Напоминание

Оркестровый ансамбль гитаристов (4 года)


Автор: Нилова Елена Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №12
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
Тема: Оркестровый ансамбль гитаристов (4 года)
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Детская школа искусств № 12»

Рассмотрена и одобрена на заседании «Утверждаю»

Педагогического совета Директор МБУДО ДШИ № 12

МБУДО ДШИ № 12 _____________В.А.Гаранин

Протокол №2 от «30»января 2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

«Оркестровый ансамбль гитаристов»

Срок обучения: 3(4) года.

Составитель: Нилова Елена Валерьевна,

преподаватель высшей квалификационной категории.

2020

I. Пояснительная записка (концептуальные направления, цели и задачи

программы, основные формы и методы работы, принципы и содержание

программы,

психологическое

обеспечение

и

условия

реализации

программы)

II. Контроль и учёт успеваемости

III. Примерное распределение учебных часов по классам

IV. План выступлений учащихся в течение учебного года

V. Примерные репертуарные списки

VI. Списки рекомендуемой учебно-методической и нотной литературы.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Оркестровый ансамбль гитаристов»

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом

многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в

детских музыкальных школах.

Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать

учебный

процесс

в

соответствии

с

требованиями,

предъявляемыми

современной

педагогикой.

С

одной

стороны,

она

должна

способствовать

подъёму музыкальной культуры и отвечать запросам самых широких слоёв

общества и различных социальных групп. С другой стороны – обеспечивать

совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных

учащихся, будущих профессионалов.

Концептуальные направления:

Данная программа опирается на основные концептуальные направления:

Пробуждение

глубокого

интереса

к

музыке

как

части

духовной

культуры человека;

Развитие собственных творческих способностей учащихся;

Воспитание

и

развитие

у

учащихся

различных

составляющих

эмоционально-волевой

сферы,

таких,

как

целеустремлённость,

выдержка, воля и проч.

Цели программы:

Обеспечение условий для разностороннего подхода к воспитанию и

обучению

детей,

исходя

из

их

музыкально-слуховых

и

психофизических возможностей;

Выявление

у

детей

комплекса

музыкальных

и

интеллектуальных

способностей с целью приобщения их к культурному образу жизни,

воспитание любителей музыки;

Обучение

игре

на

гитаре

наиболее

одарённых

детей

с

целью

их

дальнейшего профессионального ориентирования.

Задачи программы:

1.

Образовательные:

Приобретение новых знаний, умений, навыков;

3

Закрепление пройденного материала на практике;

Развитие творческих способностей;

Познавательная деятельность;

Способность к самообразованию;

Самостоятельность.

2.

Воспитательные:

Формирование духовной культуры и нравственности ребёнка;

Приобщение

к

мировым

и

отечественным

культурным

ценностям;

Любовь к музыке;

Формирование навыков совместной деятельности;

Формирование

высоких

эстетических

норм

в

отношениях

с

преподавателями и учениками.

3.

Развивающие:

Развитие любознательности и кругозора ребёнка;

Развитие эмоциональной сферы;

Развитие

умения

самостоятельно

приобретать,

анализировать,

усваивать

и

применять

полученные

знания,

умения

самостоятельно

и

качественно организовывать домашнюю работу;

Развитие

технических

навыков:

чувство

ритма,

синхронность

исполнения,

аппликатурные

навыки;

умение

слышать

фактуру,

уравновешенность динамики, соответствие тембров.

Основные формы и методы работы:

Для выполнения поставленных целей и задач предусматривается отбор

основных форм и методов работы:

1.

мелкогрупповые занятия;

2.

сводные репетиции ансамбля.

Эту работу можно разнообразить и применить следующие методы

обучения и воспитания:

открытые концерты;

участие в различных конкурсах и фестивалях;

видеозаписи

исполнений

музыкальных

произведений

с

последующим размещением в сети Интернет.

Основные методы обучения: диалог с учениками, монолог преподавателя.

Методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий,

иллюстративный.

Методы учения: исполнительский, поисковый, проблемный.

Методы воспитания: убеждение, упражнения, личный пример.

