него самостоятельной внутренней потребности к вибрации.

16

Преподаватель должен привить ученику навыки использования

грамотной,

осмысленной

аппликатуры,

наиболее

полно

раскрывающей

художественное содержание музыкального произведения.

Большое значение для музыкального развития имеет исполнение

учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает

слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и

совершенствованию

его

ритмической

организации,

заставляет

добиваться

согласованного ансамблевого звучания.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации

их домашних занятий, рационального использования времени, отведённого

для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся

позволяет

педагогу

более

плодотворно

использовать

время

в

процессе

классных

занятий,

наблюдать

за

учеником,

выявляя

и

развивая

его

индивидуально-психологические и физические способности.

Для контроля за домашней работой возможно привлечение родителей

ученика.

Нельзя

недооценивать

значение

общения,

взаимодействия

с

родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.

В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от

педагога

ясное

представление

о

гитаре

как

о

сольном

и

ансамблевом

инструменте.

Необходимо

также

знакомить

ученика

с

важнейшими

сведениями об истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о

лучших

исполнителях

на

классической

гитаре.

Педагог

должен

дать

учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть

его звуковые и технические возможности.

Посадка

Посадка

играющего

на

музыкальном

инструменте

является

организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом

зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с

инструментом.

При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого

жёсткого стула без поручней, высотой пропорционально его росту. Левая нога

стоит

на

подставке,

бедро

образует

с

туловищем

острый

угол.

Гитара

кладётся выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней

деки, корпус гитариста слегка подаётся вперёд. Возможно использование

подставки, крепящейся к корпусу гитары и упирающейся в левой бедро

исполнителя. В любом случае головка грифа должна располагаться на уровне

головы гитариста, плечи сохранять своё естественное положение. Правая

нога отставлена в сторону, ступня целиком стоит на полу.

Постановка правой руки

Постановка правой руки – один из важнейших компонентов для

формирования

качества

звука.

Эта

та

основа,

на

которой

строятся

все

движения пальцев.

Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью

расположиться

на

большом

овале

корпуса

гитары.

Руку

необходимо

17

чувствовать

всю

от

плечевого

сустава,

держа

её

как

бы

на

весу,

хотя

предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем

весом руки – ни предплечьем, ни локтевым сгибом.

Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно,

а держится в нужном положении. Для её удержания требуется необходимое и

достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом

случае

пясть

располагается

параллельно

деке

гитары,

либо

запястье

находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не

ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.

Звукоизвлечение

Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что

сама по себе постановка – не цель, а необходимое средство для обеспечения

рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование

основ правильного звукоизвлечения, культуры звука.

Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует

предварительно оттягивать струну пальцев и только потом отпускать. Для

этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну,

своеобразное туше (подготовка пальца). Момент прикосновения к струне

должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесён в мышечную память

и доведён до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем

целиком от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней

струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над

струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на

струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе.

Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив,

немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в

направлении передней деки, и звук обладает красивым, глубоким тембром.

Пальцы касаются струн одновременно ногтем и краем подушечки. В

настоящее

время

профессиональная

игра

на

классической

гитаре

может

осуществляться только ногтевым способом; и хотя далеко не каждый ученик

музыкальной школы в дальнейшем будет способен к профессиональному

обучению,

тем

не

менее

целесообразно

с

самого

начала

ориентировать

учащихся

на

ногтевой

способ

звукоизвлечения.

При

описанной

выше

постановке

правой

руки

в

процессе

извлечения

звука

одновременно

участвуют

и

мякоть

пальца,

и

ноготь:

кончик

пальца

левой

стороной

нажимает

на

струну,

подушечка

проминается,

струна

касается

ногтя,

оттягивается

и

немного

перемещается

по

кромке

ногтя

к

точке

схода.

Естественно, ноготь должен быть чистым и гладко отшлифованным.

Препятствием для этого может служить лишь тонкость и хрупкость

ногтевой

пластины

у

некоторых

детей.

Таким

ученикам

можно

порекомендовать безногтевой способ извлечения звука.

Приёмы звукоизвлечения

18

Существуют два основных приёма (способа) звукоизвлечения: тирандо

(игра без опоры на соседнюю струну) и апояндо (игра с опорой). Тирандо

может быть исполнена любая фактура без исключения, так как траектория

движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец

не

задевает

соседнюю

струну,

при

необходимости

оставляя

её

звучащей

(своеобразная педаль).

Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, что

после звукоизвлечения палец прекращает движения, дотронувшись до этой

струны. Такой приём называется апояндо. Апояндо придаёт большую силу и

особую красочность звучанию.

При правильном выполнении обоих приёмов принципы работы пальцев и

направление оттягивания струны отличаются друг от друга незначительно.

Постановка левой руки

Для начинающего гитариста удобнее всего располагать руку в средней

части грифа: это V или VI позиция, 3 или 4 струна. Плечо должно быть

свободно опущено, рука круто согнута в локтевом суставе. Запястье слегка

выпуклое. Большой палец не сгибается в суставе; находится на шейке грифа,

примерно на середине грифа, напротив среднего пальца и направлен вверх.

Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть параллельна плоскости грифа.

Ладонь

ни

в

коем

случае

не

должна

снизу

касаться

грифа.

Пальцы

не

прогибаются в суставах, прижимают струну близко к ногтю и близко к

правому порожку, где требуется минимальное физическое напряжение мышц

для достижения оптимального звука. Такое положение пальцев в позиции на

одной струне можно считать оптимальным.

С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может

меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор

наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.

При игре на шестой струне кисть выносится вперёд, а большой палец

касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается

более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой

струне

кисть

втягивается

под

гриф,

а

большой

палец

перемещается

к

середине

или

даже

к

верхней

части

обратной

стороны

грифа.

Запястье

становится более плоским, а пальцы круче сгибаются.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно

обоснованный

характер

и

строиться

на

базе

имеющейся

методической

литературы. Педагогам-гитаристам в связи с теми или иными проблемами в

своей

области

необходимо

обращаться

к

научным

и

методическим

исследованиям по другим специальностям, прежде всего, к скрипичным и

фортепианным.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕКОЙ И

НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., Музыка, 2007

19

Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М., Престо, 2002

Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. – М., Престо, 2002

Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. – М.,

Классика-ХХI, 2004

Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Ростов-на-

Дону, Феникс, 2013

Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. – М., Классика-ХХI, 2010

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 2009

Кузин Ю. Азбука гитариста: Доинструментальный период. – Новосибирск,

НМК, 2003

Кузин

Ю.

Азбука

гитариста:

Инструментальный

период,

часть

1.

Новосибирск, НМК, 2003

Кузин

Ю.

Азбука

гитариста:

Доинструментальный

период,

часть

2.

Новосибирск, НМК, 2003

Кузин Ю. Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения. – Новосибирск,

НМК, 2010

Кузнецов В. К вопросу о гитарной аппликатуре. //Проблемы содержания и

методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе: Труды МГИМ

им. А.Шнитке, вып. 3. М., 2001

Кузнецов В. Основы звукоизвлечения и игры в позиции на классической

гитаре. //Музыкальное исполнительство на народных инструментах. Вопросы

обучения и воспитания: Труды МГИМ им. А.Шнитке, вып. 7. М., 2003

Кузнецов В. Подготовительный период обучения на классической гитаре. //

Современные

проблемы

музыкального

образования:

Труды

МГИМ

им.

А.Шнитке, вып. 8. М., 2004

Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. – Киев,

Музична Украина, 2003

Титов Е. Приёмы игры на гитаре: от теории к практике. – М., Композитор,

2005

Нотная литература

Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары /Ред. Х.Ортеги. – М., 1979.

Альбом для детей: произведения для шестиструнной гитары. /Сост.

Г.Ларичева. – М., Музыка, 1989

Винницкий А. Детский джазовый альбом: Упражнения, этюды, пьесы,

дуэты. – М., Престо, 1999

День

рождения:

Хрестоматия

гитариста

1-5

классы

ДМШ

/Сост.

и

ред.

Ю.Зырянов. – Новосибирск, Окарина, 2012

Золотая

библиотека

педагогического

репертуара.

Нотная

папка

гитариста

/Сост. В.Кузнецов. – М., Дека-ВС, 2004

Иванова

Л.

Детские

пьесы

для

шестиструнной

гитары.

С.-Петербург,

Композитор, 1998

Иванова Л. Пьесы для начинающих: маленькому гитаристу. – С.-Петербург,

Композитор, 2003

Калинин В. Юный гитарист. – М., Музыка, 1999

20

Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост.

И.Поликарпов. – М., Музыка, 1972

Классические

этюды

для

шестиструнной

гитары.

Часть

I

/Сост.

и

ред.

А.Гитмана. – М., Престо, 1997

Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. – С.-Петербург,

Диада, 2000

Козлов В. Маленькие тайны сеньориты гитары: альбом юного гитариста. –

Челябинск, Автограф, 2006

Концерт

в

музыкальной

школе:

Шестиструнная

гитара.

Вып.

I

/Сост.

А.Гитман. – М., Престо, 1998

Концерт

в

музыкальной

школе:

Шестиструнная

гитара.

Вып.

II

/Сост.

А.Гитман. – М., Престо, 2002

Кошкин Н. Маскарад: Пьесы для гитары, тетрадь 1. – М., Классика-ХХI, 2005

Кошкин Н. Маскарад: Пьесы для гитары, тетрадь 2. – М., Классика-ХХI, 2005

Кошкин Н. Сюита «Шесть струн» для гитары. – М., Классика-ХХI, 2005

К радости: Хрестоматия гитариста 1-5 классы ДМШ /Сост. и ред. Ю.Зырянов.

– Новосибирск, Окарина, 2012

Лёгкие

пьесы

в

стиле

фламенко.

/Сост.

Д.Трофимов.

С.-Петербург,

Композитор, 2003

Нилова Е. Мой остров – гитара: Сборник пьес для классической гитары. –

Новосибирск, 2003

Нилова

Е.