Принципы программы

4

Программа построена с учётом целостного подхода к педагогическому

процессу, предлагающему выделение и обобщение двух групп принципов:

организация

педагогического

процесса

и

руководство

деятельностью

воспитанников.

Принципы организации педагогического процесса:

принцип

гуманистической

направленности,

предполагающий

подчинение

всей

образовательно-воспитательной

работы

задачам

формирования личности;

принцип обучения и воспитания, предполагающий оптимальное

сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм организации

педагогического процесса;

п р и н ц и п

п р е е м с т в е н н о с т и ,

п о с л е д о в ат е л ь н о с т и

и

систематично сти

знаний,

умений

и

навыков,

их

развития

и

совершенствования;

принцип

эстетизма,

направленный

на

формирование

эстетического отношения к действительности, позволяющий развить у детей

высокий музыкальный вкус.

Принципы управления деятельностью учащихся:

принцип

учёта

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей;

принцип

сознательно сти

и

активно сти

учеников

в

педагогическом процессе;

принцип доступности и посильности обучения и воспитания;

принцип опоры на положительное в ребёнке, на сильные стороны

его личности;

принцип

сочетания

прямых

и

параллельных

педагогических

действий.

Содержание программы

Программа объединяет теоретический, практический, творческий,

исполнительский

и

контрольно-итоговый

учебный

материал

и

предусматривает два уровня его освоения: первый – ученический (действие с

подсказкой

учителя),

второй

алгоритмический

(действие

по

памяти,

самостоятельное выполнение домашних заданий).

Теоретический материал не должен стать самоцелью. Знания, получение

на

уроке,

должны

стать

основой

для

применения

их

самостоятельно

на

практике.

Игра

на

инструменте

главное

в

процессе

обучения,

и

теоретический материал должен идти параллельно, тесно переплетаясь с

практикой.

Занятия

в

классе

оркестрового

гитарного

ансамбля

совершенствуют

всестороннее

и

комплексное

воспитание

ученика.

Преподаватель – основной воспитатель, именно он формирует и развивает

5

эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, приобщает его к

миру музыки и обучает искусству исполнения на инструменте.

Совместное исполнение музыкальных произведений раскрывает

художественные способности учащихся. Концерты пропагандируют игру на

гитаре и помогают учащимся получить навыки поведения на сцене во время

публичных

выступлений.

Репертуар

подбирается

преподавателем

и

фиксируется в индивидуальном плане ученика. В работе над репертуаром

преподаватель

добивается

различной

степени

завершённости

исполнения:

одни произведения звучат на концертах, другие – для показа в классе, третьи

– с целью ознакомления.

Психологическое обеспечение программы

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие

компоненты:

создание комфортной, доброжелательной обстановки на уроках;

пробуждение творческого воображения и стремление к практическому

применению знаний;

использование

возможностей

коллективной

деятельности

для

более

яркого раскрытия индивидуальности каждого ученика;

подбор репертуара в зависимости от технических и эмоциональных

способностей и возможностей учеников;

постоянный контакт с родителями.

Условия реализации программы

В классе оркестрового ансамбля гитаристов занимаются учащиеся

старших классов: 5, 6, 7 (8) классы (7- (8-) летний курс обучения); III,

IV,

V

(VI) классы (V- (VI-) летний курс обучения).

Сводные репетиции ансамбля занимают два академических часа в

неделю (один академический час – 45 минут).

Также проводятся мелкогрупповые занятия общим объёмом четыре

академических часа в неделю:

группа первых гитар – 1 час;

группа вторых гитар – 1 час;

группа третьих гитар – 1 час;

группа четвёртых гитар – 1 час.

Это

позволяет

преподавателю

хорошо

узнать

ученика,

его

индивидуальные возможности, эмоционально-психологические особенности;

добиться

синхронности

аппликатурных,

динамических,

агогических,

штриховых решений.

Репетиции проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе

должны

быть

инструменты,

пюпитры,

подставки

для

ног,

ноты

и

методические пособия. Занятия проводятся по программе, рекомендованной

6

и

одобренной

на

заседании

Педагогического

совета

образовательного

учреждения.

При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности

произведений не должна превышать технический уровень пьес, исполняемых

в классе по предмету «Музыкальный инструмент: Гитара», так как у ученика

появляется

много

новых

задач,

связанных

со

спецификой

совместного

исполнения. В работе над репертуаром педагог может добиться различной

степени завершённости.

КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ

В течение учебного года оркестровый ансамбль гитаристов работает над

4-6 музыкальными произведениями различных стилей и жанров.

Произведения, изучаемые в классе гитарного ансамбля, должны быть

зафиксированы в индивидуальном плане учащегося.

В конце каждого полугодия проводятся дифференцированные зачёты по

классу ансамбля. Для исполнения на зачёте по ансамблю педагог готовит с

учащимися

1-2

музыкальных

произведения,

в

зависимости

от

величины

объёма нотного текста и уровня его технической сложности. Исполнение

произведений возможно как наизусть, так и по нотам. Возможно участие

педагога в ансамбле.

Оценка успеваемости учащегося складывается из результативности его

выступлений

на

зачёте,

конкурсах,

фестивалях,

концертах.

Публичные

выступления могут быть приравнены к выступлению на зачёте.

Выступления учащихся оцениваются по пятибалльной шкале комиссией,

состоящей

из

нескольких

преподавателей.

Анализу

и

оценке

подлежат

следующие параметры:

точность воспроизведения нотного текста (звуковысотность, метроритм,

динамика, артикуляция);

выражение жанровых признаков;

эмоциональная реакция на характер музыкального произведения;

инструментальные навыки исполнителя: посадка, положение инструмента,

постановка

рук,

аппликатура,

приёмы

звукоизвлечения,

координация

действий рук;

синхронность исполнения – как метроритмическая, так и аппликатурная,

штриховая, агогическая, динамическая.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО КЛАССАМ

Класс

Формирование

музыкальных

интересов

учащегося

Развитие

творческих

навыков

учащегося

Развитие

технических

навыков

учащегося

7

III/5

26

26

50

IV/6

20

26

56

V/7

16

28

58

(VI/8)

12

28

62

Количество ансамблевых учебных часов в неделю на одного учащегося – 3. Из

них 1 час – мелкогрупповая репетиции; 2 часа – сводная репетиция. Общее

количество ансамблевых учебных часов на одного учащегося за учебный год –

102.

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ТЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ГОДА

№ Форма проведения

Репертуарные требования

Время проведения

1.

Зачёт

1-2 музыкальных

произведения, различных

по стилистическим и

жанровым особенностям

Ноябрь – декабрь

2.

Зачёт

1-2 музыкальных

произведения, различных

по стилистическим и

жанровым особенностям

Апрель – май

ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

Предлагаемый репертуар представлен в порядке возрастания сложности

и может служить ориентиром для преподавателей.

Помимо использования готовых партитур в работе с детским

коллективом, большое значение имеет творческая работа преподавателя по

созданию

собственных

оркестровых/ансамблевых

инструментовок.

Это

позволяет

расширить

репертуар

коллектива,

познакомить

учащихся

с

разнообразными

жанрами

музыки,

приблизить

уровень

сложности

оркестровых/ансамблевых

партий

к

исполнительским

возможностям

учащихся и их интересам.

Для развития тембрального слуха учащихся можно рекомендовать

периодически

вводить

в

монотембровый

гитарный

коллектив

иные

музыкальные инструменты. В зависимости от жанра исполняемой музыки,

это

могут

быть

укулеле,

балалайка,

домра,

мандолина,

аккордеон,

баян,

скрипка, виолончель, бас-гитара, синтезатор, различные духовые и ударные

инструменты.

1.

Д.Дюарт «Ковбои»

2.

Д.Дюарт «Индейцы»

3.

В.Волков «За окном дождь»

8

4.

В.Волков «Кукушка»

5.

Неизвестный

автор

«Сарабанда»

Соль

мажор,

инструментовка

В.Донских

6.

И.Кригер «Менуэт» ля минор, инструментовка В.Донских

7.

Г.Телеман «Менуэт» си минор, инструментовка В.Донских

8.

И.С.Бах «Полонез» ля минор, инструментовка В.Донских

9.