Улыбка

Джоконды:

Пьесы

для

классической

гитары.

Новосибирск, Окарина, 2004

От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Cост. и

ред. И.Пермяков. – Л., Музыка, 1987

От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Cост. и

ред. И.Пермяков. – Л., Музыка, 1989

От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Cост. и

ред. И.Пермяков. – Л., Музыка, 1992

Парадизо В. Учусь играть на гитаре. – Новосибирск, НОККиИ, 2013

Педагогический

репертуар

гитариста.

Младшие

классы

ДМШ:

пьесы,

упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. I /Сост. А.Гитман. –

М., Престо, 2005

Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост.

Я.Ковалевская и Е.Рябоконь. – Л., Музыка, 1970

Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост.

Я.Ковалевская и Е.Рябоконь. – Л., Музыка, 1971

Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост.

Я.Ковалевская и Е.Рябоконь. – Л., Музыка, 1977

Педагогический

репертуар:

Сборник

этюдов

для

шестиструнной

гитары

/Сост. Я.Ковалевская и Е.Рябоконь. – Л., Музыка, 1973

Популярные джазовые и эстрадные мелодии: Библиотека гитариста. / Обр.

С.Фёдоров, ред. В.Гуркин. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003

Популярные

пьесы

и

этюды

для

шестиструнной

гитары.

Репертуар

музыкальных школ. Вып. 1 /Сост. А.Гитман. – М., Престо, 2011

21

Произведения для шестиструнной гитары. Ступени к мастерству. Вып. 1

/Сост. В.Кузнецов. – М., Владос, 2005

Произведения для шестиструнной гитары. Ступени к мастерству. Вып. 2

/Сост. В.Кузнецов. – М., Владос, 2005

Рандеву с гитарой: Хрестоматия гитариста 1-5 классы ДМШ /Сост. и ред.

Ю.Зырянов. – Новосибирск, Окарина, 2012

Санз Г. Пять сюит /Ред. Х.Ортеги. – М., 1979

Сборник этюдов для шестиструнной гитары для детских музыкальных школ

и

детских

школ

искусств

с

1

по

5

классы.

/Сост.

и

ред.

О.Самбур.

Новосибирск, Окарина, 2010

Сорокин

Б.

Сказание

о

Земле

Русской:

для

шестиструнной

гитары.

-

Челябинск, Автограф, 2001

Хрестоматия

гитариста

(Шестиструнная

гитара):

1-2

кл.

детских

музыкальных школ. Вып. 1 /Сост. А.Иванов-Крамской. – М., Музыка, 1976

Хрестоматия

гитариста

(Шестиструнная

гитара):

1-3

кл.

детских

музыкальных школ /Сост. Е.Ларичев. – М., Музыка, 1985

Хрестоматия гитариста (Шестиструнная гитара): 1 класс для музыкальных

школ. /Сост. В.Гуркин. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2000

Хрестоматия

гитариста

(Шестиструнная

гитара):

2-3

классы

для

музыкальных школ. /Сост. В.Гуркин. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1999

Хрестоматия

гитариста

(Шестиструнная

гитара):

3-4классы

для

музыкальных школ. /Сост. В.Гуркин. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2000

Хрестоматия

игры

на

шестиструнной

гитаре

для

начинающих.

/Сост.

П.Иванников. – Донецк, Сталкер, 2005

Хрестоматия

гитариста

для

шестиструнной

гитары:

III

класс.

/Сост.

П.Иванников. – Донецк, Сталкер, 2003

Хрестоматия шедевров популярной музыки для гитары /Сост. В.Колосов. –

М., изд-во В.Катанского, 2004

Хухро Л. Малыш играет гитаре. – Новосибирск, Арт-классик, 1998

Шестиструнная

гитара:

Подготовительный

и

первый

классы

детской

музыкальной школы. /Cост. Н.Михайленко. – Киев, Музична Украина, 1983

Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2

класс). /Cост. Н.Михайленко. – Киев, Музична Украина, 1984

Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3

класс). /Cост. Н.Михайленко. – Киев, Музична Украина, 1984

Шесть струн – шесть ступенек: Пьесы для гитары, 1 и 2 ступеньки. / Сост.

Ю.Кузин. – Новосибирск, Классик-А, 2003

Шесть

струн

шесть

ступенек:

Пьесы

для

гитары,

3

ступенька.

/Сост.

Ю.Кузин. – Новосибирск, Классик-А, 2003

Шесть

струн

шесть

ступенек:

Пьесы

для

гитары,

4

ступенька.

/Сост.

Ю.Кузин. – Новосибирск, Классик-А, 2003

Этюды для шестиструнной гитары /Сост. Д.Карпович и Е.Рябоконь. – Л.,

Музгиз, 1961

Этюды для шестиструнной гитары /Сост. И.Пермяков. – Л., Музыка, 1987

22

Этюды

для

шестиструнной

гитары

/Сост.

П.Агафошин.

М.-Л.,

Государственное музыкальное издательство, 1950

23



В раздел образования