И.С.Бах «Хорал» ре минор, инструментовка В.Донских

10. Г.Пёрселл «Буре», инструментовка А.Орлова

11. Ж.Витхауер «Гавот», инструментовка А.Орлова

12. Г.Пёрселл «Марш», инструментовка А.Орлова

13. К.Мачадо «Ojos Aswels Chili»

14. К.Мачадо «Cravo»

15. К.Мачадо «San Pedro Bolivie»

16. С.Марышев «Полифоническая пьеса»

17. К.Вебер «Романс», инструментовка В.Донских

18. Р.Шуман «Маленькая пьеса», инструментовка В.Донских

19. В.Донских «Детская сюита «Из бабушкиного сундука»

20. И.Рогалёв «Музыкальная сюита «Время чудес»

21. В.Поврозняк «Весенний вальс»

22. Ф.Карулли «Ларгетто» ля минор

23. Ф.Карулли «Ларгетто» Ре мажор

24. Ф.Карулли «Андантино» Ля мажор

25. Е.Нилова «Шоро»

26. Е.Нилова «Вечеринка у хоббита»

27. К.Мачадо «Мilinda Mariguita»

28. К.Мачадо «А Сasinha Peqve Nina Bresil»

29. К.Мачадо «La Molatinha»

30. В.Козлов «Полька Топ-топ-топ», инструментовка В.Семёнова

31. В.Козлов «Фанфары и барабан», инструментовка В.Семёнова

32. В.Козлов «Танец сеньориты гитары», инструментовка В.Семёнова

33. Л.Вильямс «Linda Amiga»

34. Л.Вильямс «Buenos Reyes»

35. Л.Вильямс «Salamanca»

36. Испанский танец «Монрэал», инструментовка Ц.Вамба

37. А.Лара «Гранада», инструментовка Ц.Вамба

38. В.Моцарт «Вальс» Ля мажор, инструментовка В.Колосова

39. В.Моцарт «Менуэт» Ля мажор, инструментовка А.Орлова

40. С.Орехов «Вариации на тему цыганской песни «Разжигаю я костёр»,

инструментовка А.Орлова

41. Неизвестный автор «Танец» Ре мажор, инструментовка А.Орлова

42. Л.Радольт «Канон»

43. Ф.Карулли «Аллегретто» Ля мажор, инструментовка В.Колосова

44. А.Грибоедов «Вальс» Соль мажор, инструментовка В.Колосова

45. К.Мачадо «Милонга»

46. Ш.Гуно «Вальс» из оперы «Фауст», инструментовка В.Семёнова

9

47.

Итальянская

народная

песня

«Санта

Лючия»,

инструментовка

В.Колосова

48. А.Иванов-Крамской. «Вариации на тему русской народной песни «Как

у нас во садочке», инструментовка В.Семёнова

49. И.Штраус «Полька-пиццикато», инструментовка А.Орлова

50. Й.Брамс «Вальс» Ля мажор, инструментовка А.Орлова

51.

Русская

народная

песня

«Утушка

луговая»,

инструментовка

А.Иванова-Крамского

52.Английская

народная

песня

«Зелёные

рукава»,

инструментовка

В.Поничева

53.

Американская

народная

песня

«Полёт

кондора»,

инструментовка

В.Поничева

54.А.Цфасман «Неудачное свидание», инструментовка Р.Боткина

55.Д.Карлтон «Джа-да», инструментовка Р.Боткина

56. Д.Кабалевский «Серенада Дон Кихота», инструментовка В.Колосова

57.

Ф.Таррега

«Воспоминание

об

Альгамбре»,

инструментовка

В.Поничева

58. М. де Фалья «Мавританская шаль», инструментовка А.Орлова

59. М.Линнеман «Рэгтайм марионеток»

60. М.Линнеман «Два дня в Париже»

61. М.Линнеман «Исландский канон»

62. С.Ирадье «Голубка (Хабанера)», инструментовка В.Колосова

63. «Испанский танец», инструментовка Д.Лермана

64. А.Кватромано «Венесуэльский вальс», инструментовка В.Поничева

65. «Кубинский танец», инструментовка В.Колосова

66. Д.Зорзи «Пеня без слов»

67. Ф.Карулли «Аллегретто» Ре мажор

68.

А.Пьяццолла

«Империал»

из

Сюиты

«Парижские

эскизы»,

инструментовка Н.Истомина

69. П.Мориа «Менуэт» Ре мажор, инструментовка В.Колосова

70. Л.Боккерини «Менуэт» Ре мажор, инструментовка В.Колосова

71. Л.Калл «Рондо» До мажор, инструментовка М.Александровой

72. Л.Калл «Соната» ля минор, инструментовка М.Александровой

73. М.Линнеман «Desiderata»

74. М.Линнеман «The Gipsy Rover»

75. К.Мачадо «Rosa Amarela»

76. В.Ребиков «Вальс» из оперы «Ёлка», инструментовка В.Калинина

77. Э.Гранадос «Восточный танец», инструментовка В.Калинина

78. Испанский танец «Эль вито», инструментовка М.Александровой

79.

А.Иванов-Крамской

«Вариации

на

тему

русской

народной

песни

«Пойду ль я, выйду ль я», инструментовка М.Александровой

80. А.Иванов-Краской «Вариации на тему русской народной песни «Я с

комариком плясала», инструментовка А.Орлова

81. Б.Марелла «Жига»

82. С.Марышев «Спиричуэлс»

10

83. С.Марышев «Восточный базар»

84. Н.Кост «Баркарола», инструментовка Е.Моргачёвой

85. Д.Семензато «Шоро», инструментовка Е.Моргачёвой

86. Х.Феррер «Оригинальный вальс»

87.

С.Прокофьев

«Гавот»

из

Классической

симфонии,

инструментовка

А.Иванова-Крамского

88. Н.Речменский «Кукушка»

89. М.Чюрлёнис «Фугетта», инструментовка Н.Ивановой-Крамской

90. А.Сихра «Мазурка» ля минор, инструментовка М.Александровой

91. А.Сихра «Рондо» Соль мажор, инструментовка М.Александровой

92. Н.Соколов «Полька», инструментовка М.Александровой

93. В.Козлов «Рэгтайм «Вакцина против гриппа»

94. В.Козлов «Неаполитанские ночи»

95. Э.Григ «Танец Анитры», инструментовка Н.Степановой

96. Ж.Пернамбуку «Бразильский танец», инструментовка А.Лазаревича

97. С.Молинаро «Сальтарелла», инструментовка А.Лазаревича

98. Л.Вильямс «Кубана», инструментовка А.Орлова

99. И.Альбенис «Кордова», инструментовка А.Орлова

100.

А.Иванов-Крамской

«Вариации

на

тему

русской

народной

песни

«Ахти, матушка, голова болит», инструментовка А.Орлова

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕКОЙ И

НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., Музыка, 2007

Белкин А. Ситуация успеха. Как её создать. – М., Просвещение, 1991.

Выготский Л. Педагогическая психология//Психология: классические труды.

– М., 1996.

Галин А. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989.

Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М., Престо, 2002

Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. – М., Престо, 2002

Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. – М.,

Классика-ХХI, 2004

Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Ростов-на-

Дону, Феникс, 2013

Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. – М., Классика-ХХI, 2010

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 2009

Кузин Ю. Азбука гитариста: Доинструментальный период. – Новосибирск,

НМК, 2003

Кузин

Ю.

Азбука

гитариста:

Инструментальный

период,

часть

1.

Новосибирск, НМК, 2003

Кузин

Ю.

Азбука

гитариста:

Доинструментальный

период,

часть

2.

Новосибирск, НМК, 2003

11

Кузин Ю. Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения. – Новосибирск,

НМК, 2010

Кузнецов В. К вопросу о гитарной аппликатуре. //Проблемы содержания и

методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе: Труды МГИМ

им. А.Шнитке, вып. 3. М., 2001

Кузнецов В. Основы звукоизвлечения и игры в позиции на классической

гитаре. //Музыкальное исполнительство на народных инструментах. Вопросы

обучения и воспитания: Труды МГИМ им. А.Шнитке, вып. 7. М., 2003

Кузнецов В. Подготовительный период обучения на классической гитаре. //

Современные

проблемы

музыкального

образования:

Труды

МГИМ

им.

А.Шнитке, вып. 8. М., 2004

Окунев А. Как учить не уча. – Санкт-Петербург, «Питерпресс», 1996.

Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. – Киев,

Музична Украина, 2003

Титов Е. Приёмы игры на гитаре: от теории к практике. – М., Композитор,

2005

Цалок В. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинёв, 1989.

Нотная литература

Ансамбли шестиструнных гитар, выпуск 1. – Москва, «Музыка», 1988.

Ансамбли шестиструнных гитар, выпуск 2. – Москва, «Музыка», 1989.

Ансамбли шестиструнных гитар, выпуск 3. – Москва, «Музыка», 1990.

Ансамбли

шестиструнных

гитар,

выпуск

1/ Cоставитель

Колосов

В.

Москва, «Престо», 1999.

Ансамбли

шестиструнных

гитар,

выпуск

2/ Cоставитель

Колосов

В.

Москва, «Престо», 1999.

Ансамбли для шестиструнной гитары, выпуск 1/ Составление Александровой

М., Моргачёвой Е., Степановой Н. – Москва, Методиздат, 2001.

Ансамбли для шестиструнной гитары, выпуск 2/ Составление Александровой

М. – Москва, Методиздат, 2003.

Гитара в ансамбле/ Составитель Поничев В. – Новосибирск, «Арт-классик»,

2010.

Золотой звук: III интернет-конкурс научно-методических работ/ Составитель

Карпов Л. – Санкт-Петербург, «Творческий дом», 2010.

Золотой звук: IV интернет-конкурс научно-методических работ/ Составитель

Карпов Л. – Санкт-Петербург, «Творческий дом», 2012.

Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Ростов-на-

Дону, «Феникс», 1999.

Иванников

П.

Хрестоматия

гитариста:

младшие

классы.

Кызыл,

«Издательство АСТ», 2002.

Иванников

П.

Хрестоматия

гитариста:

старшие

классы.

Кызыл,

«Издательство АСТ», 2003.

Играем вместе, выпуск 1/ Составитель Кузин Ю. – Новосибирк, «Арт-

классик», 2000.

12

Играем вместе, выпуск 2/ Составитель Кузин Ю. – Новосибирк, «Арт-

классик», 2000.

Играем вместе, выпуск 3/ Составитель Кузин Ю. – Новосибирк, «Арт-

классик», 2000.

Играем вместе: гитарные ансамбли для 3-5 классов ДМШ/ Составитель

Зырянов Ю. Новосибирск, «Арт-классик», 2000.

Искусство гитарного ансамбля, выпуск 1/ Составитель Донских В. – Санкт-

Петербург, «Композитор», 2002.

Искусство гитарного ансамбля, выпуск 2/ Составитель Донских В. – Санкт-

Петербург, «Композитор», 2003.

Как у нас во садочке: сборник пьес для ансамблей гитаристов/ Составитель

Семёнов В. – Челябинск, 2009.

Калинин В. Юный гитарист. – Москва, «Музыка», 2016.

Козлов В. Музыка для трёх гитар. – Челябинск, 2012.

Козлов

В.

Эхо

бразильского

карнавала/Детская

сюита.

Новосибирск,

НОККиИ, 2013.

Нилова Е. Мой остров – гитара. – Новосибирск, «Окарина», 2003.

Нилова

Е.

Улыбка

Джоконды:

пьесы

для

классической

гитары.

Новосибирск, «Окарина», 2004.

Орлов А. Дуэты, трио, квартеты. – Новосибирск, 2003.

Произведения

зарубежных

композиторов

(для

ансамблей

гитар)

/Составитель Пермяков И. – Ленинград, «Музыка», 1988.

Сирл Л. 15 лёгких трио для гитары. – Новосибирск, НОККиИ, 2013.

Смирнов В. Бирюзовые колечки: популярные пьесы и ансамбли для гитары.

– Москва, «Криптологос», 2002.

Хрестоматия

гитариста:

шестиструнная

гитара,

2-3

классы

музыкальных

школ/ Составитель Гордиенко К. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.

Хрестоматия гитариста: шестиструнная гитара, 3-4 классы музыкальных

школ/ Составитель Гуркин В. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.

Хрестоматия гитариста: шестиструнная гитара, 4-5 классы музыкальных

школ/ Составитель Гуркин В. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.

13



В раздел образования